Состояние туристского комплекса Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,32 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Состояние туристского комплекса Республики Беларусь

ВВЕДЕНИЕ

Туризм сегодня - один из самых прибыльных видов бизнеса в мире после экспорта нефти и автомобилей. В связи с этим задача эффективного управления туристской отраслью в Республике Беларусь становится в настоящий момент одной из приоритетных. Особенно это касается территорий традиционно специализирующихся на туризме. Государство должно быть заинтересовано в развитии таких территорий ввиду их уникальности по выполнению функций оздоровления и отдыха населения.

Следует помнить, что туристский комплекс страны представляет собой сложную многофункциональную систему, которая определяется как внутренними особенностями и установками, так и внешними факторами развития, не зависящими от данной территории. Основная цель существования и развития национального туристского комплекса - это формирование и реализация турпродукта, направленного на духовное и физическое восстановление и совершенствование человека.

Республику Беларусь можно назвать страной с нераскрытым туристским потенциалом. Для привлечения туристов в страну необходимо использовать различные средства улучшения и продвижения национального туристского комплекса. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

.        изучить состояние туристского комплекса Республики Беларусь;

2.      провести сравнительный анализ среди туристских сфер зарубежных стран и Республики Беларусь;

3.      предложить мероприятия, способствующие совершенствованию рынка, взяв за основу элементы комплекса маркетинга.

Предметом исследования является состояние туристского комплекса Республики Беларусь.

Объект исследования - предприятия, организующие туристскую деятельность в Республике Беларусь.

Результаты, которые приведены в курсовой работе, были получены с помощью следующих методов исследований:

·        сравнительный анализ;

·        расчёт конкурентоспособности туристской отрасли;

·        расчет эффективности предлагаемых мероприятий..

При написании курсовой работы были использованы статьи журналов, различные учебные пособия и интернет-ресурсы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТУРИСТСКОГО КОМПЛЕКСА И КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА

.1.     Понятие рекреационно-туристского комплекса

Рекреационно-туристский комплекс (РТК) - это часть общего хозяйственного комплекса региона (территории), представляющая собой сочетание туристских, рекреационных и сопутствующих предприятий и организаций, деятельность которых координируется государственными и (или) иными структурами и направлена на создание, продвижение и реализацию уникального турпродукта с учетом оптимального использования туристско-рекреационного потенциала территории.

Каждый реальный РТК имеет свою историю образования, стадии развития, структуру, внутреннюю организацию, специализацию на определенных видах туризма и отдыха, свои преимущества и недостатки.

В процессе туристско-рекреационного освоения территории создание РТК неизбежно и объективно необходимо, т. к. РТК выступает более высокой стадией организации рекреационно-туристского хозяйства. Развитие и образование РТК состоит в переходе от «очагового» создания туристских и рекреационных объектов к их комплексному и целенаправленному строительству.

Как правило, выделяют две группы предпосылок образования РТК -природные и социально-экономические.

Природные чаще всего лежат в основе образования РТК. Они же в большинстве случаев определяют туристско-рекреационную специализацию комплекса. Например, наличие минеральных источников, лечебных грязей ведет к созданию бальнеологических курортов, живописное сочетание гор, удобных отлогих склонов, лесов - к организации туристских комплексов, горнолыжных центров.

На сегодняшний день, исходя из опыта российских регионов и других стран, возможны два основных пути формирования РТК. В основе первого пути лежат прежние схемы размещения рекреационно-туристских объектов. По этому пути идут регионы с исторически сложившимся туристско-рекреационным хозяйством (Черноморское побережье, Прибалтика, Крым, Северный Кавказ и др.). Первоочередная задача для таких регионов - восстановление, реконструкция и развитие уже существовавших объектов. Второй путь предполагает новое освоение районов, ранее не отличавшихся концентрацией в них объектов туристско-рекреационного назначения.

Организации, предприятия и учреждения, входящие в состав РТК, подразделяются на 3 большие группы, каждую из которых можно в свою очередь также разделить на группы:

. Предприятия туристско-рекреационной хозяйственной отрасли, в составе которых:

а) специализированные предприятия рекреационного обслуживания (гостиничные и другие предприятия размещения, транспортные, туроператорские и турагентские предприятия);

б) предприятия, занятые охраной и использованием природных ресурсов (лесо-, водохозяйственные, заповедники, заказники, национальные парки, парки, охраняемые ландшафты, зоопарки и др.);

в) учреждения, связанные с сохранением и использованием культурно-исторических ресурсов (музеи, культовые учреждения), фольклорные и другие концертирующие коллективы и отдельные исполнители, предприятия народных промыслов.

. Предприятия отраслей обслуживания населения:

а) предоставляющие услуги питания (рестораны, кафе, бары, столовые, предприятия быстрого обслуживания и др.);

б) торговли;

в) бытового обслуживания (ремонт одежды, обуви, спортивного инвентаря, чистка, стирка, прокат и т. д.);

г) учреждения культуры (кинотеатры, выставочные галереи, концертные залы, театры);

д) предприятия и объекты спортивно-оздоровительного назначения (стадионы, бассейны, спортивные залы и пр.);

е) транспортные предприятия, осуществляющие перевозки пассажиров;

ж) финансовые и страховые организации, оказывающие услуги населению;

з) предприятия связи;

и) местные сувенирные производства.

. Предприятия других отраслей общественного воспроизводства:

а) строительные;

б) сельского хозяйства;

в) сферы образования (подготовки кадров);

г) типографско-издательские;

д) текстильные;

е) пищевые;

ж) нефтеперерабатывающие.

Данная классификация довольно обширна и, на первый взгляд, охватывает предприятия, которые не всегда связаны с туристско-рекреационным обслуживанием. Однако для комплексной оценки эффективности РТК региона необходим учет всех отраслей, занятых обслуживанием туриста.

Для более полного рассмотрения РТК региона необходимо рассмотреть такую важную его составляющую, как рекреационно-туристские ресурсы.

Анализ функционирования рекреационно-туристской сферы различных стран и регионов показал, что ее успешное развитие определяется, в первую очередь, ресурсной составляющей. Основу туристско-рекреационных ресурсов региона составляют особенности географического положения, природные условия, материально-техническая база туризма, насыщенность историко-культурными достопримечательностями, степень территориальной доступности основных зон и центров туризма с точки зрения транспортных коммуникаций и т. д.

Туристско-рекреационные ресурсы - это природные, природно-технические, социально-экономические и культурно-исторические объекты и их элементы, которые могут быть использованы при существующих технических и материальных возможностях и социально-политических условиях для организации туристско-рекреационного хозяйства.

Рекреационные ресурсы - это природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы, артефакты, которые обладают комфортными свойствами и потребительной стоимостью для рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления определенного контингента людей в фиксированное время с помощью существующей технологии и имеющихся материальных возможностей.

Туристско-рекреационные ресурсы с позиций формирования РТК можно разделить на три группы:

) ресурсы, функционально необходимые для конкретных видов отдыха или их групп (лечебные минеральные воды и грязи, климатические, ландшафтные, биологические, объекты материальной культуры, познавательного и эстетического значения и т. п.);

) ресурсы, оказывающие влияние на сам процесс отдыха и его эффективность (медико-географические, санитарно-гигиенические, опасные природные явления, пересеченность и крутизна рельефа, проходимость лесов и т. п.);

) ресурсы, влияющие на возможность рекреационно-туристского строительства и функционирования инфраструктуры (наличие источников водоснабжения, теплоснабжения, инженерно-геологические и почвенно-растительные условия, озеленение территории и т. п.).

Среди туристско-рекреационных ресурсов природные наиболее значимы при планировании, создании и дальнейшем развитии РТК. Их проблемам уделяется значительное внимание в научных работах. В настоящее время ведутся комплексные исследования природных туристско-рекреационных ресурсов, их оценка и классификация, систематизируются и обобщаются данные о природных ресурсах туристско-рекреационного назначения отдельных регионов с целью их дальнейшей экономической оценки и определения приоритетных направлений их дальнейшего освоения.

Необходимо отметить, что оптимизация туризма в регионе должна основываться на преимущественном развитии видов и форм туризма, позволяющих максимально и комплексно использовать имеющиеся ресурсы.

Различия в экономических, природно-географических, социально-демографических, политических и других условиях регионов России исключают унифицированный подход к проведению реформ в сфере туризма и диктуют проведение гибкой региональной политики с учетом особенностей каждого региона.

РТК - это понятие не только территориальное, но в не меньшей степени экономическое и управленческое. Важно отметить зависимость функционирования РТК не только от внутренних составляющих региона, но и от факторов, формально не входящих в компетенцию региона. К ним можно отнести политику федерального центра в области туризма, общемировые тенденции и факторы развития, природные катаклизмы и т. д.

Что касается факторов самого региона, то РТК формируется на основе имеющихся ресурсов, создавая собственную структуру, исходя из целей, специализации региона. Немаловажную роль в формировании РТК играет местное население: его установки, образ жизни, профессиональный состав, готовность к приему туристов. Оно же, в конечном счете, является частью турпродукта как основной субъект предоставления услуг туристу.

Наличие цели и ее реализация через политику и структуру РТК подразумевает наличие управления системой функционирования и развития РТК.

Специализация региона на том или ином профиле туризма определяется, прежде всего, ресурсами самого региона и прямо влияет на постановку целей и задач РТК.

Итак, рекреационно-туристский комплекс региона представляет собой сложную многофункциональную систему, которая определяется как внутренними особенностями и установками региона, так и внешними факторами развития, не зависящими от данной территории. Основная цель существования и развития регионального РТК - это формирование и реализация турпродукта, направленного на духовное и физическое восстановление и совершенствование человека.

Основными участниками РТК выступают не только предприятия и отрасли, непосредственно обслуживающие туристов, но и ряд смежных и сопутствующих отраслей, а также государственные структуры [41].

Основа РТК - это его ресурсы или рекреационно-туристский потенциал, который предопределяет специализацию РТК и его возможности для развития.

1.2.   Состояние туристского комплекса РБ

Основными причинами, сдерживающими развитие туризма и отдыха в Республике Беларусь, являются:

·    сильное различие городов по степени привлекательности и узнаваемости;

·        низкие темпы реставрации, реконструкции или ремонта многих историко-культурных памятников;

·        слабая реклама туристического продукта;

·        износ существующей материально-технической базы;

·        малое число средств размещения с современным уровнем комфорта, отсутствие, как для частных, так и для государственных гостиниц, классификации по уровню сервиса (абсолютное большинство из них не обладает даже статусом однозвездочного отеля).

·        Неразвитость транспортного сообщения, дорожного хозяйства, учреждений связи и коммуникаций, особенно в малых городах, а также отсутствие туристических обозначений и знаков ухудшают доступность туристических объектов, снижают комфортность путешествий и отдыха.

Состояние инфраструктуры туристической отрасли на территории Республики Беларусь характеризуется в основном устаревшей материальной базой, слабо развитой инфраструктурой вблизи объектов историко-культурного наследия, национальных парков, автомобильных дорог, водных систем. Имеющиеся объекты общественного питания и размещения не отвечают международным стандартам.

Медленными темпами ведется строительство объектов инфраструктуры, в частности, гостиниц, объектов придорожного сервиса, туристических комплексов и баз отдыха, объектов показа, центров народного творчества.

По результатам работы в 2011 - 2012 годах введено в эксплуатацию 324 объекта из 371 запланированного. За данный период не обеспечен ввод в эксплуатацию 47 объектов (из них 26 предложены к исключению). Причины не выполнения данных мероприятий, в основном связаны с отсутствием финансовых средств у исполнителей.

В Республике Беларусь многое делается по восстановлению и поддержанию историко-культурного наследия. Однако знакомство с архитектурным наследием занимает считанные часы. Посещаемость национальных парков в значительной степени зависит от погодных условий.

Именно слабое развитие инфраструктуры, сферы услуг и сервисного обслуживания в местах отдыха и на туристских маршрутах затрудняют развитие туристического рынка в Республике Беларусь.

Формула туристического рынка - увеличение продолжительности пребывания туриста в местах отдыха и в целом в стране, получение максимальной экономической выгоды через развитие инфраструктуры, а следствие этому расширение количества предлагаемых услуг [21].

экскурсионный косвенный затраты рекламный

1.3.   Понятие комплекса маркетинга

Понятие «комплекс маркетинга» впервые научно закреплено в 1964 году профессором Гарвардской школы бизнеса Нейлом Борденом. Однако, истоки его уходят в далекие 40-е годы прошлого столетия, когда Д.Каллитон впервые применил так называемый «рецептный подход» в изучении затрат на маркетинг. Продавец был определен им как «составитель маркетинговой программы из ингредиентов», так как именно он осуществляет планирование стратегии конкуренции, одновременно являясь менеджером, способным интегрировать все составляющие в комплекс маркетинга. В 1960 Маккарти, в целях создания квалифицированных кадров маркетологов, синтезировал комплекс маркетинга из таких элементов, как товар, цена, распределение и продвижение, создав модель «4P».

В настоящее время наиболее распространенным является такое определение комплекса маркетинга, которое характеризует его как совокупность контролируемых факторов, направленных на возникновение предсказуемых и желаемых ответных реакций определенного сегмента рынка. То есть, это те мероприятия, которые способна осуществить та или иная компания с целью продвижения своего товара на рынке.

Концепция Маккарти «4Р», впервые опубликованная в 1965 году в статье «The Concept of the Marketing Mix», автором которой являлся Neil H. Borden , заключается в том, что комплекс маркетинга состоит из четырех компонентов: продукт, цена, продвижение товаров на рынке и доставка продукта потребителям.

Итак, рассмотрим подробнее каждый из вышеперечисленных компонентов.

.        Одним из важнейших составляющих комплекса маркетинга является Product, или ассортиментная политика. Она напрямую зависит от направления денежных потоков, его оценки и прогноза. Ассортимент может изменяться в соответствии с тремя подходами: вертикальным, горизонтальным и комплексным. Вертикальное изменение ассортимента представляет собой начало выпуска продукции, ранее закупаемой у других производителей, а также продвижение ее в собственной торговой сети. Горизонтальное изменение представляет собой расширение ассортимента и выход на новые рынки сбыта в рамках действующей кооперации. Комплексный подход представляет собой расширение ассортимента как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях.

.        Price, или цена, как важнейший экономический инструмент комплекса маркетинга, оказывает непосредственное воздействие на характер доходности предприятия. Ведь для определения цены любого товара важнейшими показателям возможности его реализации являются спрос на аналогичную продукцию, чувствительность покупательской способности, конкурентоспособность, а также уровень издержек, связанных с ее производством и реализацией. Поэтому очень важным направлением деятельности маркетинговой службы компании является обоснованный выбор эффективной ценовой стратегии, направленной на разработку политики единой или дифференцированной, высокой или низкой, стабильной или нестабильной, льготной или дискриминационной цены, а также политики, предусматривающей всевозможные надбавки и скидки.

.        Осуществлению продвижения товаров на рынке, или Promotion, способствует реклама, наряду с которой выступают паблик рилэйшен (информация), директ-маркетинг и интернет-маркетинг. Все эти стратегии направлены на продвижение товара путем стимулирования деятельности продавцов, посредников и, конечно же, покупателей. Они заключаются в проведении различных акций, конкурсов, лотерей, предусматривающих всевозможные подарки, скидки, кредитные льготы и т.д. Их целью является не только увеличение объема продаж и создание имиджа для новых товаров, но также раскрутка и закрепление имиджа того или иного бренда.

.        Выбор метода сбыта является определяющим при определении направления сбытовой политики. Place может осуществляться как самим предприятием, так и с привлечением торговых посредников. К ним относятся как оптовые и розничные продавцы, дистрибьюторы, брокеры, дилеры, всевозможные агенты и т.д.

Для того, чтобы грамотно спланировать прибыльность компании в краткосрочном и среднесрочном периоде необходимо прибегнуть к помощи операционного маркетинга. Это достаточно эффективное орудие, основанное на продуманной маркетинговой стратегии, базирующейся на измерениях, обработке рыночных данных, а также преобразовании их в достоверную информацию. Ведь иногда самый, на первый взгляд, модный и качественный товар не находит спроса из-за своей цены и доступности для массового потребителя.

Современный подход к комплексу маркетинга не ограничивается концепцией маркетинга-микса 4Р, а стремится к включению в нее дополнительных компонентов, позволяющих формировать такие подходы, как модель 6Р, 7Р и даже 12Р. В качестве дополнительных компонентов предлагаются, например, такие параметры, как «people», «public relations», «politics» (Ф.Котлер, 1986) и т.д.

В соответствии с вышеупомянутыми подходами, модели маркетингового комплекса могут включать следующие элементы:

.        Упаковка (PACKAGE);

.        Покупка (PURCHASE) - представляет собой не только предпосылки к осуществлению покупки, но также и последствия принятия такого решения;

.        Клиентура (PEOPLE) - контингент, имеющий отношение к процессу купли-продажи;

.        Персонал (PERSONAL);

.        Процесс покупки (PROCESS) - то, что связано с деятельностью покупателя по осуществлению выбора товара;

.        Окружающая среда (PHYSICAL PREMISES) - условия, создаваемые продавцом с целью более эффективной реализации своего товара

.        Прибыль (PROFIT) - капитал, полученный в виде дохода относительно вложенных средств.

8.      Связи с общественностью (PR) - создает положительную репутацию продукту и организации в целом.

По своей сути концепция 4Р представляет собой ту маркетинговую позицию, с точки зрения которой продавец подходит к формированию своей стратегии продаж, а потребитель воспринимает ее с позиции получения возможных преимуществ и определенной выгоды.

В настоящее время существует тенденция, согласно которой для совершенствования баланса внутренней и внешней маркетинговой среды на первый план выходит концепция 4С, элементами которой являются

.        Customer needs and wants - покупательские нужды и потребности;

.        Cost to the customer - покупательские затраты;

.        Communication - информационный обмен;

.        Convenience - удобство.

Автор указанной концепции в качестве приоритета выделяет предпочтения потребителей. Причем этот приоритет действует на всех без исключения этапах процесса производства и реализации товаров или услуг. Интересный подход, однако, он вызывает сомнения по трем основаниям.

Прежде всего, он не вступает в противоречие с концепцией 4Р, также ставящей во главу угла предпочтения потребителей. Она также разрабатывается с обязательным учетом ожиданий потребителей, выявленных в результате проводимых маркетинговых исследований. Таким образом, согласно этому критерию оснований для того, чтобы отдать предпочтения концепции 4 С, не существует. Далее. Согласно концепции 4С, обязательными факторами, которые необходимо учитывать при разработке концепции маркетинга, являются поставщики, конкуренты, а также контактные аудитории. Однако, как показывает практика, эти факторы не являются определяющими. Соответственно, концепция 4С носит более теоретический, чем практический

И, наконец, управление потребителем заранее обречено на провал. Так как этот элемент внешней среды практически не поддается управлению.

Как видно из проведенного анализа, несмотря на определенные попытки увеличения числа компонентов комплекса маркетинга, в конечном счете, оно остается неизменным. Однако, достаточно актуальным является проведение исследований в сфере взаимодействия комплекса мартинга и окружающей среды, ресурсов и инструментов маркетинга.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что комплекс маркетинга может сыграть значительную роль в повышении конкурентоспособности туристского комплекса Республики Беларусь за счёт возможного варьирования своих составляющих.

При правильном подходе к организации управления и продвижения туристского потенциала Республики Беларусь можно достичь значительных результатов, не понеся при этом глобальных финансовых затрат [20].

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

2.1 Состояние внутренней среды туристской отрасли Республики Беларусь

Таблица 2.1 показывает статистику посещения иностранными туристами Республики Беларусь и направление туристов за рубеж. По этим данным прослеживается то, что до 2007 года численность иностранных туристов, посетивших Республику Беларусь, стабильно росло, затем наблюдается спад, и к 2010 годы вновь возросло. До 2007 года большая часть посетителей приезжала из иностранных государств, а, начиная с 2008, ситуация в корне поменялась и более многочисленными стали посетители из стран СНГ.

Таблица 2.1. Посещение иностранными туристами Республики Беларусь и направление туристов за рубеж

Годы

Численность иностранных туристов, посетивших Республику Беларусь

Численность туристов Республики Беларусь, выезжавших за рубеж


Всего

в том числе из

Всего

в том числе в



Иностранных государств

Стран СНГ


Иностранные государства

Страны СНГ

1

2

3

4

5

6

7

2000

60 224

48 050

12 174

1 289 034

1 181 570

107 464

2001

61 491

50 757

10 734

1 386 660

1 215 137

171 523

2002

63 484

55 177

8 307

1 436 483

1 198 669

237 814

2003

64 289

56 600

7 689

1 108 237

837 199

271 038

2004

67 517

54 505

13 012

514 593

208 126

306 467

2005

90 811

61 980

28 831

572 398

268 037

304 361

2006

89 524

62 790

26 734

525 430

278 222

247 208

2007

105 410

66 523

38 887

516 796

283 680

233 116

2008

91 587

38 715

52 872

380 349

212 974

167 375

2009

95 463

35 580

59 883

316 322

197 777

118 545

2010

120 073

36 641

83 432

414 735

256 558

158 177


Касательно выезда туристов РБ за рубеж, можно сказать, что с каждым годом количество белорусов, посещающих иностранные государства, снижается, в частности в страны СНГ. Это может быть следствием повышения цен на заграничные поездки, а так же снижением покупательской способности туристов.

Сложившаяся ситуация может послужить хорошим стартом для развития национального туризма, и раз есть такая возможность, то необходимо более тщательное исследования и проведение различных мероприятий, повышающих

Проанализировав, в какие страны чаще всего выезжают белорусы, можно сделать вывод, что, прежде всего, люди стремятся проводить свой отдых в странах с жарким климатом и наличием морей и океанов. Наиболее популярными направлениями являются Турция, Египет и Болгария. Данные страны известны своим высоким уровнем обслуживания и широким диапазоном услуг для проведения пассивного отдыха.

Далее, идут страны, которые отличаются не только качеством обслуживания, но и большим количеством памятников культуры. Во Францию, Италию, Германию люди ездят, чтобы повысить свои знания в области культуры, искусства, истории.

Таким образом, для повышения популярности Беларуси среди местного населения и иностранных граждан, необходимо провести ряд мероприятий, направленных на повышение качества услуг гостиниц и других средств размещения, на повышение квалификации обслуживающего персонала. Так же, необходимы некоторые изменения в коммуникационной политике и в сфере культуры, так как, несмотря на богатое культурное наследие, белорусские достопримечательности не пользуются особой популярностью, что, возможно, может быть вызвано недостаточной осведомленностью граждан.

По данным таблицы А.3 (ПРИЛОЖЕНИЕ А), можно сказать, что, кроме туристов из стран СНГ, Республику Беларусь ежегодно посещает более 30 тысяч человек, что говорит о том, что страна пользуется некоторой популярностью за рубежом. Необходимо признать, что качество туристского обслуживания в странах Европы и большинства стран постсоветского пространства заметно отличаются. Следовательно, при улучшении качества гостиничных услуг может быть увеличено и количество посетителей Республики Беларусь, что благоприятно отразится на экономике страны.

Таблица 2.2. Характеристик гостиниц и аналогичных средств размещения в Республике Беларусь

Годы

Число гостиниц и аналогичных средств размещения

Их единовременная вместимость, мест

Средняя загрузка, в процентах

2000

254

25 830

42

2005

279

23 504

45

2006

284

24 095

49

2007

303

24 616

50

2008

312

24 437

52

2009

331

25 689

46

2010

359

26 673

45

2011

444

28 957

41

2012

471

28 562

43


Анализ таблицы 2.2 выявил, что для развития любого направления туризма необходимо высокое качество обслуживания. Данная таблица свидетельствует о том, что с каждым годом растёт количество гостиниц и аналогичных средств размещения, однако, их средняя загрузка не возрастает и на протяжении 10 лет находится в состоянии половинной загруженности. Это может свидетельствовать как об избытке гостиниц, так и о недостаточном качестве обслуживания, в связи с которым туристы предпочитают в качестве временного жилья использовать съемные квартиры. Так же низкая загруженность может возникать из-за повышенной стоимости на гостиничные услуги.

Большая часть санаторно-курортных и оздоровительных организаций, представленных в таблице А.3 (ПРИЛОЖЕНИЕ А), прошла аттестацию республиканской комиссии, то есть, можно судить о том, что все наиболее важные показатели находятся на должном уровне, так как государственная аттестация осуществляется на основании изучения материалов, представляемых этими организациями, и заключений рабочих групп, создаваемых для изучения деятельности санаторно-курортных и оздоровительных организаций из числа членов Республиканской комиссии, работников Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения и представителей местных исполнительных и распорядительных органов.

Следовательно, можно повысить численность отдыхающих за счет улучшения сервиса и разнообразия времяпрепровождения, а так же с помощью

Подобная ситуация и с детскими лагерями (ПРИЛОЖЕНИЕ А, табл.А.4): их количество растёт, а численность отдыхающих детей снижается, так как подрастающее поколение хочет видеть в подобных организациях не только место оздоровления, но и место, где можно весело и комфортно провести время. Значит, рекомендации можно дать те же, что и для санаторно-курортных и оздоровительных организаций [35].

2.2 Анализ состояния туристской отрасли Республики Беларусь

В 2012 году реальный рост рынка туристских услуг (гостиницы, туристские агентства, пассажирские перевозки, авиакомпании, рестораны, дома отдыха) в Беларуси составил 11,5% . И это позволило стране занять в рейтинге WTTC (Всемирного совета по туризму и путешествиям) [13] 8-е место. Эксперты особо подчеркнули, что на столь впечатляющий рост сектора повлиял, прежде всего, интерес россиян к белорусским санаториям и игорным заведениям. Сравнительный анализ стран по динамике развития туризма в 2012 году представлен в таблице 2.3.

Таблица 2.3. Сравнительный анализ стран по динамике развития туризма в 2012 году

Место в рейтинге

Страна

Рост рынка туристских услуг (%)

1

2

3

1

Катар

28,3

2

Азербайджан

24,8

3

Кыргызстан

24

4

Тунис

14,2

5

Черногория

13,9

6

Узбекистан

13,7

7

Казахстан

11,5

8

Беларусь

11,5

9

Чили

11,1

10

Иордания

11


Еще выше, по версии WTTC, была по итогам 2012 года позиция Беларуси по темпам роста туристского и связанных с ним рынков. В этом рейтинге Беларуси стала шестой с показателем 11% (табл.2.4) .

Таблица 2.4. Темпы роста туристских и связанных с ним рынков в 2012 году

Место в рейтинге

Страна

Темпы роста туристского и связанных с ним рынков (%)

1

Катар

24,6

2

Азербайджан

22,8

3

Кыргызстан

21,6

4

Черногория

12,6

5

Узбекистан

11,7

6

Беларусь

11

7

Панама

10,5

8

Филиппины

10,4

9

Тунис

10,3

10

Чили

10,3


Внутренний валовый продукт - индикатор состояния национальной экономики. Влияние какого-либо из секторов экономики считается значительным и ощутимым при превышении доли в 10%. В Беларуси доля туристского сектора в национальном ВВП в 2012 году составила 2,1% при среднемировом в 5,2% - это 145-я позиция в рейтинге 184 стран.

Для наглядности можно выделить группу стран с приблизительно похожим туристским продуктом, в которую вошли: Болгария, Эстония <#"782051.files/image001.gif">                                                                                              (2.2)

где n - число оцениваемых параметров;

Ai - вес i-го параметра.

Для сравнения показателей были выбраны 3 страны с наиболее схожими туристскими продуктами. Это такие страны, как Украина, Болгария и Финляндия. Полученные данные по показателям представлены в таблице 2.4, оценки экспертов и веса представлены в ПРИЛОЖЕНИИ Б (табл. Б.2).

В качестве экспертов были приглашены:

Эксперт №1 - ведущий специалист по туризму Национального агентства по туризму - Грачёв Сергей Сергеевич.

Эксперт №2 - начальник отдела по туризму предприятия «ЦентрКурорт» - Вовна Светлана

Эксперт №3 - преподаватель кафедры «Маркетинг», к.г.н. Карчевская Елена Николаевна

Эксперт №4 - старший преподаватель кафедры «Маркетинг», Фукова Ирина Анатольевна

Эксперт №5 - средний балл по оценкам студентов гр.МГ-42

Таблица 2.4. Данные по показателям, влияющим на развитие туристской отрасли

Показатели

Беларусь

Финляндия

Украина

Государственная политика и регулирование в сфере туризма

2

4

5

6

Работа турагентов и туроператоров

1,48

1,96

2,03

1,75

Транспортная инфраструктура

7

9

9

5

Природные и культурные ресурсы

0,00042

0,0013

0,0012

0,00015

Наличие и состояние средств размещения

3,02

4,86

5,73

3,59

Сфера питания

0,87

1,34

2,12

1,18

Наличие и состояние средств досуга и развлечения

0,87

1,26

2,13

0,84

Работа общественных туристских организаций

428

143

379

193

Визовый режим

1

1

1

1


Таблица 2.5. Характеристики показателей, влияющих на развитие туристской отрасли

Показатели

Характеристики

Государственная политика и регулирование в сфере туризма

Количество законов о туризме, принятых в стране за период с 2009 по 2013 года

Работа турагентов и туроператоров

Темп роста количества принятых и отправленных туристов с 2009 по 2013 год

Транспортная инфраструктура

Балловая оценка состояния инфраструктуры

Природные и культурные ресурсы

Количество объектов мирового наследия ЮНЕСКО в расчете на 1000 км2

Наличие и состояние средств размещения

Количество койко-мест в расчете на 1000 чел

Сфера питания

Количество заведений общепита в расчете на 1000 чел

Наличие и состояние средств досуга и развлечения

Количество объектов в расчете на 1000 чел (клуб, кино, театр, музей, цирк, парк развлечений, ТРЦ)

Работа общественных туристских организаций

Количество организаций в стране

Визовый режим

1- необходима виза для въезда туристов более чем со 70 стран 2 - необходима виза для въезда туристов с 50 - 70 стран 3 - необходима виза для въезда туристов с 20 - 50 стран 4 - необходима виза для въезда туристов менее чем с 20 стран 5 - виза для въезда не нужна или же её можно открыть на границе


Изучив данные, полученные в результате анализа стран по 9 основным показателям, влияющим на развитие туристской отрасли, была выбрана страна-эталон, с показателями которой будут сравниваться показатели Республики Беларусь. Методом исключения в качестве эталона была выбрана Финляндия, так как, у Украины среди трёх стран самые низкие показатели, а Болгария, несмотря на наиболее высокие показатели, имеет такое значительное преимущество, как морские курорты. Так как этот ресурс является природного, а не искусственного происхождения, Республика Беларусь не может быть сравнена с данной страной.

Показатели конкурентоспособности по i-ому параметру:

Qi1 = 2/4 = 0.5= 1.48/1.96 = 0.76= 7/9 = 0.78= 0.00042/0.0013 = 0.32= 3.02/4.86 = 0.626 = 0.87/1.34 = 0.65

Qi7 = 0.87/1.26 = 0.69

Qi8 = 428/134 = 2.99

Qi9 = 1/1 = 1.0

К = (0,1×0,5) + (0,11×0,76) + (0,11×0,78) + (0,11×0,32) + (0,11×0,62) + +(0,11×0,65) + (0,11×0,69) + (0,11×2,99) + (0,11×1) = 0,88

Очевидно, что чем ближе К приближается к единице, тем ближе по набору оценочных параметров данная отрасли соответствует эталонному образцу, а К характеризует степень отклонения оцениваемого продукта от этого идеала.

В нашем случае, К = 0,88 < 1 означает, что туристская отрасль Республики Беларусь уступает в развитии туристской отрасли Финляндии по конкурентоспособности. Следовательно, необходимо провести некоторые реформации в данной отрасли, а так же, проведя мониторинг деятельности других стран выяснить, каким направлениям следует уделить больше внимания и как именно повысить интерес иностранцев к туристскому потенциалу Республики Беларусь. В главе 3 предложены мероприятия, способствующие повышению конкурентоспособности.

ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ТУРИСТСКОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

.1 Разработка экскурсионного тура выходного дня

.1.1 Описание экскурсионного тура

Исходя из полученного в главе 2 коэффициента конкурентоспособности отрасли, можно судить о том, что часть туризм в Беларуси находится на более низком уровне, чем в Финляндии.

Так как Беларусь не обладает сравнимым с данной страной историческим и культурным наследием, то стоит делать упор на сильные стороны, такие как фольклорно-развлекательный или же агроэкологический туризма.

Одним из наиболее удачных примеров является усадьба юмора в д. Малые Автюки (ПРИЛОЖЕНИЕ В) с фестивалем народного юмора. Однако, не смотря на то, что многие знают о существовании данной усадьбы, буквально несколько человек посетили этот комплекс. Это говорит о необходимости в разработке услуги, которая привлекала бы посетителей своей неординарностью.

Если учесть, что Автюковский юмор носит, хоть и народный, но, более молодежный характер, то нужно разработать мероприятие, которое было бы интересным именно для данной целевой аудитории. Помимо всего прочего, аудитория в возрастном диапазоне 18-25 лет является более мобильной и склонной к путешествиям, значит, успешным станет то мероприятие, которое будет носить не только познавательный характер, так как одной из основ будет именно музей юмора, а так же и развлекательный.

Исходя из поставленных задач, можно предложить следующую программу для экскурсионного тура выходного дня:

.        18:00 - сбор группы на пл. Восстания, отъезд из Гомеля;

.        20:30 - прибытие в Малые Автюки;

.        20:40 - 21:10 - экскурсия по музею;

.        21:15 - 21:50 - дегустация блюд белорусской кухни;

.        21:50 - 03:00 - выступление музыкантов, дискотека;

.        03:00 - отъезд из Малых Автюков;

.        06:00 - прибытие в Гомель на пл. Восстания.

Так как усадьба расположена в достаточной отдаленности от города, то будет необходимо составить четкий план группового выезда и возвращения в Гомель. Исходя из этого, нужно решить вопрос с транспортом. Наиболее удобным вариантом будет аренда автобуса, который бы завез группу в усадьбу и привез её обратно.

Предварительно группа людей под руководством организатора мероприятия собирается в заранее оговоренном месте на площади Восстания в 18:00, что бы далее коллективно прибыть в усадьбу. Дорога занимает около 2,5 часов, значит, в усадьбу автобус пребывает ориентировочно в 20:30.

По приезде в усадьбу группа посещает музей народного юмора. Экскурсовод проводит экскурсию в шуточно-познавательном стиле, что, с одной стороны будет занятно и весело, а с другой - поучительно.

Далее следует дегустация некоторых блюд национальной белорусской кухни под живое выступление cover-группы Inomarki. Меню представлено в таблице 3.2.

После ужина будет организована дискотека. Предполагается, что музыканты будут исполнять народные песни в современной обработке, или же современную музыку, которая носит фольклорный характер. Во время дискотеки будет работать бар. По завершении группа отправляется обратно в Гомель. Методическая разработка представлена в табл.3.1.

Таблица 3.1. Методическая разработка экскурсионного тура

Населенные пункты, расстояния между ними. Способы передвижения, время прибытия в пункт и выезд из него

Наименование туристских предприятий и условия размещения

Запланированные туристские услуги, наименование экскурсии, туристских прогулок и показов.

Внутримаршрутные перевозки

Дополнительные расходы

Пл. Восстания, 18:00 - отъезд группы


Подача автобуса на место посадки. Посадка туристов в автобус. Приветствие. Отправление автобуса. Знакомство сопровождающего с туристами, рассказ о программе тура, правилах поведения в автобусе.

Гомель


18:00-20:30 - переезд Гомель - Мал. Автюки


При необходимости возможна 15-минутная санитарная остановка на оборудованной АЗС перед н.п. Будка

Гомель - Мал. Автюки

Горячие напитки на АЗС

20:30 - прибытие в Мал. Автюки

Экскурсовод музея

Встреча с экскурсоводом, экскурсия по музею

Мал. Автюки


21:15 - 21:50 - корчма «Ганарысты парсюк»


Дегустация блюд белорусской кухни


Дополнительные блюда и напитки

21:50 - 03:00 - корчма «Ганарысты парсюк»

Cover-группа Inomarki (по договору подряда)

Живое выступление музыкантов, дискотека


Дополнительные блюда и напитки

03:00 - отъезд в Гомель


Отправление 03:00. Подача автобуса на место посадки. Посадка туристов в автобус.



03:00-06:00 - переезд Мал. Автюки - Гомель


При необходимости возможна 15-минутная санитарная остановка на оборудованной АЗС перед н.п. Будка

Мал. Автюки- Гомель

Горячие напитки на АЗС

06:00 - прибытие в Гомель


Заключительная речь сопровождающего группы. Прибытие группы в Гомель (Пл. Восстания)

Гомель




3.1.2 Расчет стоимости экскурсионного тура

Чтобы предприятие (в данном случае усадьба юмора) не работала в убыток, необходимо заложить в стоимость все составляющие. Таким образом, нам необходимо рассчитать:

.        Стоимость проезда туда-обратно на одного человека;

.        Оплату труда экскурсовода и стоимость посещения музея;

.        Стоимость предлагаемых блюд;

.        Оплату труда бармена;

.        Оплату труда охранника;

.        Оплату труда музыкантов;

.        Амортизацию оборудования для дискотеки;

.        Внеплановые коммунальные расходы.

Рассчитаем общую сумму, которую необходимо будет доплатить персоналу, занятому в проведении мероприятия. Так как часть мероприятия, а именно дискотека происходит в ночное время, то необходимо рассчитать заработную плату персонала в ночное время, т.е. необходимо увеличить дневную заработную плату в 2 раза.

Таблица 3.2. Определение цены услуги

Должность

Кол-во

Заработная плата в месяц

Заработная плата в день

Доплата за ночную смену

1

2

3

4

5

Бармен

1

2 000 000

133 330

199 950

Охранник

1

1 700 000

113 300

169 950

Экскурсовод

1

Оплата за одну экскурсию

180 000

Музыкальная группа

1

Оплата за одно выступление

3 000 000

Итого на 40 чел

3 549 900


Расчет прямых и косвенных затрат на оказание услуги представлен в виде таблиц 3.3 и 3.4:

Таблица 3.3. Меню на одного человека

Блюда

Стоимость

1

2

Солянка «по-домашнему»

26 700

Колдуны с мясом

21 400

Салат-коктейль «Вяснянка»

13 850

Напиток на выбор

7 600

Итого

69 550


Таблица 3.4. Калькуляция тура выходного дня (количество человек: 40)

Статья расходов

Стоимость, руб.

Сумма на группу, руб.

1

2

3

Коммунальные платежи (электричество, отопление)

305 000

10 200

Колонки амортизация

92 800

92 800

Аренда автобуса [14]

2 286 100

2 286 100

Окончание табл.3.4

1

2

3

Питание

2 782 000

2 782 000

Итого:

5 171 100


Таблица 3.5. Общехозяйственные расходы

Статьи затрат

Ставка, %

Показатели, руб.

1

2

3

1. Заработная плата всего


3 549 000

2. Начисления на заработную плату


1 279 060

- фонд социальной защиты

0,34

1 206 660

- белгосстрах

0,06

72 400

3. Накладные расходы


5 171 100

4. Итого расходов


9 999 150

5. Рентабельность

0,2

1 999 826

Итого


11 998 956

Полная стоимость экскурсии


11 998 956

С округлением на одного человека


300 000


Прибыль от проведения одного тура составляет:

000 × 40 - 9 999 150 = 2 000 850 бел. руб.

Так как экскурсионный тур выходного дня является разовым мероприятием, которое проводится не планово, а по мере того, как собирается группа желающих, и не требуется дополнительных инвестиций для его проведения, то данное мероприятие должно окупаться за один раз и разработка производственного плана не требуется.

3.2 Разработка рекламной кампании

Реклама - довольно сложный, динамично развивающийся механизм, сопровождающий практически любую сферу деятельности современного общества. Поэтому и само понятие рекламы не может быть однозначным изначально.

Прежде всего, реклама - это продукт профессиональной деятельности, искусство и индустрия вместе взятые. Но это также и часть маркетинга. Кроме того, реклама изучает процесс передачи рекламной информации потребителю, поэтому справедливо рассматривать рекламу и как средство коммуникации.

В специальной литературе до сих пор не существует единого и четкого определения понятия рекламы, отражающего все аспекты этого социального явления.

Простота, оригинальность, убедительность - важные особенности рекламного текста. Он должен запомниться потребителю, но самое главное, необходимо, чтобы написание рекламных текстов не было самоцелью. Каждый качественный рекламный текст способствует все большей узнаваемости фирмы. А чаще всего доверяют тому, что знают. В то же время нужно следить за тем, чтобы рекламный текст не был навязчивым, не вызывал раздражение у потенциального потребителя, не поучал его.

Радиореклама предъявляет повышенные требования к тексту из-за отсутствия изображения. Размер также имеет значение для рекламы по радио. Увеличение продолжительности радиорекламы, напротив, требует дополнительного текста и звуковых эффектов. Но каждая новая фраза радиорекламы должна привлекать слушателя своей значимостью, давать ему новую информацию о пользе, которую он получит, приобретя товар. Если увеличение продолжительности радиорекламы повлечет за собой появление банальностей - реклама провалена.

Следующая разработка касается распространения информации об усадьбе юмора в д. Малые Автюки и музее и корчме, которые там находятся. Рекламную кампанию предполагается проводить через объявления на «Гомельском городском радио 107,4 Fm» [31]. Обоснование выбора средств распространения рекламы представлено в ПРИЛОЖЕНИИ Г.

Рассмотрим структуру бюджета рекламной кампании, представленной в таблице 3.5.

Таблица 3.6. Структура бюджета рекламной кампании

Наименование рекламного средства

Стоимость

Процентное отношение к общей стоимости

1

2

3

Реклама в СМИ

22 074 000

59,9

Реклама на радио

22 074 000

59,9

Реклама в интернете

12 060 600

32,8

Баннерная реклама

3 795 000

10,3

Реклама в социальных сетях

8 265 600

22,4

Создание сайта и его продвижение

2 690 000

7,3

Итого

36 824 600

100


Реклама в СМИ. Реклама на радио включает в себя следующие составляющие:

Реклама в информационных блоках;

Реклама в передачах;

Реклама в новостях.

Необходимо учесть, что радиореклама предъявляет повышенные требования к тексту из-за отсутствия изображения. Размер также имеет значение для рекламы по радио. Увеличение продолжительности радиорекламы, напротив, требует дополнительного текста и звуковых эффектов. Но каждая новая фраза радиорекламы должна привлекать слушателя своей значимостью, давать ему новую информацию о пользе, которую он получит, приобретя товар. Если увеличение продолжительности радиорекламы повлечет за собой появление банальностей - реклама провалена.

Для радиорекламы был составлен следующий текст рекламного сообщения, длительностью около 15 секунд. При составлении была использована рекламная модель AIDA:

«Незабываемое и непередаваемое приключение! Усадьба народного юмора и ресторан национальной кухни помогут организовать тебе и твоим друзьям аппетитно-развлекательный отдых. Откройте многогранность белорусских традиций с нами!»

Данный ролик направлен на привлечение внимания, а так же на информирование потенциальных потребителей о предоставляемых услугах.

Во время озвучивания рекламного сообщения в информационном блоке будет играть ненавязчивая популярная мелодия.

Ежемесячные и годовые затраты на рекламу по радио представлены в табл.3.7.

Таблица 3.7. Затраты на рекламу, руб

Оказываемая услуга

Стоимость

1

2

Запись ролика

150 000

Трансляция ролика в эфире

2 030 000

Предоставляемая скидка

10%

Стоимость трансляции в месяц со скидкой

1 827 000

Стоимость трансляции в год

21 924 000

Итого

22 074 000


Реклама в интернете.

) Баннерная реклама - это динамическое или статическое графическое изображение, иногда анимированное.

Похожие работы на - Состояние туристского комплекса Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!