Механизм расчетно-кассового обслуживания в Сбербанке России

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    57,22 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Механизм расчетно-кассового обслуживания в Сбербанке России

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты расчетно-кассового обслуживания физических и юридических лиц

1.1 Сущность и функции расчетно-кассовых операций

1.2 Открытие, ведение и закрытие банковских счетов в банке

1.3 Нормативно-правовое обеспечение расчетно-кассовых операций

1.4 Кассовые операции: понятие, виды и порядок ведения

Глава 2. Анализ проведения расчетно-кассовых операций Сбербанка России

2.1 Организационная характеристика Сбербанк России

2.2 Экономические показатели работы банка (анализ финансового состояния Сбербанка России)

2.3 Анализ проведения кассовых операций за 2013-2014гг. ОАО Сбербанка России

3. Направления совершенствования расчетно-кассового обслуживания клиентов банка

3.1 Перспективы развития расчетно-кассового обслуживания юридических лиц

3.2 Расчет затрат на внедрение ДБО "банк-клиент" и эффекта от автоматизации кассовой работы

3.3 Пути совершенствования расчетно-кассового обслуживания Сбербанка РФ

Заключение

Список используемой литературы

Введение

На сегодняшний день банки представляют собой неотъемлемую часть современного денежного хозяйства, их сфера деятельности тесно связана с потребностями воспроизводства.

Они обслуживают интересы производителей, находятся в центре экономической жизни, связывая денежным потоком торговлю и промышленность, сельское хозяйство и население.

Банковская система - это совокупность кредитных учреждений и различных видов национальных банков, действующих с помощью денежно - кредитного механизма.

Коммерческие банки - это банки, обслуживающие организации, а также своих клиентов.

Коммерческие банки, а в частности ОАО "Сбербанк России" играет важную роль в реализации политики ЦБ РФ, обеспечивающем соответствие количества денежной наличности в обращении, управления инфляцией, курсом рубля, поддержания стабильности денежного обращения в стране, уровня занятости населения, поддержания нормальных темпов экономического роста.

Имея на своих счетах денежные средства клиентов, могут предоставлять их в ссуду субъектам экономики, испытывающим недостаток средств, для осуществления платежей, инвестиций и т.д. Этим они обеспечивают внутреннее накопление средств, для развития экономики страны.

Расчетно-кассовое обслуживание является одним из наиболее важных направлений в деятельности коммерческого банка.

Проходящие через банковские счета денежные средства, требует к себе особого внимания и строгого порядка. Учитывая темп развития банковских услуг, увеличилось безналичные операции в расчетах и физическими и юридическими лиц. Поэтому исследование данного процесса имеет большое значение для банковской деятельности.

Актуальность данной темы диктуется всем ходом развития банковских услуг.

Функционирующая платежная система, представляющая собой совокупность организационных форм, платежных инструментов, правил, технологических средств и процедур, обеспечивающих обращение денежных средств между субъектами расчетных отношений.

От качества и надежности функционирования механизма зависит финансово - экономическое положение, как отдельных субъектов, так и страны в целом. Поэтому расчетно-платежные отношения являются важной частью денежно-кредитной политики государства. Это объясняет актуальность выбранной мною темы работы.

На сегодняшний день одним из направлений Банка является выход на новый уровень обслуживания клиентов.

Вышесказанное обусловило актуальность дипломной работы.

Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение механизма расчетно-кассового обслуживания в Сбербанке России и определение путей его совершенствования.

Для достижения данной цели были поставлены и решены ряд задач:

. Дать характеристику сущности и понятию расчетно-кассового обслуживания

. Провести анализ организации расчетно-кассового обслуживания клиентов банка;

. Предложить пути совершенствования расчетно-кассового обслуживания.

Основная значимость исследования данной работы состоит в том, чтобы предложить пути совершенствования по расчетно-кассового обслуживанию, которые повысят эффективность деятельность Сбербанка России и укрепят его позицию на рынке банковских услуг.

За методологическую базу выпускной квалификационной работы составили следующие методы: сравнительный анализ, метод системного подхода, метод экспертных оценок и другие.

За основу выпускной квалификационной работы взяты труды Белоглазовой Г.Н. и Кроливецкой Л.П., Лаврушина О.И., Жукова Е.Ф., Ермакова С.Л. Эриашвили Н.Д. и др.

Информационной базой работы послужили материалы ЦБ РФ, статьи из журналов по банковскому делу и денежно-кредитным отношениям ("Деньги и кредит", "Банковское обозрение", "Банковское дело", "Вестник Банка России" и др.).

расчетный кассовый операция сбербанк

1. Теоретические аспекты расчетно-кассового обслуживания физических и юридических лиц


1.1 Сущность и функции расчетно-кассовых операций


Закон "О банках и банковской деятельности" определяет перечень основных банковских операций. К ним относятся:

) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

) размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц;

) инкассация денежных средств, платежных и расчетных документов, векселей и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

) купля-продажа иностранной валюты в безналичной и наличной формах;

) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

) выдача банковских гарантий;

) осуществление переводов по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Практически все из перечисленных банковских операций осуществляются в рамках расчетно-кассового обслуживания различных категорий клиентов в операционных подразделениях коммерческих банков.

Коммерческий банк заинтересован в привлечении клиентов на расчетно-кассовое обслуживание. Этот интерес вызван тем, что привлеченные средства, в первую очередь депозиты и остатки на расчетных счетах, формируют ресурсы банка, которые потом он размещает с целью получения максимальной прибыли в интересах своих акционеров.

Именно поэтому специалисты в области банковского дела осуществление расчетов и платежей для клиентов и для самих банков традиционно и вполне обоснованно относят к основным и важнейшим базовым банковским операциям.

Остановимся подробнее на таких понятиях, как "расчёты" и "платежи", которые являются вспомогательной частью расчетно-кассовых операций банка.

Расчеты - это процесс определения размера долга покупателя перед продавцом или размеров взаимных обязательств сторон сделки, включая урегулирование претензий, возникающих в ходе такого процесса.

Типичные примеры расчетов - определение объемов и цен привлекаемых и размещаемых ресурсов, размеров остатков средств на счетах клиентов, налогов, обязательных резервов, дивидендов, начисление процентов и комиссионных и т.д. Расчеты, протекающие в "недрах" бухгалтерий банков, играют вспомогательную, обеспечивающую роль по отношению к платежам.

Платежи продолжают процесс расчетов и означают погашение покупателем своего долга или погашение участниками сделки своих взаимных денежных обязательств, то есть передачу или перевод денег должником тому, кому он должен в соответствии с расчетами.

Платежи - это операции, непременно денежные, то есть совершаемые только посредством денег. При этом такого вида операции могут совершаться посредством наличных или безналичных денег, а также комбинированным способом.

Вся суть банковских операций, обеспечивающих платежи как процесс выполнения субъектами экономики своих обязательств, делится на три блока:

. Вспомогательный блок - это виды работ организационно-технического, административно-распорядительного и информационного характера, обеспечивающие начало, ведение и прекращение операций.

. Основной блок делится на:

) Зачисление на счета средств:

поступивших на счет от третьих лиц;

вносимых самими владельцами счетов;

получаемых от банка (кредиты, проценты и дт.).

) Списание со счетов денежных средств в случаях:

выполнения своих обязательств перед третьими лицами (оплата приобретаемых товаров, работ, услуг);

выполнения клиентами своих долговых обязательств перед банками, (возврат кредитов, уплата процентов, комиссионных и др.);

уплаты клиентами налогов и исполнения других обязательных платежей;

получения клиентами наличных денег на оплату труда и на хозяйственные нужды.

) Кассовые операции (прием и выдача наличных денег).

) Ведение собственных счетов в учреждениях Центрального банка и других кредитных организациях.

) Ведение корреспондентских счетов других организаций, открытых в данном банке.

. Дополнительный блок - это дополнительные услуги банка.

Среди них можно отметить, следующие:

перевод средств с одного счета на другой;

конвертация одной валюты в другую;

перевод наличных денег в безналичные и наоборот;

размен и обмен денег и др.;

инкассирование денежной выручки.

Все платежи и предшествующие им расчеты, осуществляемые банками, делятся на собственные (расчеты и платежи по операциям банка) и клиентские (расчеты и платежи по операциям клиентам).

С точки зрения технологии проведения те и другие подразделяются на:

) Внутрибанковские платежи (участник - только данный банк и его филиалы);

) Межбанковские платежи (минимум две кредитные организации), которые можно проводить через:

корреспондентские счета в подразделениях Центрального банка РФ;

клиринговые центры;

корреспондентские счета, открытые банками друг у друга;

корреспондентские счета, открытые банками в третьем банки.

Все перечисленные выше банковские операции являются традиционными и давно освоенными, доступными практически для всех банков. В настоящее время большинство банков являются универсальными, то есть проводящими все банковские операции.

В коммерческом банке расчетно-кассовым обслуживанием занимается специализированная структура, которая называется, операционным отделом. В его состав входят:

операционные отделы, непосредственно обслуживающие клиентов, то есть проводящие операции списания и зачисления средств по счетам клиентов; выдающие выписки из лицевых счетов клиентов и т.д.;

службы, занимающиеся непосредственно отправкой и приемом платежей и выписок по корреспондентским счетам банков через корреспондентские счета либо через расчетно-кассовые центры ЦБ РФ;

кассовый узел, осуществляющие все операции с приемом и выдачей денежных средств.

Сущность расчетно-кассовых операций коммерческих банков заключается в точном, высокотехнологичном осуществлении расчетов в налично-денежной и безналичной форме в соответствии с действующим банковским законодательством, нормативными документами Банка России и внутрибанковскими правилами.

Функции расчетно-кассовых операций заключаются в следующем:

организации работы по обслуживанию клиентов различных правовых категорий с обеспечением конфиденциальности, срочности и законности;

организации безналичных расчетов и налично-денежного обращения по расчетным, текущим счетам, и по счетам организаций и предприятий различных форм собственности;

в оказании консультативной помощи клиентам и их партнерам по всем вопросам.

1.2 Открытие, ведение и закрытие банковских счетов в банке


Банковские счета - это расчетные, текущие счета в валюте Российской Федерации и иностранной валюте, открытые на основании договора банковского счета в порядке, установленном законодательством РФ, на которые могут зачисляться и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и предпринимателей.

Текущие счета открываются учреждениям и организациям, не занимающимся предпринимательской деятельностью.

Текущие счета могут быть использованы для зачисления выручки, осуществления расчетов с поставщиками, с бюджетами по налогам, с работниками по выплате им зарплаты.

Текущие счета в иностранной валюте открываются предприятиям и организациям различных форм собственности, а также предприятиям без образования юридических лиц. Текущие счета в иностранной валюте открываются только в уполномоченных банках.

Депозит - один из широко используемых источников привлечения средств. Через депозиты банк расширяет возможность кредитных вложений клиентам, другим банкам, что и создает базу для получения прибыли.

Депозитные счета открываются юридическим и физическим лицам, как в рублях, так и в иностранной валюте.

Клиент вправе открывать любое количество счетов.

Порядок открытия и введение счетов, регламентируется Центральным банком России, а механизм функционирования расчетного счета определяется коммерческим банком по согласованию с клиентом и закрепляется договором.

Для открытия банковских счетов в валюте РФ или иностранной валюте предприятия представляют в банк следующие документы:

заявление на открытие счета, подписанное руководителем и главным бухгалтером юридического лица. При отсутствии главного бухгалтера или другого должностного лица заявление должно быть подписано только руководителем юридического лица;

свидетельство о государственной регистрации (копия, заверенная нотариально);

документы, подтверждающие статус юридического лица (копия, заверенная нотариально);

свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (подлинник);

документ, подтверждающий регистрацию в Фонде социального страхования РФ (подлинник);

карточка с образцами подписей и оттиска печати, заверенная нотариально;

документ, подтверждающий полномочия должностных лиц на распоряжение счетом;

анкетные данные на должностных лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печати, уполномоченных распоряжаться счетом.

Пакет документов на открытие счета передается предприятием сотруднику подразделения банка, обслуживающего юридических лиц. Если представитель предприятия не обладает правом действовать в интересах организации без доверенности, он должен иметь надлежащим образом оформленную доверенность на заключение договора банковского счета и открытие счета.

Операционным работником банка производится контроль представленных всех документов, после чего они передаются в юридическую службу банка для проверки на соответствие требованиям нормативных актов РФ и Банка России.

После проверки документов юридической службой и получения разрешения руководителя банка, на заявлении и на открытие счета в бухгалтерскую службу передается заявление с приложением заверенной карточки с образцами подписей должностных лиц, имеющих право распоряжаться счетом, и оттиска печати.

Сотрудник бухгалтерской службы присваивает номер счета клиенту и регистрирует его в "Книге регистрации открытых и закрытых счетов клиентов".

Номер счета клиента проставляется на заявлении и на его карточке с образцами подписей и оттиска печати.

После открытия счета, завизированного главным бухгалтером, карточки с образцами подписей и оттиском печати, с указанием на них порядка и периодичности выдачи выписок счета, передаются в структурное подразделение.

Карточка с образцами подписей и оттиска печати хранится в специальной картотеке у операционного работника банка, ведущего счет клиента.

После открытия счета пакет документов передается в структурное подразделение, и помещается в папку "Юридическое дело клиента" для хранения всех документов.

Банк предоставлять услуги, связанные с открытием и ведением расчетного счета клиента, организацией и проведением безналичных расчетов, только после открытия клиентом счета в коммерческом банке.

Закрытие счета может быть осуществлено по решению владельца счета, собственника имущества, предприятия, банка, арбитражного суда.

Договор банковского счета клиент может закрыть по своей инициативе в любое время и без всяких условий.

Банк сам может расторгнуть договор о расчетно-кассовом обслуживании в случае, если:

несоблюдение требования минимального размера остатка по счету;

в течение месяца со дня предупреждения об этом клиента банка;

при отсутствии операций по счету в течение года.

Прекращение договора осуществляется в два этапа:

расторжения договора;

закрытие счета.

На седьмой срок после расторжения договора остаток, имеющийся на счету, должен быть выдан клиенту, либо перечислен на другой счет.

Счет может быть закрыт при признании предприятия банкротом, в случае:

при изменении характера деятельности, связанным с утратой хотя бы одного из признаков, необходимых для данного вида счета;

по решению органа, создавшего предприятие.

Основанием открытия текущего счета является договор расчетного счета.

Изменения, вносимые в типовую форму договора, утверждаются Правлением банка.

Формирование пакета документов и заключение договора осуществляется отделами, секторами, группами корпоративного бизнеса. Регистрация документов ведется в журнале входящих документов, который ведется в службе корпоративного бизнеса.

Основными реквизитами журнала являются: №п/п, наименование клиента, дата поступления, наименование документа, примечание. После разработки соответствующего программного обеспечения журнал ведется в электронном виде.

Специалист службы корпоративного бизнеса банка осуществляет следующее:

оказывает клиенту помощь в формировании пакета документов, информирует о действующих размерах вознаграждений за банковские операции и иных условиях открытия счета и обслуживания;

осуществляет проверку документов на предмет полноты в соответствии с требованиями настоящего Положения и законодательства, на предмет срока действия представленных документов и правильности их оформления, а также проверяет полномочия на подписание договора.

В случае обнаружения несоответствий или неточностей, а также, если клиент не представил полного комплекта документов для открытия соответствующего счета, специалист предлагает клиенту устранить несоответствия (неточности) и доукомплектовать пакет документов с учетом сроков действия уже представленных документов.

При наличии полного комплекта документов для открытия счета специалист готовит проект договора, знакомит клиента с ним, организует работу по его визированию и заключению.

При открытии счета в белорусских рублях специалист информирует клиента о необходимости сообщения учреждению банка установленных сроков сдачи выручки, размеров выручки, планируемой для сдачи в банк, а также сведений об изменении сроков, определенные договором, в случае, если данное условие предусмотрено в договоре.

При открытии счета в иностранной валюте - представляет владельцу счета образец заявки на установление лимита остатка кассы, порядка и сроков сдачи выручки, поступающей в кассу.

При установлении отношений с клиентом на стадии заключения договора осуществляется идентификация клиента.

Специалист передает завизированные заявление на открытие счета и проект договора, сформированный пакет документов в юридическую службу для проверки документов на предмет соответствия их законодательству и визирования заявления на открытие счета и проекта договора.

В случае открытия клиенту последующих счетов, при наличии ранее открытых счетов данного клиента в учреждении банка, специалист должен также обеспечить наличие в деле клиента заполненной и завизированной анкеты клиента.

Порядок визирования договора осуществляется:

специалистом;

руководителем отдела корпоративного бизнеса;

руководителем службы учреждения банка, осуществляющей расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

руководителем юридической службы;

руководителем учреждения банка, курирующим службу корпоративного бизнеса.

В случае заключения договора в иностранной валюте, а также на открытие счета нерезиденту, или дополнительного соглашения к указанному договору они дополнительно визируются руководителем службы, осуществляющей функции агента валютного контроля, который проверяет договор на наличие в нем условий в соответствии с требованиями валютного законодательства и локальными нормативными актами банка.

Завизированный проект договора подписывается клиентом и руководителем учреждения банка (лицом, им уполномоченным). Руководитель одновременно с подписанием договора учиняет разрешительную запись в заявлении на открытие счета.

Подписанный обеими сторонами и скрепленный печатью клиента (при наличии) договор регистрируется специалистом в журнале учета заключенных договоров и передается главному бухгалтеру банка либо лицу, им уполномоченному для проставления печати. Основными реквизитами журнала учета заключенных договоров являются: №п/п, наименование клиента, дата заключения и номер договора, вид и номер банковского счета, Ф. И. О. специалиста, примечание.

Специалист заполняет все необходимые реквизиты по клиенту (карточку клиента) в ПО "Операционный день Банка".

Один экземпляр специалист передает клиенту, второй - передает одновременно с сформированным пакетом документов не позднее следующего рабочего дня после подписания договора главному бухгалтеру либо лицу, им уполномоченному для открытия соответствующего счета. Уполномоченное лицо открывает клиенту счет не позднее следующего рабочего дня после подписания договора и регистрирует его в книге регистрации открытых и закрытых счетов, заполняет все необходимые реквизиты по счету ПО "Операционный день Банка".

Счет считается открытым со дня его регистрации в книге счетов. Счет не может быть открыт ранее подписания обеими сторонами договора.

Дело клиента оформляется специалистом. В дело помещаются документы по всем открытым (закрытым) счетам, в том числе договоры, дополнительные соглашения к ним, вторые экземпляры уведомлений. При этом утратившие силу документы, в том числе карточка с образцами подписей и оттиска печати, остаются в деле клиента, перечеркиваются крестообразно, на них делается запись (о том, что документ утратил силу, об обновлении документов и т.д.).

Хранение дел клиентов осуществляется ответственным исполнителем службы корпоративного бизнеса, назначенным приказом по учреждению банка. При переходе клиента на обслуживание в другой банк дело клиента в этот банк не передается.

Для проведения расчетов с денежными средствами, находящимися на счетах, оформляется карточка с образцами подписей и оттиска печати. Бланки карточек изготавливаются на листах форматом А4 с оборотом типографским способом или с использованием электронно-вычислительной техники, а также с использованием множительной техники (при условии, что копирование производится без искажений). Карточка заполняется владельцем счета с применением пишущих или электронно-вычислительных машин шрифтом черного цвета либо ручкой с пастой (чернилами) черного, синего или фиолетового цвета.

В графе "Владелец счета" - юридическое лицо указывает полное наименование и место нахождения в соответствии со своими учредительными документами.

При указании места нахождения (места жительства) юридическое лицо указывает адрес в соответствии со своими учредительными документами. При изменении места нахождения клиент обязан в течение трех рабочих дней направить в банк письменное уведомление за подписью уполномоченного лица. Новая карточка с образцами подписей и оттиска печати в таком случае может не предоставляться. При этом специалист вправе внести соответствующую запись в карточку клиента.

В графе "Банк" указывается наименование учреждения банка, а также его место нахождения.

Графы "Вид счета, наименование денежной единицы", "Номер счета", "Дата, фамилия, инициалы и подпись работника банка", "Дата выдачи", "С номера", "По номер" заполняются уполномоченным лицом, которое проставляет свою подпись и дату, начиная с которой может использоваться карточка с образцами подписей и оттиска печати.

Дополнительная карточка может не представляться при открытии клиентом других счетов. В этом случае уполномоченное лицо дополняет информацию об открытых счетах в имеющейся карточке и в графе "Дата, фамилия, инициалы и подпись работника банка" и проставляет свою подпись.

В графе "Прочие записи банка" учреждением банка могут указываться сведения о представлении временных карточек с образцами подписей и оттиска печати, о периоде времени, в течение которого они действуют, о случаях их замены, порядок и периодичность выдачи выписок по счету, а также иная информация, необходимая банку.

В графе "Образец подписи" лица, наделенные правами первой или второй подписи документов для проведения расчетов, проставляют напротив своей фамилии и должности собственноручную подпись в присутствии лица, уполномоченного свидетельствовать подлинность подписи.

Включение факсимильных подписей лиц, обладающих правом первой и (или) второй подписи документов для проведения расчетов, в карточку не допускается.

В незаполненных строках проставляются прочерки.

При проверке полномочий лица, имеющего право на открытие счета, для обозрения специалисту представляются документы, подтверждающие полномочия этого лица. В качестве документа, подтверждающего полномочия могут представляться копия приказа о назначении на должность руководителя коммерческой (некоммерческой) организации, трудового договора (контракта) или гражданско-правового договора либо протокола или решения органа управления организации об избрании руководителем организации, удостоверение руководителя.

При предоставлении права иным лицам организации их полномочия могут подтверждаться доверенностью и иными документами.

В графе "Образец оттиска печати" клиент проставляет образец оттиска печати. При этом печать должна соответствовать требованиям законодательства и учредительным документам клиента. Оттиск печати, проставляемый на карточке с образцами подписей и оттиска печати, должен быть четким.

По счетам клиентов, в штате которых отсутствуют лица, имеющие право второй подписи (о чем должна быть сделана запись в карточке), в банк может представляться карточка с образцом только первой подписи документов для проведения расчетов.

Специалист изготавливает на множительной технике дополнительные экземпляры (копии) карточки и передает их уполномоченному лицу, которое свидетельствует их верность путем учинения в графе "Прочие записи банка" записи: "Копия верна", которая заверяется его подписью и скрепляется печатью учреждения банка. Указанные дополнительные экземпляры передаются для использования работникам банка, отражающим операции по счетам указанного в карточке клиента на основании представленных клиентом первичных учетных документов (на бумажном носителе или в электронном виде).

В случаях временного отсутствия у клиента печати (утеря, физический износ, изменение наименования клиента и др.), клиент представляет в учреждение банка заявление, в котором указываются причины отсутствия печати. Руководитель банка проставляет разрешительную запись на заявлении. Установленный для изготовления печати срок не должен превышать одного месяца со дня наступления события, послужившего основанием для замены печати.

Для оформления временных карточек с образцами подписей и оттиска печати используются бланки карточек. Временная карточка должна содержать подписи должностных лиц, имеющих полномочия временно распоряжаться денежными средствами на счете, затем она подписывается на лицевой стороне руководителем и (или) главным бухгалтером клиента, скрепляется оттиском печати клиента и дополнительного свидетельствования не требует.

При проведении расчетов с использованием электронных документов при оказании услуг через систему "Клиент-банк" (клиент представляет информацию за подписью руководителя, содержащую сведения об электронных цифровых подписях лиц, уполномоченных распоряжаться счетом (см. Приложение 8).

Карточка с образцами подписей и оттиска печати удостоверяется подписью специалиста, а также подписью руководителя службы корпоративного бизнеса (его заместителя) или иного уполномоченного лица. Печать учреждения банка не проставляется.

1.3 Нормативно-правовое обеспечение расчетно-кассовых операций


Банковская деятельность в целом, и проведение расчетно-кассовых операций в частности, являются жестко регламентируемыми и контролируемыми процессами со стороны государства, Банка России и других уполномоченных органов.

Соблюдение норм банковского права - является не только непременным условием функционирования кредитной организации, но и залогом её деятельности в долгосрочной перспективе и успешного всестороннего развития.

Центральный Банк РФ, осуществляющий регулирующие и надзорные функции за работой коммерческих банков, а также другие государственные органы разрабатывают и принимают к исполнению множество нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок расчетов и ведения банковских счетов клиентов, касающихся как внешнего, так и внутреннего содержания расчетно-кассовых операций.

Центральный Банк РФ осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" (ред. ), а непосредственно коммерческие банки - в соответствии с Федеральным закон № 395-1 от 02.12.1990 г. "О банках и банковской деятельности" (ред. ).

В рамках настоящей курсовой работы остановимся на основных нормативно-правовых документах, обязательных к исполнению каждой кредитной организацией и обязательных к знанию, пониманию и всестороннему анализу всем банковским служащим.

Гражданский кодекс Российской федерации. В этом документе законодательно закреплены ключевые понятия для осуществления банковской деятельности в части открытия банковских счетов и осуществления расчетов.

В главе 44 ГК РФ отражаются: понятия банковского вклада и договора банковского вклада; оговорка прав на привлечение денежных средств во вклады; форма договора банковского вклада; виды вкладов; условия и порядок начисления и выплат процентов на вклад; необходимость обеспечения возвратности вкладов; распоряжение вкладом третьими лицами; порядок заполнения и выдачи сберегательных книжек и операций со сберегательными (депозитными сертификатами).

В главе 45 ГК РФ даются: определение банковского счета и договора банковского счета; возможный перечень операций по банковским счетам; порядок заключения договора банковского счета; удостоверение права распоряжения денежными средствами, находящимися на счете; сроки операций по счетам; условия кредитования счета; порядок оплаты расходов банка на совершение операций по счету; порядок начисления и уплаты процентов за пользование банком денежными средствами, находящимися на счете; условия возможности зачета встречных требования между банком и клиентом; основания списания денежных средств со счета; очередность списания денежных средств со счета; реализация ответственности банка за ненадлежащее совершение операций по счету; оговорка необходимости соблюдения банковской тайны; ограничения распоряжения счетом; условия расторжения договора и закрытия банковского счета.

На основании базовых понятий банковского счета, договора банковского счета, порядка операций по банковскому счету и основных форм расчетов, законодательно закрепленных в Гражданском кодексе РФ, разработаны и утверждены все последующие инструкции и положения, более детально регламентирующие и регулирующие тот или иной вид расчетно-кассового обслуживания.

Одной из таких инструкций является Положение Банка России "О безналичных расчетах в Российской Федерации" от 3 октября 2002 г. № 2-П Документ Утратил силу. - Положение, утв. Банком России 19.06.2012 N 383-П. См. консультант Плюс #"783975.files/image001.gif">

Рис.

Анализируя показатели, можно увидеть, что росту данной тенденции способствовали следующие моменты:

не включение в расчет операционного риска показателя, в силу того, что он показал отрицательное значение.

увеличение дохода на 118 086 млн. руб. или 20,6%;

Банк разрабатывает и внедряет информационные системы, позволяющие своевременно анализировать, оценивать, идентифицировать, контролировать и управлять операционные риски.

Экономические показатели лучше привести в таблицах, удобнее потом на раздатке показывать. Анализа финансового состояния в параграфе нет.

2.3 Анализ проведения кассовых операций за 2013-2014гг. ОАО Сбербанка России


При составлении расчета по кассовому обслуживанию используются следующие показатели:

привлечение вкладов населения;

поступления безналичными перечислениями в уплату за товары;

денежные подкрепления, полученные от предприятий;

Принятая в расчете сумма подкреплений или сдаваемых излишков, должна быть отражена в тех же размерах в расчете прогноза по операциям предприятий;

поступления от погашения кредитов;

суммы выплат заработной платы своим работникам, пенсий и пособий из федерального бюджета;

суммы поступлений торговой выручки, квартирной платы и коммунальных платежей, выручки от предприятий, оказывающих прочие услуги;

безналичные перечисления во вклады заработной платы рабочих и служащих;

сальдо прочих операций (по приходу или расходу).

В отделении Сберегательного банка ежедневно составляется кассовый план на следующий рабочий день.

Кассовый план отдела кассовых операций на 18 декабря 2013г. (тыс. руб.)

Показатель

Сумма, тыс. руб.

Планируемый клиентский приход (ОПВ, РКО)

4550,00

Остаток наличных денег по состоянию на 18-00

450,00

Планируемый остаток на конец дня в кладовой

-

Планируемый остаток на утро следующего дня

6000,00

Поступление денежной наличности в вечернюю кассу

5000,00

Общая заявка на следующий рабочий день

11000,00

Подкрепление в РКЦ

-

Вывоз в РКЦ

-


Установление лимитов происходит с целью оптимизации остатков наличных денежных средств в кассе и затрат на инкассацию по отделениям Сберегательного банка с учетом необходимости качественного и своевременного обслуживания клиентской базы и ограничения неработающих активов.

Максимальный лимит остатка кассы рассчитывается на основе оптимизации соотношения расходов отделения по вызову или подкреплению денежной наличностью и недополученными доходами от возможного размещения временно свободных наличных денежных ресурсов по каждому внутреннему структурному подразделению территориального банка, отделения Сберегательного банка и операционному отделу отделения.

Лимит максимального остатка кассы отделений рассчитывается отдельно в иностранной валюте и в рублях по формуле:

Limрасч (i) =, где

Limрасч (i) - расчетный лимит максимального остатка кассы.оптим - количество инкассаций;- фактическое количество рабочих дней в расчетном периоде;

 - среднедневной расход наличности в расчетный период;

 - среднедневной приход наличности в расчетный период;- модуль числа.

Максимальный лимит остатка денежной средств в отделе кассовых операций устанавливаются экспертным путем в размере необходимом для организации кассового обслуживания филиальной сети и клиентской базы с учетом следующих факторов:

состава клиентской базы;

от объема инкассируемой денежной наличности, подготовка разменной монеты для отправки в торговые организации;

от особенностей налично-денежного обращения, в том числе в иностранной валюте.

Лимит максимального остатка денежной наличности в отделе кассовых операций не может превышать 30% от суммы расчетных лимитов.

Для головных отделений, осуществляющие кассовые операции с денежной наличностью других отделений остаток денежной наличности не может превышать 50% от суммы расчетных лимитов.

Лимит максимального остатка денежной наличности в кассе устанавливается в размере меньшем либо равным арифметической сумм, операционного отдела и отдела кассовых операций, скорректированной на коэффициент динамики:

Lim (ВОСБ)  где

Кдин. - коэффициент динамики.

Коэффициент динамики - это отражение тенденций среднедневных объемов расхода денежной наличности по отделению.

Рассчитывается отдельно в рублях и в иностранной валюте по формуле:

Кдин =  где,

р (ОСБ) - это среднедневной расход наличности в расчетном периоде;

       р пред (ОСБ) - среднедневной расход наличности в предыдущем расчетном периоде.

Лимиты максимального остатка кассы отделений устанавливаются и пересматриваются уполномоченным органом территориального банка, в подчинении которого находятся данные отделения.

При установлении лимитов необходимо принимать во внимание следующие факторы:

Наличие круглосуточной физической охраны кассового узла и внутреннего структурного подразделения;

размер кладовой ценностей отделения;

максимальный расход и приход по кассе за расчетный период;

экономическую целесообразность кассового узла в отделении;

оптимальность существующих маршрутов инкассации;

состав клиентской базы;

виды и количество иностранных валют, в которых отделение совершает валютно-обменные операции и вклады;

уровень развития регионального межбанковского рынка банкнотных сделок.

Органом территориального банка может быть принято решение, разрешающее отделениям превышения установленных лимитов в следующих случаях:

приход денежной наличности в кассу пересчета по понедельникам;

получение денежной наличности для выплаты значительных сумм по вкладам, а также предварительная подготовка сумм для выплаты пособий пенсий, заработной платы бюджетным и другим организациям;

значительное поступление как рублевых, так и валютных средств по валютно-обменным операциям.

Пересмотр лимитов максимального остатка кассы осуществляется раз в полугодие в последнем месяце текущего полугодия на основании статистических данных за расчетный период.

Вся информация об лимитах доводится до организационно подчиненных отделений не позднее 25-ого числа последнего месяца полугодия.

Контроль за соблюдением установленных лимитов отделения осуществляется на основании балансовых данных, исходя из ежеквартальных остатков.

Структура приходных и расходных кассовых операций банка ведется в банковской ведомости "Учет кассовых операций".

ЦБ РФ установлена пятидневная отчетность по этой ведомости, что позволяет ему определить эмиссионный результат.

Расчетно-кассовый центр и Центральный Банк РФ также осуществляет кассовое обслуживание.

Особенностью формирования результатов расчетно-кассового центра является возможность привлечения денежных средств из хранилищ - резервных фондов, что является не просто возврат денег в обращение за счет выручки, а привлечение дополнительных денежных ресурсов.

Недостатком ресурсов расчетно-кассового центра является пополнение только за счет перечисления средств из резервных фондов, по специальному разрешению Центрального Банка Российской Федерации.

Анализа расчетно-кассового обслуживания параграф не содержит, лучше назвать - Организация расчетно-кассового обслуживания в Сбербанке

3. Направления совершенствования расчетно-кассового обслуживания клиентов банка

 

.1 Перспективы развития расчетно-кассового обслуживания юридических лиц


В настоящее время формы организации безналичных расчетов и в платежные системы, соответствуют современным стандартам, поэтому прежде всего остановимся на совершенствовании организации расчетного и кассового обслуживания.

Электронные расчеты - это расчеты, проводимые с помощью электронных устройств и средств связи.

Данный способ расчетов широко развивается, и существуют такие его виды и формы, как расчеты с помощью интернета и компьютеров, электронные деньги, расчеты с использованием смарт-карт и электронных чеков.

Использование электронных технологий позволяет банкам не только увеличивать скорость расчетов, но и обеспечивать при этом дополнительные удобства для клиентов, предоставлять возможность управления средствами на своих счетах непосредственно со своего рабочего места, и в режиме реального времени.

Система "Банк-Клиент" - это программно-технический комплекс, который позволяет юридическому лицу передавать информацию в обслуживающий его банк, в электронной форме расчетные документы. Основанием для применения расчетных документов является договор между банком и клиентом.

Для работы с данной системой в компьютер клиента загружается специальная программа. Связь с банка осуществляется через телефонную сеть с помощью модема. Каждому клиенту системы "Банк-Клиент" присваивается идентификационное имя и пароль, без них связь с банком невозможна.

Безопасность передачи расчетных документов осуществляется за счет использования специального алгоритма и проверки контрольного ключа по всем реквизитам этих документов. Помимо этого, подлинность расчетных документов и передаваемой информации подтверждается с помощью электронно-цифровой подписи клиента, которая представляет собой набор математических символов.

Преимущество систем "Банк-клиент" заключается в том, что клиенту для непосредственной работы с клиентской частью системы не требуется постоянное подключение к банковской части системы ДБО (дистанционное банковское обслуживание).

У дистанционного банковского обслуживания через Интернет есть ряд как преимуществ, так и недостатков:

Достоинства

Недостатки

Для Клиентов

Для Банка

Для Клиентов

Для Банка

1. Позволяет работать со своими счетами, не выходя из дома. 2. обеспечивает более полную защиту информации о счетах. 3. Позваоляет получать разную информацию из банка. 4. Позволяет выбирать Банк не зависимо от удаленность.

1. Операционист экономит время на прием и обработку документов. 2. Выступает фактором в конкурентной борьбе за клиентов. 3. Позволяет получать дополнительный доход. 4. Позволяет унифицировать работу с документами клиентов.

1. Как правило Банк берут за это плату. 2. Часто требуют некоторого внимания к квалификации сотрудников, для работы с электронными документами. 3. Иногда требуют дополнительного оборудования и более высокой квалификации пользователей компьютеров.

1. Требует затрат на приобретение либо создание новой системы, ее внедрение и обучение сотрудников. 2. Требует затрат на обслуживание, в том числе каналов связи высокой пропускной способностью, при обслуживании большого числа клиентов.


Технологии ДБО с использованием устройств банковского самообслуживания являются одними из наиболее популярных в мире и в России.

Банкоматы и терминалы попадают в категорию ДБО, так как они полностью предоставляют банковские услуги дистанционно, без посещения клиентом банковской организации.

Можно выделить несколько видов ДБО по типу используемых устройств:

ДБО с использованием банкоматов;

ДБО с использованием платёжных терминалов <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%91%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BB>;

ДБО с использованием информационных киосков <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%B8%D0%BE%D1%81%D0%BA>.

По собственному желанию клиента система "Банк-Клиент" может быть дополнена системой "ТелеБанк".

ТелеБанк - это программно-технический комплекс, позволяющий клиенту получать на своем компьютере в режиме реального времени информацию о состоянии всех своих счетов. Кроме того, система "ТелеБанк" позволяет клиенту распечатывать дубликаты выписок со счета.

Особо важным является и такой вопрос, как прибыль, которую получает банк при осуществлении расчетно-кассового обслуживания.

На начальной стадии развития банковской системы ОАО "Сбербанка России", стремясь получить максимальную прибыль, брали с клиентов комиссию за открытие банковского счета и за проведение всех видов операций по нему.

В настоящее время картина коренным образом изменилась. Открытие банковского счета клиенту осуществляется, бесплатно. Комиссия за проведение операций по нему взимается лишь по отдельным видам операций (инкассо, проведение расчетов по аккредитивам и пластиковым картам, выдача наличных денежных средств и др.) и, как правило, ее величина не превышает расходов банка по их проведению.

Основным источником прибыли для банков становятся средства, которые они получают от использования денежных остатков на счетах клиентов в собственных интересах (чаще всего путем предоставления их в виде краткосрочных межбанковских кредитов).

Так же, остатки денежных средств на счетах клиентов способствуют поддержанию ликвидности банка. Таким образом, мы видим, что денежные средства, находящиеся на счетах клиентов, играют для банков огромную роль. Поэтому банки стремятся привлекать на расчетно-кассовое обслуживание новых клиентов. С этой целью большинство банков, начисляет проценты на сумму остатков денежных средств на счете клиента по ставке, равной ставке процентов по вкладам до востребования.

Рассмотрим на примере.

г. Ханты-Мансийск, отделение 1791\0054 ОАО "Сбербанк России" доходы, которые получает банк от осуществления расчетно-кассового обслуживания клиентов.

Сегодня в филиале на расчетно-кассовом обслуживании находится 5025 клиент, которым открыто 4594 счета. Из них 18,5% - общественной формы собственности, 7,1% - предприятия государственной формы собственности, 26,1% - негосударственной формы собственности, и 48,3% - индивидуальные предприниматели.

За 2014 год на расчетно-кассовое обслуживание привлечено 879 клиента. В том числе из других банков. Открыли счета 410 вновь образованных клиентов. Благодаря этому прирост ресурсной базы филиала составил 958,5 млн. рублей.

Стратегия банка направлена на развитие безлюдных технологий.

В 2013 заключено 206 договоров с организациями и 158 с индивидуальными предпринимателями на выплату заработной платы посредством пластиковых карточек. Проведена работа по внедрению корпоративных пластиковых карточек.

Таким образом, банк получает доходы от операций с наличной национальной валютой, за обслуживание юридических лиц в системе "Клиент-банк", а также за прием и пересылку поручений реестров чеков с расчетными чеками, проведение срочных платежей, прием и обработку документов на инкассо, выдачу справок.

Таким образом, "Сбербанк России" осуществляя свою деятельность, увеличивает получаемые доходы посредством привлечения новых клиентов и предоставления им новых услуг (например, система "Клиент-банк").

Так же очень большую роль для банка имеют "косвенные доходы", то есть доходы, которые банк получает от предоставления кредитов, от размещения остатков на счетах клиентов, ведения ссудных счетов, от предоставления банковский гарантий и т.д.

Поэтому при построении системы расчетно-кассового обслуживания, установлении тарифов банк должен обязательно учитывать и эти возможные "косвенные доходы".

3.2 Расчет затрат на внедрение ДБО "банк-клиент" и эффекта от автоматизации кассовой работы


Банковское обслуживание клиентов через сеть Интернет снижает затраты банка за счет сокращения персонала, уменьшения количества отделений и филиалов банков.

Использование Интернета ведет к увеличению скорости, проведения расчетов и экономии средств, т.к. на операции кассовому работнику требуется не менее получаса рабочего времени. В случае проведения расчетов по интернету время на операции сокращается до 15 минут.

При использовании Интернет банка для проведения расчетных операций стоимость обслуживания сокращается за счет снижения себестоимости в пять - десять раз.

Расход через отделение банка на одного клиента примерно составляет 50-120 рублей, а в электронном режиме 15-20 рублей.

Сравним стоимость обслуживания одного клиента при помощи дистанционного банковского обслуживания и в отделении банка.

Затраты банка на расчетно-кассовое обслуживание рассчитываются по формуле:

= I + Rt T, где

- первоначальные инвестиции;- текущие расходы на кассовое обслуживание;- время эксплуатации.

Первоначальные инвестиции на внедрение ДБО рассчитываются:

Idbo = Ipo + Idpo + Iob + Ii + Iint + Itech,

где Ipo - стоимость программного обеспечения ДБО;- стоимость дополнительного программного обеспечения; Iob - стоимость оборудования;- стоимость сетей и выхода в Интернет;- стоимость ДБО по стыковке с системами банка;- стоимость обучения персонала.

При разработке собственных систем ДБО Ipo и Iint, Iob отсутствуют. Первоначальные инвестиции при открытии отделения расчитываются:

Iotd = Ipom + Iob,

где Ipom - затраты банка на помещения;- затраты банка на компьютерную технику.

Текущие операционные расходы на кассовое обслуживание включают:

. Затраты при использовании ДБО:

Rt = Ppod + Zp + Ps + Pk

где Ppod - оплата по обслуживанию ДБО; Zp - заработная плата; Ps - плата за каналы связи; Pk - косвенные расходы.

2. Затраты при открытии отделения банка: Rt = Zp + Ps + Pk

Для сравнения расходов банка на обслуживание разными способами используют экспертные оценки.

На обслуживание 1000 клиентов, срок обслуживания клиентов 1 год и 5 лет, за первый и пятый годы обслуживания.

Стоимость оборудования, стоимость программного обеспечения, позволяющие пользоваться Интернетом и при отсутствии компьютера несколько тысяч долларов.

Размер инвестиций первоначальных примерно 100-250 тыс.

Финансы предприятий инфраструктурных отраслей экономики 149 долл. Ежемесячные затраты от 3 тыс. до 6 тыс. долл.

Типовые разработки от 10 тыс. долл., цена их возрастает с ростом числа клиентов.

Расходы на обслуживание клиентов в ДБО.

Совокупные затраты на обслуживание клиентов

Виды затрат

Покупная отечественная система ДБО

Собственная разработка ДБО

Классическая обслуживание через отделение Банка

Стоимость системы ДБО (1000 клиентов)

1700

-

Стоимость оборудования

150

150

-

Вспомогательное программное обеспечение

50

50

-

Стоимость сетевой инфраструктуры

250

250

-

Обучение персонала банка

35



Затраты на покупку отделений банка

-

-

7000

Зарплата сотрудника

50

100

140

Оплата каналов связи

20

20

-

Косвенные затраты

10

60

60

Затраты на покупку компьютеров и иной техники

-

-

500

Итого текущие операционные расходы банка

115

180

200

Итого совокупные расходы банка в первый год

3780

2610

9900

В последующие годы

1380

2160

2400


По данным таблице видно, что целесообразно использовать ДБО по сравнению с обслуживанием через офис банка.

На дистанционное обслуживание затрат гораздо меньше, чем на классическое обслуживание.

Средние текущие расходы на обслуживание в системе дистанционного обслуживания колеблются от 21 тыс. руб. до 749 тыс. руб. в год и зависят от и количества клиентов.

Текущие затраты на обслуживание клиента в системе ДБО равно 1,12 тыс. руб. в год.

Себестоимость операции обслуживания клиентов определяется по фор - муле:

K× Bp ×Sdbo = Rt / Kl, где

- совокупные затраты на ДБО за месяц;- количество клиентов, обслуживаемых в системе ДБО;- количество операций в системе;- коэффициент использования клиентами ДБО.

Используя эту формулу, получим себестоимость операции обслуживания клиента в ДБО 1,15 руб., а при "классическом" - 1,25 руб. Практические расчеты показывают, что себестоимость операций при дистанционном обслуживании ниже, чем при обслуживании в отделении. Важной характеристикой использования банковского продукта является экономическая эффективность.

Используются различные оценки эффективности банковских инновационных продуктов: финансовые, вероятностные, качественные, статистические. Чаще применяются три основных показателей:

. NPV - приведенный чистый доход т. е. приведенная стоимость.

. IRR - внутренняя норма рентабельности или доходности.

. Payback period - окупаемости инвестиций.

У каждого показателя есть достоинства так и недостатки, поэтому все эти показатели дополняют друг друга и используются в совокупности.

На основании оценок эффективности можно принять решение о выгоде проекта для банка. Один из показателей эффективности банковских инвестиций это учет затрат.

Недостатками такого показателя считается невозможность оценить ситуацию на рынке, качество обслуживания и как меняются результаты деятельности участников, которые приводят к изменению бизнеса.

Используя систему ДБО, банк и клиент получают экономическую выгоду.

Для определения эффективности необходимо просчитать затраты на окупаемость и доход от использования, внедрение и эксплуатацию прибыль.

Оценка доходности ДБО заключается в комплексной оценке финансовых результатов от эффективности внедрения. Ни один из методов не является достаточным для оценки проекта.

Таким образом, представляется возможным оценить эффективность внедрения банковского продукта, используя традиционные показатели, учитывающие специфику инновационной банковской деятельности. Это предполагает определение основных показателей внедрения системы ДБО, учитывая факторы времени, рисков вложений и инвестиций.

Для этого рассчитывается чистый приведенный доход, как разница между приведенными доходами и затратами:

CPD = PD - PR

Приведенные доходы рассчитывается по формуле:

= ∑nDi / (1 + r) n,

где ∑nDi - доход от реализации i-го этапа проекта;- коэффициент дисконтирования;- количество периодов реализации, лет.

Приведенные расходы рассчитываются по формуле:

= ∑nRi / (1 + r) n,

где ∑ nRi - затраты от реализации i-го проекта.

При CPD > 0 внедрение ДБО эффективно.

Коэффициент г дисконтирования - это процентная ставка для перерасчета будущих расходов или доходов в текущей стоимости с влиянием фактора времени.

Для определения рентабельности ДБО используют метод, в котором - рассчитывают срок окупаемости.

Срок окупаемости - это время, в течение которого доход принимает значение положительное.

Величина доходов равна величине затрат капитальных.

Срок окупаемости можно вычислить по следующей формулы:

СО = PR / PRs,

где PRs - средняя величина дохода за инвестиционный период.

При расчете показателей внедрения ДБО учитывается фактор риска.

Для расчета уровня риска при внедрении ДБО.

Таблица 2 Классификация по группам риска

Виды банковских продуктов

Группы риска

Радикальные Комбинаторные Модифицирующие

3 2 1

По цели развития банка: Реактивные Стратегические

 1 2

Системные Точные

2 1

Лимитированные Нелимитированные

1 2

Нововведения: Приобретенные Выполненные собственными силами

 1 2

Технологические Продуктовые

2 1


Условные обозначения: 1-……; 2-….; 3 - …

Что означают группы риска 1,2 и 3?

Совокупный рыночный размер риска считывается по формуле:

(Rp + Rf + Rv) ×Rr = 12,5,

где Rr - совокупный рыночный размер рисков;- процентный риск;- фондовый риск;

ВР - валютный риск.

12,5 - это высокий риск, средний или низкий? И как это получилось?

Таким образом, рентабельность и срок окупаемости корректируются с учетом риска.

3.3 Пути совершенствования расчетно-кассового обслуживания Сбербанка РФ

На данный момент существенным недостатком сложившейся в нашей стране системы кассового обслуживания является её низкая оперативность, предполагающая явку клиента в банк, а также отсутствие возможности получения денежной наличности по истечении операционного дня.

Важным компонентом современных систем электронных банковских услуг является использование автоматов-кассиров, которые устанавливаются как внутри или снаружи помещения банка, так и вне его помещения в районе жилых массивов, торговых центров, предприятий.

Они обеспечивают круглосуточное выполнение операций по приёму наличных денег, оформляемому как приём вкладов, выдаче денег наличными и снятию соответствующей суммы со счёта, а также осуществление перечислений денег со счёта на счёт.

Автомат-кассир представляет собой сложную электронно-механическую машину, ключевыми элементами которой наряду с системой ввода, обработки и вывода информации являются:

пластмассовая карточка;

система идентификации владельца счёта;

деньгоприёмник и устройство выдачи наличных денег.

Такие автоматы работают в режим "офлайн".

В этом случае автомат непосредственно связан с компьютером банка и обеспечивает выполнение операций по счетам.

На сегодняшний день Сбербанк России выполняет не только процедуру стандартных операций, но так же предлагает и другие операции связанные с размещением и движением валютных денежных средств организаций всех форм собственности. Так же обслуживанием расчетных, текущих счетов предприятий посредством модемной связи или банковских карт.

Важным функциональным качеством в работе Банка является операционно-кассовые работники. То есть все аспекты между клиентом и банком рассматриваются с точки зрения потребителя услуг.

Чем качественнее кассовый работник выполняет свою работу, тем больше доверия испытывает клиент к банку. А все это зависит от профессиональных навыков и поведения работников банка.

С каждым годом в Сбербанке России работают наиболее грамотные, хорошо знающие законодательные основы, умеющие управлять финансами и экономикой. Естественно, хорошим финансистом проснутся нельзя, им становятся годами, имея за спиной огромный опыт и годы напряженной работы.

Деятельность Банка на прямую связана с экономикой страны, ускорением производства и приумножением капитала общества.

Для повышения эффективности работы банка нужно ответить на несколько вопросов:

1.      Кто является клиентом Банка?

2.      Каковы их потребности?

3.      Какие услуги и операции банка удовлетворят эти потребности?

Решая эти вопросы можно построить эффективную работу как для клиентом так и для банка. Каждый клиент в праве выбирать вне зависимости от территориального расположения. Так же и банки в праве выбирать себе клиентов. Выбор может быть, как кратковременным, так и долговременным в зависимости от предоставляемых услуг.

Получая доходы от клиентов, банк реализует свой коммерческий интерес, получая вознаграждений от комиссий или в форме ссудного процента.

Банковское законодательство РФ, дает клиенту возможность на:

открытие нескольких счетов в банке;

на отсрочку платежа;

в определенных ситуациях выполнения некоторых банковских операций;

на защиту вкладов и банковской тайны и т.д.

На сегодняшний день в связи с инфляцией в стране возможность открытие вкладов, выдача кредитов и прочих услуг, серьезно затрудняют какие-либо глобальные изменения в банковской деятельности Сбербанка России.

Одной из проблем является защита банковских вкладчиков.

Это имеет экономическое, социальное и политическое значение.

Решение данной проблемы для банковского сообщества представляет большие трудности. Экономический кризис препятствует ее развитию. В решение вопроса вкладчиков складываются интересных разных политических сил и общественных групп.

Так же защита держателей ценных бумаг представляют собой отдельную проблему. Некоторые коммерческие банки и в свою очередь Сбербанк стали называть депозитами некоторые формы срочных вкладов, при этом создавая у клиентов ложные представления, что между депозитом и вкладом есть какая-то разница. Хотя с давних временем единственным сбережением населения были вклады в Сберегательном Банке России, которые были застрахованы государством.

Каждая из этих проблем имеет составные части и различные аспекты. Способы их практического и законодательного решения затрагивают материальные интересы разных групп бизнеса и разных слоев населения.

Эти проблемы политизируют во всех странах включая и нашу Россию.

Заключение


Осуществляя расчетно-кассовое обслуживания АОА Сбербанка России использует следующие формы расчетов:

чеки;

инкассо;

платежные поручения;

документарные аккредитивы;

расчеты с использованием пластиковых карт.

Наиболее простой и традиционной формой расчетов являются платежные поручения.

В настоящее время все шире используются пластиковые карты и клиринг как современные формы расчетов.

В рамках расчетно-кассового обслуживания Сбербанк России предоставляет своим клиентам перечень услуг по работе с наличностью.

В рамках кассового обслуживания клиентов предоставляются следующие услуги:

прием денежных знаков, подлинность которых вызывает сомнение, для отправки на экспертизу

размен наличных денежных средств, обмен банкнот на монету;

прием наличных средств, для зачисления на банковский счет;

прием наличных средств, в любом отделении Сбербанка России для зачисления на основной счет клиента;

выдача банком наличных денежных средств клиенту;

доставка клиентам заработной платы службой инкассации банка;

обмен ветхих банкнот и дефектной монеты Банка России;

Расширение и рост открытых расчетных и текущих счетов положительно влияют на финансовый результат деятельности как банка, так и клиента.

Банки, в свою очередь, также заинтересованы в укреплении базы расчетных и текущих счетов. В международной практике эти суммы просчитываются, планируются исходя из предполагаемых поступлений и выплат по расчётному счёту в будущем отчётном году (конечно, при отсутствии таких негативных явлений, как инфляция, неплатежи и пр.).

В целях увеличения ресурсов, коммерческим банкам нужно разработать стратегию привлечения юридических лиц с целью открытия в нем расчетных и текущих счетов. Исходя из целей и задач коммерческого банка, получения максимальной прибыли и необходимости сохранения банковской ликвидности.

Наиболее распространенной формой расчетов, применяемой в банке, являются платежные поручения. Недостатком является то, что факторинговые расчеты практически не применяются.

Так же необходимо отметить, что достаточно эффективную организацию учета расчетных операций в ОАО "Сбербанк". Однако можно сделать ряд предложений по ее совершенствованию:

широко использовать клиринговые расчеты, электронные, что помогает снизить время провода платежа;

внедрять в применение факторинговую форму расчетов;

активно внедрять систему "Клиент-Банк", это позволит снизить издержки банка на оформление расчетных операций;

В целях повышения системы расчётно-кассового обслуживания Сбербанк переходит к новой трёхуровневой версии системы расчётно-кассового обслуживания.

Новая версия системы расчетно-кассового обслуживания построена на сервере приложений Sybase Enterprise Application Server (EAS). Представительства этой компании Sybase, являются одним из крупнейших мировых поставщиков программного обеспечения.

Осуществляемый на основе новых технологий перевод информационных систем является сегодня актуальной задачей для многих, особенно крупных, компаний.

Главное преимущество этой системы заключается в повышении масштабируемости систем расчётно-кассового обслуживания.

Для реализации новой версии расчетно-кассового обслуживания компания Sybase предложила использовать в качестве сервера приложений Sybase Enterprise Application Server.

После тщательного анализа предложенной платформы сотрудниками банковских систем Сбербанка России и Sybase была выработана методология перехода на новую версию системы, удовлетворяющая всем требованиям.

Особенностями полученного решения является:

обеспечение большой масштабности системы за счет увеличения скорости системы и уменьшению числа подключений к серверу базы данных;

сохранение основной части программного кода, разработанного на Sybase Power-Builder;

возможность развития системы в корпоративной среде;

доступность по отношению к другим используемым программно-технологическим компонентам.

Внедрение новой системы сопровождалось многократным тестированием, включающим проверку функциональности, нагрузочной способности и устойчивости.

В настоящее время новая система расчётно-кассового обслуживания, прошедшая несколько этапов, внедряется в отделениях Сбербанка России.

Заключение пишется по результатам трех глав бакалавровской работы.

И где список литературы?

Высылаю методичку, оформите работу в соответствии с МУ.

Список используемой литературы


1.       Банковские операции. (Учебник для вузов) Каджаева М.Р., Дубровский С.В. 2009, 400с.

2.      Банковские операции. (Учебник пособие) Шевчук Д.А. 2010, 224 с.

.        Банковские риски. (Учебник пособие) Под ред. Лаврушина О.И., Валенцевой Н.И. 2009, 232 с.

.        Банковский менеджмент. (Учебник) Под ред. Лаврушина О.И. 2009, 560 с.

.        Банковское дело. (Учебное пособие) Глушкова Н.Б. 2010, 432 с.

.        Банковское дело. (Учебник) Жарковская Е.П. 2010, 479 с.

.        Банковское дело.100 экзаменационных ответов. Свиридов О.Ю. 2010, 256 с.

.        Банковское дело. Базовые операции для клиентов. (Учебное пособие) Тавасиев А.М., Бычков В.П., Москвин В.А. 2011, 304 с.

.        Банковское дело. Дополнительные операции для клиентов. (Учебное пособие) Тавасиев А.М., Арсланбеков А.А., Бычков В.П. и др. 2012, 416 с.

.        Банковское дело. Практикум. Кузнецова В.В., Ларина О.И. 2010, 264 с.

.        Банковское дело под ред.Г. Г. Коробовой. М.: Экономист.

.        Банковское дело под ред.О.И. Лаврушин. Учебник издание 2014. Услуги и операции коммерческого банка. 2014, 115 с.

.        Банки, деньги, кредит: Учебник под ред.О.И. Лаврушина. М.: Финансы и статистика, 2011.

.        Березина М.П. Система расчетов и Центральный банк // Банковское дело. 2014, 15-19 с.

.        Березина М.П., Крупнов Ю.С. Межбанковские расчеты. М.: Финстатинформ, 2009,.15-19

.        Глушков Н.Б. Банковское дело. М.: Альма Матер, 2009, 216 с.

.        Голубевич А.Ю. Валютные операции в коммерческих банка. Экономика, 2010.

.        Данилов О.А. Создание и развитие инвестиционного банка в России. М.: Дело, 2010, 354 с

.        Куликов А.К. Кредиты. Инвестиции. Экономика, 2010.

.        Деятельность коммерческих банков под ред. А.В. Колтырина, 2009, 205 с.

.        Ломан Э.Д. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. М.: 2009, 381 с.

.        Манркова О.М., Сахарова Л.С., Сидоров В.Н. Коммерческие банки и их операции. М.: Юнити, 2010, 457 с.

.        Миловидов В.Д. Методологические основы конкуренции на региональном рынке финансовых услуг // Банковское дело. 2012, с 12-14.

.        Минина Т.Н. Электронные банковские услуги // Банковские услуги. 2013, с 31-35.

.        Миловидов Д.А. Современное банковское дело. М.: Инфра-м, 2011, с 335.

.        Молчанов И.В. Коммерческий банк в современной Росси. М.: Финансы и кредит, 2013, 259 с.

.        Немчинов В.К. Учет и операционная техника в банках. М.: Банки и биржи, 2014, 299 с.

.        Рудакова О.С. Банковские электронные услуги. М.: Юнити, 2009, 325 с.

.        Саркисян А.В. Новые технологи в расчетно-платежной системе коммерческого банка. 2013, 458 с.

.        Семенюта О.Г. Банковское дело и банковское законодательство. М.: Банки и биржи 2011, 453 с.

.        Подпорин В.К. Безналичные расчеты под защитой // Экономика и жизнь. 2012, 251 с.

.        Финансы, денежное обращение и кредит:. Учебник под ред. М.В. Романовского и О.В. Врублевской. 2-е издание М:. Юрайт, 2011, 451с.

.        Финансы: Учебник под ред.С.И. Лушина, В.А. Слепова. М:. Экономист, 2010.

.        Финансы: Учебник пособие под ред.А. А. Ковалевой.6-е изд. М:. Финансы и статистика, 2010, 356 с.

.        Усоскин В.М. Современный коммерческий банк. Управление и операции. М.: Антидор, 2010, 268 с.

.        Черкасов В.Е. Финансовый анализ в коммерческом банке. - М.: Инфра-м, 2011, 446 с.

.        Шеремет А.Д. Финансы предприятий: Менеджмент и анализ М.: Инфар-м, 2009.

.        Ширинская Е.Б. Операции коммерческих банков: российский и зарубежный опыт. М.: Финансы и статистика, 2009, 115 с.

39.    <http://bibliofond.ru>

Похожие работы на - Механизм расчетно-кассового обслуживания в Сбербанке России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!