Роль игры в эмоциональном развитии ребенка дошкольного возраста

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    322,23 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль игры в эмоциональном развитии ребенка дошкольного возраста

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Московской области

"Орехово-Зуевский социально-гуманитарный колледж"









КУРСОВАЯ РАБОТА

по основам общей и дошкольной педагогики

на тему:

"Роль игры в эмоциональном развитии ребенка дошкольного возраста"


Студентки 33 группы

ПОХРЕСНИК АНАСТАСИИ ЛЕОНИДОВНЫ

Специальность:

"Специальное дошкольное образование"

Руководитель работы:

РЫЖКОВА ОЛЬГА БОРИСОВНА

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

.        Эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста

.1 Понятие об эмоциях и чувствах

.2 Виды и особенности эмоций

1.3 Виды чувств

2. Роль игры в развитии эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста

2.1 Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте

.2 Понятие развивающих игр, их характерные особенности

.3 Роль развивающих игр в эмоциональном развитии старшего дошкольника

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции ребенка - это послание окружающим о его состоянии. Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на протяжении детства сложный путь развития. В настоящее время проблема эмоционального благополучия детей стала достаточно актуальной - и не только в семье, но и в условиях дошкольных учреждений. Многие родители считают, что эмоциональный комфорт невозможен в условиях детского сада. Но ведь там ребенок проводит большую часть дошкольного детства. Именно дошкольные учреждения обеспечивают всестороннее и полноценное развитие детей, закладывают фундамент дальнейшего становления личности ребенка. От того, какие условия будут созданы в дошкольных учреждениях для эмоционального благополучия детей, зависит эффективность работы педагогов. Многими психологами и педагогами было доказано, что эмоциональное состояние во многом определяет направления развития ребенка, как физического, нравственного, умственного, эстетического, так и развития его психики. Изучением проблемы эмоций занимались такие авторы, как Выготский Л.С., Вилюнас В.К., Васильев И.А., Изард К.Е., Леонтьев А.Н., Додонов Б.И., Костандов Э.А., Лабунская В.А., Якобсон П.М. и др. Раннее детство - период интенсивного физического и психического развития. Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, столь значительны, что многие психологи, размышляя о том, где середина пути развития человека от момента рождения до зрелого возраста, относят к трем годам. Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении. Поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Развитию эмоциональной сферы ребенка уделяется недостаточное внимание. А ведь, одной из важнейших проблем на сегодняшний день является то, что дети мало эмоциональны. Л.С. Выготский писал о феномене "засушенного сердца", … когда "обесчувствованию" способствует и технологизация, и прогматизация жизни, в которой участвует ребенок. Это актуально и в наши дни. Нарушения психоэмоционального развития, запаздывание в формировании эмоций у детей приводит к отставанию в общем развитии, к устойчиво негативному поведению и искаженному развитию чувств. Следствием всего этого является то, что детям тяжело наладить отношения с окружающим социумом, а также усложняется процесс их вхождения в новую действительность. В настоящее время у нас в стране наблюдается усиление интереса к проблеме положения ребенка в социуме.

Как отмечает А.И.Захаров, "общество начинает все больше и больше понимать, что его основы закладываются в детстве и психическое здоровье - одно из наиболее ценных приобретений". Ранняя диагностика выявления уровня эмоционального развития у ребенка и своевременная развивающая и коррекционная работа способствует тому, что отклоняющееся развитие ребенка от общепринятых норм можно исправить на ранних этапах.

Нам предстоит решить следующую проблему: какова роль игры в эмоциональном развитии ребенка старшего дошкольного возраста?

Объектом исследования является эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Предмет нашего исследования - игра и ее роль в эмоциональном развитии детей дошкольного возраста.

Цель исследования - проанализировать роль игры в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

.        Проанализировать учебную, методическую и научную литературу по исследуемой проблеме.

.        Дать характеристику эмоциям и чувствам и особенностям их развития у детей старшего дошкольного возраста.

.        Рассмотреть виды развивающих игр и их специфику.

.        Проанализировать роль развивающих игр в эмоциональном развитии старшего дошкольника.

В работе предполагается использовать следующие методы исследования: наблюдение, беседа, тестирование.

эмоция чувство игра дошкольник

1.      ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Понятие об эмоциях и чувствах

Человек, познавая окружающий мир, определенным образом относится к познаваемым предметам и явлениям с восхищением, гневом, радостью, печалью. Это, возможно, прежде всего, благодаря эмоциям (от лат. emoveo - потрясаю, волную) специфической форме психического отражения субъективного отношения человека к предметам или явлениям в форме непосредственного переживания приятного или неприятного. В основе эмоций лежит сложная деятельность подкорки и вегетативной нервной системы, обеспечивающей работу мышц и внутренних органов. В силу этого проявление эмоций тесно связано с функциональными изменениями организма - работой мышц всего тела, в том числе и лицевых, с деятельностью сердца и кровеносных сосудов, органов дыхания, желез внутренней секреции. Посредством эмоции человек узнаёт, насколько значимы познаваемые им предметы или явления для удовлетворения его потребностей. Чем большее значение имеют познаваемые объекты, тем более глубоки переживания человека. Выделяют так же коммуникативную функцию эмоции. Внешнее проявление эмоций в мимике, пантомимике позволяет информировать других людей о своем отношение к предметам и явлениям действительности. Высшим уровнем развития эмоций, характеризующим устойчивое переживание человеком своего отношения к предметам и явлениям, имеющим мотивационную, направляющую значимость, являются чувства. Чувства связаны с представлением о некотором объекте - конкретном или обобщённом (например, чувство любви к человеку, к Родине). Как устойчивое эмоциональное отношение к объекту может не совпадать с эмоциональной реакцией на него в конкретной преходящей ситуации. Чувства у человека носят культурно-исторический характер, существенную роль в их формировании и развитии играют особые знаковые системы (социальная символика, обряды, ритуальные действия и т.п.).

Эмо́ция (от лат. <#"733593.files/image001.gif">

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Похожие работы на - Роль игры в эмоциональном развитии ребенка дошкольного возраста

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!