Формирование у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,2 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Особенности формирования здорового образа жизни в процессе развития личности ребенка

.1 Основные понятия о здоровье, традициях и культуре здорового образа жизни

.2 Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни у детей

Глава 2. Средства, методы и приёмы формирования ценностей здорового образа жизни

.1 Организация и методы исследования

.2 Изучение уровня знаний и понятий здорового образа жизни (ЗОЖ) у дошкольников

.3 Разработка программы по организации и проведению занятий

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы Понятие «здоровье» имеет множество определений. Наиболее емким следует признать определение, данное ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения): «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан России, живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. С учетом этого современным условиям более адекватно сформулированное С.М.Громбахом определение здоровья как «степени приближения» к полному здоровью, которая позволяет человеку успешно выполнять социальные функции. Важным в этом и других определениях здоровья считается отношение к нему как к динамичному процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им. Одной из актуальных задач является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья ребенка. Основным из средств реализации этой задачи является формирование культуры здорового образа жизни (ЗОЖ).

Образ жизни относят к социально-биологическим факторам, компонентами которого служит триада показателей: уровень, качество и стиль жизни. И.Н.Куинджи дает следующие определения данных показателей: Уровень жизни обусловлен экономическими возможностями человека. Качество жизни определяется степенью запроса и комфортабельностью удовлетворения человеческих потребностей. Эти показатели образа жизни человека зависят от материально-экономических условий жизни общества и каждой семьи. Стиль жизни складывается на основе психологических и психофизиологических особенностей поведения личности. Из вышесказанного следует, что универсальным механизмом формирования навыков здорового образа жизни остается оздоровительно-педагогическое воздействие на стиль жизни детей, поскольку уровень и качество жизни каждого ребенка обусловлены материальными возможностями его семьи. Выполнение этого условия представляется достаточно трудным из-за заметного расслоения современного общества по уровню и качеству жизни. Несмотря на изначально разные материальные возможности у отдельных детей, их оздоровительно-педагогическое воспитание должно противопоставить философской концепции «бытие определяет сознание» коррекционно-оздоровительный принцип «сознание определяет бытие». Иными словами - выбор здорового стиля жизни должен быть осознанным. Поэтому очевидно, что любое общеобразовательное учреждение должно стать «школой здорового стиля жизни», где любая деятельность имеет оздоровительно-педагогическую направленность и способствует воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей, к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. По мнению Г. К. Зайцева, это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что затруднительно для ребенка. Исходя из этого, занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех моментах воспитательного процесса. Для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Это особенно актуально применительно к заботе о здоровье детей в современных условиях.

Цель работы - изучить формирование у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

. рассмотреть основные понятия о здоровье, традициях и культуре здорового образа жизни;

. определить необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни у детей;

. эмпирическим путем установить средства, методы и приёмы формирования ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Объект исследования - культура и традиции здорового образа жизни.

Предмет исследования - влияние образовательных действий на механизмы формирования культуры здорового образа жизни у детей.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

.1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ЗДОРОВЬЕ, ТРАДИЦИЯХ И КУЛЬТУРЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Каждый исторический период развития человеческого общества был определен культурными рамками и определенными ценностями, и наиболее стабильным показателем оставалось здоровье человека. Понятие «здоровье» имеет множество определений. Остановимся подробнее на некоторых из них.

По определению Всемирной организации здравоохранения, «Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия». Основываясь на данном определении, выделяют следующие компоненты здоровья:

здоровье психическое - это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой;

здоровье социальное - мера социальной активности, деятельного отношения человеческого индивидуума к миру;

здоровье физическое - это состояние, при котором у человека имеет место совершенство саморегуляции функций организма, гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.

По определению, которое предлагает И.И.Соковня-Семенова, здоровье человека понимается как «его способность сохранять соответствующие возрасту и полу психофизиологическую устойчивость в условиях постоянного изменения количественных и качественных единиц структурной (на клеточном уровне) и сенсорной информации (зрительная, слуховая, тактильная и др)».

Если иметь в виду систему «человек-общество-природа», понятие «здоровье станет значительно шире, ибо общественная жизнь, культурное развитие влияют на образ жизни, а значит и на здоровье. Эти факторы в определенной степени направляют формирование организма и здоровья. Таким образом, здоровье - мера жизненных проявлений человека, гармоническое единство физических, психических, трудовых функций, обусловливающее полноценное участие человека в разных сферах общественной деятельности.

По мнению Ю.П.Лисицина, «здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно - состояние, которое позволяет человеку вести нестесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, вести здоровый образ жизни, т.е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие».

Наиболее полным нам представляется определение здоровья, данное Колбановым В. В.: «Здоровье человека - это континуум (сменяемость и протяженность во времени) естественных состояний жизнедеятельности, характеризующийся способностью организма к совершению саморегуляции, поддержанию гомеостаза, самосохранению и самосовершенствованию соматического и психического статуса, при оптимальном взаимодействии органов и систем, адекватном приспособлении к изменяющейся окружающей среде (физической, биологической, социальной), использовании резервных и компенсаторных механизмов в соответствии с фенотипическими потребностями и возможностями выполнения биологических и социальных функций. Отсутствие какого-либо из перечисленных признаков означает частичную или полную утрату здоровья. Полная утрата здоровья несовместима с жизнью». Известно, что состояние здоровья человека зависит от образа жизни (до 70%), наследственности (15%), окружающей среды (8-10%), медицины (8-10%).

Ряд исследователей выделяет детерминанты здоровья - множество факторов, обусловливающих здоровье человека. Их можно классифицировать в виде следующих групп (по В. В. Колбанову):

. Биологические факторы (в частности генетические).

. Физическая среда (факторы внешней среды).

. Социальная среда (среда, в которой растут дети, условия жизни, начиная с раннего возраста, обучение здоровью).

. Индивидуальный образ жизни (исключение негативных воздействий, например, курения и употребления алкоголя, адекватное питание, личная гигиена, физическая культура, режим труда и отдыха и др.)

. Служба здоровья.

Кроме того, В. В. Колбанов выделяет ряд следующих факторов, влияющих на здоровье:

. Индивидуальный потенциал здоровья человека (иммунитет, статус питания, осознание своего «Я», положительное отношение к своему здоровью, адекватные знания, способность противостоять стрессу, эмоциональная устойчивость, физическая форма, способность к самозащите).

. Поведение (учеба или работа и рекреация, привычки, еда, питье, подвижность, отношение к социуму, стресс, возбуждающие средства).

. Социокультурная система (семья, соседи, место учебы или работы, среда досуга, СМИ, службы здоровья).

. Социально-экономические и политические условия (материальные ресурсы, доход, социальная безопасность, образование).

. Физико-биологическая среда (природа, климат, жилище, рабочее место, связь, транспорт, вода, отходы, пища, товары).

Таким образом, здоровье каждого человека в большей степени зависит от его окружения и личного поведения в отношении своего здоровья, т.е. от образа жизни, чем от врожденных факторов или медицины.

Образ жизни - это устойчивая, долговременная система отношений человека с природной и социальной средой, представлений о нравственных и материальных ценностях, намерений, поступков, стереотипов поведения, реализации стратегий, направленных на удовлетворение разнообразных потребностей, на основе адаптации к правилам, законам и традициям общества. Как отмечает И. И. Соковня-Семенова, образ жизни личности можно считать здоровым, если эта личность активно существует в условиях благоприятного психофизического пространства, не проявляя по отношению к себе и пространству агрессивности в опасных формах. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это типичные и существенные для данной общественно-экономической формации виды, типы, способы жизнедеятельности человека, укрепляющие адаптивные возможности его организма, способствующие полноценному выполнению им социальных функций и достаточно активного долголетия. Существует несколько концепций ЗОЖ. Автор одной из них, И.И. Соковня-Семенова считает, что возможность вести ЗОЖ зависит от пола, возраста и состояния здоровья; условий обитания (климат, жилище); экономических условий (питание, одежда, работа, отдых); наличия полезных привычек (соблюдение гигиены, закаливание); отсутствия вредных привычек (курение, пьянство, малоподвижный образ жизни и т.д.). Таким образом, мы можем сделать вывод, что здоровье человека, не страдающего врожденным или приобретенным заболеваниями, нужно в первую очередь охранять и укреплять. Здоровье человека, имеющего недуги, нуждается в коррекции.

Далее И.И.Соковня-Семенова отмечает, что в социальном аспекте образ жизни создание условий для формирования стиля здоровой жизни каждого человека зависит от конкретных исторических условий и культурных традиций государства- макросоциальный фактор; экономического положения отдельной семьи - микросоциальный фактор; места здоровья в иерархии потребностей конкретной семьи - психосоциальный фактор; установок самой личности в вопросе определения места здоровья в иерархии потребностей - психологический фактор; наличия факторов риска (наличие ряда заболеваний, неблагоприятные условия жизни и т.д.).

Существует множество программ ЗОЖ, включающих в себя различные компоненты. Попытаемся выделить основные из них:

.Рациональное питание.

.Оптимальная для организма двигательная активность.

.Соблюдение режима дня (с учетом индивидуальных биоритмов).

. Предупреждение вредных привычек (или отказ от них) и формирование полезных привычек.

.Повышение психоэмоциональной устойчивости.

. «Содержательная жизнь» (смысл жизни).

В последнее время как часть общей культуры человека выделяется валеологическая культура - социально-психологическая деятельность индивидуума, направленная на укрепление и сохранение здоровья, освоение норм, принципов, традиций ЗОЖ, превращение их во внутреннее богатство личности. Неотъемлемой частью любой культуры являются традиции сложившиеся на основе длительного опыта групповой деятельности и прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся вновь приходящим в коллектив, социальную общность правила, нормы и стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого. Создание традиций - это долговременный процесс, требующий смены не одного поколения. Важно не только накапливать знания, но и находить им практическое и постоянное применение на уровне естественных потребностей, привычек, привязанностей. Исходя из этого, рекомендуется изменять отношение людей к ЗОЖ на основе формирования традиций и ценностных мотиваций. Создание традиций ЗОЖ - это то, что должно лежать в основе работы в образовательных учреждениях, и то, к чему нужно стремиться в конечном итоге.

Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно-воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями определенного характера. Это приведет к формированию потребности вести ЗОЖ, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Таким образом, сформированные традиции ЗОЖ становятся достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей.

.2 НЕОБХОДИМОСТЬ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ

Чтобы быть здоровым, нужны здоровые жизненные навыки, здоровые привычки. Уже не приходится доказывать, что принципы ЗОЖ - необходимые условия здоровья. Формирование культуры ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека не складывается сам по себе, а формируется в течение жизни, целенаправленно и постоянно. Н.М.Амосов считает, что главное препятствие распространению ЗОЖ - это психика людей, которая сопротивляется ограничениям и нагрузкам, пока нет реальной необходимости. Он говорит: «Режим ограничений и нагрузок - так я называю образ жизни, обеспечивающий здоровье. Нагрузки нужны, чтобы от детренированности не угасли резервы. Нужно упорядочить образ нашей бурно текущей жизни, иначе регулирующие системы (нервная и эндокринная) не справятся со все более возрастающими нагрузками».

Доктор Р.Г.Оганов выделяет 4 группы условий негативного отношения людей к призывам вести ЗОЖ.

Первая группа характеризуется индивидуальными особенностями конкретного человека (системой его жизненных ценностей, совокупностью привычек, уровнем образования, характером информированности, особенностями воспитания, степенью личной заинтересованности, состоянием здоровья).

Вторая группа условий связана с особенностями общества, в котором живет человек (политический и экономический уклад, характер исторических привычек и культурных традиций, особенности быта, уровень общественного сознания и благосостояния).

Третья группа условий определяется особенностями местного окружения - социального, этнического, демографического, экологического, географического и т.д. Сюда же можно отнести правила, стереотипы, традиции, образ жизни и стиль поведения отдельных групп общества, к которым принадлежит человек (прежде всего семья).

Четвертая группа условий, определяющих отношение человека к агитации за ЗОЖ, связана с самой агитацией. Желание или нежелание людей следовать определенному совету зависит не только от этих людей, но и от характера совета, от его формы и содержания.

Какие же мотивации лежат в основе формирования стиля здоровой жизни? И.И. Соковня-Семенова выделяет следующие виды мотивации:

Самосохранение. Когда человек знает, что, то или иное действие впрямую угрожает жизни, он это действие не совершает. Формулировка мотивации «Я не совершаю определенные действия, так как они угрожают моему здоровью и жизни».

Подчинение этнокультурным требованиям. Человек живет в обществе, которое на протяжении длительного времени отбирало полезные привычки, навыки, вырабатывало систему защиты от неблагоприятных факторов внешней среды. Формулировка мотивации: «Я подчинюсь этнокультурным требованиям потому, что хочу быть равноправным членом общества, в котором живу. От моего здорового образа жизни зависят здоровье и благополучие других».

Получение удовольствия от самосовершенствования. Формулировка мотивации «Ощущение здоровья приносит мне радость, поэтому я делаю все, чтобы испытать это чувство».

Возможность для самосовершенствования. Формулировка мотивации «Если я буду, здоров, я смогу подняться на более высокую ступень общественной лестницы».

Достижение максимально возможной комфортности. Формулировка мотивации: «Я здоров, меня не беспокоит физическое и психическое неудобство».

Как уже отмечалось, возможность формирования культуры ЗОЖ зависит от потребностей ребенка. Иерархия потребностей огромна. Но что весьма важно для педагогов и психологов, это то, что они не существуют изолированно друг от друга, меняются и совершенствуются в зависимости от роста общей культуры ребенка, его знаний о действительности и отношения к ней. Следовательно, мы можем влиять на их формирование и удовлетворение, а значит, и на состояние и развитие здоровья ребенка. Но для этого должны быть созданы оптимальные условия, способствующие обеспечению общего комфорта участников образовательного процесса, особенно позитивных настроений у детей. А. А. Ярулов считает, что такие условия могут быть созданы, если основное внимание будет уделено удовлетворению одной из основных потребностей ребенка в индивидуальном эмоционально-ценностном сопровождении развития его личности, в том числе и в ходе воспитательной деятельности.

Данная потребность характеризуется возможностями удовлетворения составляющих ее содержание притязаний на внимание, признание, конструктивное общение, успешность в деятельности, уважение, поддержку, сотрудничество, проявление активности, самостоятельности и прочих.

Одним из ведущих принципов гуманистической образовательной системы является ЗОЖ. Несмотря на трудности сегодняшнего времени, образовательное учреждение может и должна играть активную роль в укреплении здоровья детей и утверждении ЗОЖ. Таким образом, формирование культуры ЗОЖ - это побуждение к включению в повседневную жизнь индивида различных новых для него форм поведения, полезных для здоровья, изменение, а то и вовсе отказ от многих вредных для здоровья привычек, овладение знаниями, на основе которых можно грамотно, безопасно и с пользой для здоровья начать вести ЗОЖ, постепенно добиваясь, чтобы эти повседневные формы укрепления здоровья стали привычными. Щедрина А. Г. указывает на то, что формирование культуры ЗОЖ - проблема комплексная. Речь не может идти лишь о способах и методах укрепления здоровья, профилактики заболеваний. Необходимо повышение роли личностных качеств человека в сознательном и волевом принятии принципов ЗОЖ, а забота о здоровье, его укреплении должны стать ценностными мотивами поведения. При этом возникает необходимость перестройки управления поведенческой деятельностью ребенка, особенно ребенка с проблемами в развитии. Несомненно, эта область деятельности лежит в поле профессиональных интересов и компетенции педагогов. Особенность этого управления - наличие инерционности обратных связей, коррекция образа жизни имеет отсроченный эффект, результаты могут проявиться через несколько лет, кроме того, необходим постоянный контроль за изменениями и поощрение положительных сдвигов в стиле жизни ребенка. Особенно это актуально применительно к детям с интеллектуальной недостаточностью, имеющим расстройства эмоционально-волевой и мотивационной сферы. А.А.Дмитриев указывает на то, что одной из приоритетных задач является концентрация усилий всего педагогического коллектива на формировании ЗОЖ ребенка. Это касается условий проживания, питания, режима, учебно-познавательной деятельности, занятий физической культурой и спортом и пр.

ЗОЖ в философской литературе трактуется как «совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, которая берется в единстве с условиями жизни». А.А. Дмитриев считает, что в связи с этим определением можно достаточно четко выявить условия, формы деятельности, поведения, общения, интересы, потребности, обычаи, традиции в среде детей. В общих категориях образа жизни ребенка, как отмечает автор, заложены огромные возможности формирования ЗОЖ. Педагогическая стратегия формирования ЗОЖ должна способствовать самостоятельной выработке убеждений ребенка на основе обретаемых знаний и опыта.

В.В. Колбанов отмечает, что кроме положительной мотивации в отношении своего здоровья, ребенок должен обладать базовыми знаниями об организме, здоровье и возможных путях его укрепления. Однако автор допускает, что ребенок может иметь неполную информацию о своем актуальном и возможном развитии, это обусловлено предупреждением ятрогении и психосоматических нарушений. Далее автор рекомендует при формировании ЗОЖ демонстрировать ребенку известный аналог (модель). В идеале для детей с учетом их конституциональных особенностей, пола и возраста такими моделями могли бы служить нормы поведения и состояния здоровья родителей, педагогов, знаменитых деятелей науки, искусства. Таких моделей, к сожалению, очень часто ребенок не может найти ни в семье, ни в средствах массовой информации. Именно поэтому детское учреждение должно стать для ребенка «школой здоровья», где он сможет приобрести знания, практические умения и навыки, необходимые для сохранения и укрепления своего здоровья.

Итак, исходя из проанализированной нами литературы по проблеме, мы сделали следующие выводы.

Здоровье человека (состояние полного физического, духовного и социального благополучия) зависит от образа жизни (до 70%), наследственности (15%), окружающей среды (8-10%), медицины (8-10%). Следовательно, основной задачей в сохранении и укреплении здоровья детей является формирование у них культуры ЗОЖ. Образ жизни личности можно считать здоровым, если эта личность активно существует в условиях благоприятного психофизического пространства, не проявляя по отношению к себе и пространству агрессивности в опасных формах.

На основании изучения трудов В.В. Колбанова, И.И. Соковни-Семеновой, Б.Н. Чумакова, Н.М. Амосова можно выделить основные компоненты ЗОЖ, которые мы перечислили.

Возможность вести ЗОЖ во многом зависит от состояния здоровья человека на данный момент времени. Важно помнить, что здоровье человека, не страдающего врожденными или приобретенными заболеваниями, нужно в первую очередь охранять и укреплять, а здоровье человека, имеющего недуги, нуждается в коррекции. Активизируя здоровье-охранительное и здоровье-развивающее направления в педагогической работе, можно тем самым способствовать не только сохранению здоровья ребенка, но и повышению эффективности учебно-воспитательного процесса.

Формирование культуры ЗОЖ - это побуждение к включению в повседневную жизнь индивида различных новых для него форм поведения, полезных для здоровья. Создание вокруг ребенка информационной среды «Здоровья», которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование его мировоззрения, овладение знаниями, на основе которых возможно грамотно, безопасно и с пользой для организма взаимодействовать с окружающим миром, постепенно приведут к тому, что существующие способы укрепления здоровья становятся привычными и перерастают в потребность. Но в начале такой работы всегда стоит необходимость перестройки управления поведенческой деятельностью ребенка. Несомненно, эта область деятельности лежит в поле профессиональных интересов и компетенции педагогов. Особенность этого управления наличие инерционности обратных связей, коррекция образа жизни имеет отсроченный эффект, результаты могут проявиться через несколько лет, кроме того, необходим постоянный контроль за изменениями и поощрение положительных сдвигов в стиле жизни ребенка. Кроме положительной мотивации в отношении своего здоровья ребенок должен обладать базовыми знаниями об организме, здоровье и возможных способах его укрепления. Однако ребенок может иметь неполную информацию о своем актуальном и возможном развитии. Педагогическая стратегия формирования ЗОЖ должна способствовать самостоятельной выработке убеждений ребенка на основе обретаемых знаний и опыта. Важно не только накапливать знания, но и находить им практическое и постоянное применение на уровне естественных потребностей, привычек, привязанностей.

ГЛАВА 2. СРЕДСТВА, МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследовательская работа была организована на базе старшей группы детского образовательного учреждения. В исследовании принимали участие 22 ребенка 5,5-6,5 лет.

Методы исследования:

. Изучение документации.

. Наблюдение. Проводилось с целью выявления коммуникативных возможностей детей, уровня работоспособности, эмоционально-психологических особенностей, уровня двигательной активности. Наблюдение осуществлялось на занятиях и в свободное.

. Метод констатирующего эксперимента. Этот метод применялся с целью выявления уровня знаний по проблеме культуры здорового образа жизни, который сложился у детей в условиях обучения и воспитания, а также с целью исследования состояния здоровья детей. Констатирующий эксперимент включал в себя беседу с воспитателями, анкетирование, метод «Цветописи Лутошкина».

Анкетирование как метод сбора первичных данных позволило нам выявить представления о здоровом образе жизни и мотивации к его осуществлению у детей. Анкетирование проводилось в индивидуальной форме в течении 2-х дней. Суммарное время обследования каждого ребенка составило 20 - 30 минут.

Для выявления психоэмоционального состояния детей нами был использован метод «Цветописи Лутошкина», основанный на способности детей выражать свое настроение разной цветовой гаммой. Так, восторженное, праздничное, радостное настроение дети выражают выбором красного, оранжевого, желтого цветов; спокойное - зеленым; грустное -синим; пасмурное - фиолетовым или коричневым цветами; подавленное выбором черного цвета. Детям предлагалось раскрасить квадрат цветом, соответствующим настроению; при этом учитывалось соответствие выбранного цвета словесному определению своего настроения и его внешнему проявлению.

По результатам обследования были сформированы контрольная группа в количестве 11 человек и экспериментальная группа в количестве 11 человек. Данные о каждом ребенке представлены в таблицах 1, 2 (Приложение 1).

В процессе проведения исследовательской работы мы опирались на следующие принципы общей педагогики: принцип направленности обучения на решение во взаимосвязи задач образования, воспитания и общего развития обучаемых; принцип научности; принцип связи обучения с жизнью, с практикой; принцип систематичности и последовательности в обучении; принцип доступности; принцип сознательности и активности детей; принцип наглядности обучения; принцип сочетания различных методов, форм и средств обучения; принцип создания необходимых условий для обучения.

Во время эксперимента были использованы следующие методы воздействия:

Словесные: объяснение - истолковывали отдельные понятия, явления, правила, содержание наглядных пособий. Как один из основных методов была использована беседа, предполагающая разговор с детьми, организуемый с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих детей к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности. В ходе применения метода беседы использовались приемы постановки вопросов (основных, дополнительных, наводящих и др.), приемы обсуждения ответов и мнений детей, приемы коррегирования ответов, приемы формулирования выводов из беседы.

На занятиях нами организовывались частично-поисковые беседы: создание проблемной ситуации (воспитатель ставит вопросы, предлагает экспериментальное задание), организация коллективного обсуждения возможных подходов к разрешению проблемной ситуации, подтверждение правильности выводов.

Наглядные методы, как правило, нами применялись с другими методами. Использование метода иллюстрации (показ плакатов, зарисовок на доске, картинок и т.п.) и метода демонстрации (демонстрация реальных объектов, опытов) позволило повысить эффективность занятий.

На занятиях активно использовались методы «приучение» и «упражнение». Приучение представляло собой организацию планомерного и регулярного выполнения детьми определенных действий с целью превращения их в привычные формы общественного поведения. В основе приучения лежит овладение ребенком преимущественно процессуальной стороной деятельности, а упражнение делает ее личностно значимой. Основное назначение упражнения - обеспечить приобретение детьми практического опыта. С целью повышения эмоционального фона занятий мы использовали дидактические игры (различной тематики и содержания), элементы изобразительной деятельности, двигательные упражнения.

.2 ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ЗНАНИЙ И ПОНЯТИЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

С целью повышения эффективности проводимого исследования и учета в работе индивидуальных особенностей детей по результатам беседы с воспитателями и организованного наблюдения на каждого ребенка была заполнена индивидуальная карта (Приложение 2).

Обработка полученных данных дает следующие результаты.

Экспериментальная группа.

Наличие различных хронических заболеваний характерно для 100% детей. 45,5% детей живут в неблагоприятных социальных условиях (родители не работают или имеют временные заработки, злоупотребляют алкоголем, не занимаются воспитанием детей и пр.). Один ребенок (Андрей Я.)-сирота. Занятия оздоровительного характера (физкультуры, валеологии, ЛФК) посещают регулярно 72,7% детей, проявляют интерес к этим занятиям 27,3% обследованных (Андрей М., Саша К., Аня М.). Основные моменты режима дня и гигиенические нормы выполняются 100% детей только под контролем взрослого.

Контрольная группа.

Наличие различных хронических заболеваний характерно для 100% детей. 36,4% обследуемых живут в неблагоприятных социальных условиях. Занятия оздоровительного характера регулярно посещают 81,8% детей (под контролем воспитателя), проявляют интерес к этим занятиям 27,3% детей (Настя А., Толя Б., Маша Д.). Основные моменты режима дня и гигиенические нормы выполняются 100% детей только под контролем взрослого.

Для изучения уровня знаний и понятий ЗОЖ, а также мотивации к его осуществлению нами была разработана анкета, состоящая из 2х частей (Приложение 3, 4).

Обработка полученных данных дает следующие результаты.

Экспериментальная группа.

,5% детей утвердительно отвечают на вопрос о знании строения своего организма, однако ни один ребенок не может правильно объяснить функцию того или иного органа. Испытуемые либо затрудняются ответить, либо дают неадекватные ответы, например: «Сердце нужно, чтобы стучало», «Мозг нужен в голове», «Мышцы нужны, чтобы бить кого-нибудь». 63,6% опрошенных утверждает, что человеку нужно двигаться, но только 18,2% могут объяснить необходимость движения (Андрей М.: «Чтобы не заболеть», Юля И.: «Чтобы сердце работало»), остальные дети затрудняются ответить. 81,8% детей считают, что человеку нужно бывать на свежем воздухе, при этом чаще всего встречаются следующие объяснения: «чтобы гулять», «чтобы дышать», «чтобы не болеть гриппом». 72,7% детей считают проведение физминуток нужным для того, «чтобы хорошо думать», «правильно писать», «хорошо отвечать». Отмечается низкий уровень знания понятий ЗОЖ, так не знают что такое «здоровье» 72,7% детей, «режим дня»-81,8% детей, «правила гигиены»-54,5% детей. «Здоровье» определяется следующим образом: «когда ничего не болит» (Марина К.), «когда не надо пить лекарства» (Сережа П.); «режим дня» - «в одинаковое время спать ложиться и вставать» (Юля И.); «все вовремя делать» (Таня Б.). «Правила гигиены» большинством детей определяются как необходимость «мыть руки», «умываться», «чистить зубы». Мотивация к ЗОЖ слабо выражена у большинства детей, так нужным следить за здоровьем считает лишь 36,4% опрошенных, при этом они не могут объяснить для чего это делать. Интерес к занятиям физкультуры отсутствует у 63,6% детей, к занятиям валеологии - у 54,5% детей. При этом дошкольники чаще всего говорят о том, что на этих занятиях «не интересно», «скучно», «заставляют бегать (учить)» и т.п. Практические навыки сохранения здоровья оказываются несформированными. На вопрос «Как ты следишь за своим здоровьем?» 45,5% детей отвечают «хорошо», 18,2%- «хожу в больницу, пью таблетки», 36;%- «никак». Самооценка испытуемыми настроения дает следующие результаты: восторженное, радостное настроение - у 36,4% детей; пасмурное, грустное- у 27,3%; спокойное- у 18,2%; подавленное- у 18,2 % (по методу «Цветопись Лутошкина»). При этом словесное определение настроения, его внешнее проявление и выбранный цвет не соответствуют в 36,4% случаев. 63,6% детей предпочитают просмотр телевизора наблюдению за природой, 54,5%- компьютерную игру игре с котенком, 45,5%- громкую музыку пению птиц.

Контрольная группа. 45,5% детей утвердительно отвечают на вопрос о знании строения своего организма, однако ни один ребенок не может правильно объяснить функцию того или иного органа. Испытуемые либо затрудняются ответить, либо дают неадекватные ответы, например: «Сердце нужно, чтобы двигалось», «Мышцы надо для силы». 72,7% опрошенных утверждают, что человеку нужно двигаться и бывать на свежем воздухе, но только 27,3% могут объяснить необходимость движения (Маша Д.: «Чтобы жить»; Настя А., Толя Б.: «Чтобы дышать»). 63,6% детей считают проведение физминуток нужным для того, «чтобы лучше понимать», «отдохнуть», «хорошо отвечать». Отмечается низкий уровень знания понятий ЗОЖ, так не знают что такое «здоровье» 63,6% детей, «режим дня» - 81,8% детей, «правила гигиены»-45,5% детей. «Здоровье» определяется следующим образом: «когда тебе хорошо» (Паша А.), «когда не болеешь» (Витя С., Женя С.); «режим дня»- «утром вовремя просыпаться и вечером долго не смотреть телевизор» (Толя Б.), «спать и есть, когда надо» (Аня Щ.). «Правила гигиены» определяются как необходимость «мыть руки», «умываться», «чистить зубы». Мотивация к ЗОЖ слабо выражена у большинства детей, так нужным следить за здоровьем считает лишь 45,5% опрошенных, при этом они не могут объяснить для чего это делать. Витя С. не считает нужным следить за здоровьем, объясняя это следующей фразой: «А зачем? Мои друзья ничего не делают и не болеют». Интерес к занятиям физкультуры отсутствует у 54,5% детей, к валеологии - у 45,5% детей. При этом дошкольники чаще всего говорят о том, что на этих занятиях «мало интересного», «не понимаю ничего», «не интересно», «заставляют делать всякие упражнения и говорят, что нельзя курить» и т.п. Практические навыки сохранения и укрепления здоровья оказываются несформированными. На вопрос «Как ты следишь за своим здоровьем?» 63,6% отвечают «хорошо», 18,2% - «лечусь, когда болею», 18,2% - «никак». Самооценка испытуемыми настроения дает следующие результаты: восторженное, радостное настроение - у 45,5% детей, пасмурное, грустное - у 27,3%; спокойное - у 18,2% (по методу «Цветопись Лутошкина»). При этом словесное определение настроения, его внешнее проявление и выбранный цвет не соответствуют в 45,5% случаев. 72,7% детей предпочитают просмотр телевизора наблюдению за природой, 63,6% - компьютерную игру игре с котенком, 45,5%- громкую музыку пению птиц.

Нами были выделены следующие основные критерии культуры ЗОЖ: анатомические знания; гигиенические знания; знание понятий ЗОЖ; мотивация к ЗОЖ; практические умения и навыки сохранения и укрепления здоровья; отсутствие вредных привычек. Наименее сформированными в обеих группах параметрами являлись анатомические знания и практические умения и навыки сохранения и укрепления здоровья (0%). Далее в порядке возрастания располагались следующие критерии: в контрольной группе: знание понятия «режим дня»- 18,2% интерес к занятиям оздоровительного характера (по наблюдению)- 27,3%, знание понятия «здоровье»- 36,4%, гигиенические знания и осознание необходимости следить за собственным здоровьем - по 45,5%, знание понятия «правила гигиены» - 54,5%, отсутствие вредных привычек - 81,8%.

В экспериментальной группе: знание понятия «режим дня» - 18,2%, знание понятия «здоровье» и наличие интереса к занятиям оздоровительного характера - по 27,3%, осознание необходимости следить за собственным здоровьем - 36,4%, гигиенические знания и знание понятия «правила гигиены» - по 45,5%, отсутствие вредных привычек - 81,8%.

Исходя из выработанных нами критериев, можно сделать вывод о низком уровне сформированности культуры ЗОЖ у испытуемых обеих групп.

Сравнение результатов констатирующего эксперимента указало на незначительное различие уровня знаний и понятий ЗОЖ и мотивации к его осуществлению у детей двух групп. Результаты проведенного исследования позволили выявить условия формирования положительной мотивации к ЗОЖ:

. создание вокруг ребенка учебно-воспитательной среды, наполненной терминами, символами, атрибутами, традициями культуры ЗОЖ;

. создание положительного эмоционального фона на занятиях оздоровительно-педагогической направленности;

. наличие моделей поведения людей, придерживающихся ЗОЖ, в ближайшем окружении ребенка;

. активная позиция ребенка в освоении знаний, умений и навыков валеологического характера;

. учет индивидуальных психофизиологических и типологических особенностей дошкольников при организации занятий оздоровительно-педагогической направленности.

Проведенный эксперимент подтвердил необходимость формирования культуры ЗОЖ и помог определить приоритетные направления работы в данной области.

.3 РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ

На основании изучения трудов А.А. Дмитриева, В.В.Колбанова, И.И.Соковня-Семеновой и с учетом принципов педагогики, валеологии, а также результатов проведенного эксперимента нами была разработана программа занятий для дошкольников. В этой программе учтены специфические особенности познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Основные положения программы:

опора на концепцию формирования культуры и традиций ЗОЖ, предложенную А. А. Дмитриевым и И.И.Соковня-Семеновой;

многоэтапная, постоянная, непрерывная работа;

создание устойчивой мотивации к ЗОЖ и самоконтролируемой активности в созидании своего здоровья;

определение цели по каждому блоку занятий совместно с детьми;

создание и накопление в детском коллективе традиций и обычаев ЗОЖ;

формирование ассоциативных связей с понятиями и символами культуры ЗОЖ;

формирование у дошкольников анатомических и гигиенических знаний, выявление через практику значимости режима дня и двигательной активности;

профилактика вредных привычек;

повышение психоэмоциональной устойчивости;

использование на занятиях дидактических игр, изобразительной деятельности, двигательных упражнений, творческих заданий;

постоянный контроль за изменениями и поощрение положительных сдвигов в стиле жизни ребенка.

Программа представляет собой синтез знаний об основных факторах ЗОЖ и включает 6 взаимосвязанных блоков занятий.

Следует отметить, что большинство авторов одной из составляющих ЗОЖ называют рациональное питание. Однако нами данный блок не был включен в программу по причине отсутствия социально-экономических условий для его соблюдения у большинства детей.

Программа «Наша традиция - быть здоровыми!» состоит из 20 занятий по 30-40 минут каждое.

Организация и проведение оздоровительно-педагогических занятий должно строиться с учетом следующих положений:

включение в содержание занятий информации о факторах риска и факторах устойчивости в формировании здоровья человека;

выбор форм, методов и средств учебно-воспитательного процесса в соответствии с валеологическими требованиями;

создание вокруг ребенка информационной среды «Здоровья», которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование его мировоззрения;

создание оптимальных гигиенических условий на занятиях.

Совместные усилия воспитателя и детей в создании мотивации ЗОЖ становятся успешными лишь на фундаменте общности целей, доверительных межличностных отношений и взаимного удовлетворения информационных вопросов. Именно поэтому ребенку не сообщается готовый перечень целей, а предлагается совместно с педагогом определить цели работы по каждому блоку оздоровительно-педагогических занятий. Тем самым с первых минут работы ребенок становится не объектом занятия по данной программе, а активным субъектом, что способствует формированию мотивации к ЗОЖ и развитию личности ребенка.

С целью предупреждения рассогласования во взаимодействии воспитателя и воспитанников, предупреждения педагогической ошибки в формировании культуры ЗОЖ в нашей программе использовался комплексный дифференцированный подход. Во-первых, это помощь ребенку в преодолении пассивного, соглашательского, потребительского отношения к формированию собственной личности; во-вторых, это содействие в поиске и удовлетворении истинных потребностей, свободных от гнета псевдотрадиций, вредных обычаев и предписаний; в-третьих, ликвидация негативной запрограммированности поведения ребенка наряду с тактичным предоставлением достоверной информации о подлинных жизненных ценностях.

Для создания положительного эмоционального фона занятий при организации беседы или объяснения нового материала дети рассаживаются по кругу, что часто используется в психологических тренингах.

С целью более прочного усвоения знаний, умений и навыков валеологического характера работа на занятиях осуществляется с опорой на различные анализаторы: зрительный (привлечение схем и условных изображений, наглядного материала), слуховой (восприятие информации на слух), двигательный (выполнение упражнений), рече-двигательный (проговаривание при выполнении различных упражнений и заданий, при записи новых слов).

Для закрепления полученных знаний, умений и навыков, а также для создания устойчивой мотивации содержание занятий, по возможности, отражается на занятиях, основных режимных моментах, экскурсиях.

В ходе реализации программы вокруг дошкольников постепенно будет создаваться учебно-воспитательная информационная среда «Здоровья», насыщенная символами, атрибутами, терминологией ЗОЖ. Так в группе может быть создан «Уголок здоровья», содержащий схему программы, словарик, режим дня и рисунки детей. Каждый ребенок ведет рабочую тетрадь, в которой по ходу занятий составляется схема, словарик, режим дня, дети выполняют рисунки на занятиях и домашние задания.

Кроме занятий, организованных в помещении, проводятся экскурсии (например, к стенду «Режим дня»), прогулки с подвижными играми на свежем воздухе.

Особое внимание в работе должно уделяться созданию и накоплению в детском коллективе обычаев и традиций ЗОЖ: проведение «минуток здоровья» на занятиях (включение в содержание программного материала валеологических знаний), дней здоровья (экскурсии, оздоровительные мероприятия), проведение тематических встреч и бесед, направленных на формирование культуры ЗОЖ и др.

Подготовка к проведению каждого занятия осуществляется по следующей схеме:

.Диагноз ситуации (выявление уровня знаний, умений, навыков по теме занятия; учет индивидуальных психологических и типологических особенностей дошкольников);

.Формулирование цели;

.Разработка содержания занятия, решение о его соответствии целям, прогнозирование эффекта;

.Решение по стратегии (какие шаги должны быть выполнены для получения желаемого результата);

.Осуществление намеченного;

.Оценка эффекта обучения;

.Дальнейшее планирование.

Остановимся на работе по каждому блоку занятий подробнее.

.Знай свое тело.

В ходе экспериментального обучения по данному блоку дети получают элементарное представление о строении своего организма и функциях некоторых органов (сердца, легких, мозга и др.).

На занятиях мы предлагаем использовать следующие методические приемы.

Детям предлагается нарисовать схематичное изображение скелета человека, на последующих занятиях рисунки дополняются изображением мышц (при этом сначала дети выполняют упражнения для разных групп мышц, упражнения для вырабатывания хорошей осанки) и кожи (при этом сообщались сведения по гигиене кожи).

При знакомстве с работой сердца и кровеносной системы дети прослушивают фонограмму биения сердца, потом биение своего сердца через стетоскоп, закрепление темы проводится через рисование веселой рожицы около того, что полезно для сердца, и грустной - около того, что вредно, а также через эстафету «Кровяные пароходики» (по работе кровеносной системы).

На занятиях по теме «Легкие» дети обучаются дыхательным упражнениям и правилам поведения, которые помогают сохранить легкие здоровыми, а также обсуждалось вредное воздействие курения.

При изучении работы мозга и нервной системы человека дети изображают работу рефлекторной дуги (например: один ребенок- «рецептор» дотрагивается до чайника, передает сигнал другому- «чувствительному нерву», тот третьему- «мозгу», который анализирует информацию и передает сигнал другому «двигательному нерву», который в свою очередь отдергивает руку первого ребенка от чайника). Также можно использовать творческие упражнения (составить рассказ от имени мозга об управлении каким-либо органом). Кроме того, используются уже названные методы обучения правилам поведения, полезным для нервной системы, эстафета «То жара, то холод» (сообщение мозгу о жаре и холоде в форме построения пирамид красного и синего цветов) направлена на закрепление знаний о работе мозга.

.Соблюдай правила гигиены.

На занятиях по данному блоку программы особое внимание нужно уделить формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены. При этом мы предлагаем использовать следующие методы и приемы:

Беседа о необходимости соблюдения правил гигиены;

Игра, в которой детям предлагается выбрать предметы, которые нужны для соблюдения правил гигиены;

Формирование практических умений и навыков ухода за кожей и зубами (обучение умыванию, чистке зубов); дети, быстро усвоившие навыки оказывают помощь своим одногруппникам, объясняя правильность выполнения действий и демонстрируя их.

Кроме того, можно использовать уже названные методы творческих заданий (составление рассказа от имени какого-либо предмета гигиены), рисования (рожицы, герои сказок, которые соблюдали правила гигиены).

.Скажи «нет» вредным привычкам!

Основной упор делается на профилактике вредных привычек. В работе по данному блоку целесообразно широко использовать психологические приемы. Например, детям предлагают выбрать из привычек, написанных на карточках, те, которые они возьмут в жизнь и записать их в рабочие тетради, и те, от которых нужно отказаться и разорвать эту карточку. Также можно применять беседы, активизировать изобразительную деятельность дошкольников (конкурс плакатов «Скажи «нет» вредным привычкам», в котором активно участвуют все дети).

Параллельно профилактике вредных привычек проводится закрепление полезных привычек, обычаев и традиций (минутки и дни здоровья, тематические беседы и конкурсы и др.).

.Занимайся физкультурой.

На занятиях совместно с детьми выявляют значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом. Должны быть организованы прогулки и подвижные игры на свежем воздухе. Помимо занятий по данному блоку на каждом занятии по программе нужно проводить физминутки, двигательные упражнения, эстафеты.

.Соблюдай режим дня.

Основной целью занятий - воспитание самостоятельности при выполнении основных моментов режима дня.

Организуется экскурсия к стенду «Режим дня». Значимость режима дня для здоровья определяется через беседу, анализ конкретных примеров поведения. В качестве творческого задания детям предлагается оформить свой режим дня в рабочей тетради. Как один из игровых приемов может быть использована пантомима (показ действий в соответствии со временем, установленным на часах), что вызывает большой интерес у всех детей.

.Следи за датчиком настроения.

В ходе занятий дети получают представление о настроении, эмоциях и чувствах, об их влиянии на здоровье. Для облегчения восприятия и усвоения названых категорий нами было введено понятие «датчик настроения». Возможность наглядного отображения на датчике эмоционального состояния поможет дошкольникам усвоить дифференциацию эмоций, настроения и чувств на положительные и отрицательные. Так как основной целью работы по данному блоку является повышение психоэмоциональной устойчивости, дети учатся управлять своим настроением, т.е. переводить отрицательные эмоции в положительные.

Обобщающее занятие по программе построено в форме игры-путешествия в Страну Здоровья. В ходе этого занятия должны быть актуализированы и проверены полученные детьми знания, умения и навыки по всем блокам программы.

Завершающее творческое занятие «Страна Здоровья» направлено не только на закрепление знаний, умений и навыков, но и на развитие творческих способностей детей, на закрепление ассоциативных связей с понятиями и символами культуры ЗОЖ, на воспитание умения работать в коллективе. Детям предлагается совместно нарисовать Страну Здоровья, при этом они могут пользоваться рабочими тетрадями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, подведем кратко результаты, которые мы получили в ходе обсуждения темы. Исходя из проанализированной нами литературы по проблеме, мы сделали следующие выводы.

Здоровье человека (состояние полного физического, духовного и социального благополучия) зависит от образа жизни, наследственности, окружающей среды, медицины. Основной задачей в сохранении и укреплении здоровья детей является формирование у них культуры ЗОЖ. Возможность вести ЗОЖ во многом зависит от состояния здоровья человека на данный момент времени. Здоровье человека, не страдающего врожденными или приобретенными заболеваниями, нужно в первую очередь охранять и укреплять, а здоровье человека, имеющего недуги, нуждается в коррекции. Формирование культуры ЗОЖ - это побуждение к включению в повседневную жизнь индивида различных новых для него форм поведения, полезных для здоровья. Педагогическая стратегия формирования ЗОЖ должна способствовать самостоятельной выработке убеждений дошкольников на основе обретаемых знаний и опыта. Важно не только накапливать знания, но и находить им практическое и постоянное применение на уровне естественных потребностей, привычек, привязанностей.

При проведении эксперимента наличие хронических заболеваний было выявлено у 100% детей, что подтвердило необходимость сохранения и укрепления здоровья детей. Наименее сформированными в обеих группах параметрами являлись анатомические знания и практические умения и навыки сохранения и укрепления здоровья (0%). Мы пришли к выводу о низком уровне сформированности культуры ЗОЖ у испытуемых обеих групп. Интерес к занятиям оздоровительного характера, по видимому, не сформирован из-за неправильной организации подобных занятий преподавателями (мало эмоциональное изложение материала, использование тактики запугивания, нет опоры на индивидуальные особенности детей, детям не предоставляется самостоятельность, завышенные требования к детям). Низкий уровень сформированности понятий ЗОЖ и анатомических знаний объясняется отсутствием работы над формированием знаний подобного рода. Практические навыки сохранения и укрепления здоровья не сформированы у большинства детей, что объясняется особенностями их окружения, а также недостаточной организацией занятий оздоровительного характера. Анализ выбора занятий в свободное время приводит к выводу о необходимости работы над пересмотром формирующихся жизненных ценностей и правильной организации отдыха.

Проведенный эксперимент подтвердил необходимость формирования культуры ЗОЖ. Для реализации данной задачи на основании трудов ряда ведущих специалистов и с учетом принципов педагогики, валеологии, а также результатов проведенного эксперимента нами была разработана программа занятий для дошкольников. В этой программе учтены специфические особенности познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы дошкольников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

дошкольный здоровый образ жизнь

1.Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М.: Молодая гвардия, 1979.

2.Дмитриев А.А. Оздоровление учащихся средствами физической культуры. Красноярск, 1990.

.Зайцев Н.К., Колбанов В.В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей//Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. Владивосток: Дальнаука, 1996.

.Запорожченко В.Г. К понятию «здоровый образ жизни» // Международная научная конференция «Здоровый образ жизни» (Ленинград, 12 - 14 декабря 1990г.): Тезисы доклада. Новгород, 1990.

.Климова В.И. Человек и его здоровье. М.: Знание, 1985.

.Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. СПб.: ДЕАМ, 1998.

.Коршунова Н. 5 слагаемых здорового образа жизни //Здоровье 2000 №2.

.Кравцов А.С. Здоровье и методы его изучения. Саратов: СГМУ, 2000.

.Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. М.: Аспект Пресс, 2000.

.Лисицин Ю.П. Концепция факторов риска и образов жизни // Здравоохранение Российской Федерации. 1998. №4. с.49-52.

.Матрос Л.Г. Социальные аспекты проблемы здоровья. Новосибирск: НГУ, 1992.

.Никифоров Г.С. Психология здоровья. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2002.

.Рыбак С. Детям нравится реклама пива//Ведомости. 2001. №44.

.Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е издание, стереотип. М.:Издательский центр «Академия», 2000.

.Ткаченко Е. Гуманизация Российского образования//Народное образование. 1995. №6. с. 4 - 8.

.Торохова Е.И. Валеология: Словарь. М.: Наука, 1999.

.Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции. М.: Российское педагогическое агентство, 1997.

.Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья: Методологические аспекты. Новосибирск: Наука, 1989.

.Ярулов А.А. Индивидуально-ориентированная система обучения. Красноярск, 1998.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ДАННЫЕ О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ КОНТРОЛЬНОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ГРУПП

№ ИмяВозрастЗаболевания 1.Таня Б. 5Гастрит, дискенезия желчевыводящих путей2.Марина К. 6соматическая ослабленность, сколиоз 1 ст.3.Вика М.6ларингит4.Юля И. 6хронический гастрит, частые ОРВИ5.Андрей М.5снижение мышечного тонуса6.Андрей Я. 5вегетососудистые нарушения 7.Сережа П. 6плоскостопие 1 ст., частые ОРВИ 8.Аня М.6частые головные боли9.Саша К. 6хронический гастрит10.Саша С. 6холецистит, вегетососудистая дистония11.Денис М. 6соматическая ослабленность

Таблица 2 Состав контрольной группы

№ ИмяВозрастЗаболевания 1. Паша А. 6Плоскостопие 1 ст., хронический холецистит 2.Толя Б. 6Вегетососудистая дистония3.Маша Ю. 5Частые ОРВИ4.Витя С. 6вегетососудистые нарушения 5.Настя А.6Соматическая ослабленность6.Коля С.5Хронический гастрит7.Аня Щ. 5Астигматизм, хронический ларингит 8.Женя С. 5гастрит, вегетососудистая дистония9.Дима Щ. 6Сколиоз 1 ст., соматическая ослабленность 10.Андрей К.6Хронический пиелонефрит 11.Катя О. 6Частые ОРВИ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА

Имя ребенка:

Дата рождения:

Дата заполнения:

.Состояние здоровья ребенка

. Социальные условия жизни ребенка

. Посещение занятий физкультуры и отношение к ним

. Посещение занятий валеологии и отношение к ним

. Выполнение гигиенических норм и правил

. Соблюдение режима дня

. Эмоционально - психологические особенности ребенка

. Другие особенности ребенка

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

АНКЕТА ЧАСТЬ 1

Имя ребенка:

Дата рождения:

Дата заполнения:

. Ты знаешь, как устроен твой организм?

Да

Нет

Если знаешь, скажи, для чего человеку нужны:

Скелет

Мышцы

Сердце

Легкие

Мозг

. Нужно ли человеку:

· двигаться?

Да

Нет

Если да, то зачем?

· бывать на свежем воздухе?

Да

Нет

Если да, то зачем?

. Зачем нужны физминутки на занятиях?

. Что такое «режим дня»?

Для чего он нужен?

Ты выполняешь режим дня?

Да

Нет

Почему?

. Что такое «Правила гигиены»?

Для чего они нужны?

Какие правила гигиены ты любишь выполнять?

Почему?

Какие правила гигиены ты не любишь выполнять?

Почему?

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

АНКЕТА ЧАСТЬ 2

Имя ребенка:

Дата рождения:

Дата заполнения:

. Что такое «здоровье»?

Нужно ли тебе следить за своим здоровьем?

Да

Нет

Если нужно, то зачем?

Как ты следишь за своим здоровьем?

. Тебе нравятся занятия физкультуры?

Да

Нет

Почему?

. Тебе нравятся занятия валеологии?

Да

Нет

. Какое у тебя обычно настроение?

Каким цветом можно раскрасить твое настроение?

. Что ты будешь делать в свободное время?

·Смотреть телевизор - наблюдать за природой

·Играть в компьютерную игру - играть с котенком

·Слушать громкую музыку - слушать пение птиц

Похожие работы на - Формирование у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!