Концептуализм
Концептуализм
Концептуализм
-- это интернациональное движение в искусстве XX века, реализовавшееся в
области пластических искусств и в литературе. С конца 60-х годов сформировалось
концептуальное направление в московской культуре. Концептуальные произведения
вызывают определенный дискомфорт у зрителей не столько за счет непривычного или
раздражающего внешнего облика, но главным образом за счет иных правил их
восприятия, нарушающих укоренившуюся привычку общения с искусством. Они не
опираются на непосредственное восприятие, не взывают к эмоциональному
сопереживанию, отрицают традиционные эстетические оценки.
Концептуализм -
направление, объединяющее процесс творчества и процесс его исследования. В
соответствии с этими установками произведения концептуального искусства
принимают самый неожиданный облик - фотографий, текстов, ксероксов, телеграмм,
цифр, графиков, схем, репродукций, объектов, не имеющих функционального
назначения,- и реализуются как чистый художественный жест, свободный от какой
либо пластической формы.
Среда, в
которой демонстрируются произведения концептуализма или частью которой они
являются,- это улица, дорога, поле, лес, горы, морское побережье и др. Во
многих концептуальных работах используются природные материалы в их чистом виде
- земля, хлеб, снег, трава, зола и пепел от костра.
Картина, объект, перформанс, инсталляция - основные сферы реализации
концептуализма. Основными компонентами московского концептуализма - абсурд,
формы и слова, лишенные смысла. Молчание, ничего неделание, пустые пространства
- это те формы, в которых концептуалисты пытаются обратить внимание на
возможность существования в культуре пространств, свободных от идеологии. Тип
концептуального творчества подтверждает жизнь, существование человека.
Произведения концептуализма часто представляют собой только жесты или проекты,
указывающие лишь на возможность возникновения искусства. Бесцельная игра -
важный компонент концептуального искусства. Такая игра просто активизирует саму
жизнь, подтверждает человеческое существование, потому что "искусство как
идея" возникает и существует только как продукт человеческой жизни.
Наиболее последовательно московское направление реализовалось в творчестве И.
Кабакова, Р. и В. Герловиных, А. Монастырского. ТОТАРТ и группы "Коллективные
действия" (КД).
Гиперреализм
Гиперреализм (англ. hyperrealism) - направление в живописи и
скульптуре, возникшее в США и ставшее событием в мировом изобразительном
искусстве 70-х годов XX в. Другое название гиперреализма - фотореализм.
Художники этого направления имитировали фото живописными средствами на холсте.
Они изображали мир современного города: витрины магазинов и ресторанов, станции
метро и светофоры, жилые здания и прохожих на улицах. При этом особое внимание
обращалось на блестящие, отражающие свет поверхности: стекло, пластик,
полировку автомобилей и др. Игра отражений на таких поверхностях создает
впечатление взаимопроникновения пространств. Целью гиперреалистов было
изобразить мир не просто достоверно, а сверхпохоже, сверхреально. Для этого они
использовали механические способы копирования фотографий и увеличения их до
размеров большого полотна (диапроекцию и масштабную сетку). Краску, как
правило, распыляли аэрографом, чтобы сохранить все особенности фотоизображения,
исключить проявление индивидуального почерка художника. Кроме этого, посетители
выставок этого направления могли встретить в залах человеческие фигуры,
выполненные из современных полимерных материалов в натуральную величину, одетые
в готовое платье и раскрашенные таким образом, что они совершенно не отличались
от зрителей. Это вызывало много путаницы и шокировало людей. Фотореализм
поставил своей задачей обострить наше восприятие обыденности, символизировать
современную среду, отразить наше время в формах "технических
искусств", широко распространившихся именно в нашу эпоху технического
прогресса. Фиксируя и обнажая современность, скрывая авторские эмоции,
фотореализм в своих программных работах оказался на границе изобразительного искусства
и чуть ее не переступил, потому что стремился соперничать с самой жизнью.
Хеппенинг
Хэппенинг (англ. happening - случающееся, происходящее) -
разновидность акционизма, наиболее распространенного в авангардистском
искусстве 60-70-х годов. Хэппенинг развивается как событие, скорее
спровоцированное, чем организованное, однако инициаторы действия обязательно
вовлекают в него и зрителей. Хэппенинг возник в конце 50-х годов как форма
театра. В дальнейшем организацией хэппенинга чаще всего непосредственно в
городской среде или на природе занимаются художники. Они рассматривают эту
форму как род движущегося произведения, в котором окружающая среда, предметы
играют не меньшую роль, чем живые участники акции. Действие хэппенинга
провоцирует свободу каждого участника и манипуляцию предметами. Все действия
развиваются по предварительно намеченной программе, в которой, однако, большое
значение отводится импровизации, дающей выход различным бессознательным
побуждениям. Хеппенинг может включать элементы юмора и фольклора. В хэппенинге
ярко выразилось стремление авангардизма к слиянию искусства с течением самой
жизни.
Инсталяция
Инсталляция
(от англ. installation - установка) - пространственная композиция, созданная
художником из различных элементов - бытовых предметов, промышленных изделий и
материалов, природных объектов, текстовой или визуальной информации.
Основоположниками инсталляции были дадаист М. Дюшан и сюрреалисты. Создавая
необычные сочетания обычных вещей, художник придает им новый символический
смысл. Эстетическое содержание инсталляции в игре смысловых значений, которые
изменяются в зависимости от того, где находится предмет - в привычном бытовом
окружении или в выставочном зале.
Инсталляцию создавали многие художники авангарда Р. Раушенберг, Д.
Дайн, Г. Юккер, И. Кабаков.
Оп-арт
Оп-арт Оп-арт (англ. ор art, сокращ. от optical art - оптическое
искусство) - направление в искусстве XX в., получившее широкое распространение
в 1960-х годах. Художники оп-арта использовали различные зрительные иллюзии,
опираясь на особенности восприятия плоских и пространственных фигур. Эффекты
пространственного перемещения, слияния, парения форм достигались введением
ритмических повторов, резких цветовых и тональных контрастов, пересечения
спиралевидных и решетчатых конфигураций, извивающихся линий. В оп-арте часто
применялись установки меняющегося света, динамические конструкции (см.
кинетическое искусство). Иллюзии струящегося движения, последовательной смены
образов, неустойчивой, непрерывно перестраивающейся формы возникают в оп-арте
только в ощущении зрителя. Направление продолжает техницистскую линию
модернизма.
Перфоманс
Перформанс, перфоманс (англ. performance - выступление,
исполнение, игра, представление) - форма современного искусства, одна из
разновидностей акционизма, входящего в концептуализм 1960-х годов. Перформанс -
короткое представление, исполненное одним или несколькими участниками перед
публикой художественной галереи или музея. Акции перформанса заранее
планируются и протекают по некоторой программе. Возможна организация и
проведение таких акций на открытом воздухе - пейзажный перформанс. Коренное
отличие перформанса от театра состоит как раз в том, что исполнитель или
участник художественной акции совершает абсолютно реальные действия, которые
ничего, кроме них самих, не изображают. Причем в противовес хэппенингу с его
импровизационностью и спонтанностью перформанс осуществляется группой лиц по
предварительному сговору, и основной смысл его опять же не в нем самом, а в
пространстве глубоко индивидуальных, эстетических и событийных переживаний
очевидцев и соучастников. Качественным параметром перформанса является
"чистота", то есть свобода от прямых и близких ассоциаций,
демонстративная элементарность сюжета и изобразительных средств. Перморманс в
отличие от живописи не требует специальной подготовки для адекватного
восприятия, даже наоборот, он предполагает отказ от привычных ожиданий и
подходов к нему как произведению искусства. Наиболее правильной здесь окажется
незаинтересованная оценка случайного прохожего, который воспринял увиденное как
обычное жизненное впечатление, странный случай, не успел встать на позицию
потребителя эстетических ценностей и потерять самостоятельность суждения и
незамутненность чувства. Например, московская группа художников "Коллективные
действия" (КД) в июне 1977 г. в лесу у реки провела акцию "Шар".
Они предварительно сшили из пестрого ситца оболочку "шара" диаметром
4 м и купили 500 надувных шаров. Зрителей никаких не было. Они надули шары и
набили ими оболочку, положили в "шар" включенный электрический звонок
с батарейкой, завязали и пустили по течению реки. Они стояли и любовались, как
красиво плывет "шар" по живописной извивающейся реке и вписывается в
пейзаж. Перформанс в наиболее обостренной форме демонстрирует ориентацию концептуализма
на сознание, не замутненное идеологией и стереотипами. Как правило,
концептуальный перформанс работает с чисто абстрактными категориями: временем,
пространством, человеческим телом в пространстве, позицией созерцания,
расстоянием, длительностью и т.д. Перформанс условно можно назвать театром
визуальных искусств, поскольку в него включаются элементы пантомимы, танца,
музыки, поэзии, видео, кино.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://izo.ru/