Молодежные политические субкультуры современной России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    39,76 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Молодежные политические субкультуры современной России














Молодежные политические субкультуры современной России

Оглавление

Введение

1. Понятие политической субкультуры

2. Причины следования молодежным политическим субкультурам

3. Политические субкультуры - специфика России

3.1 Скинхеды

3.2 "Нашисты"

3.3 "Оборона"

3.4 Антифашисты

3.5 Анархисты

3.6 Пацифисты

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Феномен молодёжных политических субкультур давно привлекает к себе внимание многих исследователей. В последнее время повышается интерес к проблемам, связанным с формированием и развитием политических субкультур в обществе. Политологи, философы, историки, психологи и культурологи, рассматривающие субкультуру как один из концепторов, способствующих осмыслению социальной и политической действительности, давно пытаются определить истоки зарождения политических субкультур, а так же формы их проявления как фактора политического процесса.

Что представляет из себя палитра политических субкультур в современной России? Каковы причины их появления? Почему молодые люди восстают против общественных устоев? Что подталкивает молодёжь уйти в закрытое молодёжное сообщество или подпольную организацию, присоединиться к тому или иному, подчас социально опасному движению, встать в оппозицию взрослому миру? Эти и другие вопросы сейчас очень актуальны и требуют тщательного и глубокого изучения. Вот почему сегодня крайне важно изучить причины возникновения подобных субкультур и механизмы проявления, поскольку именно молодежь более всего подвержена влиянию политического радикализма.

Таким образом, объектом моего исследования является современная молодежь России, как специфическая группа социума, а предмет исследования - различные политические субкультуры России.

Целью данного исследования является анализ политических молодежных субкультур России последнего десятилетия.

Для достижения этой цели мною были обозначены следующие задачи:

üраскрыть субкультуру как фактор политического процесса и средство формирования мировоззрения молодежи;

üвыявить идейные и духовные истоки молодежной субкультуры в России в исследуемый период;

üвыявить критерии, по которым можно определить, что в данной социальной группе существует или зарождается определенная субкультура;

üизучить факторы влияния на формирование политических субкультур;

üпроследить процесс образования субкультур, а так же их дальнейшего распространения;

üрассмотреть на конкретных примерах политические субкультуры молодежи России;

üопределить механизмы вовлечения молодежи в политическую сферу жизнедеятельности общества.

Обозначенные задачи решаются с использованием системного подхода, который предполагает комплексное изучение вопроса, сопоставление и обобщение отдельных фактов и выявление закономерностей, а не только рассмотрение отдельных единичных явлений или проблем. Кроме того я постаралась быть максимально объективной в своем исследовании, не допуская бездоказательных оценок, минимизировав собственные симпатии и антипатии, а так же признавая имеющиеся заслуги и достижения равно как и ошибки и упущения.

Научная новизна моей работы заключается в том, анализ политических субкультур современной России был мною проведен посредством глубокого изучения, комплексного анализа темы, а так же путем непосредственного общения с представителями данных субкультур (интервьюирование), благодаря чему удалось выявить способы взаимодействия доминирующей культуры и субкультуры. Я попыталась максимально четко обозначить идеологические основания оппозиционных движений, выявить сходства и различия между ними, определить их общие черты и истоки формирования, а так же факторы влияния на политическую обстановку и политический процесс в стране.

Источниковая база моего исследования - это и политические справочники, и монографии, и статьи из современных информационных вестников - газет и журналов, а так же электронных изданий ("Новая Газета", "Комерсант"), официальные сайты изучаемых политических субкультур (например #"center">1. Понятие политической субкультуры

В современных обществах, наряду с господствующей политической культурой, характерной для всех социальных групп, могут существовать и политические субкультуры. Политическая субкультура - это культура отдельного социального образования, которая отличается от господствующей политической культуры рядом специфических признаков.

Относительно целостные представления о политических субкультурах были выработаны в конце 20-х годов ХХ века американскими психологами Э. Майо и Ф. Ротлисбергером, в процессе изучения ими особенностей групповой психологии. Первоначально понятие имело сугубо прикладной характер и использовалось для описания адаптации этнических групп в инокультурной среде.

Сейчас в каждом обществе рядом с разными типами политической культуры существуют политические субкультуры. В политологической литературе субкультура часто рассматривается как совокупность политических ориентаций, которые значительно различаются от тех, которые доминируют в обществе. Каждая субкультура обладает определенным социальным масштабом, временем существования и различной степенью укорененности в сознании и поведении граждан. Различия политических субкультур сообщают власти источник эволюции и саморазвития.

Тем не менее, политическая культура общества не является суммой политических субкультур. Она вбирает у себя наиболее стойкие, типичные черты, которые характеризуют политическое сознание и поведение основной массы населения. Каждая политическая субкультура включает и то общее, что характеризует доминирующую в обществе политическую культуру, и то специфическое, что отличает данную субкультуру. Ее особенности обусловлены отличиями положения разных общественных групп в экономической и социальной структуре общества, отличиями через этнические, расовые, религиозные, образовательные и другие черты.

В основании выделения политических субкультур могут лежать как более или менее значительные вариации одних и тех же базовых ценностей - так и их качественно различающиеся разновидности. Помимо рационально осознанных воззрений, каждая политическая субкультура обладает рефлексивно неоформленными отношениями к действительности, укрепляющими у носителей данных ценностей единые подходы, оценки и ассоциации относительно политических явлений и усиливающими чувства внутренней сплоченности их приверженцев.

Единство политической культуры способствует стабильности общества, достоверному прогнозированию многих политических процессов. В действительности же вследствие социальной разнородности общества различные политические субкультуры, существующие в нем, могут оказаться источником дестабилизации общественно-политической жизни. Не исключено, что степень совместимости между различными субкультурами явится главным фактором, влияющим на политическую стабильность данной страны.

В каждом обществе могут существовать одновременно несколько политических культур: господствующая, или общая, политическая культура, субкультуры и контркультуры. В некоторых обществах случается так, что часть населения придерживается взглядов и ценностных установок, которые не просто отличаются, противоречат базовым ценностям господствующей политической культуры. Это явление характеризуется как политическая контркультура. Иногда контркультура отражает прошлый этап общественного развития, например монархисты в той или иной стране после установления республиканского строя, ортодоксальные коммунисты в постсоциалистических обществах. В других случаях политические субкультуры могут отражать новый, лишь формирующийся тип политических ценностей, имеющих шанс в перспективе стать преобладающими в обществе.

Степень устойчивости и живучести субкультур и контркультур зависит от многих факторов, в первую очередь, от отношения к ним государственной власти. Унификаторская политика отдельных политических режимов, направленная на стирание национальных особенностей, ассимиляцию меньшинств, подавление проявлений инакомыслия, воспитание идеологического единообразия в обществе, исключает возможность существования субкультур и контркультур в обществе. Они заявляют о себе лишь на бытовом уровне в виде различий в образе жизни, в традициях отдельных групп населения. В условиях демократии господствующие политические силы также могут воспринимать имеющиеся контркультуры как дестабилизирующие положение в обществе, ограничивая возможности их политического самовыражения. В то же время свободное развитие субкультур и контркультур делает политическую жизнь более богатой и разнообразной, содействует эволюции доминирующей в обществе политической культуры.

Наличие политических субкультур, которые не совпадают, т.е. фрагментарность политической культуры общества, при определенных условиях может привести к опасной потере общенациональных идеалов и целей, к предоставлению местным интересам приоритетного значения против интересов общегосударственных.

2. Причины следования молодежным политическим субкультурам

Объективные причины того, что достаточно немалый процент современной молодежи России так или иначе следует отдельным политическим субкультурам психологи и социологи ищут в следующем:

üЭто, прежде всего, вызов обществу, протест;

üВызов семье, непонимание в семье;

üНежелание быть как все;

üЖелание утвердится в новой среде;

üПривлечь к себе внимание;

üНе развитая сфера организации досуга для молодёжи в стране;

üКопирование западных структур, течений, культуры;

üРелигиозные идейные убеждения;

üДань моде;

üОтсутствие цели в жизни;

üВлияние криминальных структур, хулиганство;

üВозрастные увлечения;

Учёные так же пытаются объяснить причину появления субкультур экономическими, социальными, культурологическими причинами, выводят данную проблему из конфликта отцов и детей и т.д. Всё существующее множество объяснений не лишний раз говорит о том, что данная проблема является достаточно сложной, а продолжающиеся исследования наводят на мысль, что однозначного ответа нет и в ближайшее время не предвидится.

Если нет однозначного ответа, то, следовательно, нет и путей разрешения данной проблемы, т.е. мы имеем факт существования молодёжных субкультур, но не знаем, что с ними делать. Выходы из данного затруднения могут быть разными. К примеру, можно, как это было раньше, объявить все молодёжные неформальные движения социально опасными и начать с ними борьбу соответствующим образом. Однако, как показывает история молодёжных выступлений в прошлом, данные меры не приведут ни к чему хорошему и только усилят антисоциальную доминанту внутри молодёжного движения. Можно, наоборот, оставить вне общественного внимания существующие субкультуры и надеяться, что переходный период когда-нибудь закончится и молодёжь рано или поздно покинет субкультуру.

Субкультуры действительно играют роль своеобразного буфера, в котором молодёжь восполняет недостаток социализации, приобретает недостающие навыки, осваивает социальные роли. Вместе с тем свободный поток любой информации, отсутствие объективных критериев при её усвоении молодыми людьми создают ситуацию риска, при которой молодые люди усваивают антисоциальные и деструктивные нормы поведения. Еще одним, более продвинутым вариантом в разрешении проблем молодёжных субкультур можно назвать создание искусственных движений на основе выявленных особенностей жизни молодёжных субкультур. Этот вариант представляется особенно привлекательным ещё и потому, что позволяет заранее создавать безопасную для общества систему норм и ценностей, на которые будет ориентироваться молодёжь. Однако и в этом случае остаётся проблема уже существующих движений. Кроме того, при опоре на неформальные признаки и свойства субкультуры, которые известны исследователям и на основании которых создавалась бы искусственная субкультура, последняя, вероятней всего, очень быстро потеряла бы свой субкультурный статус и стала формальной, ведь субкультура - это не только набор определённых свойств и признаков, не только специфический образ жизни, но прежде всего некая внутренняя потребность, на которой как на основании вырастает жизненное древо субкультуры.

Мне кажется, что в нашем государстве оптимальным будет стабилизация взаимоотношений государства и подобных молодежных субкультур, их взаимодействие и взаимоподдержка, а не противостояние.

3. Политические субкультуры - специфика России

Различные политические субкультуры могут спокойно уживаться друг с другом, взаимодействуя в рамках единой для всего общества политической культуры. Такое единство - источник общественной стабильности. В социально неоднородном обществе существует и контркультура: направленная против господствующих отношений и играющая роль "возмутителя спокойствия".

При появлении серьезных разногласий, несовпадении интересов культур и субкультур возникает угроза распада единой и образования фрагментарной политической культуры. Она характеризуется утерей общих идеалов и ценностей, приоритетом местничества, национализма, группового эгоизма. Фрагментарная политическая культура - неизбежный атрибут революций, переломных периодов общественного развития. Фрагментарностью отличается политическая культура советского общества.

Фрагментарность политической культуры особенно проявляется в переломные периоды общественного развития, когда рушатся привычные представления и установки, прерывается преемственность норм политической культуры, образуется определенный разрыв между политической культурой старших поколений и формирующейся политической культурой новых поколений.

История многих обществ свидетельствует, что фрагментарность политической культуры негативно влияет на стабильность политической системы. Поскольку наличие нескольких политических субкультур - обычное явление, то в обществе существует проблема их совместимости и согласования интересов их носителей для обеспечения стабильности всей общественной системы. Так, в России ныне рушатся устоявшиеся взгляды, традиции, прерывается преемственность норм политической культуры. Новое поколение диктует свои идеалы и ценности. Возникает настоятельная необходимость в согласии интересов носителей различных культур и субкультур во имя сохранения гражданского мира.

Вообще, для России свойственна определенная гетерогенность, множественность субкультур с различными конфликтующими, а зачастую и противоборствующими установками, ценностями, ориентациями. Кроме того, российской политической культуре присущи конфликты не только интересов, установок, ориентаций, но и основополагающих ценностей. Поэтому переустройство России, особенно переход к демократии, немыслимо без обеспечения влияния разных культурных традиций на центры власти, невозможно без учета многообразия культур.

Кроме того, специфика традиционной российской политической культуры состоит прежде всего в глубоком внутреннем расколе между культурами, укладами, конфликте ценностей (западничество и почвенничество, анархизм и этатизм, радикализм и патриархальный консерватизм). Непоколебимая уверенность в правоте "своих" принципов (обычаев, традиций, лидеров и проч.) в сочетании с множеством идейных, не допускающих компромиссов ориентиров граждан поддерживают в российской политической культуре этот раскол. Наличие же многообразных взаимооппонирующих субкультур не дает возможности выработать единые ценности политического устройства России, совместить ее культурное многообразие с политическим единством, обеспечить внутреннюю целостность государства и общества.

Отмечу, что многие отечественные политические субкультуры - явление привнесенное и заимствованное. Западные образцы субкультурных стилей, ритуалы и ценности во многих случаях переработаны и переосмыслены в соответствии с особенностями российской цивилизации и ментальности. Особенность отечественных субкультур состоит и в том, что большинство из них ориентированы либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации.

В настоящее время уже достаточно оформились все предпосылки для того, что бы в ближайшие годы в России сложились три настоящие политические субкультуры.

Уже дает о себе знать субкультура "Нашистов", - массовое молодежное движение в поддержку действующей власти, направленное на уличное противостояние оппозиции, защищающая президента, парни и девушки, готовые грудью встать на защиту режима действующего президента.

Также фактически сложилась политическая субкультура "красных бригад", фактически субкультура "красных герильос", которые олицетворяют национал-большевики и представители "Авангарда красной молодежи". Коммунисты востребованы обществом с 1990-х годов, и молодые левые довольно успешно привлекали под флаги с портретами Че Гевары новых активистов. Молодая красная оппозиция радикальна. Иногда радикальна настолько, что это откровенно пугает лидеров левого движения, которые стараются либо откреститься от "молодых", либо постараться поумерить их пыл. Красные боевики агрессивны, готовы к прямому уличному конфликту с властью, готовы сесть в тюрьму.

И третья субкультура менее, может быть, будет агрессивна, но она тоже будут иметь свой драйв, и она, на самом деле, начинает формироваться сейчас - это субкультура так называемых молодых демократов, это дети отцов демократии, которые с энтузиазмом завоевывали свободу в конце 1980-х, а потом бездарно и безропотно отдали ее возродившимся из пепла полковникам в синих погонах. Молодые активисты "Яблока", СПС и гражданских студенческих организаций, которым надоел конформизм "отцов" по отношению к власти и которые жаждут хорошей политической драки за идеалы свободы, которые рушатся на глазах. Парни и девушки из благополучных семей, готовые восстать против "морального порядка эпохи".

В отдельную группу можно еще отнести пацифистов - они осуждают всякую войну, отрицая правомерность справедливых освободительных войн, верят в возможность предотвращения войн лишь посредством убеждения и мирных манифестаций, без устранения социально-экономических и политических условий, порождающих войны. Связанный в представлении коммунистических идеологов с буржуазно-либеральной идеологией, пацифизм вовлекает в сферу своего влияния довольно широкие демократические круги.


3.1 Скинхеды

Скинхеды, разг. скины (англ. skinheads, от skin - кожа и head - голова) - собирательное название представителей молодёжной субкультуры, сформировавшейся в Лондоне в конце 60-ых годов двадцатого века. Возникла в результате слияния британских модов и ямайских рудбоев. Считается, что 1969 год был пиком популярности этой субкультуры.

В отличие от сложившегося в обществе представления, не все скинхеды являются сторонниками нацистской идеологии, поэтому важно различать отдельные ветви этой субкультуры. В настоящее время имеется несколько групп молодёжи, которые называют себя "скинхедами":

Традиционные скинхеды (Traditional Skinheads) своей целью ставят следование образу первых скинхедов - неофициальными лозунгами можно считать "Remember the Spirit of 69", что означает их преданность традициям (аполитичность, как одна из основополагающих частей этих традиций). В основной массе своей, эти идеалы копируют культурные устои среди скинхедов 60-ых годов:

üРабота. Скинхеды гордятся своей принадлежностью к рабочему классу;

üДрузья. Так называемое Unity, Единение.

üСемья (семья для скинхедов это корни, истоки);

üАнти-расизм. Имеется ввиду именно антирасизм, а не антифашизм, такая позиция объясняется тем, что субкультура скинхедов происходит из смешения двух культур - ямайских темнокожих рудиз (rude boys) и английских модов (mods); антифашизм считается традиционными скинхедами прополитичной идеологией и по этой причине отвергается ими.

S. H. A. R. P. (Skinhead Against Racial Prejudices) - это скинхеды-антифашисты, цель которых - бить скинхедов-наци, что они постоянно и делают. Иногда носят значки с аббревиатурой S. H. A. R. P. (Skinheads Against Racial Prejudices - скинхеды против расовых предрассудков) и цифрами 4 и 6 (четвертая и шестая буква латинского алфавита - destroy fascism). Зачастую движение скинхедов-антифашистов получает излишнюю политизированность, однако это не так. Многие скинхеды не имеют вообще никаких политических взглядов, или же являются настолько различными в этом отношении со своими товарищами, что эти политические симпатии абсолютно теряются.

R. A. S. H. (Red & Anarchist Skinheads) - "Красные" и анархо-скинхеды, унаследовавшие от "родного" рабочего класса идеи социализма, коммунизма, анархизма. Прополитичное движение, основанное на субкультуре. Их цели - противостояние мифу, муссируемому СМИ о скинхедах, как о расистах и опровержение этого стереотипа в обществе, расширение субкультуры скинхедов и пропаганда антифашистских и анархистских идей, борьба, как физическая так и политическая, с проявлением ультраправых идей в субкультуре бритоголовых, организация курсов самозащиты, помощь иммигрантам и дискриминируемым национальным меньшинствам. Борьба против любой дискриминации.

НС-скинхеды (Nazi-skinheads) - представители молодежной субкультуры, придерживающиеся неонацистской идеологии. Многие неонацисты используют символику в виде Кельтского, Мальтийского креста или свастики. "Зиг хайль!" (нем. Sieg Heil! - "Да здравствует победа!" или "Слава победе!") - лозунг, употреблявшийся на собраниях и митингах Национал-социалистической немецкой рабочей партии. Сопровождался приветственным жестом, совершаемым поднятой прямой правой рукой, с раскрытой ладонью. Адольф Гитлер и другие вожди партии чаще всего повторяли эти слова в конце своих речей трижды: "Зиг… Хайль! Зиг… Хайль! Зиг… Хайль!", что запечатлено в "Триумфе воли" и других документальных источниках. В настоящее время это приветствие активно используется неонацистами, в связи с чем оно запрещено законом в Германии и, фактически, попадает под общие запрещения "оскорбительных" выступлений в ряде других стран.

Скинхеды-нацисты, пожалуй, самая распространенная радикальная политическая субкультура. Они исповедуют расистскую идеологию, называют себя "правыми", "воинами", "штурмовиками". Они в основной массе и устраивают "силовые акции", т.е. избиения, если им кажется, что "чужаку", виновному, например, в изнасиловании, удалось избежать правосудия. Еще избивают "для профилактики", чтобы "пришельцы" не чувствовали себя хозяевами в том или ином регионе. Занимаются спортом (боксом, карате, кикбоксингом и т.д.). Некоторые в условиях строгой конспирации проводят драки - стенка на стенку (без ножей, цепей, кастетов и т.д., только на кулаках), "для обретения опыта в массовой драке". Драки своих иногда записываются на видео, которое продается иностранцам. Идеология наци-скинхедов специфична:

они осознают себя солдатами в расовой священной войне (рахове) Четвёртого Рейха против "не-белых". Наци-скинхеды - крайние расисты, антисемиты и ксенофобы, жёсткие противники нелегальной иммиграции и смешанных браков. В Англии предмет их неприязни - пакистанцы и бангладешцы, в России - кавказцы, цыгане, евреи, негры и тюрки.

Наци-скинхеды считают себя защитниками интересов рабочего класса, мотивируя это тем, что приезжие занимают рабочие места (однако этот момент в идеологии постепенно исчезает).

Особый культ у наци-скинхедов существует вокруг личности Гитлера, однако существуют и не уважающие его скинхеды.

По отношению к правительствам занимают неоднозначную позицию. Одни скинхеды - крайние патриоты и шовинисты, другие считают национальные правительства филиалами сионистского оккупационного правительства, в России почти всегда встречается второе.

В отличие от классических (экспансионистских) ультраправых наци-скинхеды проповедуют идею "белого сопротивления" - национально-освободительную борьбу против чужаков.

Фюрер-принципу германского авторитаризма НС-скинхеды противопоставляют "сопротивления без лидеров" (вариант демократии "для белых" - white power).

Кроме того, большинство наци-скинхедов против алкоголя, курения, наркотиков.

От представителей неонацистской идеологии можно иногда услышать (или прочитать) приветствие "Heil Hitler!" (в цифровом варианте - 88). Как вариант - 14/88. (Число 14 означает четырнадцать слов неонацистского идеолога Дэвида Лэйна: "We must secure the existence of our people and a future for White children" (в переводе с английского, "Мы должны обезопасить существование нашего народа и будущее для Белых детей"). Также возможно что это числовая аббревиатура. Число 88 предположительно является закодированным приветствием "Heil Hitler!" ("Хайль Гитлер!"), поскольку буква "H" стоит в латинском алфавите восьмой, и в то же время означает 88 заповедей Дэвида Лэйна.)- одна из программ неонацистов - сокращение от англ. racial holy war (Священная расовая война), которая, по мнению ультраправых, должна разразиться между расами планеты. Это будет попытка евреев получить мировое господство, которая перерастёт в войну мирового масштаба.

Приговором Нюрнбергского трибунала, лёгшим в основу Устава ООН и законодательства многих современных государств (в том числе и в России), распространение национал-социалистической идеологии и символики (в т. ч., свастики) признано противозаконным.

Straight edge-скинхеды (sXe Skinheads) - скинхеды, симпатизирующие движению Straight edge и разделяющие некоторые его аспекты. Straight edge (англ. путь напрямик, сокращённо sXe) - более философское ответвление панк-культуры, политико-мировоззренческое движение, характерными чертами которого являются полный отказ от наркотиков (включая законные алкоголь и табак), разборчивость в половых связях, а также политические взгляды, характерные всему панк-движению. Стрейт-эдж - единственная субкультура, которая борется с пороками человечества и пытается напомнить нам, что Человек - венец творения, прекрасное, гармоничное создание, когда его разум не затуманен наркотическими веществами, депрессией и ленью.

Вообще, в английском языке "skinhead subculture" - распространённое словосочетание, его часто можно встретить на многочисленных Интернет-сайтах. В России скинхеды ассоциируются с маргиналами, использующими символику и, когда это удобно - националистические идеи ультра правых скинхедов для оправдания хулиганских действий. Также в официальном дискурсе средств массовой информации и государственных деятелей Российской Федерации слово "скинхед" используется в качестве ярлыка в рамках существующего явления социальной стигматизации, когда скинхедом объявляется каждый, кто совершил какое-либо преступление против иностранцев или лиц "не титульной" национальности на какой-либо территории.

Зачастую движение скинхедов получает излишнюю политизированность, однако это не так. Многие скинхеды не имеют вообще никаких политических взглядов, или же являются настолько различными в этом отношении со своими товарищами, что эти политические симпатии абсолютно теряются.

В последние год-два возросли активность, массовость и радикализм анархолевацких и правоэкстремистских движений. Одна из наиболее радикальных группировок - скинхеды. В Москве они появились в начале 90-х годов. Их было не более десяти человек, они жили в разных районах, и каждый думал, что он единственный. После 1994 года количество скинов резко возросло, рост продолжается и сейчас. Сейчас их несколько тысяч человек на всю столицу, - со своим образом жизни, типажами, моделями поведения. С жизнью "большого общества" эта политическая субкультура пересекается лишь тогда, когда их используют в более крупной политической игре или когда милиция ловит очередную высокоидейную группу молодчиков, совершающую убийства иммигрантов.

Считается, что в основе идеологии скинхедов - воинствующий национализм и расизм. Культовый политический деятель - Адольф Гитлер, а идеальный режим - немецкий национал-социализм. В движении бритоголовых нет единого лидера, иерархии, оно не ставит перед собой политических целей. Любимый лозунг скинов: "Россия - для русских! . В основном это движение столиц - 90-95 процентов скинхедов обитают в Москве и Санкт-Петербурге. Движение абсолютно неоднородно: в нем переплелись и музыка, и политика, и футбол, и примитивные социальные теории. В нем несколько направлений. "Пионеры-новички" объявляют себя арийцами и расистами, ходят стаями, атакуют студентов из Азии и Африки. Их в Москве 4-5 тысяч, в основном старшеклассники, учащиеся техникумов и ПТУ, есть и студенты. Бритоголовые болельщики-хулиганы благодаря активности и агрессии завоевали себе особую нишу среди поклонников футбола. Под разными названиями есть при каждом футбольном клубе, носят клубные шарфы с нацистской символикой. Скинхеды-неонацисты - старше по возрасту, более грамотные, "продвинутые. Разбираются в музыке, стихах, проповедуют расистские догмы. Пропагандируют свою идеологию в Интернете. Периодически ведут "прицельные атаки на иностранцев, беженцев, неформалов (рэперов, панков). Есть и скинхеды-антифашисты, но их мало. У скинов есть враги и союзники. Наиболее дружеские отношения с байкерами. С металлистами и панками общение варьирует от умеренно мирного до легкой неприязни. Основные враги бритоголовых - рэперы и рэйверы. Одних ненавидят за подражание чуждой негритянской рэп-культуре, других - за унисекс, приверженность синтетическим наркотикам и денежный достаток. На политическое взаимодействие с различными партиями и движениями скины идут неохотно. К наркотикам относятся крайне негативно, предпочитая поднимать тонус отечественным пивом.

Скинхеды в России стали традиционным атрибутом больших городов. Согласно данным Московского бюро по правам человека (МБПЧ) по последним оценкам в России насчитываются около 50 000 скинхедов. Скинхеды в России являются достаточно агрессивной группой. Делятся на несколько направлений и субкультур. Базовой идеологией российских скинхедов является неприязнь к людям с другим цветом кожи и другой национальности. На официальном учете МВД РФ состоят 150 экстремистских группировок

Я знаю некоторых ребят, считающих себя скинами, они не такие уж плохие и агрессивные, как о них говорят в СМИ. Но есть и такие, про которых можно, мягко выражаясь, сказать "в армию пора". На улице-то все герои и патриоты, а Родину не кому защищать.

3.2 "Нашисты"

В современном российском обществе оценка молодежного движения "Наши" варьируется от крайне положительной до крайне отрицательной. Одни считают "Наших" прогрессивным движением, способствующим процветанию России в XXI веке. Другие - реакционной антидемократической организацией, призванной бороться с инакомыслием.

Политические реформы конца 1980-х - начала 1990-х годов привели к разрушению традиционных советских форм работы с молодежью. Молодежь была брошена в свободное плавание. Государство о своей функции социализации забыло, а лучшими "социализаторами" оказались спортивные клубы, секции, банды и неформальные радикальные объединения.

Явлением, стимулировавшим интерес к организации молодежи на политическом уровне, стали так называемые "цветные революции", произошедшие в конце 1990-х - начале 2000-х годов. В результате этих революций в Югославии, Грузии и на Украине стало ясно, насколько мощной политической силой может быть молодежь. В политических кругах России возникло понимание того, что молодежь как политическую силу нужно учитывать и направлять.

Как молодежные волнения конца 1960-х дали на Западе толчок к научным исследованиям молодежи, так и "цветные революции" спровоцировали в России организационное творчество в сфере молодежной политики. С одной стороны, активизировались оппозиционные движения, возникла ситуация своеобразного тендера на возможное получение под "оранжевую революцию" средств с Запада. С другой стороны, государство и лояльные к государству общественные организации начали создавать структуры с целью привлечения в их ряды молодежи. В большом количестве "молодёжки" начали возникать при "взрослых" политических партиях. Многие из этих организаций просуществовали недолго, некоторые (как, например, "Молодая гвардия" - молодежное крыло "Единой России") заняли свое место в политической жизни. Движение "Наши" является, пожалуй, наиболее жизнеспособным проектом, возникшим в данный период.

Таким образом, фактор оранжевой революции стал важным аспектом возникновения движения "Наши" и его деятельности на протяжении 2005-2007 годов.

Концепция "Наших" была разработана братьями Борисом и Василием Якеменко. Первый проект братьев - движение "Идущие вместе" - был создан еще в 2000 году и послужил "стартовой площадкой" для накопления организационного опыта. При создании Василием Якеменко "Наших" в эту организацию перешел основной состав "Идущих вместе".

Впечатляющей презентацией нового движения стала проведенная 15 мая того же года манифестация в столице, посвященная 60 - летию Победы. В этой акции участвовало 60 тысяч человек, на пять часов было перекрыто движение по Ленинскому проспекту от площади Гагарина до пересечения с улицей Лобачевского. По оценке СМИ акция обошлась примерно в 1,2-1,5 млн долларов. Таких массовых акций не проводил даже Ленинский комсомол.

В начале 2008 года движение "Наши" было реформировано: произошло сокращение многих программ и упразднение многих региональных отделений.

Основным идеологическим документом движения "Наши" является его Манифест, начинающийся со слов: "История - это смена поколений. У каждого поколения есть шанс уйти незамеченным или изменить мир. Сегодня у нас, поколения молодых россиян, есть такой выбор. Мы те, кто верит в будущее России и считает, что ее судьба в наших руках". Ключевой для движения является фигура уже бывшего на сегодняшний день президента Путина.

В качестве основных задач развития России в Манифесте названы:

) сохранение суверенитета и целостности;

) осуществление модернизации страны;

) формирование действующего гражданского общества.

Движением разработана собственная символика. Флаг "Наших" представляет собой красное полотнище с белым косым крестом. Он трактуется как "символ великого подвига победы над фашизмом (красное Знамя Победы), заслуженной Россией свободы (белые полосы) и великой истории государства Российского (Андреевский флаг)". Эмблема также повторяет эту стилизованную графему - белый крест на красном фоне. В качестве гимна движения на мероприятиях исполняется песня "Если ты лидер…" в стиле рэп. Штаб-квартира движения находится в Москве, близ метро "Белорусская".

Мотивация участников включает в себя следующие пункты:

üСамореализация - многие в рамках движения выбирают деятельность, соответствующую их учебно-профессиональным интересам и личностным особенностям. Студенты архитектурного вуза занимаются дизайнерской работой. Студенты из педагогического вуза работают с детьми в движении "Мишки" - своеобразном аналоге бывших студенческих педагогических отрядов. Студенты-медики занимаются социальной работой. Для всех них деятельность в рамках различных направлений "Наших" - своеобразная профессиональная практика. Особый разговор - о юношах и девушках, в будущем планирующих заняться политической и общественной работой; для них деятельность в движении также дает опыт и может стать трамплином для роста (среди "наших" старшего призыва тому есть примеры). Особенно часто самореализацию как важнейший стимул называли лидеры движения - те, кто создает собственные проекты, занимается руководящей деятельностью.

üПолучение высшего образования. Для участников движения "Наши" создан специальный вуз - Высшая школа управления (ВШУ).

üОбщение. Около 80% рябят находят в движении круг единомышленников, друзей.

üПатриотизм. Их неформальный призыв: "Движение "Наших" дает ценности. Россия может оказаться лидером 21 века. Кто ее может сделать лидером 21 века? Да только ты! Это твоя задача!"

Вопреки распространенному мнению, денег участники движения за свою деятельность не получают; о бесплатности работы говорится даже в одном из вариантов гимна. "Наши" с удовольствием рассказывают о тех, кто приходит в движение, рассчитывая разжиться здесь деньгами; в движении они долго не задерживаются. Зарплата выплачивается разве что руководителям высокого уровня. Официально финансирование "Наших" осуществляется за счет негосударственной спонсорской помощи.

Членство в движении "Наши" предполагает четыре уровня:

. сторонник, или доброволец - это любой человек, который, в принципе, поддерживает движение, который пришел на акцию;

. активист;

. комиссар;

. национально ориентированный менеджер - участник движения, который проходит организованную "Нашими" стажировку в крупных престижных организациях; успешная стажировка предполагает последующее трудоустройство здесь же.

Последовательный переход с одного уровня на другой предполагает достижение определенных успехов и соблюдение определенных нормативов. Например, комиссаром может стать только тот, кто дважды поучаствовал в работе летних лагерей на Селигере.

Движение "Наши" предлагает молодым людям, достигшим призывного срока, пройти воинскую службу в рамках проекта "Наша армия". Перспективность этого направления заключается в том, что впервые в истории российской армии призывники могут идти служить дружной командой, хорошо зная друг друга, сами себе создавая условия службы, параллельно с прохождением службы получая высшее образование. Новый формат не только поможет эффективно бороться с дедовщиной, но и не даст солдатам оторваться от окружающего мира, а возможность получения заочного высшего образования закончит все разговоры о "потерянных" годах в армии. Команда НАШИХ комиссаров будет служить в г. Электросталь, в в/ч 61996 (606 зенитно-ракетный полк).

Одним из важнейших мест коммуникации "Наших" является ежегодный летний лагерь на озере Селигер. Основная задача - сплочение актива, встречи с видными политическими деятелями, аналитиками и представителями исполнительной и законодательной власти страны, активный отдых, самоорганизация и самообразование актива, работа по направлениям. В 2005 году в нем побывало 3 тысячи активистов из разных городов, в 2006 году - 5 тысяч, в 2007 году - 10 тысяч, и с каждым годом эти цифры растут. Для того чтобы оказаться на Селигере, нужно пройти строгий отбор, в частности, сдать специальный экзамен.

В движении есть демографическая программа "Хочу троих детей!". В 2007 году на Селигере состоялась коллективная свадьба. Официально брак зарегистрировали присутствующие в лагере губернаторы (по закону чиновники этого уровня имеют право выполнять функции загса). Создание семей внутри движения - это, помимо прочего, еще один фактор, сплачивающий участников движения "Наши". Участники движения "Наши" молоды, и одной из актуальных задач развития в их возрасте является поиск сексуальных партнеров. Как уже говорилось, интимное общение в "Наших" приветствуется, но делается установка именно на создание пар для брака и рождения детей.

При этом надо отметить, что к большинству оппозиционных движений (КПРФ, ЛДПР и др.) у "Наших" отношение мирное; мотивируется это тем, что большинство оппозиционеров работает в рамках закона, они не выводят обманом людей на улицы.

По негласному правилу, блага, которые дает движение (поездки, дополнительные курсы обучения, стажировки и т.д.), надо заслужить. Любое действие, осуществляемое при поддержке движения, должно быть основано на серьезной мотивации участника и предполагает его активность. Так, желающий отслужить в армии в рамках программы "Наших", должен пройти подготовительные курсы, приложить усилия для создания своей команды новобранцев и т.д. По большому счету, успешная служба зависит от того, смогут ли активисты организовать собственную группу призывников и достойно пройти этой группой службу; движение всего лишь дает им для этого базу, позволяет воспользоваться своими организационными и административными ресурсами.

Существует система личных планов (составляются самими активистами) и отчетов по ним. Для поездки в лагерь отдыха на Селигер необходимо пройти довольно сложную аттестацию.

Принцип поощрения за активность позволяет отсеять случайных людей. И, наоборот, из массы сторонников движения благодаря этому принципу выделяются активисты, способные к карьерному росту.

Заявленная цель движения - "содействие превращению России в глобального лидера в XXI веке".

Еще хотелось бы привести перечень самых громких мероприятий "Наших" в самый пик развития движения - в 2005-2007 годах:

ü15 мая 2005 года - акция "НАША ПОБЕДА" в которой приняло участие по разным данным от 50000 до 80000 человек. Посвящена 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, первая массовая акция движения "Наши".

ü3 сентября 2005 года - "Митинг молчания" в память годовщины террористической акции в Беслане. Более 100 тыс. активистов по всей стране. Акция организовывалась движением "Наши", но нигде не фигурировала символика Движения.

ü4 ноября 2005 года - "100 000 добрых дел". В акции по всей стране приняло участие 100 тыс. человек. Посвящена Дню Народного Единства. К началу акции была издана одноименная брошюра, в которой были перечислены все ее участники с указанием планируемых дел и адресов, каждый мог прийти проверить или присоединиться.

ü17 декабря 2006 года - акция "Возвращённый праздник", в которой приняло участие более 70 тыс. Дедов Морозов и Снегурочек. Участники акции поздравляли ветеранов с Новым годом и вручали им подарки, собранные или сделанные собственными руками.

ü25 марта 2007 года - двухдневная акция "Связной президента", в которой приняло участие как минимум 10000 активистов и комиссаров движения "НАШИ". Участники акции опрашивали москвичей и гостей столицы на предмет их отношения к политике президента Путина.

üАвгуст 2007 года - двухнедельный историко-патриотический веломарафон "Дорога свободы-2007", посвященный 395-й годовщине первой битвы ополчения Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского с польско-литовскими войсками. Маршрут - Нижний Новгород - Кострома, Ярославль, Иваново - Владимир - Москва.

Есть масса версий о том, для чего именно раскручивается молодежное антифашистское демократическое движение "Наши". Ошибочными являются предположения, что данное движение будет использовано для борьбы против скинхедов или каких-либо других маргинальных групп молодёжи. Значительные финансовые ресурсы не тратятся для того, чтобы "из пушки стрелять по воробьям". Представляется возможным, что ярко выраженная антифашистская направленность движения "Наши" предусматривает на каком-то этапе общественную презентацию обширного списка российских "фашистов". Очень многие удивятся, увидев свои имена и название своих политических и не политических организаций в этих списках. Общество должно быть готово уже сейчас задать себе прямой вопрос: кого и почему планируется назначить в фашисты? Другая опасность таится в том, что планомерная деятельность антифашистов и движения "Наши" столкнется с жестким либеральным сопротивлением "антинашистов". И взаимные обвинения в фашизме создадут реальные предпосылки к тому, что к власти в России придет не фальшивая, насквозь состоящая из пиара политическая фигура, а реальный отставной генерал, в чём-то похожий на лидера партии "Единение", который и воплотит в жизнь основные положения "Доктрины фашизма".

В целом, движение "Наши" позиционируют себя как пропрезидентское, антифашистское и антиоранжевое движение (между вторым и третьим активисты движения ставят знак равенства). Они декларируют своей целью "насильственное сохранение" нынешнего строя с мягкой заменой правящей элиты. Главными "мишенями" движения являются либералы и "фашисты": все те, кто намерен "выходить на улицы" для давления на власть по аналогии "революционных" ситуаций в Грузии и Украине. "Наши" должны стать альтернативной уличной силой против "деструктивных сил", причем агрессивной и готовой на силовые методы борьбы. Конкретизируя, надо сказать, что "Наши" направлены преимущественно против НБП и движения "Оборона".

3.3 "Оборона"

Молодёжное движение "Оборона" было создано в Москве 12 марта 2005 года по инициативе молодых активистов партий "Яблоко", СПС и беспартийной молодёжи. Первоначально предполагалось, что она станет коалицией молодёжных организаций, но вскоре "Оборона" преобразовалась в объединение отдельных граждан. Движение "Оборона" выступает против режима президента Владимира Путина, но официально не направлено на поддержку какой-либо партии или кандидата в президенты. Декларируемый основной принцип движения "Оборона" - гражданское сопротивление без использования насилия. Сами они позиционируют себя как это объединение свободных людей, не желающих мириться с произволом чиновников, коррупцией и ложью властей. Символом "Обороны" является поднятый сжатый кулак черного цвета на белом фоне. Кулак, по данным активистов Движения - это знак солидарности и преемственности с борцами за свободу Испании, Англии, Франции, Сербии, Украины, Грузии. "Оборона" имеет собственный гимн, написанный воронежской группой "Джек пот". Движение "Оборона" позиционирует себя как "гражданская горизонтальная коалиция демократических, правозащитных, экологических и других молодежных и студенческих организаций, а также частных лиц". Организация не имеет регистрации и в ближайшем будущем проходить ее не собирается.

"Оборона" имеет сетевую структуру, в которой каждая региональная организация сохраняет значительную самостоятельность, а горизонтальные связи преобладают над вертикальными. Наиболее крупные региональные организации управляются координационными советами, другие - координаторами. К середине 2007 года движение имело 28 региональных отделений. Сейчас федеральная структура "Обороны" охватывает более 35 городов России: от Смоленска до Новосибирска, от Мурманска до Казани. Официального лидера нет, неофициальным лидером является руководитель Московского Молодежного "Яблока" Илья Яшин.

С весны 2005 г. "Оборона" организовала около 100 акций протеста в разных городах России. Наиболее крупные из них - шествие "Хватит Путина", "1000 дней до приказа", митинги в поддержку политзаключенных, акция "Построй Музей кино" и митинги-концерты "Я свободен! Я забыл, что значит страх", собирающие на пощади несколько тысяч человек.

февраля 2007 года движение провозгласило своей задачей организацию ненасильственной революции, в результате которой "можно будет построить свободное общество и получить ответственную власть". По мнению участников "Обороны", в результате изменений в избирательной системе смена режима путём выборов в России стала невозможна.

"Оборона" провозглашает своими целями:

üзащиту конституционных основ, демократических и республиканских ценностей российского общества, гражданских прав и свобод;

üорганизацию широкого гражданского сопротивления авторитарно-полицейскому и тоталитарному вектору российской власти;

üдемократизацию российского государства;

üутверждение принципов разделения властей, открытости и ответственности власти;

üформирование современных механизмов политической конкуренции

Задачи движения:

организация уличных акций протеста против антидемократических и антисоциальных инициатив власти;

предоставление объективной информации гражданам России;

взаимодействие со структурами гражданского общества и содействие широкому вовлечению граждан в общественную и политическую жизнь;

поддержка студенческих и иных гражданских инициатив;

проведение просветительских и культурных мероприятий, направленных на повышение гражданской активности российской молодёжи.

Основным методом действий "Обороны" является организация ненасильственных акций гражданского неповиновения - митингов, шествий, пикетов, флешмобов, ненасильственного блокирования государственных учреждений, голодовок и т.д. Кроме того, движение активно распространяет информацию о себе в виде стикеров, в Интернете, проводит показы фильмов, концерты и другие мероприятия.

политическая субкультура антифашист анархист

"Оборона" постоянно конфликтует с движением "Наши", в результате чего возникают скандалы: например, зимой 2005 года И. Яшин с корреспондентом "Коммерсанта" Кашиным пробрался на территорию дома отдыха "Сенеж", где проводился сбор организации "Наши", и был избит. В июле 2005 года три человека из "Обороны" проникли в лагерь "Наших" на Селигере, где были "раскрыты" через 3 дня и изгнаны. Вообще, молодежное движение "Оборона", хотя и является заметным в оппозиции, довольно слабо и малочисленно, так что пока не может претендовать на роль проводника "оранжевой революции" в России.

3.4 Антифашисты

Антифа́ (сокр. от антифашизм) - международное движение, ставящее своей целью борьбу с фашизмом. Объединяет левые, леворадикальные и автономные партии, а также общественные организации, борющиеся с неонацизмом и расизмом. В 1920-40-ых Советский Союз поддерживал антифашистские движения разных стран, часто использовавшие термин "антифа" в описаниях организаций.

Современное движение не связано организационно ни с какими структурами, боровшимися против фашизма в период Второй мировой войны и до неё. В настоящее время термин антифа описывает личности или группы, борющиеся против того, что они считают фашистскими тенденциями. Разные группы относят сюда национализм, расизм, неонацизм, антисемитизм, ксенофобию, шовинизм и все что можно отнести к дискриминации. Современные антифашисты в России представлены как неформальными группами, так и организациями (Молодежное правозащитное движение, Сеть против расизма и нетерпимости, Мемориал и т.п.), разделяющими антифа идеи. В антифашистской среде есть несколько определений самоидентификации, сопоставив которые, можно даже частично прировнять антифашизм и патриотизм:

üАнтифашист - это тот, кто никогда не поднимет руку на Россию и не даст ее поднять никому больше.

üАнтифашист - это тот, кто не позволяет никому оскорблять свой народ и свою страну, и разглагольствовать об их опасности и ненужности.

üАнтифашист - это тот, кто словом и делом защищает русских и союзные с русскими народы и вне и внутри страны от оскорблений, морального и физического террора, от ментальной, экономической и военной агрессии.

üАнтифашист - это тот, кто развивает силу России и русских, укрепляет наше могущество и тем самым отбивает у агрессоров желание напасть.

üАнтифашист - это тот, кто разоблачает фашистскую ложь о "русском фашизме" и разъясняет подлинное антирусское и античеловеческое лицо фашизма.

üАнтифашист - это тот, кто отказывается преклониться перед силами Запада, Востока и Юга и признать их право на власть над Россией.

üАнтифашист, - это тот, кто благоговеет перед русской жизнью, бережет ее, охраняет и способствует ее цветению и развитию.

üАнтифашист - это тот, кто по всему миру противодействует агрессивной русофобии и бредням о необходимости "освободить Россию" от нее самой и утилизовать ее богатства в пользу внешних сил.

Движение антифашистов неоднородно - конечные цели могут быть разные в зависимости от группы или личности. Некоторые из этих групп прибегают к незаконным методам борьбы, включающим в себя срыв, в том числе и насильственными методами, мероприятий националистических организаций, уничтожение их символики, атрибутики.

Как отличить фашиста от антифашиста? Почти никак. Действительно, внешне они почти не отличаются: в большинстве случаев одинаковые тяжелые ботинки, голубые джинсы, куртки-бобмеры и лица тоже одинаково злые. Тем не менее разница во внешних признаках есть.

У нацистов все подвергнуто более или менее жесткой унификации. Помимо вышеупомянутого костюма-тройки (тяжелые ботинки, светлые джинсы на подтяжках и куртка по пояс), "бонхеда" могут выдать разнообразные нашивки с символикой. Еще они любят цифру 8. В латинском алфавите буква "h" - восьмая. Вот и получите 88 - Hail Hitler и еще 18 - Adolf Hitler. За цифрой 14, еще одной любимицей нацистов, таится нешуточный интеллектуальный посыл: We must secure the existence of our people and a future for White children - "Мы должны сохранить существование нашего народа и будущее для белых детей".

У антифашистов во внешнем виде допускается гораздо больше вольнодумства. Тут и панковские ирокезы, и дреды, и массивные серьги в ушах. И, разумеется, стандартный вид скинхеда. Правда, есть одна деталь - некоторые антифа-скинхеды носят на ботинках красные шнурки.

3.5 Анархисты

Большое количество сайтов, "живых журналов", региональных и общероссийских организаций, периодические упоминания в газетах, журналах, интернет-СМИ - все это бросается в глаза каждому, кто пытается ознакомиться с анархистским движением в России. Анархисты - социально активная сила. Они давно уже заметны в левой среде, принимают активное участие в социальных движениях (экологическом, антифашистском, жилищном), и даже собирают сотни человек на митинги и в свои колонны на демонстрациях. Большинство анархистов - сторонники левых, антикапиталистических взглядов. Они - сторонники мелкобуржуазного политического течения, основные идеи которого - отрицание всякой государственной власти и организация общества путем "вольной федерации" промышленных и земледельческих ассоциаций, абсолютная личная свобода граждан. Значительная часть участников анархистских организаций считает себя анархо-коммунистами (либертарными коммунистами) - сторонниками идей Петра Алексеевича Кропоткина и близких ему теоретиков. Маловлиятельны в современной России такие течения, как анархо-индивидуализм и особенно анархо-капитализм, предполагающие сочетание безгосударственного общества с рыночной экономикой и частной собственностью. Влияние антикапиталистических настроений среди российской анархистской молодежи сказалось и на идеологии этого течения. Показательно, что группы, в которых преобладают анархо-капиталисты и индивидуалисты, уже с конца 1990-х годов выступают с позиций "плюрализма" моделей общества будущего, где капиталистический сектор будет лишь одним из многих. К тому же на словах они часто выступают против капиталистических отношений, фактически оставаясь их сторонниками. Помимо классических для анархизма течений, в последние два года в России появились и ранее не представленные. Среди них - анархо-примитивизм, сторонники которого призывают бороться не только против государства и капитализма, но и выступают за отказ от городской цивилизации и возвращение к обществу собирателей и охотников.

Вообще, для современных российских анархистов характерно сочетание идей различных течений, порой - достаточно гармоничное. Так, некоторые анархо-коммунисты одновременно являются анархо-синдикалистами (считают, что синдикаты - массовые радикальные профсоюзы - должны стать ведущим инструментом преобразования общества) и экоанархистами (последователями Мюррея Букчина и Андре Горца). При этом анархист может быть верующим человеком и разделять частично идеи христианского анархизма в духе Льва Толстого. Анархо-примитивист может быть одновременно анархо-коммунистом и т.д. Отдельные анархисты могут к тому же оказаться еще и сторонниками националистических идей. При этом молодые анархисты, отождествляющие себя, например, с анархо-коммунизмом, и другими течениями, в основном ищут ответа на вопрос "Что делать?" и мало задумываются над устройством будущего общества. Такая ситуация характерна как для независимых анархистов, так и для тех, кто состоит в крупных организациях. К таким организациям, в первую очередь, относится либертарно-коммунистическая организация "Автономное действие" (АД), которая существует с января 2002 года. Это одно из наиболее раскрученных в России анархистских объединений, многие заинтересовавшиеся анархизмом лица в первую очередь вступают в контакт именно с ним. Однако подавляющее большинство людей, называющих себя анархистами, вообще не входят в какие-либо организации. Среди них достаточно широко распространена идея о ненужности организаций для анархистов. Организации воспринимаются как ограничивающие инициативу отдельного человека, источник конфликтов, расколов, лидерских амбиций. В основном эти люди предпочитают неформальные объединения, дружеские компании, участие в широких социальных инициативах. Выразителем таких настроений многие анархисты считают В. Тупикина и коллектив газеты "Воля". Многие предпочитают неформальные объединения в форме интернет-сообществ.

Практически все анархисты ориентируются на тактику прямого действия - непосредственную борьбу граждан в защиту своих социальных интересов независимо от органов власти и политических партий. По оценкам самих участников движения, в России сейчас насчитывается около 800-1000 анархистов. Основную массу участников движения составляет молодежь в возрасте от 16 до 30 лет. "Старых", "олдовых" анархистов, участвующих в движении с момента его возрождения в СССР (1987-1991), мало. Таких едва ли наберется 20 человек. Основная масса анархистов выросла уже в условиях ельцинской и путинской России. Преимущественно это студенты, учащиеся, представители интеллектуальных профессий (работники науки, образования, культуры, издательского дела, программисты), трудящиеся сферы услуг (офисные работники). Большую часть молодых анархистов составляют выходцы из "среднего класса" (в том числе из менеджерской среды), из семей служащих, интеллигенции. В провинции, как и в Москве, можно обнаружить немало анархистов из семей промышленных рабочих. Можно точно сказать, что в движении отсутствуют представители высших слоев общества.

Современные молодые анархисты - это люди, хорошо знакомые с условиями капиталистической системы в ее периферийном варианте. Отсюда - антикапиталистические настроения, характерные для большинства. Негативный настрой по отношению к капитализму часто пересекается с желанием противодействовать порожденной капиталистическими отношениями "скуке жизни" и "обществу потребления". Среди современных анархистов многие являются представителями субкультур, особенно скинхед-антифашистской. Есть бывшие наци-скины и панки. Достаточно много хардкорщиков. Как протест против культивируемой капиталистическим обществом потребительской психологии можно рассматривать сильное влияние среди анархистов веганства, вегетарианства и стрейтэйджа. Книги ситуационистских теоретиков (Ги Дебора, Рауля Ванейгема, М. Хайати) и Хаким-Бея, разоблачающие основанное на манипуляции сознанием "общество спектакля" и "нищету жизни" человека в условиях общества рынка, где он превращается в товар, среди российских анархистов достаточно популярны. Их можно обнаружить на многих анархистских сайтах.

Субкультурные корни ориентируют анархистов на темы, далекие от экономики, но связанные со сферой досуга, нерабочего времени. Анархизм часто превращается в способ проведения свободного времени (хотя по-своему интересный, рискованный, связанный с убеждениями и духовными поисками человека), тусовок, будь то музыкальные группы или антифашистские мобы. Не зря анархизм большинства участников движения не имеет связи с профсоюзной (синдикалистской) деятельностью на собственном рабочем месте. Даже многие синдикалисты, призывающие к созданию анархистских профсоюзов, занимаются преимущественно раздачей листовок лишь у чужих предприятий и фирм, расклейкой стикеров и расписыванием стен. Деятельность в рамках досуга для многих завершается при вступлении во "взрослую" жизнь. Постоянная работа, заботы о семье перечеркивают многие увлечения анархистов. Свободное время сокращается, их деятельность утрачивает связь с повседневной жизнью. Кстати, подобную же ситуацию мы можем наблюдать в ряде европейских стран, в том числе в Греции, известной своими массовыми студенческими бунтами. Будучи студентом, человек участвует в анархистском движении, имеет для этого досуг, участвует в студенческом движении. Выйдя из стен университета, он неожиданно для себя обнаруживает, что в новых условиях анархизм уже ничего ему не дает, превращаясь в обузу.

Анархистский протест - пожалуй, единственная в России, неподконтрольная власти, непартийная, принципиально неиерархичная уличная инициатива. В 1999 году им удалось парализовать работу саммита ВТО в Сиэтле, действуя спонтанно, но в то же время координируя свои усилия. Протесты против саммита "Большой восьмерки" в Генуе в 2001-м, которые привлекли на улицы до полумиллиона участников, также были интересны с точки зрения спонтанности и тактик. Анархисты известны своим "черным блоком", настроенным на саботаж и ответные агрессивные действия в отношении полиции. Однако в последние годы появились также "розовый блок" и "серебряный блок" - они используют карнавальные формы протеста. Так, в 2000 году в Праге во время саммита МВФ и Всемирного банка на одной из акций впервые выступила группа клоунов-бунтарей, которые совершенно обескуражили чешских полицейских. Существует также движение Reclaim the streets ("Вернем себе улицы"). Его тактика - уличный праздник, цель которого отвоевать жизненное пространство у автотранспорта, магазинов и государственных зданий путем, например, построения песочницы на проезжей части.

В России основными видами акций пока являются митинги и шествия. Стихийные шествия интересней, потому что дают право почувствовать себя хозяином ситуации на улице. Анархисты уверяют, что способны организовать заметные акции протеста во всех крупных городах России: "Более того, у нас есть ресурсы для того, чтобы организовать всероссийскую кампанию".

Одной из самых заметных сторон анархической деятельности в России является антифашизм. Вообще историческое употребление слова "антифашист", особенно в Европе, связывается именно с идеологической подоплекой. Умеренный общественный активист, и уж тем более чиновник никогда себя антифашистом не назовет - там больше в ходу слово "антирасист". В России же на большинстве молодежных антифашистских демонстраций мы видим анархистские красно-черные флаги. Ни одно мероприятие анархистов не обходится без антифашистских лозунгов.

Сейчас анархическое движение очень тесно связано с антифа, на многих акциях мы идем бок о бок. Борьба с фашизмом не будет иметь успеха без борьбы с капитализмом, так как именно он порождает социальное неравенство, вследствие которого и происходит миграция в современном виде.

3.6 Пацифисты

Пацифизм (от лат. pacificus - миротворческий, от pax - мир и facio - делаю) - антивоенное движение, участники которого главным средством предотвращения войн считают осуждение их аморального характера.

Пацифисты осуждают всякую войну, отрицая правомерность справедливых освободительных войн. Они верят в возможность предотвращения войн лишь посредством убеждения и мирных манифестаций, без устранения социально-экономических и политических условий, порождающих войны. Связанный в представлении коммунистических идеологов с буржуазно-либеральной идеологией, пацифизм вовлекает в сферу своего влияния довольно широкие демократические круги.

Историческим истоком пацифизма и наиболее последовательным иделогическим воплощением его является буддизм, что проявляется в особой фундаментальной пацифистичности истории и культуры Индии и Китая (ср. кит. пословицу: "Из хорошего железа не делают гвозди, хорошие люди не становятся военными" и пр.). Раннему христианству также был присущ пацифизм, но впоследствии он был утрачен.

Первые пацифистские организации возникли в Великобритании и США после наполеоновских войн. К концу 1880-х - началу 1890-х годов пацифистское движение получило широкое распространение. Международные конгрессы пацифистов неоднократно выступали с предложениями запретить войны, осуществить всеобщее разоружение, а споры, возникающие между государствами, разрешать в международных третейских судах. Коммунистические идеологи полагали, что пацифизм в периоды революционного подъёма отвлекает массы от активной борьбы против империализма. В условиях Первой мировой войны В.И. Ленин считал пацифистскую абстрактную проповедь мира, не связанную с антиимпериалистической борьбой, "одной из форм одурачения рабочего класса…".

После Второй мировой войны, в обстановке изменения соотношения сил на мировой арене в пользу социализма и вовлечения в борьбу за мир широких слоев населения в различных странах, коммунистические и рабочие партии, отмечая недостаточность и ограниченность пацифизма, стремились приспособить к своим целям пацифистские движения.

Все пацифисты живут странными идеалами всеобщего благоденствия, мира и равноправия. Мечтают о мире, где все народы будут жить в гармонии и согласии. Более того, пацифисты всегда выступали против службы в армии. Однако, мало кто из них понимает, что если всем народам желать добра и мира, то кокой-нибудь коварный корыстолюбивый народ может этим миролюбием воспользоваться и серьезно вам насолить. Человек, не способный держать оружие в руках, не способный постоять за себя, за свой род, за свою землю. В современном мире либо ему быть рабом, либо умереть. Многие даже утверждают, что пацифизм - последнее прибежище слабых. Слабых телом и духом. Как писал В. Истархов, академик Арийско-Русско-Славянской академии: "Желать всем мира и добра - все равно что выходить к стае голодных гиен с плакатом "Миру-Мир".

Заключение

Подводя итог проделанной работе, можно сказать, что в целом, несмотря на порой кажущееся очевидным негативное влияние субкультур на общество, не будет заблуждением утверждать, что каждая из таких субкультур, помимо негативных черт, обладает еще и некоторым набором качеств, которым, кстати говоря, некоторые иные государственные и общественные структуры могли бы поучиться. Так, например, у "Нашистов" очень развитая система мотиваций и поощрений участников, благодаря чему они обеспечивают собственную массовость. Пацифисты отличаются миролюбивостью - они никогда не станут первыми провоцировать конфликт. У традиционных скинхедов не второстепенной ценностью выступают их корни - семьи, предки, - такая позиция сейчас несколько далека от основной массы современной молодежи. Наци - и стрейт-эдж-скинхеды крайне негативно относятся к курению, употреблению алкоголя и наркотиков, а ни для кого не секрет что проблема алкоголизма, табакокурения и наркотической зависимости сейчас чуть ли не самая острая среди нашей молодежи. Анархисты и "антифа" обладают очень четкой координированностью, несмотря на кажущуюся спонтанность их действий, - такой организации могли бы позавидовать многие общественные структуры.

Вообще, стабильности общества способствует единство его политической культуры, но видимо, нереальной является задача преодоления "разношерстности", множественности политических субкультур. Однако можно и, наверное, следует стремиться к некой совместимости между различными субкультурами, к согласию всех социальных групп хотя бы в ключевых вопросах, избегать метания из крайности в крайность, придерживаясь, как говорится "золотой средины", равновесия. В таком обществе субкультуры уже не будут дестабилизировать политическую обстановку и выступать разрушающим фактором, потому что и их интересы будут учтены властью. На мой взгляд, таким образом можно будет достичь стабильности в стране, и избежать многочисленных конфликтов.

Список использованных источников и литературы

1.Белов В., Никулин П., Донских И. Анархисты не молчат // Новая Газета. № 28.20.03.09

2.Громов Д. В, Мартынова М.Ю. Молодежные субкультуры Москвы. М.: ИЭА РАН, 2009.544с.

.Данилин П. Новая молодежная политика 2003-2006. М.: Европа, 2006.277с.

.Динкевич М. Нацисты приблизились к Кремлю. На пушечный выстрел // Новая Газета. № 123.06.11.09.

.Динкевич М. Не до конца разрешенный антифашизм // Новая Газета. № 123.06.11.09.

.Кузнецов В.Н. Социология молодежи. М.: Гардарики, 2005.335с.

.Литой А. Анархисты на улицах города // Новая Газета. № 28.20.03.09.

.Литой А. За чистоту русской арийской крови // Новая Газета. № 123.06.11.09.

.Савельев В.А. Горячая молодежь России. Лидеры. Организации и движения. Тактика уличных битв. Контакты. М., 2006.288с.

.Сикевич З.В. Молодёжная культура: за и против.Л., 1990.342с.

Интернет-источники:

11.Анархисты // Национальная историческая энциклопедия. URL: #"justify">12.Время разбрасывать камни. Молодежные субкультуры: инвентаризация // Оборона. Российское молодежное движение. URL: #"justify">.Гей-скинхеды // Википедия. URL: #"justify">.ЖЖ - сайт личных дневников, блогов пользователей, дискуссионный форум, социальная сеть. URL: #"justify">.Манифест молодежного демократического антифашистского движения "Наши". URL: #"justify">.Молодежь и политика // Радио "Свобода", 20.03.2005. URL: #"justify">.Научный подход к вопросу // Сайт Неформальных молодежных объединений. URL: #"justify">.НАШИ (движение) // Википедия. URL: #"justify">.Неонацизм в современной России // Радио "Эхо Москвы", 21.04.04. URL: #"justify">.Неонацизм // Википедия. URL: #"justify">.Официальный сайт российского молодежного движения "Оборона". URL: #"justify">.Пацифизм // Википедия. URL: #"justify">.Политическая культура // История России: XX век. Мультимедиа-учебник. URL: #"justify">.Современные фашисты и их прихвостни // Православное информационное агентство "Русская линия". URL:. #"justify">.Сущность и структура политической культуры // Образовательный портал "Политология". URL: #"justify">.Теперь ты в армии - 2 // Каспаров. ру: Интеренет газета Гарри Каспарова. URL: #"justify">.Форум к статье ""Наши стали чужими" // Газета "Коммерсант". Публикация от 29.01.2008. URL: #"justify">.Форум к статье "Движение "Наши готовит многотысячную акцию в центре Москвы" // Блоги Mail.ru. Публикация от 25.03 2007. URL: #"justify">29.Форум к статье "Селигер: Наша смена" // Газета "Ведомости". Публикация от 27.07.2007. URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/opinions. shtml? 2007/07/ 27/129985 (дата обращения: 29.04.2010)

Похожие работы на - Молодежные политические субкультуры современной России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!