Государственное регулирование рынка ценных бумаг

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,91 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тюменский государственный университет

Финансово-экономический институт

Кафедра финансов, денежного обращения и кредита






Курсовая работа

Государственное регулирование рынка ценных бумаг


Студента 3 курса

специальности (направление)

Экономика

заочная форма обучения,

группа 26 э 123 з

Затеевой В.М.

Проверил:

Перминова И.А., к. э. н., доцент

Тюмень 2014

Содержание

Введение

Глава 1. Рынок ценных бумаг и его участники

.1 Сущность, функции и виды рынка ценных бумаг

.2 Участники рынка ценных бумаг

Глава 2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг

.1 Механизм и принципы регулирования рынка ценных бумаг

.2 Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Заключение

Список использованных источников

рынок ценный бумага государственный

Введение

Благодаря глубоким институциональным реформам Россия, на путь формирования экономики рыночного типа, добилась к настоящему времени поразительных результатов. Одним из таких достижений является формирование и быстрое развитие финансового рынка и его составляющей - рынка ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг является неотъемлемой частью финансового рынка, цель которой состоит в аккумулировании финансовых ресурсов и обеспечении возможности их перераспределения путем совершения различными участниками рынка разнообразных операций с ценными бумагами, т.е. в осуществлении посредничества в движении временно свободных денежных средств от инвесторов к эмитента ценных бумаг.

Ценные бумаги и фондовые рынки, исполняющие роль дополнительного или альтернативного источников финансирования экономики на макро- и микроуровне, постоянно трансформируются. За последнее десятилетие на рынках ценных бумаг большинства стран мира произошли большие эволюционные изменения, вызванные экономическим развитием и глобализацией экономик. Поэтому рынок ценных бумаг, сами ценные бумаги, их различная предназначенность и целевые аспекты требуют постоянного изучения и анализа. Тема является довольно актуальной на сегодняшний день, потому что развитой рыночной экономике ценные бумаги и их рынок играют огромную роль в мобилизации свободных денежных средств для нужд предприятий и государства.

Цели и задачи исследования. Цель данной работы состоит в систематизации теоретических исследований и обобщении практического опыта функционирования рынка ценных бумаг в России, а также в разработке методических рекомендаций по рационализации его экономических механизмов и финансовых инструментов.

Цель исследования предполагает решение следующих задач: определение места и роли рынка ценных бумаг в инвестиционном процессе; исследование нормативно-правовой базы российского рынка ценных бумаг; анализ процесса государственного регулирования рынка ценных бумаг, а также способов их размещения; классификацию интересов различных групп эмитентов и инвесторов на рынке ценных бумаг.

Объектом исследования является рынок ценных бумаг в Российской Федерации, его структура, а также деятельность его участников.

Предметом исследования являются экономические и организационно-правовые отношения, связанные с функционированием рынка ценных бумаг.

Методологическую базу исследования составляют труды ведущих отечественных и зарубежных экономистов. Теоретические и практические аспекты функционирования российского рынка ценных бумаг освещались, В.И. Колесникова, Я.М. Миркина, В.С. Торкановского и др.

Информационную базу исследования составили законодательные акты Российской Федерации, нормативные документы Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Министерства финансов, Министерства по антимонопольной политике, Центрального банка, Министерства по налогам и сборам РФ. В процессе исследования использовались также статистические материалы Госкомстата РФ, публикации в средствах экономической, научно-технической и массовой информации, а также информация, предоставляемая в системе Интернет.

Глава 1. Рынок ценных бумаг и его участники

.1 Сущность, функции и виды рынка ценных бумаг

Рынок ценных бумаг - это сфера экономических отношений, связанных с выпуском и обращением ценных бумаг. Его цель состоит в аккумулировании финансовых ресурсов и обеспечении возможности их перераспределения путем совершения различными участниками рынка разнообразных операций с ценными бумагами, т.е. в осуществлении посредничества в движении временно свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг является частью финансового рынка и занимает промежуточное место среди рынков капитала и денежных рынков.

Задачами рынка ценных бумаг являются:

·мобилизация временно свободных финансовых ресурсов для осуществления конкретных инвестиций;

·создание и развитие рыночной инфраструктуры;

·выпуск и обращение новых видов ценных бумаг;

·совершенствование системы ценообразования;

·поддержание баланса спроса и предложения;

·активизация финансового рынка;

·снижение темпов инфляции;

·совершенствование нормативно-правовой базы;

·контроль за соблюдением принятых правил и стандартов;

·обеспечение контроля на основе государственного, биржевого регулирования;

·усовершенствование саморегулируемых организаций, регулирующих деятельность профессиональных участников рынка;

·разработка портфельных стратегий;

·уменьшение инвестиционного риска;

·проведение маркетинговых исследований, на основе которых осуществляется прогнозирование перспективных направлений развития рынка.

На сегодняшний день имеется около тысячи законодательных и нормативных документов, регулирующих различные стороны рынка ценных бумаг и деятельности его участников. Основным из них является Федеральный закон РФ "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 г.

Рынок ценных бумаг выполняет ряд обще рыночных (присущих каждому финансовому рынку) функций и ряд специфических функций.

К обще-рыночным функциям относят следующие:

  1. Аккумулирующая функция, которая проявляется через создание условий для мобилизации временно свободных финансовых ресурсов с последующим их использованием в интересах участников рынка и национальной экономики в целом.
  2. Организационная функция, которая заключается в организации процесса доведения финансовых активов до потребителей (покупателей, вкладчиков). Она проявляется через создание сети различных институтов по реализации ценных бумаг (банки, биржи, брокерские конторы, инвестиционные фонды и т.п.) и заключается в создании нормальных условий для реализации денежных ресурсов потребителей в обмен на интересующие их ценные бумаги.
  3. Регулирующая функция, которая заключается в создании правил торговли и участия в ней; определение органов контроля и управления, порядка разрешения споров между участниками рынка.
  4. Стимулирующая функция, которая заключается в мотивации юридических и физических лиц стать субъектами рынка путем предоставления им определенных прав: права на участие в управлении предприятиями (акции), права на получение дохода (процентов по облигациям, дивидендов по акциям), возможности накопления капитала или права стать владельцем имущества (облигации).
  5. Контрольная функция, которая заключается в проведении контроля за соблюдением норм законодательства, правил торговли, этических норм участниками рынка.
  6. Ценовая функция - функция установления и обеспечения процесса формирования и движения рыночных цен (курсов) на ценные бумаги посредством сбалансирования спроса и предложения на ценные бумаги путем проведения операций с ними.
  7. Коммерческая функция, которая заключается в получении участниками рынка прибыли от операций на рынке ценных бумаг.
  8. Информационная функция, которая заключается в производстве и доведении информации об объектах торговли и ее участниках до экономических субъектов рынка.

К специфическим функциям рынка ценных бумаг можно отнести следующие:

  1. Перераспределительная функция, которая включает в себя оперативное перераспределение денежных средств между отраслями и сферами экономики, территориями и странами, группами и слоями населения, предприятиями и государством и т.п.; перевод сбережений из непроизводительной в производительную форму.
  2. Учетная функция, которая проявляется в обязательных операций:

·учете различных видов ценных бумаг, обращающихся на рынке в специальных списках (реестрах);

·регистрации профессиональных участников рынка ценных бумаг через лицензирование;

·фиксации фондовых операций, оформленных договорами купли-продажи, залога, траста, конвертации и др. на бирже.

  1. Функция страхования ценовых и финансовых рисков (или хеджирование), которая осуществляется посредством заключения фьючерсных и опционных контрактов.
  2. Воздействие на денежное обращение, заключающееся в регулировании объема денежной массы в обращении через своевременные выпуски и погашения государственных ценных бумаг.
  3. Финансирование дефицита государственного бюджета на без инфляционной основе, т.е. без выпуска в обращении дополнительных денежных средств.
  4. Использование ценных бумаг в приватизации, антикризисном управлении экономики.

В мировой практике известны три модели рынка ценных бумаг в зависимости от банковского или небанковского характера финансовых посредников.

  1. Небанковская модель - в качестве посредников выступают небанковские компании по ценным бумагам. Такая модель существует в США.
  2. Банковская модель - посредниками выступают банки. Эта модель характерна для Германии.
  3. Смешанная модель - посредниками являются как банки, так и небанковские компании. Данная модель имеет место в Японии и России.

Имеются различные классификационные признаки рынков ценных бумаг. По территориальному признаку рынок ценных бумаг делится на международный, региональный, национальный и местный. Международный рынок охватывает финансовые рынки всех стран мира. Региональный рынок охватывает рынки отдельных регионов мировой торговли. Национальный (внутренний) рынок охватывает рынок одного государства. Местный рынок охватывает часть рынка одного государства.

В зависимости от степени организованности рынок ценных бумаг подразделяется на: организованный и неорганизованный.

Организованный рынок - это рынок, где обращение ценных бумаг осуществляется на основе законодательно установленных правил между лицензированными профессиональными посредниками.

Неорганизованный рынок - это рынок, где обращение ценных бумаг осуществляется без соблюдения единых для всех участников рынка правил; это рынок, где правила заключения сделок, требования к ценным бумагам, к участникам и т.д. не установлены, торговля осуществляется произвольно, в частном контакте продавца и покупателя.

Системы распространения информации о совершенных сделках не существует.

Биржевой рынок - это рынок, организованный фондовой биржей (фьючерсной, фондовыми секциями валютной и товарной биржи) и работающими на ней брокерскими (маклерскими) и дилерскими фирмами.

Внебиржевой рынок - это рынок, где осуществляется обращение ценных бумаг, не допущенных к котировке на фондовых биржах. Внебиржевой рынок занимается обращением ценных бумаг тех акционерных обществ, которые не имеют достаточного количества акций или доходов для того, чтобы зарегистрировать свои акции (т.е. пройти листинг) на какой-либо бирже и быть допущенными к торгам на ней. Он может быть организованным и неорганизованным. Организованный внебиржевой рынок образуется фондовыми магазинами, отделениями банков, а также дилерами, которые могут быть или не быть членами биржи; инвестиционными компаниями, инвестиционными фондами и др.

Внебиржевой рынок способен обеспечить прямое участие миллионов мелких и средних инвесторов в торговле ценными бумагами.

По видам сделок рынок ценных бумаг разделяется на кассовый и срочный (форвардный).

Кассовый (кэш-рынок, спот-рынок) - это рынок с немедленным исполнением сделок в течение 1-2 рабочих дней, не считая дня заключения сделки. Срочный (форвардный) - это рынок, на котором заключаются разнообразные сделки со сроком исполнения, превышающим два рабочих дня.

По способу торговли рынок ценных бумаг делится на компьютеризированный и традиционный.

Торговля на компьютеризированном рынке ведется через компьютерные сети, которые объединяют фондовых посредников. Характерными чертами данного рынка являются:

·отсутствие физического места, где встречаются продавцы и покупатели, и, следовательно, отсутствие прямого контакта между ними;

·полная автоматизация процесса торговли и его обслуживания; роль участников рынка сводится в основном только к вводу своих заявок на куплю-продажу ценных бумаг в систему торгов.

Торговля на традиционном рынке осуществляется непосредственно на самой бирже между продавцами и покупателями ценных бумаг.

По эмитентам и инвесторам рынок ценных бумаг подразделяется на: рынок государственных ценных бумаг, рынок муниципальных ценных бумаг, рынок корпоративных ценных бумаг, рынок ценных бумаг, выпущенных (купленных) физическими лицами.

По гражданству эмитентов рынок ценных бумаг делится на рынок резидентов и рынок нерезидентов.

В зависимости от происхождения ценных бумаг различают рынки основных ценных бумаг и производных финансовых инструментов.

По конкретным видам ценных бумаг бывают следующие виды рынка: рынок акций, рынок облигаций, рынок векселей и пр. В зависимости от срока обращения ценных бумаг рынок делят на рынок кратко-, средне-, долго- и бессрочных ценных бумаг. По степени риска рынок ценных бумаг разделяется на: высокорисковый, среднерисковый и малорисковый рынок.

В зависимости от инвесторов рынки ценных бумаг бывают следующих видов: рынки, ориентированные на молодежь в качестве инвесторов; рынки, ориентированные на людей пенсионного возраста, и т.п.

Для каждого из перечисленных рынков характерны своя специфика, особенности функционирования, свои правила совершения сделок. Тем не менее все рынки взаимосвязаны, так как один и тот же финансовый актив может быть товаром нескольких рынков, а один и тот же экономический субъект может быть участником нескольких рынков.

Рынок ценных бумаг имеет свою собственную структуру, которая состоит из следующих компонентов:

- субъекты рынка - участники рынка;

объекты рынка - ценные бумаги;

собственно рынок - операции на рынке;

система регулирования и контроля рынка ценных бумаг;

- инфраструктура рынка (правовая, информационная, депозитарная, расчетно-клиринговая и регистрационная сеть).

Субъекты рынка - это физические и юридические лица, которые продают или покупают ценные бумаги или обслуживают их оборот и расчеты по ним, вступая между собой в определенные экономические отношения по поводу их обращения. К субъектам финансового рынка относятся: эмитенты, инвесторы, фондовые посредники, финансовые институты и т.п.

Объекты рынка - это товары рынка, а именно различные ценные бумаги, обращающиеся на рынке. К объектам финансового рынка относятся: акции, облигации, векселя, банковские сертификаты, варранты, фьючерсные контракты и пр.

Операции, проводимые на рынке, - это действия с финансовыми активами на рынке для достижения поставленных целей. На рынке ценных бумаг осуществляются различные финансовые операции. Основными операциями являются: выпуск (эмиссия), размещение, купля-продажа, обмен, доверительное управление, начисление и выплата доходов по ценным бумагам, ценообразование и пр.

Регулирование рынка ценных бумаг - это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Существует четыре основные формы регулирования рынка ценных бумаг.

1. Государственное регулирование, опирающееся на законодательство и нормы налогообложения; государственное регулирование биржевой деятельности, которое осуществляется государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования.

. Биржевое регулирование, основанное на правилах работы фондовых бирж (фьючерсных бирж, фондовых отделов товарных и валютных бирж).

3. Саморегулирование, осуществляющееся через деятельность различных ассоциаций профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Общественное регулирование или регулирование через общественное мнение с помощью средств массовой информации. Именно реакция общества в целом на какие-то действия на биржевом рынке является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия со стороны государства или профессионалов рынка.

Рынок ценных бумаг не может существовать без хорошо развитой инфраструктуры: правовой, информационной, депозитарной, а также расчетно-клиринговой и регистрационной сети. Инфраструктуру финансового рынка создают организации, обслуживающие рынок, которые включают в себя: организации, обеспечивающие заключение сделок; организации, обеспечивающие исполнение сделок клиринговые организации, депозитарии, регистраторы); информационные агентства.

Основными признаками развитого рынка ценных бумаг являются стабильность нормативно-правовой базы, достаточно большой круг участников рынка, информационная прозрачность операций и участников рынка и хорошо развитая инфраструктура. Наличие этих признаков обеспечивает участникам рынка быстрое и эффективное осуществление операций с ценными бумагами.

1.2 Участники рынка ценных бумаг

Участники рынка ценных бумаг (субъекты рынка) - это физические и юридические лица, которые осуществляют куплю, продажу ценных бумаг или обслуживание их оборота и расчеты по ним, вступая между собой в определенные экономические отношения, связанные с обращением ценных бумаг.

Всех участников рынка ценных бумаг условно можно разделить на профессиональных и непрофессиональных участников. В соответствии с Законом "О рынке ценных бумаг" профессиональные участники рынка ценных бумаг - это юридические лица, которые осуществляют следующие виды деятельности:

  1. брокерскую деятельность;
  2. дилерскую деятельность;
  3. деятельность по управлению ценными бумагами;
  4. расчетно-клиринговую деятельность;
  5. депозитарную деятельность;
  6. деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг;
  7. деятельность по организации торговли ценными бумагами.

В зависимости от позиции, которую занимают участники на рынке ценных бумаг по отношению к рынку, их делят на продавцов, покупателей и организации, обслуживающие операции с ценными бумагами на рынке.

Разделяют участников рынка ценных бумаг на четыре группы:

  1. главные участники рынка ценных бумаг (государство, муниципалитеты, крупные национальные и международные компании), ценные бумаги которых высоконадежны, но не всегда обеспечивают высокие доходы;
  2. институциональные инвесторы - финансово-кредитные институты, совершающие операции с ценными бумагами (банки, страховые общества, пенсионные фонды и т.п.);
  3. индивидуальные инвесторы - частные лица, в том числе владельцы небольших предприятий венчурного бизнеса;
  4. профессионалы рынка ценных бумаг (брокеры, дилеры и т.п.).

В зависимости от функционального назначения всех участников рынка ценных бумаг можно подразделить на: эмитентов, инвесторов, фондовых посредников, органы регулирования и контроля, организации, обслуживающие рынок.

1. Эмитенты ценных бумаг - это хозяйствующие субъекты, стремящиеся получить дополнительные источники финансирования, а также органы государственной власти, выпускающие займы для покрытия части государственных расходов. Закон РФ "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 г. №39-ФЗ устанавливает, что эмитент - это "юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими".

Эмитент - всегда продавец, который поставляет на рынок ценную бумагу, качество которой определяется его статусом, хозяйственно-финансовыми результатами его деятельности. В состав эмитентов входят:

·государство (центральное правительство, региональные и муниципальные органы власти);

·акционерные общества (корпорации производственного сектора, кредитной сферы, биржи, финансовые структуры и др.);

·частные предприятия;

·частные лица.

Инвесторы - физические и юридические лица, имеющие временно свободные средства и желающие вложить их для получения дополнительных доходов. Инвесторы приобретают ценные бумаги от своего имени и за свой счет. Закон "О рынке ценных бумаг" устанавливает, что инвестор - это лицо, которому ценные бумаги принадлежат на праве собственности (собственник) или ином вещном праве (владелец).

Имеются следующие виды инвесторов:

·институциональные инвесторы - государство, корпоративные инвесторы, специализированные институты: специализированные фонды и компании, инвестиционные институты;

·профессионалы рынка - фондовые посредники (брокеры, дилеры);

·индивидуальные инвесторы физические лица, использующие свои сбережения для приобретения ценных бумаг;

·прочие инвесторы организации.

В зависимости от цели инвестирования различают следующие основные инвестиционные стратегии:

·стратегическую - долгосрочные вложения, покупка ценных бумаг на срок от месяца до нескольких лет с целью получения прибыли от продажи в конце срока инвестирования;

·спекулятивную - рассчитана на краткосрочные и частые операции купли/продажи ценных бумаг, как в течение дня, так и на срок до месяца с наибольшей прибылью от каждой сделки;

Фондовые посредники - это торговцы, обеспечивающие взаимоотношения между эмитентами и инвесторами на рынке ценных бумаг. К ним относят брокеров и дилеров.

Важным финансовым посредником в распределении денежных ресурсов на фондовом рынке считается брокер. Брокер - это зарегистрированный агент по купле-продаже различных видов ценных бумаг, имеющий лицензию на осуществление этого вида деятельности. Брокер лицензируется Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР) в качестве профессионального участника рынка ценных бумаг.

Брокер всегда заключает сделки за счет клиента, действуя на основе договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок. Он получает в свое распоряжение ценные бумаги и продает их новому инвестору либо приобретает ценные бумаги по поручению клиента.

Брокер может оказывать также консультационные и информационные услуги, заниматься дилерской деятельностью. Сделки, осуществляемые брокером по поручению клиентов, во всех случаях подлежат приоритетному исполнению по сравнению с дилерскими операциями самого брокера при совмещении им деятельности брокера и дилера.

Дилер - это хозяйствующий субъект, совершающий финансовые операции от своего имени и за свой счет.

На российском рынке может быть инвестиционная компания, одной из функций которой является вложение средств в ценные бумаги, осуществление сделок с ними от своего имени, в том числе путем их котировки. Такие профессионалы рынка ценных бумаг, как банки и инвестиционные компании, могут совмещать брокерскую и дилерскую деятельность.

Доверительный управляющий - это коммерческая организация, которая занимается управлением имуществом клиента и выполнением других услуг в интересах и по поручению клиентов на правах доверительного лица, имеющая лицензию на право осуществления деятельности по трастовому (доверительному) управлению имуществом.

Наличие лицензии не требуется, если доверительное управление связано только с осуществлением, управляющим прав по ценным бумагам.

В мировой практике принято выделять две модели траста - английскую и континентальную. Английская модель предполагает, что все субъекты траста - его учредитель (собственник), выгодоприобретатель и управляющий - в определенной мере и объеме обладают правомочиями собственника. В континентальной модели при передаче имущества в доверительное управление не происходит смены собственника, а доверительный управляющий, получая имущество, принимает на себя обязательства осуществлять управление в интересах учредителя. В РФ распространена континентальная модель траста.

Следующей группой участников рынка ценных бумаг являются органы регулирования и контроля.

  1. Органы государственного регулирования. Регулированием рынком ценных бумаг на государственном уровне занимаются:

·высшие органы власти: Федеральное Собрание, Президент, Правительство;

·государственные органы регулирования рынка ценных бумаг министерского уровня: Банк России, Министерство финансов РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба по страховому надзору и др.

  1. Саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг (СРОПУРЦБ) - это добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, функционирующее на принципах некоммерческой организации, созданное для обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг. Все доходы саморегулируемой организации используются ею исключительно для выполнения уставных задач и не распределяются среди ее членов.

Вопросами саморегулирования на рынке ценных бумаг занимаются: Профессиональная ассоциация участников фондового рынка (ПАУФОР), Совет крупнейших регистраторов и депозитариев (СКРО), Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД), Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), Объединение по защите интересов акционеров предприятий и организаций (ОПИАК) и др.

Следующими участниками рынка ценных бумаг являются организации, обслуживающие рынок. Это организации, выполняющие все функции на рынке ценных бумаг, кроме функции купли-продажи ценных бумаг. Их можно разделить на:

  1. Организации, обеспечивающие заключение сделок. Организаторами торговли на рынке ценных бумаг являются профессиональные участники рынка, осуществляющие деятельность по организации торговли, которая заключается в предоставлении услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг. Организатором торговли является фондовая биржа.
  2. Организации, обеспечивающие исполнение сделок. К ним относят клиринговые организации, депозитарии, регистраторы (реестродержатели).

Клиринговые организации - организации, осуществляющие деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним. Они должны иметь соответствующую лицензию.

Депозитарии - профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие депозитарную деятельность, т.е. деятельность, связанную с предоставлением услуг по хранению ценных бумаг, выпущенных в документарной и бездокументарной формах, и учетом перехода прав на них. Депозитарием может быть только хозяйствующий субъект.

Деятельность регистратора включает ведение лицевых счетов зарегистрированных лиц, ведение учета ценных бумаг на эмиссионном и лицевом счетах эмитента, хранение и учет документов, являющихся основанием для внесения записей в реестр, учет начисленных доходов по ценным бумагам. Задача регистратора состоит в том, чтобы вовремя и без ошибок предоставлять реестр эмитенту.

Участники рынка ценных бумаг - это физические лица или организации, которые продают или покупают ценные бумаги или обслуживают их оборот и расчеты по ним, также это те, кто вступает между собой в определенные экономические отношения по поводу обращения ценных бумаг.

Существуют следующие основные группы участников рынка ценных бумаг в зависимости от их функционального назначения: эмитенты; инвесторы; фондовые посредники. Также существуют организации, обслуживающие рынок ценных бумаг и государственные органы регулирование и контроля.

Рынок ценных бумаг - это сфера экономических отношений, связанных с выпуском и обращением ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг является частью финансового рынка и занимает промежуточное место среди рынков капитала и денежных рынков.

Участники рынка ценных бумаг (субъекты рынка) - это физические и юридические лица, которые осуществляют куплю, продажу ценных бумаг или обслуживание их оборота и расчеты по ним, вступая между собой в определенные экономические отношения, связанные с обращением ценных бумаг.

В зависимости от функционального назначения всех участников рынка ценных бумаг можно подразделить на: эмитентов, инвесторов, фондовых посредников, органы регулирования и контроля, организации, обслуживающие рынок.

Глава 2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг

.1 Механизм и принципы регулирования рынка ценных бумаг

Важность рынка ценных бумаг определяет необходимость его регулирования. Поскольку рынок ценных бумаг является одним из основных механизмов аккумуляции и распределения финансовых ресурсов, при его регулировании необходимо учитывать конкретные экономические задачи государства, в частности, отражающие специфику развития рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг - упорядочение деятельности всех его участников и операций между ними со стороны уполномоченных на то органов. Этими органами помимо государства могут быть и саморегулируемые организации, которые исторически первыми вырабатывали общие правила поведения для своих участников.

Как правило, основными целями регулирования РЦБ являются:

·поддержка порядка на рынке, создание нормативных условий для работы всех его участников;

·защита участников рынка от мошенничества;

·обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования;

·создание эффективного рынка;

·создание новых рынков, поддержка традиционных рынков и рыночных структур.

Выделяют две концепции государственного регулирования РЦБ:

) преобладание государственного регулирования (роль саморегулируемых организаций небольшая);

) преобладание саморегулируемых организаций (переговоры - основная форма работы, у государства - только контрольная функция).

Таким образом, с точки зрения уровней регулирования существуют модели государственного регулирования (преимущественно европейская модель), а также модели, сочетающие государственное регулирование с саморегулированием со стороны профессионального общества (англо- американская модель).

В России пока можно говорить о преобладании первой концепции. Некоторые ученые занимающиеся изучением РЦБ выделяют три модели государственного регулирования: прямое; с помощью финансово - банковских органов; через специальные государственные учреждения".

В настоящее время основными документами, регулирующими РЦБ в России, являются:

·Гражданский кодекс - дается определение ценной бумаги, указывается их вид, формы выпуска. Кроме того, описываются основы создания и функционирования акционерных обществ.

·Федеральный закон "О РЦБ" (принят в 1997 году) - даются основные определения, описываются виды профессиональной деятельности, эмиссия ценных бумаг, порядок раскрытия информации на рынке ценных бумаг, функции ФСФР.

·Федеральный закон "Об акционерных обществах" (действует с 1997г.)- описывается функционирование АО: создание и преобразование, формирование уставного капитала, выпуск акций и облигаций, выплата дохода по ценным бумагам, принятие решений о ценных бумагах, раскрытие информации для акционеров.

Кроме того, имеется около тысячи различных положений, стандартов, принятых ФСФР, регламентирующих конкретные виды деятельности на РЦБ, в том числе и профессиональной.

В настоящее время субъектами регулирования являются:

) Центральный банк - регулирует сегмент банковских ценных бумаг.

) Министерство финансов - регулирует сектор государственных ценных бумаг;

) Государственный комитет по управлению имуществом - регулирует сегмент ценных бумаг, которые выпускаются предприятиями в ходе приватизации;

) Федеральная антимонопольная служба - регулирует крупные сделки;

) Федеральная служба по финансовым рынкам - регулирует весь рынок бумаг.

Система управления рынком ценных бумаг наряду с функциональной, технической и подсистемами инфраструктуры обеспечивает функционирование рынка ценных бумаг. Как и любая система управления, система регулирования рынка ценных бумаг строится в соответствии с его целями, стратегией и задачами и имеет две подсистемы: управляющую и управляемую.

Регулирование рынка ценных бумаг обычно имеет следующие цели:

поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;

обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;

в определённых случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т.п.;

воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышение темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.д.).

Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает:

создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработка законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;

отбор профессиональных участников рынка; современный р. ц. б., как, пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников. Однако не любое лицо или не любая организация могут занять место такого посредника. Чтобы это сделать, необходимо удовлетворить определённым требованиям по знаниям, опыту и капиталу, которые устанавливаются уполномоченными на это регулирующими организациями или органами;

контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами;

систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке; такими санкциями могут быть: устные и письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из рядов участников рынка.

Принципы регулирования РЦБ во многом зависят от существующих в стране политических и экономических условий, но одновременно они должны отражать и проверенную временем историческую практику мирового РЦБ.

Основные принципы:

. Разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка - с другой. В первой связке регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом по ней обязанным; во второй - отношения, в которых заключаются и исполняются сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками.

. Выделение из всех видов ценных бумаг так называемых инвестиционных, т.е. тех, которые выпускаются массово, сериями (траншами) и могут быстро распространяться и рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку именно такими инструментами злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка.

. Максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка - эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках. Этим механизмом достигается возможность получения участниками рынка информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях на рынке.

. Необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Этот принцип реализуется через неприятие регулятивных документов, делающих преференции отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами - в нормах не упоминаются конкретные имена или фирменные названия.

. При Разделении полномочий между регулирующими органами следует исходить из того, что нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом.

. Обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка. Такой принцип повышает качество нормотворчества и его объективность.

. Соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования РЦБ., имеющей определённую историю и традиции. Нельзя не учитывать и всё растущую интеграцию национального фондового рынка с международным. Неэффективно начинать строить новую систему регулирования рынка "с центра поля", необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения. Не следует делать из этого опыта догмы, т.к. повторение чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка.

. Оптимальное распределение функций регулирования РЦБ между государственными и негосударственными органами управления (коммерческими организациями, общественными организациями) .

Управляющая подсистема включает:

) государственные органы и саморегулируемые организации, осуществляющие на рынке ценных бумаг целенаправленную деятельность (законодательную, регистрационную, лицензионную, надзорную);

) законодательную инфраструктуру (нормативные документы, действующие на фондовом рынке, главным образом законодательные акты по ценным бумагам);

) этику фондового рынка (правила ведения бизнеса, утверждаемые саморегулируемыми организациями).

Управляемая подсистема - это функциональная, техническая и организационная инфраструктура рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг - это объединение в систему определенных методов и приемов, позволяющих упорядочить совершение сделок, подчинить их установленным требованиям и правилам. Это механизм поддержания равновесия взаимных интересов всех участников рынка, следующих определенным правилам игры. На первичном рынке ценных бумаг государственное регулирование сосредоточено на поддержании единого порядка выпуска (эмиссии) в обращение ценных бумаг посредством регистрации. На вторичном рынке контроль за обращением осуществляется посредством лицензирования профессиональных участников рынка (выдача квалификационных аттестатов, дающих право на совершение сделок с ценными бумагами) и инвестиционных институтов, а также через механизм налогообложения операций (сделок) с ценными бумагами.

К методам регулирования рынка ценных бумаг относятся следующие:

) нормативно-правовое регулирование;

) регистрация выпусков, проспектов эмиссии;

) лицензирование субъектов рынка;

) аттестация специалистов инвестиционных институтов;

) страхование инвесторов;

) аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым состоянием эмитентов;

) постоянное информирование инвесторов;

) регистрация и надзор за деятельностью участников рынка ценных бумаг;

) контроль за соблюдением действующего законодательства;

) консультирование.

Представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления устанавливают предельные объемы эмиссии ценных бумаг, эмитируемых органами власти соответствующего уровня. Общее руководство развитием фондового рынка осуществляет Президент РФ. Совет Федерации ратифицирует законодательные акты по вопросам развития рынка ценных бумаг. Государственная дума разрабатывает законодательные акты по вопросам развития фондового рынка. Правительство РФ определяет общие направления, утверждает концепцию развития рынка ценных бумаг. Федеральная служба по финансовым рынкам разрабатывает концепцию развития рынка ценных бумаг, нормативно-правовые акты, осуществляет контроль, аттестацию и лицензирование профессиональных участников рынка. Министерство финансов РФ проводит выпуск государственных ценных бумаг и общий контроль за развитием фондового рынка.

Для обеспечения государственного регулирования рынка ценных бумаг Указом Президента РФ от 04.11.1994 №2063 "О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в РФ" была создана Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ. Указом Президента от 27.02.1995 №202 статус ФКЦБ был приравнен к статусу министерства.

Таким образом, рынок ценных бумаг - объект жесткого регулирования и государственного контроля. Кроме этого, развит механизм саморегулирования рынка, целью которого является устранение криминогенных ситуаций и создание ликвидного рынка.

В России уже заложены основы для нормального функционирования фондового рынка, и на нем действует довольно большое количество профессионалов. Однако рынок все еще отличается крайне низким уровнем капитализации, многие ценные бумаги неликвидны, инфраструктура рынка развита слабо. Поэтому развитие рынка ценных бумаг - одна из приоритетных задач государства.

.2 Государственное регулирование рынка ценных бумаг

В период 2007-2008 г. динамичное развитие рынка ценных бумаг сопровождалось работой ФСФР России по дальнейшему совершенствованию нормативной правовой базы регулирования рынка ценных бумаг. В соответствии со Стратегий ФСФР России были утверждены ведомственные нормативные правовые акты и совместно с Минэкономразвития России, Минфином России, а также Банком России разработаны проекты федеральных законов, затрагивающие широкий перечень проблем развития финансовых институтов и инструментов.

Основными перспективами развития современного рынка ценных бумаг на нынешнем этапе являются:

концентрация и централизация капиталов;

интернационализация и глобализация рынка;

повышения уровня организованности и усиление государственного контроля;

компьютеризация рынка ценных бумаг;

нововведения на рынке;

секьюритизация;

взаимодействие с другими рынками капиталов

В центре внимания ФСФР России были, прежде всего, вопросы повышение конкурентоспособности российского финансового рынка, бирж и торговых систем, в том числе посредством расширения спектра инвестиционных инструментов на российском финансовом рынке.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) - упразднённый федеральный орган исполнительной власти, осуществлявший функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

Основные функции Федеральной службы по финансовым рынкам:

осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг;

обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации;

осуществление в рамках установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации функций по контролю и надзору за субъектами страхового дела, в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда Российской Федерации, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж, бюро кредитных историй и жилищных накопительных кооперативов;

контроль и надзор в сфере страховой деятельности, включая ведение Реестра субъектов страхового дела, выдачу, приостановку и отзыв лицензий страховым, перестраховочным и брокерским компаниям, а также обществам взаимного страхования, контроль за исполнением нормативных актов, регулирующих страховую деятельность и выдачу предписаний об устранении нарушений, контроль финансовой устойчивости страховых организаций.

Важным шагом стало создание регулятивной основы для выпуска Российских депозитарных расписок. Был подготовлен и принят Федеральный закон от 30.12.2006 №282-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", а также в развитие положений этого закона утверждены соответствующие приказы ФСФР России. В дополнение к этому ФСФР России выступила с инициативой о допуске на российский финансовый рынок иностранных ценных бумаг. По мнению ФСФР России допуск иностранных ценных бумаг для размещения и обращения на российском финансовом рынке будет содействовать существенному расширению инвестиционных возможностей для российских финансовых институтов и граждан, приближению к ним таких финансовых инструментов, сдерживанию вывода инвестиционных средств за рубеж. Кроме этого, сделки с иностранными ценными бумагами на российском рынке будут содействовать гармонизации стандартов деятельности российских финансовых, в том числе учетных институтов и всей инфраструктуры финансового рынка со стандартами деятельности их зарубежных конкурентов. Все это создает условия расширения объема операций с финансовыми инструментами на российском рынке, концентрации на нем ликвидности, а, следовательно, повышения общей конкурентоспособности и роли российского рынка ценных бумаг в глобальной финансовой системе.

В развитие указанной идеи ФСФР России, совместно с Минэкономразвития России, Минфином России и Банком России разработала концепцию соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", а также совместно с депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект указанного закона. После утверждения концепции закона Правительством Российской Федерации проект закона был внесен в Государственную Думу.

Для обеспечения совершения сделок с иностранными ценными бумагами в соответствии с требованиями российского законодательства ФСФР России был утвержден Приказ о квалификации иностранных ценных бумаг, создавший условия для легализации операций российских финансовых институтов с иностранными ценными бумагами. Данная мера обеспечила большую защиту прав инвесторов и иных участников рынка ценных бумаг при совершении таких операций.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 №2043-р принята Стратегия развития финансового рынка РФ на период до 2020 года, которая определяет приоритетные направления деятельности государственных органов в сфере регулирования и финансового рынка на период до 2020 года.

Целью данной стратегии является формирование конкурентоспособного самостоятельного финансового центра. До 2020 года необходимо решить следующие задачи развития финансового рынка:

·повышение емкости и прозрачности финансового рынка;

·обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры;

·формирование благоприятного налогового климата для его участников;

·совершенствование правового регулирования на финансовом рынке.

В рамках решения задачи по повышению емкости и прозрачности российского финансового рынка потребуется:

·Внедрение механизмов, обеспечивающих участие многочисленных розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций;

·Расширение спектра производственных финансовых инструментов и укрепление нормативной правовой базы срочного рынка;

·Повышение уровня информированности граждан о возможностях

В соответствии с решением Совета директоров Банка России от 29 ноября 2013 года с 3 марта 2014 года Служба Банка России по финансовым рынкам (СБРФР) упраздняется. Полномочия, ранее осуществляемые СБРФР по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков с 3 марта 2014 года будут переданы созданным структурным подразделениям Банка России. Правительству поручено обеспечить проведение ликвидационных процедур, непрерывность осуществления функций по регулированию, контролю и надзору в сфере финансового рынка при передаче их ЦБ РФ, а также сохранение кадрового потенциала ФСФР.

Банку России передаются полномочия ФСФР по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, в том числе страховой, микрофинансовой деятельности, кредитной кооперации, деятельности рейтинговых агентств и по инвестированию средств пенсионных накоплений.

Заключение

Новейшая история нашего фондового рынка берет свои истоки с начала 90-х годов. За это время произошло становление профессиональных участников, создание современной технологической инфраструктуры. Также произошел большой прогресс в области законодательства. Был получен огромный опыт резких взлетов и падений курсов ценных бумаг. По аналогии с зарубежными моделями создана система регулирования рынка, ориентированная на защиту инвесторов. Несмотря на это, законодательство, регулирующее рынок ценных бумаг, далеко от совершенства, сам рынок есть, он функционирует и развивается; он оказывает влияние на положение дел в государстве и способствует развитию предпринимательства в России. Подводя итог проделанной работе, можно выделить ряд ключевых моментов, связанных с проблемой обращения ценных бумаг в РФ: рынок ценных бумаг с его основными элементами (внебиржевым и биржевым оборотами) есть механизм, который функционально входит в рынок ссудных капиталов.

Рынок ценных бумаг развивается и движется по своим законам, определяемым спецификой фиктивного капитала, однако тесно связан с рынком капитала. Рынок ценных бумаг подвержен регулированию, как со стороны государства, так и со стороны самостоятельных организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг. Формирование рынка ценных бумаг в России в значительной степени связано с темпами приватизации в стране и созданием класса собственников. Особенностью отечественной практики является то, что первичный рынок ценных бумаг пока преобладает. Наиболее болезненной и слабой стороной рынка ценных бумаг является его острая подверженность не только экономическим, но и политическим потрясениям, заставляющим его работать на более быстрых оборотах по сравнению с рынком капиталов и прочими рыночными механизмами.

Но, несмотря на неутешительные мнения специалистов, следует отметить, что это молодой, динамичный и перспективный рынок, который развивается на основе позитивных процессов, происходящих в нашей экономике: массового выпуска ценных бумаг в связи с приватизацией государственных предприятий, быстрого создания новых коммерческих образований и холдинговых структур, привлекающих средства на акционерной основе и т.п. Кроме того, рынок ценных бумаг играет важную роль в системе перераспределения финансовых ресурсов государства, а также, необходим для нормального функционирования рыночной экономики. Поэтому восстановление и регулирование развития фондового рынка является одной из первоочередных задач, стоящих перед правительством.

Список использованных источников

1.Гражданский кодекс Российской Федерации от 21.10.94 г., часть 1

.Федеральный Закон РФ от 22.04.1996 г. №39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".

.Указ Президента РФ от 04.11.1994 г. "О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации".

.Федеральная служба по финансовым рынкам. Официальный сайт: www.fcsm.ru

.Агапеева Е.В. Правовое регулирование рынка ценных бумаг в России и США: учебное пособие - Юнити-Дана, 2012

.Агарков М.М. "Учение о ценных бумагах". - М.: Финансы и статистика, 2011 г.

.Алексеева Т. Государственные ценные бумаги - основной источник финансирования бюджетного дефицита // Финансы, учет и аудит. - 2012. - №1.

.Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. - М.: ИНФРА-М, 2010.

.Боровкова В.А. Рынок ценных бумаг. - М.: Питер, 2008. - 400 с.

.Галанов В.А. Рынок ценных бумаг. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 300 с.

.Данилов Ю.А. Анализ и прогноз развития российского рынка ценных бумаг. // ЭКО. - 2013 - №2

.Куликова П.Р. Доходность и ликвидность ценных бумаг во время финансового кризиса // Журнал "Рынок ценных бумаг" - 2009 г. №6

.Козырев В.М. Основы современной экономики: учебник - М.: Финансы и статистика, 2009

.Силаева О.А. Рынок ценных бумаг // Журнал "Экономика и жизнь" - 2009 г. №3

.Маренков Н.Л., Косаренко Н.Н. Рынок ценных бумаг в России: учебное пособие - Флинта, 2011

.Мещерова Н.В. "Организованные рынки ценных бумаг". - М.: Логос, 2009г.

.Николаева И. П. Рынок ценных бумаг: учебник - Юнити - Дана, 2012

.Тапилин Л.Н. Рынок ценных бумаг: Дис канд.экон.наук:- Л., 2013

.Фельдман А.А. "Государственные ценные бумаги". - М.: Инфра-М, 2008 г.

.Эриашвили Н.Д., Басе А.Б., Литвиненко Л.Т., Маркова О.М., Мартыненко Н. Рынок ценных бумаг: учебник. - Юнити-Дана, 2012

Похожие работы на - Государственное регулирование рынка ценных бумаг

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!