Лекции по Культуре

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,41 kb
  • Опубликовано:
    2009-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Лекции по Культуре

УКРАИНСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ

К У Л Ь Т У Р Ы конспект
1.Понятие культуры.Классификация культуры.
2.Предмет истории культуры.Периодизация культуры.
3.Развитие понятия культуры.Преемственность в разных культурах.
4.Понятие художественной культуры.Многообразие форм художествен- ной культуры.
Cultura-возделывание,воспитание,развитие и почитание.Под терми- ном "культура" принято понимать исторически определенный уровень человека,выраженный в формах организации или жизни людей,а также создании духовных ценностей.

КУЛЬТУРА

/

Материальная Духовная

(орудия труда,жилища, (познание мира, предметы обихода,одеж- нравственность,воспитание) да)
Эти понятия характеризует материальный и духовный уровень разви- тия определенных эпох,конкретных наций,а также специфических сто- рон тамошней жизни.
В повседневном бытовом смысле термин "культура" относят к духов- ной жизни и повседневной деятельности людей.По содержанию к культуре относят:

К У Л Ь Т У Р А

/ |

Научно- Худо- Бытовая культура техническая жественная () культура культура
К первому типу относятся: народное образование,книгопечатание.
Ко второму: литература,народное творчество
К третьему: деятельность людей,профессиональная и непрофессиональная,в про- цессе которой осуществляется создание и потребление культурных ценностей.

История Культуры в общем смысле слова-это раздел науки исто- рия,но раздел специфический,связанный с философией и логикой.

Принято выделять:
1.Первобытную культуру
2.Античную(древнюю)-дохристианскую
3.Средневековую
4.Культуру Возрождения(античной культуры)
5.Культуру Просвещения(18 в.)
6.Культура (19 века)-золотой период европейской культуры.
7.Современная культура.
Первоначально слово "культура" обозначало целенаправленное воз- действие человека на природу,а после воспитание самого челове- ка.Воспитание обозначало не только развитие умения согласно су- ществующим нормам и обычаям,но и поощрение желания,им следовав- шее.
В эпоху Средневековья понятие "культура" приобретает смыс- л,близкий к понятию "цивилизация".Позитивно оценивается город- ской уклад жизни.Культура стала ассоциироваться с признаками лич- ного совершенства;на востоке и в Европе-с признаками религиозно- го совершенства.
В эпоху Возрождения понятие "культурный человек" стало соответ- ствовать гуманистическому идеалу человека.
В эпоху Просвещения возник идеал культурного человека,в кото- рои этике и эстетике уделялось мло места и основное место уделя- лось совокупности познаний об окружающем мире и способности ис- пользовать эти познания для достижения поставленных целей.
Французский просветитель Вольтер противопоставлял культурнос- ть,образованность нации дикости и варварству первобытных пле- мен.Цивилизованность нации,согласно Вольтеру,соответствует высше- му соотношению разума:"Сделать всех людей счастливыми,живущими в соответствии с потребностями человека."
Руссо считал,что современная ему европейская культура портит и морально развращает "культурные нации" и потому противопоставлял им чистоту и естественность нравов отдельных народов,находящихся на патриархальной ступени развития.
Немецкие философы Кант,Шиллер и Гегель называли культурой об- ласть духовной свободы человека,лежащей вне природного и со- циального существования,независимую от практических целей и пот- ребностей.достижение этой свободы-смысл всей культурной эволюции человечества.
В настоящее время под культурой стали понимать систему ценнос- тей,обуславливающих выработку форм человеческого поведения как органическую часть социальной системы,определяющую степень ее упорядоченности и управляемости.Каждый из разделов содержания культуры в определенную эпоху нельзя рассматривать без учета дос- тижений в этой области,достигнутых в предшествующие эпо- хи.Преемственность развития культуры легко прослеживается в мате- риальной культуре,к которой относятся машины,технические сооруже- ния,выработанные в течение многих веков нормы морали и права.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
Все виды художественной культуры можно свести к трем основным направлениям:
1)дворцовая(средние века,распространение среди феодалов)
2)культовая(получила распространение среди служителей церкви)
3)богемная(фортификационная)
По этим трем направлениям развиваются такие виды художествен- ной культуры как литература,живопись,скульптура,архитектура,и театр.
Всегда быстрее развивается тот вид искусства,который востребо- ван модой,а потому щедро оплачен заказчиком.Заказчиками были представители господствующих классов,а также высшие иерархи культа.Ими руководило стремление выделиться над равными или уве- личить свое господствующее положение над низшими-главная движу- щая сила в развитии культуры.
Поэзия вообще начала складываться из сладкозвучных славослрвий своему господину.Скульптура также возникла из стремления "вождей" стать равным богам,ибо первые примитивные скульптуры у всех без исключения народов посвящались именно им(богам).

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА:
Культура Древнего Востока.
_________________________

План:
1)Возникновение древнейших цивилизаций
2)Вавилоно-ассирийская культура
3)Культура Древнего Египта

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ:

С X тысячелетия по IV тысячелетие до н.э.климат в полосе 20-40 градусов северной широты был существенно отличным от нынешне- го.Влажность была неизмеримо выше.На месте нынешних пустынь были цветущие саванны и степи.Людей было в сотни раз меньше,чем сей- час.Людям не надо было сеять или заниматься скотоводством.Им вполне хватало дикорастущей пищи.Люди жили мелкими племенами и родами,которым вполне хватало места для жизни.Конфликтных ситуа- ций между родами и кланами в эту пору не возникало.
С конца V тысячелетия до н.э.климат начал становиться более су- хим.Пустыня начала наступать на саванны и степи.Люди стали пере- кочевывать в долины больших рек.
Ариал обитания людей во много раз сократился.Собирательством и охотой прокормиться стало уже невозможно.Начался переход к земле- делию и скотоводству.
Мест,удобных для пастбищ и земледелия,было не очень много.Стали возникать конфликты между племенами,в результате чего возникла потребность в оружии,из которой проистекала потребность в метал- ле.Возникали материальные потребности в развитии научных и техни- ческих средств.
В дальнейшем возникла проблема ирригации.Появилась необходи- мость рыть каналы и строить дамбы.
Для измерения площадей земельных участков и объема выбираемого грунта при строительстве каналов,нужны были математические мето- ды ведения всевозможных расчетов.Для определения времени начала посева и выгона скота на пастбище нужен был инвентарь,а также познания в химии и астрономии,нужен был календарь.
Изменившиеся условия жизни диктовали свои требования к развитию культуры.Начался переход к государственной системе от родовой и племенной.В борьбе за земли и рабов возникли первые государ- ства:в Междуречье Тигра и Евфрата,в долине реки Нил и на юге Пе- лопонеса(о-в Крит).

ВАВИЛОНО-АССИРИЙСКАЯ КУЛЬТУРА:

Культуру государств в Междуречье принято называть вавилоно-асси- рийской культурой.К середине III тысячелетия до н.э. государства
Междуречья были достаточно развиты.

1.Техника

-хорошо развита металлургия.Известны:литье,ковка,чеканка,изго- товление золотой и серебряной проволоки,филигрань.
-широко применяется изготовление парадного оружия,что тоже сви- детельствует о наличие у предствателей данной культуры определен- ной степени мастерства.

2.Строительство

-основные стройматериалы:большей частью-необожженный и обожжен- ный кирпич.Основы всех всех дворцов и храмов возводились из нео- божженного кирпича.
Несущие конструкции-напротив,из обожженного.

3.Реконструкция войска

-введение колесничного войска.Появление панциря из медных блях.Формируется конное войско,вооруженное мечами.Появляются ук- репленные военные лагеря и осадные орудия(таран).
-стали строиться каменные и наплавные мосты через достаточно ши- рокие реки.

4.Железные инструменты

-алмазные сверла

5.Водоподъемные устройства

-водоподъемное колесо(бесконечная веревка с кожаными ведрами).
-еще до основания Рима здесь уже присутствовал акведук.

6.Наука

-системы мер.Шестидесятиричная.позиционная.На основании этой системы составлялись таблицы(умножение,деление,сложение,вычита- ние) и квадратные уравнения.
-за 1500 лет до Пифагора знали его теорему.Разрабатывали методо- логию,планиметрию и стереометрию решения задач.
-использование практической химии в технологии производства бронзы,глазури многокрасочных поливов в керамике.

7.География

-Земля представлялась плоской,посреди Земли изображалось Между- речье.На картах изображены земли от Испании до Индии.Вся Земля плавает в мировом океане.

8.Медицина

-знали ампутацию,сращивание переломов,удаление бельма с гла- за,составляли анатомические атласы.
-сведены в систему лекарственные препараты.Календарь на основе лунного.Год состоял из 12 лунных месяцев.Периодически вводился
13-й месяц.

9.Религия

шумерские названия семитские названия
-Уту- бог солнца Шамаш
Зуэн(Ианна) Син-бог Луны
Ан Ану-бог неба
Иннан Иштар

(богиня плодородия)

10.Литература

-письменность возникла за 3000 лет до н.э.Клинопись.Первое лите- ратурное произведение написано более 4000 лет назад.В первоисточ- никах до нас дошли:"Легенда о Гельгемеше"-первое литературное произведение.

11.Архитектура

-в эпоху возвышения в Шумере царской власти и усиливающегося влияния жречества происходит расцвет храмовой архитектуры и культуры.Стремление утвердить могущество божества посредством воплощения в геометрической простоте.
В основе храма лежал параллелепипед,гладких стен не имелось,всю- ды выступы,ниши.Развитие храмовой архитектуры достигло максимума создания многоступенчатой башни Зиккурата.
Обычный зиккурат-поставленные одна на другую усеченные пирами- ды,окрашенные в разные цвета.

12.Культура

-храмы и дворцы украшались культовыми скульптурами,изображающи- ми людей,быков и крылатых львов.
Скульптуры выполнены очень реалистично.Особую ценность как произведения искусства имели царские принадлежности.

Культура Междуречья оказала огромное влияние на всю последующую культуру стран и народов.

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ:

В районе 3000 года до н.э. царь Юга-Менес(Менас) захватил южное царство и основал город Мемфис.
С 28 века до н.э.Мемфис стал столицей Египта.Началась история
Египта,измеряемая династиями.

1.Раннее царство(с 3000 по 2800 г.г.до н.э.)

Первые две династии.Развитие ирригации,массовое появление мед- ных орудий,возникновение массовой торговли.
Государство становиться агрессивным,ведет постоянные войны с со- седями с целью захвата рабов и сырья.

2.Древнее царство(с 2800 по 2250 г.г.до н.э.)

Максимально возрастает могущество фараонов.Они объединяют свет- скую и духовную власть.Общее развитее получает идея неограничен- ной власти обожествляемых фараонов.
Воплощение этой идеи-строительство пирамид.

-Первый распад Египта(2250-2050 г.г. до н.э.)

Период всеобщего запустения.

3.Среднее царство(2050-1700 г.г. до н.э.)

Столица переносится в Фивы.Наивысший расцвет культуры.

-Второй распад Египта(1700-1580 г.г. до н.э.)

4.Новое царство(1580-1070 г.г. до н.э.)

Использование железа,ткацкого станка,широкое распространение письменности и грамотности,изобретение стекла,использование ко- лесных повозок,создание могучего флота.

В эпоху Раннего царства возникают первые школы,в школах готови- ли писцов-привилегированное сословие государственных служа- щих.Подготовка велась с 5-летнего возраста,12 лет.Учебный день заканчивался примерно в третьем часу пополудню.
Был изобретен папирус.Каменные сооружения использовались для дворцов фараонов,храмов и царских гробниц.Остальные строения строились из кирпича-сырца.

В период Древнего царства устанавливаются каноны египетской культуры и искусства.Формируется иерархия видов и жанров искус- ства.В системе искусств ведущую роль играет архитектура,тесно связанная с поминальным культом.Господствующие принципы-монумен- тальность и статичность,вполощающие представления о незыблемости социального строя и сверхчеловеческом величии фараонов.Эти же принципы распространялись на связанныую с архитектурой живопись и скульптуру.Основным видом архитектурной постойки являлась маста- ба-геометрически правильная усеченная пирамида,представляющая из себя наземную часть гробницы и погребальное помещение,расположен- ное глубоко под землей.
Буквально слово "мастаба" означает "каменная скамья".
Именно в период Древнего царства была постоена первая пирами- да.Архитектор Имхотеп-для фараона Джосера,построил пирамиду,сос- тоящую из шести стоящих друг на друге мастаб.Эта пирамида яви- лась основой гигантского архитектурного ансамбля в Саккаре.В дальнейшем совершенствовались лишь геометрические формы.Чем больше форма,тем больше ясности и частоты в сооружении.В конце первого царства был создан комплекс пирамид в Гизе.Его основу составили пирамиды трех фараонов:Хеопса,Хефрена и Микерина.
Дорогу к пирамиде Хеопса охранял сфинкс с лицом фараона
Хефрена.Сфинкс был создан из гранитной скалы,монолита,напоминаю- щего лежащего льва.Вокруг пирамиды Хеопса в строгом геометричес- ком порядке стояли пирамиды придворных и поминальные храмы.Поми- нальные храмы сообщались между собой крытыми переходами.
Настенная живопись изображала сцены битв,охоты и дворцовых ме- роприятий.Живопись символизировала положение и благополучие по- койного в царстве мертвых.Скульптуры,портреты,выполняли роль двойника покойника и служили вместилищем души-Ка.
Искусство Египта было составной частью культа(заупокойного ри- туала).Чтобы покойник чувствовал себя комфортно в царстве мер- твых,его снабжали всем,чем он владел при жизни.То,чем он обладал при жизни,изображалось на стенах погребальной камеры.Отсюда и по- шел обычай бальзамирования.Скульптурный портрет должен был обла- дать точным сходством с оригиналом.
Произведения искусства делались не для осмотра,им отводилась ку- да более высокая роль-дарить усопшим бессмертие.
Так художники и скульпторы стали чуть ли не самыми высокооплачи- ваемыми людьми в египетском обществе.
Искусство Египта было частью религии.
В Египте сохранилось несколько гигантских архитектурных ансам- блей,такие как древние памятники в Луксоре и Абу-Симбел.Таких пи- рамид больше не создавали;вход в них,как правило,украшался.

Пантеон Египта:

Каждый город имел своих богов.Изначально представление о мире было как о водном Хаосе.Одним из самых почитаемых богов Египта считался Осирис и его жена(она же сестра) Изида.Сын Осириса и
Изиды-бог Гор.
Богиня Баст изображалась в виде кошки,Гор являлся в виде соко- ла,богиня войны Сахмед изображалась в виде льва.
Богиня Нут была божеством неба.Бог Геб являлся богом земли.Тот являлся богом Луны,Хапи был божестом Нила.

Культура Древней Греции
_______________________

1)Крито-микенская культура
2)Доантичная культура Греции(дорийская и ахейская)
3)Гомеровский период
4)Классическая греческая культура.

1.Крито-Микенская культура.

Возникла в III тысячелетии до н.э.Распространилась на острова
Эгейского моря и побережье.Были ли представители данной культуры греками-неизвестно.
Во II тысячелетии возникла письменность.
Составлен пантеон олимпийских богов,сложились песни Илиады и
Одиссеи.По преданию,на севере побережья Крита был самый большой город Кипра,именуемый Кносс.В лабиринте дворца города Кносс нет никакого архитектурного замысла,нет никакой симметрии.Стены рас- писаны бытовыми сюжетами.На Крите 1500 лет не было войн,что спо- собствовало развитию торговли.
Архитектура период Крито-Микенской культуры была удиви- тельной,но отнюдь не прекрасной.Главной культурной ценностью это- го периода были фрески и рельефы.В живописи не было никаких кано- нов,пространство между стенами украшалось растительным и геомет- рическим орнаментом.
В XIV веке с севера пришли ахейцы,а еще через 200 лет,в XII ве- ке до н.э.,пришли дорийцы.

2.Доантичная культура Греции.

К концу II-началу I тысячелетия до н.э. на территории Греции осели 3 большие группы племен,из которых позже сформировалась греческая нация.Всю центральную часть Греции заселили ахейцы.мно- гочисленные острова Эгейского моря и города узкой полосы побе- режья заселили ионийцы.Южную часть Пелопонеса,Крит и прилегающие к нему острова заселили дорийцы.
Это были близкие по языку,но стоящие на разных культурных уров- нях племена.При нашествиях,в междуусобных войнах,частично разру- шая дворцы и грода и обращая в рабство побежденных противников,э- ти племена перенимали культуру друг друга.

В период ахейского господства города окружались стенами высотой до 12-15 метров и толщиной до 8 метров.Улицы греческих городов были значительно уже.Возникла общая для всех племен письменнос- ть:это было слоговое письмо,множество источников из которого дош- ли до наших дней.Развивалась торговля.
Архитектурные сооружения ахейского периода тяжеловесны,массив- ны,грубы.Известно только одно "скульптурное" произведение этого периода:Львиные ворота в Микенах.
Для развития хозяйственных нужд ускоренными темпами развивалось гончарное производство.Получает развитие вазопись с простейшими геометрическими узорами.

Период дорийского господства не внес существенных улучшений в процесс развития греческой культуры.
Обычным явлением в этот период стали непрекращающиеся междуусоб- ные войны.Именно в этот период состоялась Троянская война.Идеа- лом мужчины стал мужчина-воин,а идеалом красоты-физическое разви- тие.Общепринятым идеалом поведения стала воинская доблес- ть.Общество стало милитаризованным.
В это время заврешается формирование олимпийского пантеона.Каж- дый город имел своего бога.Литературные произведения,передавав- шиеся чаще всего устно,рассказывают о деяниях богов и героев.По- лучает распространение миф,что за воинскую доблесть боги могли даровать бессмертие отдельному человеку.
Греческая религия не была фанатичной.Боги были очеловечены и часто имели общих потомков с людьми.
Начали складываться первые песни,вошедшие в состав "Илиады" и
"Одиссеи".

3.Гомеровский период.

Олимпийские игры-расцвет в VI-IV в.в.

Летоисчисление в Греции велось по Олимпийским играм.Они посвяща- лись верховному богу Зевсу.
Храм Зевса играл в Олимпийских играх не последнюю роль.Гиган- тское сооружение высотой 100-160 метров,в середине V века до н.э рядом была установлена скульптура Зевса-Пантократора работы скульптора Фидия.Высота статуи без постамента-более 30 метров.
Видимый материал-золото и слоновая кость.Глаза у статуи были сделаны из самоцветов.
Вокруг храма располагались свыше 100 святилищ-сокровищниц(дары
Зевсу от частных лиц и городов).Все это находилось внутри священ- ной дубовой рощи.Вдоль рощи шла дорога,вдоль которой на расстоя- нии трех шагов стояла аллея со статуями победителей предыдуших
Олимпийских игр.
Стадионы располагались вокруг этой рощи.Проводились соревнова- ния по атлетике,бегу,прыжкам в длину и высоту(с гантелями),мета- ние копья,а также по портретной скульптуре,живописи на досках и фресковой,по музыке и искусству поэзии(оды),по песнопению.
В период расцвета не было Олимпиады,в которой было бы представ- лено менее 100 скульптур на конкурс.
Греки считали идеалом не только физически,но и духовное разви- тие человека.В Олимпии было два театра,в которых на конкурсной основе представлялись театральные произведения.Наиболее значи- тельные произведения театраисполнялись в Олимпии,или Дельфах.

Дельфийские игры.

Проводились раз в три года,посвящались богу Апполону,в
Дельфах,неподалеку от дельфийского храма Апполона.Поскольку Апол- лон считался покровителем искусств,большее внимание на этих иг- рах уделялась искусствам.
Произведение,представленное на Олимпийских играх,могло быть выс- тавленно и на Дельфийских.Но как правило,на Дельфийские игры выс- тавлялись произведения,не взявшие на Олимпийских призовых мест.
К Дельфийскому Оракулу устраивались паломничества во время упо- мянутых игр.За пророчествами обращались частные лица,и роща Аппо- лона сохранила более 200 сокровищ.Все дороги в роще Апполона бы- ли уставлены скульптурами.Все сокровищницы и мелкие храмы-это конкурсные произведения архитектуры.Победителю конкурса давались заказы на строительство главных храмов греческих городов.

Афины,Акрополь,Парфенон.

Афины были богатым городом,способным оплачивать любые нало- ги.Союзные греческие полисы во главе с Афинами в ходе греко-пер- сидских войн окончательно разбили персов.Спустя петьдесят лет после этого ощущался великий эмоциональный подъем.
Сразу после победы над персами началось восстановление Афинско- го акрополя.Ремонтировать и восстанавливать разрушенные храмы не стали,а использовали их камень для упрочнения фундамен- та.Пользуясь огромным количеством захваченных пленных и сосредо- точением усилий скульпторов,архитекторов и художников,афиняне ре- шили создать такой комплекс,который показал бы всему миру вели- кое могущество Афин.Акрополь-это не жилая часть города.Там прожи- вали только служители храмов.Посреди Акрополя была установлена
20-метровая статуя Афины Паллады,покровительнице греков в гре- ко-персидской войне.Главный храм Акрополя-П А Р Ф Е Н О Н-гимн славы Афинам.
Автор всего комплекса-Фидий.Парфенон строили с 447 по 432,в те- чении 15 лет.Размеры Парфенона- 31x70 метров.Все здание построе- но из белого мрамора,имело 92 метопы.Рассматривалась мифологичес- кая история Афин.Большинство метоп в начале XIX столетия были вы- везены в британский музей.
Внутри здания имелся внутренний фриз,полностью покрытый резьбой.Сохранился до наших дней.Главное внимание уделялось не только динамике и одухотворенности,но и символике.Статуя Афины держит в руке Нику,у ног богини-меч и змея.
Учение Фидия стало основой для плеяды,школы Фидия.Главными ее представителями были Прокситель и Скопос.
Во всех скульптурных произведениях V века до н.э. единситвен- ное,что изображалось условно-это прическа.Ко всем мужчинам приме- нялся один волосяной покров.
Выдающийся современник и продолжатель линии Фидия-Поликлет.Его главные произведения:"Дорифор","Раненая амазонка","Атлет из Олим- пии".

Ученики Фидия:

Прокситель.

Главные произведения:"Гермес с маладенцем","Отдыхающий сатир".

Скопос.

Главные произведения:"Мавзолей"-надгробный памятник царю Мавсо- лу,выполненный по заказу его жены.Несколько десятков скульптур атлетов-победителей.Скопос делал головы,а его ученики изображали фигуру.

Леохар.

"Апполон Бельведерский"

Лисипп.

Изображения Александра Македонского,Геракла и олимпийских атле- тов.

Образование и воспитание античной Греции.

В древней Греции Существовало две школы-афинская и спартанская.

Афинская школа.

До 7 лет ребенок воспитывался дома,после чего отправлялся в грамматическую школу,где учился порядка 5 лет.Там изучались:чте- ние,письмо,арифметика.В это же время дети обучались в кифарис- тских школах,после чего отправлялись в Палестру,где изучалось пя- тиборье.
По окончанию Палестры-обучение в частных учебных заведениях,гим- насиях,но обучаться могли там не все.
Целью обучения ыв гимнасии ставилось сочетание в человеке ум- ственного,нравственного(послушный и доблестный воин),естетическо- го(мусического) и изического(гимнастическго) совершенства.

Спартанская школа.

Всех младенцев осматривали геруссии(специальные комиссии).Всех больных убивали.Все здоровые дети в возрасте 8 лет поступали в обязательную школу,обучение в которой велось до 12 лет.
Изучались:военно-спортивные и общественно-религиозные дисципли- ны.Наиболее здоровые мужчины могли иметь большое количество де- тей от различного количества женщин.Прототипами ВУЗов были фило- софские школы.(Правило,характеное для обоих систем образования и воспитания).

1)Милетская школа.Основатель-Фалес.Он был геометром,создал "Ло- ции Эгейского моря",был астрономом.Как философ утверждал един- ство материального мира.
Анаксимандр-составил карту животного мира.
Анаксимен-был астрономом.Описал движение планет в геоцентричес- кой системе.Определил и составил прогноз солнечных и лунных зат- мений.
2)Пифагорийская школа.Основатель Пифагор.Пифагорийцы мистическое значение придавали числу.Были математиками-геометрами.
3)Школа субъективного идеализма.Зенон.Основатель диалектики как искусства спора.
4)Гераклит Эфесский.Диалектика.Единство,которое есть борьба про- тивоположностей,есть наука.
5)Эмпедокл.
6)Демокрит и Левкипп.Атомисты.Все состоит из атомов,отличается по форме и материям.
7)Софисты.
8)Сократ,Эвклид.
9)Антисфен.Основана Школа киников.
10)Аристотель-нет отвлеченной материи и чистой идеи.
11)Завершающие направления греческой философии:неоплатонизм,стой- ки,скептицизм.

Культура Древнего Рима
______________________

1)История развития.
2)Искусство Древнего Рима.
3)Наука Древнего Рима.
4)Культура Древнего Рима.
5)Наука и образование Древнего Рима.

В I веке до н.э.Рим овладевает Средиземноморьем.В III-всей Ита- лией.Сам Рим был основан в 754(753) году до н.э. Ромулом и
Ремом(Ремулом).
Ромул стал первым царем Рима,после него правителей-монархов бы- ло еще шестеро.Первые четверо-латиняне из племени латинов.Послед- ние три-этрусски.
Правами граждан Рима пользовались 300 родов,30 курий(по 10 ро- дов на каждую) и 3 трибы(по 10 курий в каждом).Предсатвители 300 родов назвались патрициями.Все остальное население называлось плебеями.Ромул создал Сенат в составе 300 сенаторов.Сенатором назначался старейшина от каждого рода.Власть Сената была очень высока.
В середине VI в. шестой царь Рима,Сервий Тулий отказался от ро- довой системы и всем свободным гражданам Рима даровал права
Romanus Populus.Самые большие права были у римлян.Чуть меньше-у латинян.На последнем месте стояли италики.

В 560 году до н.э.Тарквиний Гордый был изгнан из Рима,и вскоре установился республиканский строй.Обязанности правителя при рес- публике устанавливались на верховном собрании.
Претор или консул устанавливались на один год.В 464 г.до н.э. из-за конфликтов между патрициями и плебеями к двум консулам до- бавился народный трибун.
В середине V века Рим распространил свое влияние на правый бе- рег реки Тибр.В 265 году до н.э.Римляне подчинили Южную Ита- лию-"Великую Грецию".
В 272 году на материке остался один греческий город.В 265 г.до н.э. была захвачена вся Италия.К III веку до н.э.в Римской рес- публике сложились три группы класса рабовладельцев:
1)нобели-наиболее богатая аристократическая часть общества,вер- хушка родовой знати.
2)всадники-прообраз сословия рыцарей.
3)плебс-каждый плебей мог иметь свой особый род деятельности.

К III веку-Рим еще деревня по сравнению с греческими полиса- ми.На территории Италии было большое количество городов:этрус- ских,греческих,латинских.Поэтому создаются муниципалитеты(в селе) и магистратуры (в городе).Все эти должности-выборные,на малый срок и неоплачиваемые.Каждый делающий карьеру римлянин не мог не пройти через административную службу.
Магистратура-орган городского управления.
Мунципия-сельская община,управляли ей члены муниципалитета.
С возвышением Рима наметился ряд мощных соперников.Самым мощным в III-начале II века был Карфаген.Финикийская колония на террито- рии Туниса.
264-241 г.г. до н.э.-Первая Пуническая война.
218-201 г.г. до н.э.-Вторая Пуническая война.Карфагенянами руко- водил Ганнибал.
149-146 г.г. до н.э.-Третья Пуническая война.В результате Карфа- ген был полностью разрушен,а у римлян появился скачок в развитии флота.На рубеже III-II в.в. до н.э. проводились войны по захвату
Греции.
Македонские войны-с 275 по 168 г.г. до н.э.

В 88 г.до н.э. права римских граждан были распространены на всех италиков.В 60-х г.г.I в.до н.э.Римская республика переживала пе- риод развала,восстание Спартака чуть не смело ее с лица земли,но благодаря этому восстанию выдвинулась группа лиц,показавших не- дееспособность рабовладельческого строя:Цезарь,Грасс и Помпей.
После подавления восстания эти люди зачеркнули права республики и установили триумвират.Это стало преддверием империи.
Первым императором стал Октавиан Август.Империя-это позднее сло- во.Сам император так себя не называл.Он назывался "Принцепс сена- та","Империо" означало "Верховный главнокомандующий".
Но т.к.армия частенько назначала своих императоров,со временем слово "империо" перешло в титул.


Культура Древнего Рима.

К середине I века до н.э. на территории Италии господствовали две культуры:этрусская(в Северной и Центральной Италии) и гречес- кая(В Южной Италии и Сицилии).

Этрусская культура.

Истоком народа этруссков была Лидия(государство в Малой Азии);Их предводитель,Эней,привел их в Италию.Они на были носителями древ- негреческой культуры.Их культура была самобытной.Широко была раз- вита письменность.Но их язык до сих пор не расшифрован.Их города впоследствии были до пыли разрушены римлянами,однако близ каждо- го города сохранился некрополь.Захоронения этруссков были извес- тны в огромном количестве.Аристократов хоронили в склепах,сжига- ли и хранили их пепел в урнах.Склепы вырубались в скале или дела- лись из камня под землей.Все стены имели полихромные росписи.Пог- ребальные урны делались в виде лежащего человека,имевшего пор- третное сходство с усопшим.Наиболее известна роспись в гробнице
"Пирующих",обнаруженной в начале 19 столетия нашей эры.
Траурных стен в росписи не было.У этруссков был обычай снимать посмертные маски.Основной сюжет погребальной росписи-веселая жизнь.Известное произведение этруссков-Капитолийская волчица.Вол- чица имеет стилизованную гриву,не похожую на реальный волосяной покров.Морда и мышцы выполненны реалистично.Фигур Ромула и Рема не сохранилось.
Этрусски по культуре стояли ниже греков того времени,однако именно они дали Риму:основы государственного устройства,рели- гию,технику архитектурных сооружений(аркады вместо колон).

Планирование города(греческая культура).

К III-V в.в.до н.э. в южной Италии греческие колонии процвета- ли,но не только греческое искусство влияло на этуссков.Было и об- ратное влияние.Из греческих колоний в Рим пришла мода на праз- дничную архитектуру(многочисленные виллы в Центральной Ита- лии).Римляне гордились своей архитектурой.Они противопоставляли свое умение пирамидам Египта и греческим храмам.Гордостью римлян были акведуки.
Основными потребителями воды в Риме были многочисленные ба- ни(термы),и была мода на времяпровождение в термах.Также потреб- ляли воду фонтаны.
Римляне создали эллиптический театр.Местом общения граждан была главная площадь города-форум.Главная площадь города,вокруг кото- рой в обязательном порядке находились следующие общественные соо- ружения:1)сенат

2)архив

3)тюрьма

4)каменная трибуна

5)в Риме-храм богини Весты.
Римляне в одежде следовали моде.После македонских войн в моду вошло все греческое:язык и культура.
Римский полководец Павел Эмилий,разбивший македонцев,открыл мо- ду на все греческое:он вывез из Греции 350 повозок скульптур.Из
Греции были вывезены десятки скульптур и тысячи мастеров.Они ос- новали множество римских скульптурных школ,занимались снятием ко- пий с классических образцов.
Греческая скульптура и умение этрусского погребального портрета привели к появлению скульптуры портретов императоров,полковод- цев,героев.Каждый патриций был обязан иметь в своем доме портрет императора.Многие выводы о культуре Рима сделаны на основе раско- пок Помпеи.
По литературным источником известно,что помпейский театр был эталоном искусства.В театрах проводились гладиаторские бои и бес- тиарии.Диаметр цирка-135 метров.

После установления империи Октавиан Август прекратил междуусоби- цы,установил мир.Он гордился тем,что принял Рим кирпичным,а сде- лал его мраморным.Первым преобразовывать Рим начал Цезарь,расши- рив форум.Октавиан Август ввел украшение Рима в систему и в моду.
При Августе улубился интерес Рима к культуре и моде.Римская культура была творческой переработкой элементов иноземных культур.Возник термин "августовский классицизм".Героизированные скульптуры императора появились в Италии.Портреты императора изображали молодым и красивым.Главная идея римского искусства-ве- личие мощи Рима и незыблимость императорской власти.
Одно из выдающихсяпроизведений римской классики-Колизей(амфи- театр Флабия).Построен в 80-е годы,имел диаметр 100 метров.4-э- тажные сооружения(арки).
1 этаж-входы.Арки,украшенные дорическими колоннами.
2 этаж-ионические колонны
3,4 этаж-коринфские колонны.
Установилась мода на возведение триумфальных арок и колонн.

Образование и наука древнего Рима.

В Древнем Риме существовали три ступени подготовки:

1)элементарная школа(с 7 до 11 лет)
2)грамматическая школа(от 11 до 14 лет)
3)риторическая школа(от 14 до 18 лет)

Школы в Риме появились с V в.до н.э.В них изучались письмо,чте- ние,счет,языки(греческий и латинский).Специалистов для государ- ственного аппарата(мунципий и магистратур) готовили в граммати- ческих и риторических школах.
Образованию уделялось большое внимание,во II веке до н.э. было открыто 20 грамматических школ.В них изучались гуманитарные дис- циплины:политический исудебный оратор.
Вместе с завоеванием Греции было вывезено множество греческих книг.На основе греческих библиотек была основана библиотека Луку- ла.Самая большая библиотека тогдашнего времени.
Риторические школы возникли в I веке до н.э.,учились там три го- да,обучение велось на греческом языке.Изучались философия,пра- во,администрация,поэзия,история.
Спустя столетия во II в.до н.э. возникло понятие "кафедра".В ри- торических школах были кафедры:права,риторики,философии,медици- ны,архитектуры.
В Римской империи было четыре университета.Самый престижный на- ходился в Афинах.Риторические школы и университеты были не только центрами культуры обучения,но и центрами романизации.Все препода- вателии назначались именым указом императора.Самое высокое жало- вание из всех государственных служащих.

Филоософия

В Риме не было своих философских школ.Развивалась философия Гре- ции,в основном Аристотеля и Платона.
Лукреций-один из приверженцев материализма.
Стоики-Сенека,Марк Авелий,Эпиктет.
Эпикурейство-Вергилий и Гораций.

Математика и механика

1.Менелай Александрийский I в.н.э. "Сферическая геометрия" и
"Тригонометрия".
2.Птолемей "Альмогест".Создатель геоцентрической системы ми- ра.Труды по геометрии и др.
3.Диофант-систематизировал все приемы арифметики.Первый догадал- ся о сложении в столбик.
4.Пант Александрийский.Создатель первого математического сборни- ка.
5.Евклид-систематизировал знания по геометрии.
6.Герон-систематизировал все знания по механике.Научился опре- делять центр тяжести различных геометрических фигур.
7.Архимед.
В целом римская математика была развита слабо.

Сельское хозяйство.

Очень развито в Риме.Главные ученые-Варрон и Паладий.
Гаргиллий Марцелл-перый ветеринар.

Ботаника

Интересовала римлян только с точки зрения производства лекарств.

Медицина

Высокоразвитая область познаний.Главные медики-Асклепиад и Соран.

Большинство римских ученых были энциклопедистами:
-Сенека написал 7 томов "Естественнонаучных вопросов".
-Плиний написал 37-томную "Естественную историю".
-Варрон-"Дисциплины":грамматика,логика,риторика,геометрия,ариф- метика,астрономия,теория музыки,медицина.
Многие научные произведения этих авторов писались в стихах.

География

-Страбон, "Страны и народы".
-Птолемей,основатель картографии.Мир от Китая до Канарских ос- тровов.
В V веке в Древнем Риме было 28 крупных библиотек.Историю Рима мы изучаем по трудам жрецов храмов.Они вели летопись,которая на- зывалась Анналы.
-Тит Ливий-142 тома научных произведений,до нас дошли 35.
Посвящены именно истории Рима.
-Тоцит,книга "Анналы Истории".

Пантеон римских Богов

Юпитер-аналог Зевса
Юнона-аналог Геры }КАПИТОЛИЙСКАЯ ТРОИЦА
Минерва-богиня ремесла

Ферония-богиня земледелия
Фортуна-богиня судьбы
Веста-богиня домашнего очага и семьи
Янус-бог всякого начинания
Фавн-бог лесов
Палес-бог животноводства
Сатурн-бог загробного мира
Сильван-бог леса(у патрициев)
К плебейским богам относились:
Церела-богиня зла
Ливер-бог винограда
Либера-его жена

Марс-бог войны
Диана-богиня охоты
Нептун-бог класса всадников и морей
Меркурий-бог торговли
Пан-леший
Вакх-бог пьяного разума

У римской культуры было два прямых наследника:
1)христианская византийская культура
2)христианская западноевропейская культура


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!