10
лучших субъектов Российской Федерации
|
субъект
|
Место
по комплексной оценке
|
Место
по динамике развития
|
Республика
Татарстан
|
1
|
8
|
г.
Санкт-Петербург
|
2
|
Тюменская
область
|
3
|
70
|
Омская
область
|
4
|
2
|
Республика
Чувашия
|
5
|
61
|
Тамбовская
область
|
6
|
4
|
Пермский
край
|
7
|
46
|
г.
Москва
|
8
|
63
|
Костромская
область
|
9
|
1
|
Астраханская
область
|
10
|
9
|
Постепенно нарастают протестные настроения,
однако они частично нивелируются апатией населения и нарастающей эмиграцией.
По данному рейтингу можно оценить взаимодействие
органов местного управления и населения, исходя из критериев оценки:
Повышение инвестиционной привлекательности
Объем и доля неэффективных расходов в бюджетах
муниципальных образований в:
здравоохранении
образовании
жилищно-коммунальном комплексе
муниципальном управлении
Если ОМСУ не будут взаимодействовать с
населением по данным направлениям, то и не будет реформ. Если нету реформ, то
нету эффекта.
Полученные результаты влияют на размер и форму
финансовой помощи(дотации, субсидии, субвенции, трансферты), оказываемой
федеральным центром.
По итогам проведенной оценки городских округов и
муниципальных районов органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации определяются приоритеты в развитии муниципальных образований,
формируется комплекс необходимых мероприятий, направленных на повышение
эффективности деятельности ОМСУ, выявляются внутренние ресурсы, способствующие
росту качества и расширению спектра предоставляемых населению услуг, а также
увеличению заработной платы работникам бюджетной сферы.
Территории могут получать гранты, причем не
только в качестве поощрения за хорошую работу, но и для достижения определенных
целей развития. Муниципальным образованиям гранты выделяются в виде дотаций из
бюджета субъекта Российской Федерации, регионам- из федерального бюджета
Правительством Российской федерации в форме межбюджетных трансфертов. По итогам
2011г. определены 10 лучших регионов (табл. 1), между которыми была
распределена сумма в 1 млрд руб. Самые крупные гранты выделены Татарстану -
159,9 млн руб., Санкт-Петербургу - 130,7 млн руб. и Тюменской области - 128
млн. руб.
А теперь давайте проанализируем взаимодействие
ОМСУ с населением в республике Дагестан, основываясь на принципах вхождения в
политическую элиту, присущих данной республике. Обратимся к некоторым опросам
местных жителей.
Клановый принцип=76,9%.
Семейно-родственные отношения=19,2%.
Собственные усилия=15,5%.
Факт остается фактом: национальная клановость
,поддерживаемая национальным принципом образования нашей государственной
федеративности, пусть неявно, т.е. без афиширования, процветает. И реализуется
в негласном распределении ключевых государственных постов и должностей по
национальному признаку.
На вопрос, как формируется кадровый состав
политической элиты при смене президента Дагестана, варианты ответов:1)президент
выбирает наиболее достойных,2)президент выбирает лично преданных ему
людей,3)главным является национальная принадлежность,4)по родственным
отношениям,5)ваш вариант, были получены следующие результаты:1) 40%(добавлено:
на сегодняшний день; после смены президента; до сих пор к власти приходили люди
не достойные, за взятки учитывались родственные отношения, никогда не
учитывались грамотность, целеустремленность, патриотизм); 2) 36%; 3) 11,5%; 4)
27%; 5) нужно все учитывать; достойные представители; по знакомству; у нас за
деньги только, а так должен быть 1-й вариант; выгодных для себя людей с разных
сторон; по коррупционной схеме или по звонку из Москвы; лично преданных
кредитно-денежным отношениям; смешно на такой вопрос отвечать и утверждать, что
в Дагестане есть честные люди; по профессиональному цензу.
Результаты опросов свидетельствуют, что народ
настроен оптимистически, хочется верить и надеется, что ситуация в республике
Дагестан с приходом нового президента изменится в лучшую сторону.
Один из немногих субъектов РФ, где наблюдается
положительная тенденция развития отношений между ОМСУ и население, является
Волгоградская область. В партисипативных отношениях между органами публичной
власти Волгоградской области и обществом наблюдается успешная трансформация от
воздействия "сверху" к рациональному взаимодействию и выстраиванию
обратной связи через повышение мотивации к партнерству "снизу". Для
привлечения граждан к принятию административных решений создаются
соответствующие условия( информационные, организационные, технологические и
др.), особенно на местном уровне.
Важной технологией партисипативного
взаимодействия является проведение органами публичной власти регулярных встреч
с населением города или региона. В настоящее время в Волгоградской области
данной форме партисипативных отношений придается огромное значение: на
регулярных встречах с населением обсуждаются актуальные проблемы развития
социально-экономической сферы региона, в муниципальных образованиях проводятся
информационные встречи с учителями ,работниками здравоохранения,
представителями ТОС и др.
Губернатор и правительство Волгоградской области
используют для привлечения населения к участию в управлении регионом различные
формы взаимодействия с населением, в том числе традиционные (устно (личные
встречи, телефонные разговоры), письменно), а также информационно -
коммуникационные (электронные письменные обращения) и в режиме интернет -
конференций. Так, в редакции издания "Аргументы и факты - Нижнее
Поволжье" проводятся телефонные прямые линии с губернатором и
руководителем администрации губернатора, председателем Правительства и его
заместителями. На сайте ГТРК "Волгоград - ТРВ" можно через
соответствующую форму задать вопрос губернатору Волгоградской области, ответ на
который прозвучит в программе "Сергей Боженов: слово губернатора".
Начиная с 2010 г. на официальном
портале губернатора и правительства Волгоградской области (www.volganet.ru <http://www.volganet.ru>) действует
интерактивная страница "Он - лайн - приемная", с помощью которой
жители региона могут направить электронное письменное обращение и в режиме
обратной связи (благодаря индивидуальному номеру сообщения) узнать о статусе
сообщения, этапах и результатах рассмотрения.
Развитие партисипативного механизма
публичного управления в Волгоградской области предполагает серьезную работу по
совершенствованию взаимодействия власти и населения, пристальное внимание
органов публичной власти к информационно - коммуникационным и инновационным
технологиям.
Функционирование партисипативного
механизма публичного управления в Волгоградской области, благодаря широкому
использованию информационно - телекоммуникационных технологий, приводит к
социальному эффекту, который проявляется:
В более оперативном информационном
взаимодействии граждан с органами публичной власти Волгоградской области;
Расширении возможностей доступа
населения к местным, областным и федеральным информационным ресурсам;
Повышении транспарентности органов
публичной власти для общественности и бизнеса при подготовке проектов
нормативных правовых актов и их обсуждении;
Повышении степени информированности
общественности о деятельности органов власти Волгоградской области и др.
В заключении хочется сказать, что
итогом применения партисипативного механизма публичного управления является
достижение высокой эффективности и результативности управления субъектом РФ.
В качестве рекомендации по повышению
эффективности взаимодействия органов публичной власти субъектов федерации с
населением, исполнительным органам государственной власти и органам местного
самоуправления предлагается:
Разработать и утвердить
административные регламенты работы органов публичной власти с обращениями
граждан, учитываю современные возможности осуществления обращений в
Общественные советы и через краудсорсинговую площадку. Административные
процедуры следует конкретизировать в соответствии со спецификой реализации
государственных или муниципальных полномочий;
Повысить результативность
принимаемых по обращениям граждан решений через принятие необходимых мер по
предотвращению фактов волокиты и снижению количества повторных обращений;
Регулярно информировать население
(при личных встречах, через СМИ, информационные сайты) о возможностях обращения
с жалобами, предложениями, рекомендациями в органы публичной власти и
результатах рассмотрения обращений граждан;
По аналогии с практикой Свердловской
области, у входа в здание правительства какого-либо субъекта установить
инфокиоск, с помощью которого можно получить информацию о графике личного
приема граждан, адресах исполнительных органов государственной власти, о
нормативно - правовых основах организации работы с обращениями граждан в целом,
а также образную информацию о работе с обращениями граждан к Губернатору
региона и в адрес Правительства региона за календарные периоды.
Список используемой литературы
. Служебные записки №2,
2013г. Сологуб В.А., д. соц.н. , проф., Кузнецов СВ., магистрант. .Актуальные
проблемы местного самоуправления в Ставропольском крае. // Государственное и
муниципальное управление. Служебные записки 2013г. №2.
. Кайль Я.Я., Епинина В.С.
Определение уровня влияния партисипации на эффективность использования
бюджетных средств и результативность публичного управления в Волгоградской
области. // ГМУ. Служебные записки. 2013г.,№1.
. В.С.Авдонин. Рязанская
область: профанация политических реформ, советизация практики, маргинализация
политического знания. // ПолИс, 2013г, №5.
. Соколов А.В. Субъектность
протестующих: региональный аспект.// ПолИс, 2013г, №5.
. Анохин Е. Оценка территорий
в системе государственного управления.// Проблемы теории и практики управления,
2013г, №4
. И.К.Жуков. Взаимодействие
региональной политической элиты Омской области с институтами гражданского
общества: факторы и перспективы. // ПолИс№5, 2013г.
. Е.Анохин. Оценка территорий
в системе государственного управления. Проблемы теории и практики управления,
2013г, №4, , стр. 58.
. М. Алигаджиева.
Национально-политическая элита Дагестана: специфика формирования и
функционирования. // Журнал "Власть" 2013г., №10.
. Кайль Я.Я., Епинина В.С.
Определение уровня влияния партисипации на эффективность использования
бюджетных средств и результативность публичного управления в Волгоградской
области.// ГМУ. Служебные записки. 2013г.