Педагог как руководитель детского коллектива

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,78 Кб
  • Опубликовано:
    2014-01-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Педагог как руководитель детского коллектива














Контрольная работа

Педагог как руководитель детского коллектива

1. Педагог как руководитель

На протяжении всей жизни человеческого общества были те, кто руководит и те, кем руководят. Современное развитие общества показывает, что успешная деятельность любого коллектива во многом зависит от умелого и грамотного руководства.

Руководство - это произвольное (целенаправленное) воздействие на руководимых людей и их общности, которое приводит к их осознанному и активному поведению и деятельности в соответствии с намерениями руководителя. Руководитель - лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Необходимой предпосылкой эффективного педагогического руководства развитием личности участников хореографических коллективов является умение ставить перед собой цели, умение планировать свою деятельность, делегировать полномочия, моделировать, проектировать и т.д. Также успешное руководство определяется набором личных качеств руководителя, которые впоследствии определяют действие.

Разберем главное качество, которым должен обладать руководитель:

1.Первое качество руководителя, это способность вызвать уважение своих подчиненных к себе. В этом руководителю помогают наличие хороших качеств характера. Если руководитель не способен преподать пример окружающим, то в этом случае он не способен никак помочь своим подчиненным.

2.Твердость характера - это невозмутимость, очень часто путают с жестокостью. Твердость характера основывается на знаниях законов нравственности. Знание же государственных законов дает возможность управлять людьми, но не располагать их к себе.

3.Правдивость. Обладая этим качеством, руководитель сможет понимать мысли, правильно определять характер ученика, также дает такое качество как предвидение - предвидение несчастных случаев и возможность прогнозировать развитие ученика. Данное качество самое важное для педагогов.

4.Позитивный взгляд - это совершенно не означает, что мы закрываем глаза на проблемы и заявляем, что все хорошо. Это прежде всего поиск положительных качеств в сотрудниках и учениках.

5.Внимательность обеспечивает руководителю «здоровые» отношения в коллективе. Руководитель должен уметь и дать наставления, и посоветовать и поощрить. На этом поприще существует спорная ситуация, иногда рабочие отношения между руководителем и его подчиненными переходят в дружеские. Правильно это или нет? Скорее всего, нет. Делая подчиненного своим другом, руководитель лишает себя возможности наказывать его, так как друзей нельзя наказывать. Очень важно в строительстве отношений с подчиненными смотреть им в глаза, но не для того, чтобы понять, как с ними строить отношения, а для того, чтобы понять, как подчиненные хотят строить отношения с руководителем. Если руководитель видит намерения подчиненного строить дружеские отношения, то он должен относиться по-доброму, но игнорировать дружеский стиль.

Обладание перечисленными качествами дает возможность руководителю создать благоприятный психологический климат в коллективе.

Как это было отмечено ранее, успешность руководства определяется действием: умением ставить цели, умением планировать, умением делегировать свои полномочия и т.д. Остановимся на наиболее важных.

1. Постановка цели.

Умение ставить четкие, практические цели и задачи своим ученикам и сотрудникам - это одна из основных базовых компетенций эффективного руководителя хореографического коллектива.

Что такое цель? Цель - это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть; назначение, смысл предпринимаемых действий; желаемое на данный момент состояние какого-либо проекта в результате выполненной работы.

При постановке задач необходимо учитывать профессиональные возможности и личные качества своих учеников и сотрудников. В этом поможет механизм установки планки целей. Суть его заключается в том, чтобы ставить цели соответствующие их опыту и индивидуальным особенностям. При этом должна не занижаться планка и сохраняться достаточно интенсивный ритм работы.

Первый вариант установки планки целей подразумевает поэтапное повышение результатов работы. Сначала руководитель незначительно повышает планку, чтобы понять, насколько ученики и сотрудники подготовлены к выполнению более высоких требований, а затем, судя по результату, повышает планку ещё и ещё. Такой подход эффективно использовать по отношению к ученикам, которые только что пришли в коллектив, и ещё сложно понять, на что действительно они способны. Также постепенно повышать планку целесообразно, если ученик хотя и давно занимается в коллективе, но не уверен в себе, поэтому не проявляет инициативы и самостоятельности. Постепенно ставя более высокие цели, ему дается возможность убедиться в том, что он все делает правильно.

Второй вариант - постановка цели, при которой нужно увеличить результативность деятельности, наполовину приблизившись к пределу возможностей. Такая задача подойдет тем членам коллектива, которые долгое время занимаются в коллективе, успешно справляются со своими задачами, однако не ищут новизны и не стремятся выделиться. Прямая установка на повышение продуктивности труда хотя и может вызвать некоторое сопротивление со стороны учеников, но вполне выполнима.

При третьем варианте установки целей ставится задача значительно повысить показатели работы и приблизиться к предельным показателям. Опытные и инициативные ученики, которые стремятся к лидерству в коллективе, уже в силу желания добиться большего готовы к тому, чтобы работать более напряженно и достигать более высоких результатов.

Соответственно, учитывая опыт и индивидуальные особенности личности учеников, можно ставить им такие цели, чтобы при довольно напряженном ритме работы они могли достигать поставленных перед ними целей.

Таким образом, умение ставить четкие, практические цели и задачи своим ученикам и сотрудникам - это одна из основных базовых компетенций эффективного руководства.

педагог руководитель коллектив детский

2. Планирование

Планирование - это проектирование желаемого будущего и эффективные пути его достижения. Это орудие мудрых людей. Планирование - это процесс принятия решений.

Элементы планирования:

·Результаты - определение целей и задач;

·Средства - выбор политики (определенного правила, способа действия), программ, процедур, служащих в достижении целей и выполнении задач;

·Ресурсы - люди, время, материалы и их количество;

·Внедрение - построение процедур принятия решений и способа их организации для выполнения плана;

·Контроль - разработка методики предсказаний и обнаружения ошибок и его срывов, а также их предотвращения или исправления на непрерывной основе.

Критерии хорошего плана:

·План должен соответствовать потребностям коллектива и требованиям среды;

·Он должен быть реальным и достижимым при имеющихся технических, финансовых, управленческих и человеческих ресурсах;

·Предполагаемые результаты должны быть в нем четко определены;

·Этапы и промежуточные фазы должны формировать результаты, которые можно оценить количественно и качественно;

·План должен определять четкие сроки для каждой фазы;

·За каждый результат должен отвечать определенный человек;

·Хороший план должен предусматривать все возможные изменения среды.

Следует знать, что чем смелее план, тем выше результат, чем выше результат, тем успешнее коллектив.


Делегирование полномочий - условия рациональной организации управления. Делегирование - это передача определенных функций, полномочий от вышестоящего руководства к нижестоящему.

Делегирование полномочий часто натыкается на психологические преграды. Для эффективного делегирования нужны стимулы. Важное значение имеет понятное изложение подчиненным обязанностей, задач, пределов полномочий. Если какие-то задачи не делегированы, то руководитель должен выполнять их сам.

Благодаря делегированию своих обязанностей руководитель, во-первых, формирует для себя и коллектива благоприятную атмосферу для творчества. В этой обстановке руководитель может позволить себе сосредоточиться на основных своих функциях - постановка танцев, поиск сюжета для танцевальных композиций, подбор музыкального материала. И, во-вторых, координированная работа «команды» обеспечивает наиболее успешную деятельность коллектива. Но при всем при этом руководитель остается беспрекословным лидером, который является генератором идей, вдохновителем коллектива и определяет направление его развития.

Следующей составной частью и главной характеристикой руководства является стиль управления, который применяет в своей работе руководитель.

Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу выполнения возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а также создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения.

Изучение стиля руководства и само возникновение этого понятия связаны с именем известного психолога К. Левина. В 30-е годы вместе со своими сотрудниками провел эксперименты и определил три стиля руководства, ставшими классическими: авторитарный, демократический, либеральный.

Авторитарный стиль руководства отличается чрезмерной централизацией власти, самовластным решением всех вопросов, касающихся деятельности организации, ограничением контактов с подчиненными. Существуют разновидности авторитарного стиля: «эксплуататорский» и «благожелательный».

«Эксплуататорский» авторитарный стиль сводится к тому, что руководитель, не доверяя ученикам и не спрашивая их мнения и советов, единолично решает все вопросы, и берет на себя ответственность за всё, давая исполнителям только указания, что, как и когда делать, в качестве основной формы стимулирования использует наказания.

При более мягкой «благожелательной» разновидности авторитарного стиля руководитель относится к ученикам снисходительно, интересуется при принятии решения их мнением, но, несмотря на его обоснованность, может поступить по-своему. Данный стиль руководства предоставляет ученикам определенную самостоятельность, пусть даже в ограниченных пределах.

Демократический стиль руководства. Коллективы, в которых преобладает данный стиль руководства, характеризуется высокой степенью децентрализацией полномочий, активным участием членов коллектива в принятии решений. Создается атмосфера, при которой обучение в коллективе становится делом привлекательным, а достижение при этом успеха служит вознаграждением.

В условиях демократического стиля руководитель доверяет своим ученикам, консультируется с ними, стремится использовать все лучшие советы, которые предлагают подчиненные. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказание используется в исключительных случаях. Ученики удовлетворены такой системой руководства и стараются оказать своему руководителю помощь и поддержать морально в необходимых случаях.

Либеральный стиль руководства. Его суть состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия для их работы, задает границы решения, а сам отходит на второй план. За собой он сохраняет функции консультанта, арбитра, оценивающего полученные результаты.

Применение этого стиля имеет все большее распространение из-за появления в коллективах «собственно выращенных» хореографов: неординарных, самобытных, свободных в творческом понимании, которые не хотят находиться под давлением и опекой. Его эффективность зависит от стремления ребят к этому, четкой формулировкой руководителем задач и условий их деятельности, его справедливостью в отношении оценки результатов и вознаграждения.

В каждом конкретном случае между авторитарным, демократическим и либеральным стилями существует определенный баланс, и увеличение доли элементов одного из них будет приводить к уменьшению других.

Различные рассмотренные ситуационные модели позволяют сделать вывод о необходимости гибкого подхода к руководству. Чтобы точно оценить ситуацию, руководитель должен хорошо представлять способности учеников, причину задачи, потребности, полномочия и качество информации.

Руководителю трудно выбрать стиль руководства, удовлетворяющий всех членов его коллектива. Стиль работы складывается подсознательно и постепенно, пока не определится совокупность приемов общения с членами коллектива и воздействия на них, позволяющих находить наиболее эффективное и правильное решение. Становление стиля управления это всегда сложный и долговременный процесс. Руководителю необходимо знать, как подойти к каждому из своих учеников, как правильно направить стимулирующее воздействие и наказать в случае необходимости.

Успешность выбора стиля определяется тем, в какой степени руководитель учитывает способность и готовность подчиненных к исполнению его решений, традиций коллектива, а так же оценит и свои возможности, такие как уровень образования, стаж работы, психологические качества.

Руководитель, который хочет работать как можно эффективно, должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации, а не использовать какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры.

Руководство является в некоторой степени искусством. Возможно, по этой причине исследователи не смогли разобрать и обосновать теорию эффективного стиля руководства, которую можно было бы использовать в самых разных ситуациях и любым руководителем. Но возможно если бы этот стиль был выработан, то само руководство потеряло бы всю свою привлекательность, рискованность, превратилось бы в набор стандартных действий и приемов. Все рассмотренные стили руководства помогут руководителю научиться выбирать стиль сообразный конкретной ситуации. В некоторых ситуациях руководители могут добиться эффективности своей работы, структурируя задачи, планируя и организуя задачи и роли, проявляя заботу и оказывая поддержку. В других ситуациях руководитель может посчитать более правильным оказывать влияние на учеников, а не структурировать условия осуществления их работы. Со временем те же самые руководители сменят стиль из-за изменения характера задачи, с возникающими перед членами коллектива проблемами и многими другими факторами, характерными для коллектива.

Вывод: Поэтому эффективные руководители - это те, кто могут вести себя по-разному - в зависимости от требований реальности.

Похожие работы на - Педагог как руководитель детского коллектива

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!