Д. Норман. Память и научение
Д. Норман. Память и научение.
(конспект)
Память
= усвоение + сохранение + извлечение info.
Научение
– намеренное усвоение опред. материала.
Сенсорная
память
После
краткого предъявления зрит. сигнала след длится неск-ко сотен миллисекунд. След
позволяет вести переработку поступившей info дольше, чем длится само
изображение. Это позволяет зрит. образу сохраняться во время мигания.
Эксперимент
Сперлинга (буквы à
сигнал, чем больше время между ними (от 100 до 1000 мсек), тем хуже
воспроизведение).
Этапы
переработки info
У.
Джеймс:
первичная
память – мех-м, позволяющий без усилий восстанавливать в памяти происшедшее
сейчас (info легко доступна, ярка)
вторичная
память – требует усилий и поиска; восстановление событий прошлого (м/б
обманчивой)
Этапы:
Сенсорная
память – один из первых этапов, через кот. проходит info
В
первич. памяти мы впервые осуществляем сознательный контроль за переработкой
info; мы м/выбрать, как поступить с материалом перчив. памяти, но не
м/контролировать, что туда поступает
Стратегич.
приемы и процессы переработки взаимод-т с накопленными знаниями. Память хранит
не все. Знание м/б заменено мыслью (я не помню, сколько будет 479*356, но могу
вычислить)
В
первич. памяти производится намеренная переработка info, помогающая запоминать
ее и интерпретировать, а также выводить из нее дальнейшие заключения.
Для
полной интерпретации и понимания входных сенсор. сигналов недостаточно того,
что содержится в самих сигналах. Сенсор. образ д/б облечен плотью в рез-те его
истолкования, кот. возможно лишь на основе внутр. структур, создаваемых для
этой цели когнитив. системой. Ту часть анализа, кот-я исходит от высших
концептуальных уровней, наз-т «концептуально направляемой переработкой info»
(«нисходящей переработкой»), а ту его часть, кот. начин-ся с сенсор. данных,
извлекает их существенные св-ва и объед-т в информативную единицу –
«переработкой, направляемой данными» (или «восходящей переработкой»). Первая
переработка управляема, вторая более автоматична.
Первичная
память
То,
насколько удается запомнить фразу, м/зависеть от спос-ти перцептив. системы
понять эту фразу, от спос-ти сосредоточиться, имеющихся знаний, желания
запомнить, … и лишь в малой степени от св-в систем первичной памяти
Ум
ищет смысл и порядок, чтобы с их помощью можно было потом восстановить info.
Когда есть интерпретация, система памяти работает лучше.
Как
измерить функцию одной лишь памяти, если каждая часть системы помогает
остальным? – Бессмысленные слоги, случайные цифры.
Список
слов. Надо воспроизвести в любом порядке. Лучше воспроизводятся последние (еще
находятся в первичной памяти).
Рассеивается
ли info из первичной памяти просто с течением времени или же из-за
вмешательства других элементов и операций? Играют роль и время, и помехи.
Самопроизвольное исчезновение info происходит через 10 – 15 сек., действие
помех характеризуется одинаковой (на 1/3) убылью info под влиянием каждых 3 – 4
мешающих элементов.
Когда
люди стараются вспомнить слова и буквы, предъявленные им визуально, то
совершаемые ошибки бывают фонологическими, т.е. зависят от звукового сходства à
зрительная info перекодируется в первич. памяти в слуховую (во всяком случае,
когда запоминаются слова или буквы).
Вторичная
память
Мех-мы
памяти работают по-разному, когда они запускаются по-разному. Мы движемся по
следам, по связям, по путям знания, и решающее значение имеет то, откуда мы
начали свой путь. Главное св-во памяти – стремление создавать связи между
отдел. элементами (ассоциации).
Трудности
изучения: вторич. память огромная, границы не установлены, содержит опыт всей
жизни.
Осн.
вопросы: организация и структура материала
Оценка
Фрейда: более верно, чем считают когнитив. Ψлоги; менее верно, чем
психоаналитики. Понимал природу ассоциаций, но не предложил Ψски
правдоподобные мех-мы. Не создал теорию, сопоставимую с фактами.
Ответы
и вопросы
Прежде
чем начать поиски, надо поставить вопрос в форме, соответствующей типу искомой
info.
Набор
букв. Быстро понимаем, что такого слова нет. Но ведь не пересматриваем в голове
все известные слова!
Мы
обладаем системой памяти с адресацией по содержанию – системой, где путь, кот-й
надо избрать, чтобы найти нужную info, задается самой этой info.
3
типа использования памяти:
вопросы,
ответы на кот. даются путем прямого извлечения info из памяти (дельфин –
млекопитающее или рыба? сколько вам лет?)
вопросы,
ответы на кот-е даются путем рассмотрения мысленного образа (сколько окон в
доме, где вы живете?)
вопросы,
ответы на кот-е, видимо, даются путем умозаключения (есть ли у кита-самца
пенис?)
Забывание
Забывание
– любая невозможность извлечь info, включая такой случай, когда сегодня
забылось то, что вспомнится завтра.
Осн.
трудность извлечения info из вторич. памяти связана со структурой памяти и с
большим кол-вом заложенного в нее материала.
Для
успешного извлечения info недостаточно того, чтобы нужная info сохранялась.
Искомое событие д/б описано таким сп-бом, кот-й отличал бы его от всех
остальных похожих событий.
Возможно:
хотела, но забыла послать письмо – не прошло дальше первич. памяти.
Др.
форма забывания - регулярно вспоминаю, но все равно забываю отправить письмо. à
забывание отчасти объясняется недостаточной длительностью намерения. Случайного
воспоминания не бывает, нам что-то напоминает.
Или
нежелание помнить то, что не нравится à забывание –
подавление (защитный мех-м).
Структура
памяти.
Запросы
(чтобы извлечь информацию из библиотеки) со спецификацией по:
свойству
– запросы по характеристике, а не содержанию информации (Н., документ,
написанный опред. лицом или в опред. период времени)
содержанию
– документ хранится в соответствии с его значением, включая рассмотренные в нем
вопросы и сделанные утверждения.
функции
(не = содержанию; в документе, функция кот. сост-т в том, чтобы заставить
сталепромышленников снизить цены, может даже не упоминаться о стали)
Память
организована так же.
Переход
от слова к значению (Н., узнавание слова в тексте) гораздо быстрее. чем от
значения к слову (отгадывание кроссвордов).
Поиск
информации должен начинаться со спецификации воспоминания (что конкретно мы
ищем), кот. служит для описания искомой информации, и это описание будет
успешным, только если оно удовлетворяет нескольким критериям:
в
памяти должны действительно существовать записи, соответствующие данному
описанию
оно
должно быть достаточно точным (расплывчатое описание соответ-т слишком многому
в памяти)
оно
должно допускать проверку (если описанию соответ-т неск-ко записей, должен
существовать сп-б выбора между ними)
описание
должно иметь такую форму, чтобы его могли исп-ть мех-мы доступа к памяти
Четыре
субпроцесса извлечения информации из памяти:
Субпроцесс
Похожие работы на - Д. Норман. Память и научение
|