Теоретико-методологические основы дошкольной педагогики

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,31 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Теоретико-методологические основы дошкольной педагогики

Теоретико-методологические основы дошкольной педагогики

педагогика интеграция обучение

1. Что изучает дошкольная педагогика

Дошкольная педагогика изучает: процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, методы, приемы и средства осуществления; влияние этого процесса на развитие ребенка дошкольного возраста, в т.ч. и раннего возраста, формирование его личности.

. Определите предмет и задачи дошкольной педагогики

Предметом дошкольной педагогики является изучение закономерностей воспитания и обучения детей как явления общественной жизни от рождения до поступления в школу.

Основными задачами дошкольной педагогики выступают: - разработка и содержание личностно-ориентированного образования и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях и в семье; - обоснование видов творческой деятельности детей и возможностей ее организации таким образом, чтобы при поступлении в школу они не теряли того творческого потенциала, который приобрели в детском саду; - обоснование закономерностей воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста; - на основе изученных закономерностей - разработка педагогических технологий, методов и приемов педагогического воздействия на детей.

. Перечислите функции дошкольной педагогики.

Описательно - прикладная. Заключается в научном описании перспективных программ, моделей, технологий образовательного процесса. - Прогностическая. Подразумевает научный прогноз путей совершенствования, обновления и модернизации образовательного процесса ДУ. - Творчески - преобразовательная. Предполагает учет научного исследования, прогнозирования при создании проектно-конструктивных технологий.

. Перечислите методы научного исследования дошкольной педагогики:

метод наблюдения - является наиболее доступным и распространенным методом педагогического исследования;

опросные методы: беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование;

эксперимент - различают 3 вида: констатирующий, формирующий, контрольный;

метод изучения педагогической документации и продуктов детской деятельности;

метод изучения и обобщения опыта;

социометрический метод;

математические методы исследования.

. Перечислите основные категории дошкольной педагогики и дайте им определение.

Воспитание - это специально организуемый и управляемый процесс, содействующий развитию личности. В широком смысле - это процесс передачи подрастающему поколению социального опыта. Развитие - последовательные и закономерные изменения форм и функций организма, качественные преобразования психических функций человека. Изменения связаны с возрастными особенностями (изменения, присущие каждому возрасту); индивидуальными особенностями, личностными особенностями (возникновение у ребенка личностных качеств и их особенности). Формирование - это изменения в развитии отдельных его качеств, которые происходят под влиянием совокупности факторов: внутренних и внешних, природных и социальных, объективных и субъективных. Обучение - это специально организованный процесс взаимодействия педагога и ребенка, направленный на овладение определенной суммой знаний, умений, навыков. Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучений в интересах человека, общества, государства. Педагогический процесс - это сознательно организованное, целенаправленное и планомерное взаимодействие педагога и воспитанников с целью воспитания и обучения последних. В ходе педагогического процесса происходят изменения во всех его участниках.

. В чем заключается сущность теории развивающего обучения?

Перечислите зарубежные теории развития детей, которые вызвали у Вас интерес? Укажите их авторов.

А. Гезелл, З. Фрейд, Ж. Пиаже - первая психолого-педагогическая теория рассматривает развитие ребенка как независимый от обучения и воспитания процесс. Данной теории соответствует дидактический принцип доступности, согласно которому детей можно учить лишь тому, что они могут понять, для чего у них уже созрели познавательные способности. Эта теория не признает развивающего обучения. В данной теории главное это спонтанность развития, независимость от взрослого и его роли.

З. Фрейд. Э. Фромм, Э. Эриксон, Э. Берн, А Адлер - психоаналитические теории рассматривают развитие потребностно-мотивационной сферы и формирование поло ролевого поведения. В педагогических теориях поднимается вопрос о тендерном воспитании (поло-социальном), о психосоциальном развитии (как отношения ребенка с близкими людьми).

Жан Жак Руссо - французский мыслитель и педагог, на основе его идей сформировалась теория свободного воспитания. В своих произведениях утверждал, что в каждом индивиде заложены неисчерпаемые возможности для совершенствования. Цель воспитания отнюдь не заключается в подготовке человека к загробной жизни или в формировании джентльмена. Он считал, что существующие в обществе условия должны быть приведены в соответствие с потребностями и правами, которыми наделила природа ребенка. Ключ к решению проблемы Руссо видел в осознании решающей роли воспитания в формировании человека.

Иоганн Фридрих Гербарт - крупнейший немецкий педагог, основатель авторитарного воспитания считал, что цель воспитания состоит в формировании добродетельного человека, уважающего существующий порядок и подчиняющегося ему.

Джон Боулби и Мария Эйнсворт - теория привязанности. В этой теории центральное место занимают первые отношения ребенка с близкими взрослыми. В американской и европейской педагогической психологии появляется все больше исследований, в которых показывается и доказывается решающее влияние качества привязанности ребенка и матери на самые разные аспекты жизни ребенка: успешность адаптации к социальной среде, отношение к сверстникам и т.д.

Дж. Уотсон - бихевибристкая теория рассматривает развитие личности через научение ее способам поведения, «человек учится всю жизнь», он такой, «каким научился быть».

Перечислите отечественные теории воспитания и развития ребенка, вызвавшие у Вас интерес. Укажите их авторов.

К.Д. Ушинский - родоначальник теории игры. Он противопоставляет стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребёнка через игру к трудовой деятельности.

А.С. Макаренко - обосновал теорию воспитания личности в коллективе в которой формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни и отношения.

Л.С. Выготский - открыл культурно-историческую теорию развития личности. В ней он обосновал, что источники и детерминанты развития человека лежат в исторически развившейся культуре. Согласно этой теории детерминанты психического развития находятся не внутри организма и личности ребенка, а вне его - в ситуации социального взаимодействия ребенка с другими людьми (прежде всего со взрослыми).

В конце 1990-х гг. в трудах ряда отечественных ученых Б.Т. Лихачев, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров была разработана идея педагогики ненасилия. Ее отправной точкой является положение о том, что воспитательное воздействие стимулирует саму формирующуюся личность сознательно идти на волевые самовоздействия и самоограничения, временно трудные и неприятные, но необходимые. Это возможно лишь в том случае, если параллельно с радостными перспективами педагогу удается развивать и укреплять волю воспитанника, его способность к самообладанию.

. Выскажите свое мнение о том, как реализуется принцип интеграции в современных педагогических системах.

Принцип интеграции является инновационным и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, что предполагает получение целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и его гармоничное вхождение в социум.

Необходимость реализации принципа интеграции в дошкольном образовании заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии. Использование интеграции в дошкольном образовании объясняется прежде всего биологическим феноменом, который характеризуется интенсивным созреванием организма и формированием психики. Ребёнок дошкольного возраста в сравнительно короткий период проходит все стадии развития человечества.

До недавнего времени в ДОУ существовала предметная система обучения, воспитания и развития, и получалось, что знания оставались разрозненными, искусственно расчленёнными по предметному принципу.

Проектирование образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении требует основания на принципе интеграции образовательных областей и комплексно-тематическом принципе, позволяющем интегрировать содержание дошкольного образования в рамках той или иной темы.

Выбор темы и интегрируемых образовательных областей принадлежит педагогам, реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования с учетом индивидуальных особенностей детей и специфики условий осуществления образовательного процесса.

В настоящее время разработка интегрированных занятий через синтез образовательных областей не является целью проектирования образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Принципиально новым подходом к дошкольному образованию является конструирование целостного интегративного процесса взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня (недели), в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающей действительности.

По моему мнению, принцип интеграции в полной мере используется в современных педагогических системах и определяется в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Первый период - младенчество, от рождения до года. На этом этапе, только закладываются базовые физически навыки, идет, в основном, пассивное, но непрерывное познавание мира.

Второй период - раннее детство - от года до трех. В этом возрасте ребенок начинает активно познавать мир, формируются зачатки социального ядра, прогрессирует коммуникативная функция. Все физические навыки уже присутствуют, хотя до совершенства им еще далеко.

Третий период - дошкольный, от трех лет до 6- 7 лет. В этом возрасте у ребенка формируется личностное «Я», он становится частью общины, активно общается в другими детьми и взрослыми. В таком возрасте ребенок уже способен активно учиться в игровой форме.

. Совпадает ли психологический и педагогический возраст ребенка?

Возраст или возрастной период - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.

Психологический и педагогический возраст ребенка не всегда совпадает.

Основу педагогической периодизации составляют стадии физического и психического развития и условия, в которых протекает воспитание.

Разумно организованное воспитание должно приспосабливаться к возрастным особенностям.

Психологический возраст (Л.С. Выготский) - качественно своеобразный период психического развития, характеризуется прежде всего появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития. Психологический возраст может не совпадать с хронологическом возрастом отдельного ребенка. Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой - позже.

. В чем заключается развитие ребенка как субъекта?

Субъектность - это способность человека осознавать себя, осознанно выбирать, отдавать отчет в своих действиях, быть стратегом собственного бытия, осмысливать связи своего «Я» с другими людьми. Как отмечает доктор педагогических наук Н.Е. Щуркова эта способность формируется в социальной жизни в процессе духовных усилий ребенка и воспитывается целенаправленно, если педагоги ставят задачей ее развитие.

Субъектность не появляется из ниоткуда, она имеет свою процессуальную сторону. Сначала - это свободное выражение своего «Я», затем соотнесение себя с правилами культуры и социальной жизни. Субъектность обогащается пониманием другого человека. А далее еще одно приобретение: способность предвидеть действия других, а значит, выбирать, ориентируясь на предполагаемый результат. Оценивая содеянное и корректируя производимое, ребенок учиться планировать свои действия.

Условно ступенчатое восхождение ребенка к осознанию себя, по мнению Н.Е. Щурковой, выглядит так:

свободно выражаю своё «Я»;

вступаю в диалог с другим «Я»;

предвижу последствия своих действий;

произвожу свободный выбор;

оцениваю результат, планирую новый.

Н.Е. Щуркова подчеркивает, что современная педагогическая технология представляет собой научно обоснованный профессиональный выбор операционного воздействия педагога на ребенка в контексте его взаимодействия с миром в целях воспитания отношений, гармонично сочетающих свободу личностного проявления и социокультурную норму. Основное педагогическое воздействие заключается в переводе ребенка на позицию субъекта.

Субъектная позиция ребенка в деятельности может успешно развиваться уже в дошкольном возрасте, определяя целостность его развития, включение (интеграцию) дошкольника в этот мир и возможность творить в нем. Такая возможность определяется психологическими особенностями ребенка дошкольного возраста. Рассмотрим некоторые особенности психологического портрета дошкольника. Важным для становления субъектности является формирующийся в дошкольном возрасте тип отношения к миру или мотивационно-потребностная сфера ребенка. Это годы оформляющегося образа «Я», когда сравнение Своего Я и Другого Я занимает значительное место в складывающейся шкале ценностей ребенка. ( как получился рисунок у меня и как у других, что нравится мне и что Оле, во что хочу поиграть я и во что другие дети). Иными словами, ребенок дошкольного возраста способен на выражение отношения, интереса, избирательной направленности в свойственных его возрасту видах деятельности и общения.

Основными проявлениями субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности будут:

интерес к деятельности;

избирательное отношение к разным видам деятельности;

инициативность и желание заниматься тем или иным видом деятельности;

самостоятельности выбора и осуществления деятельности,

в творческих проявлениях способов действий и продуктов деятельности.

Исходя их концепции Д.Б. Эльконина, можно выделить основные направления развития ребенка как субъекта деятельности:

-ый год жизни - ребенок субъект эмоционального общения;

-ой год жизни - ребенок субъект предметной деятельности (речь как предмет);

-ий год жизни - ребенок как субъект самостоятельной деятельности;

-5 лет - ребенок субъект социальных отношений и игровой деятельности (предмет деятельности - взрослый); ребенок субъект понимания и освоения смыслов человеческих действий.

лет - ребенок субъект общественной деятельности;

-7 лет - ребенок субъект переживания внутренней жизни и обучения (познания).

. Какова структура педагогической деятельности?

Н.В. Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях. Конструктивная деятельность, в свою очередь, распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий детей) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-методического и дидактического обеспечения учебного процесса). Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение детей в различные виды деятельности, создание условий для осуществления совместной деятельности. Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с детьми, другими педагогами дошкольного учреждения, родителями. В работах А.И. Щербакова педагогическая деятельность рассматривается как единство информационной, развивающей, ориентационной, мобилизационной и исследовательской функций. Особое внимание уделяется исследовательской функции. Ее реализация требует от педагога научного подхода к педагогическим явлениям, владения умениями эвристического поиска и методами научно-педагогического исследования, в том числе, анализа собственного опыта и опыта других педагогов. Все компоненты, или функциональные виды деятельности проявляются в работе воспитателя. Их осуществление предполагает владение педагогом специальными умениями.

. Какие на наш взгляд личные качества педагога являются основополагающими?

Личностные качества педагога неотделимы от профессиональных. Среди них И.П. Подласый выделяет научную увлеченность, любовь к своему профессиональному труду, эрудицию, владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическую подготовку, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.

Я думаю, педагог также обязательно должен обладать такими качествами как доброта, человечность, терпеливость, честность, справедливость, дружелюбие, отзывчивость, дисциплинированность, интерес к жизни воспитанников.

. Что включает понятие «диалог культур»?

Основу педагогической деятельности составляет диалог культуры: мира взрослых и мира детей. Основная проблема педагогической деятельности - совмещение требований и целей воспитателя с возможностями, желаниями, запросами и целями детей. Диалог двух культур предполагает взаимодействие, основанное на сотрудничестве, взаимопонимании, равенстве двух миров, принципа принятия ребенка таким, какой он есть (Ш.А. Амонашвили, Н.Я. Михайленко, С.Г. Якобсон, Т.Н. Доронова и др.). Условиями диалогичности педагогической деятельности являются: уважение к свободе и достоинству каждого ребенка; создание условий для развития его индивидуальности, творческой самобытности; учет возрастных психолого-педагогических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и обучения.

Детская субкультура своего рода культура в культуре, живущая по специфическим и самобытным законам, хотя и «встроенная» в общее культурное целое.

Детская субкультура - особая система бытующих в детской среде представлений о мире ценностей. Она находит свое выражение в различных детских играх, ритуалах, словесном творчестве и т.п. Детская субкультура складывается под влиянием жизни общества, его традиций, отношения к детям, внимания взрослого мира к миру детства. Например, детское словотворчество является «своеобразным вызовом сознанию взрослого, которое хотя и подпирается готовым общественным опытом, но им же и ограничено». В субкультурой форме мир детства провозглашает свое отличие от мира взрослых. Но ребенок изначально общественное существо, он нуждается как в сверстниках, так и во взрослых. Поэтому в субкультуре детства следует видеть самобытный способ освоения ребенком новых сторон социальной действительности и его самоутверждения в ней. Этим и должно определяться, по мнению В. Кудрявцева, общее отношение взрослых к детской субкультуре. Диалог культур предполагает изучение субкультуры взрослыми, ее развитие с позиций сотрудничества. Основными линиями диалогичности деятельности педагога должны стать: линия развития способностей ребенка; линия развития творческой индивидуальности; развитие интересов, склонностей детой, их самостоятельности, инициативности. Педагогическая позиция предполагает организацию педагогической поддержки, использование приемов авансирования успеха, усиление мотивации (личностной, познавательной, игровой, исследовательской и т.п.). Внимание к детскому творчеству, играм детей, традициям детских сообществ, поощрение субъектности ребенка, детского саморазвития помогают перестроить содержательную характеристику педагогической деятельности.

Доверие со взрослым, как базальное свойство личности ребенка, формируется в совместной деятельности, где совмещаются и перекликаются интересы детей и взрослых.

Похожие работы на - Теоретико-методологические основы дошкольной педагогики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!