Лекции по Культуре
УКРАИНСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ
К У Л Ь Т У Р Ы конспект
1.Понятие культуры.Классификация культуры.
2.Предмет истории культуры.Периодизация культуры.
3.Развитие понятия культуры.Преемственность в разных культурах.
4.Понятие художественной культуры.Многообразие форм художествен-
ной культуры.
Cultura-возделывание,воспитание,развитие и почитание.Под терми-
ном "культура" принято понимать исторически определенный уровень
человека,выраженный в формах организации или жизни людей,а также
создании духовных ценностей.
КУЛЬТУРА
/
Материальная Духовная
(орудия труда,жилища, (познание мира, предметы обихода,одеж- нравственность,воспитание) да)
Эти понятия характеризует материальный и духовный уровень разви-
тия определенных эпох,конкретных наций,а также специфических сто-
рон тамошней жизни.
В повседневном бытовом смысле термин "культура" относят к духов-
ной жизни и повседневной деятельности людей.По содержанию к
культуре относят:
К У Л Ь Т У Р А
/ |
Научно- Худо- Бытовая культура техническая жественная () культура культура
К первому типу относятся:
народное образование,книгопечатание.
Ко второму:
литература,народное творчество
К третьему:
деятельность людей,профессиональная и непрофессиональная,в про-
цессе которой осуществляется создание и потребление культурных
ценностей.
История Культуры в общем смысле слова-это раздел науки исто-
рия,но раздел специфический,связанный с философией и логикой.
Принято выделять:
1.Первобытную культуру
2.Античную(древнюю)-дохристианскую
3.Средневековую
4.Культуру Возрождения(античной культуры)
5.Культуру Просвещения(18 в.)
6.Культура (19 века)-золотой период европейской культуры.
7.Современная культура.
Первоначально слово "культура" обозначало целенаправленное воз-
действие человека на природу,а после воспитание самого челове-
ка.Воспитание обозначало не только развитие умения согласно су-
ществующим нормам и обычаям,но и поощрение желания,им следовав-
шее.
В эпоху Средневековья понятие "культура" приобретает смыс-
л,близкий к понятию "цивилизация".Позитивно оценивается город-
ской уклад жизни.Культура стала ассоциироваться с признаками лич-
ного совершенства;на востоке и в Европе-с признаками религиозно-
го совершенства.
В эпоху Возрождения понятие "культурный человек" стало соответ-
ствовать гуманистическому идеалу человека.
В эпоху Просвещения возник идеал культурного человека,в кото-
рои этике и эстетике уделялось мло места и основное место уделя-
лось совокупности познаний об окружающем мире и способности ис-
пользовать эти познания для достижения поставленных целей.
Французский просветитель Вольтер противопоставлял культурнос-
ть,образованность нации дикости и варварству первобытных пле-
мен.Цивилизованность нации,согласно Вольтеру,соответствует высше-
му соотношению разума:"Сделать всех людей счастливыми,живущими в
соответствии с потребностями человека."
Руссо считал,что современная ему европейская культура портит и
морально развращает "культурные нации" и потому противопоставлял
им чистоту и естественность нравов отдельных народов,находящихся
на патриархальной ступени развития.
Немецкие философы Кант,Шиллер и Гегель называли культурой об-
ласть духовной свободы человека,лежащей вне природного и со-
циального существования,независимую от практических целей и пот-
ребностей.достижение этой свободы-смысл всей культурной эволюции
человечества.
В настоящее время под культурой стали понимать систему ценнос-
тей,обуславливающих выработку форм человеческого поведения как
органическую часть социальной системы,определяющую степень ее
упорядоченности и управляемости.Каждый из разделов содержания
культуры в определенную эпоху нельзя рассматривать без учета дос-
тижений в этой области,достигнутых в предшествующие эпо-
хи.Преемственность развития культуры легко прослеживается в мате-
риальной культуре,к которой относятся машины,технические сооруже-
ния,выработанные в течение многих веков нормы морали и права.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
Все виды художественной культуры можно свести к трем основным
направлениям:
1)дворцовая(средние века,распространение среди феодалов)
2)культовая(получила распространение среди служителей церкви)
3)богемная(фортификационная)
По этим трем направлениям развиваются такие виды художествен-
ной культуры как литература,живопись,скульптура,архитектура,и
театр.
Всегда быстрее развивается тот вид искусства,который востребо-
ван модой,а потому щедро оплачен заказчиком.Заказчиками были
представители господствующих классов,а также высшие иерархи
культа.Ими руководило стремление выделиться над равными или уве-
личить свое господствующее положение над низшими-главная движу-
щая сила в развитии культуры.
Поэзия вообще начала складываться из сладкозвучных славослрвий
своему господину.Скульптура также возникла из стремления "вождей"
стать равным богам,ибо первые примитивные скульптуры у всех без
исключения народов посвящались именно им(богам).
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА:
Культура Древнего Востока.
_________________________
План:
1)Возникновение древнейших цивилизаций
2)Вавилоно-ассирийская культура
3)Культура Древнего Египта
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ:
С X тысячелетия по IV тысячелетие до н.э.климат в полосе 20-40
градусов северной широты был существенно отличным от нынешне-
го.Влажность была неизмеримо выше.На месте нынешних пустынь были
цветущие саванны и степи.Людей было в сотни раз меньше,чем сей-
час.Людям не надо было сеять или заниматься скотоводством.Им
вполне хватало дикорастущей пищи.Люди жили мелкими племенами и
родами,которым вполне хватало места для жизни.Конфликтных ситуа-
ций между родами и кланами в эту пору не возникало.
С конца V тысячелетия до н.э.климат начал становиться более су-
хим.Пустыня начала наступать на саванны и степи.Люди стали пере-
кочевывать в долины больших рек.
Ариал обитания людей во много раз сократился.Собирательством и
охотой прокормиться стало уже невозможно.Начался переход к земле-
делию и скотоводству.
Мест,удобных для пастбищ и земледелия,было не очень много.Стали
возникать конфликты между племенами,в результате чего возникла
потребность в оружии,из которой проистекала потребность в метал-
ле.Возникали материальные потребности в развитии научных и техни-
ческих средств.
В дальнейшем возникла проблема ирригации.Появилась необходи-
мость рыть каналы и строить дамбы.
Для измерения площадей земельных участков и объема выбираемого
грунта при строительстве каналов,нужны были математические мето-
ды ведения всевозможных расчетов.Для определения времени начала
посева и выгона скота на пастбище нужен был инвентарь,а также
познания в химии и астрономии,нужен был календарь.
Изменившиеся условия жизни диктовали свои требования к развитию
культуры.Начался переход к государственной системе от родовой и
племенной.В борьбе за земли и рабов возникли первые государ-
ства:в Междуречье Тигра и Евфрата,в долине реки Нил и на юге Пе-
лопонеса(о-в Крит).
ВАВИЛОНО-АССИРИЙСКАЯ КУЛЬТУРА:
Культуру государств в Междуречье принято называть вавилоно-асси-
рийской культурой.К середине III тысячелетия до н.э. государства
Междуречья были достаточно развиты.
1.Техника
-хорошо развита металлургия.Известны:литье,ковка,чеканка,изго-
товление золотой и серебряной проволоки,филигрань.
-широко применяется изготовление парадного оружия,что тоже сви-
детельствует о наличие у предствателей данной культуры определен-
ной степени мастерства.
2.Строительство
-основные стройматериалы:большей частью-необожженный и обожжен-
ный кирпич.Основы всех всех дворцов и храмов возводились из нео-
божженного кирпича.
Несущие конструкции-напротив,из обожженного.
3.Реконструкция войска
-введение колесничного войска.Появление панциря из медных
блях.Формируется конное войско,вооруженное мечами.Появляются ук-
репленные военные лагеря и осадные орудия(таран).
-стали строиться каменные и наплавные мосты через достаточно ши-
рокие реки.
4.Железные инструменты
-алмазные сверла
5.Водоподъемные устройства
-водоподъемное колесо(бесконечная веревка с кожаными ведрами).
-еще до основания Рима здесь уже присутствовал акведук.
6.Наука
-системы мер.Шестидесятиричная.позиционная.На основании этой
системы составлялись таблицы(умножение,деление,сложение,вычита-
ние) и квадратные уравнения.
-за 1500 лет до Пифагора знали его теорему.Разрабатывали методо-
логию,планиметрию и стереометрию решения задач.
-использование практической химии в технологии производства
бронзы,глазури многокрасочных поливов в керамике.
7.География
-Земля представлялась плоской,посреди Земли изображалось Между-
речье.На картах изображены земли от Испании до Индии.Вся Земля
плавает в мировом океане.
8.Медицина
-знали ампутацию,сращивание переломов,удаление бельма с гла-
за,составляли анатомические атласы.
-сведены в систему лекарственные препараты.Календарь на основе
лунного.Год состоял из 12 лунных месяцев.Периодически вводился
13-й месяц.
9.Религия
шумерские названия семитские названия
-Уту- бог солнца Шамаш
Зуэн(Ианна) Син-бог Луны
Ан Ану-бог неба
Иннан Иштар
(богиня плодородия)
10.Литература
-письменность возникла за 3000 лет до н.э.Клинопись.Первое лите-
ратурное произведение написано более 4000 лет назад.В первоисточ-
никах до нас дошли:"Легенда о Гельгемеше"-первое литературное
произведение.
11.Архитектура
-в эпоху возвышения в Шумере царской власти и усиливающегося
влияния жречества происходит расцвет храмовой архитектуры и
культуры.Стремление утвердить могущество божества посредством
воплощения в геометрической простоте.
В основе храма лежал параллелепипед,гладких стен не имелось,всю-
ды выступы,ниши.Развитие храмовой архитектуры достигло максимума
создания многоступенчатой башни Зиккурата.
Обычный зиккурат-поставленные одна на другую усеченные пирами-
ды,окрашенные в разные цвета.
12.Культура
-храмы и дворцы украшались культовыми скульптурами,изображающи-
ми людей,быков и крылатых львов.
Скульптуры выполнены очень реалистично.Особую ценность как
произведения искусства имели царские принадлежности.
Культура Междуречья оказала огромное влияние на всю последующую
культуру стран и народов.
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ:
В районе 3000 года до н.э. царь Юга-Менес(Менас) захватил южное
царство и основал город Мемфис.
С 28 века до н.э.Мемфис стал столицей Египта.Началась история
Египта,измеряемая династиями.
1.Раннее царство(с 3000 по 2800 г.г.до н.э.)
Первые две династии.Развитие ирригации,массовое появление мед-
ных орудий,возникновение массовой торговли.
Государство становиться агрессивным,ведет постоянные войны с со-
седями с целью захвата рабов и сырья.
2.Древнее царство(с 2800 по 2250 г.г.до н.э.)
Максимально возрастает могущество фараонов.Они объединяют свет-
скую и духовную власть.Общее развитее получает идея неограничен-
ной власти обожествляемых фараонов.
Воплощение этой идеи-строительство пирамид.
-Первый распад Египта(2250-2050 г.г. до н.э.)
Период всеобщего запустения.
3.Среднее царство(2050-1700 г.г. до н.э.)
Столица переносится в Фивы.Наивысший расцвет культуры.
-Второй распад Египта(1700-1580 г.г. до н.э.)
4.Новое царство(1580-1070 г.г. до н.э.)
Использование железа,ткацкого станка,широкое распространение
письменности и грамотности,изобретение стекла,использование ко-
лесных повозок,создание могучего флота.
В эпоху Раннего царства возникают первые школы,в школах готови-
ли писцов-привилегированное сословие государственных служа-
щих.Подготовка велась с 5-летнего возраста,12 лет.Учебный день
заканчивался примерно в третьем часу пополудню.
Был изобретен папирус.Каменные сооружения использовались для
дворцов фараонов,храмов и царских гробниц.Остальные строения
строились из кирпича-сырца.
В период Древнего царства устанавливаются каноны египетской
культуры и искусства.Формируется иерархия видов и жанров искус-
ства.В системе искусств ведущую роль играет архитектура,тесно
связанная с поминальным культом.Господствующие принципы-монумен-
тальность и статичность,вполощающие представления о незыблемости
социального строя и сверхчеловеческом величии фараонов.Эти же
принципы распространялись на связанныую с архитектурой живопись и
скульптуру.Основным видом архитектурной постойки являлась маста-
ба-геометрически правильная усеченная пирамида,представляющая из
себя наземную часть гробницы и погребальное помещение,расположен-
ное глубоко под землей.
Буквально слово "мастаба" означает "каменная скамья".
Именно в период Древнего царства была постоена первая пирами-
да.Архитектор Имхотеп-для фараона Джосера,построил пирамиду,сос-
тоящую из шести стоящих друг на друге мастаб.Эта пирамида яви-
лась основой гигантского архитектурного ансамбля в Саккаре.В
дальнейшем совершенствовались лишь геометрические формы.Чем
больше форма,тем больше ясности и частоты в сооружении.В конце
первого царства был создан комплекс пирамид в Гизе.Его основу
составили пирамиды трех фараонов:Хеопса,Хефрена и Микерина.
Дорогу к пирамиде Хеопса охранял сфинкс с лицом фараона
Хефрена.Сфинкс был создан из гранитной скалы,монолита,напоминаю-
щего лежащего льва.Вокруг пирамиды Хеопса в строгом геометричес-
ком порядке стояли пирамиды придворных и поминальные храмы.Поми-
нальные храмы сообщались между собой крытыми переходами.
Настенная живопись изображала сцены битв,охоты и дворцовых ме-
роприятий.Живопись символизировала положение и благополучие по-
койного в царстве мертвых.Скульптуры,портреты,выполняли роль
двойника покойника и служили вместилищем души-Ка.
Искусство Египта было составной частью культа(заупокойного ри-
туала).Чтобы покойник чувствовал себя комфортно в царстве мер-
твых,его снабжали всем,чем он владел при жизни.То,чем он обладал
при жизни,изображалось на стенах погребальной камеры.Отсюда и по-
шел обычай бальзамирования.Скульптурный портрет должен был обла-
дать точным сходством с оригиналом.
Произведения искусства делались не для осмотра,им отводилась ку-
да более высокая роль-дарить усопшим бессмертие.
Так художники и скульпторы стали чуть ли не самыми высокооплачи-
ваемыми людьми в египетском обществе.
Искусство Египта было частью религии.
В Египте сохранилось несколько гигантских архитектурных ансам-
блей,такие как древние памятники в Луксоре и Абу-Симбел.Таких пи-
рамид больше не создавали;вход в них,как правило,украшался.
Пантеон Египта:
Каждый город имел своих богов.Изначально представление о мире
было как о водном Хаосе.Одним из самых почитаемых богов Египта
считался Осирис и его жена(она же сестра) Изида.Сын Осириса и
Изиды-бог Гор.
Богиня Баст изображалась в виде кошки,Гор являлся в виде соко-
ла,богиня войны Сахмед изображалась в виде льва.
Богиня Нут была божеством неба.Бог Геб являлся богом земли.Тот
являлся богом Луны,Хапи был божестом Нила.
Культура Древней Греции
_______________________
1)Крито-микенская культура
2)Доантичная культура Греции(дорийская и ахейская)
3)Гомеровский период
4)Классическая греческая культура.
1.Крито-Микенская культура.
Возникла в III тысячелетии до н.э.Распространилась на острова
Эгейского моря и побережье.Были ли представители данной культуры
греками-неизвестно.
Во II тысячелетии возникла письменность.
Составлен пантеон олимпийских богов,сложились песни Илиады и
Одиссеи.По преданию,на севере побережья Крита был самый большой
город Кипра,именуемый Кносс.В лабиринте дворца города Кносс нет
никакого архитектурного замысла,нет никакой симметрии.Стены рас-
писаны бытовыми сюжетами.На Крите 1500 лет не было войн,что спо-
собствовало развитию торговли.
Архитектура период Крито-Микенской культуры была удиви-
тельной,но отнюдь не прекрасной.Главной культурной ценностью это-
го периода были фрески и рельефы.В живописи не было никаких кано-
нов,пространство между стенами украшалось растительным и геомет-
рическим орнаментом.
В XIV веке с севера пришли ахейцы,а еще через 200 лет,в XII ве-
ке до н.э.,пришли дорийцы.
2.Доантичная культура Греции.
К концу II-началу I тысячелетия до н.э. на территории Греции
осели 3 большие группы племен,из которых позже сформировалась
греческая нация.Всю центральную часть Греции заселили ахейцы.мно-
гочисленные острова Эгейского моря и города узкой полосы побе-
режья заселили ионийцы.Южную часть Пелопонеса,Крит и прилегающие
к нему острова заселили дорийцы.
Это были близкие по языку,но стоящие на разных культурных уров-
нях племена.При нашествиях,в междуусобных войнах,частично разру-
шая дворцы и грода и обращая в рабство побежденных противников,э-
ти племена перенимали культуру друг друга.
В период ахейского господства города окружались стенами высотой
до 12-15 метров и толщиной до 8 метров.Улицы греческих городов
были значительно уже.Возникла общая для всех племен письменнос-
ть:это было слоговое письмо,множество источников из которого дош-
ли до наших дней.Развивалась торговля.
Архитектурные сооружения ахейского периода тяжеловесны,массив-
ны,грубы.Известно только одно "скульптурное" произведение этого
периода:Львиные ворота в Микенах.
Для развития хозяйственных нужд ускоренными темпами развивалось
гончарное производство.Получает развитие вазопись с простейшими
геометрическими узорами.
Период дорийского господства не внес существенных улучшений в
процесс развития греческой культуры.
Обычным явлением в этот период стали непрекращающиеся междуусоб-
ные войны.Именно в этот период состоялась Троянская война.Идеа-
лом мужчины стал мужчина-воин,а идеалом красоты-физическое разви-
тие.Общепринятым идеалом поведения стала воинская доблес-
ть.Общество стало милитаризованным.
В это время заврешается формирование олимпийского пантеона.Каж-
дый город имел своего бога.Литературные произведения,передавав-
шиеся чаще всего устно,рассказывают о деяниях богов и героев.По-
лучает распространение миф,что за воинскую доблесть боги могли
даровать бессмертие отдельному человеку.
Греческая религия не была фанатичной.Боги были очеловечены и
часто имели общих потомков с людьми.
Начали складываться первые песни,вошедшие в состав "Илиады" и
"Одиссеи".
3.Гомеровский период.
Олимпийские игры-расцвет в VI-IV в.в.
Летоисчисление в Греции велось по Олимпийским играм.Они посвяща-
лись верховному богу Зевсу.
Храм Зевса играл в Олимпийских играх не последнюю роль.Гиган-
тское сооружение высотой 100-160 метров,в середине V века до н.э
рядом была установлена скульптура Зевса-Пантократора работы
скульптора Фидия.Высота статуи без постамента-более 30 метров.
Видимый материал-золото и слоновая кость.Глаза у статуи были
сделаны из самоцветов.
Вокруг храма располагались свыше 100 святилищ-сокровищниц(дары
Зевсу от частных лиц и городов).Все это находилось внутри священ-
ной дубовой рощи.Вдоль рощи шла дорога,вдоль которой на расстоя-
нии трех шагов стояла аллея со статуями победителей предыдуших
Олимпийских игр.
Стадионы располагались вокруг этой рощи.Проводились соревнова-
ния по атлетике,бегу,прыжкам в длину и высоту(с гантелями),мета-
ние копья,а также по портретной скульптуре,живописи на досках и
фресковой,по музыке и искусству поэзии(оды),по песнопению.
В период расцвета не было Олимпиады,в которой было бы представ-
лено менее 100 скульптур на конкурс.
Греки считали идеалом не только физически,но и духовное разви-
тие человека.В Олимпии было два театра,в которых на конкурсной
основе представлялись театральные произведения.Наиболее значи-
тельные произведения театраисполнялись в Олимпии,или Дельфах.
Дельфийские игры.
Проводились раз в три года,посвящались богу Апполону,в
Дельфах,неподалеку от дельфийского храма Апполона.Поскольку Апол-
лон считался покровителем искусств,большее внимание на этих иг-
рах уделялась искусствам.
Произведение,представленное на Олимпийских играх,могло быть выс-
тавленно и на Дельфийских.Но как правило,на Дельфийские игры выс-
тавлялись произведения,не взявшие на Олимпийских призовых мест.
К Дельфийскому Оракулу устраивались паломничества во время упо-
мянутых игр.За пророчествами обращались частные лица,и роща Аппо-
лона сохранила более 200 сокровищ.Все дороги в роще Апполона бы-
ли уставлены скульптурами.Все сокровищницы и мелкие храмы-это
конкурсные произведения архитектуры.Победителю конкурса давались
заказы на строительство главных храмов греческих городов.
Афины,Акрополь,Парфенон.
Афины были богатым городом,способным оплачивать любые нало-
ги.Союзные греческие полисы во главе с Афинами в ходе греко-пер-
сидских войн окончательно разбили персов.Спустя петьдесят лет
после этого ощущался великий эмоциональный подъем.
Сразу после победы над персами началось восстановление Афинско-
го акрополя.Ремонтировать и восстанавливать разрушенные храмы не
стали,а использовали их камень для упрочнения фундамен-
та.Пользуясь огромным количеством захваченных пленных и сосредо-
точением усилий скульпторов,архитекторов и художников,афиняне ре-
шили создать такой комплекс,который показал бы всему миру вели-
кое могущество Афин.Акрополь-это не жилая часть города.Там прожи-
вали только служители храмов.Посреди Акрополя была установлена
20-метровая статуя Афины Паллады,покровительнице греков в гре-
ко-персидской войне.Главный храм Акрополя-П А Р Ф Е Н О Н-гимн
славы Афинам.
Автор всего комплекса-Фидий.Парфенон строили с 447 по 432,в те-
чении 15 лет.Размеры Парфенона- 31x70 метров.Все здание построе-
но из белого мрамора,имело 92 метопы.Рассматривалась мифологичес-
кая история Афин.Большинство метоп в начале XIX столетия были вы-
везены в британский музей.
Внутри здания имелся внутренний фриз,полностью покрытый
резьбой.Сохранился до наших дней.Главное внимание уделялось не
только динамике и одухотворенности,но и символике.Статуя Афины
держит в руке Нику,у ног богини-меч и змея.
Учение Фидия стало основой для плеяды,школы Фидия.Главными ее
представителями были Прокситель и Скопос.
Во всех скульптурных произведениях V века до н.э. единситвен-
ное,что изображалось условно-это прическа.Ко всем мужчинам приме-
нялся один волосяной покров.
Выдающийся современник и продолжатель линии Фидия-Поликлет.Его
главные произведения:"Дорифор","Раненая амазонка","Атлет из Олим-
пии".
Ученики Фидия:
Прокситель.
Главные произведения:"Гермес с маладенцем","Отдыхающий сатир".
Скопос.
Главные произведения:"Мавзолей"-надгробный памятник царю Мавсо-
лу,выполненный по заказу его жены.Несколько десятков скульптур
атлетов-победителей.Скопос делал головы,а его ученики изображали
фигуру.
Леохар.
"Апполон Бельведерский"
Лисипп.
Изображения Александра Македонского,Геракла и олимпийских атле-
тов.
Образование и воспитание античной Греции.
В древней Греции Существовало две школы-афинская и спартанская.
Афинская школа.
До 7 лет ребенок воспитывался дома,после чего отправлялся в
грамматическую школу,где учился порядка 5 лет.Там изучались:чте-
ние,письмо,арифметика.В это же время дети обучались в кифарис-
тских школах,после чего отправлялись в Палестру,где изучалось пя-
тиборье.
По окончанию Палестры-обучение в частных учебных заведениях,гим-
насиях,но обучаться могли там не все.
Целью обучения ыв гимнасии ставилось сочетание в человеке ум-
ственного,нравственного(послушный и доблестный воин),естетическо-
го(мусического) и изического(гимнастическго) совершенства.
Спартанская школа.
Всех младенцев осматривали геруссии(специальные комиссии).Всех
больных убивали.Все здоровые дети в возрасте 8 лет поступали в
обязательную школу,обучение в которой велось до 12 лет.
Изучались:военно-спортивные и общественно-религиозные дисципли-
ны.Наиболее здоровые мужчины могли иметь большое количество де-
тей от различного количества женщин.Прототипами ВУЗов были фило-
софские школы.(Правило,характеное для обоих систем образования и
воспитания).
1)Милетская школа.Основатель-Фалес.Он был геометром,создал "Ло-
ции Эгейского моря",был астрономом.Как философ утверждал един-
ство материального мира.
Анаксимандр-составил карту животного мира.
Анаксимен-был астрономом.Описал движение планет в геоцентричес-
кой системе.Определил и составил прогноз солнечных и лунных зат-
мений.
2)Пифагорийская школа.Основатель Пифагор.Пифагорийцы мистическое
значение придавали числу.Были математиками-геометрами.
3)Школа субъективного идеализма.Зенон.Основатель диалектики как
искусства спора.
4)Гераклит Эфесский.Диалектика.Единство,которое есть борьба про-
тивоположностей,есть наука.
5)Эмпедокл.
6)Демокрит и Левкипп.Атомисты.Все состоит из атомов,отличается по
форме и материям.
7)Софисты.
8)Сократ,Эвклид.
9)Антисфен.Основана Школа киников.
10)Аристотель-нет отвлеченной материи и чистой идеи.
11)Завершающие направления греческой философии:неоплатонизм,стой-
ки,скептицизм.
Культура Древнего Рима
______________________
1)История развития.
2)Искусство Древнего Рима.
3)Наука Древнего Рима.
4)Культура Древнего Рима.
5)Наука и образование Древнего Рима.
В I веке до н.э.Рим овладевает Средиземноморьем.В III-всей Ита-
лией.Сам Рим был основан в 754(753) году до н.э. Ромулом и
Ремом(Ремулом).
Ромул стал первым царем Рима,после него правителей-монархов бы-
ло еще шестеро.Первые четверо-латиняне из племени латинов.Послед-
ние три-этрусски.
Правами граждан Рима пользовались 300 родов,30 курий(по 10 ро-
дов на каждую) и 3 трибы(по 10 курий в каждом).Предсатвители 300
родов назвались патрициями.Все остальное население называлось
плебеями.Ромул создал Сенат в составе 300 сенаторов.Сенатором
назначался старейшина от каждого рода.Власть Сената была очень
высока.
В середине VI в. шестой царь Рима,Сервий Тулий отказался от ро-
довой системы и всем свободным гражданам Рима даровал права
Romanus Populus.Самые большие права были у римлян.Чуть меньше-у
латинян.На последнем месте стояли италики.
В 560 году до н.э.Тарквиний Гордый был изгнан из Рима,и вскоре
установился республиканский строй.Обязанности правителя при рес-
публике устанавливались на верховном собрании.
Претор или консул устанавливались на один год.В 464 г.до н.э.
из-за конфликтов между патрициями и плебеями к двум консулам до-
бавился народный трибун.
В середине V века Рим распространил свое влияние на правый бе-
рег реки Тибр.В 265 году до н.э.Римляне подчинили Южную Ита-
лию-"Великую Грецию".
В 272 году на материке остался один греческий город.В 265 г.до
н.э. была захвачена вся Италия.К III веку до н.э.в Римской рес-
публике сложились три группы класса рабовладельцев:
1)нобели-наиболее богатая аристократическая часть общества,вер-
хушка родовой знати.
2)всадники-прообраз сословия рыцарей.
3)плебс-каждый плебей мог иметь свой особый род деятельности.
К III веку-Рим еще деревня по сравнению с греческими полиса-
ми.На территории Италии было большое количество городов:этрус-
ских,греческих,латинских.Поэтому создаются муниципалитеты(в селе)
и магистратуры (в городе).Все эти должности-выборные,на малый
срок и неоплачиваемые.Каждый делающий карьеру римлянин не мог не
пройти через административную службу.
Магистратура-орган городского управления.
Мунципия-сельская община,управляли ей члены муниципалитета.
С возвышением Рима наметился ряд мощных соперников.Самым мощным
в III-начале II века был Карфаген.Финикийская колония на террито-
рии Туниса.
264-241 г.г. до н.э.-Первая Пуническая война.
218-201 г.г. до н.э.-Вторая Пуническая война.Карфагенянами руко-
водил Ганнибал.
149-146 г.г. до н.э.-Третья Пуническая война.В результате Карфа-
ген был полностью разрушен,а у римлян появился скачок в развитии
флота.На рубеже III-II в.в. до н.э. проводились войны по захвату
Греции.
Македонские войны-с 275 по 168 г.г. до н.э.
В 88 г.до н.э. права римских граждан были распространены на всех
италиков.В 60-х г.г.I в.до н.э.Римская республика переживала пе-
риод развала,восстание Спартака чуть не смело ее с лица земли,но
благодаря этому восстанию выдвинулась группа лиц,показавших не-
дееспособность рабовладельческого строя:Цезарь,Грасс и Помпей.
После подавления восстания эти люди зачеркнули права республики
и установили триумвират.Это стало преддверием империи.
Первым императором стал Октавиан Август.Империя-это позднее сло-
во.Сам император так себя не называл.Он назывался "Принцепс сена-
та","Империо" означало "Верховный главнокомандующий".
Но т.к.армия частенько назначала своих императоров,со временем
слово "империо" перешло в титул.
Культура Древнего Рима.
К середине I века до н.э. на территории Италии господствовали
две культуры:этрусская(в Северной и Центральной Италии) и гречес-
кая(В Южной Италии и Сицилии).
Этрусская культура.
Истоком народа этруссков была Лидия(государство в Малой Азии);Их
предводитель,Эней,привел их в Италию.Они на были носителями древ-
негреческой культуры.Их культура была самобытной.Широко была раз-
вита письменность.Но их язык до сих пор не расшифрован.Их города
впоследствии были до пыли разрушены римлянами,однако близ каждо-
го города сохранился некрополь.Захоронения этруссков были извес-
тны в огромном количестве.Аристократов хоронили в склепах,сжига-
ли и хранили их пепел в урнах.Склепы вырубались в скале или дела-
лись из камня под землей.Все стены имели полихромные росписи.Пог-
ребальные урны делались в виде лежащего человека,имевшего пор-
третное сходство с усопшим.Наиболее известна роспись в гробнице
"Пирующих",обнаруженной в начале 19 столетия нашей эры.
Траурных стен в росписи не было.У этруссков был обычай снимать
посмертные маски.Основной сюжет погребальной росписи-веселая
жизнь.Известное произведение этруссков-Капитолийская волчица.Вол-
чица имеет стилизованную гриву,не похожую на реальный волосяной
покров.Морда и мышцы выполненны реалистично.Фигур Ромула и Рема
не сохранилось.
Этрусски по культуре стояли ниже греков того времени,однако
именно они дали Риму:основы государственного устройства,рели-
гию,технику архитектурных сооружений(аркады вместо колон).
Планирование города(греческая культура).
К III-V в.в.до н.э. в южной Италии греческие колонии процвета-
ли,но не только греческое искусство влияло на этуссков.Было и об-
ратное влияние.Из греческих колоний в Рим пришла мода на праз-
дничную архитектуру(многочисленные виллы в Центральной Ита-
лии).Римляне гордились своей архитектурой.Они противопоставляли
свое умение пирамидам Египта и греческим храмам.Гордостью римлян
были акведуки.
Основными потребителями воды в Риме были многочисленные ба-
ни(термы),и была мода на времяпровождение в термах.Также потреб-
ляли воду фонтаны.
Римляне создали эллиптический театр.Местом общения граждан была
главная площадь города-форум.Главная площадь города,вокруг кото-
рой в обязательном порядке находились следующие общественные соо-
ружения:1)сенат
2)архив
3)тюрьма
4)каменная трибуна
5)в Риме-храм богини Весты.
Римляне в одежде следовали моде.После македонских войн в моду
вошло все греческое:язык и культура.
Римский полководец Павел Эмилий,разбивший македонцев,открыл мо-
ду на все греческое:он вывез из Греции 350 повозок скульптур.Из
Греции были вывезены десятки скульптур и тысячи мастеров.Они ос-
новали множество римских скульптурных школ,занимались снятием ко-
пий с классических образцов.
Греческая скульптура и умение этрусского погребального портрета
привели к появлению скульптуры портретов императоров,полковод-
цев,героев.Каждый патриций был обязан иметь в своем доме портрет
императора.Многие выводы о культуре Рима сделаны на основе раско-
пок Помпеи.
По литературным источником известно,что помпейский театр был
эталоном искусства.В театрах проводились гладиаторские бои и бес-
тиарии.Диаметр цирка-135 метров.
После установления империи Октавиан Август прекратил междуусоби-
цы,установил мир.Он гордился тем,что принял Рим кирпичным,а сде-
лал его мраморным.Первым преобразовывать Рим начал Цезарь,расши-
рив форум.Октавиан Август ввел украшение Рима в систему и в моду.
При Августе улубился интерес Рима к культуре и моде.Римская
культура была творческой переработкой элементов иноземных
культур.Возник термин "августовский классицизм".Героизированные
скульптуры императора появились в Италии.Портреты императора
изображали молодым и красивым.Главная идея римского искусства-ве-
личие мощи Рима и незыблимость императорской власти.
Одно из выдающихсяпроизведений римской классики-Колизей(амфи-
театр Флабия).Построен в 80-е годы,имел диаметр 100 метров.4-э-
тажные сооружения(арки).
1 этаж-входы.Арки,украшенные дорическими колоннами.
2 этаж-ионические колонны
3,4 этаж-коринфские колонны.
Установилась мода на возведение триумфальных арок и колонн.
Образование и наука древнего Рима.
В Древнем Риме существовали три ступени подготовки:
1)элементарная школа(с 7 до 11 лет)
2)грамматическая школа(от 11 до 14 лет)
3)риторическая школа(от 14 до 18 лет)
Школы в Риме появились с V в.до н.э.В них изучались письмо,чте-
ние,счет,языки(греческий и латинский).Специалистов для государ-
ственного аппарата(мунципий и магистратур) готовили в граммати-
ческих и риторических школах.
Образованию уделялось большое внимание,во II веке до н.э. было
открыто 20 грамматических школ.В них изучались гуманитарные дис-
циплины:политический исудебный оратор.
Вместе с завоеванием Греции было вывезено множество греческих
книг.На основе греческих библиотек была основана библиотека Луку-
ла.Самая большая библиотека тогдашнего времени.
Риторические школы возникли в I веке до н.э.,учились там три го-
да,обучение велось на греческом языке.Изучались философия,пра-
во,администрация,поэзия,история.
Спустя столетия во II в.до н.э. возникло понятие "кафедра".В ри-
торических школах были кафедры:права,риторики,философии,медици-
ны,архитектуры.
В Римской империи было четыре университета.Самый престижный на-
ходился в Афинах.Риторические школы и университеты были не только
центрами культуры обучения,но и центрами романизации.Все препода-
вателии назначались именым указом императора.Самое высокое жало-
вание из всех государственных служащих.
Филоософия
В Риме не было своих философских школ.Развивалась философия Гре-
ции,в основном Аристотеля и Платона.
Лукреций-один из приверженцев материализма.
Стоики-Сенека,Марк Авелий,Эпиктет.
Эпикурейство-Вергилий и Гораций.
Математика и механика
1.Менелай Александрийский I в.н.э. "Сферическая геометрия" и
"Тригонометрия".
2.Птолемей "Альмогест".Создатель геоцентрической системы ми-
ра.Труды по геометрии и др.
3.Диофант-систематизировал все приемы арифметики.Первый догадал-
ся о сложении в столбик.
4.Пант Александрийский.Создатель первого математического сборни-
ка.
5.Евклид-систематизировал знания по геометрии.
6.Герон-систематизировал все знания по механике.Научился опре-
делять центр тяжести различных геометрических фигур.
7.Архимед.
В целом римская математика была развита слабо.
Сельское хозяйство.
Очень развито в Риме.Главные ученые-Варрон и Паладий.
Гаргиллий Марцелл-перый ветеринар.
Ботаника
Интересовала римлян только с точки зрения производства лекарств.
Медицина
Высокоразвитая область познаний.Главные медики-Асклепиад и Соран.
Большинство римских ученых были энциклопедистами:
-Сенека написал 7 томов "Естественнонаучных вопросов".
-Плиний написал 37-томную "Естественную историю".
-Варрон-"Дисциплины":грамматика,логика,риторика,геометрия,ариф-
метика,астрономия,теория музыки,медицина.
Многие научные произведения этих авторов писались в стихах.
География
-Страбон, "Страны и народы".
-Птолемей,основатель картографии.Мир от Китая до Канарских ос-
тровов.
В V веке в Древнем Риме было 28 крупных библиотек.Историю Рима
мы изучаем по трудам жрецов храмов.Они вели летопись,которая на-
зывалась Анналы.
-Тит Ливий-142 тома научных произведений,до нас дошли 35.
Посвящены именно истории Рима.
-Тоцит,книга "Анналы Истории".
Пантеон римских Богов
Юпитер-аналог Зевса
Юнона-аналог Геры }КАПИТОЛИЙСКАЯ ТРОИЦА
Минерва-богиня ремесла
Ферония-богиня земледелия
Фортуна-богиня судьбы
Веста-богиня домашнего очага и семьи
Янус-бог всякого начинания
Фавн-бог лесов
Палес-бог животноводства
Сатурн-бог загробного мира
Сильван-бог леса(у патрициев)
К плебейским богам относились:
Церела-богиня зла
Ливер-бог винограда
Либера-его жена
Марс-бог войны
Диана-богиня охоты
Нептун-бог класса всадников и морей
Меркурий-бог торговли
Пан-леший
Вакх-бог пьяного разума
У римской культуры было два прямых наследника:
1)христианская византийская культура
2)христианская западноевропейская культура