Использование CASE-технологий для создания систем управления электронного документооборота

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,25 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Использование CASE-технологий для создания систем управления электронного документооборота













КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Системы управления электронным документооборотом"

на тему: Использование CASE-технологий для создания систем управления электронного документооборота

Содержание

Введение

1. Анализ структуры и методологии современных case средств

1.1 Понятие термина - "CASE-средства"

1.2 Типовая структура CASE-средств

1.3 Эволюция развития CASE-технологий

1.4 Методологии проектирования, используемые в CASE-средствах

1.5 Методология CASE-средств объектно-ориентированного проектирования

1.6 Методология CASE-средств структурного проектирования

2. Сравнительная характеристика суэдо, созданных с помощью CASE-средств

2.1 Основные понятия о системах электронного документооборота

2.2 Классификация СУЭДО, созданных с помощью CASE-средств

2.3 Сравнительный анализ СУЭДО, созданных с помощью CASE-средств

Выводы

Перечень ссылок

Введение

Тенденции развития современных информационных технологий приводят к постоянному возрастанию сложности информационных систем (ИС), создаваемых в различных областях экономики. Современные крупные проекты ИС характеризуются, как правило, следующими особенностями:

-       сложностью описания (достаточно большое количество функций, процессов, элементов данных и сложные взаимосвязи между ними), требующая тщательного моделирования и анализа данных и процессов;

-       наличием совокупности тесно взаимодействующих компонентов (подсистем), имеющих свои локальные задачи и цели функционирования (например, традиционных приложений, связанных с обработкой транзакций и решением регламентных задач, и приложений аналитической обработки (поддержки принятия решений), использующих нерегламентированные запросы к данным большого объема);

-       отсутствием прямых аналогов, ограничивающих возможность использования каких-либо типовых проектных решений и прикладных систем;

-       разобщенностью и разнородностью отдельных групп разработчиков по уровню квалификации и сложившимся традициям использования тех или иных инструментальных средств;

-       существенной временной протяженностью разработки проекта, обусловленной, с одной стороны, ограниченными возможностями коллектива разработчиков, а с другой стороны, масштабами организации-заказчика и различной степенью готовности отдельных ее подразделений к внедрению ИС.

Накопленный к настоящему времени опыт проектирования ИС показывает, что это сложная, трудоемкая и длительная по времени работа, требующая высокой квалификации участвующих в ней специалистов.

Однако до недавнего времени проектирование ИС выполнялось в основном на интуитивном уровне с применением неформализованных методов, основанных на искусстве, практическом опыте, экспертных оценках и дорогостоящих экспериментальных проверках качества функционирования ИС. Кроме того, в процессе создания и функционирования ИС информационные потребности пользователей могут изменяться или уточняться, что еще более усложняет разработку и сопровождение таких систем.

Объектом исследования курсовой работы являются CASE-средства создания программных систем.

Предметом исследования является системы управления электронным документооборотом, созданные с помощью CASE-средств.

К источникам, наиболее полно описывающим данную тему, можно отнести [1, 2, 3, 5]. Технологии, используемые при создании СУЭДО, описаны в источниках [13, 14, 16, 18].

Целью исследования курсовой работы является рассмотрение методологии использования CASE-средств при создании СУЭДО.

Согласно цели поставлены следующие задачи:

. Провести анализ структуры и методологии CASE-средств.

. Рассмотреть типовую структуру современных CASE-средств.

. Рассмотреть эволюцию развития CASE-средств.

. Рассмотреть методологию CASE-средств объектного и структурного моделирования.

. Провести сравнительный анализ и дать характеристику СУЕДО, при создании которых использовались CASE-средства.

Для качественного решения поставленных задач при анализе технологий современных CASE-средств и методик создания СУЕДО был использован системный подход и метод сравнения. При исследовании источников по данной проблематике и предметной области использовался метод системного анализа. При рассмотрении принятых системных терминов по теме исследования использовался терминологический подход и этимологический анализ понятий.

система управление электронный документооборот

1. Анализ структуры и методологии современных case средств


1.1 Понятие термина - "CASE-средства"


Первоначально под термином "CASE-технология" (Computer - Aided Software Engineering) понималось буквально - "автоматизированная разработка ПО ИС с помощью компьютерных технологий".

В настоящее время под термином CASE-средства понимаются обширный набор программных средств, поддерживающих процессы создания и сопровождения ИС, включая анализ и формулировку требований, проектирование прикладного ПО (приложений) и баз данных, генерацию кода, тестирование, документирование, обеспечение качества, конфигурационное управление и управление проектом, а также другие процессы. CASE-средства вместе с системным ПО и техническими средствами образуют полную среду разработки ИС.технологии представляют собой совокупность методологий и инструментарий аналитиков, разработчиков и программистов, предназначенный для автоматизации процессов проектирования и сопровождения ИС на всем периоде жизненного цикла [6].

Методология CASE-средства определяет этапы и шаги реализации проекта, а также правила использования методов, которыми разрабатывается проект. Метод CASE-средства - это процедура или техника генерации описаний компонентов информационной системы (проектирование потоков и структур данных). Нотация CASE-средства - отображение структуры системы, элементов данных с помощью специальных графических символов.средства - это специальные программы, которые поддерживают одну или несколько методологий анализа и проектирования информационных систем. CASE-технология, в рамках методологии, включает в себя методы, с помощью которых на основе нотаций строятся диаграммы, поддерживаемые конкретным CASE-средством. CASE-технологии не могут считаться самостоятельными, они только обеспечивают высокую эффективность их применения, определяемую временем разработки проекта.

Современные CASE-средства охватывают обширную область поддержки многочисленных технологий проектирования информационных систем: от простых средств анализа и документирования до полномасштабных средств автоматизации, покрывающих весь жизненный цикл программного обеспечения. Наиболее трудоемкими этапами разработки информационных систем являются этапы анализа и проектирования, в процессе которых CASE-средства обеспечивают качество принимаемых технических решений и подготовку проектной документации. При этом большую роль играют методы визуального представления информации. Это предполагает построение структурных или иных диаграмм в реальном масштабе времени, использование многообразной цветовой палитры, сквозную проверку синтаксических правил. Графические средства моделирования предметной области позволяют разработчикам в наглядном виде изучать существующую информационную систему, перестраивать ее в соответствии с поставленными целями и имеющимися ограничениями.

1.2 Типовая структура CASE-средств


CASE-средства служат инструментарием для поддержки и использования методов структурного анализа в проектировании. Эти инструменты поддерживают работу пользователей при создании и редактировании графического проекта в интерактивном режиме. Они способствуют организации проекта в виде иерархии уровней абстракции, выполняют проверки соответствия компонентов. Фактически CASE-средства представляют собой новый тип графически-ориентированных инструментов, восходящих к системе поддержки ЖЦ ПО. Обычно к ним относят любое программное средство, обеспечивающее автоматическую помощь при разработке ПО, его сопровождении или деятельности по управлению проектом, и проявляющее следующие дополнительные характеристики:

-       мощная графика для описания и документирования систем ПО со специфическим интерфейсом пользователя, развивающая творческие возможности специалистов и не отвлекающая их от процесса проектирования на решение второстепенных вопросов;

-       интеграция, обеспечивающая легкость передачи данных между средствами и позволяющая управлять всем процессом проектирования и разработки ПО непосредственно через процесс планирования проекта;

-       использование компьютерного хранилища (репозитария) для шаблонов частей и отдельных элементов проекта, которые могут использоваться различными разработчиками, как основа для автоматического продуцирования ПО и повторного его использования в будущих системах.

Помимо перечисленных основополагающих принципов графической ориентации, интеграции и локализации всей проектной информации в репозитарии в основе концептуального построения CASE-средств лежат следующие положения [8]:

. Человеческий фактор, определяющий разработку ПО как легкий, удобный и экономичный процесс.

. Широкое использование базовых программных средств, получивших массовое распространение в других приложениях (БД и СУБД, компиляторы с различных языков программирования, отладчики, документаторы, издательские системы, оболочки экспертных систем и базы знаний, языки четвертого поколения и др.).

. Автоматизированная или автоматическая кодогенерация, для различных платформ и различного вида кода: преобразования для получения документации; формирования структуры БД, ввода/модификации данных; получения выполняемых машинных кодов из спецификаций ПО; сборки модулей из словарей и моделей данных и повторно используемых программ.

. Простота использования, позволяющая получать компоненты, поддающиеся управлению, обозримые и доступные для понимания, а также обладающие простой и ясной структурой.

. Доступность для разных категорий пользователей.

. Рентабельность.

. Эффективное решение задач по сопровождению разработанного проекта, обеспечивающая способность адаптации при изменении требований и целей проекта заказчиком.

В состав практически всех современных CASE-средств входят следующие элементы [6]:

-       репозиторий, позволяет обеспечить сохранность шаблонов проекта и его определенных компонентов, синхронизацию информации от разных разработчиков в процессе групповой разработки, проверка метаданных на полноту и непротиворечивость;

-       средства разработки приложений, с использованием языков 4GL и генераторов кодов;

-       средства тестирования;

-       средства документирования;

-       графические средства анализа и проектирования, которые дают возможность создавать и редактировать модели информационных систем в виде иерархически связанных диаграмм в реализованной нотации конкретной методологии;

-       средства реинжиниринга;

-       средства конфигурационного управления;

-       средства управления проектом.

1.3 Эволюция развития CASE-технологий


С самого начала CASE-технологии развивались с целью преодоления ограничений "ручного" применения методологии структурного анализа и проектирования 60-70-х годов за счет ее автоматизации и интеграции в поддерживающие средства. Таким образом, CASE-технологии не могут считаться самостоятельными методологиями моделирования, они только делают более эффективными их применение, с точки зрения времени разработки.

Традиционно выделяют шесть периодов, качественно отличающихся применяемой техникой и методами разработки ПО, которые характеризуются использованием в качестве инструментальных средств:

. Ассемблеров, дампов памяти, анализаторов;

. Компиляторов, интерпретаторов, трассировщиков;

. Символьных отладчиков, пакетов программ;

. Систем анализа и управления исходными текстами;

. CASE-средств генерации исходных текстов и реализации интегрированного окружения поддержки полного жизненного цикла разработки ПО (вторая генерация CASE-II)I является первой технологией, адресованной непосредственно системным аналитикам и проектировщикам, и включающей средства для поддержки графических моделей, проектирования спецификаций, экранных редакторов и словарей данных. Она не предназначена для поддержки полного жизненного цикла и концентрирует внимание на функциональных спецификациях и начальных шагах проекта - системном анализе, определении требований, системном проектировании, логическом проектировании БД [9].II отличается значительно более развитыми возможностями, улучшенными характеристиками и исчерпывающим подходом к полному жизненному циклу разрабатываемого ПО. В инструментарии CASE-II, в первую очередь, используются средства поддержки автоматической кодогенерации, а также, обеспечивается полная функциональная поддержка для выполнения графических системных требований и спецификаций проектирования; контроля, анализа и связывания системной информации и информации по управлению проектированием; построение прототипов и моделей системы; тестирования, верификации и анализа сгенерированных программ; генерации документов по проекту; контроля на соответствие стандартам по всем этапам жизненного цикла. CASE-II может включать свыше 100 функциональных компонент, поддерживающих все этапы жизненного цикла, при этом пользователям предоставляется возможность выбора необходимых средств и их интеграции в нужном составе [9].

1.4 Методологии проектирования, используемые в CASE-средствах


CASE-средства являются результатом естественного эволюционного развития отрасли инструментальных (или технологических) средств. CASE-технологии начали развиваться с целью преодоления ограничений методологии структурного программирования.

Эта методология, несмотря на формализацию в составлении программ, характеризуется все же сложностью понимания, большой трудоемкостью и стоимостью использования, трудностью внесения изменений в проектные спецификации. Заложенные в ней принципы позволили развивать эту методологию и повысить е эффективность за счет автоматизации наиболее рутинних этапов (рис.1.1).

Основными стандартами методологий, реализованных в CASE-средствах, являются:(Structured Analysis and Design Technique) - методология структурного анализа и проектирования. Основана на понятиях функционального моделирования. Отражает такие системные характеристики, как управление, обратная связь и исполнитель;

IDEF0 (Integrated Definition Function Modeling) - методология функционального моделирования. Используется для создания функциональной модели, отображающей структуру и функции системы, а также потоки информации и материальных объектов, преобразуемые этими функциями. Является подмножеством методологии SADT; (DataFlow Diagram) - методология моделирования потоков данных.

Рисунок 1.1 - Сравнение традиционной разработки и разработки с использованием CASE-технологий

Следующие стандарты методологий применяются для описания обмена данными между рабочими процессами: применяется для построения информационной модели, отображающей структуру и содержание информационных потоков, необходимых для поддержки функций системы;позволяет построить динамическую модель меняющихся во времени поведения функций, информации и ресурсов системы; - методология моделирования потоков работ. Является более детальной по отношению к IDEF0 и DFD. Позволяет рассмотреть конкретный процесс с учетом последовательности выполняемых операций. С помощью IDEF3 описываются сценарий и последовательность операций для каждого процесса;X (IDEF1 Extended) - методология описания данных. Применяется для построения баз данных. Относится к типу методологий "Сущность-связь" (ER - Entity-Relationship) и, как правило, используется для моделирования реляционных баз данных, имеющих отношение к рассматриваемой системе;- объектно-ориентированная методология. Отражает взаимодействие объектов. Позволяет наглядно отображать структуру объектов и заложенные принципы их взаимодействия. Удобна для создания программных продуктов на объектно-ориентированных языках; - методология онтологического исследования сложных систем. С помощью методологии IDEF5 онтология системы может быть описана при помощи определенного словаря терминов и правил, на основании которых могут быть сформированы достоверные утверждения о состоянии рассматриваемой системы в некоторый момент времени;- описывает бизнес-процесс в виде потока последовательно выполняемых работ;- (Unified Modeling Language) унифицированный язык моделирования, основанный на объектно-ориентированном подходе. UML позволяют описать статическую структуру системы и ее динамическое поведение в соответствующих нотациях.

В CASE-средствах широко используются методологии структурного и объектно-ориентированного проектирования. Структурное проектирование основано на алгоритмической декомпозиции, а объектно-ориентированное проектирование - на объектно-ориентированной декомпозиции. Алгоритмическая декомпозиция позволяет определить порядок происходящих событий. Объектно-ориентированная декомпозиция позволяет определить иерархию классов объектов, их методы и свойства. CASE-средства, поддерживающие объектно-ориентированное проектирование используют методологию RUP (Rational Unified Process) и нотации языка UML.

1.5 Методология CASE-средств объектно-ориентированного проектирования


В объектно-ориентированном подходе основная категория объектной модели - класс, объединяет в себе на элементарном уровне, как данные, так и операции, которые над ними выполняются (методы). Именно с этой точки зрения изменения, связанные с переходом от структурного к объектно-ориентированному подходу, являются наиболее заметными. Разделение процессов и данных преодолено, однако остается проблема преодоления сложности системы, которая решается путем использования механизма компонентов.

Данные по сравнению с процессами являются более стабильной и относительно редко изменяющейся частью системы. Отсюда следует главное достоинство объектно-ориентированного подхода, которое Гради Буч сформулировал следующим образом: объектно-ориентированные системы более открыты и легче поддаются внесению изменений, поскольку их конструкция базируется на устойчивых формах. Это дает возможность системе развиваться постепенно и не приводит к полной ее переработке даже в случае существенных изменений исходных требований.

Буч отмечает также ряд следующих преимуществ объектно-ориентированного подхода [7].

. Объектная декомпозиция дает возможность создавать программные системы меньшего размера путем использования общих механизмов, обеспечивающих необходимую экономию выразительных средств. Использование объектного подхода существенно повышает уровень унификации разработки и пригодность для повторного использования не только программ, но и проектов, что в конце концов ведет к созданию среды разработки и переходу к сборочному созданию ПО. Системы зачастую получаются более компактными, чем их структурные эквиваленты, что означает не только уменьшение объема программного кода, но и удешевление проекта за счет использования предыдущих разработок.

. Объектная декомпозиция уменьшает риск создания сложных систем ПО, так как она предполагает эволюционный путь развития системы на базе относительно небольших подсистем. Процесс интеграции системы растягивается на все время разработки, а не превращается в единовременное событие.

. Объектная модель вполне естественна, поскольку в первую очередь ориентирована на человеческое восприятие мира, а не на компьютерную реализацию.

. Объектная модель позволяет в полной мере использовать выразительные возможности объектных и объектно-ориентированных языков программирования.

К недостаткам объектно-ориентированного подхода относятся некоторое снижение производительности функционирования ПО и высокие начальные затраты. Объектная декомпозиция существенно отличается от функциональной, поэтому переход на новую технологию связан как с преодолением психологических трудностей, так и дополнительными финансовыми затратами. Безусловно, объектно-ориентированная модель наиболее адекватно отражает реальный мир, представляющий собой совокупность взаимодействующих (посредством обмена сообщениями) объектов. Но на практике в настоящий момент продолжается формирование стандарта языка UML для объектно-ориентированного моделирования, и количество CASE-средств, поддерживающих объектно-ориентированный подход, невелико по сравнению с аналогичными средствами, поддерживающими структурный подход.

Кроме того, диаграммы, отражающие специфику объектного подхода (диаграммы классов и т.п.), гораздо менее наглядны и плохо понимаемы непрофессионалами. Поэтому одна из главных целей внедрения CASE-технологии, а именно снабжение всех участников проекта (в том числе и заказчика) общим языком "для передачи понимания", обеспечивается на сегодняшний день только структурными методами.

При переходе от структурного подхода к объектному, как при всякой смене технологии, необходимо вкладывать деньги в приобретение новых инструментальных средств. Здесь следует учесть и расходы на обучение (овладение методом, инструментальными средствами и языком программирования). Для некоторых организаций эти обстоятельства могут стать серьезными препятствиями. Объектно-ориентированный подход не дает немедленной отдачи. Эффект от его применения начинает сказываться после разработки двух-трех проектов и накопления повторно используемых компонентов, отражающих типовые проектные решения в данной области. Переход организации на объектно-ориентированную технологию - это смена мировоззрения, а не просто изучение новых CASE-средств и языков программирования [6].

Очевидно, что в конкретном проекте декомпозировать сложную систему одновременно двумя способами невозможно. Можно начать декомпозицию каким-либо одним способом, а затем, используя полученные результаты, попытаться рассмотреть систему с другой точки зрения. Теперь перейдем к рассмотрению взаимосвязи между структурным и объектно-ориентированным подходами. Основой взаимосвязи является общность ряда категорий и понятий обоих подходов (процесс и вариант использования, сущность и класс и др.). Эта взаимосвязь может проявляться в различных формах. Так, одним из возможных подходов является использование структурного анализа как основы для объектно-ориентированного проектирования. Такой подход целесообразен ввиду широкого распространения CASE-средств, поддерживающих структурный анализ. Структурный анализ продолжается до момента, при котором диаграммы потоков данных начинают отражать не только предметную область, но и систему ПО.

После выполнения структурного анализа и построения диаграмм потоков данных вместе со структурами данных и другими результатами анализа можно различными способами приступить к определению классов и объектов. Так, если взять какую-либо отдельную диаграмму, то кандидатами в объекты могут быть внешние сущности и накопители данных, а кандидатами в классы - потоки данных.

Другой формой проявления взаимосвязи можно считать интеграцию объектной и реляционной технологий. Реляционные СУБД являются на сегодняшний день основным средством реализации крупномасштабных баз данных и хранилищ данных. Причины этого очевидны: реляционная технология используется достаточно долго, освоена огромным количеством пользователей и разработчиков, стала промышленным стандартом, в нее вложены значительные средства и создано множество корпоративных БД в самых различных отраслях, реляционная модель проста и имеет строгое математическое основание; существует большое разнообразие промышленных средств проектирования, реализации и эксплуатации реляционных БД. Вследствие этого реляционные БД в основном используются для хранения и поиска объектов в так называемых объектно-реляционных системах. Объектно-ориентированное проектирование имеет точки соприкосновения с реляционным проектированием. Например, как было отмечено выше, классы в объектной модели могут некоторым образом соответствовать сущностям (в качестве упражнения можно предложить детально проанализировать все сходства и различия диаграмм "сущность-связь" и диаграмм классов). Как правило, такое соответствие имеет место только на ранней стадии разработки системы - стадии формирования требований. В дальнейшем, разумеется, цели объектно-ориентированного проектирования (адекватное моделирование предметной области в терминах взаимодействия объектов) и разработки реляционной БД (нормализация данных) расходятся. Таким образом, единственно возможным средством преодоления данного пробела является определение соответствия между объектно-ориентированной и реляционной технологиями, которое в основном сводится к отображению диаграмм классов и диаграмм "сущность - связь" реляционной модели. Одним из примеров практической реализации взаимосвязи между структурным и объектно-ориентированным подходом является программный интерфейс (мост) между структурным CASE-средством Silverrun и объектно-ориентированным CASE-средством Rational Rose, разработанный российской компанией "Аргуссофт". Это ПО создает диаграммы классов Rational Rose на основе RDM-модели (Relational Data Model - реляционная модель данных) Silverrun и наоборот. Аналогичные интерфейсы существуют также между CASE-средствами ERwin (с одной стороны), Rational Rose и Paradigm Plus (с другой стороны).

1.6 Методология CASE-средств структурного проектирования


Сущность структурного подхода к разработке информационных систем заключается в ее декомпозиции (разбиении) на автоматизируемые функции. Автоматизируемая система разбивается на функциональные подсистемы, которые в свою очередь делятся на подфункции, подразделяемые на задачи и так далее. Процесс разбиения продолжается вплоть до конкретных процедур. При этом автоматизируемая система сохраняет целостное представление, в котором все составляющие компоненты взаимоувязаны. При разработке системы "снизу-вверх" от отдельных задач ко всей системе целостность теряется, возникают проблемы при информационной стыковке отдельных компонентов.

Все наиболее распространенные методологии структурного подхода базируются на ряде общих принципов. В качестве основных принципов используются:

-       принцип декомпозиции - принцип решения сложных проблем путем их разбиения на множество более мелких и независимых задач, легких для понимания и решения;

-       принцип иерархического упорядочивания - принцип организации составных частей проблемы в иерархические древовидные структуры с добавлением новых деталей на каждом уровне.

-       принцип абстрагирования - заключается в выделении существенных аспектов системы и отвлечения от несущественных;

-       принцип формализации - заключается в необходимости строгого методического подхода к решению проблемы;

-       принцип непротиворечивости - заключается в обоснованности и согласованности использования элементов системы;

-       принцип структурирования данных - заключается в том, что данные должны быть структурированы и иерархически организованы.

В структурном анализе используются в основном две группы средств, иллюстрирующих функции, выполняемые системой и отношения между данными.

Каждой группе средств соответствуют определенные виды моделей (диаграмм), наиболее распространенными из них являются следующие [6]:

-       SADT (Structured Analysis and Design Technique) модели и соответствующие функциональные диаграммы;

-       DFD (Data Flow Diagrams) диаграммы потоков данных;

-       ERD (Entity-Relationship Diagrams) диаграммы "сущность-связь".

На стадии проектирования информационной системы (ИС) модели усложняются, уточняются и дополняются диаграммами, отражающими структуру и архитектуру программного обеспечения, структурные схемы программ и диаграмм экранных форм. Перечисленные модели в совокупности дают полное описание ИС независимо от того, является ли она существующей или вновь разрабатываемой. Состав диаграмм в каждом конкретном случае зависит от необходимой полноты описания системы.

2. Сравнительная характеристика суэдо, созданных с помощью CASE-средств


2.1 Основные понятия о системах электронного документооборота


В Законе Украины "Об электронных документах и электронном документообороте ст.5. дано такое определение термина "электронный документ" - это документ, информация в котором зафиксирована в виде электронных данных, включая обязательные реквизиты документа [1]. Электронный документооборот - совокупность процессов создания, обработки, отправки, передачи, получения, хранения, использования и уничтожения электронных документов, которые выполняются с применением проверки целостности и при необходимости с подтверждением факта получения таких документов.

Но использование электронного документооборота в государственных учреждениях было бы невозможным, если не была определена юридическая сила электронного документа. Эта сила электронному документу предоставляется с помощью электронной подписи. Заслуга в этом в принятом Законе Украины "Об электронных документах и ​​электронном документообороте", в котором (согласно ст.6) определяется, что электронная подпись является обязательным реквизитом электронного документа, который используется для идентификации автора или лица, подписавшего документ.

Момент, с которого электронный документ приобретает юридическую силу определен в Законе Украины "Об электронной цифровой подписи" (п.2 ст.6) -". наложением электронной подписи завершается создание электронного документа". То есть юридическая сила устанавливается с момента наложения электронной подписи.

Под системой электронного документооборота (СУЭДО), в узком смысле, понимается программное обеспечение (компьютерная программа, система), которая позволяет организовать работу с электронными документами (создание, изменение, поиск, хранение), а также взаимодействие между сотрудниками: передачу документов, выдачу заданий (распоряжений, поручений) и контроль над ними, отправки сообщений и т.п.

В более широком смысле под системой понимается современная организационно-технологическая структура, пронизывающая весь производственный организм, включающий в себя и программную, и техническую, и методологическую составляющую, а также организационные и нормативно-правовые аспекты. [2]

Определим основные требования к системам электронного документооборота:

. Масштабируемость - желательно, чтобы система могла поддерживать любое количество пользователей с способность системы наращивать мощность определялась только мощностью соответствующего программного обеспечения.

. Распределенность - архитектура систем документооборота должна поддерживать взаимодействие распределенных площадок для работы с документами в территориально-распределенных организациях.

. Модульность - система должна состоять из отдельных модулей, интегрированных между собой, на случай, если пользователю системы не нужно сразу внедрение всех компонентов системы документооборота, или спектр задач организации уже, чем весь спектр задач документооборота.

. Открытость - система должна иметь открытые интерфейсы для возможной доработки и интеграции с другими системами [3].

Электронный документооборот позволяет создать в организации единое информационное пространство, интегрируя в информационный узел все документальные системы.

2.2 Классификация СУЭДО, созданных с помощью CASE-средств


Проектирование систем электронного документооборота осуществляется многими компаниями независимо друг от друга, поэтому из-за несогласованности работы систем возникают проблемы при взаимодействии систем документооборота разных производителей. Как правило, эти проблемы связаны с несовместимостью форматов представления данных, отсутствием стандартизации систем и подходов, используемых при проектировании систем.

Электронный документооборот обслуживается соответствующим программным обеспечением (Enterprise Document Management Systems, EDMS). Схема классификации СЭД изображена на рис.2.1.

Рисунок 2.1 - Классификация систем электронного документооборота

Рассмотрим эти системы более подробно. СУЭДО, ориентированные на бизнес-процессы (business-process EDM) строятся на основе концепции ECM. Системы этого типа (EDMS) предназначены для специфических вертикальных и горизонтальных приложений (иногда они имеют и отраслевое применение) [5]. EDMS-системы обеспечивают полный жизненный цикл работы с документами, включая работу с образами, управления записями и потоками работ, управление содержимым и др. EDMS-системы обеспечивают хранение и поиск 2-D документов в оригинальных форматах (изображений, CAD-файлов, электронных таблиц и др.). C возможностью их группировки в папки. Существует мнение некоторых отраслевых аналитиков, (в зависимости от используемых схемы индексации и приложений) данный документно-ориентированный подход может обеспечить в ряде EDMS-систем до 80% функциональности PDM-системы при меньшей стоимости внедрения. Наиболее известными разработчиками EDMS-систем являются компании Documentum (система Documentum), FileNet (системы Panagon и Watermark), Hummingbird (система PC DOCS) и др. Вендоры, больше других компаний преуспели в управлении содержимым (например, компании Documentum и FileNet), сфокусировали свою деятельность на реализации в СЭД таких функций, как управление шаблонами, управление динамическими презентациями и публикация Web-содержимого. Cледует отметить, что при том, что почти все EDMS-системы обеспечивают хороший уровень реализации репозитариев и библиотечных сервисов для управления электронным содержанием (например, образами и офисными документами), каждая из них наиболее сильна в своей области. Например, в системах от компаний Open Text и iManage наиболее хорошо проработаны управления офисными документами. В свою очередь, системы от компаний Tower Technology, FileNet, IBM и Identitech особенно сильны в управлении изображениями изделий большого объема.

Корпоративные СУЭДО (enterprise-centric EDM) обеспечивают корпоративную инфраструктуру (доступную всем корпоративным пользователям) для создания документов, коллективной работы над ними и их публикации. Базовые функции корпоративных систем аналогичны функциям СУЭДО, ориентированным на бизнес-процесс [5]. Как правило, корпоративные СУЭДО не ориентированы на использование только в какой-то конкретной отрасли или на решение узкой задачи. Они внедряются, как общекорпоративные технологии. Разработкой и продвижением корпоративных СУЭДО занимаются компании Lotus (система Domino. Doc), Novell (Novell GroupWise), Open Text (система LiveLink), Keyfile, Oracle (система Context), iManage и др. Например, система Open Text Livelink обеспечивает коллективную работу над документами по проекту для внешних и внутренних пользователей, проведения онлайновых дискуссий, распределенное планирование и маршрутизацию документов и др.

Системы управления потоками работ (Workflow Management Systems) предназначены для обеспечения маршрутизации потоков работ любого типа (определение путей маршрутизации файлов) в рамках корпоративных структурированных и неструктурированных бизнес-процессов [2]. Они используются для повышения эффективности и степени контролируемости корпоративных бизнес-процессов. Системы управления потоками работ обычно покупаются, как часть решения (например, EDMS-системы или PDM-системы). Здесь можно отметить таких разработчиков, как компании Lotus (системы Domino / Notes и Domino Workflow), Jetform, FileNet, Action Technologies, Staffware и др. Хороший уровень управления потоками работ обеспечивают в своих решениях также компании FileNet, IBM (через интеграцию с ПО MQ Series Workflow), Identitech, Tower (через интеграцию с ПО Plexus и Staffware), Gauss (через интеграцию с ПО Staffware) и др.

Системы управления вывода (Output Management Systems - OMS) предназначены для генерации выходных документов. В некоторых OMS-системах дополнительно реализованы также возможности архивации и длительного хранения выходных отчетов и документов [7]. В связи с этим, многие из OMS-систем классифицируются Gartner Group, как интегрированные системы архивации и поиска документов (IDARS - Integrated Document Archive and Retrieval Systems). Однако главной причиной популярности OMS-систем все же есть занимаемая ими рыночная ниша - генерация документов и отчетов в информационных системах предприятий и организаций, построенных с использованием ERP-систем. По мнению аналитиков Gartner Group, одним из слабых мест современных ERP-систем является именно плохое управление генерацией выходных документов (Разработчики ERP-систем больше сосредоточены на повышении функциональности ключевых модулей своего ПО, чем на "второстепенных" вопросах обеспечения генерации выходных отчетов, не имеющих, по их мнению, хороших рыночных перспектив). Этот недостаток ERP-систем и послужил основным фактором появления и быстрого развития рынка OMS-систем. Ряд OMS-систем отвечает только за распределение и доставку выходных документов (в электронном виде - в форматах HTML, XML и PDF). Очень часто OMS-системы интегрированы с программными пакетами сканирования документов и изображений. Полезной возможностью некоторых OMS-систем является и взаимодействие с унаследованными корпоративными системами.

С помощью системы управления изображениями / образами (Imaging Systems) осуществляется конвертация отсканированной с бумажных носителей информации в электронную форму (обычно в формате TIFF). Данная технология лежит в основе перевода в электронную форму информации по всем унаследованных бумажных документов и микрофильмов. В число базовых функций стандартной системы обработки изображений входят: сканирование, хранение, ряд возможностей по поиску изображений и др.

2.3 Сравнительный анализ СУЭДО, созданных с помощью CASE-средств


В Украине сейчас широко представлены три класса СУЭДО:

) системы, разработанные российскими фирмами на базе промышленных СУБД ("Дело" компании "Электронные офисные системы", LanDocs от Ланит, OPTIMA-WorkFlow производства "Оптимы", "Кодекс" Центра компьютерных разработок, "Золушка" Научно-технологического центра Института развития Москвы и др.);

) русифицированные версии популярного ПО развитых стран (Documentum 4i компании Documentum, DOCS Open фирмы Hummindbird, Lotus Domino / Notes корпорации IBM, DocuLive концерна Siemens и т.д.) [3];

) системы, созданные российскими фирмами на платформе Lotus Notes (CompanyMedia компании "ИнтерТраст", "БОСС-Референт" фирмы "АйТи", "Эскада" от "Интерпроком ЛАН" и др.).

Рассмотрим несколько из наиболее распространенных систем. Система "БОСС-Референт" ориентирована на совместную работу многих пользователей и создает внутри организации единое информационное пространство. Построена на платформе IBM Lotus Domino / Notes и характеризуется следующими свойствами:

-       средства создания единой информационно-управленческой сферы для организаций любой сложности: распределенных, многоуровневых, и др.;

-       поддержка сложных маршрутов согласования документов;

-       быстрая автоматизация бизнес-процессов благодаря наличию встроенных процессов обработки документов, настраиваемых и модифицируются в соответствии с требованиями специфики деятельности заказчика;

-       удобство администрирования, масштабирования, Web-доступ;

-       наличие средств защиты информации;

-       простота освоения пользователями.

СУЭДО "ДЕЛО" полностью поддерживает отечественные традиции делопроизводства и полный жизненный цикл документа. Система может использоваться и небольшими организациями - для автоматизации бумажного документооборота, и крупными предприятиями - для организации электронного документооборота.

Основные функции системы [6]:

-       обеспечение полного жизненного цикла документа в организации от создания его проекта до списания в дело и передачу в архив;

-       управление прохождением документов с множеством решений;

-       передачи завизированных документов сотрудникам на ознакомление и исполнение;

-       контроль прохождения и исполнения документов;

-       обеспечение информационной безопасности.

СУЭДО "Евфрат-документооборот" со своими функциональными возможностями рекомендована широкому кругу организаций. На сайте компании говорится, что система может использоваться для предприятий малого и среднего бизнеса. "Евфрат" построен в парадигме "Рабочего стола" с папками. Документы раскладываются в папки, которые могут иметь любую степень вложенности. Система позволяет выполнять следующие задачи:

-       автоматизация канцелярии;

-       электронный архив документов;

-       корпоративный электронный документооборот (workflow).

Система "OPTИMA-WorkFlow" предназначена для формализации типовых процедур работы с документами (потоков работ) в организациях, где такая работа является ежедневной практикой [7]. Система автоматизирует процессы регистрации документов по правилам делопроизводства, реализует механизмы аннотирования и сбора резолюций, доставки отчетов об исполнении поручений. Функциональные возможности системы OPTИMA-WorkFlow:

-       полная функциональная маршрутизация со средствами описания сценариев движения документов;

-       контроль соблюдения требований технологии работы с документами;

-       контроль исполнения поручений; динамическая модификация формы и содержания;

-       учет данных и процедур регистрации;

-       полноценный контроль версий документа;

-       работа с любыми электронными объектами;

-       работа в распределенных корпоративных сетях;

-       индивидуальная настройка интерфейса рабочего места пользователя.

Система "Megapolis - Документооборот" является комплексным программным решением для создания систем управления документами и автоматизации деловых процессов [8]. Система охватывает все этапы жизненного цикла документов. Система имеет модули, ориентированные на автоматизацию традиционных отечественных процессов делопроизводства и контроля исполнительской дисциплины, характеризуется открытостью, высоким уровнем расширения, адаптации и может использоваться в различных структурах - от коммерческих компаний в органы государственной власти.

Система "Megapolis - Документооборот" предназначена для решения следующих задач:

-       обеспечение автоматизации деловых процессов (workflow);

-       организация общего информационного пространства для организации с распределенной структурой;

-       автоматизация задач делопроизводства и контроля исполнительской дисциплины - функций подготовки проектов документов, регистрации, формирования резолюций, доведение документов до исполнителей, фиксация хода выполнения, контроль исполнения, автоматизация функций ведения бумажного архива;

-       организация работы с обращениями граждан;

-       формирование различных видов статистической и аналитической отчетности.

По данным отчета IDC по европейскому рынку систем управления документами, лидером была "Documentum 4i" - 11,1% рынка. Далее за ней следовали (из систем, представленных в Украине) Lotus (только Domino. Doc) - 4% и DOCS Open - 3%.

Посетители выставки "Управление 2000" в ходе опроса на первую позицию поставили продукты "Lotus Notes" и "Дело". Наиболее популярными системи на рынке являются: "Дело", "Documentum 4i", "CompanyMedia", "БОСС-Референт" и "LanDocs". Они не претендует ни на полноту, ни на исчерпывающий анализ рынка и характеристик сравниваемых систем. Все они постоянно развиваются и совершенствуются, и отсутствие тех или иных свойств не является окончательным приговором.

Отечественный рынок СУЭДО еще далек от насыщения. Поскольку современные информационные технологии развиваются значительно быстрее, чем совершенствуются системы управления предприятием, на рынке в любой момент могут появиться и новые СУЭДО, обладающие значительно более широким спектром функций и ориентированы на различные сферы применения. Тем не менее, перечисленные выше критерии выбора системы будут актуальны еще довольно долго.

Выводы


В разделе проанализирована терминология, касающаяся CASE-средств, рассмотрена их наиболее общая (типовая) структура, которая включает: репозиторий, графический редактор визуализации нотаций, верификатор диаграмм (средство тестирования), документатор проекта (отчетов) и сервис (набор системных утилит).

Анализ и характеристика используемых методологий позволяет сделать вывод, что в общем случае CASE-средство поддерживает метод моделирования и его нотацию, которые совместно образуют стандарт. На сегодняшний момент существуют два метода моделирования, применяемые в CASE-средствах. Это методы объектно-ориентированного и структурного проектирования. CASE-средства, поддерживающие объектно-ориентированное проектирование используют методологию RUP (Rational Unified Process) и нотацию языка UML. CASE-средства, поддерживающие структурное проектирование используют целый набор методик, объединяемых общей аббревиатурой IDEF (Integrated Definition Function Modeling - объединение методологических понятий). Для построения информационных моделей, представляющих собой структурированную информацию (базы данных) применяются две методологии: IDEF1 (Information Modeling - информационное моделирование) и IDEF1Х (IDEF1 eXtended) - ее расширенная версия, которая использует в качестве средства моделирования диаграммы "сущность-связь" (ERD - Entity-Relationship Diagram) и, как правило, используется для моделирования реляционных баз данных.

Анализ ЖЦ ПО показал, что при использовании CASE-технологий автоматизации у разработчика появляется возможность направить основные усилия на анализ и проектирование проекта, а не на подборку команды программистов.

Перечень ссылок


1. Закон України "Про електронні документи та електронний документообіг" // Відомості Верховної Ради України. - 2003. - N 851. - Ст.25.

2. Вендров, А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем [Текст]: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / А.М. Вендров. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 544 с: ил.

. Гринберг А.С., Король И.А. Информационный менеджмент:

Учеб. пособие для вузов. [Текст] / А.С. Гринберг., И.А. Король. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 415 с.

. Долженкова М.Л. Использование CASE-средств для проектирования информационных систем [Текст]: Учебное пособие / М.Л. Долженкова, О.В. Караваева - Киров: Изд-во ВятГУ, 2011. - 73 с.

. Матвієнко, О. Основи організації електронного документообігу [Текст]: навч. посіб. / О. Матвієнко. - К.: ЦУЛ, 2008. - 112 с.

6. Моделирование и реорганизация процессов [Електронний ресурс] / Режим доступу: <http://www/>. big. spb.ru - Загол. з екрану

7. Смірнова, Г.М. Електронні системи управління документообігом [Текст]: навч. посіб. / Г.М. Матвієнко. - М.: МДУЕСІ, 2003. - 167 с.

. Степанов.А. Г, Осипова. Т.Ф. Использование CASE-средств при описании бизнес-процессов [Текст]: Учебник. / А.Г. Степанов., Т.Ф. Осипова. - Санкт-Петербург: Уч-изд. СПГУАП, 2005. - 41 с: ил.

. Кузнєцова, Т.В. Діловодство. Документаційне забезпечення уп - равління. [Текст]: навч. посіб. / Т.В. Кузнєцова. - М.: ЗАО "Бізнес-школа "Інтел-Синтез", 2000. - 320 с.

. Кулешов, С.Г. Управлінське документознавство [Текст]: навч. посіб. / С.Г. Кулешов. - К.: ДАКККІМ, 2003. - 57 с.

. Тоискин, В.С. Автоматизация процессов проектирования на основе CASE технологий. [Текст]: навч. посіб. / В.С. Тоискин., В.В. Красильников., В.В. Малиатаки. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010. - 131 с.

. Файзрахманов Р.А., Селезнев К.А. Структурно функциональный подход к проектированию информационных технологий и автоматизированных систем с использованием CASE-средств. [Текст] / Учебное пособие к практическим занятиям. / Р.А. Файзрахманов., К.А. Селезнев. - Пермь: Перм. гос. техн. ун-т, 2005. - 245 с.

Похожие работы на - Использование CASE-технологий для создания систем управления электронного документооборота

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!