вклады в рублях, долларах США и евро на срок от 10 дней до 2 лет.
ОАО АКБ "АВАНГАРД" - достаточно крупный по размеру активов финансовый институт с развитой сетью подразделений как в Москве, так и в регионах. В корпоративном сегменте основными направлениями деятельности являются расчетно-кассовое обслуживание и кредитование коммерческих предприятий, в рознице - выпуск и обслуживание кредитных карт.
Поддержание и расширение взаимоотношений с клиентами является приоритетным направлением деятельности Банка. В основах взаимоотношения банка с клиентами существует ряд установленных стандартов. Они должны проявляться при обслуживании клиентов. Рассмотрим некоторые из них:
Комфорт в обслуживании
Простота и понятность в потреблении услуги
Надежность
Престиж
Профессионализм.
3. Практика в операционном отделе ОАО АКБ "Авангард"
Операционный отдел - это структурное подразделением ККО. В своей деятельности Отдел руководствуется: действующим законодательством Российской Федерации, Уставом Банка, нормативными актами и распорядительными документами. Отдел возглавляет начальник отдела, который назначается и освобождается от занимаемой должности приказом Управляющего ККО. Штатная численность работников Отдела устанавливается, исходя из штатного расписания Филиала.
На первой неделе практики мне было поручено изучить правовую базу для возможности проводить комплексное обслуживание юридических лиц. Для этого я ознакомилась с основными положениями:
Гражданский кодекс РФ;
Налоговый кодекс РФ;
Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ "О ЦБРФ (Банке России)";
№395-1 "О банках и банковской деятельности";
Положение Банка России от 05.01.1998 №14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ";
Инструкция Банка России от 14.09.2006 N 28-И (ред. от 28.08.2012)"Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.10.2006 N 8388);
Положение Банка России от 26 марта 2007 года № 302-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации";
Положение Банка России от 19 июня 2012 г. N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств".
На второй неделе практике я ознакомилась с работой, функциями и задачами операционного отдела. Основной целью, которого является максимизация качества обслуживания клиентов - юридических лиц по операциям Отдела. А среди основных задач можно выделить:
Организация работы по расчетно-кассовому обслуживанию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в рублях и иностранной валюте, включая ведение бухгалтерского учета в соответствии с нормативными актами Банка и Банка России.
Построение эффективных процессов операционного обслуживания клиентов, повышение его качества, расширение предоставляемых услуг в целях удовлетворения потребностей клиентов и увеличения доходности банковских операций.
Осуществление методологической поддержки структурных подразделений в области осуществления мероприятий по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.
Рассматривая основные функции отдела в части обслуживания юридических лиц необходимо отметить, что операционные работники осуществляют прием документов на открытие, закрытие, переоформление и ведение расчетных, текущих и других счетов юридических лиц в рублях и иностранной валюте. Работник отдела осуществляет формирование юридических дел клиентов при открытии счетов и их дальнейшее хранение, а именно: отвечает за сохранность юридических дел клиентов, проведение работ с клиентами, связанной с внесением в них необходимых изменений и дополнений в связи с реорганизацией предприятий, в том числе замену карточек образцов подписей и оттиска печати.
Операционный отдел проводит меры по противодействию легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Отдел идентифицирует и изучает клиентов на основании документов, предоставляемых при открытии счета и заключении договора, а также при проведении операций по счетам. Работники отдела выполняют действия по приостановлению операций в случае, если одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которого имеются сведения об их участии в террористической деятельности. Отдел изымает документы и помещает их в картотеку на период проверки и принятия решения о возможности/невозможности проведения платежа. Если принято решение о невозможности проведения платежа, то операция заносится в журнал приостановленных операций. При этом обеспечивается полная конфиденциальность информации, полученной в результате проведения мероприятий внутреннего контроля.
Рассмотрим теперь права и обязанности начальника Отдела. На него возлагается руководство деятельностью Отдела, а также обеспечение выполнения стоящих перед Отделом целей и задач. Начальник должен эффективно организовать контроль на всех участках деятельности отдела и обеспечить надлежащий режим конфиденциальности проводимых работ в Отделе. На начальнике лежит вся персональная ответственность за результаты деятельности Отдела. Большое значение имеет и распределение им обязанностей между работниками Отдела и организация работы, направленная на повышение квалификации работников Отдела. В обязанности также входят и иные задачи, которые прописаны в Положении об Операционном отделе.
Рассмотрим порядок открытия счетов юридических лиц в операционном отделе Банка. Прием пакета документов осуществляется двумя способами:
заполнить online-заявление и подгрузить необходимые документы;
прийти в офис Банка с оригиналами документов.
При заполнении заявления через сайт банка, специалист по открытию счетов удаленно проверяет предоставленные документы и при отсутствии замечаний приглашает потенциального клиента для подписания документов и получения уведомления об открытии счета. Если клиент обращается в банк то специалист по обслуживанию юридических лиц проверяет комплектность предоставленных документов и при отсутствии замечаний, формирует юридическое дело и передает специалисту по открытию счетов. Далее процедура аналогична. При открытии счета банк со своей стороны обязан уведомить об открытии ИМНС и внебюджетные фонды (ФСС и ПФР). Счет открывают на следующий рабочий день или в случае проведения дополнительной проверки Службой безопасности до 5 рабочих дней.
После подписания всех документов и открытия счета, из юр. дела изымаются договора и заявление на открытие счета, для дальнейшей отправки в головной офис для подписания главным бухгалтером. Само юр. дело остается у специалиста по открытию счетов. Когда подписанные документы возвращаются, специалист подшивает их в досье и отправляет его на хранение в архив.
Рассмотрим теперь порядок закрытия счетов для юридических лиц. Здесь, первым делом, идет предоставление клиентом заявления на закрытие счета и платежных инструкций при наличии остатка. Специалист по обслуживанию юридических лиц проверяет сальдо счета и при необходимости исполняет инструкции клиента (по списанию остатка) с отметкой на заявлении. Для минимизации ошибок при формировании платежного поручения банк использует систему двойного ввода, т.е. контроль за исполнением платежных инструкций клиента осуществляет контролер.
Происходит изъятие юр. дела, оформление извещения в ИМНС, фонды и составляются распоряжения о закрытии счетов. Карточки с образцами подписей изымаются и перечеркиваются, это происходит при закрытии всех счетов клиента. Клиенту выдается уведомление о закрытии счета, которое подкалывается в досье и передается в архив.
Для открытия расчетного и валютного счета юридическим лицам требуется предоставить следующие документы:
Учредительные документы (Устав, Учредительный договор и т.п.)
Свидетельство о государственной регистрации юридического лица.
Для юридических лиц, созданных до 01 июля 2002 года - Свидетельство о внесении юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц. Для юридических лиц, созданных после 04 июля 2013 года - Свидетельство о государственной регистрации юридического лица и Лист записи Единого государственного реестра юридических лиц.
Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
Решение/приказ о создании юридического лица.
Список участников/выписка из списка участников (для ООО).
Лицензии (разрешения, патенты) на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию (при наличии).
Письмо Госкомстата о присвоении кодов (при наличии)
Карточка с образцами подписей и оттиска печати - в 2-х экземплярах
Документы, подтверждающие избрание (назначение) и полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица
Документы, подтверждающие полномочия лиц, обладающих правом первой/второй подписи (протоколы, решения, приказы, доверенности и т.п.)
Приказ об отсутствии в штате лица, обладающего правом второй подписи (если в Банк представлена карточка с образцами подписей и оттиска печати без второй подписи расчетно-кассовых документов).
Выписка из ЕГРЮЛ (действительна для предоставления в Банк в течение 2-х месяцев с момента выдачи)
Письмо с наименованием юридического лица в латинской транскрипции (при открытии счетов в иностранной валюте)
Доверенность на открытие счета (если документы предоставляет в Банк лицо, не являющееся руководителем)
Документы, удостоверяющие личность должностных лиц с правом подписи и представителя, открывающего счет
Заявление на открытие банковского счета
Договор банковского счета - в 2-х экземплярах
Анкета юридического лица - резидента.
Самостоятельно принимать и проверять, а так же формировать юр. дело для открытия счета я смогла на 4 неделе производственной практики. Последние 2 недели я осуществляла комплексное обслуживание юридических лиц, а именно:
принятие/ выдача денежной наличности;
оформление и выдача чековой книжки;
исполнение платежных поручений принятых на бумажном носителе и по средствам системы "Авангард Интернет-банк";
консультация и выдача Cash card;
списание средств по инкассовым поручениям;
ежедневное формирование выписок по лицевым счетам клиентов и подбор документов, на основании которых совершены записи по счетам;
выдача выписок по лицевым счетам клиентов в соответствии с условиями банковского договора и ведение учета их выдачи;
обработка запросов клиентов на уточнение реквизитов, формирование и выдача справок.
Заключение
Я проходила практику в течение месяца в операционном отделе ОАО АКБ "АВАНГАРД" ККО №0210 "На Лиговском" г. Санкт-Петербурга. В начале практики я ознакомилась с нормативно-правовой базой, необходимой для работы в Отделе операционного обслуживания юридических лиц и мне довелось сопоставить теоретические основы и знания с практической деятельностью.
Я ознакомилась со всеми формами безналичных расчетов и работала со следующими расчетными документами: платежными поручениями, чеками, платежными требованиями, инкассовыми поручениями, платежными ордерами и мемориальными ордерами. Так же я ознакомилась с порядком открытия и закрытия счетов юридических лиц.
Преимущества пройденной мною производственной практики я нахожу в том, что я ознакомилась с большим количеством информации, на которой базируется банковская деятельность, ознакомилась с компьютерными рабочими программами и приобрела навыки работы с его внутренней документацией.
Производственная практика помогает формировать профессиональные качества, необходимые для работы в дальнейшем, закрепляет и углубляет теоретические знания, дает необходимые практические навыки.