Анализ травматизма и чрезвычайных ситуаций на железной дороге

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Безопасность жизнедеятельности
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    5,56 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ травматизма и чрезвычайных ситуаций на железной дороге














Анализ травматизма и чрезвычайных ситуаций на железной дороге


Таловин Богдан Александрович, 4 курс,

Направление подготовки Техносферная безопасность

Двойнова Н.Ф., к. с/х. н., доцент

кафедры безопасности жизнедеятельности и гражданской обороны

Железная дорога - это огромная и быстроразвивающаяся монополия с более чем 186 летней историей. Общая протяженность железнодорожных путей составляет 121 тыс. км (Россия занимает 3-е место в мире, уступая только США (194,7 тыс. км) и Китаю. Согласно Отчета о социальной ответственности ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ» за 2006 год, в штате Компании работало тогда «более 1 миллиона 300 тыс. человек», то есть уже на 140 тысяч человек меньше. С тех пор численность работников РЖД планомерно сокращается и, на начало 2014г. в РЖД работало 880 тысяч 820 человек.

Под колесами железнодорожного транспорта ежегодно получают тяжелые травмы десятки детей и подростков. Немало случаев травматизма со смертельным исходом. Согласно статистике ежедневно в Центральной России на железной дороге гибнет три человека.

Масштабы медицинских последствий столкновений и наездов подвижного состава изучены на основе выборочного статистического исследования, проведенного на отдельных железных дорогах. Количество жертв и пострадавших при наездах на железнодорожных путях, станциях и посадочных платформах достаточно велико, при этом наиболее часто несчастные случаи отмечены среди пешеходов. Чаще всего травматизму подвержены мужчины, среди пострадавших преобладают лица трудоспособного возраста (81,1%), при этом основные причины - переход железнодорожных путей в неустановленных местах, состояние алкогольного опьянения и попытки суицида. Удельный вес пострадавших среди детей и подростков при наездах равен 5,2%, инвалидов - 11,2% и лиц пенсионного возраста - 11,9%. Обращает на себя внимание особая тяжесть медицинских последствий «рельсовой травмы*: при наездах погибает в среднем 65,1% пострадавших, что определяет высокий показатель соотношения числа травм со смертельным исходом и раненых - 1,87.

Среди пострадавших при наездах работники железнодорожного транспорта составляют около 1,5% от общего числа, при этом 1/3 из них погибла, а остальные получили травмы и увечья. Все эти происшествия отнесены к категории несчастных случаев на производстве, и их обстоятельства расследовались специальными ведомственными комиссиями. В большинстве случаев причиной трагедии стали нарушения техники безопасности и личной безопасности железнодорожников, работавших в непосредственной близости от движущихся поездов и отвечавших за безаварийную работу подвижного состава. Кроме того, изучены произошедшие за последние годы 94 случая столкновения подвижного состава с легковыми автомобилями и 24 столкновения с грузовым автотранспортом на железнодорожных переездах, сопровождавшиеся наиболее тяжелыми медицинскими последствиями. Всего в этих происшествиях, произошедших по вине водителей автотранспорта, получили ранения и увечья 179 человек, 85 из них погибли. Среднее число пострадавших, приходящихся на 1 случай столкновения, составило 2 человека, коэффициент тяжести этого вида травматизма достаточно высок - 1,91, т.е. практически каждый второй пострадавший погиб (в большинстве случаев на месте происшествия).

По данным анализа Генеральной прокуратуры в 2013 г. на объектах железнодорожного транспорта зарегистрировано 3446 случая травматизма граждан (на 8% меньше, чем в 2012 г.).

Вместе с тем, в Московском регионе допущено увеличение числа несчастных случаев (травмированы 1655 человек, из них 972 со смертельным исходом). Проведенный анализ случаев непроизводственного травматизма в Дальневосточной дирекции моторвагонного подвижного состава за 2012 год показывает, что наиболее травмоопасными являются участки железной дороги, расположенные вблизи побережья Амурского залива. Так, по Владивостокскому производственному участку в прошлом году был травмирован 21 человек, из которых 12 со смертельным исходом. В 2012 году на Хабаровском производственном участке пострадали 7 человек, из них 5 человек со смертельным исходом. Травмоопасным считается и участок Хабаровск - Биробиджан.

За три месяца 2013 года зарегистрировано 3 смертельных случая на Владивостокском и один на Хабаровском участке обслуживания Дальневосточной дирекцией моторвагонного подвижного состава. Положение с травмированием работников в результате наезда подвижного состава свидетельствует о том, что, несмотря на неоднократные требования ОАО «РЖД», руководители железных дорог и других филиалов, служб, отделений железных дорог и структурных подразделений допускают формализм в профилактике производственного травматизма и в контроле за выполнением технологий безопасного производства работ, не выполняют в полном объеме сами и не требуют от подчиненных выполнения норм и правил по охране труда.

Руководители ряда подразделений не делают выводов из имевших место случаев, не занимаются работой по их предупреждению, в результате аналогичные происшествия повторяются в одних и тех же структурных подразделениях, в связи с этим на территории Сахалинской области происходят несчастные случаи. 10 июня 2014 г. на железнодорожном переезде в Сахалинской области произошло столкновение грузового поезда с пассажирским автобусом сообщением Поронайск - Южно-Сахалинск. В результате пострадало 19 человек, из них пятеро погибли.

Можно сделать вывод, что к основным причинам производственного травматизма относятся: низкие знания работниками и руководителями требований охраны труда, несоблюдение технологий, правил и инструкций по охране труда, недостаточность профилактической работы, низкое качество проведения инструктажей, технической учебы, исполнительской дисциплины, а также главными причинами происшествий на объектах транспортной инфраструктуры являются пренебрежение пешеходов, водителей и пассажиров правилами пересечения железнодорожных путей, спешка, необоснованный расчет пожилыми людьми на собственные силы, нахождение на объектах железнодорожного транспорта в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, суицид. В случаях травмирования детей - в том числе отсутствие контроля родителей за их местонахождением, незнание и, как следствие, грубое нарушение правил личной безопасности при нахождении на объектах железной дороги.

Вопросы безопасности жизнедеятельности и, как их составляющая, безопасного поведения на объектах железнодорожной инфраструктуры очень важны, так как напрямую связаны с сохранением жизни и здоровья наших граждан. Поэтому для предупреждения гибели и травматизма людей, сотрудниками транспортной полиции совместно с представителями железной дороги организовываются и проводятся профилактические мероприятия, которые позволят минимизировать случаи непроизводственного травматизма на железной дороге. Необходимо реализовать программу по снижению травматизма и обеспечению безопасности граждан на объектах железнодорожного транспорта. Провести капитальный ремонт пассажирских платформ и пешеходных настилов на станциях, улучшить освещение платформ, привести к техническим требованиям ряд пешеходных переходов, уделять большое внимание профилактической работе, проводить специальные рейды на перегонах и станциях и останавливали граждан, которые переходили пути в неположенном месте.

травматизм чрезвычайный дорога безопасный

Библиографический список литературы

Гуревич В. С риском по жизни / В. Гуревич // Сириус - Транспортное обозрение. - 2013. - № 2. - С. 40-41

Меламед Ю.И. Программа действий : профсоюзы [профилактика травматизма в ОАО "РЖД"] / Ю. И. Меламед // Охрана труда. Практикум. - 2010. - № 12. - С. 71-74.

Уздин М.М, Ефименко Ю.И, Ковалев В.И [и др.];Железные дороги: общий курс : учеб. для вузов / под ред. М.М. Уздина. - 5-е изд. - СПб. : Информ. центр «Выбор», 2011. - С. 368.

Строительно-технические нормы МПС РФ. Железные дороги колеи 1520 мм СТН Ц-01-12. - М. : МПС, 2012. - С. 87.


Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!