Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеке
Министерство
культуры Российской Федерации.
Федеральное
государственное учреждение высшего профессионального образования
Санкт-Петербургский университет культуры и искусств
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по
предмету: Библиографическая деятельность библиотеки
Тема:
«Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеке»
Подготовила
студентка IV курса
Мосина Анна
Владимировна
Факультет:«библиотечно-информационный»
Преподаватель: Л.С.
Кружкова
Санкт-Петербург
Содержание
Современное
состояние и актуальные вопросы СБО в библиотеках
Опыт
СБО в МУ «Центральная библиотека МОГО «Ухта
Библиографические
и фактографические справки
Формы
и методы обучения читателей (пользователей) библиографическому поиску
Заключение
Список
литературы
Современное состояние и актуальные вопросы СБО в
библиотеках
Справочно-библиографическое обслуживание (СБО)
справедливо относят к наиболее сложным интеллектуальным видам библиотечного
труда. Оно предполагает высокую квалификацию сотрудников, соответствующую
организацию информационных ресурсов библиотеки. Библиотека, которая не в
состоянии быстро и полно удовлетворить запрос читателя, теряет не только
авторитет, но и своего читателя.
Справочно-библиографическое обслуживание - это
библиографическое обслуживание, которое предполагает удовлетворение разовых
запросов пользователей в режиме «Запрос-Ответ».
Методика выполнения запроса:
определяется алгоритм поиска;
фиксируется источник выполнения (из картотеки,
каталогов, фонда);
указывается тема, цель, дата, кто выполнял
(необходимо для архива);
указывается причина отказа (если он был) и
информация, куда передан запрос;
письменный ответ составляется в 3-х экземплярах.
Такой учет помогает выявить:
тематические направления;
контингент пользователей;
какая справка интересна;
какой справочный аппарат более работает;
кто из сотрудников выполняет справки, а кто нет.
Справка должна быть выполнена в течении 3 дней.
В связи с современным комплексным
компьютеризированием библиотек, в ежедневном рабочем процессе СБО задействованы
новые информационные технологии. Справочно-библиографическое обслуживание на
основе новых информационных технологий осуществляется во всех отделах
обслуживания библиотеки, с учётом специфики каждого отдела.
Наличие материально-технической базы - одна их
главных предпосылок развития информационного обслуживания. Компьютерная сеть
обеспечивает стабильный доступ в интернет.
На основе АИБС осуществляется полное и
оперативное обслуживание как реальных, так и виртуальных (удаленных)
пользователей.
Для разностороннего и полного информирования
посетителей разрабатываются электронные путеводители, преобразующие любой
компьютер библиотеки в веб-сервер.
К нему можно обращаться уже при первом посещении
библиотеки, он будет «вести» читателя по библиотеке и далее. У пользователя
имеется возможность выбора «общаться с библиотекарем, или с компьютером».
Информация навигатора, в основном, повторяется на веб-сайте.
На сегодняшний день кроме информационных
ресурсов библиотек - к услугам пользователя и удалённые ресурсы, к которым
относятся электронные каталоги библиотек, ресурсы интернета, полнотекстовые
базы данных.
Библиотеки России в справочно-информационной
работе используют полнотекстовые документы системы «Консультант Плюс», что
позволяет удовлетворить самые сложные правовые запросы.
Большим спросом пользуется виртуальная справка,
которая на сайтах библиотек может существовать в двух вариантах: с заданной
формой запроса и электронная справка в режиме форума.
У пользователей появилась возможность получать
электронные копии документов в кратчайшие сроки из различных фондов библиотек
России, благодаря межведомственной межрегиональной библиотечной сети страны
АРБИКОН (Ассоциация Региональных Библиотечных Консорциумов).
Все эти новые технологии позволяют более
качественно и оперативно осуществлять справочно-библиографическое обслуживание,
позволяют сделать библиотеку более открытой и современной.
Опыт СБО в МУ «Центральная библиотека МОГО
«Ухта»
История создания. Центральная библиотека
официально была открыта в 1939 году. Библиотека объединила фонды, находившиеся
долгое время в многочисленных ведомственных библиотеках: НКВД, ГУЛАГа, а также
книги из частных коллекций. Постепенно фонды росли и пополнялись новыми
изданиями. Росло количество читателей. Когда в 1976 г. произошло объединение
всех государственных библиотек в единую Централизованную библиотечную систему,
Центральная библиотека стала настоящим методическим центром для всех массовых
библиотек города.
Структура библиотеки.
МУ «Центральная библиотека МОГО «Ухта»
Управление:
Директор
Заместители директора
Информационно-методический отдел
<#"786174.files/image001.gif">
Самой распространенной формой существования
библиографической информации является библиографическая запись. Составление
библиографической записи регламентируется межгосударственными стандартами
системы СИБИД. В состав БЗ входят заголовок БЗ (автор) и БО. Вот сегодня мы и
познакомимся с понятием, функциями и правилами составления БО.
Библиографическое описание документа
составляется по правилам, утвержденным в ГОСТах, которые вы видите на экране. В
ГОСТе 7.1.-2003, указано, что библиографическое описание содержит
библиографические сведения о документе, приведенные по определенным правилам,
устанавливающим наполнение и порядок следования областей и элементов, и
предназначенные для идентификации и общей характеристики документа. ГОСТ
7.8.-2000 данный стандарт распространяется на основные виды заголовков,
используемых в библиографических записях, подготавливаемых органами
научно-технической информации, библиотеками, центрами государственной
библиографии, издателями и другими организациями, осуществляющими библиографическую
деятельность, независимо от их организационно-правовой структуры, ведомственной
принадлежности и формы собственности.
Объектами составления библиографического
описания являются все виды опубликованных
(в том числе депонированных) и неопубликованных документов на любых носителях -
книги, сериальные и другие продолжающиеся ресурсы, нотные, картографические,
аудиовизуальные, изобразительные, нормативные и технические документы,
микроформы, электронные ресурсы, другие трехмерные искусственные или
естественные объекты; составные части документов; группы однородных и
разнородных документов.
Библиографическое описание может быть
одноуровневым, многоуровневым и аналитическим.
Одноуровневое библиографическое описание - содержит
один уровень. Его составляют для описание книг, брошюр и других разовых
однотомных изданий, а также отдельных томов (выпусков) многотомного или
сериального издания или многотомный документ в целом.
Многоуровневое библиографическое описание -
содержит два или более уровней. Его составляют для описания многотомных или
комплектных документов в целом, (сериальный или другой продолжающийся ресурс в
целом) либо на один или несколько томов (выпусков, номеров, частей)
многотомного, комплектного документа, сериального или другого продолжающегося
ресурса.
Одноуровневое библиографическое
описание состоит из областей
<#"786174.files/image006.gif">
Многоуровневое библиографическое
описание составляют на многотомные документы, а также сериальные и другие
продолжающиеся ресурсы.
В качестве многотомного документа
рассматривают документ, состоящий из заранее определенного количества томов
(частей), представляющий собой единое целое по содержанию и оформлению. Под
томом понимается отдельная физическая единица, входящая в состав многочастного
документа, обозначаемая как том, часть, выпуск, сборник, альбом, тетрадь и т.п.
При составлении многоуровневого описания элементы на всех уровнях записывают в
соответствии с перечнем областей и элементов
<#"786174.files/image007.gif">
Аналитическое библиографическое
описание - библиогр
<#"786174.files/image008.gif">
Заголовок записи. Основное заглавие
[Общее обозначение материала] : сведения, относящиеся к заглавию / Первые
сведения об ответственности; последующие сведения об ответственности. -
Сведения об издании. - Специфические сведения о документе. -Место издания,
распространения : Издатель, Дата издания. - Специфическое обозначение материала
и объем. - (Область серии). - Область примечания. - ISBN.
При составлении БО книги 2-х или 3-х авторов,
первый автор выносится в заголовок, остальные выносятся в область
ответственности.
При составлении БО книги 4-х или 5-ти авторов,
книга описывается под заглавием, все авторы выносятся в область ответственности.
Заключение
Справочно-библиографическое обслуживание
справедливо относят к наиболее сложным интеллектуальным видам библиотечного
труда. Оно предполагает высокую квалификацию сотрудников, соответствующую
организацию информационных ресурсов библиотеки.
На сегодняшний день большое количество библиотек
России имеют соответствующую материально-техническую базу, доступ в интернет,
различные базы данных (собственные и приобретённые) для выполнения справочно-библиографического
обслуживания на основе новых информационных технологий.
Ведущее место в справочно-библиографическом
обслуживании Центральной библиотеки г. Ухты (как впрочем, и других библиотеках)
занимает электронный каталог, который ведется с 2004 года, на основе
автоматизированной информационно-библиотечной системы АИБС «ИРБИС». Электронный
каталог - это технический инструмент поиска, который обеспечивает удобство
работы, большую оперативность получения информации, и что особенно важно, - на
больших расстояниях от пользователя при наличии интернета.
Сегодня появилась замечательная возможность не
дублировать свои ресурсы, а заимствовать их или работать на взаимной основе,
как это происходит в межведомственной межрегиональной библиотечной сети страны
АРБИКОН (Ассоциация Региональных Библиотечных Консорциумов). Проект АРБИКОН ЭДД
позволяет получать электронные копии документов в кратчайшие сроки из различных
фондов библиотек России.
Развитие технологий позволило создавать
виртуальные выставки на сайтах библиотек для популяризации фонда СБО среди
удаленных пользователей.
Практика показывает, что деятельность в
виртуальной среде должна расширяться и выходить на более высокий уровень. Этому
могут способствовать такие мероприятия, как разработка и совершенствование
вспомогательных материалов в электронном каталоге, индивидуальное
консультирование по выполнению запросов удаленных пользователей, дистанционное
обучение в виде онлайновых интерактивных курсов, презентации электронных
ресурсов в реальном режиме времени.
Так же было бы не лишним тщательно анализировать
эффективность уже существующих форм и методов библиографического обслуживания
пользователей, стараться углублять свой опыт и использовать опыт других
библиотек.
Список литературы
Андреева,
Н. Е. Виртуальные справочные службы в библиотеках: тенденции развития [Текст] /
Н. Е. Андреева, С. С. Смиреннова. - (Проблемы. Факты. Решения) // Библиография.
- 2012. - № 2. - С. 47-49.
Андреева,
Н. Е. Нормативные показатели деятельности виртуальных справочных служб
библиотек [Текст] / Н. Е. Андреева, С. С. Смиреннова. - (Проблемы. Факты.
Решения) // Библиография. - 2013. - № 2. - С. 21-25.
Илюшина,
И. Виртуальный СБА [Текст]: новые принципы организации производственных
процессов / Инесса Илюшина. - (Фонды) (Автоматизация) // Библиотека. - 2012. -
№ 10. - С. 14-18.
Справочник
библиографа [Текст]: справочное издание / Ред. А.Н.Ванеев, В.А.Минкина. - 2-е
изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург: Профессия, 2003. - 559 с.