Проверка учета операций с денежными средствами

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,3 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проверка учета операций с денежными средствами

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

(Филиал МИЭП в г. Мурманске)











КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Аудит»

Тема: «Проверка учета операций с денежными средствами»

студентки 5 курса факультета экономики и управления

ВИЛКОВОЙ Марины Руслановны







Мурманск, 2013

Содержание

Введение

Глава 1. Методика проведения аудита расчетно-кассовых операций

1.1 Задачи, цели аудита и нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности

.2 Разработка общего плана и программы аудита

Глава 2. Аудит расчетно-кассовых операций в ГОУП «Инвестиционно-Консалтинговый Центр»

2.1 Общие сведения об организации

.2 План и программа аудиторской проверки расчетно-кассовых операций

Заключение

Список литературы

Введение

Денежные средства являются составной частью оборотных активов. Они необходимы предприятию для осуществления расчетов между поставщиками и подрядчиками, для осуществления платежей в бюджет, расчетов с кредитными учреждениями, для выдачи работникам зарплаты, премий и др. Базой денежных средств предприятия являются хозяйственные взаимоотношения предприятия с различными организациями и учреждениями и хозяйственные взаимоотношения, связанные с реализацией работ, услуг и осуществлением других хозяйственных операций.

Денежные средства предприятия находятся в кассе в виде наличных денег, денежных документов, на счетах в банках, в выставленных аккредитивах. Все предприятия, осуществляя производственную и хозяйственную деятельность, вступают во взаимоотношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями, работниками предприятия и отдельными лицами. Эти взаимоотношения основаны на различных денежных расчетах в процессе заготовления, производства и реализации продукции, работ или услуг. Все расчеты по выполнению обязательств и предъявлению требований осуществляются через учреждения банков. Расчеты наличными деньгами между предприятиями носят ограниченный характер и строго регламентированный.

Четкая организация расчетов способствует ускорению оборачиваемости оборотных средств, своевременному поступлению денежных средств, а, следовательно, эффективной работе предприятия.

Для осуществления расчетов наличными деньгами каждая организация должна иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Предприятие обязано обеспечивать сохранность денег, как в помещении кассы, так и при транспортировке. Если по вине руководителя предприятия не были созданы необходимые условия безопасности, то ответственность лежит на руководителе.

От того, насколько правильно организация проводит финансовые операции с контрагентами, зависит ее положение на рынке. Поэтому аудит учета денежных средств - обязательный и регулярный этап в работе каждого предприятия для соответствия правомерности и открытости всех операций, связанных с финансовой деятельностью. Расчеты с поставщиками и покупателями, работа с подотчетными лицами, выплата налогов и сборов - все это сопровождается движением денежных потоков в компании. При проведении проверки аудитор опирается на учетную политику, принятую в компании и нормативные документы действующего законодательства. Аудит денежных средств предприятия входит в обязательный аудит, либо может быть инициирован компанией самостоятельно как самостоятельная проверка.

Аудит расчетно-кассовых операций является частью аудита операций с денежными средствами на установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета, действующей в проверяемом периоде, нормативным документам для того, чтобы сформировать мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности во всех существенных аспектах.

Многие проблемные вопросы финансового, юридического и экономического характера открываются именно в процессе проверки и подлежат устранению, что и обосновывает актуальность данного исследования.

Целью данной курсовой работы является разработка предложений для устранения существующих недочетов и совершенствования системы контроля над проведением всех расчетно-кассовых операций.

Объект исследования: денежные средства организации.

Предмет исследования: проведение аудита расчетно-кассовых операций ГОУП «ИКЦ»

Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:

.выявить сущность аудита и аудиторской деятельности;

.проанализировать методологию аудита расчетно-кассовых операций;

.провести аудит расчетно-кассовых операций на примере ГОУП «ИКЦ».

При исследовании использовались следующие методы: аналитический метод; метод сравнительного анализа; системный анализ; анализ научной литературы.

Теоретическую и методологическую базу исследования составили труды отечественных экономистов: Данилевского Ю., Сотниковой Л., Терехова А.А., нормативно-правовая и законодательная база, используемая при проведении аудита, а также статистическая и бухгалтерская отчетность ГОУП «ИКЦ».

Курсовая работа структурно состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.

Глава 1. Методика проведения аудита расчетно-кассовых операций

.1 Задачи, цели аудита и нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности

аудит проверка расчетный кассовый

В государствах со сложившейся рыночной экономикой используется, как правило, следующая схема организации органов финансового контроля.

. Высший орган финансового контроля, подчиняющийся парламенту или президенту, на который возложен общий контроль за расходной частью бюджета;

. Налоговое ведомство, которое подчиняется правительству или Министру финансов государства. На эти органы возложен контроль за доходной частью государственного бюджета;

. Контрольно-ревизионные подразделения в министерствах и ведомствах, финансируемых за счет средств государственного бюджета, подчиняющиеся высшему органу финансового контроля или соответствующему министерству или ведомству. На них возложен детальный контроль государственных средств бюджета в соответствующих структурах;

. Независимый аудиторский финансовый контроль. Его функциями является проверка на договорных: началах достоверности данных-балансов, законности совершаемых операций, оказание консультационных услуг в области учета и отчетности предприятиям, учреждениям и организациям негосударственного сектора экономики.

Ведущей формой внешнего финансового контроля в странах с развитой рыночной экономикой является независимое аудиторство, проводимое специалистами - экономистами широкого профиля.

Существуют определенные сходства в законодательстве разных стран в области аудита. Они заключаются в следующем :

во всех законодательствах содержится положение об обязательности проведения аудита годовой финансовой отчетности предприятий;

наличие в законодательствах определенных квалификационных требований для специалистов, желающих заниматься аудиторской деятельностью;

наличие в законодательствах всех стран положения о том, что заниматься аудиторской деятельностью могут лишь граждане данной страны. Основные виды аудита представлены в таблице.

Таблица 1

Виды аудита

№КритерииВиды1По отношению к пользователям информации1. Внешний 2. Внутренний2По отношению к требованиям законодательства1. Обязательный 2. Инициативный3По отношению к требованиям законодательства1. Банковский 2. Аудит страховых организаций 3. Аудит бирж, инвестиционных ин-ститутов и внебюджетных фондов 4.Общий 5. Государственный4По назначению1. Аудит финансовой отчетности 2. Налоговый 3. Аудит на соответствие требованиям 4. Ценовой 5. Управленческий (производственный) аудит 6. Аудит хозяйственной деятельности 7. Специальный (экологический, операционный и др.)5По времени осуществления1. Первоначальный 2. Согласованный (повторяющийся) 3. Оперативный6По характеру проверки1. Подтверждающий 2. Системно-ориентированный 3. Аудит, базирующийся на риске

Действующая в России система нормативного регулирования аудиторской деятельности включает три основных уровня:

Первый уровень − указы Президента РФ, постановление Правительства РФ, другие законодательные акты (в перспективе - Закон об аудиторской деятельности), призванные обеспечить эффективное функционирование института отечественного аудита в рыночных условиях, его поступательное развитие и совершенствование, контроль за деятельностью аудиторов.

Второй уровень - правила (стандарты) аудиторской деятельности, разрабатываемые с целью установления норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово - хозяйственной деятельности, включая арбитражный суд.

Третий уровень - методические указания, инструкции, положения и другие документы, составляемые с целью разъяснения положений стандартов, оказания помощи в их технической реализации, в выработке приемов и способов выполнения аудита. Эти документы разрабатываются, в том числе и самими аудиторскими фирмами (например, внутренние аудиторские стандарты), чтобы обеспечить единый подход к проведению проверок и контролю их результатов в данной аудиторской фирме.

Основным документом, определяющим правовые основы аудиторской деятельности в РФ, является Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (принят ГД ФС РФ 24.12.2008). Здесь отражены нормативные положения по организации аудиторской деятельности в РФ, аттестации аудиторов, лицензированию аудиторских фирм и аудиторов, осуществлению аудиторских проверок, выдаче аудиторских заключений.

В этом законе сформулированы понятие и основные принципы аудита, порядок осуществления аудиторской деятельности, объекты и субъекты аудиторских проверок, порядок государственного регулирования, аттестации, лицензирования и стандартизации аудиторской деятельности, права, обязанности и ответственность аудиторов и их клиентов. Закон способствует росту общественной значимости и эффективности отечественного аудита.

Целью аудита денежных средств является установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета, действующей в проверяемом периоде, нормативным документам для того, чтобы сформировать мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности во всех существенных аспектах.

В задачи аудита денежных средств входят:

проверка своевременного и полного отражения в бухгалтерском учете операций с денежными средствами при соблюдении требований законодательства РФ;

правильное документальное оформление операций с денежными средствами в соответствии с установленными правилами ведения кассовых операций;

контроль за сохранностью денежных средств, документов в кассе и их целевое использование;

своевременное проведение инвентаризации денежных средств в кассе, выявление ее результатов и отражение на счетах бухгалтерского учета.

при проверки операций по счетам в банке должны учитываться основные нормативные документы, регулирующие порядок проведения операций на расчетном, валютном и других счетах в банках и бухгалтерский учет этих операций.

Аудиторская проверка денежных средств организации осуществляется в следующей последовательности:

.Определение цели и основных задач аудита, подборка нормативных актов.

.Составление аудиторской программы в виде программы тестов средств контроля и программы процедур по существу.

.Установление соответствия данных бухгалтерского баланса по статье «денежные средства» и Отчета о движении денежных средств счетам учета денежных средств, в том числе находящихся в кассах организации.

.Проверка организации материальной ответственности.

.Документальное оформление движения наличности.

.Выявление существенных нарушений ведения учета, подготовки отчетности, соблюдения законодательства и выражения мнения.

.Требование к экономическому субъекту устранить нарушения в учете и отчетности.

Источники информации при проверке денежных средств являются: бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о движении денежных средств (форма № 4), главная книга, или оборотно - сальдовая ведомость, регистры бухгалтерского учета по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютный счет», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути», кассовая книга (КО-4), отчеты кассира, приходные и расходные кассовые ордера (КО-1, КО-2), акт инвентаризации наличных денежных средств (ИНВ - 15), справка из банка об установлении лимита остатка наличных денежных средств в кассе, налоговая отчетность (сведения о рублевых счетах и счетах в иностранной валюте), регистры синтетического учета операций на счетах в банке, первичные документы, оформляющие операции по счетам в банке.

1.2 Разработка общего плана и программы аудита

При составлении программы проверки следует оценить эффективность внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств и других ценностей в кассе организации. С помощью тестирования аудитор дает предварительную оценку соблюдения в организации кассовой дисциплины, выявляет наиболее уязвимые участки, планирует состав основных контрольных процедур, определяет особенности ведения учета в организации. О недостаточной эффективности внутреннего контроля могут свидетельствовать такие факты:

отсутствие в организации постоянно действующей системы проведения внезапных ревизий (инвентаризаций) кассы;

наличие признаков формального проведения ревизий кассы (например, одни и те же лица в ревизионной комиссии);

отсутствие в организации приказа руководителя, устанавливающего периодичность проверок кассы;

отсутствие в штате кассира, когда эти функции возложены на другого работника без письменного распоряжения руководителя организации;

отсутствие договора о полной материальной ответственности с кассиром;

предоставление права подписи приходных и расходных кассовых ордеров другим лицам помимо руководителя организации и главного бухгалтера, не отраженное распоряжением руководителя организации.

Низкая оценка эффективности внутреннего контроля потребует увеличения объемов аудита и усиления внимания к данному участку проверки.

По результатам проверки аудитор оформляет отчет, который содержит данные об объеме проверки, все выявленные нарушения и рекомендации для их исправления.

Отчет может быть в виде тестов или текста с приложением рабочих листов в виде таблиц.

Отчет должен выражать мнение аудитора о достоверности данных по строке 261 баланса «Денежные средства в кассе» бухгалтерского баланса.

В качестве рекомендаций может быть предложена программа организации внутреннего контроля над наличием и движением денежных средств организации.

Чтобы проверить правильность документального оформления кассовых операций, можно использовать определенный перечень вопросов.

Аудит кассовых операций начинается с проверки сохранности наличных денежных средств в кассе. Аудитор должен установить, проводится ли инвентаризация кассы перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при смене материально-ответственных лиц, при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества, в случае стихийного бедствия, пожара или других случаях, предусмотренных законодательством.

Далее нужно посмотреть, соблюдает ли организация лимит остатка денег в кассе, а также лимит расчетов наличными с другими фирмами.

При проверке кассовых операций особое внимание уделяется выяснению полноты, своевременности и правильности оприходования денежной наличности, поступившей из банка, от подотчетных лиц, а также сумм выручки, взносов арендной платы и других операционных и внереализационных доходов. Поступления из банка проверяются путем сверки идентичных сумм, записанных в корешках чеков, выписках банка и приходных кассовых ордерах. Поступление выручки изучается путем сверки сумм в приходных кассовых ордерах, накладных и счетах-фактурах, лентах кассового аппарата и т.п. Возврат неиспользованных авансов анализируется по приходным кассовым ордерам.

Проверка документального оформления операций по счетам в банке. Операции по зачислению и списанию денежных счетов в банке оформляются первичными документами, формы и порядок заполнения которых установлены инструктивными указаниями Центрального банка РФ. К таким документам относятся:

выписки банка с приложенными утвержденными банком формами расчетно-платежных документов: платежное поручение, платежное требование, платежное требование - поручение, платежный ордер, инкассовое поручение (распоряжение), заявление на взнос наличных денег на расчетный счет, бланк денежного чека на снятие наличных с расчетного счета, поручение на обязательную продажу валюты, поручение на покупку валюты, распоряжение резидента о переводе купленной валюты;

первичные документы, прилагаемые к расчетным банковским документам и обосновывающие правомерность совершаемых операций.

Аудитор проверяет правильность оформления документов, проводит арифметическую проверку документов и проверку на законность совершаемых по банковским счетам хозяйственных операций.

Проверяя расходование наличных денежных средств из кассы, аудитор должен обратить внимание на обоснованность выдачи денег. Иначе говоря, у фирмы должны быть приказы и распоряжения на премирование сотрудников, оказание материальной помощи, выдачу средств на представительские и командировочные расходы; доверенности от сторонних организаций; исполнительные листы и др. Устанавливается также целевое использование средств, полученных из банка по чеку.

Далее нужно проверить, как в организации хранятся денежные средства в кассе согласно Порядку ведения кассовых операций в РФ:

касса организации должна находиться в изолированном помещении, предназначенном для приема, выдачи и временного хранения наличных денег;

должна быть обеспечена сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из банка и сдаче в банк;

все наличные деньги и ценные бумаги должны храниться в несгораемых металлических шкафах или в комбинированных и обычных металлических шкафах, которые по окончании работы кассы закрываются ключом и опечатываются печатью кассира.

Ознакомительный этап

Для проверки правильности документального оформления расчетно- кассовых операций используется определенный перечень вопросов, который может быть рабочим документом аудитора (табл. 2).

Таблица 2

Программа проверки расчетно - кассовых операций

Проверка правильности документального оформления кассовых операций

Организация ________________ Аудитор _________________________

Проверяемый период __________ Дата начала проверки _____________

Предоставленные документы ____ Проверяемый период ____________

Масштаб выборки _______________ Дата окончания проверки________

Проверяемый сегментАудиторские процедурыИсточники информации123Наличие в кассе денежных средств, денежных документов, отраженных в учетеИнвентаризация кассы, осмотр, опрос, просмотр и сравнение документовКассовая книга, акты инвентаризации денежных средств, инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков строгой отчетностиПолнота отражения в учете денежных средств и документов в кассеОсмотр, просмотр и сравнение документов, проверка соблюдения в организации правил совершения кассовых операцийПриходные кассовые ордера, расходные кассовые ордера, журнал регистрации кассовых ордеров, кассовая книгаПолнота и правильность оформления первичных кассовых документов, книг, журналовПросмотр, сравнение документовПриходные кассовые ордера, расходные кассовые ордера, журнал регистрации кассовых ордеров, кассовая книгаСоблюдение порядка выдачи денег по доверенностиПросмотр доверенностиУказать реквизиты организационно- распорядительного документа, на основании которого подписываются приходные и расходные документыВсе предусмотренные реквизиты в приходных и расходных документах заполненыПросмотр доверенностиДоверенности, приложенные к расходным кассовым ордерам и ведомостямСоблюдение установленного лимита хранения наличных денег в кассеПросмотр и сравнение документовКассовая книга, сообщение банка о размере лимита кассыСоблюдение установленного порядка и лимита наличных расчетов с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателямиОпрос, просмотр документовРасходные кассовые ордера, кассовая книгаНаличие договоров о полной материальной ответственности с кассиром организацииПросмотр документовДоговор о полной материальной ответственностиПроведение внезапной ревизии кассы (при необходимости)Инвентаризация кассы, осмотр, опрос, просмотр и сравнение документовКассовые документы, денежные средства, кассовая книга, регистры по счету 50Проверка оборотов и остатков по счету 50 и их соответствие данным Главной книгиОсмотр, просмотр и сравнение документовКассовая книга, ведомости, журналы-ордера, Главная книгаУстановление количества открытых предприятием банковских счетовВыписки банка за год1. Прослеживают состав выписок банка, сопоставляют с записями по счету 51 «Расчетный счет» в части остатков и оборотов денежных средств 2. Делают запрос в налоговую инспекциюУстановление соответствия суммы остатка денежных средств в выписке банка и учетном регистре на начало и конец периодаВыписки банка и учетные регистры по счету 51 за годЗаполняют таблицу соответствия остатков денежных средств по данным выписок банка и учетного регистра согласно рабочим документам аудитораПроверка наличия права подписи денежных документовПапка (дело) подшивки приказовПрослеживают содержание приказов за отчетный период и журнал регистрации выписок банковВстречная проверка платежных документов клиента и его контрагентов на одну и ту же операциюВыборочно за июнь, декабрьЗаполняют таблицу соответствия сумм по операциям вызывающим сомнение у клиента и его контрагентов, согласно рабочим документам аудитораПроверка правильности корреспонденции счетов по движению средств в платежных документах и отраженных в регистрах аналитического и сводного бухгалтерского учетаВсе операции по движению денежных средств на расчетном счете1.Прослеживают правильность корреспонденции счетов по всем платежным документам. По операциям, вызывающих сомнение, осуществляют записи в таблицу, их проверяют дополнительно с учетом действующих нормативных актов. 2.Используют аналитические процедуры для проверки соответствия корреспонденции счетов в платежных документах и учетных регистрахУстановление соответствия данных отчетности данным бухгалтерского учетаФорма № 4 годового отчета и учетные регистрыЗаполняют таблицу соответствия сумм в формах отчетности и учетных регистрах согласно рабочим документам аудитора

С помощью тестирования аудитор дает предварительную оценку соблюдения в организации кассовой дисциплины, выявляет наиболее уязвимые участки, планирует состав основных контрольных процедур, определяет особенности ведения учета в организации.

Основной этап

На данном этапе производится проверка сохранности наличных денежных средств в кассе. Аудитор должен установить, проводится ли инвентаризация кассы перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при смене материально-ответственных лиц, при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества, в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, при реорганизации или ликвидации организации и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При проверке соблюдения установленного лимита остатка денежных средств в кассе организации необходимо запросить расчет на установление организации лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающих в ее кассу за аудируемый период, утвержденный банком. Далее согласно представленному расчету выборочно проводится соблюдение установленного банком лимита остатка наличных денежных средств.

Проверка соблюдения установленного размера проведения наличных расчетов между юридическими лицами состоит в том, чтобы установить соответствие Указанию N 1050-У. Результаты проверки могут быть оформлены табл. 3.

Результаты проверки соблюдения установленного размера проведения наличных расчетов между юридическими лицами

Таблица 3

Первичный учетный документНаименование поставщикаОснование платежаСумма, Руб.Лимит расчета наличными денежными средствами, руб.Превышение установленного лимита, рубПриходный кассовый ордер N 002 от 04.01.2009ЗАО «ЛИГА»За ремонт принтера, счета-фактуры N 003, 004 от 04.01.20063 961,07100 000-Приходный кассовый ордер N 6 от 04.01.2009ООО «Вега»Пиломатериалы накладная N 5 от 04.01.200659 940,00100 000-Приходный кассовый ордер N 6 от 05.01.2009ООО «Бета»Шпон, накладные N 1 - 18 от 05.01.200658 275,00100 000-

При проверке кассовых операций особое внимание уделяется выяснению полноты, своевременности и правильности оприходования денежной наличности в результате поступлений из банка, возврата подотчетных сумм, выручки, взносов арендной платы и других операционных и внереализационных доходов. Поступления из банка проверяются путем сверки идентичных сумм, записанных в корешках чеков, выписках банка и приходных кассовых ордерах. Поступление выручки изучается путем сверки сумм в приходных кассовых ордерах, накладных и счетах-фактурах, лентах кассового аппарата и т.п. Возврат неиспользованных авансов анализируется по приходным кассовым ордерам. Результаты проверки оформляются аудитором.

Таблица 4

Результаты проверки своевременности и правильности оприходовании денежной наличности

ДатаN приходного кассового ордераКорреспонденция счетовСумма, руб.В том числе налог на прибыльНДСОт когоОснованиеДебетКредит06.09.098605062-26500181170Романова З.А.За аренду помещения10.09.0986350-162-224000184320Федюнина Г.В.За аренду помещения

Проверяя расходование наличных денежных средств из кассы, аудитор должен обратить внимание на юридическую обоснованность выдачи денег, т.е. на наличие приказов и распоряжений на премирование сотрудников, на оказание материальной помощи, на командировки, на выдачу средств на представительские расходы; доверенностей от сторонних организаций; исполнительных листов и др. Устанавливается также целевое использование средств, полученных из банка по чеку.

Если организация ведет расчеты с физическими лицами с применением ККТ, то необходимо проверить, вся ли ККТ прошла регистрацию в государственной налоговой инспекции, о чем будут свидетельствовать карточки регистрации ККТ. Результаты выборочной проверки полноты и своевременности оприходования налично-денежной выручки в кассу оформляются табл. 1.4.

Журналы регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин должны вестись по форме N КМ-5, утвержденной Постановлением N 132, они должны быть прошиты, пронумерованы, подписаны руководителем, главным бухгалтером и представителем налогового органа.

Таблица 5

Результаты выборочной проверки полноты и своевременности оприходования налично-денежной выручки в кассу

ДатаФамилия кассира- операционистаПоказания счетчика на начало рабочего дняПоказания счетчика на конец рабочего дня (сменыСумма выручки, руб.Сдано наличными, руб. покупателям по неиспользованным кассовым чекам, руб.Сумма, возвращенная03.01.2013Романова З.А.5 770 632,405 774 454,403 822,003 822,00-04.01.2013Федюнина Г.В.5 774 454,405 776 638,402 184,002 184,00-05.01.2013Романова З.А5 776 638,405 779 677,103 038,703 038,70-06.01.2013Романова З.А5 779 677,105 780 202,63525,53525,53-07.01.2013Федюнина Г.В.5 780 202,635 781 045,78843,15843,15-08.01.2013Федюнина Г.В.5 781 045,785 782 609,231 563,451 563,45-09.01.2013Романова З.А5 782 609,235 784 693,482 084,252 084,25-10.01.2013Романова З.А5 784 693,485 788 288,883 595,403 595,40-11.01.2013Федюнина Г.В.5 788 288,885 808 467,3620 178,4820 178,48-12.01.2013Федюнина Г.В.5 808 467,365 809 689,361 222,001 222,00-

При проверке организации хранения свободных денежных средств в кассах организации устанавливается соответствие Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации, согласно которому:

касса организации должна находиться в изолированном помещении, предназначенном для приема, выдачи и временного хранения наличных денег;

обеспечена сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк;

все наличные деньги и ценные бумаги хранятся в несгораемых металлических шкафах или в комбинированных и обычных металлических шкафах, которые по окончании работы кассы закрываются ключом и опечатываются печатью кассира.

Опыт аудиторских проверок свидетельствует, что наиболее распространенными нарушениями, которые выявляются в ходе проверки кассовых операций, являются:

отсутствие первичных кассовых документов или оформление их с нарушением установленных требований;

выплаты подотчетным лицам на основании документов, подтверждающих расходы, без оформления авансовых отчетов;

несоблюдение установленного лимита расчетов наличными деньгами между юридическими лицами;

арифметические ошибки при подсчете оборотов и остатков в учетных регистрах при ручном ведении учета;

неполное оприходование денежной выручки, выразившееся в том, что кассиры оставляют в кассах организации небольшой размер денежных средств на «размен».

За допущенное нарушение установлены штрафные санкции. Так, ст. 120 НК РФ предусмотрены штрафные санкции за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, под которым понимается, в том числе несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности денежных средств. За указанное нарушение в случае отсутствия признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 120, взыскивается штраф в размере 5 тыс. руб. Если нарушение совершено в течение более одного налогового периода, то штраф составляет 15 тыс. руб. За данное нарушение, повлекшее занижение налоговой базы, взыскивается штраф в размере 10% суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб.

Статьей 15.1 КоАП РФ установлены штрафные санкции за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.

На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

Аудит расчетно - кассовых операций представляет собой проверку: условий хранения денег и других ценностей в кассе и при доставке их из банка; порядка хранения чековых книжек, выписок из чеков и получения по ним денег; правильности документального оформления операций по приходу и выдаче денег из кассы; лимита хранения наличных денег в кассе и выдачи денег под отчет на командировочные, хозяйственные расходы и др. нужды; порядка расчета наличностью с юридическими лицами; учета кассовых операций и ведения кассовой книги; полноты возврата в банк по окончании рабочего дня сверхлимитных остатков наличных денег.

В задачи аудита расчетно - кассовых операций входят: проверка своевременного и полного отражения в бухгалтерском учете операций с денежными средствами при соблюдении требований законодательства Российской Федерации; правильное документальное оформление операций с денежными средствами в соответствии с установленными правилами ведения кассовых операций; контроль за сохранностью денежных средств, документов в кассе и их целевым использованием; своевременное проведение инвентаризации денежных средств в кассе, выявление ее результатов и отражение на счетах бухгалтерского учета.

Обязательным условием осуществления аудиторской проверки является документирование осуществленных процедур. По результатам проверки составляется отчет, который содержит описание всех выявленных нарушений и рекомендаций по их устранению.

В следующей главе на материалах ГОУП «ИКЦ» будет показан аудит расчетно-кассовых операций.

Глава 2. Аудит расчетно-кассовых операций в ГОУП «Инвестиционно-Консалтинговый Центр»

.1 Общие сведения об организации

Государственное областное унитарное предприятие «Инвестиционно - Консалтинговый Центр» (далее ГОУП «ИКЦ») является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетные счета в банках г. Мурманска, круглую печать со своим наименованием и эмблемой, другие реквизиты.

ГОУП «ИКЦ» осуществляет свою деятельность на территории России, и руководствуется в своей деятельности законами и нормативными актами России. Срок деятельности ГОУП «ИКЦ» не ограничен.

Место нахождения Предприятия (место государственной регистрации): город Мурманск, улица Гвардейская, дом 21.

Уставный капитал составляет 599 тыс. рублей и сформирован денежными средствами.

Целью создания ГОУП «ИКЦ» является ведение коммерческой и хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли в порядке и на условиях, определяемых действующим законодательством РФ.

Все виды деятельности предприятия осуществляются в соответствии с действующим законодательством РФ.

Предметом деятельности ГОУП «ИКЦ» является:

деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита, консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием;

издательская деятельность;

оказание услуг по организации и проведению торгов на право заключения договоров ( контрактов) для удовлетворения нужд юридических лиц, которые не являются государственными или муниципальными заказчиками;

деятельность специализированной организации для осуществления функций по организации и проведению конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества;

подготовка к продаже, покупка и продажа недвижимого имущества;

сдача внаем недвижимого имущества, принадлежащего предприятию на праве хозяйственного ведения;

деятельность в области компьютерных технологий, создание баз данных, обработка данных;

деятельность в области архитектуры; инженерно - техническое проектирование;

осуществление доверительного управления объектами недвижимого имущества и акциями (долями участия) хозяйственных обществ, находящихся в собственности Мурманской области;

выполнение функций заказчика - застройщика;

услуги по финансовому и инвестиционному менеджменту;

рекламная и выставочная деятельность;

маркетинговые услуги;

участие в подготовке предложений о резервировании и изъятии земель для государственных нужд Мурманской области, заявки на создание туристко - рекреационной особой зоны.

Предприятие вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные Уставом.

Предметом деятельности организации является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование ) своих активов по договору аренды. После передачи имущества в аренду право собственности на него остается у арендодателя.

Арендные операции оказывают прямое влияние на имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации и косвенное - на сумму уплачиваемых ею в бюджет и внебюджетные фонды налоговых платежей. В связи с этим возникает необходимость в получении достоверных сведений о величине и структуре арендных операций, что предполагает решение следующих учетных задач:

формирование достоверной информации о собственном и арендованном имуществе;

проверка правильности документального оформления арендных операций;

полное и своевременное отражение арендных обязательств;

своевременное осуществление расчетов по арендным обязательствам;

правильный расчет, возмещение и налогообложение арендной платы;

выявление финансового результата от арендных операций;

точное определение себестоимости ремонта арендованного имущества;

обеспечение контроля за сохранностью и соблюдением правового режима использования арендованного имущества;

полное и достоверное раскрытие информации об арендованном имуществе и арендных обязательствах в бухгалтерской отчетности.

Исполнительным органом ГОУП « ИКЦ» является директор, М.Е. Кураж. Он решает вопросы по разработке, реализации и достижению поставленных перед организацией и его руководящим составом целей, политики организации, а также по организации и руководству текущей деятельности организации, распоряжению имуществом, найму и увольнению персонала. Общество обязано вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Организация ежемесячно формирует и оформляет в печатном виде регистры бухгалтерского учета по перечню: накопительные ведомости по всем счетам бухгалтерского учета, оборотная ведомость, бухгалтерский баланс, регистры аналитического учета, книга покупок, книга продаж, ежемесячно формирует и ежеквартально оформляет в печатном виде кассовую книгу, Главную книгу.

Для достижения целей своей деятельности ГОУП «ИКЦ» вправе от своего имени совершать сделки, приобретать имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, в арбитражном суде и третейском суде.

Имущество ГОУП «ИКЦ» составляют основные фонды на сумму 16 553 тыс. руб. и оборотные средства на сумму 3009 тыс. руб., а также иное имущество, стоимость которого отражается в его самостоятельном балансе.

В рамках учетной политики ГОУП «ИКЦ» утверждены следующие аналитические регистры налогового учета:

информации об объектах основных средств, расчет амортизации основных средств;

информации об объектах нематериальных активов, расчет амортизации нематериальных активов;

учета расходов по оплате труда;

расчет расходов на ремонт текущего отчетного периода, расчет расходов на ремонт, учитываемых в текущем и будущих периодах;

учета прочих расходов текущего периода;

учета внереализационных расходов текущего периода;

учета доходов текущего периода;

учета расходов будущих периодов;

расчет начисленных штрафных санкций за отчетный период, учета расчетов по штрафным санкциям.

Объекты учета в аналитических регистрах отражаются на основании первичных документов в хронологическом порядке.

Аналитические регистры налогового учета ведутся с применением персональных компьютеров и специальных сетевых компьютерных программ. По окончанию отчетного периода регистры налогового учета выводятся на машинные носители информации.

Обеспечивается сохранность регистров налогового учета, не допускаются в них несанкционированные исправления. Исправление ошибок в регистрах обосновываются и подтверждаются подписью лица, внесшего исправления, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.

Налоговые декларации (расчеты) по налогам, независимо от наличия обязанности по уплате налога и авансовых платежей, представляются в налоговый орган по мету регистрации в установленные налоговым законодательством сроки.

Предприятие имеет один расчетный счет в Сберегательном банке России. Валютных счетов предприятие не имеет.

Ответственность за организацию налогового учета, соблюдение налогового законодательства при ведении хозяйственной деятельности несет генеральный директор ГОУП «ИКЦ».

2.2. План и программа аудиторской проверки расчетно - кассовых операций

План служит руководством в осуществлении аудита и поэтому оформляется документально. Форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от сложности проверки.

В общем плане предусматривается:

формирование аудиторской группы, численности и квалификацию аудиторов, привлекаемых к проведению аудита;

распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита;

инструктирование всех членов команды об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с положениями общего плана аудита;

контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита;

разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов связанных с практической реализацией аудиторских процедур;

документальное оформление особого мнения члена аудиторской группы (исполнителя) при возникновение разногласий в оценке того или иного факта между руководителем аудиторской группы и ее рядовым членом.

Таблица 6

План аудиторской проверки учёта расчетно-кассовых операций

Период аудита с 25.02.2013 по 17.03.2013

Количество человеко-часов 96

Руководитель аудиторской группы Семенова А.Н.

Состав аудиторской группы Фролова Т.Д., Вилкова М.Р.

Планируемый аудиторский риск 4%

Планируемый уровень существенности 25 тыс.руб.

№ п/пПланируемые виды работ (комплексы задач)Период проведенияИсполнители1Аудит своевременности оформления первичных документовС 25.02 по 28.02.13Вилкова М.Р2Аудит регистров и форм отчетностиС 01.03 по 03.03.13Вилкова М.Р3Аудит компьютеризированного ведения учета расчетно- кассовых операцийС 04.03 по 06.03.13Вилкова М.Р4Аудит инкассированных денежных средствС 07.03 по 11.03.13Вилкова М.Р5Аудит результатов ревизии кассыС 12.03 по 14.03.13Вилкова М.Р6Составление и представление аудиторского заключения17.03.13Вилкова М.Р

Таблица 7

Программа проверки учета расчетно- кассовых операций

Проверяемая организация ГОУП «ИКЦ»

Период аудита с 25.02 13 по 17.03.2013

Количество человеко-часов 96

Руководитель аудиторской группы Семенова А.Н.

Состав аудиторской группы Фролова Т.Д., Вилкова М.Р.

Планируемый аудиторский риск 4%

Планируемый уровень существенности 25 тыс.руб.

№ п/пПеречень аудиторских мероприятий (процедур)Период проведенияИсполнительРабочие документы аудитора123451Проверка наличия приказов о приеме на работу кассиров, приказов о возложении функций кассира, наличие договоров о материальной ответственности с нимиС 25.02 по 26.02.13Вилкова М.Р.Приказы, договора2Проверка оформления первичных документовС 27.02 по 28.02.13Вилкова М.Р.ПКО,РКО, журнал регистрации3Проверка регистров и форм отчетностиС 01.03 по 02.03.13Вилкова М.Р.Кассовая книга, регистры синтетического и аналитического учета по счету 504Особенности компьютеризированного ведения учета кассовых операцийС 03.03 по 04.03.13Вилкова М.Р.Машинограмма -кассовая книга, оборотно-сальдо- вые ведомости по счету 505Проверка правильности, своевременности и полноты оприходования наличных ден. средств05.03.2013Вилкова М.Р.Кассовая книга, регистры синтетического и аналитического учета по счету 506Инвентаризация кассыС 06.03 по 07.03.13Вилкова М.Р.Инвентаризационные документы, первичн. документы, учетные регистры7Проверка наличия утвержденного руководителем организации списка лиц, получающих наличные деньги из кассы на хозяйственные нужды09.03.2013Вилкова М.Р.Приказы8Проверка соблюдения лимита остатка денежных средств в кассе10.03.2013Вилкова М.Р.Кассовая книга, справка банка9Аудит инкассированных денежных средств11.03.2013Вилкова М.Р.Учетные регистры, акты, справки10Проверка соблюдения порядка применения ККТ12.03.2013Вилкова М.Р.Карточки регистрации ККТ в налог. органах11Аудит денежных документов в кассе13.03.2013Вилкова М.Р.Акты, Журнал учета приема и выдачи денежных документов12Проверка целевого использования денежных средств, полученных по чеку из банка14.03.2013Вилкова М.Р.Кассовая книга, справка банка, чековая книжка13Проверка своевременности и полноты сдачи наличной выручки в банк и оприходования денежных средств в кассу из банка15.03 2013Вилкова М.Р.Кассовая книга, справка банка14Сверка данных корешков чековой книжки с данными кассовой книги16.03.2013Вилкова М.Р.Кассовая книга, чековая книжка15Проверка своевременности возврата в банк депонированных сумм17.03.2013Вилкова М.Р.Кассовая книга, справка банка, учетные регистры

Источниками информации для проверки являются первичные документы, регистры аналитического и синтетического учета, журналы регистрации первичных документов, бухгалтерская отчетность.

При аудиторской проверке расчетно - кассовых операций особое внимание обращается на соблюдение действующего законодательства при их осуществлении.

Основными документами, которые были подвергнуты изучению при проверке расчетно - кассовых операций в ГОУП «ИКЦ», являются:

отчеты бухгалтера кассира;

приходные кассовые ордера;

расходные кассовые ордера;

кассовая книга;

оправдательные документы к кассовым документам;

авансовые отчеты и др.

К таким документам относятся также:

регистры аналитического учета:

журнал (книга) регистрации приходных кассовых ордеров;

журнал (книга) регистрации расходных кассовых ордеров;

журнал (книга) регистрации депонированных сумм;

журнал (книга) регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей;

оборотно - сальдовая ведомость;

бухгалтерская отчетность:

бухгалтерский баланс (форма №1), раздел «Оборотные активы», статья «Денежные средства», подстатья «Касса»; ( Приложение)

отчет о движении денежных средств (форма №4) - в части движения наличных денежных средств.

платежные поручения (кому перечислено);

корешки чековой книжки на получение наличных денег (своевременность оприходовании сумм, сумму, снятую с расчетного счета);

журнал - ордер № 2 (заполняется на основании выписки и платежного поручения);

Главная книга.

Аудит расчетно - кассовых операций в ГОУП «ИКЦ»

При проведении аудита расчетно - кассовых операций в ГОУП «ИКЦ» проверялось:

Инвентаризация денежных средств в кассе.

В первую очередь проверялось, соответствуют ли сроки и методика проведения инвентаризации порядку ведения кассовых операций и методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Результат проверки: Порядок проведения инвентаризации кассы определены директором организации и отражены в учетной политике, где сказано, что инвентаризация проводится раз в год, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Вывод: При проведении проверки денежных средств в кассе нарушений и недостач не выявлено.

Правильность оформления расчетно - кассовых документов.

Проверялась правильность оформления расчетных документов: сверялись остатки на счетах по выпискам банка и по учетным регистрам, а также обороты и счета в банке остаток по счету 51 «Расчетный счет», в учетных регистрах и в Главной книге.

Проверялось наличие и подлинность на кассовых ордерах и других денежных документах подписей должностных лиц и получателей денег, законность произведенных из кассы выплат денежных средств.

Результат проверки: нарушений не выявлено.

Проверка условий хранения денежных средств.

Проверялось, все ли соблюдены условия, для хранения денежной наличности в кассе.

Результат проверки: нарушений не выявлено.

Проверялось целевое использование денежных средств, полученных из банка.

Результат проверки: нарушений не выявлено.

Проверялась, полнота и достоверность банковских выписок и документов к ним.

Результат проверки: остаток средств на конец периода в предыдущей выписке банка по счету равняется остатку средств на начало периода в следующей выписке. Нарушений не выявлено.

Проверялось наличие штампа банка на первичных документах, приложенных к выпискам.

Результат проверки: нарушений не выявлено.

Проверка проводилась сплошным методом.

Проверка расчетно-кассовой дисциплины

На данном этапе производится проверка соблюдения установленного лимита остатка денежных средств в кассе на предприятии ГОУП «ИКЦ». Для проверки был запрошен расчет лимита остатка кассы организации и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающих в кассу за аудируемый период, утвержденный банком. Лимит остатка кассы согласно расчету утвержденного банком составляет 10 тыс. рублей. Далее согласно представленному расчету проводится соблюдение установленного банком лимита остатка наличных денежных средств. Результаты проверки оформлены в табл. 8.

Таблица 8

Проверка соблюдения лимита остатка наличных денежных средств кассы

№ п/пНомер отчетаДатаФактический остаток, руб.Лимит, руб.Отклонение, руб.1№ 521.01.12547210 000-2№ 3514.03.1228710 000-3№ 5627.06.12879610 000-

Превышение лимита остатка денежных средств в кассе не выявлено.

Была проведена проверка соблюдения установленного размера проведения наличных расчетов между юридическими лицами, которая состоит в том, чтобы установить соответствие Указанию N 1050-У. Для этого применялся метод сплошной проверки (просмотра) расходных кассовых ордеров, а также отчетов кассира, кассовых книг, договоров с юридическими лицами. Результаты проверки оформлены в табл.9.

Таблица 9

Проверка соблюдения установленного размера проведения наличных расчетов

Первичный учетный документНаименование поставщикаОснование платежаСумма, руб.Лимит расчета наличными денежными средствами,руб.Превышение установленного лимита, руб.Приходный кассовый ордер N 002 от 04.01.2012ООО «Бавария плюс»Товарная накладная № 56 от 18.03.11 лакокрасочные материалы65 440,00100 000-Приходный кассовый ордер N 6 от 04.01.2012ООО «ТехноЦентр»Товарная накладная № 87 от 27.06. 11 картриджы12 000, 00100 000-Приходный кассовый ордер N 6 от 05.01.2012ООО «ТД Армада»Товарная накладная № 102 от 14.10.11 стройматериалы23 000,00100 000-

При проверке кассовых операций особое внимание было уделено выяснению полноты, своевременности и правильности оприходования денежной наличности в результате, возврата подотчетных сумм, выручки, и других операционных и внереализационных доходов. Поступления из банка проверялись путем сверки идентичных сумм, записанных в корешках чеков, выписках банка.

Таблица 10

Реестр корешков чеков, отсутствующих в чековой книжке

Начальный номер чека в чековой книжкеДата выписки предыдущего чекаНомер отсутствующего корешка чека не выявленоЗаключительный номер в чековой книжке

Аудиторское заключение

по финансовой (бухгалтерской) отчётности

Адресат

Аудиторская организация ЗАО «Аудит»

Наименование: закрытое акционерное общество «Аудит»

Место нахождения: 183078, Мурманск, ул. Дружбы, д.10/32

Государственная регистрация: свидетельство № 78876, серия ООО согласно Постановлению о регистрации предприятия от 20.10.2004 № 2354 Администрации г. Мурманска, расчётный счёт N 40703810500000010290

в ОАО Банк СОБИНБАНК, г. Мурманск.

Лицензия № N 009795, выданная Центральной Аттестационно-Лицензионной Аудиторской Комиссией Министерства Финансов Российской Федерации 06 августа 2011 года со сроком действия 3 года.

Аудируемое лицо:

Наименование ГОУП «ИКЦ»

Место нахождения: г. Мурманск ул. Гвардейская д.21

Государственная регистрация: свидетельство о государственной регистрации № 1035100166562 серия 51 № 000509893 от 04.02.04 ИФНС РФ по г. Мурманску и Мурманской области, расчётный счёт р/с 40602810341020005006 в Мурманском отделении Сберегательного Банка России.

Отчёт аудитора управляющему органу предприятия ГОУП «ИКЦ»

Нами проведен аудит прилагаемых документов, отражающих учет ведения кассовых операций и бухгалтерской отчётности ГОУП «ИКЦ» за 2012 год.

Данная отчетность подготовлена руководством Общества в соответствии с нормами, установленными Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", (в редакции последующих изменений и дополнений), Положениями по бухгалтерскому учету, приказом Министерства финансов РФ от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» и другими нормативными актами РФ, регулирующими порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства РФ при выполнении хозяйственных операций несет генеральный директор Предприятия г-н Кураж Михаил Егорович.

Ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности несет главный бухгалтер Предприятия г-жа Бажкова Валентина Ивановна.

Обязанность аудитора заключается в том, чтобы высказать мнение о достоверности во всех существенных отношениях представленной бухгалтерской отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Целью работы не являлось выражение мнения о полном соответствии деятельности Предприятия законодательству РФ и оценке эффективности ведения дел руководством Предприятия.

Наше мнение не может быть рассмотрено пользователем отчетности как выражение уверенности в непрерывности деятельности Предприятия в будущем.

Аудит проводился в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (в редакции последующих изменений и дополнений), другими нормативными актами, регулирующими аудиторскую деятельность, а также внутрифирменными стандартами и методиками аудита.

При проведении аудита мы руководствовались внутренними правилами (стандартами) аккредитованного профессионального аудиторского объединения ИПБ России.

Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить разумную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений.

Аудит проводился на сплошной основе и включал изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих числовые показатели в бухгалтерской отчетности и раскрытие в ней информации о финансово-хозяйственной деятельности, оценку соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета, применяемых при подготовке бухгалтерской отчетности, рассмотрение основных оценочных показателей, полученных руководством Предприятия, а также оценку представления бухгалтерской отчетности.

Мы полагаем, что проведенный аудит дает достаточные основания для выражения нашего мнения о достоверности во всех существенных отношениях данной бухгалтерской документации по издержкам обращения и отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

По нашему мнению, бухгалтерская отчетность Предприятия отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение на 31 декабря 2012 года и результаты финансово-хозяйственной деятельности за период с 1 января по 31 декабря 2012 года включительно.

Руководитель аудиторской организации: Шатков В.М. ___________

Руководитель аудиторской проверки: Семенова А.Н. ______________

Заключение

В заключение исследования можно подвести итог, поставленная в работе цель достигнута. Можно сделать следующие выводы.

Экономическое функционирование предприятия возможно только при взаимодействии с юридическими и физическими лицами. Такое взаимодействие может осуществляться с применением финансовых механизмов расчетов. Существует два способа производства расчетов предприятия по своим обязательствам с другими предприятиями: в безналичном порядке через банковскую систему; при помощи наличных денег. Этот аспект деятельности экономического субъекта в ходе аудиторской проверки заслуживает тщательного изучения, так как расчетно-кассовые, платежные операции существенно влияют на состояние наиболее ликвидных активов предприятия - денежных средств и тесно взаимоувязаны с основной производственной, хозяйственной, коммерческой деятельностью предприятия, отражая состояние расчетов с поставщиками, потребителями, бюджетом и внебюджетными фондами, сотрудниками предприятия по заработной плате и другие.

В ходе аудиторской проверки необходимо сравнивать данные банковских документов с данными аналитического учета. Операции по расчетным, текущим счетам предприятия отражаются на балансовом счете 51 «Расчетный счет», предназначенном для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в российской валюте на расчетном счете предприятия в банке.

Операции по расчетному счету должны отражаться в бухгалтерском учете на основании выписок банка по расчетному, текущему счету и приложенных к ним денежно-расчетных документов.

При проверке соблюдения порядка ведения кассовых операций рассматриваются следующие вопросы: заключен ли договор с кассиром об индивидуальной материальной ответственности. На предприятиях где штатным расписанием не предусмотрена должность кассира, обязанности по осуществлению кассовых операций могут быть возложены на другого штатного работника с его согласия с обязательным заключением с ним договора о полной индивидуальной ответственности; ведение кассовой книги, ежедневный отчет кассира по произведенным кассовым операциям в соответствии с первичной приходно-расходной документацией, расчетно-платежными ведомостями, их оформление. Следует обратить внимание на правильность ее ведения: выведение остатка по кассе на конец дня, который должен совпадать с данными бухгалтерского учета по счету 50 и не превышать установленного лимита хранения денежной наличности в кассе.

Кроме того, внимательное изучение кассовой книги с точки зрения методологии бухгалтерского учета позволяет убедиться в правильном отражении операций по счету 50 в корреспонденции с другими счетами

Обязательным условием осуществления аудиторской проверки является документирование осуществленных процедур. По результатам проверки составляется отчет, который содержит описание всех выявленных нарушений и рекомендаций по их устранению.

Составляя программу проверки, аудитор определил, какие приемы для

сбора аудиторских доказательств он будет использовать. К их числу относятся: 1) правовая оценка заключенных договоров на поставку продукции и оказание услуг; 2) участие в инвентаризации финансовых обязательств; 3) получение письменного подтверждения от третьих лиц; 4) проверка документов, полученных ГОУП «ИКЦ» от третьих лиц.

Проведен аудиторской фирмой аудит бухгалтерской отчетности на ГОУП «ИКЦ». По результатам проверки сделаны следующие выводы:

соблюдена правильность документального оформления кассовых операций;

обеспечена сохранность наличных денежных средств в кассе;

соблюден установленный лимит остатка денежных средств в кассе;

оприходовании денежных средств и отражение данных хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета осуществляется полностью и своевременно;

списания денег в расход и отражение данных хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета соответствует установленному порядку;

хранение свободных денежных средств в кассах организации организованно в соответствии с законодательными требованиями.

Задача аудиторской проверки заключалась в том, чтобы высказать мнение о достоверности всех существующих объектах данной отчетности на основе проведенного аудита.

На основе проведенного аудита расчетно-кассовых операций в ГОУП «ИКЦ» разработаны следующие рекомендации:

. Перейти на выплату заработной платы по системам пластиковых карт. В настоящий момент у банков есть очень выгодные предложения зарплатных проектов, по которым комиссия за перевод денежных средств на банковские карты сотрудников меньше, чем процент комиссии на обналичивание денежных средств. Следует отметить, что отпадает необходимость оплаты бензина на поездки за денежными средствами в банк, следовательно, появляется возможность упростить процедуру выплаты заработанной платы своим сотрудникам и оптимизировать трудовые ресурсы и расходы организации.

. Перейти на безналичную оплату бензина в данный момент некоторые заправочные станции при переводе денежных средств на их счет выдают карточку с определенным количеством бензина. Водитель предъявляет карточку при заправке и с нее снимаются необходимое количество литров. Это позволит сократить оборот денежных средств в кассе, а значит снизить расходы на обналичивание денежных средств с расчетного счета предприятия, также сокращается документооборот, так как уменьшается количество авансовых отчетов и других кассовых документов.

. Для облегчения и ускорения процесса регистрации и обработки документов по расчетно-кассовым операциям с банком рекомендуем руководству ГОУП «ИКЦ» ввести платежную систему « Клиент-Банк», что станет удобным инструментом управления и контроля. Электронный документооборот обеспечит скорость движения информации, эффективный контроль, учет и доступ к документам, исключит потери документов, обеспечит большую конфиденциальность.

Также хочется отметить, что введение системы «Клиент-банк» позволит сократить расходы на организацию официального взаимодействия с Банком, в результате чего производится экономия средств на осуществление кассовых операций, хранение и транспортировку наличных денежных средств, следственно сокращаются трудозатраты.

В целом все вышеперечисленные рекомендации позволяют сократить затраты связанные с получением наличных средств в банке, с содержанием штата кассиров, охраны кассы, перевозкой и депонированием средств, а проблема инкассации и лимита кассы сводится к минимуму.

Таким образом, реализация на практике высказанных рекомендаций по оптимизации ведения расчетно-кассовых операций позволит повысить конфиденциальность, эффективность работы, рационализировать расходы, сократить затраты, улучшить контроль над финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, что в свою очередь повысит эффективность управления предприятием.

В целом проведенный аудит не обнаружил существенных нарушений и нестандартных ситуаций при осуществлении расчетно-кассовых операций с персоналом и подотчетными лицами, а также с поставщиками и подрядчиками.

Список использованных источников

Специальная литература

. Терехов А.А. Аудит. М., 2008. С.127

. Данилевский, Ю.А. Аудит: Учебное пособие / Ю.А. Данилевский. - М.: ИД ФБК - ПРЕСС, 2008. - С.108.

. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие / Н.П. Кондраков. - М: ИНФРА-М, 2008. - 320 с.

. Данилевский, Ю.А., Аудит: учебное пособие / Ю.А. Данилевский. - М.:ИД ФБК-ПРЕСС, 2009. - 513 с.

. Сотникова, Л.В. Аудиторская проверка кассовых операций. Практическое пособие / Л.В. Сотникова. - СПб.: Пресс, 2009. - 206с.

Периодическая печать

. Порядок эксплуатации ККТ при осуществлении денежных расчетов с населением ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2008, N 9)

. Особенности учета кассовых операций на предприятиях общественного питания ("Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 3-4)

. Документация по учету кассовых операций ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2008, N 5)

Электронные ресурсы

.Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О бухгалтерском учете" [Эл. документ] // СПС « Консультант Плюс» 01.10.13г

.Федеральный Закон « О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и ( или ) расчетов с использованием платежных карт» от 22.05.2003г. №54-ФЗ.[Эл. документ] // CПС « Консультант Плюс» 02.10.13г

.Федеральный Закон « О Центральном Банке Российской Федерации ( Банке России)» от 10.07.02г. № 86-ФЗ. [Эл. документ] // СПС «Консультант Плюс» 02.10.13г

.Федеральный Закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. № 307-ФЗ.( с изм. и доп. 01.01.2010г.). [Эл. документ] // СПС « Консультант Плюс» 02.10.13г

. Приказ Минфина «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению» от 31.10.2000 № 94н ((ред. от. 18.09.2006 № 115-ФЗ). [Эл. документ] // СПС « Консультант Плюс» 25.09.13г

. Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н (в редакции от 26 марта 2007 г), [Эл. документ] // СПС « Консультант Плюс» 25.09.13г

. Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организаций" (ПБУ 1/2008), утвержденного приказом Минфина РФ от 6 октября 2008 г. N 106н, [Эл. документ] // СПС « Консультант Плюс» 25.09.13г

. Постановление Госкомстата РФ «Учет кассовых операций» от 18.08.1998 г. № 88., [Эл. документ] // СПС « Консультант Плюс» 25.09.13г

Похожие работы на - Проверка учета операций с денежными средствами

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!