Аннотация на каватину Норины из оперы Г. Доницетти 'Дон Паскуале'

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,14 Мб
  • Опубликовано:
    2015-07-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Аннотация на каватину Норины из оперы Г. Доницетти 'Дон Паскуале'

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ ИМЕНИ Н.А. РИМСКОГО - КОРСАКОВА» (техникум)

ЦИКЛОВАЯ КОМИССИЯ ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА






Реферат

Аннотация на каватину Норины из оперы Г. Доницетти «Дон Паскуале»

специальность 073401

ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО


Студента IV курса,

Лях Елизаветы Анатольевны

Руководитель:

Суханова Н.Е


Санкт-Петербург

г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Гаэтано Доницетти итальянский композитор эпохи расцвета Bel canto

.1 Общие сведения о произведении

.2 Композитор Гаэтано Доницетти

.3 История создания и краткое содержание оперы «Дон Паскуале»

Глава 2. Музыкальный анализ каватины Норины

.2 Особенности вокально-технического исполнения каватины

Заключение

Список литературы

Приложение

доницетти опера каватина норина

ВВЕДЕНИЕ

Часто об исполнителе, который в совершенстве владеет техникой голосообразования и голосоведения, свободно распоряжается всем арсеналом вокальной техники, говорят, что это певец с хорошей вокальной школой. В вокальном искусстве понятие «школа» применяется в двух смыслах. Первое - под словом «школа» подразумевается вокально-техническое мастерство исполнителя. Второе выражается в таких словах: «... этот певец владеет итальянской школой пения», «это яркий пример немецкой школы пения» или «это певец типично русской школы». Совершенно ясно, что это понятие хотя и включает моменты особенностей вокальной технологии,- оно неизмеримо шире его. Прежде всего, это особенности звучания голоса, обусловленные исполнительской культурой, темпераментом и своеобразием уклада жизни нации.

Рождение и формирование национальной вокальной школы тесно связано с национальной оперой - определяющим жанром в области вокального искусства. Драматургия оперы, выразительные средства, характер и тесситура вокальных партий, плотность и динамика оркестрового сопровождения определяют голосовые приспособления певцов. Певческая манера каждой национальной школы определяется, прежде всего, характером музыки, которую вокалистам приходится исполнять.

Цель работы исследование особенности вокально-технического исполнения каватины Норины из оперы Г. Доницетти « Дон Паскуале». При подготовке к написанию данной работы был найден весьма ограниченный литературно-исследовательский материал. В связи с чем выбор данной темы может быть актуален и полезен для успешного освоения этого материала как студентам-вокалистам, так и студентам класса концертмейстерского мастерства.

Задачи квалификационной работы:      

) Проанализировать во взаимосвязи жизненный и творческий путь композитора.

2) Изучить предпосылки для написания произведения.

) Сформировать вокально-технические навыки и умения, способствующие успешному исполнению данного произведения на сцене.

ГЛАВА 1. ГАЭТАНО ДОНИЦЕТТИ ИТАЛЬЯНСКИЙ КОМПОЗИТОР ЭПОХИ РАСЦВЕТА BEL CANTO

.1Общие сведения о произведении

Для того чтобы убедить современного слушателя в незаурядности дарования Доницетти, достаточно привести один факт: он написал более 70 опер.О том, какую роль сыграло творчество этого композитора в культуре XIX века, о том, как много оно значит для современной культуры, говорят неожиданные «встречи»: музыка Доницетти «оживает» на страницах романов Ивана Тургенева и Густава Флобера. Имя Доницетти возникает на страницах книги актёра и режиссера театра «Таганки» Вениамина Смехова «Театр моей памяти». осуществившего в начале 1990-х годов постановку «Дона Паскуале» в Германии.Бельканто (итал. belcanto - прекрасное пение) - стиль пения, сложившийся в Италии к середине XVII в. и господствовавший до 1-й пол. XIX в.(эпоха бельканто). В современном понимании - эмоционально насыщенное, красивое, певучее, звучное вокальное исполнение. Бельканто требует от певца кантилены, безукоризненной колоратуры, владения филировкой, динамическими и тембровыми нюансами, «инструментальной» ровности звучания. . Появление бельканто связано с развитием гомофонного стиля и формированием итальянской оперы. Раннее бельканто, или canto spianato (ровное пение), отличалось чувствительностью, патетичностью исполнения, для него характерны выразительная кантилена, небольшие колоратурные украшения, усиливающие драматический эффект (оперы К. Монтеверди, Ф. Кавалли, М. А. Чести). Классическое бельканто, или canto fiorito (расцвеченное пение), развивается с конца XVIII           в. Это блестящий виртуозный стиль, в котором господствует колоратура, постепенно становящаяся самоцелью певцов. Техническое совершенство голоса - длительность дыхания, владение всеми видами колоратуры, мастерство филировки, блеск исполнения труднейших пассажей, умение импровизировать украшения - ценится превыше всего.

Подчиняясь требованиям показа вокальных возможностей певцов, музыка многих опер конца XVIII - начала XIX вв. теряет цельность, художественную значимость. Выдающиеся представители этого периода бельканто - А. Бернакки, А. Уберти (Порпорино), Дж. Веллути, К. Габриелли, А. Каталани, А. Нодзари. Новый период развития бельканто связан с творчеством Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, оперы которых потребовали от певцов, наряду с совершенной техникой кантилены и колоратуры бельканто, мастерства в передаче чувств персонажей. Этот период выдвинул плеяду выдающихся певиц и певцов, показавших феноменальные возможности владения голосом. Среди них Дж. Паста, сестры Гризи, Дж. Рубини, Л. Лаблаш. С появлением опер Дж. Верди связан конец классического бельканто. Исчезает засилие колоратуры, совсем не встречающейся в поздних операх Верди и в произведениях Р. Леонкавалло, Дж. Пуччини, П. Масканьи. Современные вокальные школы сохраняют и продолжают традиции бельканто. К мастерам бельканто можно отнести таких певцов, как Р. Тебальди, М. Каллас, Р. Скотто, Дж. Сазерленд, М. Кабалье, И. Архипова, Л. Паваротти, П. Доминго, Н. Гяуров, 3. Соткилава, В. Атлантов, Е. Нестеренко и др.

1.2 Композитор Гаэтано Доницетти

Доменико Гаэтано Мариа Донице́тти 29 ноября <https://ru.wikipedia.org/wiki/29_ноября> 1797 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1797_год>, Бергамо <https://ru.wikipedia.org/wiki/Бергамо>, Ломбардия <https://ru.wikipedia.org/wiki/Ломбардия>,- 8 апреля 1848 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1848_год>, Бергамо <https://ru.wikipedia.org/wiki/Бергамо>, Ломбардия <https://ru.wikipedia.org/wiki/Ломбардия>) - итальянский <https://ru.wikipedia.org/wiki/Италия> композитор <https://ru.wikipedia.org/wiki/Композитор>.

Родители Доницетти были бедные люди: отец - сторож, мать - ткачиха. Его старшим братом был композитор Джузеппе Доницетти <https://ru.wikipedia.org/wiki/Доницетти,_Джузеппе>. В 9 лет Гаэтано поступил в Благотворительную музыкальную школу Симона Майра <https://ru.wikipedia.org/wiki/Майр,_Симон> и стал там лучшим учеником. Майр всячески поддерживал юного музыканта, побуждая его посвятить себя профессиональной музыкальной карьере, и даже сочинил для этого оперу-пастиш «Маленький композитор» (1811 <https://ru.wikipedia.org/wiki/1811> ), в которой сам Доницетти и несколько других учеников, в том числе ближайший друг Доницетти Антонио Дольчи <https://ru.wikipedia.org/wiki/Дольчи,_Антонио>, выведены под своими именами, а суть сюжета в том, что главный герой не желает отступать от своего пути; опера была поставлена силами самих учащихся. Дальнейшее музыкальное образование Доницетти получил в Болонском музыкальном лицее (1815-1817) у С. Маттеи.

Молодой композитор сочиняет оперы на самые разные сюжеты: среди опер, написанных с 1819 по 1830 год, есть и комедии, и романтические спектакли, и исторические драмы. «Пётр Великий, царь русский», «Цыганка», «Гувернёр в затруднении», «Театральные удобства и неудобства», «Римский изгнанник» - даже названия сочинений этого периода отражают намерения автора пробовать свои силы в различных жанрах.

В 1830 году Доницетти пишет оперу, которая принесла ему настоящую известность: это «Анна Болейн». Вскоре появляются сочинения, которые заставили говорить о Доницетти во всех музыкальных столицах мира: это «Любовный напиток» (трогательная, забавная история о застенчивом влюблённом и «чудодейственном» эликсире любви) и «Лючия ди Ламмермур» (опера, соединившая в себе возвышенную лирику и драматизм).

Г. Доницетти пишет оперы по заказу парижских театров; его избирают членом французского Института изящных искусств; в Неаполе он становится профессором консерватории; в Вене ему предлагают должность придворного композитора.Великолепные оперные партитуры уже признанного композитора появляются с минимальным временным интервалом:

1835 - историческая трагедия «Мария Стюарт»;

- опера-скерцо «Колокольчик»;

- историко-романтическая драма «Фаворитка», «большая опера» во французском стиле «Мученики» и почти оперетта (но с виртуозными вокальными партиями) «Дочь полка»;

- романтическая «Линда ди Шамуни».

И это только те названия, которые известны по современным постановкам, по научным трудам: в те же годы композитором было написано ещё около десяти опер, сейчас почти неизвестных.

Оперу «Дон Паскуале», написанную в 1843 году, приходится отнести к группе последних сочинений Доницетти. Именно «Дон Паскуале» становится яркой кульминацией позднего периода творчества. В этой опере композитор нашёл место для множества самых разных интонаций - нежных, почти гротескных, грубоватых, легкомысленно-игривых, серьёзных, элегических… . Примерно через год после премьеры «Дона Паскуале» Доницетти был вынужден постепенно оказаться от привычного образа жизни. Крайне напряжённая работа привела к нервному истощению. Если в молодости «скоростное» сочинение было забавой, то в последние годы оно стало необходимым обстоятельством: композитор был связан многочисленными контрактами. Роковую роль сыграли и трагические события в личной жизни. Обессиленный и одинокий, Доницетти не смог побороть болезнь. Он умер 8 апреля 1848 в родном Бергамо.

1.3 История создания и краткое содержание оперы «Дон Паскуале»

Основой оперы «Дона Паскуале» стал сюжет оперы Стефано Павези «Синьор Маркантонио» («Ser Marcantonio»). Опера Павези была поставлена в Милане, в знаменитом театре «Ла Скала» 26 сентября 1810 года, то есть 33 годамиранее. Заимствование сюжетной канвы было довольно распространённы явлением в итальянской композиторской практике того времени.

С. Павези (1779-1850) - известный оперный композитор, автор примерно 70 опер. В конце 1820-х годов он занимал почётную должность музыкального директора Венской придворной оперы, сменив на этом посту Антонио Сальери. «Синьор Маркантонио» - одна из самых популярных опер Павези. Она написана по всем законам оперы-буффа (комической оперы). Автором либретто «Синьора Маркантонио» является Анджелло Анелли (1761-1820) - писатель, поэт, политический деятель, профессор риторики, либреттист. Анелли написал около 40 либретто - преимущественно для комических опер. Его либретто стали основой опер таких композиторов, как Д. Чимароза, Дж. Пачини, С. Майр, Л. Моска, Дж. Россини. . Либретто оперы Доницетти значительно отличается от написанного Анелли. В литературе трудно найти чёткий ответ на вопрос, кто же написал подробный сценарий для «Дона Паскуале». Одни называют автором либретто самого Доницетти, другие - Джованни Руффини, третьи - Мишеля Аккурси. Наиболее убедительное объяснение этой запутанной ситуации с авторством предлагает польский музыковед В. Санделевски (Wiarosław Sandelewski, Donizetti, 1982). Он пишет, что под либретто стоят инициалы «М. А.», принадлежащие, очевидно, парижскому другу Доницетти Мишелю Аккурси. Но исследования доказывают, что автором текста был итальянский писатель Джованни Руффини (1807-1881). В Италии он считался политическим преступником, поэтому с 1836 года жил за пределами Италии,в Англии, Швейцарии и Франции. Может быть, поэтому он не решился подписать либретто своим именем? Кроме того, его могли смущать многочисленные изменения, внесённые в его текст композитором. Как бы то ни было, Руффини предпочёл использовать инициалы М. Аккурси, с которым так же, как и Доницетти, был в дружеских отношениях. Так, имя друга стало своеобразным псевдонимом для Руффини. Разумеется, гонорар композитор выплатил именно ему.

Скорость, с которой Доницетти писал оперы, удивляла окружающих. Нередко она становилась поводом для карикатур: на одной из них композитор пишет двумя руками одновременно.Клавир оперы «Дон Паскуале» был закончен за 10 дней, на оркестровку потребовалось чуть больше недели. Не секрет, что для «ускорения» работы над оперой многие композиторы того времени - и сам Доницетти! - смело использовали фрагменты из своих предыдущих сочинений. Но опера «Дон Паскуале» практически полностью была построена на новом музыкальном материале. Из старых сочинений Доницетти заимствовал лишь два эпизода: в каватине Дона Паскуале из I действия звучит материал из оперы «Gianni di Parisi», а в арии Норины из III действия композитор цитирует фрагмент из «Любовного напитка».

Опера «Дон Паскуале» создавалась специально для «Итальянского Театра» в Париже с его великолепной труппой. На премьере, состоявшейся 3 января 1843 года, каждый номер сопровождался горячими аплодисментами. Тот восторг, с которым публика встретила новую оперу Доницетти, был и заслугой солистов. Заглавную партию исполнил Луиджи Лаблаш (1794-1858), названный русским композитором и критиком А. Серовым «великим певцом-актёром».

«Дон Паскуале» - одна из самых блистательных комических опер в истории музыкального театра. Но она не была такой, если бы не искрящееся чувство юмора композитора. В музыкальном мире известно, например, когда в анекдот превратилась колкая реплика Доницетти по поводу «Севильского цирюльника».Когда Доницетти узнал, что Россини написал эту оперу за 15 дней, он ответил: «Это неудивительно, всем известно, что Россини очень ленив».Уже в зрелом возрасте Доницетти «играл» с придуманными в юности псевдонимами «Доницелетти» и «Дон Ицетти».

Последняя комическая опера композитора Дона Ицетти «Дон Паскуале» была обречена на успех.

Место действия оперы: Рим. Время: XIX век.в доме дона Паскуале, в доме Норины и в саду дона Паскуале.

Действие первое. Дон Паскуале - состоятельный господин преклонного возраста - раздражён поведением своего племянника Эрнесто: тот отказывается жениться на невесте, выбранной дядей. Вместо того, чтобы заключить выгодный брак, Эрнесто увивается за Нориной - молодой вдовушкой. Дон Паскуале решил отомстить племяннику и лишить его наследства: он сам женится и доверит все свои капиталы супруге! Доктор Малатеста, друг Дона Паскуале, готов помочь ему в этой затее. В качестве невесты он предлагает свою сестрицу Софронию - юную, кроткую девушку, воспитанную в строгих монастырских правилах. Дон Паскуале хочет непременно познакомиться с ней.«Жених» не догадывается, что Малатеста дурачит его. Чтобы проучить почтенного старца, препятствующего счастью племянника, Доктор познакомит его … с Нориной. Именно она сыграет роль Софронии, застенчивой невесты. Что ожидает Паскуале после заключения брака (мнимого, но «жених» не будет знать об этом) - представить нетрудно: у вдовушки Норины очень бойкий нрав.

Действие второе. Дон Паскуале в восторге от невесты: она так строго воспитана, так скромна и, вдобавок к этому, ангельски прекрасна! Паскуале готов немедленно подписать брачный контракт. Но как только поставлены подписи на документе, застенчивость «новобрачной» исчезает: весьма решительно «супруга» заявляет о своих планах. Она не намерена скучать.

Ей необходимы балы, развлечения, наряды, а Дон Паскуале должен обеспечить ей красивую жизнь. Неужели он недоволен? «Софрония» готова устроить скандал. Поражённый этим превращением, Паскуале предпочитает скрыться.

Эрнесто и Норина знают, что Дон Паскуале должен явиться в сад и уличить «супругу» в измене. Услышав его шаги, Эрнесто исчезает - таков план Доктора. Хотя Дон Паскуале застаёт «супругу» одну, он находит повод для ссоры. Неожиданно Доктор заявляет «Софронии», что её «супруг» дал согласие на брак племянника с Нориной. Это значит, что в доме скоро появится ещё одна хозяйка. «Софрония» разгневана, а её «супруг», наоборот, очень рад, что смог досадить ей. Дон Паскуале готов немедленно благословить влюблённую пару и одарить Эрнесто солидной денежной сумоДоктор, Эрнесто и Норина решают, наконец, признаться во всём Дону Паскуале. Но он счастлив, что его невыносимая «семейная» жизнь так быстро закончилась, и потому прощает «заговорщиков».

На премьере оперы «Дон Паскуале» в Париже в театре Итальянской оперы,исполнителями главных ролей,стали:

Дон Паскуале(бас)- Лиуджи Лаблаш <#"883815.files/image001.gif">

Похожие работы на - Аннотация на каватину Норины из оперы Г. Доницетти 'Дон Паскуале'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!