Малые города и сельские поселения: перспективы развития

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,28 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Малые города и сельские поселения: перспективы развития

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ








КУРСОВАЯ РАБОТА

Малые города и сельские поселения: перспективы развития

Студент(ка)гр. 134 Е.С. Ерофеева

Научный руководитель: Е.С. Анисимова









Казань- 2014

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития малых городов и сельских поселений

.1 Малые города и сельские поселения: сущность, особенности, характеристика

.2 Концепция развития малых городов и сельских поселений

Глава 2. Анализ проблем развития малых городов и сельских поселений

.1 Проблемы развития малых городов и сельских поселений в России

.2 Перспективы развития малых городов и сельских поселений в современной России

Заключение

Библиографический список

Введение

Среди множества проблем нашей жизни на одно из первых мест выдвигаются проблемы развития - развития личности человека и человеческих общностей, территории, сельской или городской, страны и мира. В России важнейшей проблемой развития страны, ее безопасности и приобретения устойчивого будущего, становится проблема развития малых городов и сельских поселений - каждого города и села в отдельности и всех вместе. Малый город именно из-за скромных размеров является достаточно комфортной средой обитания людей. В нём всё близко, всё расположено в пределах пешеходной доступности, поэтому, как правило, нет надобности в городском транспорте. Малый город не отделён от окружающей его природы. Здесь спокойный ритм жизни, отсутствуют спешка и суета, есть возможность непосредственно и каждодневно ощущать природу, чувствовать себя её частью. Малый город не подавляет ни природу, ни человека громадными сооружениями, как это происходит в городах-гигантах, а органически вписывается в окружающий ландшафт. Но у малых городов России много нерешенных проблем. В сложный период перехода страны к жизни в новых экономических и социальных условиях именно малые города оказались практически беззащитными. Их жители более чем кто-либо, ощутили спад производства. В то же время малые и средние города особенно значимы в политической, социально-экономической и культурной жизни России.

Для решения проблем малых городов уже не раз разрабатывались и принимались федеральные целевые программы. Однако ни одна из них не дала заметных результатов. Поэтому вопрос перспективного развития малых городов и сельских поселений является достаточно актуальным на современном этапе. Это связано, во-первых, с необходимостью решения практических задач, возникающих в ходе развития современного общества. Во- вторых, с теоретическим осмыслением социально-экономического развития малых городов. И, в-третьих, города должны преодолевать свое кризисное состояние и повышать уровень жизни населения, ведь они имеют довольно значительный потенциал для своего развития благодаря сохранившемуся историко-культурному наследию, географическому положению, благоприятным климатическим и экологическим условиям, традиционности расселения.

Цель исследования представленной курсовой работы заключается в исследовании дальнейшего развития малых городов и сельских поселений, теоретического обоснования проблем малых городов и сельских поселений и пути их решения.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

раскрыть понятия «малые города» и «сельские поселения», выявить их особенности и виды;

описать концепцию развития малых городов и сельских поселений;

исследовать проблемы малых городов и сельских поселений в современной России;

выявить факторы, влияющие на развитие малого города;

найти наиболее оптимальные пути развития малых городов и сельских поселений.

Объектом исследования является совокупность вопросов теоретического, методического и практического характера, связанных со способами развития малых городов и сельских поселений.

Предметом исследования выступает комплекс социально-экономических процессов и проблем малых городов и сельских поселений России.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка источников и литературы. Общий объем курсовой работы составляет 36 страниц. Во введении обозначены актуальность, цель, задачи. В первой главе рассматриваются теоретические основы развития малых городов и сельских поселений, во второй - анализируются основные проблемы малых городов и сельских поселений современной России. Список литературы состоит из 32 источников.

Глава 1. Теоретические основы развития малых городов и сельских поселений

.1Малые города и сельские поселения: сущность, особенности, характеристика

Рассматривая город, как обособленную структуру, нужно исходить из того, что он имеет свойственный ему тип интересов и выступает в качестве самостоятельной социально-экономической системы. Речь идет о понимании города как самостоятельного организма, где концентрируются и взаимодействуют предприятия разного профиля и уровня, где сложилась специфическая инфраструктурная среда, сформированы структура производства, социальные слои и группы населения. Следовательно, город выступает одновременно и как самостоятельный объект собственности.

Малый город - это районный центр областного, краевого или республиканского подчинения; в подавляющем большинстве случаев это город или поселок городского типа. В большинстве случаев это город имеет численность населения до 50 тысяч человек.

В отношении определения того, какие населенные пункты следует относить к малым городам, не существует стандартных требований, так же как практически нет общепринятых критериев того, какие города следует относить к средним, крупным или мега-полисам. Поэтому понятие «малый город» может в значительной степени варьироваться, исходя из особенностей конкретной страны и даже региона в отдельности.

В то же время можно выделить следующие основные критерии, характеризующие категорию «малый город»:

население;

территория;

экономический потенциал;

инфраструктурный облик (коммунальное хозяйство, транспорт и дороги, сфера торговых услуг, информационные коммуникации, банковская сфера и др.);

отдаленность от политического, экономического и культурного центра конкретного региона.

К ним можно причислить и ряд других составляющих. Однако, несмотря на наличие значительного количества индикаторов, наиболее простым и логичным способом определения понятия «малый город» является разделение этих городов на основе показателей численности жителей и относительного соотношения по данному признаку этой категории поселенческих образований с общим количеством населенных пунктов, имеющих ярко выявленные или же формирующиеся урбанистические черты.

В процессе познания и сознательного использования основного экономического закона определяется и реализуется высший критерий типологии городов. Довольно распространенной является типология городов по признаку их экономического предназначения: промышленные, транспортно-промышленные, индустриально-аграрные, курортно-санаторные. Очевидно, что материальную основу формирования и развития города составляет его народнохозяйственная специализация. Также классифицируют города по ряду показателей социального развития. Таким образом, в обоих случаях выделяются лишь отдельные сферы единой территориальной целостности.

Современные малые города можно разделить на три основные группы:

а) Города - местные центры. Это своего рода мини-столицы. Они возглавляют административный район или его часть, а иногда группу административных районов. Города - местные центры составляют наиболее многочисленную группу малых городов. Среди них и бывшие уездные центры, и недавние сёла, получившие статус города. Город живёт за счёт использования ресурсов окружающей территории и обслуживания её потребностей. С окрестными поселениями город связан регулярными автобусными маршрутами. Характерная черта планировки таких городов состоит в том, что главные улицы служат продолжением сходящихся к городу дорог и ведут прямо к центру, наиболее представительной части города. Центр отмечен зданиями разных эпох - от городского собора до здания бывшего райкома партии. У одних городов функции административного центра являются основными. Другие выполняют их «по совместительству», в дополнение к основной деятельности.

б) Города-спутники. Они относятся к числу самых молодых городов, стремительно выросших особенно в послевоенное время. Города-спутники очень разнообразны. В ряде случаев они возникают на базе филиала завода или института, находящихся в городе-центре. Среди городов-спутников часто встречаются города науки, которые располагаются, как правило, в окружении крупных городов.

в) Города - специализированные центры. Они также весьма многочисленны и разнообразны, как правило, ориентированы на какую-либо одну отрасль экономики. Таковы города - центры добычи полезных ископаемых на Севере. В других случаях на монофункциональность малый город обречён секретностью производства; его закрытый характер заставляет город быть обособленным. Среди специализированных городов преобладают промышленные центры разных отраслей индустрии. Очень распространены ресурсные города, занятые добычей полезных ископаемых, города-энергетики с расположенными там электростанциями и другие. В числе одноотраслевых центров обрабатывающей промышленности много текстильных городков, сложившихся возле крупного предприятия.

По характеру экономической базы малые города можно разделить на три основные группы:

а) В первую входят города с относительно развитой экономической базой

б) Вторую группу составляют города с относительно небольшой экономической базой. Среди них - города:

с относительно развитыми промышленными, промышленно-транспортными функциями;

с преобладанием функций по социально-культурному обслуживанию прилегающих территорий;

с выраженными сельскохозяйственными функциями;

с выраженными рекреационными функциями;

в) В третью группу объединены города всех других функциональных типов, это города-новостройки, центры науки.

По характеру динамики социально-экономического развития малые города подразделяются на быстро развивающиеся, умеренно развивающиеся, слабо развивающиеся, стагнирующие и умирающие. [ 6; с.96-97]

Процесс формирования производства и условий жизнедеятельности населения в малых городах обусловливается выполняемыми ими функциями в системе общественного разделения труда как на уровне определенного региона (сельский район, область, республика), так и народнохозяйственного комплекса в целом. Эти функции выступают в форме экономической специализации, создающей градообразующие отрасли производства или градообразующую базу. Градообразующая база, как правило, состоит из нескольких (иногда и одного) укрупненных предприятий, которые концентрируют решающие средства производства подведомственной им территории и тем самым притягивают основной контингент её трудоспособного населения. По содержанию специализации во многом определяется фондообеспеченнооть градообразующей базы, имеющая значение для реализации интересов комплексного развития самого города как относительно самостоятельной системы.

Таким образом, рассматриваемая категория городов является выразителем особого пласта (формы) производственных отношений, проявляющегося в функциональной специализации этих городов в системе общественного разделения труда. Немногочисленные предприятия специализации в рамках малого города владеют своеобразной монополией на основные виды трудовой деятельности населения, предопределяя тем самым его социальную структуру как зауженную и "лимитированную". Главным образом за счет фондов социального развития этих предприятий представляется возможным формирование социально-инфраструктурной подсистемы. Следовательно, жизнедеятельность в малом городе, в отличие от таковой в крупном, более зависима от функционирования градообразующей базы [4; с.67].

Но, с другой стороны, малый город имеет потенциальные преимущества над крупным. К ним относятся: меньшая вероятность загрязнения окружающей среды, не столь высокий ритм жизни, снижающий возможность возникновения стрессовых ситуаций; объекты общего пользования находятся в пределах пешеходной доступности; более благоприятные условия для активной рекреационной деятельности [16; с.44-45]. Содержание образа жизни горожан может органически дополняться и внутренне обогащаться элементами сельского уклада жизни и, наоборот, непосредственная ориентированность малого города на производственное и социальное обслуживание села приобщает сельских тружеников к преимуществам городского образа жизни, делает более разнообразным и содержательным поле их деятельности.

В цивилизованных странах тенденция идет к практическому воплощению лучших качеств данной общей характеристики. В условиях административно-командной системы, когда по отношению к небольшим городам действовал так называемый остаточный принцип, выявились негативные процессы, обостряющиеся порой до крайних пределов.

Действительно для малого города первостепенное значение приобретает проблема размещения производства, мера его комплексности и сбалансированности. Экономическая специализация, выступающая в качестве ведущего фактора, должна быть органически увязана с заинтересованностью самих горожан в непосредственном присвоении и использовании результатов своего основного труда - труда в градообразующей сфере. Недостаточный учет на практике в первую очередь именно этой взаимосвязи часто приводит к выводу, что население там предстает как население с нереализованными возможностями.

Становление и развитие малого города происходит под решающим воздействием базовых отраслей региона, куда он входит составной частью. Региональные социально-экономические условия и факторы определяют его функциональную направленность, существенно влияют на формирование социально-профессионального состава населения, распределение последнего по сферам трудовой деятельности.

Каждый регион отличается своей природно-географической средой, сложившимися национальными традициями и нравами местного населения, характером взаимосвязей между поселениями различного типа и т.д., что также детерминирует специфику содержания и степень урбанизированности жизнедеятельности в малых городах. Можно сказать, что подавляющее количество небольших городов выполняет функции центров административных районов.

Так же в структуру муниципального образования входит такая административная единица как сельское поселение. Сельское поселение - один из типов муниципальных образований в России, представляет собой, как правило, несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. В состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населённый пункт или посёлок с численностью населения более 1000 человек или объединённые общей территорией несколько сельских населённых пунктов с численностью населения менее 1000 человек.

Можно сделать вывод, что малые города занимают важное место в концентрации функций в системе территориального разделения труда, являются опорными центрами территориальных систем расселения. Следует отметить, что около 70% малых городов являются центрами районов, что означает сосредоточение в них базовой жизненной инфраструктуры для окружающих поселений и сел.

.2Концепция развития малых городов и сельских поселений

Задача развития небольших городов, учитывая ее масштабность и сложность, а также принимая во внимание многообразие условий и различия в возможностях развития отдельных регионов и населенных мест, может быть эффективно решена только на принципах программного подхода на системной основе, при условии координации усилий всех без исключения органов власти и управления - местных, региональных и федеральных.

Однако, когда дело доходит до реализации задач социально-экономического развития, ограничиваются в большинстве случаев большими городами, где решать их много проще, условия благоприятнее, уровень развития и концентрации производительных сил в целом неизмеримо выше, чем в малых городах и, тем более, в сельской местности. Малые же города выпадают из поля зрения федерального центра, их огромный совокупный потенциал продолжает оставаться почти невостребованным, а уровень жизни населения этих городов продолжает падать.

Эффективным способом решения проблем, обозначенных в Программе, является программно - целевой метод, который ориентирован на достижение конечных результатов в соответствии с общими принципами программно - целевого управления. Он позволяет:

определить приоритетные объекты Программы, а также необходимый объем их финансирования;

эффективно расходовать бюджетные средства.[5; с.44-45]

Целесообразность разработки концепции специально для небольших городов (т.е. - без больших городов - областных центров) определяется следующими соображениями:

малые, средние города и поселки - районные центры представляют собой наиболее массовую категорию городских поселений страны, без включения которых в работу по экономическому развитию и удвоению ВВП и преодолению бедности в них эти задачи решить в стране в целом не удастся;

они формируют социально-экономический каркас практически каждого региона, т.е. являются важнейшей составной частью региональной хозяйственной структуры, требующей своего развития;

вместе с тем населенные пункты данной категории представляют собой наиболее слабые, отстающие по основным социальным, демографическим и экономическим показателям (по сравнению с большими городами - региональными центрами) поселения, нуждающиеся в силу этого в проведении специального комплекса мер по преодолению этой отсталости - экономической и социальной;

успешное решение задач экономического развития именно в этой категории населенных мест, т.е. почти в каждом из небольших городов каждого субъекта Федерации, позволит существенно нарастить и реализовать производственно - экономический потенциал региона, сделать существенные шаги по преодолению бедности проживающего в нем населения, а также вывести регион в число наиболее развитых;

большие города - региональные (областные, краевые, республиканские) центры характеризуются:

а) с одной стороны, существенно более благоприятными показателями экономического развития, сравнительно более низким уровнем бедности населения, чем малые города;

б) с другой стороны - большинство из них является городами-донорами, располагает достаточными собственными финансовыми ресурсами и возможностями для решения поставленных задач, позволяющими им обходиться без федеральной и во многом - даже без региональной поддержки;

успешное решение указанных задач в малых городах и поселках, выполняющих, как правило, функции районных центров сельскохозяйственных административных районов, позволит существенно нарастить и реализовать производственно-экономический потенциал каждого аграрного района в целом и способствовать, тем самым, преодолению общего кризиса сельской местности и аграрно-промышленного комплекса. Недооценки роли провинции очевидны: 1) разрушение экономической базы малых городов и районов; 2) обезлюдивание отдельных территорий, вследствие физического вымирания населения малых городов и миграции наиболее трудоспособных контингентов населения из небольших городских населенных мест в крупные города и мегаполисы; 3)разрушение коммуникаций, производственной и социальной инфраструктуры, запустение, упадок российской провинции.[5; с.49-50]

Наиболее острая ситуация сложилась в монопрофильных городах с узкой, односторонней структурой хозяйства, на долю которых приходится две трети малых городов.

Малые города сегодня - это средоточие проблем (в малых городах проблемы стоят наиболее остро и болезненно в отличие от больших и крупных городов, небольшие города обладают значительно меньшими возможностями для их разрешения) - экономических, социальных, экологических, политических, это средоточие бедности населения, оборотной стороной которых является рост алкоголизма, наркомании, проституции, бродяжничества, включая детское, инфекционных заболеваний, преступности.

Экспертное сообщество указывает на то, что официальный прожиточный минимум отражает, скорее, уровень нищеты, уровень физиологического выживания, а не бедности. Бедность - явление более широкое и, к сожалению, массовое, особенно для небольших городов и тяготеющих к ним районов.

Проблемы и одновременно причины сложного социально-экономического состояния большинства малых городов условно можно разделить на три группы - это проблемы общего характера (территориально-отраслевые); проблемы отраслевого характера (проблемы хозяйствующих субъектов); проблемы муниципального (территориального) характера.

Без системного решения этих проблем можно ожидать, серьезны негативных последствий не только для малых и средних городов, но и для окружающих аграрных районов и страны в целом.

Возможным вариантом решения проблемы можно рассматривать вариант ее саморазрешения - «рынок решит все проблемы, все расставит по своим местам». Преимущество этого варианта заключается в том, что он не требует никаких действий и финансовых средств со стороны органов управления всех уровней. Реальный риск - в том, что при сложившейся социально-экономической ситуации экономика небольших городов будет продолжать деградировать.

Другой вариант - несистемный подход к решению проблемы: ее разрешением занимается только областная или местная администрация. Преимущество здесь в том, что могут быть решены лишь отдельные экономические и социальные вопросы, но не проблема в целом. Риск - несмотря на отдельные позитивные решения, проблема остается, процессы экономической и социальной деградации преломить не удастся.

Вариант решения проблемы в рамках федеральной целевой программы свободен от вышеназванных рисков, а степень их возможного влияния на реализацию программных мероприятий по сравнению с вышеперечисленными вариантами существенно ниже. Он подвержен наиболее общим для всех вариантов финансово-экономическим, организационно-управленческим и производственно - технологическим рискам, среди которых можно выделить следующие:

возможность превышения расходов, необходимых для осуществления мероприятий Программы, по сравнению с прогнозными, заявленными в настоящий Концепции;

неполное финансирование со стороны федерального бюджета, региональных и муниципальных бюджетов, нарушение графика финансирования;

невыполнение или задержка выполнения обязательств поставщиками и (или) подрядчиками работ (услуг) по реализации мероприятий Программы.

Можно сделать вывод, что возрождение, развитие и рост экономической базы малых и средних городов является эффективным средством в борьбе с нерациональной стихийной миграцией населения и его бедностью, ростом мегаполисов, с неблагоприятными демографической и экологической ситуациями в стране.

При этом нельзя не учитывать то, что развитие небольших городов является одним из основных направлений региональной, экономической и социальной политики стран с высоким уровнем жизни - США, Великобритании, Франции, Японии и др.

малый город сельское поселение

Глава 2. Анализ проблем развития малых городов и сельских поселений

.1 Проблемы развития малых городов и сельских поселений в России

Малые города всегда играли большую роль в становлении и развитии Российского государства. Россия - во многом страна малых городов. Их примерно две трети от общей численности. В зоне их влияния проживают до 40 миллионов человек. Оборонительные укрепления, жилые и хозяйственные постройки, сохранившиеся с древних времен, можно увидеть на территории малых городов центральной части России. К X-XII векам на Руси была сформирована сравнительно обширная сеть малых городов. В то время они были центрами общественной жизни и промышленного развития. Необходимо отметить, что практически все будущие большие города в процессе своего развития проходили стадию малого города.

Что касается нашего времени, то более 70% в России составляют малые городские населенные пункты. Многие из них имеют довольно значительный потенциал для своего развития благодаря сохранившемуся историко-культурному наследию, географическому положению, благоприятным климатическим и экологическим условиям, традиционности расселения.

Поддержка развития малых городов экономически эффективна, поскольку дает новые стимулы для социально-экономического возрождения и развития не всегда их, но также и находящихся в зоне их влияния обширных сельских площадей. Все малые города России в той или иной мере сыграли свою роль, и нашли собственное место в отечественной истории, они все, так или иначе, переживают сложности новой жизни в момент реформ. В то же время они находятся в различных экономических, социальных, экологических условиях, административном положении и физическом состоянии, что требует дифференцированного подхода к определению путей и методов их преобразования. [13; с.88]

Следует отметить, что неоценима роль малых городов в жизни сельского населения. Они являются своего рода провинциальными столицами, центрами обслуживания значительных площадей. Наряду с этим, быстрые и умеренные темпы роста характерны преимущественно для тех поселений, которые находятся в зонах влияния крупных и больших городов и на основных коммуникационных осях. Снижение численности населения наблюдается в основном в периферийных городах, расположенных вне основных полюсов и осей развития. Если не принять экстренных мер к их укреплению, прослеживается тенденция к сокращению населения малых городов.

По функциональному предназначению малые города России характеризуются значительной неоднородностью; к их числу относятся: промышленные, агропромышленные, аграрные, туристско-рекреационные, природоохранные города. Подавляющее большинство городов промышленного вида являются административными центрами и выполняют, исключая экономические, функции, напрямую связанные с управлением и обслуживанием площадей и поселений всего района.

Задача активизации развития малых городов не требует, чтобы тысячи малых городов и поселков развивались к качестве крупных промышленных центров. Большинство малых городов не обладает благоприятными предпосылками для размещения крупной промышленности: удобными строительными площадками, топливно-энергетическими и сырьевыми ресурсами, приемлемыми условиями водоснабжения, отвода сточных вод и т.п. Главный фактор, благоприятствующий развитию промышленности в этих городах - их трудовые ресурсы - несомненно, имеет важное значение и должен быть использован, однако он, как правило, не позволяет осуществлять крупное промышленное строительство: имеющиеся в малом городе трудовые ресурсы относительно невелики и при сооружении крупных предприятий оказываются быстро исчерпанными, возникает необходимость в привлечении рабочей силы со стороны. В большинстве случаев строительство крупных промышленных предприятий в малых городах экономически неэффективно. Очень важной для малых городов является проблема низкого качества городской среды

В малых городах наблюдается процесс депопуляции. Депопуляция свидетельствует о ряде нерешенных проблем. Наиболее ярко депопуляция проявляется в городах с наиболее ярко выраженными проблемами - в малых городах северных регионов.

Общие для страны тенденции депопуляции проявились в малых городах наиболее остро. Смертность в них превышает рождаемость в среднем в два раза. Бюджеты малых городов глубоко дотационны, муниципальные и социальные стандарты существенно ниже, чем в других категориях городов. Градообразующая база, как правило, разрушена, компенсирующие производства не созданы. Отсюда безработица и низкий уровень доходов населения. И то, что малые города смогли в тяжелейших условиях сохранить население, свидетельствует, что само их существование - объективная необходимость, связанная с особенностями процесса урбанизации на территории России. Эти города еще очень долго могут находиться в состоянии так называемой агрессивной стабилизации, порождая социальные проблемы, а страна будет и дальше терять значительную часть экономического и трудового потенциала[26;с.120-121].

Очень важной для малых городов является проблема низкого качества городской среды. Оно связано во многом со слишком высокими темпами роста городского населения страны и низкими доходами горожан. Недостаточное развитие социальной сферы, уровня благоустройства городов, однообразие, а порой унылость архитектурного облика, неразвитость городской культуры - всё это характерно не только для подавляющего большинства малых городов, особенно в России. В настоящее время происходит процесс трансформации социально-экономических функций малых городов.

На протяжении всего времени, предшествующего переходу к рыночным отношениям в России, функции, выполняемые этими поселениями, достаточно органично вписывались в систему хозяйствования страны, помогая решению целого ряда важнейших задач, связанных с проблемой сдерживания роста крупных городов за счет размещения в малых городах филиалов промышленных предприятий; обеспечения функционирования энергетических объектов - поселки при ГЭС; развития текстильной, лесной и добывающей промышленности и отраслей оборонной промышленности - города ВПК; социально-культурного и хозяйственного обслуживания сельскохозяйственных территорий - районные центры. К сожалению, переход к рыночной экономике в России осуществлялся без учета сложившейся системы расселения и ее взаимосвязи с производством. В результате наряду с отдельными городами, выигравшими от притока торгово-финансового капитала, размещения новых совместных предприятий, появилось большое количество депрессивных городов, где в условиях стихийного рынка пошел интенсивный процесс сокращения производства.

Малые города становятся все менее перспективными для размещения там новых производств, а низкая платежеспособность населения мешает развитию малого бизнеса. Доходы бюджетов не соответствуют первоочередным расходам. Эти города не способны существовать в условиях замкнутого, обособленного хозяйства. Но они весьма эффективно могут выполнять определенные функции в системе разделения труда, специализации и кооперации.

Сегодня малые города играют роль своеобразных столиц сельских районов и даже целых регионов. Они - своего рода средоточие жизни, «опорные точки» своих территорий, место расположения промышленных предприятий, транспортно-распределительные узлы, научные центры и, зачастую единственные очаги культуры и образования. Но у сельских поселений можно выделить «наболевшие» проблемы: отсутствие порядка в земельных отношениях, отсутствие современной инженерной и социальной инфраструктуры, отсутствие у граждан материальных возможностей обустройства своей жизни на селе, техническая и технологическая отсталость.

Для большинства малых российских городов состояние жилищно-коммунального хозяйства - критический фактор их развития. Часто расходы на жилищно-коммунальное хозяйство являются основной статьей городских бюджетных расходов. Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено неэффективной системой управления, хронической дотационностью, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов для снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды.

Большинство проблем управления малым городом и сельским поселением возникает из-за отсутствия представления о нем как об объекте управления. Каждый город или село - это сложнейший социально-экономический организм, имеющий уникальные характеристики, особый характер отношений с внешней средой. Построение системы управления городом позволяет команде менеджеров наилучшим образом распоряжаться городскими ресурсами, выбирать основные инструменты управления, формировать социально-экономическую политику города. [28 c.144-145]

Переход российских городов к местному самоуправлению оставил открытыми множество вопросов, связанных с городским управлением. Неясно в чем состоят главные функции городской администрации, каковы критерии эффективности ее работы, по каким критериям измеряется качество управления территорией. Отсутствуют четкие и однозначные ответы на данные вопросы, создаются серьезные препятствия на пути качественного муниципального управления и позволяет городским чиновникам принимать решения по тем или иным вопросам, которые не всегда адекватны интересам города.

Один из критических факторов, определяющих эффективность городского управления в российских городах, - квалификация муниципального менеджмента. Распределение кадров в сфере городского управления неравномерно. Оно не в пользу малых городов. Для высококвалифицированных менеджеров работа в большом областном центре предпочтительнее, чем работа в администрации районного центра. Для многих из них участие в местных выборах - это не самоцель, а всего лишь стартовая площадка для удовлетворения карьерных амбиций в вышестоящих государственных структурах. Происходит «вымывание» кадровых управленческих ресурсов из малых городов.

Полномочия местного самоуправления позволяют городским властям самостоятельно выстраивать политику перспективного развития города, используя при этом разнообразные управленческие технологии. Двумя приоритетными направлениями деятельности городских администраций являются, во-первых, развитие новых, внутригородских источников пополнения доходной базы бюджета, а во-вторых, эффективное использование уже имеющихся финансовых и других ресурсов[12].

Практически для всех малых городов характерны следующие общие социально-экономические проблемы:

недостаточная социальная ориентация экономической базы преобладающей части городов;

низкий технический уровень основной массы производственных объектов;

слабое использование местных ресурсов и возможностей (более 30% малых городов располагают значительными рекреационными ресурсами, а используют их лишь 2%);

утрата традиционных производственно-трудовых навыков населения, исчезновение самобытных производств, основанных на широком вовлечении своих минерально-сырьевых, лесных, сельскохозяйственных и других ресурсов;

рост числа лиц, нуждающихся в трудоустройстве: молодежи, лиц предпенсионного возраста, кадров, освобождаемые в связи с сокращением объемов производства; закрытием предприятий, связанных с добычей и первичной переработкой топливных, минерально-сырьевых ресурсов;

диспропорции в развитии производственной и непроизводственной сфер, отставание в развитии жилищно-коммунального хозяйства, невысокое качество городской среды. [12 c.77-79]

В крайне острую проблему превращаются вопросы использования городских территорий, а также земель, прилегающих к городам. Это требует скорейшего принятия мер по регулированию земельных отношений, регламентации землепользования с учетом интересов перспективного развития городов.

Некоторые из этих проблем имманентно присущи малым городам и являются их специфическими чертами. Например, для малых городов характерна усеченность образовательного комплекса, отсутствие, за редким исключением, ВУЗов, что приводит к почти безвозвратному оттоку наиболее талантливой молодежи в более крупные города. Отличительной чертой среды малых городов является также ограниченный набор мест приложения труда и незначительное их профессиональное разнообразие. Поэтому значительная часть населения малых городов, при возможности трудоустраивается в близлежащих более крупных городах. Острой проблемой в условиях России является транспортно-коммуникационная отдаленность значительной части малых городов от основных центров социально-экономической активности. 75% малых городов расположены на расстоянии свыше 80 км от областных центров, в том числе 10% - свыше 500 км; более 20% городов удалены от железных дорог, а около 10% не имеют постоянных выходов на автодороги с твердым покрытием; менее 40% городов имеют обеспеченность телефонами, близкую к нормативной; в зоне неуверенного приема телевидения до сих пор находится 5% городов.

Для малых городов характерен относительно низкий уровень развития городской среды. Состояние жилищно-коммунального хозяйства и инженерного оборудования, как правило, не соответствует санитарно-гигиеническим нормам проживания. Обеспеченность всеми видами благоустройства в малых городах не превышает обычно 60%, а твердое покрытие имеют лишь половина улиц и дорог.

Малые города значительно отстают от городов других категорий по уровню развития сферы обслуживания и разнообразию набора предлагаемых населению услуг.

В значительной части малых городов сложилась неблагоприятная демографическая ситуация, характеризующаяся существенной деформацией половозрастной структуры населения.

За редким исключением среда исторических городов находится в тяжелом состоянии, ценное историко-культурное наследие разрушается, многие памятники зодчества уже потеряны, а города лишаются своего индивидуального архитектурного облика и своеобразия. По сравнению с большими и средними городами малые города, особенно расположенные в "глубинке", как правило, менее готовы к внедрению инноваций, их население отличается особым укладом жизни, устойчивыми, достаточно консервативными психологическими установками. Вместе с тем более тесная связь жителей таких городов с сельской местностью, высокая доля лиц, имеющих подсобное хозяйство, позволяет легче решить проблему физического выживания в условиях кризиса. В то же время малые города, расположенные в составе крупных городских агломераций, города-научные центры, транспортные узлы имеют более благоприятные условия для развития и трансформации.

В последние годы появилось много новых негативных моментов, ухудшающих и без того нелегкую социально-экономическую ситуацию в малых городах.

Прежде всего, это постоянный и скачкообразный рост стоимости энергоносителей, что приводит к разрыву жизненно важных для многих малых городов транспортных связей с крупными центрами. Особенно это ощутимо для городов, в которых расположены филиалы предприятий и объединений с головными производствами в крупных городах, зачастую, других регионов.

Второй фактор, препятствующий развитию малых городов, - это концентрация капитала, инвестиций, в том числе иностранных, преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге. Степень этой концентрации настолько высока, что по мнению региональных бизнесменов и властей, это препятствует развитию даже региональных центров, не говоря уже о малых городах.[23 c. 114-116]

Преобладающая часть малых городов России является исторической основой российской государственности, национальной культуры и народных традиций. Но в новых экономических условиях малые города оказались практически беззащитными. Почти 60 процентов населения - больше, чем где бы то ни было по стране, - за чертой бедности. По данным экспертов, 10 процентов малых городов оказались на грани гибели.

Можно сказать, что малые города и сельские поселения России имеют очень серьезные проблемы, в основном это проблемы социально-экономического характера. Эти проблемы следует решать как на федеральном, региональном так и на местном уровне. Так как это, несомненно, важно для дальнейшего их развития и даже существования, ведь малые города составляют основу целой страны.

.2 Перспективы развития малых городов и сельских поселений в современной России

Для решения множества социально-экономических проблем необходимо комплексно решать весь спектр проблем наиболее многочисленной группы городских поселений. Так будущее малых городов России напрямую зависит от совершенствования механизмов, форм и методов управления развитием малых городов.

Перспективами развития малых городов могут стать: усиление их роли как центров тяготеющих районов, в том числе сельскохозяйственных, рекреационных, лесопромышленных; перепрофилирование в тех случаях, когда сложившаяся специализация неэффективна в новых рыночных условиях; усиление их роли как структурных центров в агломерациях крупнейших городов (транспортных узлов, мест размещения промышленных предприятий, выводимых из главного города или взаимосвязанных с предприятиями главного города - центра агломерации, рекреационных и других обслуживающих центров либо дополняющих хозяйственный комплекс агломераций и т.д.); развитие функций, опирающихся на сложившийся потенциал города, в особенности квалифицированные кадры; развитие прежде всего и исторических городах и городах, обладающих особенно благоприятными для этих целей природными условиями и памятниками истории и культуры. Важными механизмами роста малых и городов являются всемерное развитие малого бизнеса, привлечение инвестиций в результате продуманной системы маркетинга и умелого проведения мероприятий по всестороннему улучшению имиджа города, широкое использование органами субъектов Федерации и местными властями налоговых льгот и других мер поддержки предприятий и направлений бизнеса, наиболее перспективных в условиях данного города.

Малые города следует развивать как:

) местные центры, занимающие более скромное, но чрезвычайно важное место в иерархии населенных мест и возглавляющие развитие тяготеющих сельскохозяйственных территорий с соответствующими предприятиями обслуживания и промышленностью местного значения;

) места размещения цехов, филиалов и узкоспециализированных производств крупных предприятий больших городов, легко «вписывающихся» в системы коммунального оборудования этих городов (не требующих специальных ТЭЦ, промышленных водозаборов и очистных станции и т.п;

) центры отдыха и туризма, что будет иметь в будущем весьма важное значение. [24 c.89-91].

Узкоспециализированные города при необходимых условиях должны получить возможность освоить, как минимум, еще одну сферу деятельности и постепенно трансформироваться в многофункциональный центр. В особую группу могут быть выделены города -центры добывающей промышленности. Для каждого из них необходима концепция перепрофилирования, так как месторождение полезных ископаемых, служащее основой существования города, когда-нибудь будет полностью выработано. В отношении малых городов должны использоваться различные способы активизации их развития: создание новых промышленных предприятий или постепенное превращение их в центры отдыха и туризма, усиление значения этих городов как «столиц» низовых районов. В случае использования промышленности в качестве рычага подъема малых городов обязателен учет всех выполняемых ими функций, чтобы не произошло их подавления. Наоборот, развитие промышленности должно способствовать укреплению других, свойственных малому городу, особенностей, быть связанной с нуждами региона, ориентироваться на переработку местного сырья или на обслуживание местных потребностей. Желательно руководствоваться рекомендациями по подбору предприятий, которые по профилю и размерам соответствуют росту малого города и его положению в системе расселения. Типологические и региональные особенности городов, место каждого из них в расселении и территориальном устройстве страны и региона, сущность города как особого вида территориальной концентрации населения и его деятельности - все это необходимо учитывать при разработке концепции развития города, которая должна быть создана для каждого города в соответствии с его индивидуальностью. Разрешать споры и вести поиск оптимального решения для развития города требуется на основе научных данных[28 c.189].

Их всего пять: оптимизация взаимодействия государственной власти и местного самоуправления, включая организацию многоуровневой системы экономического и градостроительного прогнозирования (от федерального уровня до городского); обеспечение пропорционального развития малых и больших городов с формированием инвестиционного фонда развития малых городов; изменение тарифной политики (без стабилизации и снижения тарифов малые города не спасти); отказ от прямолинейной реализации принципа выравнивания душевых доходов населения в межбюджетных отношениях.

Внешних условий регионального уровня четыре: определение роли каждого города в территориальной организации производства и расселения соответствующего субъекта Российской Федерации и приоритетных направлений развития каждого города (сам город их установить не может); территориальная дифференциация всех платежей в регионе в соответствии с приоритетами, установленными субъектом Федерации, и оптимизация межмуниципальных бюджетных отношений; координация межмуниципальных отношений с точки зрения интересов субъекта Федерации как единого социо-экономического образования, в котором все должны быть ориентированы на единый конечный результат; развитие меж городской социальной, инженерной, транспортной и институциональной инфраструктуры.

Внутренними условиями развития малых городов являются: обеспечение безусловного доверия населения и бизнеса к местной власти на основе формирования благоприятного инвестиционного климата; создание прогнозно-аналитической службы стратегического планирования для заблаговременной подготовки требуемой проектной документации и заблаговременного оповещения бизнеса о грядущих изменениях экономической ситуации; систематическое проведение территориального маркетинга для своевременного информирования о своем городе потенциальных инвесторов; проведение оптимальной земельной, жилищно-коммунальной, социокультурной, молодежной и кадровой политики; всемерное повышение социальной активности всех слоев и территориальных групп населения с одновременной настройкой этой активности на формирование благоприятной среды жизнедеятельности в городе и на борьбу с личным, групповым, корпоративным эгоизмом.

Программа ускоренного развития малых городов будет действовать, только если каждый город будут иметь свою программу развития.

Особенно перспективно использовать малейшие возможности для проведения в городе фестивалей, выставок, ярмарок, спортивных соревнований, дней памяти выдающихся земляков - всего того, что может привлечь в город людей, готовых оставить здесь свои деньги. Всего того, что может привлечь сюда талантливых людей и сыграть побудительную роль в выборе места приложения капитала того или иного инвестора.

Но все это будет мало результативным, если в комплексе работ по оживлению своей экономики будет упущена технология повышения социальной активности населения, снижения социальной напряженности и повышения доверия к власти. Важно понимать, что социальная напряженность, снижающая инвестиционную привлекательность города, мало связана с тяготами жизни. Если люди убеждены в том, что любое другое решение приведет к еще большим тяготам, то они объединяются вокруг такой власти. Технология обеспечения безусловного доверия населения к власти требует специального рассмотрения. Здесь же важно подчеркнуть необходимость создания для этого в каждом городе математических модели комплексной оценки последствий принимаемых решений. Наконец, особое внимание должно быть уделено повышению социальной активности населения, в том числе на выборах. Это и проведение общегородских и микрорайонных праздников, сплачивающих людей, и всемерное стимулирование развития территориального общественного самоуправления на основе принципа эквивалентности. Повышаешь свой вклад в развитие города - получаешь моральное и в той или иной форме материальное вознаграждение.

Основная проблема развития сельских поселений-деградация среды обитания. Она характеризуется прежде всего резким ухудшением демографической ситуации, упадком отраслей социальной сферы, ухудшением экологической обстановки, низким уровнем и качеством инженерно-технического обеспечения жилищ, что вместе с экономической депрессией приводит в целом к нарастающей дегуманизации жизненной среды.

В условиях серьезных финансовых трудностей колхозов и совхозов на селе происходит распад сложившейся системы культурно-бытового обслуживания. Происходит свертывание сферы бытового обслуживания. На селе в основном преобладает индивидуальное жилье, которое, как правило, не соответствует современным требованиям проживания. Многие жилые дома, кроме электро- и газоснабжения, не обеспечены другими видами инженерного благоустройства.

Внешнее благоустройство многих современных сельских поселений весьма скудно. Как правило, большинство улиц не имеют твердого покрытия, нет организованного стока ливневых вод, тротуаров, продуманного озеленения, малых архитектурных форм. Отсутствие серьезного архитектурного надзора за обликом современных сел создает хаотическую среду, неприглядную и неудобную для проживания. Только кардинальные подвижки в социально-экономической сфере могут изменить ситуацию, дать импульс к улучшению условий проживания людей в сельской местности.

Можно сделать вывод что, развитие промышленности и инфраструктуры городов позволит достичь повышения жизненного уровня населения, выйти из критического положения малым городам и вновь приобрести статус культурного и промышленного центра района. Переход на принципы саморазвития: самоуправления и самофинансирования - главные составляющие системы сохранения и восстановления малых городов и сельских поселений России.

Заключение

Пройдя долгий путь исторического развития, малые города не утратили свою значимость, свой статус культурного и промышленного центра района. Кроме того, имеющееся историческое наследие, напоминающее о традициях и обычаях малых городов в период становления и развития Российского государства, не может быть потеряно, а наоборот, возрождение к нему интереса привлечет внимание людей из больших городов, что также повлияет на возрождение и дальнейшее развитие малых городов.

Выделяя основные проблемы малых городов и сельских поселений: недостаточная социальная ориентация экономической базы; низкий технический уровень; слабое использование местных ресурсов и возможностей; рост числа лиц, нуждающихся в трудоустройстве; диспропорции в развитии производственной и непроизводственной сфер; проблема транспортной инфраструктуры-можно найти пути решения этих проблем. Такие как: развитие промышленности и инфраструктуры малых городов тем самым создавай экономический потенциал городов и предоставление рабочих мест жителям; создавать центры отдыха и туризма; развитие и поддержание агропромышленной отрасли и лесного хозяйства, так как это основополагающая сельских местностей; так же создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса. Но стоит учитывать, что каждый малый город России имеет свои экономические, географические, социальные особенности. Поэтому пути решения невозможно свести к общим.

Малые города России - это не только совокупность проблем. У каждого малого города свой неповторимый уклад жизни, свой облик, свой силуэт, оригинальная мысль и память. Малые города России уникальны. Их памятники культуры, местный колорит составляют пока еще не понятый российской экономикой мощный ресурс развития.

Но население малых городов не столь равнодушно по отношению к месту, где живет, как в крупных мегаполисах. Люди искренне гордятся своей «малой родиной». Многие малые города с неиспорченной экологией имеют все шансы стать рекреационными центрами. Уникальная чистая природа, удаленность от цивилизации, невысокие цены привлекательны для путешественников. Поэтому малым городам и сельским поселениям России должна прийти на помощь государственная экономическая политика по возрождению малых городов, ведь жителям одним с этим не справиться. И тогда многое получится.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации.

. Постановление Правительства РФ от 28. 06. 1996 N 762 «Об утверждении Федеральной комплексной программы развития малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономической реформы»

. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год.

. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации», ФЗ от 02. 03. 2007 г.

. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ 17 ноября 2008г.

. Анимица Е.Г. Малые и средние города:научно-теоретические аспекты исследования. Екатеринбург, 2008.

. Баклаженко Г.А. Сельское самоуправление в России [Текст]/ Г.А.Баклаженко// АПК: Экономика, управление, - 2004. - № 3.

. Барамзин СВ. Методика оценки социально-экономического развития сельских поселений [Текст]/ С.В. Барамзин //Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - №9.

. Василенко И. А. Государственное и муниципальное управление. - М.: Гардарики, 2009.

. Васильев А. А. Муниципальное управление: Конспект лекций. - Н. -Новгород, 2009. - 155 с.

. Ветров Г. Ю. Индикаторы социально-экономического развития муниципальных образований. -М.: Фонд «Институт экономики города» 2007

. Вильямский B. C., Дедяев В. Муниципальные образования России в условиях рыночной экономики. - Ростов-на-Дону.: РТА, 2006.

. Государственное управление в России. Энциклопедия в 2-х томах. М.: Изд-во РАГС,2008.

. Глазырин М. Муниципальный производственно-социальный комплекс и механизмы его саморазвития // Экономист, 2006. -- № 2

. Губанов, С. С. Путь развития России: назревшее уточнение / Экономист. - 2010. - № 4

. Косов, Ю. Регионалистика. Краткий курс/Ю. Косов. - СПб.: Питер, 2009. - 192 с.

. Куничкина Н. С. Проблемы развития малых городов России. Н.Н. 2005.

. Кутаев Ш.К. Повышение эффективности структур содействия занятости населения/ Ш.К.Кутаев [Текст]// Региональная экономика: теория и практика. -2009.-№11.

. Лексин В. Н., Швецов А. Н. Муниципальная Россия. - Москва 2009

. Ляхова Н.И. Модели экономического развития регионов [Текст]/ Н.И. Ляхова // Материалы международной научно-практической конференции «Дни науки - 2005» - Днепропетровск, 2005. - С. 93-96.

. Малый бизнес в России. Проблемы и перспективы развития. Аналитический доклад. - М.: РАР малого бизнеса, 2009.

. Музыченко Л. М. Использование экономических методов в муниципальном управлении при переходе к рынку. М, 2006.

. Морозова Т.Г. Региональная экономика: Учебник для вузов

. Мокрый B.C. Социально-экономическое развитие муниципальных образований в условиях реформы местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. - 2006. - № 4. - С. 14-17.

. Панкрухин, Д.П. Муниципальное управление: маркетинг территорий. - М.: Логос, 2007. - 64 с.

. Региональная экономика и управление: Учебник - М.: Изд-во РАГС, 2006.

. Савранская О.Л. О вопросах местного самоуправления. // Государственная власть и местное самоуправление.- 2006. - № 9. - С.25-28.

. Торопов Д.И. Программно-целевой подход к развитию сельских территорий /Д. Торопов//АПК: экономика, управление. - 2005. - №6. - С. 20-23.

. Шмакова С.А. Межбюджетные отношения: определение и сущность. // Государственная власть и местное самоуправление. - 2006. № 12. - С. 20-23.

. Щуков В.Н. Основы регионалистики: Учебное пособие. - Иваново: ИГТА, 2003.

. Чичканов, А.В. Социальные отношения в современном российском обществе (социологический анализ): дис.... д-ра социол. наук: - М., 2008. -375 с.

. Численность и состав населения [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим, \ доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/demol 1. htm, свободный.

Похожие работы на - Малые города и сельские поселения: перспективы развития

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!