Петроглифы
Петроглифы
Наскальные
изображения (петроглифы) Карелии.
На
восточном берегу Онежского озера и в низовье реки Выг (перед ее впадением в
Белое море) расположены петроглифы - уникальные памятники монументального
искусства эпохи неолита (IV - II тысячелетия до нашей эры).
Наскальные
изображения трудно понять вне связи с их природным окружением. Рисунки всегда
создавались близко от уровня воды, на прибрежных скалах, где не росли лишайники
и поверхность была наиболее чистой и гладкой. Петроглифы выбиты сплошными
точечными ударами кварцевого отбойника по всей площади, реже - только по
контуру рисунка. Не исключено, что они были окрашены, хотя следов этого,
разумеется, не сохранилось.
Фантастическое
начало в них тесно переплетено с реальным. Естественные черты сознательно
деформированы, искажено реальное соотношение пропорций.
Петроглифы
Онежского озера и Беломорья созданы приблизительно в одно и то же время. Однако
на Белом море процесс создания изображений шел дольше и их общее их число почти
в два раза выше, чем на Онего. При этом среди онежских петроглифов гораздо
больше фантастических черт, образов и деталей. Очевидно, создателями наскальных
изображений в обоих очагах были близкородственные протофинноугорские племена
культуры ямочно-гребенчатой керамики. Это подтверждают и раскопки близлежащих
древних поселений.
В
первой половине II тысячелетия до нашей эры петроглифы Онежского озера и
Беломорья постепенно оказываются под водой. Однако, принято считать, что
прекращение выбивания рисунков вызвано не какой-либо катастрофой, либо резким
упадком культуры создавшего их народа, а изменением его мировоззрения и
обрядов.
На
выдающихся в озеро покатых и гладких гранитных скалах - мысах открыто около 800
разнообразных рисунков.
Петроглифы
Карелии - и онежские, и беломорские - приурочены к узкому поясу прибрежных
выходов коренных кристаллических пород - гнейсов, гранитов и др. Гладкие,
граничащие с водой пологие или почти горизонтальные участки береговых склонов и
служили наскальными полотнами. Вместе с тем оба скопления существенно
различаются по типу местности.
Онежские
расположены в зоне средней тайги, на территории Водлинской низменности, на
озерном берегу с серией нисходящих террас.
Петроглифы
Беломорья находятся в 310 км ССЗ, в подзоне северной тайги, на территории
Прибеломорской низменности.
Онежские
петроглифы включают 23 группы, протянувшиеся вдоль побережья почти на 20 км, и
размещаются в основном на оконечности прибрежных мысов и мысков, изредка - на
соседних островах на высоте от 0 до 2,5 м над водой. Более половины изображений
сосредоточены на двух центральных, сильнее других выступающих в озеро мысах -
Бесов Нос и Пери Нос.
Беломорские
петроглифы включают 32 группы. Они тянутся по островам в русле р.Выг на
протяжении 1,5-2 км и тоже не поднимаются выше 2,5-3 м над уровнем воды
(рис.8-12). Самые крупные и известные среди них: Бесовы Следки, Старая
Залавруга, Новая Залавруга, Ерпин Пудас.
В
каждой такой группе от нескольких до нескольких десятков фигур, а в трех
случаях - свыше 100. Многие открыты в ходе полевых работ в 60-80-е годы. В
результате общее число изображений увеличилось более чем вдвое. Всего в
Беломорье теперь известно свыше 2000, а на восточном побережье Онежского озера
- около 1000 фигур.
Все
петроглифы Карелии - выбиты, т.е. углублены в скальную поверхность точечными
ударами камня, скорее всего, кварца. Глубина выбивки разная, от очень мелкой,
поверхностной, до относительно глубокой и грубой. Но обычно она составляет 2-3
мм. В Беломорье большинство фигур выбиты сплошь, по всей площади силуэта. На
Онежском озере часто высечен лишь контур. Бывает, что часть фигуры контурная, а
другая - силуэтная. Размеры фигур варьируют от крошечных длиной в несколько
сантиметров до очень больших величиной 2,5-4,1 м. Правда, таких
"гигантских" изображений - единицы. Преобладают размеры от 15 до 60
см.
Манера
изображения в целом натуралистическая с заметной схематизацией и условностью в
передаче образов. Некоторые наделены сверхъестественными, вымышленными чертами
и деталями. Имеется немало загадочных рисунков.
Петроглифы
наглядно свидетельствуют о способности первобытного человека обобщать,
фиксировать и хранить необходимую информацию, выделять в окружающем мире
наиболее существенные сферы, качества, свойства, персонифицировать и
олицетворять их, переводить в символы и строить из них мир символов; на основе
земных создавать неземные образы. Выбитые изображения давали возможность
непосредственного личностного контакта и общения с этими неземными,
сверхъестественными образами и силами.
В
качестве объектов культа выступают либо человекоподобные образы, либо звери и
птицы, наделенные какими-то необычными свойствами. Создав представления об
окружающем мире, его главных силах, связях и отношениях, люди обретали чувство
опоры и устойчивости, стабильности окружающего мира и собственной жизни.
Список литературы