Особенности исполнения вокальной музыки

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,48 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности исполнения вокальной музыки

Санкт-Петербургское Музыкальное училище

им. Н.А. Римского-Корсакова











Реферат на тему:

Особенности исполнения вокальной музыки


Выполнил:

Студент ВОКО 3 курса

Мартынов М.В.





Г. Санкт-Петербург

2015

Особенности исполнения вокальной музыки в разные эпохи подчинялись разным влияниям. Композиторы вводили новые приемы и отчасти наследовали стиль предшественников. Развитие вокальной музыки затрагивало разные направления. Музыкальные украшения, полифония, манера извлечения звука, выражение глубины внутреннего мира вокалиста, внедрение речитатива.

Барочная музыка появилась в конце эпохи Возрождения <#"justify">Особенности музыки барокко для вокальной музыки

·монодия <#"justify">Классицизм

Самыми яркими композиторами классицизма были великие австрийцы - Йозеф Гайдн <#"justify">·Моцарт "Реквием", "Дон Жуан", "Волшебная флейта ", Концерт для фортепиано с оркестром № 21, Концерт для кларнета

·Гайдн "Сотворение мира", Симфония № 101 "Часы", Струнный квартет oп.76 № 3 "Император"

·Глюк "Орфей и Эвредика"

·Бетховен Симфония № 3 "Eroica"

Романти́зм

В музыке направление романтизма сложилось в 1820 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1820>-е годы, развитие его заняло весь XIX век <https://ru.wikipedia.org/wiki/XIX_%D0%B2%D0%B5%D0%BA>. Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B0>.

Виднейшими представителями романтизма в музыке являются: Франц Шуберт <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D1%83%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82,_%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86>, Людвиг ван Бетховен <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%8E%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3_%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%91%D0%B5%D1%82%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD> (отчасти), Иоганнес Брамс <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%B0%D0%BC%D1%81,_%D0%98%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D1%81>, Фредерик Шопен <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%BD,_%D0%A4%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BA>, Феликс Мендельсон <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BE%D0%BD,_%D0%A4%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D1%81>, Роберт Шуман <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD,_%D0%A0%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82>, Луи Шпор <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BF%D0%BE%D1%80,_%D0%9B%D1%83%D0%B8>, А. А. Алябьев <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D1%8F%D0%B1%D1%8C%D0%B5%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87>, М. И. Глинка <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0,_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87>, Даргомыжский <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87>,Балакирев <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D1%80%D0%B5%D0%B2,_%D0%9C%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87>, Н. А. Римский-Корсаков <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%9A%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87>, Мусоргский <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D1%81%D0%BE%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9>, Бородин <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%B8%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87>, Кюи <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%8E%D0%B8,_%D0%A6%D0%B5%D0%B7%D0%B0%D1%80%D1%8C_%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87>, П. И. Чайковский. <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%9F%D1%91%D1%82%D1%80_%D0%98%D0%BB%D1%8C%D0%B8%D1%87>

Присущий романтической музыке глубокий интерес к человеческой личности выразился в преобладании в ней личного тона. Раскрытие личной драмы нередко приобретало у романтиков оттенок автобиографичности, который вносил в музыку особую искренность. Автобиографический характер своих опер всячески подчеркивал Вагнер.

Настоящим открытием композиторов-романтиков стала тема фантастики. Музыка впервые научилась воплощать сказочно-фантастические образы чисто музыкальными средствами. В операх XVII-XVIII веков «неземные» персонажи (как, например, Царица ночи из «Волшебной флейты») разговаривали на «общепринятом» музыкальном языке, мало выделяясь на фоне реальных людей. Композиторы-романтики научились передавать фантастический мир как нечто совершенно специфическое (при помощи необычных оркестровых и гармонических красок).

В высшей степени характерен для музыкального романтизма интерес к народному творчеству. Подобно поэтам-романтикам, которые за счет фольклора обогащали и обновляли литературный язык, музыканты широко обращались к национальному фольклору - народным песням, балладам, эпосу (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, Б. Сметана, Э. Григ и др.). Воплощая образы национальной литературы, истории, родной природы, они опирались на интонации и ритмы национального фольклора, возрождали старинные диатонические лады. Под влиянием фольклора содержание европейской музыки ярко преобразилось.

Новые темы и образы потребовали от романтиков разработки новых средств музыкального языка и принципов формообразования, индивидуализации мелодики и внедрения речевых интонаций, расширения тембровой и гармонической палитры музыки (натуральные лады, красочные сопоставления мажора и минора и т. д.).

Поскольку в центре внимания романтиков уже не человечество в целом, а конкретный человек с его неповторимым чувствованием, соответственно и в средствах выражения общее все больше уступает место единичному, индивидуально своеобразному. Уменьшается доля обобщенных интонаций в мелодике, общеупотребительных аккордовых последований в гармонии, типовых рисунков в фактуре - все эти средства индивидуализируются. В оркестровке принцип ансамблевых групп уступил место солированию почти всех оркестровых голосов.

Важнейшим моментом эстетики музыкального романтизма была идея синтеза искусств, которая нашла наиболее яркое выражение в оперном творчестве Вагнера и в программной музыке Берлиоза, Шумана, Листа.

Джузе́ппе Фортуни́но Франче́ско Ве́рди (итал. <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> Giuseppe Fortunino Francesco Verdi, 10 октября 1813 года, Ронколе <https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A0%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5&action=edit&redlink=1> близ города Буссето <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D1%81%D1%81%D0%B5%D1%82%D0%BE>, Французская империя <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F> - 27 января 1901 года, Милан <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BB%D0%B0%D0%BD>, Италия <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%98%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%8F_(1861%E2%80%941946)>)[1] <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B8,_%D0%94%D0%B6%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%BF%D0%BF%D0%B5> - итальянский <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%8F> композитор <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80>, творчество которого является одним из крупнейших достижений мирового оперного искусства и кульминацией развития итальянской оперы XIX века <https://ru.wikipedia.org/wiki/XIX_%D0%B2%D0%B5%D0%BA>.

Композитором созданы 28[2] <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B8,_%D0%94%D0%B6%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%BF%D0%BF%D0%B5> опер и один реквием. Лучшие оперы композитора: «Бал-маскарад» <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%BB-%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B4_(%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0)>, «Риголетто» <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%82%D1%82%D0%BE>,«Трубадур» <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%B0%D0%B4%D1%83%D1%80_(%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0)>, «Травиата» <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%82%D0%B0>. Вершина творчества - последние оперы: «Аида» <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B8%D0%B4%D0%B0>, «Отелло» <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%BE_(%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0_%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B8)>, «Фальстаф» <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%84_(%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0)>.

Верди, определённый сторонник усиления пластичности и чёткости исполнения, очень быстро повысил также значение декламации редкостой гибкости - весь этот комплекс требует от исполнителя долгой подготовки. Вступления почти ко всем операм композитора отличаются потрясающей, великолепной силой. Мастер ансамблевого письма - можно сказать, современный по сжатости темпов и ясному, хотя и пылкому воплощению, чуждому произвола и гедонистических излишеств, он считал сценическое действие целью, избегая, однако, делать из него средство, так как сознавал, что в музыкальной драме главное - музыка.

Помимо оперного жанра композитор мимоходом коснулся камерной инструментальной формы (единственный квартет) и не слишком много обращался к сочинению песен в сопровождении фортепиано. В области духовной музыки он, напротив, оставил исторические образцы, среди которых выделяется Реквием, частично написанный в память о Джоаккино Россини и затем посвящённый памяти Алессандро Мандзони: синтез всего XIX века, он словно сочетает торжественное великолепие самых величественных соборов с умилением провинциальных месс и выделяется своим драматическим, театральным характером. Это Мавзолей, новый пантеон, созданный как будто для персонажей Верди, для Виолетты, Риголетто, Леоноры, Макбета и других, ибо высшая правда, если присмотреться, не может быть ни чем иным, как прощением. И всех их ждёт царствие небесное.

Веризм (итал. <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> il verismo, от слова vero - истинный, правдивый) - реалистическое <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC_(%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0)> направление в итальянской <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%8F> литературе <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0>, музыке <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0> и изобразительном искусстве <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE> конца XIX века <https://ru.wikipedia.org/wiki/XIX_%D0%B2%D0%B5%D0%BA>.

В музыке веристское направление, представленное главным образом оперным творчеством П. Масканьи, Р. Леонкавалло и отчасти Дж. Пуччини, сформировалось в противовес увлечению вагнеровской драмой. Следуя опыту писателей, композиторы-веристы обратились к изображению жизни бесправных бедняков.

Первой веристской оперой стала «Сельская честь» Пьетро Масканьи (1863-1945), созданная в 1890 году по одноименной пьесе главы литературного веризма Дж. Верга. Спустя два года ее триумфальный успех затмили«Паяцы» Руджеро Ленкавалло (1857-1919), чей сюжет основан на реальном инциденте из жизни деревенских комедиантов.

Обе оперы лаконичны: веристы прекрасно понимали, что «длинноты в театре означают скуку, а скучный театр - самый худший из всех возможных» (Верди). Главное внимание авторов сосредоточено на личной драме героев, причем драма эта обрисована не пастельными полутонами, а яркими кричащими красками: никакого подтекста, только открытый текст; никакой философии, только факты. Обе оперы завершаются трагическими финалами с гибелью главных героев. И та, и другая относятся к жанру мелодрамы - именно так определили свои произведения и Масканьи, и Леонкавалло.

В операх «Сельская честь» и «Паяцы» особенно четко определились характерные черты направления Веризма:

·отход от героико-романтической традиции, обращение к современным сюжетам, связанным, как правило, с темами любви и ревности;

·подчеркнуто обыденная, прозаическая обстановка места действия;

·применение прозаического текста вместо стихотворного;

·быстрая смена событий, предвосхищающая «кадровый» монтаж кино;

·эффектность театральных ситуаций. Развитое чувство сцены - одна из сильных сторон творчества веристов. Они умели «заинтересовать, поразить и растрогать» слушателя (качества, которые Пуччини назвал тремя основными законами театра);

·акцент на психологических переживаниях героев, картинах повседневного быта;

·демократичность музыкального языка, непосредственно связанного с народными жанрами;

·повышенно экспрессивный вокальный стиль, получивший свое высшее выражение в «ариях крика» (ариозо Канио «Смейся, паяц»<#"center">музыка барокко экспрессионизм романтизм

Список использованной литературы:

. Эйхенбаум Б. Мелодика русского лирического стиха // Эйхенбаум Б. О поэзии. - Л., 1969

. Лаури-Вольпи Дж. Вокальные параллели [пер. с итал.]. - Л., 1972.

. Ломакин Г. Руководство к обучению пению в народных школах. - СПб., б.г.

. Васина-Гроссман В.А. Романтическая песня XIX века (Австрия, германия). - М., 1956. - 352 с.

. Васина-Гроссман В.А. Русский классический романс XIX века. - М., 1956. - 352 с.

Похожие работы на - Особенности исполнения вокальной музыки

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!