Обучение восприятию музыки детей дошкольного возраста

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    80,56 Кб
  • Опубликовано:
    2014-05-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Обучение восприятию музыки детей дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ

.1 Понятие музыкальности и её признаки

.2 Сущность и особенности восприятия музыки

ГЛАВА II.Развитие музыкального восприятия у дошкольников

2.1 Развитие музыкального восприятия дошкольников

.2 Характеристика музыкального развития детей младшего дошкольного возраста

2.3 Развитие музыкальности дошкольника в различных видах музыкальной деятельности

ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ

.1 Организация работы по музыкальному воспитанию в дошкольном образовательном учреждении

3.2 Выявление начального уровня музыкальности у детей

3.3 Развитие музыкальности детей младшего дошкольного возраста посредством восприятия музыки

.4 Проверка эффективности проделанной работы на формирующем этапе эксперимента

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Человек с момента своего рождения окружён различными звуками. Он слышит голоса родителей, шумы природы и, конечно же, музыку. Она начинается с песенок, напеваемых мамой, затем приходят какие-то музыкальные увлечения. И, в итоге, музыка настолько прочно входит в жизнь человека, что без неё он себя уже не мыслит.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее почувствовать.

Актуальность темы заключается в том, что музыка является одним из самых богатых и самых эффективных средств эстетического воспитания, дает очень мощное эмоциональное воздействие, развивает чувство вкуса человека. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребёнок познает эталон красоты, присваивает ценный; культурный опыт поколений.

Многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образцах, значимом для него содержании. У ребенка в процессе восприятия музыкальных образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается и не сможет подняться.

Проблема формирования восприятия музыки нашла свое отражение в работах педагогов В.А. Сухомлинского, В.Н. Шацкого. Б.В. Асафьева, психологов Б.М. Теплова, Е.В. Назайкина.

Воспитательные возможности музыки - древнейшего вида искусства признавали многие выдающиеся умы прошлого. Значение влияния музыки на личность отмечали античные философы: Аристотель, Пифагор, Платон. Важное значение музыки в становление личности подчеркивают в своих исследованиях отечественные педагоги Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова.

Проблема исследования заключается в поиске и разработке условий для успешного формирования восприятия музыки детей дошкольного возраста, как средства развития музыкальности. Решение данной проблемы определило цель исследования.

Цель исследования: изучение и апробация методики обучения восприятию музыки детей дошкольного возраста.

Задачи:

.Раскрыть научную сущность восприятия музыки.

.Проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.

. Выявить уровень развития музыкальных способностей дошкольников.

. Опытно-экспериментальная проверка эффективности технологии развития детей дошкольного возраста средствами классической музыки.

Объект исследования - процесс развития музыкальных способностей старших дошкольников.

Предмет исследования - эффективность технологии обучения восприятию музыки детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: Качество восприятия музыки детьми дошкольного возраста зависит от технологии обучения.

Методы исследования.

Теоретические:

анализ педагогической литературы по теме исследования;

интерпретация литературных источников;

обобщение;

Эмпирические:

наблюдение;

тестирование;

беседа;

База исследования. МБДОУ детского сада «Светлячок» п. Приаргунск Забайкальского края.

Теоретическая значимость, научная новизна исследования.

. В работе проанализирован, обобщен, систематизирован научный материал по проблеме развития музыкальных способностей старших дошкольников.

Практическая значимость исследования.

. Составлен диагностический инструментарий для оценки уровня развития музыкальных способностей старших дошкольников.

. Разработаны методические рекомендации для педагогов ДОУ.

Учитывая объект, предмет и цель исследования, мы сосредоточили внимание на решении следующих задач:

Методологическую основу исследования составляют: теория музыкальной деятельности Н.А. Ветлугиной, О.П. Радыновой и психология музыкальных способностей Теплова Б.М.

Структура квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ

.1 Понятие музыкальности и её признаки

обучение восприятие музыка дошкольный

Понятие "музыкальность" имеет разные, хотя и взаимосвязанные значения. Мы относим данное понятие, прежде всего к особому свойству, качеству восприятия, переживания или исполнения музыки.

Кроме того, музыкальностью называют индивидуально-психологическую характеристику личности, которая выражается в интуитивной глубине и тонкости эмоционального переживания смысла музыки, способности передавать его в интонировании, в исполнительской интерпретации музыкальных произведений. И в этом плане музыкальность выступает одним из синонимов музыкальной одаренности.

Но с психологической точки зрения музыкальная одаренность шире музыкальности, поскольку включает в себя не только собственно музыкальные, но и другие свойства личности, например: активность воображения, богатство зрительных образов и их тесную связь со слуховой сферой, тонкость слуходвигательной реакции, эмоциональную реактивность и др.

Людей, обладающих музыкальностью, гораздо больше, чем музыкально одаренных. Точно так же не следует отождествлять понятия "музыкальность" и "музыкальный талант". Человек может быть музыкальным, но не обладать талантом музыканта. Как ни парадоксально, но возможен и обратный вариант, когда обладание яркими исполнительскими способностями сочетается со слабо выраженной музыкальностью.

Итак, все понятия, которыми мы привыкли описывать индивидуальные проявления музыкальных способностей, акцентируют различные их психологические стороны и проявления. Музыкальность немыслима без основных музыкальных способностей, но и не сводится к ним.

Музыкальность прямо не зависит от сенсорных способностей, например от чувствительности слуха. Но бедность сенсорных способностей человека представляет серьезное препятствие для развития музыкальности<#"733305.files/image001.gif">

Рисунок -1 Уровень музыкальности детей на констатирующем этапе эксперимента

В целом можно констатировать, что у детей развитие музыкальности находится не на должном уровне.

Диагностика констатирующего этапа позволила определить направление в работе по использованию музыкально-тематических занятий, а также заставила задуматься над разработкой и использованием различных форм и методов развития музыкальности дошкольников.

3.3 Развитие музыкальности детей младшего дошкольного возраста посредством восприятия музыки

Музыкальное развитие детей дошкольного возраста в МБДОУ детского сада «Светлячок» осуществляется посредством занятий. Подобранный репертуар системы позволяет выстраивать занятия вокруг какой-либо темы, объединить их сюжетом, сказкой, игрой и облегчает варьирование их видов.

Чтобы открыть дошкольникам дверь в мир музыки, музыкальный педагог старается развивать у них способности, путем воспитания музыкального слуха и эмоциональной отзывчивости - двух важнейших компонентов музыкальности. Вне их невозможно приобщить ребенка к этому прекрасному миру, невозможно и целостное развитие личности.

На втором этапе исследовательской работы явилась апробация методики развития музыкальности у детей младшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.

Характеризуя музыкальность, надо рассмотреть те способности, наличие которых необходимо ребенку для выполнения конкретной деятельности - слушания, исполнения, творчества. Такими способностями являются:

1.   Способность целостного восприятия музыки (т.е. внимательное слушание и сопереживание художественного образа в его развитии) и дифференцированного (различение средств музыкальной выразительности);

2.   Исполнительские способности (чистота певческих интонаций, согласованность движений при игре на детских инструментах);

3.   Способности, проявляющиеся в творческом воображении при восприятии музыки, в песенных, музыкально-игровых, танцевальных импровизациях.

Музыкальность особенно проявляется в активной самостоятельной деятельности. Если слушание музыки вызывает сопереживание, сочувствие тому, что в ней выражено, рождает ассоциации, то можно говорить о творческом характере процесса слушания.

Формируя музыкальность у детей, мы стремились к тому, чтобы дети запоминали отдельные музыкальные произведения, узнавали их при повторном исполнении.

Музыкальное развитие ребёнка должно осуществляться естественно и непринужденно. Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки - задача сложная.

Игра- любимый вид деятельности младших дошкольников, поэтому работу по развитию восприятия музыкальных произведений организовали в игровой форме. Как правило, на занятие приходило какой-либо кукольный персонаж (мягкая игрушка, петрушка, игрушечная машина и т.д.). Он «разговаривает», «двигается» с малышами, помогая им активно включаться в разговор с игрушкой, отвечать на ее вопросы.

Например, «Мишка приехал в гости». Перед детьми появляется Мишка и приветствует их. Мишка рассказывает, как долго он добирался до нашего детского сада. - А на чем я ехал, - добавляет Мишка, - вам сейчас расскажет музыка. Исполняются музыкальные произведения («Поезд» Н. Метлова, «Самолет» Е. Тиличеевой, «На лодочке» Е. Макшанцевой.). Дети слушают и отвечают.

Все малыши очень любят отгадывать загадки, а помогает им в этом чудесный мешочек. В него прячутся игрушки, которые пришли к детям. Звучат знакомые произведения. Дети по звучанию музыки отгадывают, что находится в мешочке.

Чтобы помочь ребенку услышать и понять музыку, мы используовали дидактические игры: «Птицы и птенчики», «Кто в домике живет», «В лесу», «К нам гости пришли», «Солнышко и дождик», «Подбери игрушку», «Поезд». (Приложение 2)

Дети при этом легко и с желанием отвечают на вопросы о прослушанной мелодии: «Это музыка весёлая и быстрая», или «Музыка медленная и печальная». Кроме того использование музыкально- дидактических игр даёт возможность детям несколько раз слушать одно и тоже произведение в ненавязчивой форме.

Маленьким детям сложно слушать и запоминать инструментальную музыку, которая не сопровождается пением и не связана с игровым персонажем, поэтому при слушании таких пьес, как «Марш», «Колыбельная», «Песня», для закрепления провожу игры «Что делают дети», «Зайцы», «Песня, танец, марш». Дети с удовольствием передают характер марша, весёлой пляски, колыбельной песни в игровых импровизациях, а это в своё время ведёт к лучшему запоминанию музыкального материала.

Развитию эмоциональной сферы помогает пальчиковая гимнастика, в основу которой положен синтез движения, поэтического слова и музыки. Игровой и музыкальный характер упражнений является прекрасным средством развития эмоций ребёнка, делая процесс обучения интересным и увлекательным. Такие упражнения, как «Зайчик», «Солнце», «Моя семья» - очень нравятся детям.

У детей младшего дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, поэтому предлагаю детям подобрать сюжетные картинки с изображением главного героя в разных эмоциональных состояниях в соответствии с характером услышанной музыки.

В силу того, что дети 3 - 4 лет имеют небольшой словарный запас, выразить словами настроение и характер музыки им сложно. Гораздо проще передать характер персонажа и настроение музыки с помощью движений, поэтому малыши с удовольствием выполняют этюды - подражания птицам и животным, такие как «Медведь и зайцы», «Воробышки и кот», «Птички и собачка», «Кошка и котята».

В дидактических играх - «Какую музыку слушает колобок?», «А ну-ка, угадай-ка», использовали пиктограммы, которые помогли детям более точно обозначить и осознать свои эмоции.

Для того, чтобы детям было легче понять эмоциональное состояние героя музыкального произведения, а потом отобразить его в движении, мы включили в занятия игры и упражнения на мимику и пантомимику.

Такие, как «Снеговички и сосульки», «Котятки и перчатки», «Гости». Дети с удовольствием изображают больного и здорового котика, ворчливых толстых снеговичков и худеньких и обидчивых сосулек.

В своей работе мы использовали такой прием как рассказывание. Для этого подбирали сказки, небольшие рассказы, которые можно проиллюстрировать музыкой. В сказку включали 2 - 3 инструментальные пьесы, соответствующие программе выразительные и короткие. Одна из них может повторяться дважды.

Чтобы не снижать интереса детей к музыке при многократном повторении произведения, мы выбирали для каждого занятия новое задание, новый методический прием. Знакомя детей с одним произведением в течение длительного времени, на каждом из занятий были посталены перед детьми все более сложные задачи. Это способствовало тому, что восприятие детьми музыкального произведения становилось более полным, более детальным

Постепенно благодаря играм, дети начали осваивать умение распознавать знакомые произведения. Все это способствовало лучшему восприятию музыкального материала, его осмыслению и запоминанию.

Каждое занятие было пронизано линией сквозного развития, одно событие (задание) вытекало из другого. Занятия получались очень содержательными, интересными.

В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

В ходе формирующего эксперимента мы старались использовать все виды музыкальной деятельности, в том числе и игру на музыкальных инструментах, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыке, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, расширяет музыкальное воспитание ребенка.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.

Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов.

Так как знакомство с музыкальными инструментами начинается с первой младшей группы, то испытуемые дети имели представление о некоторых музыкальных инструментах, таких как, колокольчики, дудочки, погремушки, металлофон.

На занятиях мы предлагали детям творческие индивидуальные задания с использованием бубна. Например, воспитатель подходил к ребенку, давал ему бубен и просил назвать свое имя. Ребенок ударял по бубну, передавая ритмический рисунок своего имени с одновременным проговариванием ( Ви-ка - два удара, По-ли-на- три удара и т.д.) Если кто-то из детей затруднялся выполнить это задание, воспитатель помогал ему. Данные творческие задания предлагались детям не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности детей.

Дети этого возраста без особых трудностей различают по звучанию два разных колокольчика (низкое и высокое звучание). Поэтому работу с этим музыкальным инструментом, начатую ранее, мы продолжили и в этой возрастной группе. Для этого мы использовали пьесу «Скворцы и вороны» из «Музыкального букваря» Н.А.Ветлугиной. Музыкальный руководитель играл пьесу, а воспитатель предлагал детям позвенеть колокольчиком с высоким звучанием, если поют скворцы и с низким звучанием, если закаркали вороны.

Мы заметили, что детям этого возраста доставляет огромное удовольствие выполнять различные движения с инструментами.

Такие занятия нравятся детям, смена детской деятельности позволяет удовлетворить потребности и интерес дошкольников к воплощению в рисунках, работах своих музыкальных впечатлений, переживаний, связанных с прослушанной музыкой.

К продуктивной деятельности приступаем тогда, когда дети хорошо познакомились с музыкальным произведением, прочувствовали его настроение, накопили слуховые и зрительные впечатления.

Предлагаем прослушать музыку и нарисовать то, о чем она рассказывает: «Нарисуй то настроение, которое передает музыка, как она звучит? Какие краски могут передать это настроение?» Очень эффективным приемом является совместное рассматривание и обсуждение рисунков: Созвучен ли рисунок музыке? Какое она передает настроение? Удалось ли его воплотить в красках?

Материал, который использовали в работе с дошкольниками, часто содержали в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного. Это и печальный чёрный цветок, который заколдовала Баба Яга (П.И.Чайковский «Баба Яга»), золотые рыбки (Сен-Санс «Аквариум»), волшебный веер, который может превращаться в бабочек, гармошку и юбочку («Полька», «Вальс», «Мужик на гармонике играет» П.И.Чайковского). Всё это вызывает у детей познавательный интерес и способствует созданию положительной эмоциональной обстановки, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания.

В пении, как и других видах исполнительства, ребенок может активно проявить свое отношение к музыке. Не осознавая еще до конца содержания текста, дети реагируют на песенные интонации: подпевают, приплясывают под веселую музыку, засыпают, прислушиваясь к мелодии колыбельной песни.

Систематическое и планомерное обучение простейшим певческим умениям в детском саду подготавливает детей к занятиям в школе, где пение является одним из учебных курсов.

Наряду с общими задачами, которые стоят перед музыкальным воспитанием в целом (углубление представлений детей о действительности, воспитание их

чувств, развитие музыкального восприятия), педагог в процессе обучения пению должен осуществлять следующие задачи:

Обучать детей певческим умениям;

Выучить песни, указанные в программе;

Развивать детский голос.

И хотя время на исследовательскую работу было ограничено, но уже наблюдалось, как постепенно у малышей обогащался опыт восприятия музыки, воспитывалась эмоциональная отзывчивость на знакомые музыкальные произведения.

.4 Проверка эффективности проделанной работы на формирующем этапе эксперимента

С целью определения эффективности методики по развитию музыкальности младших дошкольников в процессе восприятия музыки, был проведен контрольный эксперимент.

Задачи контрольного эксперимента:

1.      Выявить динамику развития музыкальности младших дошкольников;

2.Определить эффективность методики развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.

На данном этапе использовался тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе эксперимента. Результаты диагностики показали что, слуховое внимание у многих детей стало более организованным, улучшилась реакция на высокие и низкие звуки, а также на определение инструментов по тембру и динамическому звучанию. Стал более точным ритм, и не только в хлопках, но и в передаче его в игре на детских инструментах. Результаты отражены в таблице 2.

Таблица 2- Результаты контрольной диагностики

№ п/п

Имя, фамилия ребенка

Ладовое чувство

Музыкально-слуховые представления

Чувство ритма

Общий балл

Уровень музыкаль- ности





1

2



1

Аладин Игорь

3

3

2

2

10

В

2

Баженов Андрей

2

3

1

2

8

С

3

Егоров Сережа

2

2

2

2

8

С

4

Кузнецов Женя

2

3

1

2

8

С

5

Кошечкин Толя

2

2

1

2

7

С

6

Калинина Анна

1

1

1

2

5

НС

7

Петров Иван

2

2

2

2

8

С

8

Пузикова Лена

3

3

2

2

10

В

9

Степанова Ксюша

2

2

2

2

8

С

10

Саукова Света

2

2

2

2

8

С

11

Таскин Владимир

1

1

1

2

5

НС

12

Тюкавкина Катя

3

3

2

2

10

В

13

Уланова Люда

2

2

2

2

8

С

14

Урванцев Тимур

3

2

2

2

9

В

15

Марков Олег

2

2

2

2

8

С

16

Минеев Володя

2

2

2

2

8

С

17

Мурыгина Оля

3

3

2

2

10

В

18

Микшин Сережа

1

1

1

2

5

НС

19

Шипунов Володя

2

2

2

2

8

С

20

Шестаков Сережа

3

3

2

2

10

В


Анализ таблицы показал что, в экспериментальной группе произошли изменения. Улучшились результаты у шестерых детей (30%). По итогам диагностики их общий результат увеличился на 2 балла и достиг высокого уровня. У девятерых детей (45%) результат увеличился на три и два балла, но уровень их продолжает быть средним, у двух детей (10%) уровень остался без изменений. Трое детей (15%) остались с результатами ниже среднего и, к сожалению, следует констатировать тот факт, что у них не произошло улучшения результатов.

Это вызвано, с одной стороны, тем, что дети развиваются неодинаково, их музыкальные проявления индивидуальны; с другой стороны, спецификой обучения некоторым видам музыкальной деятельности, предполагающим контакт с каждым ребенком в отдельности.

Индивидуальная динамика результативности контрольной диагностики в группе представлена на рисунке 3

Рисунок 2- Индивидуальная динамика результатов контрольной диагностики детей экспериментальной группы.

По итогам выполненных заданий, учитывая общий балл, мы распределили детей по уровням музыкальности. Данные результаты мы также перевели в проценты и получили такой результат- 30% детей улучшили свой результат и поднялись на высокий уровень, 55% имеют средний уровень, 15% - низкий уровень. Данные нашли свое отображение на рисунке 3.

Рисунок 3 -Уровень музыкальности детей на контрольном этапе эксперимента

Итак, мы пришли к выводу, что музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых ярко выражены - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма, это свидетельствует о музыкальности; у других детей - позже, труднее.

Наиболее сложно развиваются музыкально - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте.

Но отсутствие раннего проявления способностей, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления. А с теми детьми, у которых не произошли изменения, в процессе эксперимента нужна кропотливая и упорная работа не только музыкального руководителя, но и их родителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследовательской работы и анализа литературы по данной теме нами была изучена научная сущность восприятия музыки. Были определены психолого-педагогические основы содержания восприятия музыки.

В процессе экспериментальной работы мы выявили особенности развития музыкальности у детей экспериментальной группы, а также апробировали серию музыкально- тематических занятий по развитию музыкальности детей.

И хотя, формирование музыкальных способностей это длительный путь, требующий от родителей и музыкального педагога упорной и терпеливой работы, у большинства детей уже сейчас видна положительная динамика. Это подтверждается результатами контрольной диагностики нашей исследовательской работы. Те формы и методы, которые мы использовали в своей работе, оказали существенное влияние по формированию музыкальности детей.

Выявление предположительно имеющихся способностей возможно лишь тогда, когда их развитие уже можно диагностировать, то есть уже заметен достигнутый уровень. Поэтому необходимо каждому ребенку дать возможность обучения, в процессе которого и будет ясна картина. И здесь ответственность ложится на музыкального руководителя и родителей ребенка. Формирование способностей требует от родителей и учителей упорной и терпеливой работы.

В течение длительного времени надо упорно развивать и формировать личность маленького человека и вместе с ним стремиться к достижению больших результатов, которых чаще всего можно добиться не очень быстро.

Исследовательскую работу можно считать репродуктивно-творческой, так как в ней применялись нестандартные приемы, методы, формы и средства организации музыкально-образовательной работы в детском саду, использование, которых способствует развитию элементов абстрактного мышления, произвольной памяти, музыкальных способностей, возникновению у детей интереса к музыке

Знания и умения, все то, новое, что открывает детский сад детскому уму, должны приходить детям в живом виде, таким, каким все это приходит к нам в жизни. Надо, чтобы, вникая в эти незнакомые еще уму вещи, чувство детей раскрывалось для жизни как можно полнее, чтобы широкий, многозвучный мир вскрывался перед ними и, чтобы они, через эти новые знания, входили в него всем своим жизненным существом, радуясь жизни. И этому может сильнее всего помочь музыка.

Музыку дети примут и полюбят только тогда, если она подойдет к ним просто, не в виде чего-то изобретенного взрослыми с воспитательными целями, для дисциплины или развития их детского ума и чувства, а в виде действительно нужной вещи, чего-то настоящего, что есть во всем мире вокруг, чего нельзя не слышать.

Слушая музыку, дети должны как бы внутренне сотворить ее. Их собственной, внутренней, близкой душе музыкой должна быть музыка, рассказывающая им занимательный музыкальный рассказ.

Музыка-это одно из средств оздоровления детей. Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. И это совсем не означает, что из малыша с пеленок необходимо растить гениального музыканта, но научить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ей - в наших силах. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших функций музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Эмоциональная отзывчивость проявляется в наибольшей степени в двух способностях: ладовом чувстве (эмоциональный компонент слуха) и чувстве ритма (эмоциональная способность). Поэтому эмоциональная отзывчивость на музыку прежде всего развивается в восприятии музыки (предшествующем и сопутствующем всем видам музыкальной деятельности).

Содержание которых будет способствовать наилучшему восприятию музыки подтвердилось.

Опыт работы по систематизации содержания музыкально- образовательной деятельности в детском саду может быть полезен музыкальным руководителям и воспитателям, работающим по программам «Детство», «Радуга», «Камертон», «Музыкальные шедевры», «Гармония» и др.

В ходе исследования нами была выполнена цель исследовательской работы, а гипотетическое положение о том, что развитие музыкальности детей возможно, если будут созданы определенные педагогические условия, подтверждено.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Специальная литература

А) Учебники, учебно-методические пособия

1.Ветлугина Н.А.Методика музыкального воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 1989-270с.

.Ветлугина Н.А.Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 1981.-240с.

.Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. -320 с.

.Дмитриева Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе. Учеб. для сред. пед. учеб. заведений / Дмитриева Л. Г. - М. : Академия , 2000. - 239 с.

.Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития: Пособие для муз. руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2003. - 173 с.

. Зацепила М. Б. Праздники и развлечения в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей для работы с детьми 3-7 лет. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 134 с.

. Музыка и воспитание/ сост. Т.Е. Заводова. -Мн.: Красико-Принт, - 2005.

.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей - М., Наука, 2003-379с.

.Психология музыкальной деятельности. / под ред. Г. Цыпина - М., Академия, 2003

.Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: В 2 ч. Ч.1: Учеб.-метод. пособие. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 112 с.: ноты. (Б-ка музыкального рук. и педагога музыки).

. Костина, Э.П. Камертон: Программа муз. образования детей раннего и

дошкольного возраста/ Э.П. Костина. - М.: Просвещение, 2004. - 223 с

.Костина, Э. П. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» / Э. П. Костина. - М. : Линка-пресс, 2008. - 20 п. л.

.Кошмина И. В. и др. Музыкальные сказки и игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 56 с.: ноты. - (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки).

. Сауко Т.Н., Буренина А.И. «Топ-хлоп, малыши»: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. - СПб. 2001г

.О.В. Савинкова О.В., Полякова Т.А. «Раннее музыкально-ритмическое развитие детей». - М., ООО «Престо», 2003.

.Шеин, В.А. Гамма: сценарии муз. развивающих игр по обучению детей

-6 лет муз. грамоте. - М.: Гном и Д, 2002 - 62с.

.Юдина Е. И. Поурочно-методические разработки по музыке - М. : ВЛАДОС , 2002. - 143 с.

.Ходонович Л.С. Музыкально-творческое развитие дошкольников: планирование, учет, контроль: пособие/ Л.С. Ходонович.- Мн.: ИВЦ, Минфина, - 2005.

Б) Монографии

.Багадуров В. Вокальное воспитание детей - М., Музыка, 2007

.Барышева Т.А. Эмпатия и восприятие музыки. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. - М.: Инфра-М, 2000

.Берхин Н.Б. Роль сопереживания в восприятии и создании художественных произведений - М.: 2006, 50 с. 11.

.Буренина А. И. Музыкальная палитра: музыкальное воспитание в детском саду, семье и школе. - М.: Ред. журнала «Музыкальная палитра», 2008

23.Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

.Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. -М.: Просвещение, 2006.

.Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду: программы и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

.Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

27. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду: вокально-двигательные разминки, музыкальные игры, танцевальные движения, слушание фрагм. опер и балетов, музыкальные аутотренинги. - М.: ВАКО, 2006

28.Домогацкая И. «Первые уроки музыки». - М., «Росмэн», 2003.

.Ежкова Н.С. Приобщение дошкольников к ценностям: теория и методика- 2010. - 135 c.

.Малахова Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

.Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.: АРКТИ, 2000. - 203 с.

.Назайкинский Е.З. Звуковой мир музыки. - М.: Просвещение, 2002.-130с.

.Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников.-М.: Просвещение, 2006.

.Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Природа и музыка. -М.: ТЦ Сфера, 2009.

.Светличная, Л.В. Новая сказка о музыке: - М.: ТЦ, Сфера, 2004. - 64 с.

.Сказка в музыке. Музыкальные инструменты. - М.: ТЦ Сфера, 2009.

.Чустова .Л.И. Гимнастика музыкального слуха. -М., «Владос», 2003. 39.Школяр Л. В. Теория и методика музыкального образования детей - М. : Флинта; Наука , 1999. - 330 с.

В) Научные статьи

40.Ванечкина И.Л., Галеев Б.М. От аналогии и синестезии к синтезу: Эволюция идей «Видения музыки» // Музыка и время, 2005, № 4. С. 62 - 66.

. Дубравская, Е.И. Ступеньки музыкального развития. Журнал в

Дошкольное воспитание, №8 2000г.

.Климова С. И. Музыкально-эстетическое развитие детей дошкольного возраста // Школа. - 2000. - N 4. - С. 28-29

.Комиссарова Л. Н. Ребенок в мире музыки // Ребенок в дет. саду. - 2004. - N 5. - С. 14-23

.Молчанова И. В. Дружит солнышко с весной. Развлечение // Ребенок в дет. саду. - 2009. - N 2. - С. 67-68

. Нечаева О.О. О Фуге Чурлениса. Из книги Ф. Розинера // Искусство в школе - 2001. - №5. - С.18-24.

.Симукова, В. Инструменты симфонического оркестра. Журнал Музыкальный руководитель, №2. 04г.

.Тарасова, К. Новые программы и методики. Журнал Музыкальный

руководитель, №1, 2004

. Интернет-ресурсы

48. Добро пожаловать на наш сайт //URL http://svetlyachok-sad.ucoz.com/(2014г <http://svetlyachok-sad.ucoz.com/(2014г>., 10 февраля)

.Значение музыкальной деятельности для всестороннего воспитания и развития детей дошкольного возраста//URL http://buslik.net/mvosp/125-znachenie-muzykalnoj-deyatelnosti-dlya-vsestoronnego-vospitaniya-i-razvitiya-detej-doshkolnogo-vozrasta.html <http://buslik.net/mvosp/125-znachenie-muzykalnoj-deyatelnosti-dlya-vsestoronnego-vospitaniya-i-razvitiya-detej-doshkolnogo-vozrasta.html> (2014г., 14 февраля)

.Развитие ритмического слуха и творческих способностей в процессе музицирования у старших дошкольников //URL http://www.maaam.ru/detskijsad/razvitie-ritmicheskogo-sluha-i-tvrcheskih-sposobnostei-v-procese-muzicirovanija-u-starshih-doshkolnikov.html <http://www.maaam.ru/detskijsad/razvitie-ritmicheskogo-sluha-i-tvrcheskih-sposobnostei-v-procese-muzicirovanija-u-starshih-doshkolnikov.html> (2014г. 13 февраля)

.Сущность и содержание понятия «музыкальное просвещение» //URL <http://bookmeta.com/book/472-istoriya-razvitiya-muzykalnogo-prosveshheniya -pavlodarskogo-priirtyshya-uchebnoe-posobie-aa-smetanova/5-glava-1-sushhnost-i-soderzhanie-ponyatiya-muzykalnoe prosveshhenie .html (2014г.,14> февраля)

Приложение 1

Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе слушания музыки

«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЦВЕТЫ»

Игра на определение характера музыки

Игровой материал. Демонстрационный: три цветка, изображающих три настроения грустное, весёлое, спокойное, изображающие три типа характера музыки:

Добрая, ласковая, убаюкивающая, спокойная (колыбельная);

Грустная, жалобная;

Весёлая, радостная, плясовая, задорная.

Раздаточный: у каждого ребёнка один цветок, отражающий характер музыки.

Ход игры:

Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребёнок берёт цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Если произведение известно детям, то ребёнок говорит его название и имя композитора. Другой способ: перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.

«ВЕСЁЛЫЙ ПОЕЗД»

Игра на развитие слуховых представлений.

Игровой материал: игрушка - поезд.

Цель: закреплять умение различать изменения темпа музыки

Методика проведения:

Педагог исполняет музыкальную пьесу, в которой передаётся движение поезда: сначала он движется медленно, затем быстрее и быстрее, а к концу пьесы движение замедляется, поезд останавливается. При повторном прослушивании пьесы желающие дети двигают поезд, передавая точно изменения темпа.

«КОГО ВСТРЕТИЛ КОЛОБОК?»

Игра на развитие тембрового слуха, формирование творческих навыков.

Игровой материал: Картинка, изображающая фрагмент сказки, когда колобок катится по тропинке, размером 30 x 40 см., с прорезью, в которую вставляется выдвижная лента с изображениями зайца, волка, медведя.

Цель: развивать у детей представление о регистрах (высокий, средний, низкий), формировать творческие навыки, основы песенной импровизации.

Методика проведения:

Вариант 1. Дети вспоминают сказку «Колобок», перечисляют всех персонажей, которые встречаются колобку на пути. Затем педагог исполняет в разной последовательности музыкальные пьесы, характеризующие персонажей сказки. Каждая пьеса звучит в определённом регистре. «Заяц» - в высоком регистре, «Лиса - в среднем, «Волк» - в низком, «Медведь» - в очень низком. После прослушивания какой-либо пьесы, дети отгадывают кто изображён в музыке (кого встретил колобок), и передвигают линейку с персонажами на нужную позицию.

Вариант 2 (творческая импровизация) Детям предлагается сочинить музыкальную сказку. Несколько детей исполняют песенки персонажей, придумывая свой мотив, в том регистре, которым должен петь тот или иной персонаж. Остальные дети отгадывают, кого встретил колобок. Отгадавший ребёнок передвигает линейку на нужную позицию.

Музыкальный репертуар.

«Кого встретил колобок?» муз. Г. Левкодимова сб. Л. И. Комисаровой,

«КТО ПОЁТ?»

Игра на определение регистра.

Игровой материал: три карточки из картона, на которых изображены мама, папа и маленький сынишка.

Цель: развивать у детей способность различать регистры (высокий, средний, низкий).

Методика проведения: Дети слушают рассказ о музыкальной семье (при этом музыкальный руководитель показывает соответствующие картинки), в которой все любят музыку и песню, но поют разными голосами. Папа - низким, мама - средним, сынишка - тоненьким, высоким голосом. Дети прослушивают исполнение трех пьес, звучащие в разных регистрах и получают их разъяснения. Пьеса, звучащая в низком регистре называется “Рассказ папы” (папа рассказывает о военном походе); пьеса, звучащая в среднем регистре, называется “Колыбельная песня” (мама поет колыбельную своему сыну); пьеса, звучащая в высоком регистре, называется “Маленький марш” (мальчик, напевая, марширует под музыку). После повторного исполнения каждой из пьес дети отгадывают, чья музыка звучала, выбирают нужную карточку и показывают ее, объясняя свой выбор. Задание выполняется всей группой детей, затем индивидуально, при этом “музыкальные загадки” исполняются в разной последовательности.

«УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ!»

Игра на закрепление знаний о регистрах.

Ход игры. Взрослый говорит: “А можно ли узнать человека по голосу? Давайте закроем глаза и будем отгадывать, чей же это голос, кто говорит". Дети на слух определяют тембр голоса поющего: "Эту песенку свою я тебе, дружок спою. Ты глаза не открывай, кто я - ну-ка, угадай".

Да, оказывается можно узнать человека по голосу. А как поэт нам рассказал об этом в стихах?”.

Зачитываются стихи.

Выхожу я в коридор, а за дверью разговор.

Без труда могу я сам их узнать по голосам:

Слышу: мама говорит. Мамин - звонкий, серебристый;

Слышу: папа говорит. Папин - низкий и басистый.

Взрослый говорит: “А композитор сочинил целую музыкальную сценку. Теперь постарайтесь узнать в музыке голоса мамы и папы. Поднимите руку, когда услышите «мамин голос» и опустите на колени, когда зазвучит «папин голос”. Обратите внимание: в конце произведения звучат сразу два голоса - папин и мамин”.

Музыкальный репертуар. «Кто поет?» Г. Левкодимова; «Папа и мама разговаривают» И. Арсеев.

«ГРОМКО - ТИХО»

Игра на различение динамических оттенков.

Цель. Закреплять умение в различении динамических оттенков музыки: тихо (p), громко (f), не слишком громко (mf).

Описание дидактического пособия. Карточка, разделенная на три квадрата. Три маленьких карточки-квадрата одного цвета, но различных по насыщенности, (одна оранжевого цвета, другая - розового, третья - бордового), которые условно соответствуют определенному динамическому оттенку. Карточка оранжевого цвета соответствует тихому звучанию музыки; розового - более громкому звучанию и карточка бардового цвета - громкому звучанию музыки.

Методика проведения. Детям раздаются карточки, объясняется их назначение. Затем они слушают музыкальное произведение, где динамические оттенки изменяются последовательно: от негромкого (меццо форте) звучания первой части к тихому (пиано) второй и громкому (форте) - третьей. Пьеса исполняется дважды. Сначала дети слушают музыку. При повторном исполнении они выкладывают на карточке квадраты, соответствующие по цвету динамическим оттенкам музыки.

Для повышения интереса и эмоциональной активности у детей проводится музыкально-дидактическая подвижная игра, инсценировка небольшой сказки, где дети, изображая разных героев, должны были различать слова «громко», «тихо», «чуть потише», «чуть погромче» и изображать это. Каждый раз героев играли дети с разным уровнем сформированности динамического слуха, и день ото дня можно было наблюдать что-то новое с элементами творчества детей.

«СЛОЖИ ПЕСЕНКУ»

Игра на различение формы музыкального произведения

Игровой материал: Кружки и прямоугольники разного цвета.

Цель: Развивать у детей умение различать форму музыкального произведения (запев, припев в песне), передавать структуру песни, состоящую из повторяющихся элементов в виде условного изображения.

Методика проведения: Педагог исполняет песню и просит определить, есть ли в ней запев, припев, сколько куплетов, сколько раз повторяется припев. После этого предлагает одному из детей сложить песенку с помощью разноцветных фигурок: каждый новый куплет обозначается кружком какого-либо цвета, а припев - прямоугольником. Во время повторного исполнения песни ребёнок выкладывает геометрические формы в той последовательности, которая соответствует строению песни. Остальные дети проверяют, правильно ли выложены формы. Как вариант - выполнение задания несколькими детьми - кто правильно?

«РАЗНОЦВЕТНЫЕ КУБИКИ»

Игра на различение формы музыкального произведения.

Игровой материал: разноцветные кубики, изготовленные таким образом, что 4 боковых стороны кубика окрашены красным, жёлтым, зелёным, синим цветом, на верхней грани - прямоугольник, на нижней - кружок.

Цель: Закреплять умение различать в музыкальном произведении части, вступление и заключение.

Методика проведения:

этап освоения. Педагог исполняет пьесу, где 1 и 3 части повторяются, а 2 часть - контрастная по характеру. При повторном исполнении дети выкладывают кубики так, чтобы верхние плоскости 1 и 3 кубика были одинаковы по цвету, а у второго - другого цвета. Педагог может исполнять пьесу из 3 разных частей. Тогда каждая часть обозначается одним цветом кубика.

этап освоения. Дети учатся различать не только разные части, но и вступление и заключение. Сначала они также определяют части произведения, а при повторном прослушивании определяют есть в пьесе вступление и заключение. Если есть музыкальное вступление, то перед кубиками, обозначающими части пьесы кладут кубик, на верхней стороне которого изображён прямоугольник, если есть музыкальное заключение, то последним кладут кубик, на верхней стороне которого изображен кружок.

«УЗНАЙ СКАЗКУ»

Игра на определение характера музыки

Цель. Различать контрастный характер частей в музыке в связи с ее содержанием и развитием музыкального образа.

Игровой материал. Две квадратные карточки спокойного, зеленого цвета, обозначающие первую и третью части музыки, в которых раскрывается нежный лиричный образ Красной Шапочки. А также один квадрат тревожного, красно-оранжевого цвета обозначающий среднюю часть, характеризующую появление Серого Волка.

Методика приведения. Вспомнив сказку о Красной Шапочке, дети слушают трехчастную пьесу, в которой две части одинаковые, а вторая - контрастная по характеру. Внимательно прослушав пьесу, дети высказывают свое мнение, где музыка рассказывает о Красной шапочке и где - о Сером Волке.

Затем взрослый говорит: «В начале произведения музыка звучит весело - это Красная Шапочка радуется, что идет к бабушке. А за кустом притаился Серый Волк. И музыка зазвучала тревожно, даже страшно. Но скоро музыка изменилась снова. Красная Шапочка рада - вот и бабушкин дом.

Послушайте стихи:

Красная Шапочка песенку поет.

Красная Шапочка к бабушке идет.

А в чаще за кустами Серый Волк сидит,

Щелкает зубами, за девочкой следит.

Красная Шапочка песенку поет.

Красная Шапочка к бабушке идет.

А теперь послушайте музыку еще раз и определите, сколько в ней частей и все ли они разные». После повторного исполнения пьесы, дети выкладывают карточки в такой последовательности, в какой изменялся характер музыки, т. е. менялись музыкальные характеристики сказочных героев.

Музыкальный репертуар. «Красная Шапочка и Серый Волк» И. Арсеев.

«ВЫБЕРИ ИНСТРУМЕНТ»

Игра на развитие слуховых представлений.

Игровой материал: карточки с изображением колокольчиков, металлофона, гармошки.

Цель: развивать представление об изобразительных возможностях музыки.

Методика проведения: Детям исполняются пьесы, в которых передаются характерные особенности звучания музыкальных инструментов. «Белка» - звучание колокольчиков, металлофона. «Парень играет на гармошке» - звучание гармошки. Дети должны выбрать подходящие к пьесе картинки.

Музыкальный репертуар: «Белка» Н. Римский-Корсаков, «Парень играет на гармошке» Г. Свиридов

«КОТ И МЫШИ»

Игра на различение динамических оттенков.

Цель: совершенствовать умение детей различать динамические оттенки, развивать творческую фантазию, умение выразительно передавать музыкально-игровой образ.

Ход игры: Взрослый читает стихотворение, сопровождая его музыкальными отрывками, исполняемыми в той динамике, которая озвучена стихотворением, дети выполняют действия, согласно тексту и динамике.

Жил кот Василий. Ленивый был кот! Острые зубы и толстый живот.

Очень тихо всегда он ходил. Громко настойчиво кушать просил.

Да чуть потише на печке храпел. Вот вам и все что он делать умел.

Кот как-то раз видит сон вот такой, будто затеял с мышами он бой.

Громко крича, он их всех исцарапал своими зубами, когтистою лапой.

В страхе тут мыши тихо взмолились: Ой, пожалей, пощади, сделай милость!

Тут чуть погромче воскликнул кот «Брысь!» и врассыпную они понеслись.

Пока кот спал, происходило вот что:

Мыши тихо вышли из норки, Громко хрустя, съели хлебные корки, потом чуть потише смеялись над котом, они ему хвост завязили бантом.

Василий проснулся и громко чихнул; к стене повернулся и снова заснул.

А мыши лентяю на спину забрались, до вечера громко над ним потешались.

Музыкальный репертуар. «Громкая и тихая музыка» Г. Левкодимова.

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАЛИТРА»

Игра на развитие творчества при восприятии музыки.

Игровой материал: листы бумаги, вырезанные в форме палитры, краски, кисточки. Методика проведения: Дети подходят к столам, на которых заранее подготовлены краски, кисточки, листочки бумаги, вырезанные в форме палитры.

Дети слушают фрагменты музыкальных произведений и, рисуют на палитре кружок цветом, соответствующим, по их мнению, характеру музыкального произведения.

Примечание: с детьми старшей группы игра проводится во второй половине учебного года, когда детьми накоплен определённый опыт слушания, анализа и сопоставления разнохарактерных произведений. С детьми подготовительной группы игру можно провести в начале учебного года и второй раз в конце года, это позволит проверить эффективность проведённой работы.

Репертуар: Старшая группа - П. И. Чайковский «Детский альбом», произведения, рекомендованные программой для слушания; подготовительная группа - П.И. Чайковский «Времена года», произведения, рекомендованные программой для слушания. Изображение палитры

«ВОЛШЕБНЫЙ ВЕЕР»

Игра - моделирование на знание жанров музыки.

Игровой материал: Кукла, корзиночка, веера по количеству играющих детей, сложенные из цветной двусторонней бумаги.

Цель: развивать воображение и творчество, закрепить знание жанров музыки, формировать устойчивый интерес к различным видам и жанрам музыкального искусства.

Методика проведения:

Педагог показывает куклу с веером и корзиночку с веерами для детей.

Кукла говорит: «Дружок, становись со мной в кружок!»

Значит нас, детвора, ждёт весёлая игра.

Дети становятся в круг.

Есть у куклы Кати волшебный веер. Да не один, вот как много.

(Раздаёт детям веера, куклу сажает в центр круга).

Он может превращаться в различные предметы. Подумайте, что ещё можно сделать из веера, как его можно сложить?

В этой игре нам поможет музыка. Дети знают, что музыка бывает разная. Какие вы знаете музыкальные жанры? Ответ детей.

Итак, если вы услышите вальс, веер останется веером, если марш - сложим из веера прямую дорожку, если полька - веер превратится в юбочку, а если зазвучит песенка - веер станет гармошкой.

Проводится игра - моделирование «Волшебный веер»

Игровое упражнение «Знаешь ли ты музыку П. И. Чайковского?»

Программное содержание: развивать слуховую сосредоточенность, музыкально-слуховые представления.

Игровые пособия: наборы сюжетных картинок, соответствующих содержанию музыкальных произведений, по количеству играющих детей. Флажки.

Музыкально-дидактический материал: фортепиано или аудиозапись. Музыкальные произведения: «Новая кукла», «Болезнь куклы», «Камаринская», «Песня жаворонка», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс», «Баба-яга» П. И. Чайковского.

Ход игрового упражнения: Дети сидят за столами.

Педагог: «Дети, сейчас мы с вами будем слушать и узнавать произведения великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Я раздам вам карточки с рисунками, изображающими содержание музыкальных произведений. Рассмотрите их внимательно и положите в ряд перед собой (дети выполняют указание педагога). Теперь я буду играть знакомые вам произведения Петра Ильича Чайковского, а вы должны вспомнить, как они называются. Если узнаете произведение, отберите и поднимите вверх карточку с изображением его содержания. Тот, кто отгадает правильно, получит фишку. В конце слушания музыки мы подсчитаем фишки и узнаем, кто же лучше всех знает музыку Петра Ильича Чайковского!»

Примечание: до проведения упражнения дети должны быть ознакомлены с музыкой П. И. Чайковского в ходе вечеров досуга, занятий, самостоятельной деятельности. Упражнение можно проводить и по произведениям других композиторов.

«Рисуем музыку»

Музыка по-своему передаёт жизнь окружающего мира, мысли и чувства человека, красоту природы. Выполните с ребёнком интересное задание.

Прослушайте музыкальное произведение, побеседуйте о том, какое настроение было в начале музыки, как закончилось произведение - так же как начиналось или по-другому. Какие настроения и переживания оно разбудило?

Теперь предложите нарисовать свои впечатления. Пусть он рисует то, что чувствует или представляет, когда слушает музыку. Это поможет глубже проникнуть в содержание и настроение музыки.

Другой вариант рисования музыки - изображение музыки линиями. Под звучание музыкального произведения, ребёнок должен начертить на листе бумаги разные линии: плавные, волнообразные под медленную и спокойную музыку, изогнутые - под бодрую, решительную, прерывные - под легко, отрывисто звучащую. Цвет ребёнок выбирает сам, который, по его мнению больше подходит к настроению.

Похожие работы на - Обучение восприятию музыки детей дошкольного возраста

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!