Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеке

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,47 Мб
  • Опубликовано:
    2014-09-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеке

Министерство культуры Российской Федерации.

Федеральное государственное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургский университет культуры и искусств







КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по предмету: Библиографическая деятельность библиотеки

Тема: «Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеке»



Подготовила студентка IV курса

Мосина Анна Владимировна

Факультет:«библиотечно-информационный»

Преподаватель: Л.С. Кружкова



Санкт-Петербург

Содержание

Современное состояние и актуальные вопросы СБО в библиотеках

Опыт СБО в МУ «Центральная библиотека МОГО «Ухта

Библиографические и фактографические справки

Формы и методы обучения читателей (пользователей) библиографическому поиску

Заключение

Список литературы

Современное состояние и актуальные вопросы СБО в библиотеках

Справочно-библиографическое обслуживание (СБО) справедливо относят к наиболее сложным интеллектуальным видам библиотечного труда. Оно предполагает высокую квалификацию сотрудников, соответствующую организацию информационных ресурсов библиотеки. Библиотека, которая не в состоянии быстро и полно удовлетворить запрос читателя, теряет не только авторитет, но и своего читателя.

Справочно-библиографическое обслуживание - это библиографическое обслуживание, которое предполагает удовлетворение разовых запросов пользователей в режиме «Запрос-Ответ».

Методика выполнения запроса:

определяется алгоритм поиска;

фиксируется источник выполнения (из картотеки, каталогов, фонда);

указывается тема, цель, дата, кто выполнял (необходимо для архива);

указывается причина отказа (если он был) и информация, куда передан запрос;

письменный ответ составляется в 3-х экземплярах.

Такой учет помогает выявить:

тематические направления;

контингент пользователей;

какая справка интересна;

какой справочный аппарат более работает;

кто из сотрудников выполняет справки, а кто нет.

Справка должна быть выполнена в течении 3 дней.

В связи с современным комплексным компьютеризированием библиотек, в ежедневном рабочем процессе СБО задействованы новые информационные технологии. Справочно-библиографическое обслуживание на основе новых информационных технологий осуществляется во всех отделах обслуживания библиотеки, с учётом специфики каждого отдела.

Наличие материально-технической базы - одна их главных предпосылок развития информационного обслуживания. Компьютерная сеть обеспечивает стабильный доступ в интернет.

На основе АИБС осуществляется полное и оперативное обслуживание как реальных, так и виртуальных (удаленных) пользователей.

Для разностороннего и полного информирования посетителей разрабатываются электронные путеводители, преобразующие любой компьютер библиотеки в веб-сервер.

К нему можно обращаться уже при первом посещении библиотеки, он будет «вести» читателя по библиотеке и далее. У пользователя имеется возможность выбора «общаться с библиотекарем, или с компьютером». Информация навигатора, в основном, повторяется на веб-сайте.

На сегодняшний день кроме информационных ресурсов библиотек - к услугам пользователя и удалённые ресурсы, к которым относятся электронные каталоги библиотек, ресурсы интернета, полнотекстовые базы данных.

Библиотеки России в справочно-информационной работе используют полнотекстовые документы системы «Консультант Плюс», что позволяет удовлетворить самые сложные правовые запросы.

Большим спросом пользуется виртуальная справка, которая на сайтах библиотек может существовать в двух вариантах: с заданной формой запроса и электронная справка в режиме форума.

У пользователей появилась возможность получать электронные копии документов в кратчайшие сроки из различных фондов библиотек России, благодаря межведомственной межрегиональной библиотечной сети страны АРБИКОН (Ассоциация Региональных Библиотечных Консорциумов).

Все эти новые технологии позволяют более качественно и оперативно осуществлять справочно-библиографическое обслуживание, позволяют сделать библиотеку более открытой и современной.

Опыт СБО в МУ «Центральная библиотека МОГО «Ухта»

История создания. Центральная библиотека официально была открыта в 1939 году. Библиотека объединила фонды, находившиеся долгое время в многочисленных ведомственных библиотеках: НКВД, ГУЛАГа, а также книги из частных коллекций. Постепенно фонды росли и пополнялись новыми изданиями. Росло количество читателей. Когда в 1976 г. произошло объединение всех государственных библиотек в единую Централизованную библиотечную систему, Центральная библиотека стала настоящим методическим центром для всех массовых библиотек города.

Структура библиотеки.

МУ «Центральная библиотека МОГО «Ухта»

Управление:

Директор

Заместители директора

Информационно-методический отдел <#"786174.files/image001.gif">

Самой распространенной формой существования библиографической информации является библиографическая запись. Составление библиографической записи регламентируется межгосударственными стандартами системы СИБИД. В состав БЗ входят заголовок БЗ (автор) и БО. Вот сегодня мы и познакомимся с понятием, функциями и правилами составления БО.


Библиографическое описание документа составляется по правилам, утвержденным в ГОСТах, которые вы видите на экране. В ГОСТе 7.1.-2003, указано, что библиографическое описание содержит библиографические сведения о документе, приведенные по определенным правилам, устанавливающим наполнение и порядок следования областей и элементов, и предназначенные для идентификации и общей характеристики документа. ГОСТ 7.8.-2000 данный стандарт распространяется на основные виды заголовков, используемых в библиографических записях, подготавливаемых органами научно-технической информации, библиотеками, центрами государственной библиографии, издателями и другими организациями, осуществляющими библиографическую деятельность, независимо от их организационно-правовой структуры, ведомственной принадлежности и формы собственности.


Объектами составления библиографического описания являются все виды опубликованных
(в том числе депонированных) и неопубликованных документов на любых носителях - книги, сериальные и другие продолжающиеся ресурсы, нотные, картографические, аудиовизуальные, изобразительные, нормативные и технические документы, микроформы, электронные ресурсы, другие трехмерные искусственные или естественные объекты; составные части документов; группы однородных и разнородных документов.

Библиографическое описание может быть одноуровневым, многоуровневым и аналитическим.

Одноуровневое библиографическое описание - содержит один уровень. Его составляют для описание книг, брошюр и других разовых однотомных изданий, а также отдельных томов (выпусков) многотомного или сериального издания или многотомный документ в целом.

Многоуровневое библиографическое описание - содержит два или более уровней. Его составляют для описания многотомных или комплектных документов в целом, (сериальный или другой продолжающийся ресурс в целом) либо на один или несколько томов (выпусков, номеров, частей) многотомного, комплектного документа, сериального или другого продолжающегося ресурса.


Одноуровневое библиографическое описание состоит из областей  <#"786174.files/image006.gif">

Многоуровневое библиографическое описание составляют на многотомные документы, а также сериальные и другие продолжающиеся ресурсы.

В качестве многотомного документа рассматривают документ, состоящий из заранее определенного количества томов (частей), представляющий собой единое целое по содержанию и оформлению. Под томом понимается отдельная физическая единица, входящая в состав многочастного документа, обозначаемая как том, часть, выпуск, сборник, альбом, тетрадь и т.п. При составлении многоуровневого описания элементы на всех уровнях записывают в соответствии с перечнем областей и элементов <#"786174.files/image007.gif">

Аналитическое библиографическое описание - библиогр <#"786174.files/image008.gif">

Заголовок записи. Основное заглавие [Общее обозначение материала] : сведения, относящиеся к заглавию / Первые сведения об ответственности; последующие сведения об ответственности. - Сведения об издании. - Специфические сведения о документе. -Место издания, распространения : Издатель, Дата издания. - Специфическое обозначение материала и объем. - (Область серии). - Область примечания. - ISBN.



При составлении БО книги 2-х или 3-х авторов, первый автор выносится в заголовок, остальные выносятся в область ответственности.


При составлении БО книги 4-х или 5-ти авторов, книга описывается под заглавием, все авторы выносятся в область ответственности.



Заключение

Справочно-библиографическое обслуживание справедливо относят к наиболее сложным интеллектуальным видам библиотечного труда. Оно предполагает высокую квалификацию сотрудников, соответствующую организацию информационных ресурсов библиотеки.

На сегодняшний день большое количество библиотек России имеют соответствующую материально-техническую базу, доступ в интернет, различные базы данных (собственные и приобретённые) для выполнения справочно-библиографического обслуживания на основе новых информационных технологий.

Ведущее место в справочно-библиографическом обслуживании Центральной библиотеки г. Ухты (как впрочем, и других библиотеках) занимает электронный каталог, который ведется с 2004 года, на основе автоматизированной информационно-библиотечной системы АИБС «ИРБИС». Электронный каталог - это технический инструмент поиска, который обеспечивает удобство работы, большую оперативность получения информации, и что особенно важно, - на больших расстояниях от пользователя при наличии интернета.

Сегодня появилась замечательная возможность не дублировать свои ресурсы, а заимствовать их или работать на взаимной основе, как это происходит в межведомственной межрегиональной библиотечной сети страны АРБИКОН (Ассоциация Региональных Библиотечных Консорциумов). Проект АРБИКОН ЭДД позволяет получать электронные копии документов в кратчайшие сроки из различных фондов библиотек России.

Развитие технологий позволило создавать виртуальные выставки на сайтах библиотек для популяризации фонда СБО среди удаленных пользователей.

Практика показывает, что деятельность в виртуальной среде должна расширяться и выходить на более высокий уровень. Этому могут способствовать такие мероприятия, как разработка и совершенствование вспомогательных материалов в электронном каталоге, индивидуальное консультирование по выполнению запросов удаленных пользователей, дистанционное обучение в виде онлайновых интерактивных курсов, презентации электронных ресурсов в реальном режиме времени.

Так же было бы не лишним тщательно анализировать эффективность уже существующих форм и методов библиографического обслуживания пользователей, стараться углублять свой опыт и использовать опыт других библиотек.

Список литературы

Андреева, Н. Е. Виртуальные справочные службы в библиотеках: тенденции развития [Текст] / Н. Е. Андреева, С. С. Смиреннова. - (Проблемы. Факты. Решения) // Библиография. - 2012. - № 2. - С. 47-49.

Андреева, Н. Е. Нормативные показатели деятельности виртуальных справочных служб библиотек [Текст] / Н. Е. Андреева, С. С. Смиреннова. - (Проблемы. Факты. Решения) // Библиография. - 2013. - № 2. - С. 21-25.

Илюшина, И. Виртуальный СБА [Текст]: новые принципы организации производственных процессов / Инесса Илюшина. - (Фонды) (Автоматизация) // Библиотека. - 2012. - № 10. - С. 14-18.

Справочник библиографа [Текст]: справочное издание / Ред. А.Н.Ванеев, В.А.Минкина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург: Профессия, 2003. - 559 с.

Похожие работы на - Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеке

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!