Анализ деятельности Банка России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    118,45 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ деятельности Банка России

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы функционирования Банка России

1.1 Сущность банковской системы

1.2 Структура банковской системы

1.3 Роль Банка России в развитии банковской системы

Глава 2. Банковская система Российской Федерации на современном этапе

2.1 Анализ основных показателей банковской системы Российской Федерации за 2011-2013 гг.

2.2 Анализ деятельности Банка России в 2011-2013 гг.

Глава 3. Проблемы современной банковской системы России и пути их решения

Заключение

Список использованных источников

Введение


Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков и товарного производства и обращения исторически шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.

Сегодня, в условиях развитых товарных и финансовых рынков, структура банковской системы резко усложняется. Появились новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты и методы обслуживания клиентуры. Совершается переход от административно-управляемой высокомонополизированной государственной банковской структуры и динамичной, гибкой, основанной на частной и коллективной собственности системе кредитных учреждений, ориентированных на коммерческий успех, на получение прибыли.

Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших и сложных задач экономической реформы в России.

Цель курсовой работы - изучение банковской системы современной Росси, ее проблемы и перспектив решения.

Задачи курсовой работы:

. Изучить понятие, структура и функции банковской системы

. Рассмотреть банковскую систему Российской Федерации на современном этапе

. Выявить проблемы современной банковской системы России и пути их решения.

банковская система банк россия

Глава 1. Теоретические основы функционирования Банка России


1.1 Сущность банковской системы


Банковская система - совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Банковская система включает в себя ЦБ РФ, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. ЦБ РФ проводит государственную эмиссионную и валютную политику. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций.

Банковская система занимает значительное место в системе органов, осуществляющих финансовую деятельность от имени государства

В странах с развитой рыночной экономикой сложились двухуровневые банковские системы. Верхний уровень системы представлен центральным (эмиссионным) банком. На нижнем уровне действуют коммерческие банки, подразделяющиеся на универсальные и специализированные банки (инвестиционные банки, сберегательные банки, ипотечные банки, банки потребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки), и небанковские кредитно-финансовые институты (инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, трастовые компании и др.). Оба звена банковской системы наделены определенными властными полномочиями в сфере управления банковскими финансами. От состояния банковской системы зависит устойчивость национальной валюты, эффективное функционирование государственных органов.

Элементы, составляющие банковскую систему, не ограничиваются органами, которые непосредственно осуществляют банковские операции. В число элементов входят органы, которые регулируют деятельность банковской системы. Сущность деятельности банковской системы заключается в выполнении определенных функций, которые отличают банки от других органов.

Важное значение имеют принципы организации банковской системы, к ним относятся:

государственная монополия на осуществление регулирования и надзора за банковской деятельностью. Она позволяет проводить в государстве единую эмиссионную политику и надзирать за банковской деятельностью;

централизация банковской системы. Обязательность государственного регулирования деятельности кредитных организаций ЦБ РФ;

самостоятельность банков в совершении банковских операций.

Особое место среди специальных органов государственной власти, созданных для осуществления финансовой деятельности, занимает ЦБ. Он играет важную роль при формировании и реализации одной из составных частей государственной организационной политики - денежно-кредитной политики государства.

Наряду с ЦБ РФ, в деятельности государства участвуют и кредитные организации. Несмотря на то, что они не являются государственными органами, тем не менее, банки в ряде случаев осуществляют властные полномочия.

Основная функция банковской системы - обеспечивать функционирование и развитие экономики путем предоставления банковских кредитов и организации системы расчетов.

Банковская система России постоянно и достаточно успешно выполняет свои функции, обеспечивая расчеты между всеми звеньями экономики, перераспределяя временно свободные средства.

Важность четкого регулирования банковской системы связана с тем, что клиенты банка, открывая счета, должны иметь возможность рассчитываться с неограниченным числом получателей денежных средств внутри страны и за ее пределами. Посредством кредитных организаций, предприниматель взаимодействует и со всей банковской системой.

Банковская система России является двухуровневой: на первом уровне находится ЦБ России выполняющий функции эмиссионного центра, отвечающий за поддержание стабильности банковской системы, осуществляющий денежно-кредитное регулирование экономики, выполняющий законотворческую функцию и функцию кредиторов последней инстанции (функцию банка банков); на втором уровне банковской системы развивают свою деятельность коммерческие банки.

Банковская система, состоящая из ЦБ, организующего денежное обращение и не обслуживающего клиентов, за исключением банков, а также банков, кредитующих предприятия, организации и население, характерна для всех развитых стран с рыночной экономикой.

Банковская система России является одной из самых важных для развития экономики страны систем и при этом динамично развивается. В условиях рыночной экономики, активизации международных экономических отношений несовершенство банковского законодательства может привести к повторению финансовых кризисов, к недостаточно эффективной организации расчетов, к росту инфляции.

1.2 Структура банковской системы


В настоящее время практически во всех странах с развитой рыночной экономикой банковская система имеет два уровня.

Первый уровень банковской системы образует центральный банк (или совокупность банковских учреждений, выполняющих функции центрального банка, например, Федеральная резервная система США). За ним законодательно закрепляются монополия на эмиссию национальных денежных знаков и ряд особых функций в области кредитно-денежной политики.

Второй уровень двухуровневой банковской системы занимают коммерческие банки. Они концентрируют основную часть кредитных ресурсов, осуществляют в широком диапазоне банковские операции и финансовые услуги для юридических и физических лиц. Эти банки организуются на паевых (акционерных) началах и по форме собственности делятся на государственные, акционерные и кооперативные.

Банковская система включает в себя три группы кредитно-финансовых институтов: Центральный банк Коммерческие банки

Специализированные кредитно-финансовые учреждения

В главе кредитной системы находится центральный банк. Он, как правило, пренадлежит государству и выполняет основные функции по регулированию экономики. Центральный банк монопольно производит эмиссию (выпуск) кредитных денег в наличной форме (банкнот), осуществляет кредитование коммерческих банков, хранит кассовые резервы других кредитных учреждений, выполняет расчетные операции и осуществляет контроль за деятельностью прочих кредитных институтов.

Коммерческие банки - это кредитные учреждения универсального характера, которые осуществляют кредитные, фондовые, посреднические операции, организуют платежный оборот в масштабе национального хозяйства.

Специализированные кредитно-финансовые учреждения занимаются кредитованием определенных сфер и отраслей хозяйственной деятельности. Обыноч они доминируют в узких секторах рынка ссудных капиталов.

Центральный банк

В центре кредитной системы находится центральный банк, который, как правило, принадлежит государству и является важнейшим орудием макроэкономического регулирования экономики. Центральный банк монополизирует выпуск (эмиссию) кредитных денег в наличной форме (банкнот), аккумулирует и хранит кассовые резервы других кредитных учреждений, официальные золотовалютные резервы государства, осуществляет кредитование коммерческих банков, кредитует и выполняет расчетные операции для правительства, осуществляет контроль за деятельностью прочих кредитных институтов.

Коммерческие банки

Вторым элементом современной банковской системы являются коммерческие банки - кредитные учреждения универсального характера, которые производят кредитные, фондовые, посреднические операции, осуществляют расчет и организуют платежный оборот в масштабе всего народного хозяйства. Специализированные кредитно-финансовые учреждения

Третий элемент банковской системы - специализированные кредитно-финансовые учреждения, занимающиеся кредитованием определенных сфер и отраслей хозяйственной деятельности. В их деятельности можно выделить одну или две основных операции, они доминируют в относительно узких секторах рынка ссудных капиталов и имеют специфическую клиентуру.

К специализированным кредитно-финансовым учреждениям относятся:

Инвестиционные банки

Сберегательные учреждения

Страховые компании

Пенсионные фонды

Инвестиционные компании

Инвестиционные банки занимаются эмиссионно-учредительской деятельностью, т.е. проводят операции по выпуску и размещению ценных бумаг. Они привлекают капитал путем продажи собственных акций или за счет кредита коммерческих банков.

Сберегательные учреждения (взаимно-сберегательные банки, ссудно-сберегательные ассоциации, кредитные союзы) аккумулируют сбережения населения и вкладывают денежный капитал в основном в финансирование коммерческого и жилищного строительства.

Страховые компании, главная функция которых - страхование жизни, имущества и ответственности, превратились в настоящее время в важнейший канал аккумуляции денежных сбережений населения и долгосрочного финансирования экономики. Основное внимание страховые общества сосредоточили на финансировании крупнейших корпораций в области промышленности, транспорта и торговли.

Пенсионные фонды, как и страховые компании, активно формирует страховой фонд экономики, который приобретает все большую роль в процессе расширенного воспроизводства. Пенсионные фонды вкладывают свои накопленные денежные резервы в облигации и акции частных компаний и ценные бумаги государства, осуществляя, таким образом, финансирование, как правило, долгосрочное, экономики и государства.

Инвестиционные компании выполняют роль промежуточного звена между индивидуальным денежным капиталом и корпорациями, функционирующими в нефинансовой сфере. Инвестиционные компании различаются в зависимости от колебаний курсов ценных бумаг. Повышение цены на акции, которыми владеет компания, приводит к росту курса её собственных акций. Основной сферой приложения капитала инвестиционных компаний служат акции корпораций.

В современных условиях специализированные кредитно-финансовые институты заняли важнейшее место на рынке ссудных капиталов, превратившись в основной резервуар долгосрочного капитала на денежном рынке, существенно потеснив в этой сфере коммерческие банки. Однако падение удельного веса коммерческих банков в совокупных активах кредитно-финансовых учреждений не означает, что их роль в экономике уменьшилась. Они продолжают осуществлять важнейшие функции банковской системы: депозитно-чековую эмиссию, коммерческий кредит, краткосрочное финансирование и т.д.

1.3 Роль Банка России в развитии банковской системы


В банковской системе Центральный банк страны играет ключевую роль. От его деятельности зависит устойчивость развития национальной экономики и ее банковского сектора. Регулируя денежный оборот в наличной и безналичной формах, центральный банк создает экономические предпосылки для движения товаров и услуг от производителя к потребителю.

Центральный банк - экономический институт, функционирующий в сфере товарно-денежных отношений. Его денежно-кредитная политика основана на использовании денег, кредита, процента, валютного курса.

Центральный банк - общественный институт, работающий на макроуровне экономических отношений. Эмитирование им наличных денег и платежных средств важно для отдельных экономических субъектов и для экономики в целом. Обеспечивая рациональную организацию денежного обращения, безинфляционное развитие, он создает условия для сохранения ценности денег и тем самым для социального развития общества.

Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому их деятельность связана с укреплением денежного обращения, защитой и обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам; развитием и укреплением банковской системы страны; обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.

Центральный банк России выполняет следующие задачи:

-       во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

-       монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

-       является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

-       устанавливает правила проведения банковских операций;

-       осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

-       осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

-       принимает решение о госрегистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

-       осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

-       регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями;

-       осуществляет все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

-       организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ;

-       определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

-       устанавливает правила бухучета и отчетности для банковской системы РФ;

-       устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

-       принимает участие в разработке прогноза платежного баланса России и организует составление платежного баланса РФ;

-       устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

-       проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ, публикует материалы и статистические данные;

-       осуществляет выплаты по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов; также выполняет иные задачи.

Правовой статус Центрального банка Российской Федерации и цели его деятельности, функции и полномочия определяют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", другие федеральные законы.

Функции центрального банка зачастую переплетаются, из одной вытекает другая, если этого требует достижение поставленной цели или решения какой-либо определенной задачи.

В современных условиях ЦБ выполняет следующие основные функции:

·   монопольная эмиссия банкнот;

·   "банк банков";

·   банк правительства;

·   регулирование денежно-кредитной системы;

·   реализация валютной политики;

·   организация платежно-расчетных отношений.

·   главный расчетный центр страны.

Рассмотрим перечисленные функции более подробно.

Эмиссия банкнот - эта функция является старейшей и одной из наиболее важных функций любого Центрального банка. С развитием капитализма она претерпела существенные изменения: если на ранних этапах становления кредитных систем коммерческие банки наряду с Центральными банками проводили эмиссию банкнот, то в процессе сосредоточения эмиссии в ряде крупнейших коммерческих банков и трансформации этих кредитных учреждений в Центральные банки монополия на выпуск бумаг закрепилась за одним банком - Центральным. Правда, право чеканки монет было частично предоставлено Центральному банку, а частично соответствующему правительству. Однако и в этом случае монеты запускаются в оборот через Центральный банк.

"Банк банков". Особая роль Центрального банка в кредитной системе состоит также в том, что главной его клиентурой являются не торгово-промышленные предприятия и население, а кредитные учреждения, в основном коммерческие банки. Для обеспечения своей ликвидности коммерческие банки хранят в Центральном банке часть своих денежных средств в виде кассовых резервов на текущем счете. Причем эти резервы после Великой депрессии 30-х гг. стали обязательными, т.е. Центральный банк в административном порядке устанавливает минимальное соотношение резервов с обязательствами банков по депозитам.

Банк правительства. Центральный банк осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов правительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских билетов, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами.

Важная роль Центрального банка в решении таких проблем, как предоставление кредитов на покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета, соответствует его функции кредитора государства. Основная форма государственных заимствований, используемых на цели финансирования государственных расходов и государственного бюджета - государственные займы.

Государственные займы используются для покрытия бюджетных дефицитов государства посредством аккумуляции временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, предоставляются на определенный срок на условиях выплаты дохода и оформляются удостоверяющими долговыми обязательствами в бумажной или безбумажной форме.

Кассовое исполнение бюджета означает прием, хранение и выдачу государственных бюджетных средств, ведение учета и отчетности. В основу кассового исполнения бюджета положен принцип единства кассы, т.е. все мобилизованные государственные доходы направляются на единый счет министерства финансов в Центральный банк, с которого черпаются средства для осуществления государственных расходов, таким образом, Центральный банк выступает кассиром правительства.

Денежно-кредитное регулирование. Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.

Регулирование кредитных организаций - это система мер, посредством которых государство через Центральный банк обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.

Контроль за деятельностью банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.

Реализация валютной политики. Исторически сложилось, что для обеспечения банковской эмиссии в центральных банках были сосредоточены золотовалютные резервы. Они сберегаются как гарантийно-страховые фонды для международных платежей и для поддержки курсов национальных валют. От имени правительства Центральный банк регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем золотовалютных резервов. Он осуществляет валютное регулирование путем учетной политики и балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов. Как правило, Центральный банк представляет свою страну в международных и региональных валютно-финансовых учреждениях.

В целях поддержания объема валютных резервов на приемлемом уровне Центральные банки управляют ими, т.е. формируют их оптимальную структуру и осуществляют их рациональное размещение.

Центральные банки периодически пересматривают структуру валютных резервов, увеличивая удельный вес валют, которые в данный момент являются наиболее устойчивыми.

Центральный банк практикует следующие формы размещения валютных резервов: государственные ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте, и депозиты, размещаемые в банках за границей.

Организация платежно-расчетных отношений. Центральные Банки начали участвовать в организации платежей между коммерческими банками в период фундаментальных изменений в технологии платежей - перехода к бумажно-денежному обращению. Внедрение в повседневную жизнь не имеющих стоимости бумажных денег потребовало создания расчетных систем, пользующихся доверием. Ответственность за осуществление платежей взял на себя Центральный банк, имеющий безупречное финансовое положение и большой авторитет.

Главный расчетный центр страны. Центральный банк стремится создать такие условия проведения платежей и расчетов, которые минимизировали бы системный риск и его последствия. Через банки проходят платежи предприятий, организаций и населения. Совершая по их поручению платежи, этим самым банк выполняет посредническую миссию. В руках банков эта функция становится значительно шире, чем элементарная посредническая деятельность. Банк может аккумулировать небольшие размеры временно свободных денежных средств многих клиентов и суммировав их, направить огромные денежные ресурсы только одному субъекту. Также банк может брать деньги у клиентов на короткий срок, а выдавать их на длительное время. Он может аккумулировать ресурсы в одном секторе экономики какого-либо региона, или перераспределить их в другие отрасли и совершенно другие регионы. Так как банки находятся в центре экономической жизни, они получают возможность изменять размер, сроки и направления капиталов в соответствии с возникающими потребностями хозяйства.

Глава 2. Банковская система Российской Федерации на современном этапе


2.1 Анализ основных показателей банковской системы Российской Федерации за 2011-2013 гг.

Для характеристики состояния банковского сектора РФ представляет интерес рассмотрение динамики изменения величины совокупных активов банков РФ (Табл. 2.1.).

Таблица 2.1. Динамика изменения совокупной величины активов банков РФ в 2011-2013гг. (млрд. руб.)

2011год

2012год

Изменение к 2011г. (%)

2013год

Изменение к 2013г. (%)

14200

20450

44,1

28700

39,8

15900

21700

36,5

29200

34,6

17100

24800

45,0

28900

16,5

18300

2500

36,6

28970

15,9


В 2012 г. российский банковский сектор функционировал в условиях глобального кризиса, и, хотя к началу 2012 г. наиболее острая фаза кризисных явлений в банковском секторе была преодолена, кредитные организации продолжали испытывать влияние негативных макроэкономических факторов, таких как сокращение производства, ухудшение финансового состояния предприятий, рост безработицы и снижение реальных доходов населения, ужесточение условий внешних заимствований. В результате снизилась деловая активность, активы кредитных организаций выросли лишь на 5% (против 39,2% за 2008 г.) - с 28 022,3 до 29 430 млрд. руб. Количество действующих кредитных организаций сократилось с 1108 до 1058. Более

Масштабная государственная помощь, предоставленная банкам в рамках реализации программы антикризисных мер, позволила решить проблему капитализации банковского сектора. Собственные средства (капитал) кредитных организаций за 2012 г. выросли на 21,2% (в 2011 г. - на 42,7%).

период

2011год

2012год

Изменение к 2012г. (%)

2013год

Изменение к 2013г. (%)

01.01

1800

2650

47,2

3800

43,4

01.04

2150

2800

30,2

3900

39,3

01.07

2300

3000

30,4

4150

38,3

01.10

2500

3100

24,0

4500

45,2


На основе данных Таблицы 2.2 можно составить диаграмму наглядно свидетельствующую о динамике изменения совокупной величины активов банковского сектора страны. На 1.01.2013 капитал банковского сектора достиг 4620,6 млрд. рублей

Остатки средств на счетах клиентов за 2012 г. выросли на 16,2% (за 2011 г. - на 20,4%) - до 17 131,4 млрд. рублей. Доля этого источника в пассивах банковского сектора на 1.01.2013 составила 58,2% (на 1.01.2012 - 52,6%)

Вклады физических лиц за анализируемый период выросли на 26,7% - до 7485,0 млрд. руб. при увеличении их доли в пассивах банковского сектора с 21,1 до 25,4%. При этом рублевые и валютные вклады росли сопоставимыми темпами, а доля рублевых вкладов в общем их объеме за 2012 г. немного выросла (с 73,3 до 73,6%). На долю долгосрочных вкладов (свыше 1 года) на 1.01.2013 приходилось 63,7% общего объема вкладов. За год доля Сбербанка России ОАО на рынке вкладов физических лиц несколько сократилась (с 51,9 до 49,4%).

Стабилизация экономической ситуации и существенный приток вкладов населения снизили потребность банковского сектора в использовании антикризисных инструментов пополнения ликвидности, в первую очередь беззалоговых кредитов Банка России, сыгравших ключевую роль в преодолении кризиса ликвидности в конце 2011 - начале 2012 года. Объем беззалоговых кредитов сократился с 1908,2 млрд. руб. на 1.03.2012 до 190,4 млрд. руб. на 1.01.2013. В целом объем средств, привлеченных кредитными организациями от Банка России, в 2012 году уменьшился на 57,8% - до 1423,1 млрд. руб., а доля данного источника в пассивах банковского сектора сократилась с 12,0 до 4,8%.

Объем депозитов и прочих привлеченных средств юридических лиц за 2012 г. вырос на 10,5% (за 2011 г. - на 40,5%) - до 5466,6 млрд. руб.; а доля данной статьи в пассивах российских банков увеличилась с 17,6 до 18,6%. Средства на расчетных и прочих счетах организаций выросли на 9,6% (за 2011 г. - на 8,9%) - до 3857,4 млрд. руб., их доля в пассивах увеличилась с 12,6 до 13,1%.

Объем ресурсов, привлеченных кредитными организациями посредством выпуска облигаций, за год возрос на 10,0% - до 412,7 млрд. руб., а доля данного источника в пассивах банковского сектора увеличилась с 1,3 до 1,4%. Объем выпущенных кредитными организациями векселей сократился на 1,0% при снижении их удельного веса в пассивах банковского сектора с 2,7 до 2,5%.

За период с 2008 по 2013 гг. сумма рублевых вкладов в номинальном выражении выросла практически в 2 раза: с 3179,8 млрд. руб. на 01.01.2008 до 5511,1 млрд. руб. по состоянию на 01.01.2013 г.

Необходимо отметить так же изменение структуры вкладов по срокам привлечения: за период с 2008 по 2013 гг.  Наибольшее значение в структуре вкладов занимали средства, предоставленные на срок более 1 года (более 70% от общей величины), что свидетельствует о присутствии у населения доверия к банковской системе в целом. 2012 год характеризовался весьма консервативной кредитной политикой банков.

За год кредиты нефинансовым организациям практически не изменились (в рассматриваемый период их объем возрос на 0,3% против 34,3% в 2011 г.) и составили 12 541,7 млрд. рублей. На фоне увеличения объема других вложений (прежде всего вложений в ценные бумаги) доля этих кредитов в активах банковского сектора сократилась с 44,6 до 42,6%.

Скромный прирост кредитов нефинансовым организациям в 2012 г. был связан в основном с их увеличением в январе на 6,9%. Данное увеличение носило во многом "технический” характер, обусловленный валютной переоценкой.

На фоне стабилизации курса рубля и снижения привлекательности валютных спекуляций более востребованными стали операции на фондовом рынке. Вложения кредитных организаций в ценные бумаги увеличились за истекший год в 1,8 раза - до 4309,4 млрд. руб. при увеличении их доли в активах банковского сектора с 8,4 до 14,6%.

Основной удельный вес в портфеле ценных бумаг приходится на вложения в долговые обязательства (78,4% на 1.01.2013), объем которых вырос за 2012 г. в 1,9 раза - до 3379,1 млрд. руб. (за 2011 г. - на 14,2%). Рост вложений банков в корпоративные облигации в определенной мере компенсировал неудовлетворенный спрос нефинансового сектора на кредиты. Удельный вес долевых инструментов в портфеле ценных бумаг составил 9,6% (на 1.01.2013 - 8,2%), за 2012г. их объем удвоился и достиг 411,8 млрд. руб. (по итогам 2011 г. отмечалось уменьшение объема вложений в долевые ценные бумаги на 38,8%).

Указанные тенденции свидетельствуют о заинтересованности банков в размещении средств в более ликвидные (по сравнению с кредитами) активы.

По итогам 2013 г. в сфере межбанковского кредитования российский банковский сектор стал нетто кредитором нерезидентов. В начале 2012 г. российские кредитные организации погашали свои обязательства перед банками-нерезидентами и практически не осуществляли заимствований на международном рынке. Так, в период с января по июль 2013 г. чистая задолженность по МБК перед нерезидентами сократилась с 843,1 до 121,2 млрд. рублей. Начиная с июля на соотношение требований и обязательств по МБК с банками нерезидентами оказала влияние отмена рекомендаций Банка России по ограничению балансовых открытых валютных позиций и чистых иностранных активов, что привело к росту объема средств, размещаемых российскими банками в. В результате с 1.09.2012 требования по кредитам, предоставленным, в целом по банковскому сектору превысили задолженность по привлеченным от них средствам, а чистые требования к банкам нерезидентам на 1.01.2013 составили 39,8 млрд. рублей.

В 2012 г. кредитными организациями в целом по банковскому сектору получена прибыль в размере 205,1 млрд. руб. (в 2011 г. - 409,2 млрд. руб.). Прибыль в сумме 284,9 млрд. руб. получили 938 кредитных организаций, или 88,7% от числа действующих на 1.01.2013. Убытки в сумме 79,8 млрд. руб. понесли 120 кредитных организаций, или 11,3% от числа действующих. Для сравнения: в 2011 г.  прибыль в сумме 446,9 млрд. руб. получили 1050 кредитных организаций (94,8% от числа действовавших на 1.01.2012), а убытки в сумме 37,8 млрд. руб. понесли 56 кредитных организаций (5,1% от числа действовавших).

Важнейшим показателем деятельности коммерческого банка в современных условиях являются достигнутые показатели финансовых результатов. На основании этих данных можно делать выводы о целесообразности деятельности структур. Данные, характеризующие финансовые результаты деятельности кредитных организаций в кризисный период представлены в Таблице 2.3.

Существенное сокращение прибыли в 2012 г. было обусловлено в первую очередь удвоением расходов на формирование резервов на возможные потери по ссудам. За 12 месяцев 2012 года значительно снизилась по сравнению с предыдущим годом рентабельность активов (с 1,8 до 0,7%) и капитала (с 13,3 до 4,9%) банковского сектора (Табл. 2.3.)

Таблица 2.3. Изменение показателей финансовых результатов деятельности кредитных организаций в 2011-2012 гг.

Показатель

2011 год

2012 год

Изменение к 2012

2013 год

Изменение к 2013

Финансовый результат (млрд. руб.)

508,0

409,2

80,6%

205,1

50,1

Рентабельность активом (%)

3,03

1,78

1,25

0,72

-0,53

Рентабельность капитала (%)

22,71

13,34

-9,37

-8,46


Участие иностранного капитала в российском банковском секторе. За 2013 год количество контролируемых нерезидентами банков выросло на 6- до 108. Доля банков этой группы в активах банковского сектора за 2012 г. сократилась с 18,8 до 18,3%. В то же время в собственных средствах (капитале) их доля выросла с 17,3 до 23,8%. Основное изменение доли банков, контролируемых нерезидентами, в активах и собственных средствах (капитале) происходило в IV квартале 2012 г. (снижение на 0,5 и увеличение на 6,5 процентного пункта соответственно) (таблица 2.3.).

Таблица 2.4.

Показатели деятельности кредитных организаций с иностранным участием в уставном капитале свыше 50% в отношении к показателям действующих кредитных организаций (в %)

Показатель

01.01.10

01.10.11

01.01.12

Активы

18,7

18,8

18,3

Собственные средства

17,3

17,3

23,8

Корреспондентские счета в банках-нерезидентах

17,0

15,6

15,6

Кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные нефинансовым организациям

 16,6

 15,0

 14,8

Кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные кредитным организациям

 25,0

 31,4

 31,7

Вклады физических лиц

10,3

11,9

12,0

Средства, привлеченные от организаций

18,8

19,1

18,5


Объем кредитов, предоставленных банками, контролируемыми нерезидентами, нефинансовым организациям, сократился на 10,7%, а доля этих кредитов в активах данной группы банков уменьшилась с 39,6 до 34,5%. На конец 2013 г. на банки, контролируемые нерезидентами, приходилось 14,8% объема данных кредитов по банковскому сектору в целом (на 1.01.2012-16,6%). Удельный вес просроченной задолженности в корпоративном кредитном портфеле этих банков вырос с 2,1 до 8,3%.

Объем кредитов, предоставленных данной группой банков физическим лицам, в 2012 г. сократился на 4,0%, а их удельный вес в активах указанных банков снизился с 17,8 до 16,7%. Доля кредитов, предоставленных контролируемыми нерезидентами банками физическим лицам, на конец 2012 г. составила 25,1% от объема данных кредитов по банковскому сектору в целом (на 1.01.2012 - 23,3%). Доля просроченной задолженности в портфеле кредитов физическим лицам на 1.01.2013 достигла 9,5% (на начало 2012 г. она была равна 4,7%).

Одним из основных источников ресурсов для банков, контролируемых нерезидентами, оставались средства, полученные от банков-нерезидентов (в основном от материнских компаний): удельный вес этого источника в пассивах данной группы банков на 1.01.2013 составил 17,6% (на 1.01.2012 - 22,8%). Доля средств, привлеченных от Банка России, за 2012 г. сократилась с 8,7 до 2,0%, в то время как доля вкладов физических лиц выросла с 11,6 до 16,7%. Удельный вес банков, контролируемых нерезидентами, в общем объеме вкладов физических лиц, привлеченных российскими кредитными организациями, за год повысился с 10,3 до 12,0%.

Банки, контролируемые нерезидентами, продолжали поддерживать значительные позиции в межбанковском кредитовании. В структуре как привлеченных, так и размещенных ими МБК доминировали операции с банками-нерезидентами (на 1.01.2013 - 82,6 и 80,9% общего объема МБК соответственно). При этом кредиты, привлеченные на международном межбанковском рынке (в основном от материнских компаний), сократились на 10,8%, а объем размещенных кредитов вырос на 44,8%. Указанная динамика особенно заметна на фоне резкого снижения кредитной активности в нефинансовом секторе российской экономики.

Необходимо подчеркнуть, что в России кризис явился результатом воздействия, как внешних факторов, так и внутренних проблем, для решения которых необходимы серьезные структурные преобразования в экономике, стимулирование развития конкурентоспособного производства, формирование внутреннего инвестиционного спроса и соответствующих механизмов для его реализации.

Все приведенные выше данные свидетельствуют о значительной зависимости банковского сектора РФ от ситуации на мировом рынке. Однако интеграция российских коммерческих банков в международные процессы еще не так велика, что способствует эффективному применению антикризисных мер оздоровления банковского сектора со стороны монетарных властей РФ. Это значит, что, преодолев внутренние противоречия в банковской системе страны, РФ станет гораздо более защищенной от воздействия негативных международных процессов.

2.2 Анализ деятельности Банка России в 2011-2013 гг.


В процессе реализации денежно-кредитной политики Банка России разрабатываются наиболее перспективные направления развития денежно-кредитной сферы страны и постоянно редактируются, исходя из сложившихся условий.

Центральный банк РФ считает главной целью единой государственной денежно-кредитной политики в 2011-2013 гг. удержание инфляции в границах 5-7 % в год. Это предусматривается проектом основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 г и на плановый период 2012 и 2013 гг.

В соответствии с прогнозом социально-экономического развития РФ на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 гг., одобренным 8 сентября 2010 г на заседании правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период, темпы инфляции составят в 2011 г до 6-7 %, в 2012 г - до 5-6 %, в 2013 г - 4,5-5,5 проц.

При выборе целей и инструментов денежно-кредитной политики Банк России рассмотрел три варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2011-2013 гг.

В рамках первого варианта Банк России предполагает снижение в 2011 г среднегодовой цены на российскую нефть на мировом рынке до 60 долл. за баррель. Прирост ВВП ожидается на уровне 3,6 проц.

В качестве второго варианта рассматривается прогноз правительства РФ, положенный в основу проекта федерального бюджета. Предполагается, что в 2011 г цена на российскую нефть может составить 75 долл. за баррель. Прирост ВВП ожидается на уровне 4,2 проц.

Третий вариант развития российской экономики предусматривает, что среднегодовая цена на нефть марки Urals в 2011 г повысится до 90 долл. за баррель. Прирост ВВП ожидается на уровне 4,8 проц.

В 2012-2013 гг. увеличение ВВП в зависимости от варианта прогноза ожидается в диапазоне 3,7-5 проц.

Политика валютного курса Банка России в 2011-2013 гг. будет направлена на удержание в приемлемых границах волатильности российской национальной валюты. При этом Банк России видит своей задачей последовательное сокращение прямого вмешательства в процессы курсообразования и подготовку субъектов экономики к работе в условиях плавающего валютного курса.

По мнению Банка России, повышающий вклад в формирование курсовых тенденций динамики потоков капитала, которые зависят от трудно прогнозируемого развития ситуации на мировых финансовых рынках и характеризуются высокой волатильностью, формирует значительную неопределенность в динамике курса рубля в среднесрочной перспективе.

Характеризуя использование системы инструментов денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе, Банк России отмечает, что одной из важнейших задач является создание необходимых условий для реализации эффективной процентной политики.

Банк России допускает вероятность сохранения избытка банковской ликвидности. В этих условиях будут востребованы инструменты абсорбирования ликвидности: операции по размещению облигаций Банка России, депозитные операции, а также операции на открытом рынке с государственными облигациями и другими ценными бумагами в соответствии с законодательством.

Под влиянием экономического кризиса текущее состояние банковской отрасли в России характеризуется процессами снижения качества активов, трудностями в формировании ресурсной базы. Происходящие качественные и количественные изменения в современном банковском бизнесе требуют повышенного внимания со стороны органов регулирования.

Мероприятия, проводимые Банком России, направлены на приближение банковского регулирования к общепринятым международным стандартам, однако процесс преобразования еще не завершен.

Надзор за деятельностью кредитных организаций осуществляется на всех стадиях её деятельности от регистрации и лицензирования до ликвидации кредитной организации. Соответственно для выявления недостатков, необходим анализ на всех этапах деятельности.  Проанализируем первый этап Принятие решений о государственной регистрации кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности.

На основании данных диаграммы 1 следует, что в 2010 году сохранилась тенденция предыдущих лет к сокращению общего количества зарегистрированных кредитных организаций. За рассматриваемый период общее количество зарегистрированных кредитных организаций сократилось с 1345 до 1178. Сократилось и количество действующих кредитных организаций с 1189 в 2008 году до 1108 в 2009. Также сокращение наблюдается и на 01.01.2010 до 1058. Таким образом, за рассматриваемый период в 3 года наблюдается снижение, на что в большей мере повлиял мировой финансовый кризис, наблюдавшийся как раз в рассматриваемый период. Однако, уменьшение числа зарегистрированных и действующих кредитных организаций не говорит об ослаблении банковской системы.  Напротив, слабые кредитные организации не выдерживают воздействие  кризиса и таким образом, происходит своеобразное оздоровление банковской системы, вытеснение из неё посредствам кризиса не стабильных, не конкурентоспособных и финансово не устойчивых кредитных организаций. А дальнейшее пруденциальное регулирование должно ориентироваться именно на оставшиеся кредитные организации, т.е. которые оказались более финансово устойчивыми.

Диаграмма 1.


Количество действующих кредитных организаций, имеющих генеральную лицензию на осуществление банковских операций, в 2009 году в сравнении с предыдущим годом также сократилось - c 298 до 291. Однако если сравнивать предыдущие года, а именно 2008 год с 2007 произошло небольшое увеличение количества кредитных организаций, имеющих генеральную лицензию.

За 2009 год было зарегистрировано 13 вновь созданных кредитных организаций, в том числе 8 банков и 5 небанковских кредитных организаций, против 12 кредитных организаций за 2008 год (8 банков и 4 небанковские кредитные организации).

В 2009 году продолжался процесс реорганизации кредитных организаций - 12 кредитных организаций были присоединены к другим кредитным организациям.

2009 год характеризовался увеличением участия иностранного капитала в российской банковской системе. Количество кредитных организаций со 100 % иностранным участием в уставном капитале увеличилось с 77 до 82, также увеличилось и количество кредитных организаций с долей участия нерезидентов более 50% выросло с 76 до 82 (в 2008 году - с 65 до 86).

В 2009 году незначительно уменьшилось число филиалов действующих кредитных организаций - на 1.01.2010 их количество составило 3183 против 3470 на 1.01.2009, а за 2008 год напротив наблюдается увеличение с 3455 до 3 470.

В 2009 году сохранилась тенденция к увеличению количества внутренних структурных подразделений кредитных организаций, таких как дополнительные офисы, операционные офисы и передвижные пункты кассовых операций.

Таким образом, наблюдается снижение числа зарегистрированных, действующих кредитных организаций, имеющих генеральную и валютную лицензию. Число ликвидированных кредитных организаций увеличилось за весь рассматриваемый период, несмотря на то, что Банк России в 2009 году разрешил реструктуризацию кредитов без последствий для резервирования и ослабил критерии для просроченной задолженности.

Как известно банковская деятельность характеризуется рискованностью, снизить которую, и призван пруденциальный надзор. На банки влияют различные виды рисков. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Кредитный риск включает в себя качество кредитного портфеля по уровню качества выданных ссуд, а также наличие задолженности, которое показывает качество обслуживания долга.

В отчетный период на постоянной основе проводилась работа по повышению качества инспекционной деятельности, эффективности и уровня предпроверочной подготовки, совершенствованию методической базы инспекционной деятельности, усилению контроля за качеством актов проверок.

В 2009 году возросли роль и значение межрегиональных инспекций Главной инспекции кредитных организаций в планировании и организации инспекционной деятельности, повышении качества проверок кредитных организаций. Специалисты межрегиональных инспекций приняли непосредственное участие в 47 проверках, проанализировали около 900 актов проверок, проведенных территориальными учреждениями Банка России. По 199 актам проверок в адрес территориальных учреждений были направлены заключения по совершенствованию инспекционной деятельности.

Таким образом, можно сделать сказать, что за рассматриваемый период в динамике всех показателей имеет место ухудшение по всем статьям, это обусловлено всемирным финансовым кризисом 2007-2008г. г. Повышенное внимание уделялось именно преодолению кризиса. Однако к началу 2009г. наблюдается рост стабильности и финансовой устойчивости, из чего можно сделать вывод о правильности принятия решений Банком России по преодолению кризисной ситуации. Дальнейшее регулирование должно быть направлено на финансово устойчивые банки.

Эффективность банковского надзора - сложная экономическая категория. Она характеризуется определенными критериями и показателями.

Обычно, когда рассматривают вопрос об эффективности управленческой деятельности, прежде всего имеют в виду адекватность достигнутых в процессе ее осуществления результатов намеченным целям, степень приближения результата к цели с одновременным учетом производственных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т. д.).

С учетом этого положения критерием эффективности банковского надзора будет соотношение достигнутого контролирующим органом результата к поставленной цели.

В широком смысле такой целью для банковского надзора будет обеспечение стабильности банковской системы. Методологической проблемой установления критериев по этой цели является определение "вклада" банковского надзора в уровень достижения цели. Но в принципе это возможно.

Понятие эффективности банковского надзора тесно связано с понятием его результативности, поскольку результативность является ее главным критерием.

От критерия результативности неотделим критерий действенности банковского надзора, который отражает то положительное влияние, которое банковский надзор оказывает на содержание деятельности проверяемого органа или лица, ее качество, умение контролирующего выправить положение: обеспечить своевременное и полное выполнение подконтрольным субъектом своих рекомендаций, указаний и предложений, а при необходимости добиться их выполнения, используя предоставленные законодательством полномочия.

Критерии эффективности банковского надзора - результативность, действенность, экономичность - позволяют судить о ней только в общей форме. Конкретно оценивать практические результаты банковского надзора помогают разработка и использование устойчивых, постоянных измерителей - показателей. Если критерии достижения цели надзора имеют общий характер, то для показателей характерно раскрытие внутреннего содержания надзорной работы, показ составных частей, из которых складывается полученный положительный результат, что и дает возможность оценивать качество надзора. Показатели играют двойную роль: с одной стороны, свидетельствуют об уровне работы контролирующего органа, являются основой оценки его работы, а с другой - выявляют и устраняют возникающие в подконтрольных субъектах нарушения. Показатели всегда должны содержать в себе количественную оценку проводимой контрольным органом работы.

Критерии эффективности банковского надзора обладают большей твердостью и устойчивостью, чем показатели. Таким образом, если критерии эффективности банковского надзора отличаются единством, общим характером, то для показателей эффективности характерны конкретность, множественность и разнообразие.

Показатели, отражающие степень воздействия банковского надзора на деятельность подконтрольного субъекта или лица, его влияние на содержание управленческой деятельности, ее стиль, могут быть подразделены на количественные и качественные. Те и другие характеризуют деятельность органов управления уже после проверки по тем или иным вопросам.

При использовании таких показателей, как количество проведенных проверок, принятых по ним и реализованных решений, предполагается, что предложения надзорного органа основательны, а задачи проверок определены правильно. При установлении действенности банковского надзора этот критерий в сочетании с другими позволяет судить о силе воздействия надзора на качество управления.

Конечно, эффективность надзора не может измеряться только количеством проведенных проверок, охваченных контролем объектов, числом принятых по материалам проверок решений. Преувеличение роли количественных показателей может привести к увлечению контролеманией, формализму, при котором обилие проверок не сопровождается фактическим устранением недостатков и нарушений. Вместе с тем это не значит, что такой показатель надо совсем сбросить со счетов, поскольку он свидетельствует о систематичности надзора, загрузке надзорного органа, его активности и инициативе.

Правильная оценка результатов деятельности надзорных органов связана с выявлением и учетом таких показателей, которые характеризуют затраты, связанные с осуществлением надзора. Они включают число проверяющих и число работников проверяемого органа, которые готовят необходимые материалы, затраченное теми и другими время, полноту предоставленных сведений, общее число участников проверки и т. д.

Изучение подобных показателей позволяет устанавливать соразмерность произведенных затрат и реальных результатов надзора. В ряде случаев сопоставление затрат и достигнутых результатов показывает, что надзор проводился наспех или, наоборот, было затрачено много времени, привлечено значительное число людей, а результаты оказались ничтожными. Практика показывает, что при правильной организации затраты на банковский надзор обычно являются относительно небольшими.

Выявление и разработка показателей эффективности банковского надзора, их систематизация, установление взаимосвязи и взаимозависимости между различными показателями контроля и его результатами - непростая задача. Для ее решения необходима целенаправленная методическая работа.

При всей сложности выделения критериев эффективности банковского надзора в общей эффективности управленческой деятельности их определение все-таки возможно при использовании следующих методических подходов.

Во-первых, мы должны четко установить структуру эффективности банковского надзора. Она, по нашему мнению, состоит из двух частей: во-первых, это макроэффективность банковского надзора и, во-вторых, промежуточная эффективность деятельности органа государственного банковского надзора.

Макроэффективность - это сумма эффектов, полученных от проведения банковского надзора, которые можно классифицировать следующим образом:

социальный эффект;

экономический эффект.

Социальный эффект банковского надзора проявляется в том, что по его результатам применяются меры к лицам, допустившим нарушение банковского законодательства, включая их увольнение и привлечение к уголовной ответственности. В результате банковского надзора, таким образом, улучшается социальная структура коллективов, руководящие должности занимают более квалифицированные, ответственные люди.

Таким образом, в обществе в целом создается большое доверие к власти, поскольку оно (общество) видит действенность власти, а это является одной из основ социальной стабильности в государстве.

Экономический эффект достигается в результате улучшения деятельности кредитных организаций и банковской системы в целом.

Промежуточная эффективность деятельности органа государственного финансового контроля - это соотношение экономических результатов исполнения представлений и предписаний и затрат на содержание органа банковского надзора.

Количественная оценка макроэкономической эффективности банковского надзора может быть определена по следующей формуле:

Э эф. = (Э с. + Э э.) /З.

где Э эф. - экономическая эффективность; Э с. - денежное выражение социального эффекта; Э э. - денежное выражение экономического эффекта; З. - затраты на содержание органа банковского надзора.

Как видно из формулы, не все показатели и не всегда можно оценить количественно и в денежной форме, поэтому в практической деятельности наиболее приемлем упрощенный расчет экономической эффективности:

Э эф. = (Э б. + Э с.) /З.

где Э б. - средства, полученные в результате взыскания штрафов с кредитных организаций; Э с. - средства, полученные в результате улучшения деятельности объекта надзора.

Промежуточная эффективность деятельности органа банковского надзора рассчитывается по формуле:

Э эф. = Э б / З.

Для повышения эффективности банковского надзора необходимо, во-первых, повышать качество работы инспекторского состава, который должен выявлять максимально возможное количество нарушений, во-вторых, снижать себестоимость надзорной работы.

Следует отметить, что в этой работе могут быть и определенные ограничения, которые заключаются в следующем: объем выявленных нарушений может снижаться по мере повышения результативности надзора, а сокращение себестоимости надзорной работы ограничивается необходимым уровнем ее качества. В идеале банковский надзор должен привести к уменьшению нарушений, т. е. в перспективе он должен иметь характер профилактический, но это, конечно, в идеале.

Глава 3. Проблемы современной банковской системы России и пути их решения


Важной предпосылкой организации банковского надзора на консолидированной основе является надлежащая осведомленность органа банковского надзора об организационной структуре банковской группы (банковского холдинга). В связи с этим будут расширены полномочия Банка России по получению от кредитных организаций, банковских групп, банковских холдингов, а также их владельцев, включая юридических лиц, не являющихся кредитными организациями, исчерпывающей информации, позволяющей составить полное представление об организации банковских групп и банковских холдингов.

Решение этой задачи предполагает:

·        внесение изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", расширяющих понятия "банковская группа" и "банковский холдинг", критерии существенного влияния, оказываемого юридическими и физическими лицами на деятельность дочерних и зависимых организаций, а также в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в части закрепления на законодательном уровне полномочий Банка России по установлению обязательных для банковских холдингов правил составления, представления и опубликования консолидированной отчетности;

·        развитие законодательства в банковской сфере путем установления требований к организации деятельности кредитных организаций, в том числе к порядку утверждения и составу документов, определяющих коммерческую политику, а также условий дополнительного контроля за рисками, возникающими при кредитовании связанных с банком лиц, в частности обязательного одобрения этих сделок советом директоров кредитной организации, недопустимости льготного кредитования связанных лиц и др.;

·        предоставление Банку России законодательно закрепленного права оценивать деятельность кредитных организаций и принимать в отношении их решения надзорного характера на основе профессиональной оценки качества их активов, размера обязательств и собственных средств (капитала), качества корпоративного управления, в том числе внутрибанковских систем управления и контроля за рисками, а также прозрачности структуры собственности;

·        развитие международно признанного подхода, в соответствии с которым оценка качества ссуды на предмет возможных потерь от ее обесценения будет осуществляться кредитной организацией на основании всестороннего и объективного анализа всех фактов и обстоятельств, связанных с заемщиком и его деятельностью;

·        продолжение работы по совершенствованию и оптимизации отчетности, представляемой кредитными организациями, в том числе сокращение количества форм отчетности и упрощение процедур отчетности кредитных организаций перед Банком России и другими органами надзора и контроля. При этом будет уделено внимание автоматизации процессов представления отчетности кредитных организаций в Банк России с использованием сети Интернет, что позволит исключить дублирование поступающей информации и сократить издержки кредитных организаций.

·        более широкое использование в целях банковского надзора института кураторов кредитных организаций. Международный опыт свидетельствует о том, что использование института кураторов при условии их профессионализма и эффективного контроля за их деятельностью способствует развитию банковского надзора и внедрению в его практику риск-ориентированных подходов. Куратор кредитной организации, работая в постоянном контакте с ее органами управления и сотрудниками, а также обладая информацией о ее деятельности, может давать адекватную оценку текущего состояния и перспектив развития кредитной организации, выявлять области повышенного риска в ее деятельности, вносить предложения о мерах надзорного реагирования и о режиме банковского надзора. Важное значение для эффективного использования данной формы организации надзора имеют высокие профессиональные и этические качества кураторов, контроль за их деятельностью, включающий ограничение предельного срока выполнения куратором своих функций в отношении кредитной организации (не более 3 лет), коллегиальность при обсуждении проблем деятельности кредитной организации и предлагаемых куратором решений, а также ответственность руководителей куратора за качество надзора. Банку России предстоит в основном завершить формирование института кураторов, включая вопросы правового, методического и организационного обеспечения их деятельности;

·        совершенствование подходов Банка России к оценке деятельности кредитных организаций исходя из рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору и международной практики, ориентированных на комплексную (всестороннюю) оценку деятельности банков, под которой понимается оценка, формируемая по результатам анализа финансовой устойчивости кредитной организации (достаточности капитала, качества активов, уровня доходов и ликвидности), а также прозрачности структуры собственности и качества управления;

·        обеспечение более эффективной защиты интересов кредиторов и вкладчиков "слабых" банков и изучение в связи с этим вопроса о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих полномочия органа банковского надзора, рекомендованные Базельским комитетом по банковскому надзору для органов банковского надзора при их работе со "слабыми" банками.

Необходимо продолжить работу по созданию системы мониторинга использования кредитными организациями современных технологий дистанционного банковского обслуживания, в том числе интернет-технологий, их защищенности с учетом требований информационной безопасности.

В условиях глобализации финансовых рынков усиливается значение эффективного обмена с органами банковского надзора иностранных государств информацией о деятельности кредитных организаций и банковских групп. В настоящее время Банком России с органами банковского надзора 14 государств заключены соглашения о взаимодействии в сфере банковского надзора. Банк России продолжит работу по подготовке и подписанию соглашений (меморандумов) с надзорными органами других государств.

Необходимо уточнить полномочия Банка России в области рассмотрения дел об административных правонарушениях в банковской сфере в соответствии с его функциями и полномочиями как органа банковского надзора, а также установить административную ответственность должностных лиц кредитной организации за нарушения, связанные с осуществлением банковской деятельности.

Инспекционная деятельность Банка России, помимо выполнения основных задач банковского надзора, будет связана с организацией проверок кредитных организаций в целях оценки соответствия банков критериям их участия в системе страхования вкладов граждан.

Совершенствование и эффективность инспекционной деятельности Банка России будут обеспечены смещением акцента с проверки правильности совершения банковских операций на оценку рисков, возникающих в результате их совершения, внедрения профессиональной оценки как основы для анализа качественных аспектов деятельности, финансового состояния и перспектив деятельности кредитных организаций (их филиалов).

В сфере предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитных организаций актуальным является своевременное и эффективное применение мер воздействия, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", за счет использования информационных и организационных возможностей, которые возникнут при рассмотрении ходатайств банков о вынесении заключения о соответствии требованиям к участию в системе страхования вкладов. При этом Банк России, руководствуясь международным опытом, обеспечит повышение оперативности реагирования на выявленные скрытые свидетельства финансовых трудностей кредитных организаций.

Одной из важнейших задач на ближайшую перспективу является совершенствование процедуры ликвидации кредитных организаций, включая создание эффективного механизма реализации банковских активов ликвидируемых банков.

Возрастает роль организации и развития системы профессиональной подготовки кадров в целях повышения качества работы банковского сектора в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Создание условий для развития конкуренции на рынке банковских услуг является одним из ключевых факторов эффективной реализации конституционного принципа единства экономического пространства и свободного перемещения финансовых услуг.

Действия Правительства Российской Федерации и Банка России должны быть направлены на создание равных условий для ведения бизнеса всеми кредитными организациями независимо от формы собственности, в том числе кредитными организациями, контролируемыми государством.

Антимонопольное регулирование в банковском секторе имеет федеральный и региональный аспекты.

Пресечение злоупотреблений банками доминирующим положением является задачей антимонопольного регулирования на федеральном и региональном уровнях. Помимо этого, на региональном уровне основной задачей антимонопольного регулирования является противодействие установлению территориальных ограничений на деятельность кредитных организаций (кроме ограничений, устанавливаемых органом банковского надзора в рамках законодательно установленных полномочий), а также предоставлению прямо или косвенно органами власти отдельным банкам преференций.

Объектом постоянного внимания органов антимонопольного регулирования должны быть решения и действия органов власти всех уровней, если эти решения или действия препятствуют развитию банковского сектора либо конкуренции на рынке банковских услуг.

В целях укрепления правовой базы развития конкуренции на рынке банковских услуг при подготовке изменений в антимонопольное законодательство Правительство Российской Федерации и Банк России будут руководствоваться международным опытом антимонопольного регулирования в банковской сфере, связанным в первую очередь с защитой интересов потребителей услуг и рассмотрением вопросов концентрации услуг при слиянии, присоединении и преобразовании кредитных организаций.

Обеспечение транспарентности деятельности кредитных организаций является одним из существенных условий укрепления дисциплины на рынке банковских услуг, совершенствования качества корпоративного управления в банках и роста доверия общества к банковскому сектору. Обеспечение транспарентности требует осуществления комплекса мер, включая достоверный учет и отчетность кредитных организаций, повышение требований к объему, качеству и периодичности публикуемой информации, реализацию при учете критериев, признанных международной практикой, а также завершение перехода кредитных организаций на использование международных стандартов финансовой отчетности.

Новым направлением в сфере раскрытия информации о банковском секторе станет введение в практику публикации Банком России ежегодного отчета о развитии банковского сектора и банковского надзора. В рамках реализации политики обеспечения транспарентности банковского сектора и укрепления рыночной дисциплины Банк России продолжит публикацию показателей, характеризующих основные параметры деятельности банковского сектора Российской Федерации, в том числе на региональном уровне, а также перечня банков, которые раскрывают информацию о своей деятельности на сайте Банка России в сети Интернет.

Заключение


Подводя итог проведенной работе необходимо еще раз отметить, банковская система - один из мощнейших инструментов экономической политики, находящихся в распоряжении государства.

По результатам проведенной работы мною были сделаны следующие выводы:

. В настоящее время банковская система России приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.

. Банковская система государства - это совокупность различных финансово-кредитных институтов в стране в их взаимосвязи, действующая в рамках общего денежно-кредитного механизма в определенный исторический период.

Основной целью банковской системы является обслуживание оборота капитала в процессе производства и обращения товаров. Банковская система является главным звеном финансово-кредитной системы государства, так как на нее падает нагрузка по кредитно-финансовому обслуживанию хозяйственного оборота страны.

Основные задачи банковской системы любой страны:

обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов в народном хозяйстве;

аккумуляция временно свободных ресурсов в стране;

кредитование производства, обращения товаров и потребностей физических лиц.

Сложившаяся в российской экономике банковская система выполняет свои функции не полностью. Наиболее явно выделяется неэффективность выполнения такой функции как, трансформирование сбережений в инвестиции. Наша банковская система не в состоянии изыскать необходимые для развития страны инвестиции.

. Глобальный финансовый кризис еще более усугубил ситуацию в тех позициях банковской системы, где наблюдались трудности: ухудшились условия заимствований на международных финансовых рынках, произошел огромный отток капитала из России, что в условиях и так недостаточной капитализации российских банков, еще более ограничивает возможности решения целого ряда задач - ограничивает возможности кредитования, снижает устойчивость банковской системы.

В таких условиях необходимо регулирование банковской системы и применение комплекса взаимосвязанных мероприятий, направленных на обеспечение стабильности всей системы.

Очень важно понять, что без сильной банковской системы не может быть сильной социально-экономической системы страны, а, следовательно, успешного развития в перспективе. У нее не будет источников для такого развития. Отсюда вывод: надо не просто разработать в новых условиях вдохновляющую программу быстрого и всестороннего укрепления банковской системы России, но и начать претворять ее в жизнь.

Список использованных источников

1. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 12 декабря 1990 г. №395-1.

. Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации" от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ.

. Кураков Л.П. Банковская система России. - М.: Перспектива, 2012.

. Столяренко В.М. Центральный Банк и его роль в экономике страны. - М.: ГУ-ВШЭ, 2013.

. Алленых М.А. Банковская система как институт рыночной экономики // Банковские услуги 2013. №8. С. 2-8.

. Березина М.П. Функции Банка России: теоретический обзор // Банковское дело. 2013. №5. С.36-43.

. Зражевский В.А. Конкурентоспособность российских банков // Аналитический банковский журнал. 2013. №07 (146). С.42-48.

. Котляров М.А. Национальная банковская система как элемент обеспечения суверенитета России // Банковское дело. 2012. №3. С.56-59.

. Марданов Р.Х. Кризис на финансовых рынках и новые вызовы для банковского регулирования и надзора // Банковское дело. 2013. №8. С.33-39.

. Моисеев С.Р. Зачем нужен центральный банк? // Банковское дело. 2013. №8. С.40-46.

. Ерпылева Н, Ю. Европейское банковское право: механизм правового регулирования банковской деятельности. Государство и право, сг., №3. М., 2012г.

. Официальный сайт Сбербанка РФ www.cbrf.ru

Похожие работы на - Анализ деятельности Банка России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!