. Ребёнок чувствует себя никому не нужным, что влечёт за собой пагубные последствия.
сиротство интернатный социализация
2. Социальная защита детей сирот
.1 Государственная система социальной защиты детей-сирот
Социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является важным направлением государственной социальной политики. В соответствии с нормами российского и международного законодательства, основные обязательства по материальному содержанию, социально-правовой защите, воспитанию, образованию ребенка несут семья и государство. Если родители в силу жизненных обстоятельств не справляются со своими обязанностями, либо уклоняются от их выполнения, то государство становится безусловным гарантом обеспечения прав и интересов ребенка и должно своевременно принимать адекватные меры по его защите и обеспечению.
В настоящее время защиту прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют органы опеки и попечительства, действующие на муниципальном уровне, а ее правовое регулирование реализуется посредством Семейного и Гражданского кодексов РФ, Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.), Федерального закона «Об опеке и попечительстве» (2008 г.), ряда постановлений Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
В соответствии с действующим российским законодательством жизнеустройство детей-сирот осуществляется путем передачи их в другую семью или в государственные учреждения (дома ребенка, детские дома, психоневрологические интернаты и др.).
На органы опеки и попечительства возлагаются обязанности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также по контролю за условиями их содержания, воспитания и образования. Они обязаны в трехдневный срок со дня получения сообщения провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство.
Важнейшие задачи органов опеки и попечительства- это обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, а также защита имущественных и личных неимущественных прав и охраняемых законом интересов.
К компетенции органов опеки и попечительства в отношении детей относится издание распоряжений по следующим вопросам:
) о признании ребенка нуждающимся в государственной защите;
) о передаче ребенка на полное государственное обеспечение;
) о направлении его в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
) об опеке, попечительстве;
) о содержании подопечных и распоряжении их текущими доходами и имуществом в соответствии с законом;
) о разрешении сделок, требующих нотариального удостоверения или регистрации;
) о разрешении совершения от имени подопечного сделок в случаях, предусмотренных законом, о порядке управления имуществом подопечного;
) о разрешении на отчуждение, обмен жилой площади, совершение всех сделок, влекущих отказ от принадлежащих ребенку, нуждающемуся в государственной защите, прав или изменение объема указанных прав;
) о разрешении раздельного проживания попечителя и подопечного;
) о защите жилищных прав детей, нуждающихся в государственной защите, об обеспечении их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством;
) о присвоении или изменении фамилии, имени несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством;
) о разрешении вступить в брак до достижения брачного возраста;
) издание иных правовых актов в отношении защиты прав несовершеннолетних в соответствии с действующим законодательством.
Основой работы по защите прав ребенка является взаимодействие органа опеки с семьей (как биологической, так и замещающей). Такое взаимодействие должно быть закреплено юридически, с четким установлением прав и обязанностей сторон - родителей, замещающей семьи, уполномоченной службы органа опеки, которая необходима для предоставления необходимых услуг обеим семьям.
Органы опеки и попечительства составляют план по защите прав ребенка, в котором устанавливаются перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, сроки их выполнения и разграничение ответственности между родителями (законными представителями ребенка) и уполномоченной службой (организацией). План составляется для каждого ребенка, нуждающегося в государственной защите, уполномоченной муниципальной службой (организацией) в письменной форме с обязательным привлечением представителей образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, органов внутренних дел, социальной защиты населения и других муниципальных служб, а также общественных организаций, непосредственно работавших с ребенком и обладающих информацией, необходимой для составления плана. План утверждается районной комиссией по защите прав детей.
Предполагается, что все действия по защите прав ребенка планируются органом опеки, осуществляются силами специалистов уполномоченных служб, а затем оцениваются и пересматриваются органом опеки, с учетом результатов и меняющихся обстоятельств.
Очевидно, что такая работа не может осуществляться исключительно силами административных сотрудников органа опеки и попечительства и требует привлечения широкого круга профессионалов, т.е. создания специальных уполномоченных организаций, образующих систему социально-педагогических и реабилитационных служб, оказывающих профессиональную помощь и услуги детям и семьям.
В соответствии с возложенными на них задачами уполномоченные службы (учреждения):
) организуют и осуществляют выявление и учет детей, нуждающихся в государственной защите, заключают договор о социальном патронате, организуют и проводят работу по социальному патронату;
) проводят работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми;
) дают заключение в суд об обоснованности и соответствии усыновления (удочерения) интересам ребенка, отмене усыновления (удочерения), участвуют в заседаниях суда по вопросу установления и отмены усыновления (удочерения);
) осуществляют защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет;
) подбирают лиц, изъявивших желание и удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к выполнению обязанностей опекуна, попечителя, патронатного воспитателя;
) готовят материалы, необходимые для назначения опекуна, попечителя, а также об освобождении или отстранении опекуна, попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей;
) заключают договор о патронатном воспитании (социальном патронате) и осуществляют функции опекуна, попечителя в объеме, установленном в плане по защите прав ребенка;
) ведут учет лиц, в отношении которых установлена опека или попечительство, переданных на патронатное воспитание;
в установленном законом порядке осуществляют защиту личных и имущественных прав и интересов подопечных в случае использования опекуном (попечителем) опеки (попечительства) в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи;
) готовят материалы о назначении денежных средств на содержание подопечного в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации;
) участвуют в заседаниях судов по делам подопечных в случаях, предусмотренных законодательством;
) осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, патронатных воспитателей, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения и трудоустройства подопечных;
) проводят обследование и готовят заключение об условиях жизни и воспитания ребенка;
) обеспечивают временное устройство нуждающихся в опеке или попечительстве несовершеннолетних лиц, а также сохранность их имущества;
) осуществляют подготовку документов и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, под опеку (попечительство) граждан, в приемную семью, на патронатное воспитание, усыновление, а при отсутствии такой возможности - в воспитательное учреждение, лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения;
) осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей приемных родителей, патронатных воспитателей, дают заключение о возможности быть приемными родителями, патронатными воспитателями, готовят проект договора о создании приемной семьи; проводят подготовку граждан, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью;
) оказывают помощь опекунам и попечителям, приемным родителям, патронатным воспитателям в воспитании и организации отдыха подопечных;
) разрешают спорные вопросы между родителями о воспитании детей в пределах своей компетенции;
) участвуют в исполнении решений судов о передаче или отобрании детей в порядке, установленном ст. 66 Семейного кодекса Российской Федерации;
) привлекают общественность к работе органов опеки и попечительства;
) рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры.
Также присутствует модель «пошаговой» деятельности уполномоченных организаций по практической социальной работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, либо относящимися к группе риска по социальному сиротству:
Выявление семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Первичное обследование детей и их семей для планирования форм защиты.
Составление плана обеспечения безопасности ребенка.
Осуществление патроната над ребенком в семье.
Текущая оценка семьи, достижение изменений в семье.
Временное устройство ребенка в уполномоченное учреждение, а затем в семью.
Устройство ребенка в новую семью на постоянной основе (при невозможности).
Деятельность органов опеки и попечительства в нашей стране основана на использовании модели процессного управления. Основу подхода составляет единый процесс ведения дела каждого ребенка системой профессиональных служб. Они обеспечивают потребности ребенка на каждом этапе - от момента выявления кризиса в семье до снятия с учета, в ситуации, когда ребенок больше не нуждается в помощи.
В функции органа опеки входят принятие решения о мерах и формах защиты прав ребенка, пересмотр и оценка эффективности результатов соблюдения исполнительных форм процессуального производства в отношении правовой поддержки детей. При этом организации, уполномоченные органа опеки, профессионально обеспечивают подготовку и реализацию данных решений.
Система социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основывается на следующих системных принципах в рамках теории систем:
) Системность - организация системы социальной защиты как системы, включающей в себя взаимодействующие друг с другом подсистемы, каждая из которых выполняет свою, законодательно закрепленную функцию.
) Приоритетность - направленность на соблюдение прав и улучшение качества жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и, прежде всего, создание для них благоприятных условий развития.
) Комплексность - разработка оценки принимаемых и реализуемых решений с учетом экономических, социальных, политических и других аспектов.
) Непрерывность и своевременность - постоянство деятельности в рамках социальной защиты детей-сирот и детей, отвечающей современным требованиям, обязательность контроля и оценки, позволяющих своевременно корректировать процесс.
) Перспективность - долгосрочность и стратегическая обоснованность решений в рамках региональной системы социальной защиты детей-сирот.
) Индивидуальность и адресность - учет индивидуальный особенностей и потребностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе принятия решений. [1,2,3].
Одной из важнейших задач социальной политики государства и его регионов на сегодняшний день является совершенствование системы социальной защиты детей-сирот.
Система социальной защиты детей-сирот в условиях институционализации (воспитание ребенка в учреждениях) и деинституционализации (воспитание ребенка в семье) это альтернатива родительской заботы, осуществляемая государством, органами местного самоуправления, обществом в целом и гражданами в отдельности и направленная на обеспечение прав и интересов ребенка и обеспечение его гарантий.
.2 Меры поддержки детей-сирот в Красноярском крае
В Красноярском крае осуществляются следующие меры поддержки детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые регламентируются Законом Красноярского края от 2 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка»
Это обучение на курсах по подготовке к поступлению в краевые государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования, а также в учреждения высшего профессионального образования
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в краевые государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования, а также в учреждения высшего профессионального образования без взимания платы.
Для обучения на курсах по подготовке к поступлению в краевые государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обращаются в краевые государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования с соответствующим заявлением.
К заявлению прилагаются следующие документы:
копия аттестата об основном общем или среднем (полном) общем образовании;
копия документа, удостоверяющего личность;
документы, подтверждающие факт утраты родительского попечения.
Расходы курсов по подготовке к поступлению в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возмещаются краевыми государственными образовательными учреждениями, в которых дети обучаются (воспитываются), в размере стоимости обучения на курсах, установленном образовательными учреждениями.
Также осуществляется проезд детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до места нахождения образовательного учреждения
При поступлении в образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящиеся в краевых государственных образовательных учреждениях, имеют право на проезд до места нахождения образовательного учреждения и обратно в пределах Красноярского края за счет средств, предусмотренных на указанные цели в смете доходов и расходов краевого государственного образовательного учреждения, для обучения на подготовительных отделениях (курсах), поступления, на следующих видах транспорта: железнодорожном (поезд и вагоны всех категорий, за исключением фирменных поездов, вагонов повышенной комфортности); водном (места III категории); автомобильном (общего пользования), кроме такси; авиационном (экономический класс) при отсутствии железнодорожного, автомобильного и водного сообщения.
Также даётся право на получение бесплатного второго начального профессионального образования.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеют право на получение второго начального профессионального образования в краевых государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования без взимания платы.
Для получения второго начального профессионального образования дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обращаются в учреждения начального профессионального образования с соответствующим заявлением.
К заявлению прилагаются:
документы государственного образца об уровне образования;
копия документа, удостоверяющего личность;
документы, подтверждающие факт утраты родительского попечения;
справка медицинского учреждения установленного образца с заключением врача о профессиональной пригодности, карта прививок;
сведения о наличии закрепленного жилого помещения;
необходимое количество фотографий.
При подаче заявления дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность, пенсионную книжку, копии решения суда о взыскании алиментов.
Также осуществляется содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в образовательных учреждениях
Содержание и обучение:
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в образовательных учреждениях (за исключением обучающихся в негосударственных образовательных учреждениях);
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в краевых государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также обучающихся, потерявших в период обучения обоих или единственного родителя - осуществляется на основе полного государственного обеспечения.
В период обучения по очной форме в краевых государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обучающимися, потерявшими в этот период обоих или единственного родителя, в случае достижения ими возраста 23 лет сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях.
Также предполагается помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при окончании образовательных учреждений.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящиеся на полном государственном обеспечении в краевых государственных и муниципальных образовательных учреждениях, за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования, при выпуске обеспечиваются этими образовательными учреждениями одеждой и обувью по нормам, установленным Законом края от 5 июля 2005 года № 15-3672 «Об установлении норм питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в краевых государственных образовательных учреждениях», а также:
единовременным денежным пособием в размере 200 рублей - при условии продолжения обучения по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования;
мягким инвентарем и оборудованием по нормам, установленным законом края, и единовременным денежным пособием в размере 500 рублей - в иных случаях.
Осуществляется выплата стипендии студентам, обучающимся в краевых государственных учреждениях начального и среднего образования
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в краевых государственных учреждениях начального и среднего образования, наряду с полным государственным обеспечением выплачиваются стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.
Даётся временное бесплатное питание и проживание выпускников краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в данных учреждениях
Выпускники краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению совета образовательного учреждения могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном образовательном учреждении.
Выплачивается денежная компенсация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Краевые государственные учреждения начального и среднего профессионального образования выплачивают по желанию обучающихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на полном государственном обеспечении в указанных учреждениях, денежную компенсацию взамен одежды, обуви, бесплатного питания, исходя из полной их стоимости:
) питание -182,54 руб. в день;
) одежда, обувь- 37117,64 руб. в год для юношей;
) одежда, обувь -38788,37 руб. в год для девушек;
) одежда, обувь,- мягкий инвентарь, оборудование для выпускников (юношей) - 51665,23 руб.;
) одежда, обувь, мягкий инвентарь, оборудование для выпускников (девушек) -55030,74 руб.
При этом в зависимости от географического положения муниципального образования края применяются корректирующие коэффициенты в размере от 1,00 до 2,03.
Также происходит Обеспечение выпускников одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием
По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация для приобретения необходимых предметов или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение банка или иной кредитной организации Российской Федерации.
Также может представиться академический отпуск.
При предоставлении обучающимся в краевых государственных учреждений начального и среднего профессионального образования - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период академического отпуска полное государственное обеспечение, выплачивается стипендия.
Также предоставляется бесплатный проезд на транспорте.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в краевых государственных образовательных учреждениях, обеспечиваются данными учреждениями бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.
Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей бесплатным проездом осуществляется с учетом следующих условий:
)для проезда на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси) - из расчета 115 дней в году с учетом сложившихся цен на проезд в городском, пригородном, внутрирайонном транспорте на одного ребенка (для выезда на занятия в учреждения дополнительного образования детей, для участия в спортивных и культурно-массовых мероприятиях, в выходные, каникулярные, праздничные дни и другое);
)для проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы в учреждения начального и среднего профессионального образования - с учетом сложившихся цен на проезд в междугородном транспорте (железнодорожном (поезда и вагоны всех категорий, за исключением фирменных поездов, вагонов повышенной комфортности), водном (места III категории), автомобильном (общего пользования), а также авиационном (экономический класс) при отсутствии железнодорожного, автомобильного и водного сообщения).
Также выдаются деньги на личные расходы.
С 2008 года в крае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей находящимся на полном государственном обеспечении в краевых государственных и муниципальных образовательных учреждениях, за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования, ежемесячно выдаются денежные средства на личные расходы в размере:
рублей - в возрасте от 7 до 14 лет,
рублей - в возрасте от 14 до 18 лет.
Также происходит обеспечение прав детей на жилое помещение.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания под опекой (попечительством), в приемных семьях, в образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов по месту выявления и первичного устройства ребенка осуществляют закрепление жилого помещения.
Дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.
Происходит материальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой
у приемных родителей.
Опекунам (попечителям), приемным родителям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выплачиваются денежные средства на приобретение продуктов питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря в размере стоимости продуктов питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря, которыми обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в краевых государственных образовательных учреждениях.
Для расчета денежных средств опекунам (попечителям), приемным родителям на приобретение продуктов питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря применяются корректирующие коэффициенты в зависимости от географического положения муниципального образования края в размере от 1,00 до 2,03.
Не назначаются и не выплачиваются денежные средства на подопечных:
) родители которых могут лично осуществлять воспитание и содержание своих детей, но добровольно передают их под опеку (попечительство) другим лицам (находятся в длительных служебных командировках, проживают раздельно с детьми, но имеют условия для их содержания и воспитания и других случаях);
) находящихся на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их ведомственной принадлежности.
Для получения денежных средств на ребенка опекун (попечитель) представляет в орган опеки и попечительства по месту жительства с опекаемым ребенком:
) заявление о назначении денежных средств;
) копию свидетельства о рождении ребенка;
) копии документов, подтверждающих факт отсутствия попечения над ребенком единственного или обоих родителей (решение суда о лишении родителей родительских прав, свидетельство о смерти и другие);
) документ, подтверждающий совместное проживание ребенка с опекуном (попечителем);
) выписку из решения органа опеки и попечительства об установлении над ребенком опеки (попечительства);
) справку органа социальной защиты населения о прекращении выплаты ежемесячного пособия.
Происходит обеспечение продуктами питания или выплата денежной
компенсации на приобретение продуктов питания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей при их временной передаче в семьи граждан.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в краевых государственных и муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, социального обслуживания населения, на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и в иных случаях могут быть временно переданы в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным законодательством.
При временной передаче в семьи граждан дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в краевых государственных и муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, социального обслуживания населения, обеспечиваются продуктами питания по нормам, установленным законом края от 5 июля 2005 года № 15-3672 «Об установлении норм питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в краевых государственных образовательных учреждениях», или им выплачивается денежная компенсация на приобретение продуктов питания в размере их полной стоимости.
Таким образом, социальная работа в сфере детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеет комплексный характер: предоставляются различные меры, проводятся экспертные и консультационные услуги, осуществляются проекты направленные на предотвращение социального сиротства.
Заключение
В стране присутствует система социальной и психологической поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которая работает должным образом.
Сиротство - одна из сложных проблем нашего общества. Дети, попавшие в эту категорию, не развиваются полноценно, что влечет за собой изменение в психики. Значительные преобразования происходят в социальной сфере личности: круг общения уменьшается, происходит градация на своих и чужих. Ребёнок чувствует себя никому не нужным, что влечёт за собой пагубные последствия.
Меры направленные на поддержку детей-сирот в Красноярском крае очень ярки - охватывают полный спектр нужд, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Социальная работа в сфере детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеет комплексный характер: предоставляются различные меры, проводятся экспертные и консультационные услуги, осуществляются проекты направленные на предотвращение социального сиротства.
Профилактика социального сиротства в России - это, прежде всего, создание различных фондов, которые в свою очередь будут разрабатывать, и внедрять региональные и муниципальные модели профилактики социального сиротства, разрабатывать и внедрять профилактические услуги для семьи и детей, реализовать образовательные программы, оказывать экспертные и консультационные услуги, осуществлять проекты, направленные на остановку роста социального сиротства в России. Только такими способами Россия сможет преодолеть такое кризисное состояние, как социальное сиротство. Важными условиями формирования подобной системы должны стать научный анализ ее функционирования в качестве существенного, а в ряде аспектов - ключевого элемента социальной политики государства, которое должно отвечать за создание эффективных регламентирующих правовых норм, а также за разработку социальных технологий поддержки и помощи детям-сиротам, отвечающим современным требованиям. Такая направленность социальной политики может обеспечить возможность реального осуществления юридически закрепленных социальных прав сирот, гарантировать возможности их успешной адаптации в обществе.
Библиографический список
Основная литература:
1)Развитие методических основ построения региональной системы опеки и попечительства субъекта РФ [текст] / Гасанов Н.А.: Автореф. Канд. Экон. Наук: (12.02.07). - СПб. : СПбГУФЭ, 2007. - 23с.
2)Социальная защита детей сирот как фактор обеспечения демографической безопасности (монографии) [текст] / Гасанов Н.А., Константинова Н.Н. / Центр региональной экономики СПбНЦ РАН и Правительства Ленинградской области. - СПб, Изд-во СПбИИ РАН «Нестор-История», 2006. - С.18-22.
)Технология социальной работы. Социальная работа с лицами девиантного поведения : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования [текст] / Т.В. Шипунова. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - с. 55-96
)Социальная работа: история, теория и практика: учебник для бакалавров [текст] / Е.И. Холостова. - М.: Издательство Юрайт, 2011. - с. 514-580.
)Социальная работа с семьей и Детьми [текст] / Э.И.Тюрина, Н.Ю. кучкова, Е.А, Пенцова: Издательский центр «Академия»,2009г - с146-156
Дополнительная литература:
)Хмурое утро: проблемы детей-сирот в России// Российская Федерация [текст] / Черняк А.В., 2000. - №7. - С.41-43.
7)Исторический обзор проблемы сиротства в России // Социальная педагогика [текст] / Кобелева В.Г, 2006. - №5. - С. 13-21.
)Федеральный банк данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс].
)Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации [Электронный ресурс].
10)Федеральная служба государственной статистики
11)Адаптированность выпускников интернатных учреждений для детей-сирот в открытом социуме: социально-психологические аспекты [текст] / Т. Н. Павлычева. - журнал «Отечественный журнал социальной работы». - 2012. - № 3. - с. 142-153.
)Социология : учебник для бакалавров [текст] / О.Г. Бердюгина, В. А. Глазырин, А.В. Грибакин [и др.] ; отв. ред. В.А. Глазырин. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2012. - 400 с. - Серия :Бакалавр. Базовый курс.
13)Гасанов Н.А. Оптимизация финансирования системы опеки и попечительства // Материалы 8-ой межвузовской конференции «Теория и практика финансов и банковского дела на современном этапе» [текст]. - СПб: СПбГИЭУ, 2006. - С.41-45.
14)Сайт правительства России [Электронный ресурс].
)Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации [Электронный ресурс].
16)Проблема отказов от новорожденных детей. // Социальная работа [текст] / Трушкина С.Н. № 3, 2006.
)Доклад Правительства РФ «Положение детей в Российской Федерации» [текст]: Российская газета. - 2006г