Сертификация услуг

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,32 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сертификация услуг















Курсовая работа

По дисциплине: «Сервисная деятельность»

На тему: «Сертификация услуг»

Выполнила: Шамсутдинова Г. М.

Проверил: Кожухова Л.И.






Озерск 2014г.

Содержание

Введение

Глава 1. Сущность и основные элементы сертификации

.1Сущностсертификации

.2 Структурные элементы сертификации

Глава 2. Сертификация услуг в сфере торговли

.1 Сертификация услуг в сфере торговли

.2 Особенности сертификации услуг

Список использованной литературы

Введение

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» был принят с целью совершенствования правовых основ установления обязательных требований к продукции и процессам (методам) ее производства, эксплуатации и утилизации, а также для реформирования с учетом требований Всемирной торговой организации (ВТО) сфер стандартизации, подтверждения соответствия, государственного контроля и надзора.

Необходимость разработки и принятия этого Закона вытекала из инициированного Президентом РФ процесса гармонизации отечественного законодательства, приведения его в соответствие с нормами и положениями ВТО. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ в 2001 г. «Не будет ни революций, ни контрреволюций» отмечено, что присоединение России к ВТО остается государственным приоритетом. Среди законодательных актов, новая редакция которых необходима для такой гармонизации, Президент РФ прямо назвал закон в области технического регулирования (Послание Президента РФ «России надо быть сильной и конкурентоспособной»).

Ранее существовавшие элементы систем технического нормирования безопасности и качества продукции и услуг, подтверждения соответствия, государственного контроля и надзора не образовывали единую систему взаимоувязанных мер, обеспечивающих создание качественных и безопасных продукции и услуг для граждан и государства. Их применение было недостаточно эффективно и не всегда соответствовало современным и перспективным требованиям экономического развития и международным подходам. Принятые ранее технические нормы оказывали неоправданное административное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов. В предыдущий период федеральные органы исполнительной власти наделялись излишней самостоятельностью в установлении обязательных требований и осуществлении контроля за их выполнением. Система обязательного подтверждения соответствия (сертификация и декларирование) была избыточна в отношении номенклатуры проверяемой продукции и услуг, обязательные требования во многих случаях не соответствовали целям сертификации, имелись нарушения законодательства при проведении сертификации, государственного контроля и надзора.

Объектом исследования является сертификация услуг.

Предметом исследования является общественные отношения возникающие в процессе осуществления сертификации.

Основной целью работы является комплексное исследование сертификации услуг и рассмотрение её процедуры и особенности.

Поставленная цель определила ряд частных задач:

1.рассмотреть теоретические основы муниципального управления;

.изучить организационные основы муниципального управления;

.проанализировать основные направления деятельности органов муниципального.

Методологическая и теоретическая основа исследования. В процессе исследования, наряду с общенаучным диалектическим методом познания, применялись также частно-научные методы исследования: системный, исторический, логический.

Теоретическую основу исследования составили работы таких ученых, как Карташова Л.В., Николаева М.А., Печникова Е.Н., Матюхина З.П., Корольковой Э.П., Микулович Л.С., Новиковой А.М., Голубкина Т.С. и др.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, разбитых на четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Сущность и основные элементы сертификации

1.1Сущность сертификации

В условиях рыночной экономики возникают новые взаимоотношения между изготовителями товаров, продавцами-заказчиками и потребителями. Этому в немалой мере способствует насыщение рынка товарами.

На насыщенном рынке центральной фигурой становится потребитель, который уже не довольствуется, как ранее, заявлениями изготовителей и продавцов о соответствии качества товаров требованиям стандартов. Потребителю необходимо гарантированное независимой стороной подтверждение соответствия товара определенному уровню качества. Такое подтверждение может быть дано в виде особого документа - сертификата.

Сертификат соответствия - документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

Сертификация соответствия - это действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.

В Законе РФ «О сертификации продукции и услуг» и в Российской системе сертификации ГОСТ Р дано более упрощенное определение термина: «Сертификация продукции - это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям».

Таким образом, сертификация - это прогрессивное направление развития стандартизации, важнейший механизм управления качеством продукции.

1.2 Структурные элементы сертификации

Исходя из определения, сертификацию можно рассматривать как особый вид деятельности, которому свойственны определенные структурные элементы

Рассмотрим сущность каждого из структурных элементов.

Основные цели Российской Системы сертификации ГОСТ Р определены в Законе РФ «О сертификации продукции и услуг». Сертификация направлена на достижение следующих целей:

создание условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

1.содействие потребителям в компонентном выборе продукции;

2.содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции;

.защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

.контроль безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

.подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителями.

Задачи, которые необходимо решить для достижения этих целей:

6.создание систем сертификации однородной продукции путем установления правил сертификации продукции с учетом ее производства, поставки, требований международных систем и соответствующих соглашений;

7.определение номенклатуры обязательных показателей: безопасности для потребителя и окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости, введение их в стандарты и другие виды нормативных документов;

.поэтапное внедрение обязательной сертификации;

.аккредитация действующих испытательных лабораторий, а также создание и аккредитация новых;

.подготовка и аккредитация экспертов;

.разработка требований к стандартам и другим нормативным документам, применяемым для сертификации продукции, процессов и услуг;

.модернизация стандартизированных методов испытаний, в том числе экспресс-методов, отвечающих требованиям международных стандартов;

.установление порядка проведения обязательной и добровольной сертификации;

.международное и региональное сотрудничество в области сертификации, заключение двусторонних соглашений о взаимном признании результатов сертификации.

Система сертификации ГОСТ Р функционирует на основании определенных принципов:

.соответствие с действующими международными нормами и правилами, взаимодействие с международными, региональными и национальными системами сертификации других стран;

2.компетентность и независимость органов по сертификации, обеспечивающие объективность и достоверность подтверждения соответствия продукции установленным в нормативных документах требованиям;

.добровольность заявителя при выборе органа по сертификации, если функционирует несколько органов по сертификации одной и той же продукции;

.открытость Системы ГОСТ Р для участия в ней предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, признающих и выполняющих ее правила;

.делегирование полномочий органам по сертификации и испытательным лабораториям на основе их аккредитации по установленным в Системе правилам;

.информирование изготовителей, потребителей, общественных организаций, органов по сертификации, испытательных лабораторий, других заинтересованных субъектов о правилах, результатах аккредитации и сертификации, участниках сертификации, при этом предусматривается сохранение конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну.

Продукция, процессы или услуги являются объектами сертификации. В области сертификации продукция или услуга рассматривается как объект, который подлежит испытанию для подтверждения стандартом или другим нормативным документом.

Начальным этапом сертификационных испытаний объектов является идентификация продукции или услуги.

В этом случае под идентификацией понимается подтверждение соответствия подлинности продукции наименованию, указанному на маркировке.

В Российской Системе сертификации ГОСТ Р дано несколько иное определение этого термина: «Идентификация продукции - процедура, посредством которой устанавливают соответствие представленной на сертификацию продукции требованиям, предъявляемых к данному виду продукции».

Маркировка - это нанесение обозначений на изделие или на упаковку, предусматривающее в первую очередь идентификацию изделия или отдельных его свойств. Но необходимо знать, что нанесение на маркировку обозначений стандартов или ТУ, а также наименования организации по стандартизации не должно быть истолковано потребителем как утверждение этого изделия организацией по стандартизации или подтверждение соответствия. Маркировка не считается утвержденным методом указания соответствия.

В качестве участников могут выступать изготовители продукции, исполнители услуг, заказчики-продавцы, а также третья сторона, независимая от первой или второй сторон.

Изготовители (продавцы, исполнители) продукции в соответствии с Правилами проведения сертификации ГОСТ Р:

1.направляют заявку на проведение сертификации, в соответствии с правилами системы представляют продукцию, нормативную, техническую и другую документацию, необходимую для проведения сертификации;

2.обеспечивают соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, по которым проведена сертификация, а также маркирование ее знаком соответствия;

.приостанавливают или прекращают реализацию продукции, подлежащей обязательной сертификации, если она не отвечает требованиям соответствующих нормативных документов, по истечении срока действия сертификата, в случае приостановки его действия или отмены решением органа по сертификации;

.применяют сертификат и знак соответствия, руководствуясь законодательными актами РФ и правилами системы;

.извещают орган по сертификации об изменениях, внесенных в техническую документацию и в технический процесс сертифицированной продукции, если эти изменения влияют на характеристики, проверяемые при сертификации.

Третья сторона - это лицо или орган, признаваемые независимыми от сторон, участвующих в рассматриваемом вопросе.

В качестве третьей стороны могут выступать органы по сертификации: национальный (Госстандарт), центральные и территориальные; испытательные лаборатории, эксперты-аудиторы, а также юридические лица, взявшие на себя функцию органа по добровольной сертификации.

Орган по сертификации - орган, проводящий сертификацию соответствия. Если орган по сертификации выполняет и функции испытательной лаборатории, то можно использовать термин «сертифицированный центр».

Центральный орган по сертификации - орган, возглавляющий систему сертификации однородной продукции.

Испытательная лаборатория (испытательный центр) - лаборатория (центр), которая проводит испытания (отдельные виды испытаний) определенной продукции.

Различия между органами по сертификации и испытательными лабораториями заключается в их функциях, определяющих конечные результаты сертификации. Важнейшей функцией органов по сертификации является проведение сертификационных испытаний и/или выдача сертификата, причем сертификат может быть выдан на основании протокола испытаний испытательной лаборатории. Кроме того, орган по сертификации осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, приостанавливает или отменяет действия выданных им сертификатов.

Испытательная лаборатория, аккредитованная в Российской Системе сертификации, производит сертификационные испытания конкретной продукции по показателям, определяемым соответствующими «Правилами сертификации однородной продукции» и выдает протокол испытаний.

Протокол испытаний - это документ, содержащий результаты испытаний и другую информацию, относящуюся к испытаниям. Этот протокол служит основанием для выдачи сертификата соответствия органом по сертификации. Испытательные лаборатории не имеют права выдавать сертификаты.

Система сертификации Российской Федерации предусматривает следующее распределение ответственности между участниками сертификации:

-изготовитель (исполнитель, продавец) несет ответственность за соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, которые контролируются при сертификации, и за маркирование знаком соответствия в установленном порядке;

-испытательная лаборатория (центр) - за соответствие проведенных ею сертификационных испытаний требованиям нормативных документов, а также достоверность и объективность их результатов;

-орган по сертификации - за обоснованность и правильность выдачи сертификата соответствия.

Средствами подтверждения соответствия служат стандарты трех видов:

) стандарты на методы контроля (испытаний, анализа, измерений),

) стандарты на продукцию или услуги,

) стандарты на процессы, содержащие требования к маркировке, упаковке, транспортированию, хранению и использованию продукции по прямому назначению.

При помощи стандартов на методы контроля устанавливают фактические значения показателей качества сертифицируемых объектов. Стандарты на продукцию позволяют сравнить фактическое значение с базовым или регламентируемыми требованиями стандартов, благодаря чему и подтверждается соответствие.

К стандартам как средствам сертификации предъявляются определенные требования:

  1. Четкое указание в разделе «Область применения» возможности использования для целей сертификации.
  2. Разработка стандартов должна предусматривать содействие развитию технологии, что обычно достигается установлением требований к эксплуатационным свойствам изделия.
  3. Стандарты, отвечающие своему назначению, должны устанавливать только те характеристики, которые необходимы для определения свойств изделия или его эксплуатационных требований.
  4. Включение в стандарт только тех характеристик, которые могут объективно проверены.
  5. Ясность, точность, обоснованность и конкретность формулировки характеристик и требований, отсутствие субъективных элементов.
  6. Обязательность стандартов на методы испытаний, если в стандарте на продукцию в части проверки обязательных требований установлена ссылка на эти стандарты.
  7. Требования к маркировке должны обеспечивать однозначную идентификацию выпускаемой сертифицированной продукции, а также содержать указания об условиях применения, способе нанесения знака соответствия.

Их подразделяют на две группы: методы испытаний и методы указания соответствия стандартам.

Методы испытаний устанавливаются соответствующими стандартами и к ним предъявляются следующие требования:

.соответствие назначению стандартов;

.объективность, четкое формулирование;

.точность и обеспечение последовательных и высоко воспроизводимых результатов;

.включение в методы испытания, если это технически оправдано, указания о пределах воспроизводимости и повторяемости;

.при возможности достаточно подробная характеристика метода испытания, установленного стандартом, позволяющего квалифицированному персоналу получать аналогичные результаты;

.установление предельных значений требований с учетом допускаемого отклонения или среднего значения для верхнего или нижнего предела, минимального или максимального значения;

.при выборе следует учитывать стандарты на общие методы испытаний и взаимосвязанные испытания для определения аналогичных характеристик, установленных в других стандартах;

.предпочтительность методов испытаний, не разрушающих образец и обеспечивающих аналогичную степень достоверности;

.при наличии нескольких методов испытаний один из них определяется как контрольный.

Методы указания соответствия стандартам для систем сертификации третьей стороной устанавливаются Руководством. Различают следующие виды:

) Метод «сертификат соответствия»

Целью данного метода является предоставление потребителю информации о стандартах, охватываемых сертификатом. Метод может быть использован для указания соответствия стандартам на продукцию или стандартам на конкретные свойства. Сертификаты соответствия могут относится ко всем требованиям стандарта, а также к его конкретным разделам или характеристикам. Для указания соответствия продукции установленным требованиям применяется специальный технический документ - сертификат соответствия. Сертификат соответствия - документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

Следует иметь в виду, что к обязательным документам на продукцию и услуги, отсутствие которых может привести к применению определенных санкций, относится сертификат соответствия по показателям безопасности. Другие разновидности сертификата - гигиенический, ветеринарный, фитосанитарный (карантинный), не являются обязательными, а служат лишь основанием для упрощенной процедуры выдачи сертификатов соответствия.

Сертификаты соответствия по показателям безопасности и другим обязательным требованиям необходимы лишь для продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации. Если продукция или услуги не вошли в перечень для обязательной сертификации, представители государственных органов не имеют право требовать от изготовителей, исполнителей или продавцов сертификат соответствия (качества).

Сертификат соответствия выдается на бланке установленной формы желтого цвета с водяными знаками, имеющем три степени защиты. Сертификаты соответствия регистрируются в Государственном Реестре и вступают в силу с даты их регистрации.

Если товарная партия, на которую выдан сертификат, распределяется более мелкими партиями по предприятиям розничной торговли, то на каждую из этих партий должна быть выдана заверенная и учтенная копия сертификата. Копии сертификата может выдать и заверить орган по сертификации при предъявлении подлинника. Копии может выдать предприятие изготовителя или оптовой торговли. Кроме того, допускается подтверждение (заверение) копий нотариальной конторой при наличии подлинника. Сертификат соответствия действителен в течение срока годности (хранения, реализации) товаров, а если такой срок не установлен, то срок действия устанавливается в соответствии с документом «Система сертификации ГОСТ Р. Порядок проведения сертификации. Общие требования».

) Метод «знак соответствия».

Знак соответствия - знак, который по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждает соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

Этот метод основан на применении результата сертификации для указания того, что контроль за соответствием стандарту находится в ведении этой системы. При этом следует обращать внимание на четкое указание охватываемой области.

В месте с тем знак соответствия относится к информационным знакам и наряду с сертификатом подтверждает соответствие продукции.

Глава 2. Сертификация услуг в сфере торговли

.1 Сертификация услуг в сфере торговли

Сертификация - это контроль качества продукции и гарант безопасности. Каждый товар, продаваемый на территории Российской Федерации, должен соответствовать целому перечню требований. Именно такой подход позволяет защитить права потребителей. Ведь последним важно знать, что продукция в магазине, например, не кустарного производства, а качественная и прошедшая все предусмотренные законодательством проверки и лабораторные исследования. Сертификация считается основным достоверным способом доказательства соответствия продукции заданным требованиям.

Особое внимание вопросам сертификации законодатель уделил в Федеральном законе от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон N 184-ФЗ).

Действие этого Закона не распространяется на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда, федеральные государственные образовательные стандарты, положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг.

В ст. 2 Закона N 184-ФЗ дана интерпретация основных понятий. Приведем те, понимание которых будет полезно для целей данной статьи.

Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Оценка соответствия - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.

Подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Сертификация - это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Система сертификации - совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом.

Орган по сертификации - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации.

Порядок подтверждения соответствия определен гл. 4 Закона N 184-ФЗ.

В соответствии со ст. 20 Закона N 184-ФЗ подтверждение соответствия может происходить в следующих формах:

добровольная сертификация (добровольное подтверждение соответствия);

принятие декларации о соответствии - декларирование соответствия (форма обязательного подтверждения соответствия);

обязательная сертификация (форма обязательного подтверждения соответствия).

Нормы, напрямую касающиеся добровольной сертификации, закреплены в ст. 21 Закона N 184-ФЗ.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.

Орган по сертификации осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия; выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию; предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации; приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.

Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями.

Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы добровольной сертификации. Системой добровольной сертификации может предусматриваться применение знака соответствия.

Напоминаем, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 438 «О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации» федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию выступает Минпромторг Российской Федерации.

Для регистрации системы добровольной сертификации в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию представляются:

свидетельство о государственной регистрации юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя;

правила функционирования системы добровольной сертификации;

изображение знака соответствия, применяемое в данной системе добровольной сертификации, если применение знака соответствия предусмотрено, и порядок применения знака соответствия;

документ об оплате регистрации системы добровольной сертификации.

Регистрация системы добровольной сертификации осуществляется в течение пяти дней с момента представления указанных документов в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию. Порядок регистрации системы добровольной сертификации и размер платы за регистрацию установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2004 г. N 32 «О регистрации и размере платы за регистрацию системы добровольной сертификации».

Плата за регистрацию системы добровольной сертификации подлежит зачислению в федеральный бюджет.

Отказ в регистрации системы добровольной сертификации допускается только в случае непредставления всех установленных Законом обязательных документов или совпадения наименования системы и (или) изображения знака соответствия с наименованием системы и (или) изображением знака соответствия зарегистрированной ранее системы добровольной сертификации. Уведомление об отказе в регистрации системы добровольной сертификации направляется заявителю в течение трех дней со дня принятия решения об отказе в регистрации этой системы с указанием оснований для отказа.

Отметим, что отказ в регистрации системы добровольной сертификации может быть обжалован в судебном порядке.

Минпромторг Российской Федерации ведет единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации, содержащий сведения о юридических лицах и (или) об индивидуальных предпринимателях, создавших системы добровольной сертификации, о правилах функционирования систем добровольной сертификации, знаках соответствия и порядке их применения. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию должен обеспечить доступность сведений, содержащихся в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации, заинтересованным лицам. В соответствии с Приказом Минпромэнерго Российской Федерации от 25 декабря 2007 г. N 570 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по ведению единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации» (далее - Административный регламент) государственная функция по ведению единого реестра осуществляется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и конкретно Управлением развития, информационного обеспечения и аккредитации Федерального агентства.

Порядок ведения единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации и порядок предоставления сведений, содержащихся в этом реестре, установлен указанным Административным регламентом.

Согласно ст. 23 Закона N 184-ФЗ обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.

Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.

Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим регламентом с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов.

Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действуют на всей территории Российской Федерации в отношении каждой единицы продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Работы по обязательному подтверждению соответствия подлежат оплате на основании договора с заявителем. Стоимость работ по обязательному подтверждению соответствия продукции определяется независимо от страны и (или) места ее происхождения, а также лиц, которые являются заявителями.

Наряду с декларированием соответствия одной из форм обязательного подтверждения соответствия является обязательная сертификация.

Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982 «Об утверждении Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и Единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии».

В соответствии со ст. 25 Закона N 184-ФЗ обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом.

Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.

Сертификат соответствия включает в себя:

наименование и местонахождение заявителя;

наименование и местонахождение изготовителя продукции, прошедшей сертификацию;

наименование и местонахождение органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия;

информацию об объекте сертификации, позволяющую идентифицировать этот объект;

наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация;

информацию о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях;

информацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции требованиям технических регламентов;

срок действия сертификата соответствия.

Срок действия сертификата соответствия определяется соответствующим техническим регламентом.

Форма сертификата соответствия утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию (см. Приказ Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 22 марта 2006 г. N 53 «Об утверждении формы сертификата соответствия продукции требованиям технических регламентов»).

В соответствии с п. 1 ст. 26 Закона N 184-ФЗ обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Положение об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 163 «Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия».

Орган по сертификации:

привлекает на договорной основе для проведения исследований (испытаний) и измерений испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

осуществляет контроль за объектами сертификации, если такой контроль предусмотрен соответствующей схемой обязательной сертификации и договором;

ведет реестр выданных им сертификатов соответствия (см. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2006 г. N 201 «О порядке формирования и ведения единого реестра сертификатов соответствия, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений и оплаты за предоставление таких сведений»);

информирует соответствующие органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее;

выдает сертификаты соответствия, приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия и информирует об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра сертификатов соответствия, и органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;

обеспечивает предоставление заявителям информации о порядке проведения обязательной сертификации;

определяет стоимость работ по сертификации, выполняемых в соответствии с договором с заявителем;

в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, принимает решение о продлении срока действия сертификата соответствия, в т.ч. по результатам проведенного контроля за сертифицированными объектами.

Порядок формирования и ведения единого реестра сертификатов соответствия, порядок предоставления содержащихся в указанном реестре сведений и оплаты за их предоставление определяются Правительством Российской Федерации.

Исследования (испытания) и измерения продукции при осуществлении обязательной сертификации проводятся аккредитованными испытательными лабораториями (центрами).

Аккредитованные испытательные лаборатории (центры) проводят исследования (испытания) и измерения продукции в пределах своей области аккредитации на условиях договоров с органами по сертификации. Органы по сертификации не вправе предоставлять аккредитованным испытательным лабораториям (центрам) сведения о заявителе.

Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) оформляет результаты исследований (испытаний) и измерений соответствующими протоколами, на основании которых орган по сертификации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия. Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) обязана обеспечить достоверность результатов исследований (испытаний) и измерений.

Согласно ст. 27 Закона N 184-ФЗ продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, предусмотренном Законом N 184-ФЗ, маркируется знаком обращения на рынке. Изображение знака обращения на рынке устанавливается Правительством Российской Федерации. Данный знак не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях. Подробнее об этом смотрите Постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2003 г. N 696 «О знаке обращения на рынке».

Маркировка знаком обращения на рынке осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом. Особенности маркировки продукции знаком обращения на рынке устанавливаются техническими регламентами.

Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, установленном Законом N 184-ФЗ, не может быть маркирована знаком обращения на рынке.

Статья 30 Закона N 184-ФЗ гласит, что полученные за пределами территории Российской Федерации документы о подтверждении соответствия, знаки соответствия, протоколы исследований (испытаний) и измерений продукции могут быть признаны в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

обязательный добровольный сертификация торговля

2.2 Особенности сертификации услуг

Помимо лицензирования необходимо выполнить требования законодательства о сертификации продукции и услуг. Правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов регулируются Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Заявителями Закон называет физические или юридические лица, которые для подтверждения соответствия принимают декларацию о соответствии или обращаются за получением сертификата соответствия, получают сертификат соответствия. Под декларированием соответствия Закон понимает форму подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. В соответствии со статьей 2 Закона N 184-ФЗ декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов; сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров; сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Подтверждение соответствия на территории России может носить как добровольный, так и обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

А обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

принятия декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия);

обязательной сертификации.

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента (ст. 23 Закона N 184-ФЗ). Объектом обязательного подтверждения соответствия может стать только продукция, выпускаемая в обращение на территории России.

Закон придает равную юридическую силу декларации о соответствии и сертификату соответствия независимо от схем обязательного подтверждения.

Пункт 2 статьи 28 Закона N 184-ФЗ к обязанностям заявителя относит обеспечение соответствия продукции требованиям технических регламентов и выпуск в обращение продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия и прочее.

Для того чтобы определить, подлежат ли конкретные товары обязательной сертификации, необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1013, которым утвержден Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации.

Закон не запрещает при наличии нескольких аккредитованных органов по сертификации обращаться в любой из них, поскольку подобные услуги являются платной и достаточно хлопотной процедурой. Выбор аккредитованного органа сертификации по желанию заявителя может способствовать более быстрому и дешевому проведению сертификации, что немаловажно.

Например, некоторые органы сертификации на местах запрашивают для рассмотрения документы общим числом до 28 позиций, в число которых входят такие, как заявка на проведение сертификации услуги (работы) в системе сертификации ГОСТ Р, приложение к заявке на сертификацию услуг, анкета-вопросник (приложение к заявке на проведение сертификации услуг торговли), устав, свидетельство о госрегистрации предприятия (предпринимателя), заключение ЦГСЭН, журнал регистрации проверок, инструкция по охране труда, график проведения инструктажа, а также другие документы, не предусмотренные законодательством.

А если еще учесть, что стоимость самой услуги в зависимости от сложности работ может достигать 3500 руб., то становится ясно, что очередное благое начинание государственных органов превращается в тяжелое, а зачастую непосильное бремя для предпринимателей. Поэтому для многих индивидуальных предпринимателей расходы на сертификацию оказываются не по карману.

Но несмотря на сложности, которые таит в себе сертификация, пройти ее все-таки необходимо. Ведь речь идет о жизни и здоровье наших сограждан, а, кроме того, статья 19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение правил обязательной сертификации.

Так, реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо реализация сертифицированной продукции без сертификата и знака соответствия или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации, или о нормативных документах, которым должна соответствовать указанная продукция, а также недоведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика), а равно представление недостоверных результатов испытаний продукции либо необоснованная выдача сертификата соответствия (декларации о соответствии) на продукцию, подлежащую обязательной сертификации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

В то же время за отсутствие обязательной сертификации лицо может быть привлечено к ответственности и по другим статьям Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В частности, в соответствии с пунктом 5 статьи 20.4 Кодекса продажа продукции или оказание услуг, подлежащих обязательной сертификации в области пожарной безопасности, без сертификата соответствия влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.


Сертификация может осуществляться на добровольной основе в системах добровольной сертификации или в обязательном порядке. Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей (изготовителей, исполнителей, продавцов) в целях подтверждения соответствия продукции требованиям, перечень которых определяется договором между заявителем и органом по сертификации. Соответствующие системы добровольной сертификации и знаки соответствия систем добровольной сертификации подлежат государственной регистрации, которая осуществляется в уведомительном порядке.

Обязательная сертификация проводится в случаях и в порядке, которые предусмотрены техническими регламентами.

В случае проведения обязательного подтверждения соответствия продукция маркируется единым национальным знаком обращения на рынке.

Законом устанавливаются ответственность и процедуры, применяемые в случаях несоответствия требованиям технических регламентов. Вводятся положения о принудительном отзыве продукции.

Повышаются ответственность и стимулы предприятий по соблюдению обязательных требований безопасности: предусмотрены новые для российского законодательства процедуры, направленные на ограничение возможного ущерба в случае выпуска на рынок опасной продукции. Ответственность предприятий в случае фактического нарушения технических регламентов существенно усиливается, причем наиболее жесткие формы имущественной ответственности предполагается применять только в судебном порядке.

Список использованной литературы

1.Шестакова Е.А. Сертификация: обязательная и добровольная. "ЭЖ- Юрист", 2011, N 17.

2.Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление качеством. 2011 г.

.Пономарев С.В, Мищенко С.В. Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества.

4.Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. <http://www.alleng.ru/d/manag/man048.htm> М.2010 г.

.Квитко А.В.Управление качеством. <http://www.alleng.ru/d/manag/man160.htm>2009 г.

Похожие работы на - Сертификация услуг

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!