Церковь, ее роль в политической жизни общества

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,66 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Церковь, ее роль в политической жизни общества















Контрольная работа

На тему

Церковь, ее роль в политической жизни общества

Выполнил ст. гр. 43-71

Харисова А.Р.

Введение

политический церковь общество

Взаимоотношения государства и религии требуют в каждый исторический период конкретного рассмотрения, призванного раскрыть специфику участия различных звеньев религиозных организаций любой конфессии в государственной политике и особенности использования религии политическими деятелями. Историзм в подходе к вопросу воздействия религии на государство тем более необходим, что это приводило и к созидательным, и к разрушительным последствиям.

Ввиду довольно позднего отделения политической сферы жизнедеятельности человека от сфер экономической, социальной и, в том числе, духовной Религия сыграла немалую роль в жизни государства. Религия, как и государственность, является социальным явлением и, при оценке влияние религии на политику, нельзя не учитывать, что вплоть до восемнадцатого века все знания о социальных явлениях являлись единой целостной системой и не отделялись друг от друга.

Широкая роль политики в религии также обусловлена тем, что две важнейшие функции, присущие политике - регулятивная и интегративная - присущи также и религии. Политика призвана обеспечивать целостность общественной системы, стабильность и общественный порядок, регулировать отношения между людьми и общественными группами, сглаживать возникающие противоречия. Подобные функции выполняет и религия. Политика реализует названные функции нередко в интересах определенных слоев населения или всего общества в целом. То же самое делает религия.

Отмечая большую роль религии в политической истории различных народов и в социально-политической жизни современного общества, некоторые ученые среди ее важных функций выделяют и политическую функцию.

История государственности, отделенной от церкви относительно небольшая и, в зависимости от государства насчитывает сто, а то и меньше лет. Даже в наши дни единственное европейское государство, провозгласившее светский характер своей конституции это Франция, в то время как Основной закон Германии обращен к Богу, а Ирландская Конституция - к Святой Троице. Отношения между церковью и государством в Европе чрезвычайно разнообразны. Некоторые страны имеют государственную церковь (Великобритания, Дания, Финляндия, Греция), такие как Франция - провозглашают атеизм, некоторые - отделяют церковь от государства, при этом, практикуя особое отношение к некоторым вероисповеданиям (Испания, Италия, Ирландия, Швеция, Португалия), а некоторые иным образом выражают свое признание роли религии в обществе (Германия, Бельгия, Австрия, Люксембург). Говоря о роли церкви в политической жизни западных стран, нельзя не упомянуть и о христианско-демократических общественно-политических движениях и партиях. Большого подъема эти движения добились после окончания Второй мировой войны.

В настоящее время в мире функционирует более 50 христианско-демократических партий. Особенно влиятельны они в Германии, Италии, Бельгии, Нидерландах. Наряду с региональными объединениями христианских демократов (Европейский союз христианских демократов, христианско-демократическая организация Америки), создан и общепланетарный координационный центр - Всемирный союз христианских демократов. Ряд христианско-демократических партий в течение длительного времени стояли у власти, например в Германии. Их представители во многих странах широко представлены в парламентах.

1. Церковь в политической жизни общества

Воздействие церкви на общество напрямую влияет на политику, так как индивид принимает какое либо решение, в том числе политическое, руководствуясь своими соображениями и идеалами. В случае, когда человек относит себя к религиозной конфессии, позиция церкви влияет на решение человека. Порицанием или одобрением действий государства, религия формирует общественное мнение и влияет на законодательную власть.

Также церковь объединяет социальные интересы. Вместе с тем церковь выполняет еще одну важную функцию, которую можно условно обозначить как сознательный контроль, так как церковь ориентирует людей руководствоваться в своих действиях и поступках общепринятыми гуманистическими ценностями. У верующих людей есть характерная черта в отношении любого государства. Они во многом недолюбливают государство, поскольку ни одно государство не соответствует идеалу политического и социального устройства, представленному в основополагающих книгах или проповедях любой конфессии. Верующие постоянно тяготеют к созданию параллельного социума, в котором, порой в сектантской атмосфере, они могут попытаться реализовать все свои утопические социально-политические мечты. Вместе с тем возможны религиозно-государственные мифы, которые верующими будут поддерживаться или просто вызывать одобрение в их среде. Характерным примером является распространенный в православной среде миф о прекрасной православной Византии - идеальном государстве, в котором существовала полная симфония отношений между государством и Церковью. Мифом, относящимся к западным государствам являются мифы, распространенные в протестантской среде, в большей степени ориентированы на ценности демократического общества и на развитие человеческой индивидуальности.

Говоря о роли церкви в политической жизни общества, следует выделить два основных процесса. Первый, это сакрализация, процесс вовлечения в сферу религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов. В каждом обществе, в каждой культуре процесс сакрализации имел свои особенности. Сакрализация личной и общественной жизни на основе христианства в Западной Европе достигла своего наивысшего развития в Средневековье. В этот период не проводилось различия мирской и сакральной сфер жизнедеятельности человека. Каждый человеческий поступок, всякое социальное явление ставилось на «сакральную платформу» или непосредственно подчинялось сакральной сфере

Второй, обратный первому, это секуляризация, процесс освобождения и сферы религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов. Процесс секуляризации выражается в изменении места религии и религиозных организаций в жизни общества и личности, сужении круга выполняемых ею функций. Последнее можно оценить как социальную эволюцию и видоизменение функций религии в ходе социальных перемен. Данный процесс вовсе не означает, что религия потеряла свое значение для индивида и общества. Она оказывает меньше прямого влияния на политическую жизнь государства, экономику, образование, культуру. Но это компенсируется тем, что для индивида, который получает теперь возможность сознательно выбирать религиозную веру, освобождаясь от принуждения со стороны церкви, религия становится более значимой. По мнению Ива Алмана, доктора политических наук в обстоятельствах современного мира именно секулярное государство создает предпосылки для разграничения сферы духовной от политической, избавляет церковь от соблазна прибегать в делах веры к принудительным средствам и гарантирует религиозный плюрализм. В настоящее время ряд государств через конституционное провозглашение светского характера государства стремится устранить участие церкви в политической деятельности. При этом церковь не теряет своей роли в обществе, как и не теряются взаимоотношения между государством и церковью. Скорее это можно охарактеризовать как отношения особого рода, при которых государство использует церковь в качестве социального института, обеспечивающего коммуникативные и интегральные связи в политической системе. Во многих случаях государство и церковь выступают как вполне равноправные партнеры, сотрудничающие во имя общего блага. В Германии, например, допускается представительство церкви в государственных мероприятиях, проводятся и совместные акции на муниципальном уровне. В конституции 1949 года за церковью закреплено право взимать налоги и преподавать теологические дисциплины. Что касается налогов, то здесь наблюдается тесное сотрудничество государства и церкви. Церковная подать в Германии удерживается работодателем из заработной платы только верующих и перечисляется в финансовые государственные структуры, которые затем переводят их церкви. Эти мероприятия осуществляются на основе договора, заключенного между церковью и государством. В свою очередь государство обращается к церкви, если нуждается в помощи священнослужителей, например для преподавания религии в школе, для проведения соответствующей работы среди солдат или работников полиции, деятельности пастыря в тюрьмах и т.д.

Конституция 1949 года предусматривает возможность обращения церкви в суд, когда спорные вопросы между ней и государственными структурами не могут быть решены другим путем.

. Основные виды взаимодействия государства и церкви

Выдающийся русский философ И.А. Ильин (1883-1954) определил соотношение государства и церкви таким образом, что по его словам Церковь и государство взаимно инородны - по установлению, по духу, по достоинству, по цели и по способу действия. Государство, пытающееся присвоить себе силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает свое достоинство и изменяет своему предназначению. Церковь не должна брать меча - ни для насаждения веры, ни для казни еретика или злодея, ни для войны... в этом смысле церковь «аполитична», задача политики не есть ее задача; средства политики не суть ее средства; ранг политики не есть ее ранг.

Анализ законодательства и практики позволяет выделить два основных вида статуса церкви в государстве:

.Государственная церковь, закрепление ее привилегированного положения по сравнению с другими вероисповеданиями.

. Режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

Статус государственной церкви предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений, а также различные привилегии для религиозных организаций, принадлежащих к государственной церкви.

В Великобритании официальной государственной церковью является англиканская (протестанско-епископальная) церковь, главой которой выступает монарх. В дореволюционной России такой статус был у Русской православной Церкви. Для статуса государственной церкви характерен ряд особенностей:

) В сфере экономических отношений - за церковью признается право собственности на широкий круг объектов: землю, здания, сооружения, предметы культа и т.д. во многих случаях государство освобождает собственность церкви от налогообложения или существенно снижает налоги на нее. Так, до октября 1917 года Русская православная Церковь была освобождена от податей и гражданских повинностей.

) Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь. Например, в Великобритании государство за свой счет содержит капелланов в армии и в тюрьмах. В дореволюционной России православная Церковь получала крупные субсидии от государства (пример - 1907 год - 31 млн. рублей на содержание церковного аппарата).

) Церковь наделяется рядом юридических полномочий - она вправе регистрировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев - регулировать брачно-семейные отношения.

) В области политических отношений церковь имеет право участвовать в политической жизни страны, в том числе и через представительство церкви в государственных органах. Так, в Великобритании представители высшего духовенства англиканской церкви заседают в палате лордов. Православная Церковь в дореволюционной России была частью государственного аппарата. Синод состоял из представителей духовенства, назначаемых по распоряжению царя. Все руководящие государственные должности вправе занимать лишь лица, исповедующие государственную религию (Дания, Норвегия, Парагвай, Швеция и др.).

) В области религиозных отношений союз церкви и государства состоит в том, что глава государства даже при республиканской форме правления дает религиозную клятву или присягу при вступлении в должность. Церковь участвует и в коронации монархов.

) Церковь обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения, ведет религиозную цензуру печатной продукции, кино, телевидения. Обязательное преподавание религии предусмотрено законодательством Австрии (с согласия родителей), Швеции, Италии, Испании во всех начальных, средних и специальных школах, в учебных заведениях по подготовке учителей и воспитателей детских садов. В Великобритании изучение религии является обязательным предметом в начальных и средних государственных школах. В Израиле во всех школах обязательно изучение иудаизма.

Государственных церквей в Европе осталось немного: лютеранская Церковь в Норвегии, Швеции и Дании, англиканская Церковь в Англии. В Финляндии лютеранская церковь наделена особым статусом. В конституции Греции православие признается преобладающей религией. На практике же положение церкви в этих странах мало чем отличается от ее существования в государствах, выбравших режим отделения. Например, английская королева официально является главой англиканской Церкви, но должность ее скорее номинальная, на самом деле англиканской Церковью управляет религиозная иерархия. Тем не менее, для принятия определенных решений, качающихся внутренней организации Церкви, требуется голосование в парламенте. Таким образом, статус государственной религии, даже в смягченной современной форме, все же ставит Церковь в большую зависимость от государства.

Почти в тридцати мусульманских странах государственной религией официально признан ислам. В конституциях и других конституционных актах Марокко, Пакистана, Иордании, Бахрейна, ОАЭ и других стран закреплена концепция исламской формы правления и соответственно привилегированное положение ислама, роль которого в мусульманских государствах особенно велика. Религия регулирует все стороны жизни общества посредством правовой системы, основанной на учении ислама - мусульманского права. Конституционное объявление ислама государственной религией служит закреплению верховенства мусульманского права по отношению к принимаемым государством законам. Исследователи отмечают, что ни одно из арабских государств не устанавливает светского характера государства. Даже там, где конституция не провозглашает ислам государственной религией, этот не означает отделение религии от государства, а лишь служит признанием существования кроме ислама других конфессий (Ливия, Судан).

В тех государствах, где одна из религий объявлена государственной, могут существовать и другие религии, но их статус более ограничен по сравнению с официальной церковью. Например, правительственным меморандумом 1918 года на территории британских колоний допускалась деятельность миссионерских организаций католической церкви, обладающих статусом «признанных обществ», то есть обществ, чья деятельность удостоверялась Вестминстерским архиепископом. В России на положении «терпимой»религии находился ислам. Духовные дела мусульман были отнесены к ведению МВД. Лица неправославного вероисповедания официально именовались иноверцами.

В некоторых странах установлено формальное равенство всех религий, что является признаком демократического общества (Ирландия, Аргентина), так как закрепляется терпимость по отношению к другим религиям. Однако это равенство не всегда соблюдается на практике. В частности, в Италии, где в 1984 году правительство и Ватикан подписали конкордат, отменяющий положение католической религии в качестве единственной государственной религии Италии, позиции католицизма тем не менее очень сильны.

Режим отделения церкви от государства существует во многих странах - в современной России, во Франции, в Германии, Португалии и др. Данный режим обусловлен чаще всего стремлением лишить церковь монополии на выполнение идеологической и интеграционной функций, поскольку церковь обладает мощным потенциалом воздействия на сознание людей. Он характеризуется следующими особенностями:

) Государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии и не ведут учета граждан по этому признаку.

) Государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность (если при этом не нарушаются действующие законы). В частности, государство не вмешивается в содержание вероучений, обрядов, церемоний культа и другие формы удовлетворения религиозных потребностей, во внутреннее самоуправление религиозных организаций, во взаимоотношения органов религиозных организаций, в их отношения с верующими, а также в расходование средств, связанных с религиозными потребностями.

) Государство не оказывает церкви материальной или какой-либо иной, в том числе финансовой, поддержки.

) Церковь не выполняет каких-либо государственных функций.Сегодня в большинстве западных стран церковь отделена от государства, но отделение не понимается , как во Франции начала века или, тем более, как в бывшем СССР. Религиозные меньшинства пользуются религиозной свободой без дискриминаций. церковь не вмешивается в государственные дела и, наоборот, государство не вмешивается в дела церковные. Отделение не исключает и сотрудничества между государством и религиозными организациями в некоторых делах.

. Патриарх Руси Кирилл: «Почему церковь никогда не включается в политический процесс…»

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл объяснил, почему Церковь никогда не включается в политический процесс и не борется за политическую власть.

«Сегодня люди делятся по разным признакам - по имущественному, национальному, партийному; но есть нечто, что должно объединять людей поверх всех этих признаков. И вера православная является таким общим домом для всех - для правых и левых, для богатых и бедных, для власть имущих и безвластных, потому что в этом общем пространстве не только люди, но Сам Бог пребывает, и это родной дом для каждого человека» - сказал патриарх Кирилл после богослужения в храме в честь святых равноапостольных Константина и Елены в городе Абакане (Республика Хакасия)

«Вот почему Церковь никогда не включается в политический процесс, вот почему Церковь никогда не борется за политическую власть или экономическое могущество, - потому что каждый человек, вне зависимости от его взглядов, убеждений, национальности, вне зависимости от достатка, должен помнить, подходя к дверям храма, что здесь нет его врагов. Это место, где весь народ объединяется» - добавил он.

«Поэтому очень важно, чтобы в христианской общине преодолевались наши человеческие разномыслия, разногласия, ссоры и вражда. Если причащаемся от одной Чаши, то должны иметь мудрость и силу быть братьями не только в храме перед лицом Божиим, но и в мятущемся и раздираемом противоречиями современном мире. Для того и храмы строим, и стараемся воспитывать наш народ» - заключил патриарх Кирилл.

Государство вполне способно обеспечить религиозную свободу, но при соблюдении определенных условий. Нейтралитет секулярного государства можно понимать по-разному. Существует узкое, так сказать «оборонительное» понимание, когда государство считает веру частным делом, не препятствует гражданам исповедовать религию, но никак не способствует реализации этого права. Религиозная жизнь, в основном, уподобляется отправлению культа, а церкви рекомендуется «не выходить из ризницы». Но государственный суверенитет может быть и открытым, положительно активным. Тогда государство, не нарушая принципа гражданского равенства разных религий, помогает верующим реализовать свое право на религиозную свободу, признает за церковью право участвовать в общественно жизни, согласно формуле: «церковь отделена от государства, но не от общества». Ведь как религия и церковь имеют определенное социальное измерение, так и общество имеет свое религиозное измерение. В свою очередь, церковь защищает незыблемые фундаментальные нравственные принципы, на которых должно стоять общество, она служит все тому же обществу.

Одна из нравственных проблем нашего общества - политическое зилотство, когда человек считает критерием нравственности поддержку той или иной политической силы. Такое отношение сложилось в годы коммунизма, когда человек, политически не согласный с Партией, считался не просто заблуждающимся, но нравственно порочным - врагом коммунизма, врагом миллионов, предателем подлым, фашистким шпионом. В наше время даже люди, настроенные резко антикоммунистически, могут воспроизводить тот же тип сознания - человек, который не разделяет, скажем, радикально демократической идеологии, именуется "нерукопожатным подлецом" и "холуем режима", а радикально-националистической - "врагом России".

Корни такого восприятия - в политическом идолопоклонстве, насаждавшемся коммунизмом; "наша" сторона в политическом противостоянии рассматривалась как абсолютное добро, соответственно тот, кто не поддерживал ее, был пособником мирового зла.

С христианской же точки зрения абсолютным добром является только Бог; нравственность же определяется Божиими заповедями, среди которых нет заповеди "поддерживай такую-то партию". Христианин - не от имени Церкви, а как гражданин - может поддерживать тот или иной политический лагерь, опираясь на свое суждение и разумение, однако он отдает себе отчет, что может ошибаться - как может ошибаться и его политический оппонент. Любое политическое противостояние есть противостояние двух групп людей, склонных грешить и заблуждаться. Хотя одна сторона может быть относительно правее, ни одна из них не является абсолютным добром. А это значит, что преданность христианина Богу, Божьей Церкви и Божиим заповедям стоит безусловно выше его политических симпатий.

Заключение

Влияние религии на жизнь государства и на государство в целом имело как созидательные, так и разрушительные последствия. Истории стран известны различные варианты взаимодействия государства и религии: от узурпации государства религией до узурпации религии государством. Эти две крайности не являются ни демократичными, ни созидательными, то есть не обладают ценностями политических систем. На мой взгляд, в современном отношении стран Европы и религии складывается единственно правильная связь, при которой ни религия, ни государство не используют друг друга, что не нарушает права конфессий и граждан. Такие отношения между государством и религией основаны на политике невмешательства религии в государственные дела и нейтралитете по отношению к какой -либо политической власти, в том числе и к правящей, хотя при этом религия не теряет своей социальной роли. Этот подход характерен для всех государств с сильной светской властью.

В заключение хотелось бы отметить, что церковь не поддерживает ту или иную сторону в политической борьбе, но утверждает определенные базовые ценности, на которых должна развиваться общественная жизнь - например, то, что призывать к организации гражданской смуты и убийству соотечественников нельзя, даже если Вы считаете, что Ваше дело - правое. К сожалению, для многих политических активистов это неочевидно.

Более того, Церковь провозглашает, что есть вещи несравненно более важные, чем политическая борьба. Политические партии и государства не могут унаследовать вечной жизни - вечную жизнь могут унаследовать только люди. Церковь видит людей не с точки зрения их сиюминутных пристрастий, но с точки зрения их вечной участи. Каждый из нас движется навстречу вечности со скоростью шестьдесят секунд в минуту, и для каждого из нас наступит момент, когда мы либо возрадуемся вечной радостью, либо погрузимся в бесплодные сожаления о том, что посвятили нашу земную жизнь тому, что не могло нас спасти.

Список использованной литературы

. Политология: Учебник/Под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова.- М.:Юрайт - Издат , 2006

. Политология: учебник для студентов вузов/ Р.Т. Мухаев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007

. Политология: учебник / под ред. М.А. Василика. - М.: Гардарики, 2006

. Платон. Избранные сочинения. - М.: Логос, 2003.

. Политология: Учебное пособие/ Под ред. А.С. Тургаева, А.Е Хренова. - СПб.: Питер, 2005.

Похожие работы на - Церковь, ее роль в политической жизни общества

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!