Институт развития микрофинансирования в России

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    201,75 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Институт развития микрофинансирования в России

Образовательное учреждение среднего профессионального образования

Санкт-петербургская банковская ШКОЛА (колледж) Центрального Банка Российской Федерации






РЕФЕРАТ

Дисциплина:

Деятельность кредитно-финансовых институтов

Тема:

Институт развития микрофинансирования в России



Выполнила: студентка III курса

группы БК-1

Туранова Екатерина

Преподаватель: Яськова Н.П.




Санкт-Петербург, 2014 год

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ

. Зарождение современного микрокредитования. Предпосылки создания микрофинансирования

. Понятие и роль микрофинансирования

. Российское регулирование микрофинансовой деятельности

. Микрофинансирование в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня в российской прессе нередко можно встретить информацию о том, что услуги микрофинансирования под логунгом «занять до зарплаты» - это чисто российское явление. Конечно же, это не так.

Микрофинансовые организации, предоставляющие гражданам небольшой беззалоговый займ по одному документу, существуют практически во всех странах. Они имеются не только в странах с развитой экономикой, но и в странах «третьего мира». Сегодня микрофинансирование во всем мире уже признано одной из составляющих финансовой отрасли.

Проблема осознания места и значения микрофинансовых организаций (МФО) на рынках финансовых услуг является чрезвычайно актуальной. Это подтверждается быстрыми темпами развития данного сектора в России в последнее время. За последние 2 года портфель кредитов, выданных МФО, увеличился более чем в 1,5 раза, а число самих МФО в Реестре Федеральной Службы по Финансовым Рынкам (ФСФР) превысило 2000.

Поэтому представляется необходимым и своевременным исследование международного опыта становления и развития рынка микрофинансирования, а также и опыта в этой области и в Российской Федерации.

Целью данного реферата является обоснование теоретических и методических аспектов механизма деятельности кредитных потребительских кооперативов (КПК) граждан, а также микрофинансовых организаций (МФО) как института микрофинансирования.

С поставленными целями можно привести и следующие задачи этого реферата:

·  уточнение экономической сущности микрокредита и определение наиболее существенных признаков, характеризующих возможности его использования.

·        исследование современного состояния инфраструктуры микрофинансирования в РФ и его инструментария с учетом существующего законодательства.

·        обобщение методологической основы функционирования МФО в России и зарубежных странах.

. Зарождение современного микрокредитования. Предпосылки создания микрофинансирования

Зарождение микрокредита в современном виде приходится на середину 1970-х годов. В это время в Бангладеш, Бразилии, Индии и других странах стали появляться первые программы выдачи беднейшим слоям населения кредитов для развития микробизнеса.

Одним из первопроходцев развития современного микрокредитования является доктор Мухаммад Юнус. Первые кредиты выдавались в рамках практического исследования, проводимого профессором Юнусом и его студентами в Университете Читтагонга в 1976 году. Основная идея Юнуса состояла в том, что предоставление кредита на развитие микробизнеса окажется эффективным методом помощи сельским беднякам, поскольку будет поощрять инициативу по выходу из состояния нищеты, развитию бизнеса и способствовать получению новых доходов. Выдача микрокредита была начата в деревнях, окружавших университет, постепенно процесс распространился на провинции, а потом и на всю страну. В ходе экспериментальной программы, начатой при поддержке местных сельских банков, были выданы тысячи займов, возврат по которым был осуществлен во всех случаях. Несмотря на успех пилотной стадии проекта, банки отказались от дальнейшей его поддержки, поскольку сочли такое кредитование слишком рискованным, а издержки слишком высокими. Тем не менее программа показала свою жизнеспособность и при содействии правительства Бангладеш и поддержке международных донорских фондов в 1983 году на ее основе был создан Банк Грамин, название которого можно приблизительно перевести как «деревенский банк».

Грамин Банк получил возможность кредитовать тех, кто не входил в целевую группу потенциальных заемщиков, а именно представителей беднейших слоев населения, у которых не было ни счета в банке, ни поручителей, ни залога.

Необычной чертой Банка Грамин является то, что на 94% он принадлежит самым бедным заемщикам, остальным 6% владеет правительство Бангладеш. Таким образом, Грамин сочетает в себе черты банка и кредитного союза или кооператива.

Основой практики Банка Грамин стало групповое кредитование, которое во многом явилось краеугольным камнем в развитии микрокредитования в беднейших странах. При использовании подобной практики небольшая группа людей берет кредит коллективно, и риск каждого заемщика распределяется на всех членов группы. Признано, что солидарная ответственность во многом стимулирует использование микрокредитов бедными заемщиками, создавая для них поддержку. Кроме того, снижается непредсказуемость поведения отдельных заемщиков, а создаваемое членами группы давление ведет к более точному следованию каждого из них общим целям кредитной программы.

В то же время практика показывает, что такая модель лучше действует при небольших по размеру микрозаймах. Когда сумма займов возрастает, то в силу различных факторов, как психологических, так и имущественных, модель индивидуального кредитования оказывается более предпочтительной.

Первые микрофинансовые организации одной из своих главных целей ставили именно развитие предпринимательской инициативы.

. Понятие и роль микрофинансирования

Микрофинансирование представляет собой предоставление субъектам малого предпринимательства и физическим лицам, имеющим ограниченный доступ к традиционным банковским услугам, финансовых и дополняющих их услуг, направленных с точки зрения макроэкономического эффекта на сглаживание социального неравенства в обществе, развитие частного предпринимательства, повышения уровня жизни населения, обеспечение занятости.

Цели микрофинансирования:

. Экономические

Обеспечение доступности рабочего капитала для начинающих предпринимателей

Содействие ускоренному развитию малого бизнеса

Выравнивание диспропорций регионального развития

Декриминализация малого бизнеса путем сокращения доли ростовщического и теневого финансирования начинающих предпринимателей.

. Социальные

Борьба с безработицей и бедностью

Интеграция социально-незащищенных слоев населения в полноценную жизнь - мигранты, бывшие военнослужащие, матери-одиночки, пенсионеры, молодежь

Повышение уровня социально-экономической и гражданской активности населения.

Микрофинансирование стимулирует население к открытию собственного дела, что не только снижает социальные обязательства бюджета, но и увеличивает налоговые поступления от частного бизнеса и субъектов финансового рынка.

Последующее развитие микрофинансирования привело к разработке и улучшению его методологии. Можно выделить несколько основных принципов микрофинансовой деятельности, отличающих ее от банковской:

·  «микрофинансовая организация идет к клиенту, а не клиент к ней»

·        поддержка бизнес-инициативы потенциального заемщика осуществляется исходя из оценки существующих у него способностей и навыков

·        личностные и деловые качества имеют большее значение при принятии решения о выдаче кредита, чем бизнес-план и/или обеспечение

·        финансирование начинается с небольших сумм сопоставимых с масштабами собственных вложений заемщика

·        последовательный рост размера микрокредита по мере роста бизнеса заемщика, а значит, ориентация последнего на долгосрочное сотрудничество

·        относительно частя периодичность выплат по займу небольшими долями, равномерно распределяющими долговую нагрузку

·        готовность к гибкому реагированию на изменение рыночных условий.

Распространение и развитие микрофинансовых услуг, а также рентабельность деятельности по их оказанию привели к интеграции микрофинансирования в мировой финансовый рынок. Сейчас микрофинансирование привлекает все большее внимание индивидуальных и институциональных инвесторов.

На сегодняшний момент микрофинансирование является одним из приоритетных направлений международной политики развития, активно поддерживаемой такими организациями, как Всемирный Банк Поддержки Бедняков (ВБПБ-CGAP). Одной из форм признания достижений микрофинансирования стало присуждение М. Юнусу и основанному им Банку Грамин Нобелевской премии мира 2006 года «За усилия по созданию основ для социального и экономического развития через микрокредитование».

Из вышесказанного можно сделать вывод, что микрофинансирование может быть решением проблемы доступности финансовых услуг, а также является перспективным инструментом инвестирования. В то же время масштаб влияния этого явления на уровень жизни бедного населения и развитие предпринимательства, а также методы и принципы микрофинансирования требуют дальнейших исследований и разработок.

. Российское регулирование микрофинансовой деятельности

Микрофинансирование в России занимает важное место в экономике. Это механизм поддержания малого бизнеса, который в свою очередь служит отличным подспорьем экономике в России, залогом её стабильности и процветания.

В России микрофинансирование появилось в 90-х годах и получило широкое распространение благодаря доступной возможности для начала собственного дела. В январе 2011 года вышел Федеральный закон №151-ФЗ от 02.07.2010 года «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

В данном законе приведены 4 основных понятия:

) Микрофинансовая деятельность - деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности, по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование);

) Микрофинансовая организация - юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций.

) Микрозаем - заем, предоставляемый займодавцем заемщику на условиях, предусмотренных договором займа, в сумме, не превышающей 1 000 000 рублей;

) Договор микрозайма - договор займа, сумма которого не превышает сумму, установленную в размере 1 000 000 рублей.

Сведения, содержащиеся в государственном реестре микрофинансовых организаций, являются открытыми и общедоступными. За внесение сведений в государственный реестр микрофинансовых организаций взимается государственная пошлина.

Органами управления микрофинансовой организации являются Совет Директоров (Наблюдательный Совет), Коллегиальный Исполнительный Орган, Единоличный Исполнительный Орган.

Микрозаймы предоставляются микрофинансовыми организациями в валюте Российской Федерации на основании договора микрозайма. Порядок и условия предоставления микрозаймов устанавливаются микрофинансовой организацией в правилах предоставления микрозаймов, утверждаемых органом управления микрофинансовой организации.

Правила предоставления микрозаймов должны быть доступны всем лицам для ознакомления и содержать основные условия предоставления микрозаймов, в том числе в обязательном порядке должны содержать следующие сведения:

) порядок подачи заявки на предоставление микрозайма и порядок ее рассмотрения;

) порядок заключения договора микрозайма и порядок предоставления заемщику графика платежей;

) иные условия, установленные внутренними документами микрофинансовой организации и не являющиеся условиями договора микрозайма.

Договором микрозайма может быть предусмотрена возможность предоставления микрофинансовой организацией целевого микрозайма с одновременным предоставлением права осуществления контроля за целевым его использованием и возложением на заемщика обязанности обеспечить возможность осуществления такого контроля.

Правилами предоставления микрозаймов не могут устанавливаться условия, определяющие права и обязанности сторон по договору микрозайма.

Права микрофинансовых организаций:

) запрашивать у лица, подавшего заявку на предоставление микрозайма, документы и сведения, необходимые для решения вопроса о предоставлении микрозайма и исполнения обязательств по договору микрозайма, в порядке и на условиях, которые установлены правилами предоставления микрозаймов;

) мотивированно отказаться от заключения договора микрозайма;

) осуществлять наряду с микрофинансовой деятельностью иную деятельность с учетом ограничений;

) привлекать денежные средства в виде займов и (или) кредитов, добровольных (благотворительных) взносов и пожертвований;

Обязанности микрофинансовых организаций:

) предоставить лицу, подавшему заявку на предоставление микрозайма, полную и достоверную информацию о порядке и об условиях предоставления микрозайма, о его правах и обязанностях, связанных с получением микрозайма;

) разместить копию правил предоставления микрозаймов в месте, доступном для обозрения и ознакомления, и в сети Интернет;

) проинформировать лицо, подавшее заявку на предоставление микрозайма, до его получения об условиях договора микрозайма, о возможности и порядке изменения его условий по инициативе микрофинансовой организации и заемщика, о перечне и размере всех платежей, связанных с получением, обслуживанием и возвратом микрозайма, а также с нарушением условий договора микрозайма;

) гарантировать соблюдение тайны об операциях своих заемщиков. Все работники микрофинансовой организации обязаны соблюдать тайну об операциях заемщиков микрофинансовой организации, а также об иных сведениях, устанавливаемых микрофинансовой организацией;

) раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления микрофинансовой организации.

Микрофинансовая организация не вправе:

) привлекать денежные средства физических лиц. Данное ограничение не распространяется на привлечение денежных средств физических лиц:

а) являющихся учредителями (членами, участниками, акционерами) микрофинансовой

организации;

б) предоставляющих денежные средства микрофинансовой организации на основании договора займа в сумме 1 500 000 рублей или более по одному договору займа с одним займодавцем;

) выступать поручителем по обязательствам своих учредителей (членов, участников, акционеров), а также обеспечивать исполнение обязательств указанными лицами;

) без предварительного решения высшего органа управления микрофинансовой организации совершать сделки, связанные с отчуждением находящегося в собственности микрофинансовой организации имущества либо иным образом влекущие уменьшение балансовой стоимости имущества микрофинансовой организации на 10% и более балансовой стоимости активов микрофинансовой организации;

) выдавать займы в иностранной валюте;

) изменять процентные ставки и (или) порядок их определения по договорам микрозайма, комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров;

) применять к заемщику (являющемуся физическим лицом), к индивидуальному

предпринимателю, досрочно полностью или частично возвратившему микрофинансовой организации сумму микрозайма и предварительно письменно уведомившему о таком намерении микрофинансовую организацию не менее чем за 10 календарных дней, штрафные санкции за досрочный возврат микрозайма;

) осуществлять любые виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

) выдавать заемщику микрозаем, если сумма обязательств заемщика перед микрофинансовой организацией по договорам микрозаймов в случае предоставления такого микрозайма (микрозаймов) превысит 1 000 000 рублей. микрофинансовый кредитный кооператив

Микрофинансовые организации обязаны ежеквартально представлять в Банк России документы, содержащие отчет о микрофинансовой деятельности и о персональном составе своих руководящих органов.

. Микрофинансирование в России

Что касается Российской Федерации, то формирование рынка микрофинансовых услуг в настоящее время продолжается. В целом, микрофинансирование может обеспечить повышение уровня доступности финансовых услуг в России, но для этого необходим правильный вектор его развития. Нормативную базу необходимо дорабатывать, делая Законодательство в данной области более системным и связным.

На сегодняшний момент Микрофинансовые организации становятся более значимым элементом финансовой инфраструктуры, поддерживающим и стимулирующим рост мелкого предпринимательства, что в свою очередь, служит действенным инструментом в деле борьбы с бедностью и повышения уровня жизни малообеспеченных людей.

В России, по данным Ресурсного центра малого предпринимательства, по состоянию на середину 2012 года около 3,5 млн. предпринимателей в разной степени нуждаются в финансовой поддержке, но потребность в кредитах на сумму до 300 тыс. рублей удовлетворяется в среднем на 5-7% из-за неразвитости механизма микрофинансирования и неуверенности банков в платежеспособности заемщиков с небольшим уровнем дохода. Надо сказать, что в последнее время ситуация сдвинулась с мертвой точки - с 2004 года коммерческие банки наращивают объемы микрофинансовых услуг в России. Этому во многом способствовало создание в 2002 году Российского Микрофинансового Центра (РМЦ), основным направлением деятельности которого является обучение и консалтинг для микрофинансовых организаций (МФО), а также внедрение национальных стандартов микрофинансирования.

В России на сегодняшний день большая часть клиентов МФО - индивидуальные предприниматели. РМЦ в 2006 году предусмотрено 1,5 млрд. рублей на государственную поддержку бизнеса. В Министерстве Экономического Развития и Торговли РФ разработано 4 направления использования этих средств, в том числе на развитие микрокредитования. Непосредственно на эти цели выделено 200-300 млн. рублей. Суть проекта - в субсидировании части процентной ставки по кредитам микрофинансовых организаций.

В последние годы микрофинансирование в России приобрело достаточно большой размах: по данным Национального партнерства участников микрофинансового рынка (НАУМИР), только за первое полугодие 2012 года сегмент микрозаймов малым и средним предпринимателям увеличится на 37%. На 01 июля 2012 года в общем размере совокупного портфеля МФО порядка 62% составляли кредиты бизнесу, около 30% - потребительские микрокредиты, примерно 8% - самые минимальные ссуды потребителям (рис. №1)


Сейчас особенность российской практики в индустрии микрофинансирования заключается в преобладании весьма малочисленных региональных или муниципальных компаний с портфелем от 2 до 4 млн. рублей. Подобных организаций становится все больше, уровень оборота достаточно высок, поскольку степень оборачиваемости денежных средств постоянно возрастает. Тем не менее в отличие от развитых экономик, где основную долю портфеля МФО занимают физические лица и средний бизнес, российская практика сводится к доминированию предприятий малого бизнеса в качестве заемщиков. Причина - существенно облегченный способ получения малым бизнесом заемных средств в регионах, поскольку предпринимателям очень сложно получить банковский кредит или лизинговый продукт.

На сегодняшний день именно степень доступности кредитов для малых предприятий, которым недоступны стандартные банковские кредитные программы, является ключевым фактором активного распространения услуг МФО. Стоит добавить, что и требования МФО к заемщику гораздо мягче тех, которые предъявляет традиционный банк:

* упрощенная оценка финансового состояния заемщика

*      «сокращенный» пакет документов

*      ускоренная процедура рассмотрения заявки и выдачи кредитных средств и т.д.

Участие в программе микрофинансирования в России способствует улучшению не только показателей деятельности малого бизнеса, но и качества жизни руководителей, индивидуальных предпринимателей и домохозяйств. Согласно исследованию, проведенному Российским Микрофинансовым Центром в июне 2012 года, главной причиной обращения за заемными средствами в МФО около 90% респондентов называют увеличение благодаря микрокредитованию прибыли бизнеса, 55% - рост активов, 36% - создание рабочих мест, 30% - расширение «географии» бизнеса.

Серьезной проблемой для большинства индивидуальных предпринимателей в России является наличие доступа к внешнему финансированию, который зачастую весьма ограничен при работе с традиционными банками.

Большинство потенциальных клиентов приходят в МФО в поиске более комфортных условий обслуживания и щадящих по сравнению с банками требований к потенциальному заемщику как по рассматриваемым документам, так и по официальной отчетности и обеспечению (рис. №2).


Взаимодействие с программами микрофинансирования позволяет улучшить кредитную историю, повысить прозрачность бизнеса и за счет этого получить доступ к более крупным финансовым институтам.

Крайне важен в социальном и экономическом плане институт микрофинансирования для клиентов, которым может быть отказано в банковском кредитовании. В первую очередь речь идет о малообеспеченных гражданах, жителях малых городов, а также женщинах.

В российских условиях микрофинансирование является инструментом активной поддержки предпринимательской инициативы, помогает людям поверить в себя, в свои силы и реально получить необходимые им средства. Преимущество этого механизма для клиентов очевидно: он дает хороший положительный эффект в части личностного роста, развития бизнеса и укрепления семейных бюджетов.

Участие в программе микрофинансирования, как уже было сказано, способствует улучшению показателей производственно-хозяйственной деятельности малых предприятий, качества жизни руководителей бизнеса, индивидуальных предпринимателей и их домохозяйств, созданию новых рабочих мест. Исходя из вышеизложенного, можно говорить о микрофинансировании как о специфическом не коммерческом, а социально полезном займе, который позволяет человеку «расширить» горизонт не только своих материальных, но и социальных возможностей.

Социальная значимость МФО лучше всего может быть раскрыта через основные принципы их функционирования:

) Самостоятельный в отличие от традиционных банковских структур поиск потенциальных клиентов - физических лиц.

2)      Поддержка инициативы начинающего предпринимателя исключительно на основе оценки его способностей и навыков без учета его финансового состояния или кредитной истории.

)        Строгий приоритет личностных и деловых качеств над финансовым обеспечением потенциального заемщика.

)        Финансовая поддержка клиента с незначительных сумм, сопоставимых с масштабами собственных вложений заемщика.

)        Относительно чистая периодичность выплат по займу небольшими долями для облегчения долговой нагрузки заемщика.

)        Последовательное увеличение суммы микрокредита в случае роста объемов бизнеса заемщика, что стимулирует последнего к постоянному и долгосрочному сотрудничеству с МФО.

Указанные принципы достаточно четко показывают, что для предпринимателей, которые только делают первые шаги в самостоятельном бизнесе, именно микрофинансирование является наиболее эффективным механизмом параллельно с обслуживанием уже действующих заемщиков (рис. №3).

С 2009 года в нашей стране запущен процесс реализации мероприятий, направленных на поддержку микрофинансирования, в рамках Программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития РФ и Программы кредитования малого бизнеса Российского Банка развития.


Основным барьером на пути развития института микрофинансирования в России является то, что государство в лице Минэкономразвития РФ направляет субсидии на пополнение портфеля микрозаймов исключительно государственных МФО, тогда как мировая практика подсказывает, что доступ к этим средствам на конкурсной основе могут получить в том числе и частные МФО, которые отвечают установленным государством критериям отбора. Подобный механизм может стать весьма эффективным при предоставлении субсидий от государства, расходовании бюджетных средств.

Понятно, что в современных условиях говорить об активном внедрении инноваций в сферу микрофинансирования пока не приходится, но очевидно, что первым шагом должно стать активное укрепление региональной финансовой инфраструктуры. Способы в достижении этой цели могут быть различными: это и расширение региональной банковской инфраструктуры, и развитие небанковских институтов, и функционирование инфраструктуры дистанционного финансового обслуживания с предоставлением микрозаймов в электронной форме, активным использованием электронных денег и платежных систем.

Еще одним важным направлением в развитии института микрофинансирования в России должно стать усиление агентских сетей традиционных банков, причем в качестве агентов должны выступать именно МФО. Возможно, что для продвижения данного направления потребуется государственное стимулирование. Пока ситуация остается достаточно напряженной: в 2011 году Российский банк развития на поддержку финансово-кредитного сектора выделил около 35 млрд. рублей, из которых институту микрофинансирования и кредитования МФО досталось только 1,5 млрд. рублей.

Для эффективного решения этой проблемы необходимо создавать институт банковских агентов в виде МФО, который в России весьма немногочисленный. По данным Российского Микрофинансового Центра, по итогам 2011 года агентов-МФО в России в 5 раз меньше, чем в Бразилии, и в 15 раз меньше, чем в США.

В ближайшие годы в России рост на рынке микрофинансирования возможен только в том случае, если этим заинтересуются крупные традиционные банки, которые уже более скрупулезно подходят к вопросу привлечения клиентов и продажи своих услуг. В качестве примера следует назвать ВТБ: банк запускает сеть отделений своей дочерней структуры «Лето банк», которая будет предоставлять микрокредиты населению. Только развитие института кредитных брокеров сможет радикально повысить эффективность деятельности МФО и увеличить их численность в современных российских условиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Микрофинансирование способствовало пересмотру традиционных подходов к выдаче мелких кредитов и введению в практику новых приемов снижения финансовых рисков. На сегодня большинство микрофинансовых организаций не располагают комплексными системами управления рисками. В лучшем случае функционирует блок управления кредитным риском (на уровне индивидуальных кредитов). Чрезмерно ориентированные на рост и прибыль, некоторые микрофинансовые организации не справляются с масштабами бизнеса, а рискам отводится второстепенное место. Целый ряд случаев краха микрофинансовых организаций во многих странах мира свидетельствует о слабости менеджмента и неготовности к стрессам. Все это требует внимания к микрофинансированию со стороны органов регулирования и надзора.

Кроме того, необходимы тщательный отбор и проверка механизмов микрофинансирования, подходящих для использования в конкретных социально-экономических условиях. Хорошо зарекомендовавшие себя в одних условиях формы микрофинансирования могут оказаться непригодными в других условиях, что приведет к потерям и потребует существенной модификации данных форм.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Д.А. Королев «Перспективы развития микрофинансирования малого бизнеса в России».

2.      Федеральный Закон от 02.07.2010 г. №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

.        О. Абелев «Институт микрофинансирования в России: перспективы развития», журнал «Рынок ценных бумаг» №1, 2013 год.

.        С.В. Криворучко, О.С. Тенетник «Роль микрофинансирования в повышении доступности финансовых услуг», журнал «Управление в Кредитных организациях, №3(61), 2011 год.

.        А.А. Захкин «Микрофинансирование на рынке финансовых услуг: история вопроса и мировой опыт», журнал «Банковские услуги», №2, 2013 год.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!