Прокуратура Российской Федерации

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,83 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Прокуратура Российской Федерации

Введение

Современное государство находится в постоянном развитии, особенно активно оно в таких сферах как правовая, экономическая, социальная, поэтому оно нуждается в создании эффективно действующей системы законности и правопорядка. Государственная и общественная жизнь должна быть организована так, чтобы соблюдение закона было обязательным и необходимым требованием для гражданина, должностного лица, государственного органа или общественного объединения. Важно существование механизма, обеспечивающего строгое и точное соблюдение законов.

Особое место в этом механизме занимает Прокуратура Российской Федерации, важнейшей функцией которой является надзор за исполнением законов и соблюдением законности.

Прокуратура является единственным государственным органом, для которого надзор за исполнением законов составляет сущность и основу деятельности. Поэтому стоит острая необходимость не просто сохранения надзорной функции прокуратуры, но и ее усиление. Функция надзора наиболее полно выражает специфику деятельности органов прокуратуры. Будучи ведущей и определяющей, данная функция оказывает значительное влияние на реализацию всех других функций прокуратуры.

Надзор за исполнением законов является наиболее эффективной формой контроля со стороны государства в очень важной для него сфере - обеспечения законности. Основывающаяся на верховенстве закона, его точном и неукоснительном соблюдении защита интересов личности, общества, государства составляет главную и основную цель органов прокуратуры.

Контроль и надзор за законностью имеет важное значение, так как при беспрекословном соблюдении предписаний законов есть возможность создать внутренне сильное, мощное государство, которое способно обеспечить права и интересы не только своих граждан,их благосостояние, но и отстоять свою независимость и компетентность на мировой политической арене.

Деятельность прокуратуры заключается в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Целью данной работы является раскрытие сущности, деятельности прокуратуры Российской федерации как органа государственного контроля и надзора за соблюдением законности

Задачи данной работы :

. Рассмотреть правовые основы прокуратуры РФ, показать основы ее деятельности: принципы, цели, задачи;

. Рассмотреть прокурорский надзор, его основные направления и методики прокурорских проверок.

При написании данной работы использованы нормативные документы: Конституция РФ, ФЗ о прокуратуре РФ, УК РФ, УПК РФ, а также литература таких авторов, как: Сологубов А. История и правовая природа прокуратуры Российской Федерации; Паламарчук А.В., Бессарабов В.Г. Функции и основные направления деятельности прокуратуры; Басков В.И. Курс прокурорского надзора и др.

1. Прокуратура Российской Федерации

1.1Правовые основы деятельности прокуратуры РФ

Организация и порядок деятельности органов прокуратуры и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации (ст. 129), Федеральным законом "О прокуратуре РФ", другими законодательными актами Российской Федерации, международными и межгосударственными договорами (соглашениями).

Согласно Федеральному закону прокуратура Российской Федерации представляет единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

Согласно ст. 129 Конституции РФ, прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами. Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ сделано лишь одно исключение из правила (п. "о" ст. 71), когда законодательством субъекта Федерации должно быть определено, с какими органами власти субъектов Федерации и в каком порядке производится такое согласование. Следовательно, законодательство (конституции и уставы (основные законы)) субъектов Федерации в части, определенной Конституцией РФ только по вопросу согласования с Генеральным прокурором РФ назначения предлагаемой им кандидатуры прокурора субъекта Федерации, относится к составу правовых основ деятельности прокуратуры РФ. Конституциями, уставами (основными законами) различных субъектов Федерации этот вопрос регламентируется не единообразно.

Прокуратура Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, принимает меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности, осуществляет уголовное преследование.

Компетенция прокуратуры по надзору за соблюдением Конституции РФ и законов распространяется на различные субъекты применения законов, которые относятся ко всем выделенным ветвям единой государственной власти. Кроме того, эта компетенция прокуратуры распространяется также и на органы местного самоуправления, которые согласно Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти.

Высший надзор за соблюдением и правильным применением законов министерствами, государственными комитетами, ведомствами, другими органами государственного и хозяйственного управления и контроля, исполнительными и распорядительными органами, воинскими частями, политическими партиями, общественными организациями, массовыми движениями, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности, подчиненности и принадлежности, должностными лицами и гражданами осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.

Организация и порядок деятельности органов прокуратуры и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом о прокуратуре РФ и другими законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации, международными и межгосударственными договорами (соглашениями).

Процессуальное положение прокурора, его полномочия, правовые средства их реализации в различных судебных инстанциях при рассмотрении уголовных, гражданских, арбитражных дел, дел об административных правонарушениях регламентируются соответственно Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Гражданско-процессуальным кодексом РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях. Наиболее систематизированная и детализированная совокупность норм об организации, полномочиях и порядке деятельности прокуроров и следователей прокуратуры содержится в Уголовно-процессуальном кодексе РФ.

Особенности прокурорского надзора в сфере таможенных отношений регламентируются также Таможенным кодексом РФ - надзор при использовании метода контролируемой поставки при ввозе, вывозе или транзите наркотических средств или психотропных веществ (ст. 227, 228, 248).

Отдельные нормы, преимущественно определяющие задачи и надзорную функцию прокуроров в соответствующих сферах правовых отношений, содержатся в Трудовом Кодексе, а также в некоторых иных одифицированных законодательных актах. Согласно ч. 4 ст. 353 ТК РФ Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

На прокуратуру не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных указанными законодательными актами. В Конституции поставлены важнейшие социальные задачи перед всеми органами государства, в том числе прокуратурой (ст. 2, 7 8, 11, 13. 15).

Правовые основы деятельности прокуратуры РФ за исполнением законов предусматриваются в тех или иных федеральных законах, регулирующих различные сферы правовых отношений. Тем самым законодателем подчеркивается повышенная значимость прокурорского надзора в связи с соответствующим видом деятельности государственных и иных органов, в соответствующих сферах правовых отношений.

1.2 Принципы и организация деятельности прокуратуры РФ

Принципы организации и деятельности прокуратуры - это основополагающие, руководящие положения, определяющие наиболее существенные черты и признаки многогранной деятельности органов прокуратуры и основные предъявляемые к ней требования.

Организация и осуществление прокурорского надзора органически взаимосвязаны и не должны разделяться на практике. Вот почему нельзя отделять принципы организации прокурорского надзора от принципов его осуществления. Основные принципы закреплены в Конституции Российской Федерации (ст.129) и ФЗ "О прокуратуре Российской федерации" (ст. 4). Законодательное закрепление принципов определяет их правовую основу и подчёркивает обязательность соблюдения каждым прокурором и иным прокурорским работником.

Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации:

. Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее - органы прокуратуры) и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

. Органы прокуратуры:

осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;

действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;

информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

. Прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной, оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

Принцип централизации в первую очередь относится к организации системы прокуратуры, но вместе с тем данный принцип имеет основополагающе важное значение и для надзорной деятельности прокурора.

Централизация прокуратуры означает, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим, а все прокуроры - Генеральному прокурору РФ, который возглавляет всю систему органов прокуратуры. Все прокуроры - руководители прокуратур на местах назначаются Генеральным прокурором РФ.

Необходимость централизации органов прокуратуры вызвана надобностью обеспечения единой законности на всей территории РФ, что невозможно осуществить без руководства из единого центра. Обеспечение единой законности на всей территории России предполагает такую организацию прокурорских органов, при которой обеспечивались бы единые требования осуществления прокурорского надзора во всех субъектах РФ, городах и районах. Исходя из принципа централизации, каждый вышестоящий прокурор несёт полную ответственность за правильную организацию работы всех подчинённых ему прокуроров.

Согласно ст. 129 Конституции РФ прокуратура - это едина федеральная система территориальных специализированных (военные, природоохранительные и др.) прокуратур, которые подчиняются единому центру - Генеральной прокуратуре РФ.

Принцип единства прокурорского надзора выражается в единообразных формах организации и деятельности всех прокурорских органов, единстве целей и общих задач осуществления надзора в стране, а также полномочий прокуроров по выявлению правонарушений и реагированию на них. Прокурорский надзор осуществляется на основе единого для всех звеньев прокуратуры законодательства. Прокурорский надзор един по своему внутреннему содержанию основного направления деятельности прокуратуры, сутью которого является проверка исполнения требований законов и устранение правонарушений.

Принцип единства прокурорского надзора реализуется в единоличном разрешении прокурором всех вопросов, связанных с прокурорским надзором. Осуществляя надзор за исполнением законов, каждый прокурор лично вносит протесты на незаконные акты, представления, принимает иные решения.

Всё вышесказанное, однако, не означает полное отсутствие в системе прокуратуры коллегиального обсуждения и решения вопросов прокурорского надзора. В Генеральной прокуратуре, прокуратурах субъектах федерации и приравненных к ним прокуратурах существуют коллегии для обсуждения наиболее важных вопросов деятельности прокуратур. Обсуждаются такие вопросы на совещаниях при руководителях прокуратур и в других формах.

Сущность принципа независимости прокурорского надзора в том, что каждый прокурор в своей деятельности независим и при выполнении возложенных на него обязанностей руководствуется законами и изданными в соответствии с ними приказами и указаниями Генерального прокурора РФ. Прокурор огражден от вмешательства в его надзорную деятельность каких бы то ни было федеральных или местных органов.

Принцип независимости организации и осуществления надзора имеет важнейшее государственное и политическое значение, так как только при последовательном соблюдении этого принципа прокуратура может достичь поставленные перед ней государством цели и задачи. Осуществление принципа независимости органов прокуратуры обеспечивается их организационным построением, порядком назначения прокурорских кадров, установленной законом системой подчиненности и подотчетности прокуроров.

Принцип гласности. Органы прокуратуры: - действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; - информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

Также этот принцип получил другую форму реализации: Генеральный прокурор Российской Федерации ежегодно представляет палатам Федерального Собрания Российской Федерации и Президенту Российской Федерации доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению.

Важность принципа гласности определяется тем, что его реализация способствует информированности органов государственной власти и общества о состоянии законности и правопорядка в стране, повышению норм правосознания населения и в конечном итоге - укреплению законности. Последнее имеет особо важное значение бля самой прокуратуры. Отчетность прокуратуры о проделанной работе по укреплению законности в целом, доступность информации о работе прокуратуры по конкретным уголовным и гражданским делам, разрешению материалов о преступлениях и правонарушениях для средств массовой информации способствуют недопущению нарушений законности в работе самой прокуратуры.

Принцип законности. Этот принцип - необходимое условие реализации всех вышеперечисленных принципов деятельности прокуратуры. Законность - один из основополагающих принципов государственного руководства общества в целом, важное средство развития и управления государственностью, упрочнения охраны и развития социально-экономической базы государства.

Законность, как принцип прокурорского, надзора означает, что все органы прокуратуры осуществляют свои полномочия в строгом соответствии с законом. При осуществлении надзора прокуроры могут действовать только в рамках своих полномочий, определенных законом.

Принцип законности имеет особое значения для прокурорского надзора. На прокурорский надзор возложена обязанность следить за исполнением законов всеми юридическими и физическими лицами. Следовательно и сама прокуратура, выполняя эту функцию, обязана особенно точно и неукоснительно следовать предписаниям закона. Выполняя функцию надзора, прокуратура действуют в соответствии с Конституцией РФ, конституциями республик, Законом о прокуратуре, другими законодательными актами, действующими на территории РФ и, конечно же, международными и межгосударственными договорами.

1.3 Система и организация прокуратуры РФ

В соответствии со ст. 129 Конституции РФ и ст. 1 Закона о прокуратуре прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ и осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на ее территории законов. Прокуратура РФ выполняет и иные функции, возложенные на нее федеральными законами.

Статья 129 Конституции РФ гласит:

1.Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

2.Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

.Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами.

.Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

.Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом .

В ст. 11 Закона о прокуратуре говорится:

1.Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуратуры, научные и образовательные учреждения имеют в оперативном управлении объекты социально-бытового и хозяйственного назначения.

2.Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации.

.Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допускаются.

В основе построения системы прокурорских органов лежит административное и национально-государственное устройство, установленное Конституцией Российской Федерации, в соответствии с которым в каждом из субъектов Российской Федерации имеется соответствующая прокуратура.

Так, в прокураторах субъектов Федерации действуют сообразно административно - территориальному делению прокуратуры городов и районов, которые непосредственно подчиняются соответственно прокурорам республик, краев, областей, автономной области, автономных округов. В городах - столицах республик, краевых и областных центрах - образуются прокуратуры городов с подчинением им районных прокуратур. В городах, где отсутствует районное деление и образованы административные округа, образуются прокуратуры административных округов, которым придается статус прокуратур городских районов. В некоторых республиках, краях, областях, автономных округах образованы межрайонные прокуратуры, которые осуществляют надзор на территории нескольких районов.

Территориальные прокуратуры организованы в соответствии с административно-территориальным и национально-государственным устройством, установленным Конституцией РФ. К территориальным прокуратурам относятся: -прокуратуры республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга; -прокуратуры городов, районов.

Существуют так называемые специализированные прокуратуры.

Во главе военных прокуратур стоит Главная военная прокуратура, входящая на правах структурного подразделения в Генеральную прокуратуру. Структуру военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, прокуратуры военных округов, групп войск, флотов, прокуратура Ракетных войск стратегического назначения, прокуратура Федеральной пограничной службы Российской Федерации и Прокуратуры других войск, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации, прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, приравненные к прокуратурам городов и районов. Возглавляет органы военной прокуратуры заместитель Генерального прокурора РФ - Главный военный прокурор.

В систему специализированных прокуратур, осуществляющих надзор за исполнением законов в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных объектах и в воинских формированиях ряда министерств и ведомств, входят Второе управление Генеральной прокуратуры РФ и прокуратуры войсковых частей, статус каждой из которых определен Генеральным прокурором РФ. Перечень особо важных объектов определяется Правительством Российской Федерации.

Прокуратуры по надзору за законностью исполнения уголовных наказании имеют статус районных прокуратур и подчиняются соответствующим прокурорам субъектов Федерации. На прокуроров по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях возложены обязанности по осуществлению надзора за исполнением законов и соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в исправительных учреждениях.

Межрайонные природоохранные прокуратуры со статусом районных и подчинением, соответствующим прокурорам республик, краев, областей, автономных округов созданы во всех субъектах Российской Федерации. Данные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды, экологических прав граждан природоохранными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, их должностными лицами, общественными объединениями.

Структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации составляют главные управления, управления и отделы. В соответствии с Конституцией РФ Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность (сроком на 5 лет) и освобождается от должности Советом Федерации - верхней палатой Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Если предложенная Президентом кандидатура на должность Генерального прокурора не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент в течение 30 дней представляет сенаторам новую кандидатуру. В отсутствие Генерального прокурора РФ или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель. В число полномочий Генерального прокурора входит назначение прокуроров всех звеньев системы прокуратуры РФ. В соответствии со ст. 129 Конституции назначение прокуроров субъектов Федерации осуществляется по согласованию с органами государственной власти этих субъектов.

Таким образом, деятельность прокуратуры основывается на федеральных законах и иных нормативных документах, строится на принципах единства, централизации, независимости и гласности. Структура и порядок образования органов прокуратуры основаны на Конституции РФ и Федеральном законе о прокуратуре РФ Органам прокуратуры принадлежит важнейшее место в системе государственных органов, призванных поддерживать законность и правопорядок в стране.

2. Прокурорский надзор

2.1 Прокуратура - государственный орган надзора за исполнением законов и соблюдением законности

Прокурорский надзор является главным направлением деятельности всех органов прокуратуры и представляет собой действия прокуроров по наблюдению за законностью решений органов власти и управления, хозяйствующих субъектов и объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства, а также направленные на устранение нарушений законов и способствовавших им обстоятельств, на восстановление нарушенных прав и привлечение виновных к ответственности.

Прокурорский надзор осуществляется от имени государства - Российской Федерации. В этом его главное отличие от других видов надзора, осуществляемого иными государственными органами. Прокурорский надзор по сравнению с другими государственными надзирающими и контролирующими органами имеет самые широкие границы осуществления. Он распространяется на все министерства, ведомства, представительные и исполнительные органы власти, а также на деятельность должностных лиц. При осуществлении прокурорского надзора прокурор не вмешивается в хозяйственную, управленческую и оперативную деятельность предприятий, организаций и учреждений. Прокурор не обладает административными полномочиями, не управляет поднадзорными предприятиями и организациями, не вправе применять санкции административного, а тем более уголовного характера. При обнаружении нарушений закона он добивается их устранения, восстановления нарушенных прав и привлечения виновных к ответственности особыми мерами - внесением протеста, представлением,предостережениями, возбуждением производства об административном правонарушении, обращением в суды с исками и заявлениями.

Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

-надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

-надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

-надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

-надзор за исполнением законов судебными приставами;

-надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

-уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

-координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

-возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.

Таким образом, прокуратура Российской Федерации является тем единственным государственным органом в стране, который выполняет функции надзора за точным и единообразным исполнением законов и соблюдением законности.

.2 Прокурорский надзор и его и отрасли

В прокурорском надзоре выделяют четыре направления, именуемых "отраслями прокурорского надзора". Все они закреплены в разделе III Закона о прокуратуре, где каждой из них посвящена отдельная глава.

Первой и наиважнейшей отраслью является общий надзор, т.е. надзор за исполнением закона органами власти и управления, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами. Это наиболее широкая и многогранная отрасль надзорной деятельности прокурора. Предметом ее является исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

Существует ряд ограничений: при проведении надзора прокуратура не вмешивается в оперативно-производственную деятельность предприятий, учреждений и организаций и проводит проверки лишь на основе извещений и других наличных данных о нарушениях законности, которые требуют непосредственного прокурорского реагирования.

Полномочия Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров в области общенадзорной деятельности весьма широки.

Прокурор вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов и организаций. Он имеет доступ ко всем документам и материалам, с которыми считает необходимым познакомиться в связи с поступившими к нему сведениями о фактах правонарушений. Прокурор может требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделять специалистов для выяснения возникающих вопросов, проведения проверок по поступившим в прокуратуру материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им предприятий и организаций, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений закона. Должностные лица обязаны приступить к выполнению требований прокурора о проведении проверок не позднее десяти суток после их поступления.

Прокуроры участвуют в заседаниях коллегий министерств и ведомств, заседаниях представительных органов, органов местного самоуправления. Само это участие используется в целях профилактики правонарушений, предупреждает подчас принятие министерствами и другими органами противоречащих закону актов.

В компетенцию прокуроров в пределах общего надзора также входит проверка законности административного задержания граждан и применения к ним мер воздействия за административные правонарушения; освобождение своим решением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию несудебными органами.

На выявленные нарушения законов прокурор реагирует посредством определенных актов (ст. 23-25 Закона о прокуратуре РФ). Характерными признаками всех этих актов является то, что они принимаются как итог всей предшествующей деятельности прокурора по проверке исполнения закона.

Протест прокурора

Условия и порядок принесения прокурором этого правового акта, предъявляемые к нему требования и его реквизиты, определяются законом "О прокуратуре РФ", а также ведомственными указаниями генеральной прокуратуре РФ. Протест приносится на противоречащий или не соответствующий закону правовой акт, изданный органом государственной власти или управления, общественной организацией или объединением, органами государственного или хозяйственного управлениями другими субъектами, поднадзорными прокурору, а также должностными лицами.

Протест прокурора как правовой документ должен отвечать определенным требованиям по его реквизитам. Наименование акта должно соответствовать Закону "О прокуратуре РФ" (ст. 23 - "Протест прокурора"). Протест содержит: наименование опротестованного правового акта или действия, или бездействия должностного лица; кем и когда правовой акт издан или совершено действие; содержание опротестованного правового акта (действие или бездействие); правовое обоснование незаконности или необоснованности правового акта (действие или бездействие должностного лица), указаны нормы нарушенного закона или иного нормативного акта; предложение прокурора об отмене или проведение в соответствие с законом опротестованного правового акта; требования о привлечении к ответственности должностного лица, виновного в нарушении закона, если в этом есть необходимость; предложение о рассмотрении протеста в установленный законом десятидневный срок с сообщением результатов рассмотрения протеста; должностное положение прокурора, принесшего протест, его классный чин, дата принесения протеста.

Представление прокурора

Представление прокурора (ст. 24 Закона "О прокуратуре РФ") - это правовой акт прокурорского надзора об устранении нарушений закона, причин этих нарушений и способствовавших им условий, который вносится в государственный орган, общественную, политическую организацию или должностному лицу, полномочных устранить допущенное нарушение закона и создать условия, обеспечивающие в будущем неуклонное исполнение законов. Представление прокурора подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствовавшим. О результатах рассмотрения представления сообщается прокурору в письменном виде. В представлении могут содержаться требования прокурора о привлечении должностных лиц, виновных в нарушении закона, к дисциплинарной, административной или материальной ответственности. Для этого не требуется вынесения специальных постановлений о возбуждении этих видов преследования.

Направляя представление соответствующему органу или должностному лицу, прокурор, исходя из требований Закона "О прокуратуре РФ", сообщает, что если представление будет рассматриваться коллегиальным органом, например, коллегией министерства или комитета, ему должно быть сообщено о дне заседания, чтобы он мог принять в нем участие.

Представление, как правило, направляется тем государственным и должностным лицам, от которых зависит устранение нарушений закона и принятие мер по их предупреждению. В вышестоящие государственные органы или вышестоящим должностным лицам представления направляются в тех случаях, когда нарушения закона носят распространенный характер или когда представление прокурора было отклонено, либо по нему было принято неправильное решение.

Представление по своей форме должно соответствовать определенным требованиям: наименование акта определяется ст. 24 Закона "О прокуратуре РФ" - "Представление прокурора".

Представление содержит: материалы, послужившие основанием для внесения представления (результаты проведенной проверки, обобщение и анализ материалов о соблюдении законности, итоги расследования преступления и т.д.); наименование нарушенного закона и последствия допущенного нарушения; изложение причин и условий, способствовавших допущенному нарушению; предлагаемые меры по предупреждению нарушений закона и устранению причин и условий, способствовавших им; указание на конкретных должностных лиц, виновных в этих нарушениях; предложение прокурора о привлечении их к ответственности; требование о безотлагательном рассмотрении представления и принятии не позднее, чем в месячный срок, необходимых мер по устранению нарушений закона и сообщении прокурору об этом; должностное положение и классный чин прокурора, дата внесения представления; подпись автора представления.

Постановление прокурора

В зависимости от характера и тяжести допущенного должностным лицом или гражданином нарушения закона прокурор в соответствии со ст. 25 Закона "О прокуратуре РФ" выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Предостережение о недопустимости нарушения закона

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Данная отрасль прокурорского надзора появилась относительно недавно, в связи с провозглашением Конституцией РФ прав и свобод гражданина высшей ценностью государства.

Предметом этой отрасли прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

При осуществлении надзора за соблюдением прав человека и гражданина прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба, использует полномочия, предоставленные прокурору при осуществлении общего надзора.

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию.

В случае, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде общей юрисдикции иск в интересах пострадавших.

Прокурор или его заместитель вправе принести протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обратиться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

Представление прокурора об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранять допущенное нарушение.

Предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законности решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами.

Указанное направление прокурорского надзора охватывает две сферы деятельности: уголовно-процессуальную и оперативно-розыскную.

Уголовно-процессуальная деятельность осуществляется органами дознания и следователями органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы налоговой полиции. Прокурор осуществляет надзор за всеми этими органами независимо от ведомственной принадлежности. Полномочия прокурора в сфере надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия установлены уголовно-процессуальным законодательством. Прокурор имеет право истребовать и проверять уголовные дела, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях; санкционировать применение меры пресечения в виде заключения под стражу или залога; санкционировать производство обыска, отстранение обвиняемого от должности; продлевать сроки следствия и дознания, а также сроки содержания обвиняемого под стражей; утверждать обвинительное заключение, постановление о направлении дела в суд для решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера; давать органам дознания и следователям письменные указания; давать согласие на прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.

При обнаружении нарушений закона прокурор вправе отменить незаконные и необоснованные постановления, вернуть уголовное дело для продолжения предварительного расследования, отстранить следователя или лицо, производящее дознание от расследования, передать дело другому следователю или передать уголовное дело от органа дознания в орган предварительного следствия. Прокурор также вносит в следственные подразделения и государственные органы, обладающие правами органа дознания, представления об устранении причин и условий, способствующих нарушениям закона в их процессуальной деятельности.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными подразделениями милиции, учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, следственных изоляторов. Федеральной службы безопасности, Федеральной службы налоговой полиции, таможенных органов РФ, Службы внешней разведки. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за этими органами заметно уже. Прокурор может требовать представления ему оперативно-служебных документов, явившихся основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Прокурор вправе давать оперативно-розыскным органам указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий по делам, находящимся в производстве следователей или по которым он сам ведет расследование. Он имеет право требовать прекращения незаконных и необоснованных оперативно-розыскных мероприятий или отмены постановлений (о заведении или прекращении дел оперативного учета и др.), признанных им не соответствующими закону. Кроме того, прокурор использует и ряд полномочий, общих для всех направлений надзорной деятельности: вносит представления, опротестовывает акты, принятые органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требует проведения проверки вышестоящими органами состояния законности, возбуждает уголовные дела в случае обнаружения преступных нарушений закона должностными лицами оперативно-розыскных органов.

Отдельной отраслью надзора является надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Предметом данной отрасли прокурорского надзора являются:

законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы. При осуществлении этого надзора прокурор вправе посещать в любое время указанные выше органы и учреждения, опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

знакомиться с документами, на основании которых лица задержаны, заключены под стражу, осуждены или подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами. Он имеет право требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации соответствующих органов и учреждений, требовать объяснений от должностных лиц.

При обнаружении нарушений закона прокурор вправе вносить протесты и представления, возбуждать производство по административным правонарушениям. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрации учреждения приостанавливается. Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение. Постановления прокурора относительно исполнения установленного законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера или помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.

Таким образом, в общем виде направления прокурорского надзора можно определить как специализированные участки деятельности прокуратуры, обладающие в силу характера объекта и предмета надзора объективно присущими им особенностями.

Заключение

прокуратура конституция надзор проверка

Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Положение о прокуратуре базируется на Федеральном Законе от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации". В нем в значительной мере учтен опыт сходных государственно-правовых структур развитых стран. Одновременно сохранены и усилены положения, учитывающие преемственность отечественного опыта. Основное усилие сделано на развитие огромного правозащитного потенциала прокуратуры, в том числе в реализации его конституционного приоритета обеспечения реальных гарантий прав и свобод человека и гражданина. С учетом этого введена в закон специальная глава о прокурорском надзоре за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как главном приоритете в ее деятельности. В этих целях прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, законодательными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, а также руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Деятельность прокуратуры связана со всей системой государственного механизма России. Государственно-правовая природа института прокурорского надзора заключается в том, что он способствует укреплению режима законности в такой сложной сфере государственной деятельности как государственное и хозяйственное управление.

Деятельность прокуратуры заключается в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Важнейшим направлением прокурорского надзора является надзор за законностью правовых актов. Он является стержнем проверочной деятельности прокуроров на всех направлениях.

Безусловно, как важнейший институт правоохранительной системы государства, прокуратура не может сохранять без изменений данные ей функции, формы, методы, направления своей деятельности. По мере изменения условий социальной действительности, формирования установок правового поля, упрочнения законности, повышения правовой культуры будут вноситься необходимые коррективы в деятельность прокуратуры. Не исключается даже возможность создания нового самостоятельного органа, который возьмет на себя выполнение обязанностей, реализуемых ныне в рамках надзорной функции прокуратуры. Для этого, естественно, нужны соответствующие условия. Пока они не наступили, функция надзора за исполнением законов должна принадлежать прокуратуре. Замены ей по части выполнения надзорных полномочий в настоящее время нет.

Список литературы

. Нормативные источники

1.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.

.Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации"

3.УК РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ

.УПК РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ

.Приказ ГП РФ от 22 мая 1996 г. № 30 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина".

.Положение о Главном управлении по надзору за исполнением федерального законодательства от 10.07.2012 г.

.Указание ГП РФ от 06.01.99 г. № 1/7 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами".. Учебная, научная литература

1.Байкин И.М. Прокуратура - орган государственной власти. // Современное право, 2009г., № 12.

2.Басков В. И. Курс прокурорского надзора. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов с приложением нормативных актов М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 1999г. - 480 с.

.Бессарабов, В.Г. Прокуратура России в системе государственного контроля / В.Г. Бессарабов. - М. :Изд-во НИИ Прокуратуры, 1999 г.

.Васюшкин В. Пределы прокурорского надзора. // Законность, 2010г., № 11.

.Викторов И.С. Прокуратура: статус на рубеже тысячелетий. // Законность, 2000г., № 12.

.Григорьева Н.В. Прокурорский надзор: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003г. - 225 с.

7.Казарина А.Х. Закономерности развития прокурорского надзора за исполнением законов в сфере экономики// Вестник Академии ГП РФ № 6(26) 2011г.

.Козлов А. Ф. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Общая часть: Учеб. пособие.- Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1999.- 140 с.

.Лекция заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Сабира Кехлерова в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации http://genproc.gov.ru/wap/appearences/document-82442/

10.Махов В.Н. Прокуратура: направления деятельности //Законность, 2009 г.

.Паламарчук А.В., Бессарабов В.Г. История становления общего надзора и задачи органов прокуратуры по надзору за исполнением федерального законодательства// Вестник Академии ГП РФ № 6(26) 2011г.

.Поляков М.П., Федулов А.В. Прокурорский надзор: Краткий курс лекций. - М.: Юрайт-Издат, 2004г. - 204 с.

.Прокурорский надзор в Российской Федерации : учебник / под ред. А.А. Чувилева. - М. : Юристъ, 1999г..- 400 с.

.Прокурорский надзор: Учебник / Винокуров Ю.Е. и др.; Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2003г. - 430 с.

.Прокурорский надзор: методические указания / сост. О.П. Копылова. - Тамбов: Издательство ТГТУ, 2010г. - 100 с.

.Российский прокурорский надзор. Под ред. Сухарева А.Я. М.: Норма, Инфра-М, 2001г. - 384 с.

.Руководство для прокуроров по общему надзору / Под общ. ред. М.П. Малярова. М.,1999г.

Похожие работы на - Прокуратура Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!