Анализ эффективности деятельности банков

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    995,77 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ эффективности деятельности банков

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты развития банковской системы РФ

1.1 Развитие банковской системы в России

1.2 Зарождение банковской системы в России

1.3 Факторы влияющие на развитие банковской системы

Глава 2. Анализ эффективности деятельности банков.

2.1 Понятие эффективности деятельности коммерческого банка

2.2 Источники информации для проведения анализа деятельности коммерческого банка

2.3 Слияние банков

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Актуальность темы заключается в становлении эффективной и конкурентоспособной на мировом уровне банковской системы. Финансово-экономический кризис, охвативший весь мир, вскрыл недостаточное развитие институциональной основы формирования национальных банков, адекватных современным требованиям экономики, показал неэффективность банковской системы, возникшую по различным причинам (недостаточная капитализация отдельных банков и банковской системы в целом, неэффективный менеджмент или управление собственника, выполнение неких политических задач). Недостаточное развитие банковских институтов как элементов денежно-кредитной системы породило нестабильность российской экономики. Так еще в начале века в России насчитывалось более двух с половиной тысяч банков, сегодня же их менее одиннадцати сотен. Такое резкое сокращение количества банков связано с ежегодным отзывом около 50 лицензий по разным причинам, основными среди которых являются: расследование мошенничества со стороны финансовой организации, несостоятельности банков и с процессами слияния как инструмента концентрации банковского капитала.

Банковская система является неотъемлемой составляющей экономической системы любой страны. Банки - это связующе звено между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Тем самым понятна необходимость и важность банковских структур, как для бизнеса, так и для экономики страны в целом. Банки - это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет ни географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом.

Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительную сущность трудно определить однозначно. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения; через них осуществляется финансирование промышленности и сельского хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднически сделки и управление имуществом.

О банках и банковской деятельности написано множество книг, тем не менее экономисты продолжают дискуссию как о времени возникновения банков, так и о понимании их специфической роли в экономике различных исторических формаций, в частности при переходе к рынку.

Цель работы - оценить эффективность слияние коммерческих банков. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

.        Рассмотреть структуру банковской системы РФ.

2.      Изучить методические подходы к оценке эффективности деятельности коммерческого банка.

.        Проанализировать эффективность слияния коммерческих банков.

Объектом курсовой работы является Сбербанк. Предметом исследования является оценка эффективности слияния коммерческих банков.

Глава 1. Теоретические аспекты развития банковской системы РФ


1.1 Развитие банковской системы в России


Современная кредитная система - это совокупность самых разнообразных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию доходов, состоящая из нескольких институциональных звеньев или ярусов:

.        Центральный банк.

2.      Банковский сектор:

o     коммерческие банки;

o     сберегательные банки;

o     ипотечные банки.

3.      Страховой сектор:

o     страховые компании;

o     пенсионные фонды.

4.      Специализированные небанковские кредитные институты.

Основной частью кредитной системы выступает банковская система, предполагающая совокупность банковских учреждений

Банковская система 1.1


В настоящее время характерными для банковской системы России являются следующие тенденции:

.        Преобладают мелкие и средние банки.

2.      По форме собственности банки делятся на паевые, акционерные и смешанные.

.        Основная часть банков все так же сосредоточена в Центральном районе.

.        Увеличивается количество филиалов, представительств, причем как на территории России, так и за рубежом.

.        Для Российской Федерации характерны универсальные банки, практически не развита сеть специализированных банков, например, таких, как ипотечные.

.        Основной целью банковской системы выступает кредитование экономики в лице трех экономических агентов - населения, предпринимателей и государства. В этом плане отечественная банковская система далеко отстает от западной. Кредитованием населения занимается практически только Сберегательный банк. Кредитование предприятий занимает сравнительно небольшое место в операциях коммерческих банков.

.        В структуре пассивных операций основную долю занимают рублевые вклады населения и юридических лиц.

Постепенно совершенствуясь, банковская система РФ все в большей степени начинает становиться развитой системой, и не только внешне, но и по сути проводимых операций. Расширяется сеть филиалов, представительств и внутри страны, и за рубежом, увеличивается сеть небанковских кредитных учреждений.

1.2 Зарождение банковской системы в России


Слово "банк" происходит от итальянского слова "banco", что означает "скамья [менялы] " (денежный стол). Исторически предшественники современных банков появились в то время, когда основной формой денег были золотые и серебряные монеты, что было не безопасно.

Для безопасности и удобства деловых операций средневековые "бизнесмены" стали приносить свои монеты местным ювелирам, получая взамен расписки. Расписки ювелиров охотно принимались в уплату за товары и стали самой ранней формой бумажных денег, а сами ювелиры становились средневековыми банкирами. Первоначально их расписки полностью обменивались на золото, т.е. обладали 100% ликвидностью. Со временем, однако, ювелиры стали замечать, что количество денег, которые люди вкладывали в их лавку (банк), превышало суммы, которые они изымали. Это навело на мысль о предоставлении части золота своих вкладчиков другим лицам за определенную плату (под определенные проценты). Это послужило началом создания так называемой банковской системы с частичными денежными резервами.

Одним из первых банков в современном понимании этого термина был созданный в 1407 г. Банк Генуя. Учреждения, имеющие черты банков, появлялись в торговых центрах - Нидерландах, Германии. Вслед за менялами, которые обменивали деньги и принимали их на хранение, возникла профессия банкиров. Таким образом, истоки современного банковского дела можно видеть в деятельности банков в древности и менял в средние века.

Первые банки с современным бухгалтерским принципом двойной записи появились в XV в. в Италии. Первые специальные кредитные учреждения ("деловые дома") возникли на Древнем Востоке, кредитные функции в Древней Греции и Древнем Риме выполняли храмы, в средневековой Европе монастыри.

По мере развития объемов производства и обращения роль банков во всех странах возрастала. Появились свободные денежные ресурсы, которые аккумулировались и направлялись в виде ссуд промышленным и торговым капиталистам. Развитие товарно-денежного обращения во всех отраслях хозяйства обусловливало расширение банковского капитала. К первоначальной функции банков - торговле деньгами добавлялась новая функция управление капиталом, приносящим проценты. Банки как собиратели капитала стали обслуживать весь процесс производства и получили возможность влиять на него.

Из скромных учреждений по хранению денег, из скромных посредников банки превратились в активных участников увеличения промышленного капитала и стимуляторов развития общественного производства.

Банковская система до 1917г.

Начало развития банковского дела в России можно отнести к первой половине XVIII столетия. Первые попытки упорядочить и организовать кредитные учреждения исходили от императорской власти, которая и явилась покровителем развития финансового дела в России.

Уже в царствование Анны Иоановны в России существовала "Монетная контора", создание которой считается первым шагом к развитию банков и других кредитных учреждений. И основной функцией которой являлось выдача ссуд под обеспечение золота и серебра с "взысканием" 8% для облегчения положения лиц, нуждавшихся в кредите.

Дальнейшее развитие банковского дела наблюдается при Елизавете Петровне, по указанию которой в 1754 г. были учреждены первые Дворянские Заемные Банки, одной из главных функций которых была выдача ссуд дворянам под залог движимого и недвижимого имущества. Позже в 1766 г. банки стали выдавать ссуду и крестьянам.

При Елизавете Петровне возникали и другие кредитные учреждения, как, например, "Медный банк", "Банковские конторы вексельного производства" между городами, занимавшиеся выдачей ссуд купцам и фабрикантам медной монетой под обеспечение переводных векселей. При возврате ссудополучатель обязан был возвратить ссуды серебром.

Однако все учрежденные кредитные организации не смогли оказать значительного влияния на развитие кредита в ту эпоху.

Дальнейшее развитие банковского дела продолжается при Екатерине II.

г. были созданы Ассигнационные банки, занимавшиеся главным образом введением в обращение бумажных денег. Несмотря на контроль, сосредоточенный в руках губернаторов и городничих, деятельность всех этих контор оказалась неуспешной, и они постепенно стали закрываться.

В 1796 г. был основан "Государственный Заемный Банк", занимавшийся выдачей ссуд землевладельцам из дворян для улучшения их хозяйства. Он выдавал ссуду под имения, дома и фабрики сроком на 20 лет под 8% годовых дворянам и на 22 года под 7% городам.

В царствование императора Александра I банковское дело, а с ним и кредитные учреждения подверглись значительным изменениям. Для установления единства между всеми кредитными организациями было образовано особое учреждение "Совет государственных кредитных установлений", которое заведовало всеми кредитными постановлениями.

В 1817 г. императором был основан "Государственный Коммерческий Банк", необходимость создания которого заключалось в том, чтобы оживить промышленность и оказать помощь развитию мелкого кредита. Этому банку предоставлялось право учета векселей, право приема вкладов на хранение и право совершения переводов. Банк по мере развития постепенно открывал свои отделения в крупных городах страны.

В начале царствования императора Александра II вся система кредитных организаций была преобразована самым коренным образом.

Период с 1862 по 1872 гг. считается временем беспрерывного исторического развития банковского дела в России. В этот период зародилось 33 акционерных банка, 11 акционерных земельных банков, а 1873 г. функционировало 222 городских общественных банка. Внезапное появление такой массы кредитных учреждений привело к превышению в действительной их потребности, в силу чего многие из них уклонились от основной своей цели и увлеклись различными спекулятивными операциями, которые привели к краху самих банков.

Наиболее развитой формой банков в то время были Акционерные Коммерческие Банки, которые появились в России с 60-х гг. XIX века.

Состав, устройство и порядок их деятельности определялись частыми уставами. Число учредителей такого банка должно было быть не менее пяти человек. Половина складочного капитала должна была быть внесена при подписке на акции, а остальная половина в течение шести месяцев после открытия подписки. В дореволюционной истории банковской системы России ключевую роль играл Государственный банк Российской Империи.

Государственный банк России был учрежден в 1860 году, но вплоть до конца века (1897) не обладал правом самостоятельной эмиссии банкнот. Она осуществлялась лишь "по высочайшим указам", во благо казны и правительства. Самостоятельно Госбанк мог лишь заменять ветхие купюры новыми, имел право принимать вклады и выдавать ссуды, осуществлять куплю - продажу золота, серебра, иностранной валюты и ценных бумаг. С самого начала Госбанк находился в подчинении министерства финансов.

Подлинным эмиссионным центром Государственный банк России стал после реформы 1897 года. Перед Первой мировой войной он имел уже 10 контор и 124 отделения, расширилась кредитная деятельность Госбанка, он превратился в реальный "банк банков". В последующем Госбанк России был вынужден сочетать свою роль "банка банков" с прямым коммерческим кредитованием предприятий.

После Октября 1917 года Госбанк вообще перестал существовать, так как началось создание системы коммунистического распределения, при котором деньги и кредит представлялись ненужными.

Банковская система Советского государства.

Данный банк имел:

право предоставлять кредиты промышленным и торговым предприятиям различных форм собственности, а также сельским хозяйствам и кустарям только "при условии обеспеченности их и экономической целесообразности".

монопольное право на проведение операций с валютой и валютными ценностями, устанавливать официальный курс на драгоценные металлы и иностранную валюту, регулируя частные сделки по купле-продаже на бирже золота, серебра, иностранной валюты, а также чеков и векселей, выписанных в иностранной валюте.

С 1922 г. в стране началось создание коммерческих банков, в том числе отраслевых акционерных банков (спецбанков) и обществ взаимного кредита, которые должны были осуществлять краткосрочное или долгосрочное кредитование определенных отраслей хозяйства право непосредственного оперативного руководства всей кредитной системой. Госбанк должен был наблюдать за деятельностью остальных кредитных учреждений в соответствии с правительственными директивами в области кредитной политики.

В декабре 1990 г. были приняты Законы "О Государственном банке СССР” и "О банках и банковской деятельности”. В соответствии с ними Госбанк СССР вместе с учреждаемыми в это время на базе республиканских контор банка национальными банками должен был создать единую систему центральных банков, основанную на общей денежной единице (рубле) и выполняющую функции резервной системы.

декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР переданы Центральному банку РСФСР. Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).

В 1992-1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного регулирования и валютного контроля.

В конце прошлого столетия в нашей стране ликвидирована государственная монополия на банковское дело. Сформирована современная двухуровневая банковская система. Разработано и действует специальное банковское законодательство. Постепенно складывается конкурентная кредитно-финансовая инфраструктура, основным элементом которой являются коммерческие банки. Некоторые из них уже получили высокий международный рейтинг. Ассоциация российских банков превратилась в крупнейшее национальное банковское объединение.

1.3 Факторы влияющие на развитие банковской системы


Схема 1.1


На ход развития банковской системы влияет ряд макроэкономических и политических факторов. Среди них можно выделить:

·              степень развитости товарно-денежных отношений;

·              общественный и экономический порядок, его целевое назначение и социальная направленность;

·              законодательные основы и акты;

·              общее представление о сущности и роли банка в экономике.

Степень развитости товарно-денежных отношений, торговли, денежного обращения предопределяют и масштабы, и содержание банковской деятельности. Формирование оживленного денежного и товарного оборотов, развитие национальных рынков, международной торговли являются предпосылкой развития банковской системы. Спрос на банковские услуги возрастает и расширяется по мере увеличения масштабов производства и обмена между товаропроизводителями. Негативное влияние на развитие банковской системы оказывают войны, стихийные бедствия, затяжные экономические кризисы.

Общественный и экономический порядок неизбежно затрагивает и характер деятельности банковской системы. Если в обществе не поощряются сбережения, отдается предпочтение распределению, а не товарообмену, то банки не будут получать импульсов для развития, более того, в таких условиях деятельность банков может быть свернута. На развитие банков влияют и запрещения местных властей. Местное лобби может воздействовать на принятие решений по открытию филиалов других банков, например из соседних регионов.

Законодательная база также оказывает заметное влияние на развитие банковской системы. В некоторых странах запрещается выполнять ряд банковских операций. Так, в США законодательно запрещено выдавать банковские гарантии. В ряде стран банкам не разрешено заниматься страхованием. В соответствии с законодательством в некоторых странах центральные банки могут широко заниматься обслуживанием хозяйства.

Однако законодательство может быть не только запретительным, а наоборот, содействовать развитию банковской системы. Так, в России начиная с 1987 г. началась коренная перестройка банковской системы, появилось большое количество коммерческих банков и небанковских учреждений, поскольку взятый правительством курс на рыночное ведение хозяйства потребовал перестройки всей банковской системы в стране.

На развитие банковской системы огромное влияние оказывают и общие представления о сущности и роли банка в экономике. В распределительной системе банк воспринимается как часть государственного аппарата управления, орган контроля, надзора над деятельностью предприятий. Иное положение занимают банки в условиях рыночной экономики. Банковская система приобретает двухуровневый характер, собственность на банки приобретает черты, адекватные многообразию форм собственности в хозяйстве, система становится более многосторонней, приобретает более законченные черты, предлагает обществу более широкий спектр операций и услуг.

Банковская система начинает интенсивно развиваться в период экономического подъема, когда спрос на банковский продукт и банковские услуги существенно возрастает. Вместе с увеличением количества банковских операций возрастает и банковский доход, который вкладывается в развитие банка. Сама же банковская деятельность приобретает стабильный характер.

В условиях экономического кризиса, когда усиливается инфляция, возрастает дефицит госбюджета, местных финансов, развитие банковской системы замедляется. Уменьшается приток сбережений населения, банкротятся предприятия, снижается спрос на банковские услуги, в том числе на кредитные ресурсы банка, снижаются доходы банка, а это толкает их на поиск новых высокорискованных операций, банковские спекуляции. Банковская система дестабилизируется и более подвержена кризисам.

Политическая направленность государства также оказывает влияние на текущее развитие банковской системы. Если государство провозглашает цели развития частной собственности, рыночных отношений, то это способствует привлечению и росту частного банковского: капитала, увеличению численности кредитных учреждений. Неопределенность в этом вопросе приводит к задержке развития банков, оттоку капитала за границу. В мировой практике существует понятие политических рисков, когда страны ранжируются по отношению друг к другу. И если у страны высокий политический риск, то становится проблематичным, например, получение кредитов от международных кредитных организаций.

На развитие банковской системы оказывает влияние текущая экономическая политика государства. Осуществляя денежно-кредитную политику, центральный банк, используя инструменты денежно-кредитного регулирования, воздействует на банковскую систему. Проводя политику, направленную на стабилизацию банковской системы, центральный банк может отзывать лицензии у банков, сдерживать открытие филиалов и увеличивать валютные резервы.

Межбанковская конкуренция также один из факторов, определяющих развитие банковской системы. В странах с рыночной ориентацией конкуренция способствует развитию банковской системы. В странах с переходной экономикой конкурентная борьба между банками также способствует развитию банковской системы, но чрезмерный налоговый пресс на банковскую прибыль, отсутствие достаточных ресурсов для активного ведения банковских операций, недостаток квалифицированных кадров, пробелы в банковском законодательстве не позволяют банкам развиваться более интенсивно.

Глава 2. Анализ эффективности деятельности банков.


2.1 Понятие эффективности деятельности коммерческого банка


Банк как специфическое предприятие производит продукт, существенно отличающийся от продукта сферы материального производства, он производит не просто товар, а товар особого рода в виде денег, платежных средств. Банк скорее торговое, посредническое, нежели промышленное предприятие. Схожесть банка с торговлей не случайна. Банк действительно как бы покупает ресурсы, продает их, функционирует в сфере перераспределения, содействует обмену товарами. Он имеет продавцов, хранилища, особый товарный запас, его деятельность во многом зависит от оборачиваемости.

Коммерческие банки - активный элемент рыночной экономики. Банки аккумулируют средства юридических и физических лиц и размещают их от своего имени на условиях платности, возвратности и срочности, а также осуществляют расчетно-кассовые, комиссионно-посреднические, трастовые операции, операции с ценными бумагами, кредитными картами, валютой, лизинг, факторинг, страхование, брокерские услуги и другие.

Коммерческие банки - единственный экономический субъект, который системно управляет всеми функциями денег и в этой связи является первичным звеном рыночной экономики.

Коммерческие банки - посредники продвижения в систему рыночной экономики и мирохозяйственных связей других участников рынка - промышленности, торговли, небанковского финансового сектора, государства и населения - через обслуживание их денежных потоков. Причем банки, в отличие от других финансовых небанковских структур, обеспечивают основную часть всех средств денежного обращения конкретной страны.

Неотъемлемой частью банковской деятельности является риск. Характеристики, отличающие коммерческие банки от других коммерческих предприятий, а также подтверждающие рискованность их деятельности, следующие:

банки оперируют крупными активами, эмитируют и торгуют финансовыми инструментами, имеющими рыночную стоимость, падение которой может сказаться на капитале и платежеспособности банка;

банки привлекают заемные средства, что при наличии низкого соотношения собственного капитала к совокупным активам, при наступлении форс-мажорных обстоятельств может привести к утрате доверия вкладчиков, кризису ликвидности и банкротству;

банки осуществляют доверительное управление активами, принадлежащими другим лицам, что может вызвать ответственность за нарушение доверия;

банки участвуют в транзакциях, которые инициируются в одной юрисдикции, регистрируются в другой и управляются в третьей; причем транзакции могут быть инициированы и завершены клиентом без вмешательства банка, например, через Интернет или в банкомате;

банки имеют исключительный доступ к клиринговым и расчетным системам для чеков и переводов средств, валютных транзакций и т.д., являются неотъемлемой частью национальных и международных расчетных систем, следовательно, могут вызвать системный риск.

Все вышеперечисленное свидетельствует о постоянном усложнении банковской деятельности и, следовательно, о повышении требований к ее ведению.

Коммерческие банки находятся под постоянным пруденциальным надзором центрального банка и других финансовых ведомств. Банковский надзор основан на системе лицензирования и служит средством проверки соблюдения коммерческими банками законов и нормативов. Финансовые отчеты коммерческих банков подвергаются проверкам внешних аудиторов, заключение которых придает достоверность отчетности и укрепляет доверие к банковской системе.

В условиях бурного развития рынка финансовых услуг, наблюдающегося в мировой экономике на протяжении последних десятилетий, особое значение приобретает проблема идентичности оценки эффективности деятельности кредитных организаций в транснациональном масштабе.

В современной научной литературе существует множество трактовок понятия "эффективность", но все они в итоге к двум общим определениям:

эффективность есть соотношение затрат ресурсов и результатов, полученных от их использования;

эффективность есть социально-экономическая категория, показывающая влияние способов организации труда участников процесса на уровень достигнутых ими результатов.

Оценку эффективности банковской деятельности чаще всего приводят, используя первое положение, согласно которому эффективность банка или банковской системы рассчитывается исходя из близости значений показателей деятельности каждого банка (например издержек, прибыли и т.д.) к некой, заранее определенной границе эффективности.

В целях соответствия пруденциальным требованиям, избежание банковских рисков, обеспечения устойчивости банки должны разрабатывать и применять эффективные процедуры оценки и управления своей деятельностью.

Коммерческие банки западных стран (например, США) уделяют большое внимание анализу своей деятельности. В банковском бизнесе получила распространение концепция "высокорентабельной банковской деятельности" (high-profitability banking), основные принципы которой:

максимизация доходов - предполагает максимизацию доходов от предоставления кредита и доходов по ценным бумагам и др., поддержание гибкой структуры активов, приспособленных к изменениям процентной ставки;

минимизация расходов - предполагает оптимизацию структуры пассивов, минимизацию потерь по кредитам, контроль за текущими расходами и т.п.;

эффективный банковский менеджмент - рассматривается как система управления отношениями, связанными со стратегическим и тактическим планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, маркетинговой деятельностью, а также персоналом, призванная обеспечить эффективную деятельность коммерческого банка. По мнению западных экономистов, стабильное развитие коммерческого банка в долгосрочной перспективе должно обеспечить формулирование глобальной стратегии банка и установление на ее основе стратегических целей и задач для всех направлений деятельности и структурных подразделений банка.

Таким образом, эффективность деятельности коммерческого банка это не только результаты его деятельности, но и эффективная система управления, построенная на формировании научно обоснованной стратегии деятельности банка (системы целей деятельности банка, ранжированных по значимости и ценности) и контроле за процессом ее реализации.

2.2 Источники информации для проведения анализа деятельности коммерческого банка


Для проведения комплексного анализа банковской деятельности необходимо иметь аналитические материалы, позволяющие получить достоверную, полную и всестороннюю информацию о банке (его финансовом положении и результатах деятельности). К такой информации относится прежде всего баланс банка и отчет о прибыльности и убытках.

Баланс коммерческого банка - это бухгалтерский баланс, в котором отражается состояние собственных и привлеченных средств банка, их размещение в кредитные и другие активные операции. По данным баланса осуществляется контроль за формированием и размещением денежных ресурсов, состоянием кредитных, расчетных, кассовых и других банковских операций, включая операции с ценными бумагами.

Балансы коммерческих банков являются главной частью их отчетности. Анализ балансов позволяет контролировать ликвидность банков, совершенствовать управление банковской деятельностью. Руководство банка, используя отчеты других банков знакомится с состоянием их дел при установлении корреспондентских отношений, предоставлении кредитов.

Схема 2.2

 

Балансы банков строятся по унифицированной форме. Степень детализации операций ограничена коммерческой тайной, характерной для деятельности коммерческих банков, работающих в условиях конкуренции. Обычно в балансах не выделяются сомнительные и убыточные операции, а также страховые резервы, используемые для их покрытия. Одновременно должны быть обеспечены достоверность и наглядность баланса, чтобы не подорвать конкурентоспособность банков и сохранить доверие к ним.

Банковские балансы представляют собой коммерческую информацию и отвечают ее основным требованиям: оперативность, конкретность, весомость. Банковский баланс является источником конкретной информации о наличии денежных средств и платежеспособности его клиентов, кредитных ресурсов и их размещении, надежности и устойчивости самого банка.

При построении банковских балансов используют принципы группировки операции по экономическим однородным признакам, с понижающейся ликвидностью статей по активу и уменьшающейся степенью востребования средств по пассиву.

Счета номенклатуры баланса банков подразделяются на балансовые и внебалансовые. Балансовые счета бывают пассивными и активными. Средства на пассивных счетах являются ресурсами банка для кредитования и проведения других банковских операций. Задолженность на активных счетах показывает направление использования этих ресурсов. В пассивных счетах отражаются фонды банка, средства предприятий, организаций и физических лиц, доходы государственного бюджета, депозиты, средства в расчетах, прибыль банка, кредиторская задолженность, другие пассивы и привлеченные средства, включая средства рефинансирования, полученные от других банков. [9 с.14]

Схема 2.3


В активных счетах учитываются денежная наличность в кассах банка, кратко - и долгосрочные кредиты, расходы государственного бюджета, затраты на капитальные вложения, дебиторская задолженность, а также другие активные и отвлеченные средства.

Во внебалансовых счетах отражаются движение ценностей и документов, поступающих в учреждения банков на хранение, инкассо или комиссию. Сюда относятся также знаки оплаты государственной пошлины, бланки строгой отчетности, бланки акций, акции по поручению и хранение, а также документы и ценности.

Отличительными чертами ресурсов коммерческих банков являются относительно небольшой удельный вес собственных средств и преобладание в пассиве краткосрочных ресурсов. Если законодательством предусматривается определенное соотношение собственных и привлеченных ресурсов, коммерческие банки, как правило, поддерживают собственные средства на минимально доступном уровне. При этом основным источником покрытия активных операций являются краткосрочные ресурсы.

При группировке статей баланса с учетом степени ликвидности выделяются следующие активы:

кассовые (наличность, корреспондентский счет в НБУ), средства на счетах в других банках; статьи данного раздела отражают "первичные резервы" с точки зрения ликвидности;

вложения средств в ценные бумаги, коммерческие векселя, долгосрочные ценные бумаги, правительственных организаций, местных органов власти и т.д.

Часть этих активов может быть оперативно обращена в денежные средства с небольшим риском потерь и представляет собой "вторичные ресурсы". К таким активам относятся выписанные первоклассными кредитоспособными заемщиками краткосрочные коммерческие векселя, которые реализуются на денежном рынке, и краткосрочные государственные ценные бумаги;

кредиты выданные предприятиям, организациям, индивидуальным заемщикам (арендаторам, крестьянским хозяйствам и т.п.) другим коммерческим банкам. Эти активы баланса относятся к мало ликвидным вложениям, так как банки несут риски по их своевременному погашению и превращению в первоклассные ликвидные средства;

капиталовложения - инвестирование средств в движимое и недвижимое имущество, создание филиалов, совместных предприятий и т.п.

С точки зрения экономической сущности банковских операций статьи баланса группируются следующим образом:

операции с клиентурой, в том числе все виды операций по предоставлению ссуд и привлечению ресурсов;

прочие банковские операции, куда входят в основном вложения средств в ценные бумаги, в том числе в краткосрочные ликвидные бумаги.

Балансы коммерческих банков используют для анализа и управления деятельностью банковских учреждений, определения показателей их ликвидности, управления банковскими ресурсами, анализа банковской прибыли. В рыночных условиях баланс коммерческого банка является средством не только бухгалтерской отчетности, но и коммерческой информации банковского менеджмента, а также своеобразной рекламой для потенциальных клиентов, стремящихся на профессиональном уровне разобраться в деятельности банка.

Результаты деятельности коммерческих банков, все произведенные расходы и полученные доходы в истекшем отчетном периоде учитываются в отчете о прибылях и убытках, который отражает различные виды доходов и расходов по операциям банка. В доходной части отчета выделяются:

а) проценты, полученные:

по кредитам, предоставленным юридическим и физическим лицам, правительственным институтам;

по межбанковским кредитам;

по дисконтным и залоговым операциям с векселями;

б) доходы от операций с ценными бумагами, в том числе:

от реализации ценных бумаг;

по паям и акциям банка;

прочие;

в) доходы и комиссия от услуг, предоставленных клиентам и банкам на основе корреспондентских отношений;

г) доходы от внереализационных операций (в том числе от операций на межбанковском рынке).

Среди прочих доходов, занимающих небольшой удельный вес в общей сумме доходов банка, отметим возмещение клиентами почтовых, телеграфных и прочих расходов банка; доходы за инкассацию денежной выручки; пени; полученные штрафы.

В расходы входят:

а) проценты, уплаченные;

по текущим и прочим счетам клиентов;

депозитам предприятий и организаций;

вкладам физических лиц;

кредита, полученным от НБУ;

межбанковским кредитам;

б) комиссия, уплаченная банкам по корреспондентским отношениям;

в) расходы по операциям с ценными бумагами;

г) расходы на содержание аппарата управления;

выплату основной и дополнительной заработной платы;

отчисления в государственные фонды;

прочие.

Среди прочих отметим расходы на проведение маркетинговых исследований и рекламу, амортизационные отчисления, расходы на охрану, содержание и обслуживание компьютерных центров и оборудования.

После статей доходов и расходов показывается финансовый результат деятельности банка - балансовая прибыль, которая после определенной корректировки (например на сумму не подлежащих налогообложению доходов)"превращается" в облагаемую налогами прибыль. После отчисления налога на прибыль остается прибыль до распределения (чистая прибыль), размер которой показывают финансовый результат работы банка за отчетный период. Именно чистая прибыль подлежит распределению в различные фонды (это решается собранием акционеров банка).

Для анализа банковской деятельности важным источником информации являются также данные счетов аналитического учета, кредитных дел, которые позволяют детализировать (расшифровать) определенные балансовые счета (например, при определении показателе ликвидности, детальном анализе кредитного портфеля банка на качество выданных ссуд).

При комплексном анализе банковской деятельности необходимо использовать такую методику, которая в наибольшей степени будет способствовать его эффективности.

Под методикой определения любого анализа следует понимать совокупность способов, правил и мероприятий по наиболее целесообразному выполнению какой-либо работы. В анализе банковской деятельности методика представляет собой совокупность аналитических способов и правил изучения деятельности банка, направленных на исследование различных объектов анализа и помогающих получить наиболее полную оценку финансовой устойчивости и прибыльности банка, которая учитывается его руководством в процессе принятия управленческих решений по выработке дальнейшей стратегии развития банка. [10 c. 19]

Для проведения комплексного анализа банковской деятельности используют следующие методы:

) Метод сравнения. Предполагает сопоставление неизвестного (изучаемого) явления, предметов с известными, изученными ранее, с целью определения их общих черт либо различий. С помощью данного метода определяются общее и специфическое в экономических явлениях, изучаются изменения исследуемых объектов, тенденции и закономерности их развития.

В анализе банковской деятельности сравнение (как основной и вспомогательный метод) используют для решения всех его задач. Можно выделить такие наиболее типичные ситуации, когда используется сравнение, и цели, которые при этом достигают:

сопоставление плановых и фактических показателей для оценки степени выполнения плана;

сопоставление фактических показателей с нормативными, которые позволяют проконтролировать соблюдение банком различных нормативов, установленных НБУ;

сравнение фактических показателей с показателями прошлых лет (отчетных периодов) для определения тенденций развития как банка, так и экономических процессов, влияющих на его деятельность;

сопоставление показателей анализируемого банка с показателями других банков - конкурентов для определения позиций банка на финансовом рынке по различным показателям финансовой деятельности;

сопоставление параллельных и динамических рядов для изучения взаимосвязей исследуемых показателей; например при параллельном анализе динамики доходов и расходов, весьма существенно, чтобы доходы превышали расходы, что положительно влияет на выводы о прибыльности банка;

сопоставление различных вариантов управленческих решений с целью выбора наиболее оптимального из них; например при установлении процентной ставки по депозитам населения выбирают такой ее уровень, который обеспечил бы требуемы объем данного вида банковского ресурса с учетом наличия достаточных площадей для обслуживания вкладчиков.

сопоставление результатов деятельности до и после внедрения какого - либо новшества; например затраты средств на приобретение (строительство) офиса банка в центре города могут компенсироваться привлечением солидных клиентов, что обеспечит банку увеличение остатков на текущих счетах.

) Метод приведения показателей в сопоставимый вид. Этот метод используется при сравнении фактических показателей с показателями предыдущих периодов. В условиях инфляции сложно проанализировать динамику показателей без приведения их в сопоставимый вид.

) Метод использования абсолютных и относительных показателей. Абсолютные показатели характеризуют количественные размеры выданных кредитов, привлеченных вкладов, капитала банка и т.д., а относительные отражают соотношение каких - либо абсолютных показателей путем их деления один на другой. Относительные показатели выражаются в форме коэффициентов (при базе 1) или процентов (при базе 100). К ним относятся показатели выполнения плана, динамики структуры (удельный вес), эффективности и др. Данный метод является один из ключевых в анализе банковской деятельности. С его помощью (через различные коэффициенты) оценивают показатели ликвидности, платежеспособности, прибыльности банка.

) Метод группировок. Позволит систематизации данных баланса разобраться в сущности анализируемых явлений и процессов. В ходе анализа банковской деятельности применяются группировки счетов баланса с точки зрения выделения собственных и привлеченных средств, долго - и краткосрочных кредитов, сроков активно - пассивных операций (для расчета показателей ликвидности), видов доходов, расходов и прибыли. Статьи могут быть сгруппированы также по степени ликвидности, экономической сущности банковских операций, уровню доходности (по активу) и стоимости (по пассиву).

) Балансовый метод служит главным образом для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественны. Этот метод помогает понять экономический смысл функционирования банка.

) Графический метод. Графики представляют собой масштабное изображение показателей с помощью геометрических знаков (линий, прямоугольников, кругов) или условно художественных фигур и имеют большое иллюстративное значение. Благодаря им изучаемый материал становится более понятным.

) Метод табличного отражения аналитических данных. Результаты обычно подаются в таблицы. Это наиболее рациональная и удобная для восприятия форма представления аналитической информации об изучаемых явлениях с помощью цифр, расположенных в определенном порядке. Аналитическая таблица представляет собой систему суждений, выраженных на языке цифр. Табличный материал позволяет охватить аналитические данные в целом как единую систему. Графическим способом легче прослеживаются связи между изучаемыми показателями.

Схема 2.4


2.3 Слияние банков


Слияние банков - вид реорганизации, в ходе которой одно или более юридических лиц ликвидируется и в итоге создается новое кредитное учреждение. При этом права и обязанности всех участников слияния переходят к вновь созданному юридическому лицу в результате подписания передаточного акта. Слияние банков регулируется юридическими документами: Гражданским кодексом РФ; "О банках и банковской деятельности"; Федеральным законом "Об акционерных обществах" если кредитная организация создана в форме акционерного общества; Положением Центрального банка "О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения". Основная сложность проведения слияния банков заключается в необходимости получения новой лицензии для создаваемой кредитной организации. В 2012 году в Положение № 230-П Банка России были внесены существенные изменения, упрощающие эту процедуру.

Слияние банков регулируется юридическими документами:

Гражданским кодексом РФ;

Федеральным законом "О банках и банковской деятельности";

Федеральным законом "Об акционерных обществах" если кредитная организация создана в форме акционерного общества;

Положением Центрального банка "О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения".

Основная сложность проведения слияния банков заключается в необходимости получения новой лицензии для создаваемой кредитной организации. В 2012 году в Положение № 230-П Банка России были внесены существенные изменения, упрощающие эту процедуру. Так, документы необходимо направлять в территориальное учреждение ЦБ по месту предполагаемого нахождения кредитной организации.

Решения принимаются в течение 30 календарных дней со дня проведения общего собрания акционеров последнего из реорганизуемых банков. При этом общего совместного собрания акционеров объединяемых организаций не требуется.

С экономической точки зрения слияние банков приводит к сложению их капиталов и активов, что способствует укрупнению банков. Кроме того, такая реорганизация позволяет увеличить долю на рынке, которую получает объединенная структура, сокращаются расходы на управление, взаимно пополняется ряд предлагаемых банковских продуктов, а также расширяется география присутствия.

В мире бум слияний компаний в целом и банковского сектора в частности приходился на 1990-2011 годы. Именно в это время в результате объединений были созданы такие гиганты, как Bank of America Merrill Lynch, J. P. Morgan Chase и другие.

В России одним из самых крупных слияний в финансовом секторе считается объединение МДМ Банка и Урса Банка. Процесс был завершен в 2009 году, когда было создано ОАО "МДМ Банк" с новой генеральной банковской лицензией, а существовавшие ранее юридические лица ликвидированы. В результате новая структура заняла 15-е место в рейтинге российских кредитно-финансовых учреждений сайта Банки. ру по нетто активам и 12-е - по размеру собственного капитала. При этом значительно возросла и прибыль: по итогам 2010 года банк заработал около 2 млрд рублей по сравнению с 849,6 млн за предыдущий период.

Первые шесть месяцев 2013 года были худшим полугодием на российском рынке слияний и поглощений за восемь лет. Объем сделок M&A составил $13,4 млрд - это в два раза меньше, чем в 2012 году. Резко упал спрос на российские активы со стороны иностранцев, зато россияне купили за рубежом на 31% больше активов, чем год назад.

Подкачал рынок слияний и поглощений, активность на котором резко упала. Возможно, в условиях замедления российской экономики активы в стране стали менее привлекательными для иностранных и для российских инвесторов.

·              Комиссионные достигли $178,2 млн, а всего за первое полугодие - $404,9 млн, что на 58% больше, чем за первые шесть месяцев 2012 года.

·              Единственный сегмент, в котором комиссионные банков не выросли - сектор слияний и поглощений (M&A). Инвестбанки в этой сфере оказывают консультационные услуги, за которые в первом полугодии они выручили всего $83,6 млн, на 6% меньше, чем за первое полугодие 2012 года. Это самые слабые результаты с 2010 года.

·              Особенно удручающе эти результаты выглядят на фоне показателей по другим отраслям. Комиссионные от андеррайтинга облигаций выросли на 57% в первом полугодии ($146,3 млн) - это 36% всех комиссионных банков.

·              Комиссионные на рынке акционерного капитала выросли в два раза - до $58,2 млн.

·              Комиссионные от синдицированного кредитования увеличились на 150% до $116,7 млн.

банковская система слияние реорганизация

Комиссионные доходы банков от сделок по слиянию и поглощению упали


Заключение


Малый размер банковского капитала никак не способствует развитию банковского бизнеса в России, прежде всего, кредитного. Разумеется, если макроэкономические условия требуют, то процесс слияний и поглощений в банковском секторе будет идти. Если на государственном уровне будут предприниматься усилия для обеспечения оптимальных условий ведения банковского бизнеса, то слияния и поглощения сыграют позитивную роль в развитии российского финансового сектора. Многие эксперты считают, что будущее российской банковской системы - в укрупнении коммерческих банков путем их реорганизации, слияния и присоединения. По итогам рассмотрения проблематики банковских слияний и поглощений на российском финансовом рынке можно сделать такие выводы:

.        Процесс консолидации российской банковской системы будет продолжаться;

2.      Преимущественным методом слияний и поглощений будет дружественное слияние;

3.      По мере повышения прозрачности финансовых учреждений в том числе и за счет введения в российскую практику Международных стандартов бухгалтерского учета становятся возможными и недружественные поглощения. Очевидно, что отсутствие формализованной стратегии осложняет работу по слияниям и поглощениям, ибо технологически правильный выбор цели слияния или поглощения весьма проблематичен.

Таким образом, развитие стратегического планирования будет способствовать достижению эффективности слияний и поглощений в российском банковском секторе.

Коммерческие банки - единственный экономический субъект, который системно управляет всеми функциями денег и в этой связи является первичным звеном рыночной экономики.

Коммерческие банки - посредники продвижения в систему рыночной экономики и мирохозяйственных связей других участников рынка - промышленности, торговли, небанковского финансового сектора, государства и населения - через обслуживание их денежных потоков. Причем банки, в отличие от других финансовых небанковских структур, обеспечивают основную часть всех средств денежного обращения конкретной страны.

В условиях бурного развития рынка финансовых услуг, наблюдающегося в мировой экономике на протяжении последних десятилетий, особое значение приобретает проблема идентичности оценки эффективности деятельности, кредитных организаций в транснациональном масштабе.

Понятие эффективности деятельности коммерческого банка многоаспектно, и в качестве критериев эффективности банка можно рассматривать как сами финансовые результаты его деятельности, так и результативность, а также всю совокупность показателей финансового состояния достигнутых банком с учетом их ценностной или целевой значимости, как для самого банка, так и для социально-экономической среды его деятельности. Поэтому эффективность деятельности коммерческого банка это не только результаты его деятельности, но и система управления, построенная на формировании научно обоснованной стратегии деятельности банка и контроле за ее реализацией.

Список использованных источников и литературы


1. Д. Мисюлин, А. Смирнов, А. Крутов. "Дистанционный анализ финансового состояния коммерческого банка. Новые подходы", "Финансист", № 5/6, 2009, стр.24-28.

. А. Крутов, Д. Мисюлин, А. Смирнов. "Опыт анализа финансового состояния банков", "Бизнес и банки", № 31, 2010, стр.1-2.

. Смирнов А.В., Баков И.В., Кирютенко К.В. "Методика установления лимитов на межбанковские операции", "Банковское дело" № 4, 2011, стр.3

. E.Б. Ширинская. "Операции коммерческих банков и зарубежный опыт". Москва, "Финансы и статистика", 2010.

. И.А. Аргунов. "Прибыльность и ликвидность: анализ финансового состояния банка", "Банковский журнал", № 3, 2012, стр.2-12.

. Г.С. Панова. "Анализ финансового состояния коммерческого банка". Москва. Финансы и статистика, 2009, стр.173.

. И.В. Ларионова. Реорганизация коммерческих банков. Москва, Финансы и статистика, 2009.

. Л.Т. Гиляровская, С.Н. Паневина. "Комплексный анализ финансово-экономических результатов деятельности банка и его филиалов". "Питер", 2010

. Ширинская Е.Б., Пономарева Н.А. и пр. (коллектив составителей), Европейский Трастовый банк, Аналитический центр Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, "Проблемы формирования лимитной политики коммерческого банка", Материалы семинара 22 марта 2000 г., "Диалог-МГУ", Москва, 2009 г.

. Смирнов А.В. "Управление ресурсами и финансово-аналитическая работа в коммерческом банке", "БДЦ-Пресс", Москва, 2011.

. И.В. Волошин. "Оценка банковских рисков: новые подходы", Киев, "Эльга", "Ника-Центр", 2012.

. "Основополагающие принципы эффективного банковского надзора (Основополагающие базельские принципы)", "Вестник Банка России", № 45, 2010, стр.18-47.

13. К.Д. Валравен. Институт Экономического Развития Мирового Банка. "Управление рисками коммерческого банка". Рабочие материалы ИЭР. Мировой банк реконструкции и развития. Вейнберг А. Валютные операции: правовой аспект. // Аудит и налогообложение. - 2009. - № 10.

. Веременко С.А. Банковское дело. - М.: ЮНИТИ, 2009.

. Глушкова Н.Б. Банковское дело. М.: Академический проект, 2010.

. Голубович А.Д. Валютные операции в коммерческих банках. - М.: АО "Менатеп-Информ", 2008.

. Госубович А.Д. Международная торговля валютой. - М.: АО "АРГО", 2009.

Похожие работы на - Анализ эффективности деятельности банков

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!