Хэппенинг
Хэппенинг
Хэппенинг
(happening), вид театрального представления, в котором событие и действие
являются самоцелью, а не частью драматического сюжета. Впервые хэппенинги стали
устраивать нью-йоркские художники и скульпторы в начале 1960-х годов. Само
название идет от 18 хэппенингов в шести частях (18 Happenings in 6 parts) –
представления, показанного Алланом Капровом (A.Kaprow) в «Рубен-Гэллери» в
октябре 1959. Зрители, рассаженные в трех смежных выгородках с полупрозрачными
стенами, ясно видели происходящее в своем помещении и смутно – в соседних. В
каждом из 18 хэппенингов доминировал какой-нибудь один элемент театрального
зрелища – музыка, танец, демонстрация слайдов, декламация. Зрителям
предлагалось приобщиться к зрелищу «естественным образом», съев апельсин.
Смешивание
различных театральных элементов и сочетание их с жизненными объектами и
явлениями – отличительный признак хэппенинга. Столь же характерно отсутствие
сюжета и логической связи между его отдельными частями. Как цвет в абстрактной
живописи, эпизоды в хэппенинге соотносятся между собой скорее композиционно или
эмоционально, нежели подчиняясь логике. В отличие от пьесы, хэппенинг часто
являет несколько образов или театрализованных эпизодов одновременно, причем
каждый несет свою собственную «идею».
Иногда в
хэппенинг включается и актерская игра, но не с целью создать вымышленного
героя, действующего в вымышленных обстоятельствах: смысл и цель представления –
в нем самом. Подобно лектору, циркачу или футболисту, актер в хэппенинге
остается самим собой и в тех же обстоятельствах, что и зрители.
Хэппенинги
разыгрываются в галереях, на вокзалах, площадях и в прочих местах, не
предназначенных для представлений. Могут они ставиться и на обычной сцене. Однако
часто упор делается на окружение, обстановку – и тогда ломается стереотип
«зритель – сцена». Начиная с 1962 Капров отвергал понятие «зрительская
аудитория». Действа, которые он уже тогда называл хэппенингами, разыгрывались
исключительно ради самовыражения исполнителей.
Основные
признаки хэппенинга присутствовали уже в представлении Д.Кейджа
(1952) в колледже Блэк-Маунтин, а в 1957 нечто вроде хэппенингов показывал
японский коллектив «Гутай». Среди прочих предшественников можно назвать
выставки «антиискусства» дадаистов, «живопись действия»
абстрактно-экспрессионистского направления, коллажи П.Пикассо и Ж.Брака,
сюрреалистические абстрактные композиции (ассамблаж) и современный
экспериментальный танец.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/