Технологии и средства создания видео-лекций

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    688,77 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Технологии и средства создания видео-лекций

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Красноярский государственный университет им. В.П. Астафьева»

Факультет информатики и ВТ








Курсовая работа

ТЕХНОЛОГИИ И СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ВИДЕО-ЛЕКЦИИ


Гаврилова Ксения Игоревна

Профиль «Дизайн и компьютерная графика»

4 курс

Научный руководитель: к.п.н., доцент

Туранова. Л. М.




Красноярск. 2013 год

Введение

видео лекция обучение самообразование

Образование входит в состав основных приоритетов российского общества и государства. Базовое звено модернизации образования - общеобразовательная школа. Модернизация школы предполагает решение ряда системных задач: нормативно-правовых, экономических и содержательных. Первостепенной из них является задача достижения нового, современного качественного образования. В общегосударственном плане новое качество - это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. В педагогическом плане - это ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Деятельность педагогического коллектива школы направлена на решение важной проблемы - подготовить обучающихся к жизни в современном обществе и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий.

Потенциал, который предоставляют современные технологии для образования, невозможно переоценить. Информационное обеспечение деятельности обучающихся и педагогов, возможность свободного доступа к необходимой учебной, научной, культурной и любой другой информации - необходимое условие свободного развития личности.

Организационная форма всемирной сети как распределенного и стремительно растущего по структуре и объему общедоступного хранилища информационных ресурсов предполагает, что именно в сфере образования значительная часть этих ресурсов и потребляется, и производится. Без ориентации на сетевые электронные носители информации нельзя рассматривать современные и перспективные образовательные системы.

В настоящее время существуют десятки тысяч различных информационно-образовательных ресурсов. Большинство из них являются «визитками» образовательных учреждений.

Однако информатизация деятельности конкретного учебного заведения представляет собой комплекс мероприятий, нацеленных на применение средств информационных технологий для повышения эффективности обработки информации во всех видах деятельности современного учреждения общего среднего образования. Одним из таких средств может быть, созданная учебная видео-лекция.

Цель курсовой работы состоит в описании технологий и средств по созданию учебных видео-лекций, необходимых для организации, модернизации плодотворного учебно-воспитательного процесса и взаимодействия учащихся в условиях проведения стандартного учебного урока в образовательном учреждении.

Объект исследования - технологии и средства создания видео-лекции.

Предмет исследования - особенности и структура учебно-воспитательной видео-лекции.

В данной работе будут поставлены и рассмотрены следующие задачи:

первая - это рассмотреть особенности и проблемы создания школьных видео-материалов; вторая - это анализ структуры видео-лекции; третья задача состоит в раскрытии всех этапов разработки видео-лекции.

Развитие глобальной компьютерной сети интернет открыло новые перспективы совершенствования мировой образовательной системы. Это отражается как на технической оснащенности образовательных учреждений, их доступе к мировым информационным ресурсам, так и на использовании новых видов, методов и форм обучения, ориентированных на активную познавательную деятельность учащихся, обучение в сотрудничестве и т. д. Сеть создала на своих просторах множество новых каналов связи, позволяющих пользователям общаться друг с другом, делиться полезной (да и бесполезной) информацией… Сеть предоставляет нам массу возможностей пообщаться с друзьями, коллегами по увлечениям. Деловыми партнерами, наконец. И все это происходит в режиме реального времени.

Информатизация современного общества привела к изменению характера и профессиональной деятельности на основе внедрения в нее новых информационных технологий, в связи с этим изменился и подход к подготовке специалиста в разных сферах профессиональной деятельности, том числе и такой творческой специальности, как дизайн и компьютерная графика.

Тема данной курсовой является - «Сетевые сообщества как средство самообучения компьютерной графике». То есть в итоге мы получаем самообразование индивидуума, через обращение к различным сетевым сетям и сообществам.

Как пишет профессор Л . Н. Коган , " основой приобретения нужных для жизни (не только для работы по той или иной профессии) знаний всегда было , есть и будет самообразование.

Знания по своей природе товаром не являются, их никогда и нигде нельзя купить, их можно только обрести за счет собственного труда и диалога с другими личностями. Можно купить учителей и аттестаты, но знания, творческие способности нужно добывать самому [2].

"Настоящее образование есть только самообразование. Начинается с той минуты, когда человек, распростившись навсегда со своими школами, делается полным хозяином своего времени и своих занятий." Дмитрий Писарев.

Правда, есть большое «но», проблема не только в самообразовании (самообучение и познание чего-то нового раскрывает перед человеком больше возможностей), а то как и что дают данные сообщества т.е правильность, целесообразность и качество полученных знаний. Блестящие возможности для самообразования - книги, диски, интернет и многочисленные сообщества - используются малоэффективно поскольку у молодежи нет помощи в разработке программы собственного образования, где бы указанные ресурсы целенаправленно использовались. Так, например, для индивидуумов, только начинающих вникать в эту область, часто недостает информации самообразовательного характера, которая позволяет сориентироваться в стремительно расширяющейся области компьютерной графики.

Изучение теоретических и практических вопросов по исследуемой теме дало основание сформулировать проблему данного курсового проекта: Качество и применимость знаний полученных с помощью сетевых сообществ.

Цель исследования: Данный курсовой проект нацелен на выявление некачественных знаний, приобретенных путем обращения к сетевым сообществам в процессе самообучения компьютерной графике.

Объект исследования: профессиональная подготовка индивидуума в рамках самообразования с использованием различных интернет-сообществ

Предмет исследования: процесс самообразования компьютерной графике.

Задачи исследования:

·        Изучить учебно - методическую литературу по теме исследования;

·        Оценить состояние теории и практики профессиональной подготовки будущих дизайнеров, на основе анализа научно-методической и специальной литературы.

·        Рассмотреть особенности сетевых сообществ, преимущества и недостатки их использования в процессе обучения;.

·        Рассмотреть содержание, методы, средства и формы обучения компьютерной графике в рамках самообразования, путем использования интернет сообществ.

        
1. Понятие видео-лекция. Возможности ее применения в учебно-педагогическом процессе


Сегодняшние возможности мультимедийных продуктов привнесли в видео-лекция - это синтетический предмет, соединяющий знания, технологию и эстетику рисунка, живописи и композиции и других пластических искусств с компьютерными технологиями. [5].

Люди самых разных профессий применяют компьютерную графику в своей работе. Среди них: исследователи в различных теоретических и прикладных науках; архитекторы; художники; верстальщики; дизайнеры; разработчики рекламной продукции; проектировщики Web-страниц; авторы мультимедиа презентаций; медицинские работники; модельеры тканей и одежды; фотографы; специалисты в области теле- и видеомонтажа и др. Компьютерная графика развивает творческие способности любого человека. Она интересна и полезна, так как дает возможность работать с различными видами графики. Учит сравнивать виды изображений, видеть возможности и преимущества графических редакторов.

Компьютер - хорошее средство изучения композиционных средств. В цикле интегрированных занятий по живописи компьютерная графика выступает как моделирующая среда для обучения цветоведению, объемно-пространственным отношениям и композиции живописных произведений. Компьютерная техника в данном контексте представляет широчайшие возможности изучения цветовых отношений, нюансов, а также способов взаимодействия объектов реального мира на плоскости и в пространстве. С помощью современных информационных технологий прекрасно рассматриваются композиционные элементы: точка, линия, пятно, свет, цвет, плоскость, пространство.

Первопричина такой популярности заключается в чрезвычайно широких возможностях обработки изображений, представленных в электронном виде. Все то, что профессионалы других видов искусств создают годами, часто компьютерный дизайнер создает всего лишь за несколько часов. Для этого ему нужно обладать только художественным вкусом и знаниями как базовыми художественными, так и в области прикладных графических программ, все остальное графическая программа сделает сама.

С технической точки зрения компьютерная графика - это технологии ввода, вывода, преобразования и редактирования графических объектов под управлением компьютера. Практика показывает, что художники с трудом приходят к компьютеру, потому что это генетически другие люди и у них есть своеобразный барьер, а «технарю» компьютер ближе. Поэтому необходимо широко использовать компьютерную графику при подготовке специалистов различного профиля, и в первую очередь художников и художников-педагогов. Тогда современные графические пакеты Corel Draw, Adobe Illustrator, Macromedia Flash, Adobe Photoshop, Corel Photo-Paint, Paint Shop Pro, Microsoft Photo-Draw, Adobe Photo Deluxe, Corel Painter и др. смогут быть использованы и как средство интенсификации процесса формирования профессиональных художественных умений. [5].

В современных программах принятых Министерством образования РФ, неоправданно мало учебного времени уделяется изучению раздела «Компьютерная графика». Обязательный минимум содержания образования, принятый на сегодняшний день, предусматривает изучение графических объектов, средства и технологии работы с графикой, создание и редактирование графических объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики (Программы для образовательных учреждений, сост. М.Н.Бородин, стр.40).

Требования к уровню выпускников: уметь создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений. С разнообразными, мощными и более увлекательными графическими программами приходится работать только в ознакомительном порядке, так как на возможности современной растровой, векторной и 3D графики не хватает учебного времени. [16].

Хотя такие программы как Corel Draw и Adobe Photoshop применяются практически во всех сферах творческой деятельности. Большинство графических пакетов для рисования (как растровых, так и векторных) обладает огромным арсеналом спецэффектов, позволяя имитировать природные явления и процессы (снег, дождь, облака, огонь, воду, дым); а также менять освещение, резкость, контрастность и другие характеристики изображения.Draw - это программа векторной компьютерной графики, которая заслуженно является одной из наиболее популярных графических программ. Свою популярность программа приобрела благодаря тому, что позволяет создавать иллюстрации различной сложности, она проста и удобна в усвоении. Это программа одинаково хорошо подходит для разработки практически любого вида печатной продукции.Photoshop - одна из самых популярных в мире программ редактирования растровых изображений. Без нее не обходится ни один фотограф, рекламный агент и даже обычный пользователь. С помощью программы Adobe Photoshop восстанавливают и реставрируют фотографии, изготавливают рекламу и многое другое. (AP) один из многочисленных пакетов для обработки, изменения, сохранения графических объектов. Adobe Photoshop позволяет работать с палитрой, калибровать, сканировать, импортировать и экспортировать, выделять области, контуры рисовать/редактировать, выбирать цвета, слои, каналы и маски, фильтры, размер изображения и его разрешение, Цветокоррекция, преобразовать изображения, цветоделение, печать изображения.

Изучение приведенных выше программ сводится только к пересмотру методических пособий, на практические занятия остается мало времени. Поэтому зачастую решение такой проблемы как освоение графических редакторов лежит за рамками учебного времени. Необходимо более активно использовать возможности дополнительного образования и собственного времени. [16].

         1.1 Методические пособия


В настоящее время существует достаточно большое количество разных задач, которые попадают под определение «Компьютерная графика». Повсеместно в учебные планы школ и ВУЗов вводится курс компьютерной графики. Существуют различные программы преподавания курса «Компьютерная графика» согласно направлению подготовки студентов в различных ВУЗах.

На протяжении многих лет базовым учебником, рекомендованным Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки дипломированных специалистов «Информатика и вычислительная техника», является «Компьютерная графика» Михаила Николаевича Петрова и Владимира Петровича Молочкова. [12].

В связи с постоянным ростом и развитием информационных технологий в современном обществе , растет спрос на инновационные разработки - соответственно должен расти и уровень знаний , но на данном этапе развития

практический опыт растет на много быстрее , чем знания. Одной из причин данного положения является отсутствие методических пособий. В частности пособий по « Компьютерной графике », безусловно, они существуют , но не всегда являются полезными. Огромное количество печатной методической литературы является устаревшейчто то есть, имеют отношение, скорее, к преподаванию компьютерной графики на базовом уровне. Очевидно, что требуется пересмотрение и совершенствование методических пособий.

Изучая методические пособия в предпрофильной подготовке учащихся я обратила внимание на элективный курс «Компьютерная графика. Графический редактор Adobe Photoshop», который разработали: М.Н. Анпилова, Л.И.Кузнецова, В.В. Черкашина, Ю.С. Дронова. Этот авторский коллектив, разработав данный спец курс рассчитанный на 16 часов, одной из своих задач видит в развитии творческих способностей учащихся. Разработана программа, тематическое планирование, а вот методических материалов, т.е. пошаговых алгоритмов выполнения работ нет. Это вызывает трудности: поиск литературы, изображений (для выполнения работ), многочасовая разработка пошаговых алгоритмов и т.д.

В учебно-методическом пособии «Компьютерная графика» Тамбовского государственного технического университета, авторами которого являются Зайцева Е.А. и Пунина Т.Г. представлены общие сведения о компьютерной графике, теоретические и практико-ориентированные материалы по изучению графических компьютерных программ Xara Xtreme 2.0f и Adobe Photoshop CS2. Материал содержит 101 графическую иллюстрацию и 15 видеофрагментов, поясняющих работу с описываемыми приложениями.

В Методических указаниях по курсу “ Компьютерная геометрия и графика ” для студентов специальности ИС дневной и заочной форм обучения содержатся основные сведения о видах компьютерной графики. Сделан краткий обзор возможностей мощнейшей графической системы Adobe Photoshop формирования и редактирования растровых компьютерных изображений. Освещены важнейшие вопросы использования графического редактора популярной системы AutoCAD 2000 для компьютерного проектирования. [9].

При подготовке учителей профильной школы - магистров образования - изучение компьютерной графики сводится к изучению ее прикладных возможностей, исследованию ее дидактической составляющей, изучению способов развития школьников средствами компьютерной графики, поиску методических приемов для наиболее эффективного преподавания компьютерной графики в профильной школе в рамках ограничения времени,

поиску возможностей междисциплинарного изучения компьютерной графики. [<#"786537.files/image001.gif">

Рис. 1. Логотип сетевого сообщества Globator

На сайте сетевого-сообщества Globator (<#"786537.files/image002.gif">

Рис. 2. Логотип сетевого сообщества Photoshop-master.

Проект photoshop-master.ru (<#"786537.files/image003.gif">

Рис. 3. Логотип сетевого сообщества Demiart

Это сообщество разделено на гильдии - новичков, фантазеров, художников итд. Уроки по различным программам вынесены на индивидуальную площадку, где можно найти начиная от учебников по программе страницы и заканчивая самой программой. На странице этого сообщества собраны более семи тысяч самых интересных и уникальных Уроков по Фотошоп, Corel Draw, Adobe Illustrator переведенных с иностранных языков, а также оригинальные русскоязычные уроки, написанные специально для сообщества. Авторами уроков являются признанные мастера компьютерной графики и обработки готовых изображений. Кроме этого здесь можно скачать программы, а также учебники, апдейты, плагины, фильтры, кисти и шрифты.

Рис. 4. Логотип сетевого сообщества Drawmaster

Данное сообщество будет полезно начинающим художникам. Здесь можно найти большое количество информации по основам рисования, о простых принципах цвета и их применении. Каждому профессионалу известно, что совершенное знание теории цвета для художника очень важно. Уроки разделены не только на простые и сложные, но и по темам - рисование животных,людей, техники, цветов и многое другое. Так же здесь предлагается поработать в программе Фотошоп онлайн, без установки и бесплатно.

Важно было бы отметить, что рисунке № 1 представлена схема выстраивания работы которую используют на данный момент развивающиеся, и уже ставшие профессиональными, сетевые сообщества по компьютерной графике.

Рис. 5. Модель профессионального сетевого сообщества

Используя данную схему, можно узнать на сколько качественным и полезным является данное сетевое сообщество. Рассмотрим наиболее важные критерии деятельности сетевых сообществ применяя ее к вышеописанным сайтам.

1.      Уроки (обмен опытом). Нет тренировки лучше, чем имитация. Когда вы учитесь рисовать, вы в первую очередь учитесь не движениям руки, а восприятию света и тени такими, какими они являются в действительности, а не такими, как вы о них думаете. Так же и с помощью уроков, которые создали мастера, ученик познает все тонкости работы в той или иной программе.

Уроки в Demiart достаточно подробные, убедится в этом, можно перейти по ссылке <http://demiart.ru/forum/index.php?showtopic=220214>. Показаны принтскирины с панелями, на которых видны настройки стилей слоя, градиентов итд. Для самообучения хорошо подходит, так как все сделано последовательно. Разберем уроки сетевого сообщества Рhotoshop-master. В уроках <http://www.photoshop-master.ru/lessons.php?rub=1&id=1896>rub=1&id=1896 <http://www.photoshop-master.ru/lessons.php?rub=1&id=1896> и <http://www.photoshop-master.ru/lessons.php?rub=3&id=1875> нет предложения создать дубликат слоя с фото, а это грубая ошибка, т.к сделав погрешность, нужно будет опять загружать оригинал, хотя можно было бы просто удалить некачественный слой. И это уроки оцененные по сложности являются легкими, с которых зачастую начинают самообучение. Что касается уроков на Globator, хотя они и не распределены по сложностям, являются такими же подробными как на Demiart <http://globator.net/photomontage/622-gigantskaya-zolotaya-rybka.html>, <http://globator.net/texteffects/623-klassnyy-glyancevyy-3d-tekst.html>.

2.      Учебные материалы. На сайте сообщества Drawmaster не представлено обучающей информации в виде учебных пособий и методических материалов, хотя плюсом может быть, то что здесь созданы темы по правильному смешению цветов, пластической анатомии, урок по освещению. Самое обширное представление учебной литературы находится в сообществе Globator. На странице сетевого сообщества находятся книги таких высококлассных профессионалов, как Кэтрин Айсманн и Дэна Маргулиса. Demiart имеет минимум учебной литературы, по каждой из программ не более трех учебников, весь упор данного сообщества нацелен на уроки, конкурсы и обмен опытом.

3.      Консультации профессионалов. На форуме Demiart в гильдии векторщиков (для примера) есть тема - Рисуем вместе с мастером, где новичок может получить квалифицированную помощь по работе в программе. В теме «Тайны лучших векторных работ» можно лично расспросить авторов замечательных работ об их секретах. В теме «Уважаемы профессионалы! Подскажите начинающему творцу!» на Globator созданной еще в 2011 году всего один вопрос, на который дан не полный ответ. Так и в большей части тем датируется началом или серединой 2012 года. По сути сетевое сообщество не пользуется большой популярностью из-за не грамотного построения работы.

В теме «Для мастеров» сообщества Рhotoshop-master задают вопрос -«Мастера фотошопа http://wallpapershi.net вот на этом сайте есть много картинки с фектами зделайте уроки Пожалуста многим бы пригодился» на что получают ответ один из двух который приведу -«Направление форума изучение Photoshop, а не ликвидация безграмотности.»

4.      Форум. Итак, непременным признаком сообщества является информационный обмен, который может быть представлен, например, в форме обсуждения. Форум - это форма общения на сайте. Каждое сообщение на форуме имеет своего автора, тему и собственное содержание. Как правило, форумы подразделяются на темы, и каждый ваш ответ будет частью общего открытого обсуждения определенной темы. Рекомендации в тематических сообществах и на форумах позволяют получить максимальный охват аудитории при минимальных затратах. Ещё одним преимуществом рекомендаций в сообществах является тот факт, что они имеют долгосрочный и накопительный эффект. Ведь, многие ветки форумов продолжают быть активными и спустя несколько месяцев, а то и лет с момента открытия. На форуме Demiart в гильдии векторщиков и художников (для примера) дают домашние задания, которые может выполнить любой желающий, кроме профессионала конечно, и получить по исполнении оценку. Так домашнее задание для художников на март, было отрисовывание шеи, Первая неделя данной темы была посвящена изучению шейного отдела позвоночника и конструктивно-плоскостной формы шеи. Поставленная задача: Изучив строение шеи, нарисовать шейный отдел позвоночника в четырех ракурсах. Были приведены несколько рисунков из разных книг, которые могли помочь в понимании строения скелета в шейном отделе. Форум Рhotoshop-master (<http://www.photoshop-master.ru/forum>) является немного слабее предыдущего сообщества. Там нет таких четких описаний и пошаговых инструкций . Нпример на посталенный вопрос - «Как сделать такой эффект с рисунком», мы можем увидеть ответ в виде ссылки http://www.photoshop...hp? <http://www.photoshop-master.ru/lessons.php?rub=5&id=938>rub=5&id=938 <http://www.photoshop-master.ru/lessons.php?rub=5&id=938>, перейдя по ссылке получаем не достаточно грамотный урок (не присутствует информация по созданию слоев, создается такое впечатление, что все надо делать в рамках одного слоя, хотя профессионал такого не допускает.). На форуме Globator основная часть сообщений и тем старые, и большинство состоит из уроков.

Мною были представлены одни из самых посещаемых, можно сказать и не самых плохих сообществ по компьютерной графике. И у каждого из них есть свои плюсы и минусы. Но не все такие (<http://www.postroika.ru/>, <http://happy-art.3dn.ru/>, <http://www.neizvestniy-geniy.ru/>, <http://tutorials.psdschool.ru/>). Зачастую вместо изучения азов компьютерной графики в большинстве сетевых сообществ «изучаются» уроки, созданные не профессионалами, которые называются «современными», «прогрессивными», а по сути уберите красивые слова - и останутся просто цветные картинки. Что же они дают для квалификации?

Уроки по освоению программ встречаются самые разные. Однако многое в процессе обучения зависит не от того, каким способом будет проходить процесс получения знаний, а от того, насколько внимательно и методично будет осваивать материал ученик. Нужно понимать, что просмотрев материал только поверхностно, маловероятно что информация будет усвоена и применена на практике. Важно изучать уроки поэтапно, работать над каждым из этих этапов в отдельности, и обязательно применять на практике полученные знания. Только тогда можно освоить программы по компьютерной графике в совершенстве, и применять его впоследствии уверенно.

Профессиональный опыт - это специфический опыт, связан именно с темой деятельности. Проблема состоит и в том, что многие сферы деятельности не ограничиваются фактическими знаниями. Там необходимо еще и определенное мировоззрение и образ мысли. В ходе самообразования процесс приобретения новых знаний осуществляется без помощи педагога , но это не отменяет роли педагога в подготовке к самообразованию , которому тоже нужно учить , не говоря о том , что потребность в самообучении воспитывается не без помощи учителя. Педагог это не тот человек, который объясняет, как решать задачу. Это человек, роль которого в том, чтобы объяснить, как надо думать, чтобы решить задачу.

        

         3. Самообучение как проблема

        

         3.1 Самообучение


Согласно словарю, самообразование - это «целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообучения - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала» [13].

В психологической литературе самообучение рассматривается как деятельность, связанная с самоорганизацией - способностью личности организовать себя и свою деятельность, т.е. самостоятельно ставить цель и задачи деятельности, выбирать способы их достижения, определять свое поведение во времени, осуществлять самоконтроль, самоанализ, самокоррекцию [ 14].

Отличие самообучения от обычной образовательной схемы заключается в том, что вы учитесь сами, когда и где хотите. Приставка «само-» не отменяет систематичность, просто дает больше свободы для маневра и предполагает, что вам не нужен штат преподавателей для овладения определенной областью знаний. Важным условием самообучения является твердо укрепившаяся привычка к систематическому умственному труду, которая складывается постепенно.

Есть сферы жизни, где самообучения никогда не принесет плоды. Вопрос: вы когда-нибудь видели самоучитель по хирургии, юриспруденции, архитектурному искусству? Почему, фигуристы не занимаются самообучением?

Самообучение невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания.

Самообучение это сестра самодисциплины и личностного роста. Высокая дисциплина способствует самообучению, впрочем, и наоборот.

Это лакмусовая бумажка - проверка ваших внутренних качеств, к примеру, воли, и желания изменить свою жизнь к лучшему. К примеру, по А. Маслоу и его пирамиды, само обучатся может человек, который уже утолил более низменные свои желания…

Проблема воспитания потребности самообразования как определенного вида самостоятельности обучающихся всегда считалась для педагогики и других наук <узловой>. Общество стремительно меняется. В этой обстановке студенчество формируется и само идентифицируется. Одними из итогов Болонского процесса стали уточненные приоритеты современного образования, в которых важное место уделяется самопознанию и самообразованию.

В самообразовательной деятельности кроется неиссякаемый запас для любого человека. Тем важнее осознание студентом необходимости самообразования, ведь именно в молодости формируется потребность постоянного самосовершенствования. [4].

Самообразование - обязательный компонент современного образования. Оно может развиваться как сопутствующее обучению, расширяя, дополняя, углубляя изучаемый в учебном заведении материал; а может быть и автономно, включаясь в изучение новых, не представленных в образовательном процессе учебного заведения курсов [11].

         3.2 Положительные и отрицательные стороны самообучения


Современный человек должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообучением, обладать многогранностью интересов. Особенно актуальной проблема самообучения современного человека стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. [3].

Самый главный недостаток самообучения - это низкая или отсутствие компетентности в преподавании материала, начальное не понимание того, что действительно нужно учить, а что лишь «вода». Отсутствие, или неверное представление методологии обучения: Что учить? Как учить? Чему больше уделить внимание, чему нет? Как узнать, что этот материал понят и разобран хорошо, а что плохо?

Очевидны и другие минусы самообразования:

не каждый ученик настолько дисциплинирован, чтобы освоить заданный объем информации в определенные сроки. Некоторым из нас нужен серьезный стимул, действующий извне, чтобы засесть за книгу;

может возникать ощущение изолированности. У того, кто обучается самостоятельно, нет под боком наставника, с помощью которого в любой момент можно заполнить «белые пятна» в обучении;

общение с представителями профессионального сообщества в самообучении стремится к минимуму.

Существует еще одна важная особенность - когда человек занят самообучением, велика вероятность пойти «не тем путем», создавая тем самым уникальные ситуации не связанные с темой обучаемого материала. Не верная само нагрузка новым материалом может дать своих неприятные плоды: потеря драгоценного времен, сил, как итог - разочарование, и полная апатия к ранее «перспективной» теме.

Привыкание, адаптация или самообучение без постоянного стимулирования (без заинтересованности в самом процессе учёбы) похожи на естественный отбор, а обучение с учителем - на искусственный. Учитель выбирает и поощряет только правильные реакции ученика на заданные условия. Поскольку причинная связь между действиями ученика и поощрением хорошо заметна, такое умышленное обучение происходит гораздо быстрее, чем самообучение. При самообучении ученику приходится самостоятельно выявлять весьма сложные причинные зависимости между его поведением и полезным (для ученика) результатом. [7].

Получать новые знания надо с умом, тем более занимаясь самообучением. К традиционным методам самообучения, таким как чтение книг и изучение сетевых сообществ, использование обучающих программ, обязательно надо добавлять посещение семинаров, тренингов, круглых столов и прочих мероприятий, на которых можно пообщаться с профессионалом вживую. Важно найти наставника - человека, который будет периодически консультировать в определенной отрасли знаний, подскажет, что лучше всего читать, смотреть, слушать. Нужен план работ и действий, и нет ничего важнее мастера, который передаст все свои знания.

Успех же самообразования зависит от целого ряда компонентов познавательной деятельности человека, среди которых первостепенными являются:

1.      осознание человеком персональной необходимости в приобретении дополнительных знаний;

2.      обладание человеком необходимым умственным развитием, способностями усматривать проблемы, формулировать их, планировать последовательные шаги поиска ответа; Чтобы не потерять нить обучения, важно отслеживать его динамику. Анализировать, сколько новых знаний получено, как часто они становятся необходимыми в работе или в жизни. Обязательно сопоставлять изученное с практикой - ценен тот инструмент, который можно применить для решения повседневных задач.

.        умение актуализировать знания, способы деятельности, отбирать необходимые для решения вставшей проблемы;

.        желание решить проблему, а если необходимо, то на переквалификацию и в свете этой задачи познание нового [8].

        

         3.3 Компьютерное сообщество и самообучение


Сетевой характер образования выражается как в изменениях, связанных с формами образования - дистанционное, экстернат, домашнее, дополнительное и т.д., так и с его содержанием. Самообразование на базе сетевых сообществ весьма непростой процесс. Образование, организованное по сетевому принципу, уже не может рассматриваться как способ приобретения знаний и навыков, поскольку они очень быстро устаревают, и не менее быстро меняют свое место в духовном пространстве человека. Особенно это можно отнести к такой творческим профессиям как художник, дизайнер, специалист по компьютерной графике. Самообразование по специальности «Компьютерная графика», главным смыслом которого является постоянное творческое обновление, духовное развитие и совершенствование личности, представляет собой наиболее свободный, но одновременно и самый сложный вид самостоятельной деятельности. «Самообразование художественное - это прерогатива учителя искусства, либо личности другой специальности, обладающей «художественным сознанием» (А. И. Буров; «Это - построение, создание культуры личности в системе внутренней и внешней деятельности эстетического характера» Л. П. Печко); «Самообразование художественное представляет собой высший уровень педагогической свободы - свободы творчества, самосозидания, позволяющий самостоятельно и креативно создавать и интегрировать цели, способы, условия своего профессионального роста и созидать принципиально новые результаты, в которых проявляются индивидуальные особенности субъекта» (Е. А. Шуклина). Художественное самообразование - это самостоятельный, добровольный и целенаправленный процесс, основанный на самооценке своей профессиональной деятельности и динамическом развитии эстетического самосознания, которое выступает как качественно изменяемое художественное восприятие и переживание, получаемое от эстетических контактов и направленное на приобретение нового чувственно-оценочного опыта, необходимого для выполнения профессиональных действий (функций).

В случае самообразования учителем является сознание, которое оценивает и выбирает варианты, достойные более детального изучения. Такое самоконтролируемое обучение похоже не на броуновское блуждание, а на поиск максимума методом последовательного подъёма в случайных направлениях.

А так и приходится работать новичку попадая на страницу интернет сообщества. По большому счету оно не дает ответов на то с чего начать, и где же получить идеальную информацию для самообучения.

Такой вариант был более или менее успешен, когда знание имело если не абсолютный, то хотя бы устойчивый характер и выступало другой (вторичной) формой бытия устойчивых (и объективных) мировых закономерностей. Для получения, хранения и трансляции такого знания иерархически организованное образование (от простого к сложному, от начального к высшему) подходило наилучшим образом.

         Вывод


В ходе работы над курсовым проектом мной была достигнута поставленная цель, т.е. выявлены и определены основные плюсы и минусы социальных сетей. Реализованы следующие задачи: дано определение понятию «социальная сеть»; рассмотрены популярные социально-сетевые сервисы;

В результате проведенного мной теоретического и практического анализа такого явления, как социальные сети, можно сделать следующие вывод:

1.      Обучающая система должна давать академические знания, которые позволяли бы видеть общую картину, а не выборку ее фрагментов.

2.      Обучающая система должна обеспечивать прикладными знаниями, чтобы помочь обучающемуся решить любой практический вопрос.

И в этом противоречие которое решается с помощью интернет-технологий. Все большее и большее количество специалистов открывают виртуальные курсы обучения . Обучение строится на принципе «мастер - ученик».

Оттачивание мастерства идет в процессе решения конкретных задач, которые либо стоят перед учеником, либо предлагаются мастером. Мастер как опытный капитан проводит ученика мимо множества подводных рифов и показывает, как правильно добиваться нужного результата. Мастер на проверенных опытом примерах объясняет азбуку системных знаний.

Конечно, ученик может и сам добиться нужного результата путем проб и ошибок, самообучения. Однако беда новичка заключается в том, что он не всегда правильно оценивает задачу (сложное принимается за простое, а простое - за сложное), что он не может сформулировать вопрос (четко сформулированное условие - это две трети решения задачи), что он не знает, как проверить результаты своей работы (ведь он может изначально двигаться в ложном направлении и даже не подозревать об этом). Эти проблемы в одиночку решаются только временем, которое в век технологий идет на вес золота. Однако те, кому дорого время, выбирают обучение у специалистов.

В работе В.Л. Нечаева по социологии образования самообразование рассматривается как специфический вид занятий человека вне стационарных форм обучения без постоянного, систематического руководства преподавателя по собственному или кем-то разработанному плану учебы» Автор подчеркивает вспомогательные функции самообразования, его роль элемента, дополняющего процесс обучения: «самообразование, видимо, всегда будет самостоятельным звеном в системе образования, дополняя стационарное обучение, обеспечивая индивидуализацию культурного развития личности» [10].

Самообразование всегда будет элементом классического образования, особенно если ученик выбрал компьютерную графику. Как отмечает ректор Современного гуманитарного университета (СГУ), профессор М.П. Карпенко, «при занятиях в сетевых сообществах (онлайн) возрастает потребность в преподавателях." Поэтому, на сегодня единственной жизнеспособной схемой для получения профессионала своего дела за счет самообразования в сетевых сообществах является схема интеграции сообщества с образовательным учреждением.

         Список литературы


1.      Анализ основных составляющих курса «компьютерная графика» при обучении в системе непрерывного образования «ШКОЛА-ВУЗ» Хмылко О.Н.[Электронный ресурс] <http://pskgu.ru/projects/pgu/storage/we6137/wepgpu10/wepgpu_10_18.pdf>

.        “Аркадий Соколов: Диалоги об интеллигенции, коммуникации и информации”: сб. науч. тр. [Электронный ресурс] / авт.: А. В. Соколов, П. Б. Уваров, Т. Ф. Берестова, Ю. В. Гушул, И. Д. Тузовский; ред.-сост.: Т. Ф. Берестова, Ю. В. Гушул, И. Д. Тузовский. - Челябинск: Челябинская государственная академия культуры и искусств. - 2011. - 237 с.]

.        Брязгунова Е. Н. Самообразование как основа успешности человека [Текст] / Е. Н. Брязгунова // Педагогическое мастерство: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 310-312.

.        Гришина О. А. Статья No 2 - 2008 г. 13.00.00 педагогические науки УДК 374(005) Проблемы самообразования в современном обществе (теоретико-методологический анализ ключевых понятий) [Электронный ресурс] <http://pervokursniku.comoj.com/15.pdf> ]

.        Дмитренко О.В. Взаимодействие традиционных и инновационных технологий в процессе обучения ИЗО./Электр. научное издание «Труды МЭЛИ: электронный журнал». //[Электронный ресурс] <http://www.e-magazine.meli.ru/vipusk7.htm>

.        Кордонский. М.Б. ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППЫ. Заметки из области социальной психологии неформальных групп. М.Б.Кордонский, В.И.Ланцберг. Издание 4-е, исправленное и дополненное. Одесса - Туапсе. 1995.

.        Корниенко Е. Механизмы сознания. [Электронный ресурс]. <http://www.gamedev.ru/community/ir/articles/?id=5166&page=5> ]

.        Кривенко, В.А. Самообразование и самовоспитание как основа успешности педагога и учащегося гимназии // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2007. - №1

.        Методические указания по курсу “ Компьютерная геометрия и графика ”. Для студентов специальности ИС дневной и заочной форм обучения .- Самара : СамГАПС 2002.- 40 с.

.        Нечаев В.Л. Социология образования. - М.: Изд-во МГУ, 1992.

.        Педагогический энциклопедический словарь / Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др.; Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая рос. энцикл., 2002. - 528 с.: ил.

.        Петров М.Н.. Компьютерная графика: Учебник для вузов. 1, 2-е изд. (+CD)/М.Н. Петров, В.П. Молочков.-СПб.: Питер, 2004.

.        Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.

.        Самообразование и самооценка учителя // Психологические проблемы самообразования учителя: Козиев В.Н. Сб. науч. Тр . - М.. 1986.

.        Сетевые сообщества как особая форма коммуникации: Современное состояние проблемы К.психол.н. Мансурова И.С. Донской государственный технический университет <http://de.dstu.edu.ru/cdosite/ConfEng/articles/article19.htm> ]

.        Целесообразность обучения основам компьютерной графики и анимации в системе дополнительного образования Щекалев И. В. НТГСПА Нижний Тагил, Россия [Электронный ресурс] <http://www.scienceforum.ru/2013/pdf/5321.pdf>

.        Heylighen F. & Bollen J. “The World-Wide Web as a Super-Brain”, in: Cybernetics and System '96 (Austrian Society for Cybernetic Studies) 1996

Похожие работы на - Технологии и средства создания видео-лекций

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!