Анализ современного состояния и совершенствования системы межбанковских расчетов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    955,84 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ современного состояния и совершенствования системы межбанковских расчетов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ -

УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС»

Факультет Дистанционного обучения




Курсовая работа

по дисциплине «Организация деятельности Центрального банка»

тема: «Анализ современного состояния и совершенствования системы межбанковских расчетов»











г. Орел, 2013г

Содержание

Введение

. Необходимость сущность и значение межбанковских расчетов

.1 Основы организации корреспондентских отношений

.2 Эволюция межбанковских расчетов

. Анализ межбанковских расчетов

.1 Сравнительная характеристика межбанковских расчетов

.2 Исследование бизнес-процессов в области клиринговых расчетов

.3 Анализ межбанковских расчетов за 2010-2011 гг

. Современное состояние межбанковских расчетов

.1 Проблемы межбанковских расчетов и пути их совершенствования

Заключение

Список литературы

Приложение А

Приложение Б

Введение

Межбанковские платежи и расчеты - кровеносная система экономики любой страны, и ей присущи все те характерные черты, которые определяют состояние общества в целом.

Межбанковские корреспондентские отношения включают различные формы сотрудничества между банками, основанное на осуществлении банками платежей и расчетов по поручению       друг друга.

Чаще всего установление корреспондентских          отношений между банками связано с необходимостью осуществления межбанковских расчетов, которые возникают в результате проведения безналичных расчетов между субъектами хозяйствования, обслуживающимися различными банками, а также при взаимном кредитовании банков, перемещении между ними средств, наличных денег, ценных бумаг   и т.д.

Необходимость в корреспондентских отношениях возникает также и в тех случаях, когда банк не может оказать своим клиентам какой-либо вид услуг или иной банк может предложить эти услуги по более низким тарифам, или осуществить их в более короткие сроки.

Корреспондентское соглашение содержит в себе все условия и порядки на основании которых будут строиться взаимоотношения банков.

Для удобства расчетов банки-корреспонденты открывают друг другу корреспондентские счета в различных валютах. Для торговых партнеров наличие корреспондентских     отношений между банками экспортера           и импортера имеет большое значение, поскольку позволяет осуществлять без задержек международные расчеты     и избегать включения в них          третьих банков (и тем самым избегать дополнительных расходов

Увеличение объемов международных банковских операций, расширение их видов при одновременном увеличении рисков по подобным операциям вызвали изменение традиционных взглядов на корреспондентские отношения. Если ранее банки отводили корреспондентским отношениям второстепенную, чисто техническую роль, то в настоящее время они рассматриваются банками как инструмент снижения рисков по операциям, важный источник получения дополнительной прибыли.

Привлеченные возможностью получения высоких доходов от кредитных операций, многие банки (в том числе мелкие и средние, не имеющие достаточных резервных средств и опыта) стали участниками рынков капиталов. Поэтому корреспондентские отношения явились гибким инструментом приспособления к новым условиям. Важное значение приобрели личные связи, и в поисках надежных партнеров банки стали обращаться в первую очередь к своим традиционным корреспондентам.

В рамках работы по развитию корреспондентских отношений банки разрабатывают и реализуют свою политику по отношению к другим банковским учреждениям, определяют, с какими банками, в каких областях и на каких условиях развивать операции. Эта работа включает в себя анализ финансового положения банков-корреспондентов, их репутации и платежеспособности, разработку мер по обеспечению интересов банков, защите от риска неплатежа по операциям с корреспондентом, совершенствование условий межбанковских расчетов и повышение их эффективности.

Таким образом, понятие корреспондентские отношения в настоящее время вышло за традиционные рамки только договоренности между банками о порядке совершения взаимных операций и распространилось практически на все сферы банковской деятельности, включая широкий комплекс межбанковских взаимоотношений, работу по совершенствованию практики международных расчетов, качество банковского обслуживания клиентуры. Под корреспондентскими отношениями в их современном выражении следует понимать отношения, опосредствующие проведение между банками взаимных операций, которые они совершают по поручению своих клиентов и от собственного имени. Понятие корреспондентские отношения включает формы, методы и условия совершения операций, порядок их проведения.

Если раньше установление корреспондентских отношений предполагало получение чисто технической возможности проведения расчетов с тем или иным банком, обеспечивало определенные гарантии четкости и своевременности осуществления расчетов, снижение рисков неплатежей, конкурентоспособность предоставляемых банком услуг, то теперь в рамках корреспондентских отношений становится возможным извлечение дополнительной прибыли, в частности путем получения оперативной информации о движениях    средств на корреспондентских счетах.

Актуальность работы состоит в том, что увеличение объемов межбанковских операций, расширение их видов при одновременном увеличении рисков по подобным операциям вызвали изменение традиционных взглядов на корреспондентские отношения. Если ранее банки отводили корреспондентским отношениям второстепенную, чисто техническую роль, то в настоящее время они рассматриваются банками как инструмент снижения рисков по операциям, важный источник получения дополнительной прибыли.

Задачами курсовой работы является посредством изучения научной, печатной и периодической литературы получить и закрепить знания по рассматриваемому вопросу работы.

Привлеченные возможностью получения высоких доходов от кредитных операций, многие банки (в том числе мелкие и средние, не имеющие достаточных резервных средств и опыта) стали участниками рынков капиталов. Поэтому корреспондентские отношения явились гибким инструментом приспособления к новым условиям. Важное, значение приобрели личные связи, и в поисках надежных партнеров банки стали обращаться в первую очередь к своим традиционным корреспондентам.

Данная курсовая работа рассматривает систему межбанковских платежей в России. Система платежей рассматривается в разрезе типов расчетов, проводится сравнительный анализ.

Данная курсовая работа состоит из трех основных частей:

первая часть раскрывает необходимость, сущность и значение межбанковских расчетов;

во второй части рассматривается анализ, а также сравнительная характеристика межбанковских расчетов;

третья часть содержит проблемы межбанковских расчетов и пути их совершенствования

В заключении подводятся итоги исследования в виде обобщения основных результатов, отмечается степень рассмотрения проблемы исследования и достижения цели, дается оценка степени реализации поставленных в работе задач.

.

. Необходимость сущность и значение межбанковских расчетов

.1 Основы организации корреспондентских отношений

Осуществление безналичных расчетов в хозяйстве между поставщиками и потребителями продукции порождает взаимные расчеты между банками. Межбанковские расчеты возникают тогда, когда плательщик и получатель средств обслуживаются разными банками, а также при взаимном кредитовании банков и перемещении наличных денег. Такие расчеты в настоящее время осуществляются через корреспондентские счета, открывающиеся на балансе каждого банка.

Корреспондентские отношения - это договорные отношения между двумя или несколькими кредитными учреждениями об осуществлении платежей и расчетов одним из них по поручению и за счет другого. Эти отношения могут возникать между кредитными институтами, находящимися как внутри страны, так и за ее пределами. В современных условиях каждый банк связан корреспондентскими узами не с одним, а с десятками, а иногда и тысячами банков.

Корреспондентские отношения могут существовать между различными типами кредитных учреждений, в том числе банками из разных стран: между разными независимыми коммерческими банками; между коммерческими банками и центральным банком данной страны или других стран; между центральными банками суверенных государств.

Классической формой корреспондентских отношений служат отношения между разными коммерческими банками.

Главной операцией крупных коммерческих банков-корреспондентов является клиринг (взаимный зачет) чеков и других расчетно-платежных документов. По мере развития банковской системы и возрастания значения депозитов банки-корреспонденты стали оказывать друг другу и иные услуги. Например, крупные банки предлагают мелким банкам услуги по управлению активами, предоставляют им кредиты для пополнения резервов. Мелкие банки также, получают от своих банков-корреспондентов консультации по инвестиционным и правовым вопросам, информацию об оценке кредитоспособности коммерческих заемщиков, содействие в подборе кадров и помощь в международных операциях. Наконец, банки-корреспонденты могут выдавать друг другу ссуды, а также сотрудничать в выдаче крупных ссуд ценным клиентам.

При установлении корреспондентских отношений, особенно с зарубежными банками, обеими сторонами уделяется большое внимание состоятельности и надежности банков-партнеров. К письму с просьбой об открытии счета прилагаются все необходимые документы: отчет о деятельности банка, его устав и лицензия на проведение тех или иных операций.

Корреспондентские отношения оформляются обменными письмами или заключением специального корреспондентского договора (соглашения), в которых предусматриваются порядок и условия выполнения соответствующих банковских операций. Различаются корреспондентские договоры срочные (с правом продления) и бессрочные.

Существуют два вида корреспондентских отношений банков: с взаимным открытием корреспондентских счетов и без открытия таковых.

Кредитное учреждение может рассчитываться со своим корреспондентом по выставленным им поручениям, во-первых, по счету, открытому данным кредитным учреждением у корреспондента, или по счету, открытому корреспондентом в данном кредитном учреждении; во-вторых, по счетам данного кредитного учреждения и его корреспондента в третьем кредитном учреждении. В первом случае имеют место отношения между корреспондентами со счетом, а во втором - между корреспондентами без счета.

В практике корреспондентские счета открываются преимущественно теми банками, которые активно осуществляют переводные, аккредитивные, инкассовые и другие операции по расчетам за товары и услуги.

Таким образом, в практике банки как участники корреспондентских отношений могут иметь несколько видов корреспондентских счетов. Посредством этих отношений банки связываются в единую систему. Они как бы дополняют друг друга, выступая в качестве клиентов друг друга. Корреспондентский счет - счет, на котором отражаются расчеты, произведенные одним кредитным учреждением по поручению и за счет другого кредитного учреждения на основе заключенного корреспондентского договора. Например, банк А обязуется по договору с банком Б получать причитающиеся последнему платежи от клиентов, оплачивать за его счет переводы и т.п. В свою очередь банк Б берет на себя обязательство выполнять аналогичные операции для банка А. При этом банки открывают друг у друга корреспондентские счета, на которых временно накапливаются денежные средства, поступающие для банка-корреспондента. Если банк А получил для банка Б определенные денежные суммы, то временно, до сведения взаимных расчетов между банками, он может использовать их для своих активных кредитных и иных операций

В свою очередь, корреспондентские счета подразделяются на два вида: счет Ностро (наш счет у Вас) и счет Лоро (Ваш счет у нас). - Счета типа Ностро открываются каким-либо банком в банках-корреспондентах, а счет типа Лоро - на имя его банков- корреспондентов. Причем указанные счета могут открываться как на взаимной основе, так и в одностороннем порядке. Счет Ностро в одном банке, является счетом Лоро у банка - его корреспондента.

Платежи по корреспондентским счетам могут осуществляться в пределах остатка денежных средств на счете либо с превышением этого остатка за счет предоставленного по счету кредита (овердрафта), что, как правило, оговаривается в заключенном договоре. Важно своевременно подпитывать указанные активы.

Разновидностью банковских корреспондентских счетов являются клиринговые счета. Они открываются тогда, когда в заключаемых торговых и платежных договорах, корреспондентских соглашениях банков предусмотрен клиринговый порядок расчетов. В данном случае равновеликие финансовые требования и обязательства сторон взаимно погашаются, а сальдо оплачивается путем списания с корреспондентских счетов. межбанковский расчет корреспондентский клиринговый

В процессе корреспондентских отношений банки-корреспонденты уведомляют друг друга о совершенных операциях. Для этого используется авизо (итал. avviso, извещение, уведомление), представляющее собой официальное извещение, преимущественно о выполнении расчетных операций, направляемое одним банком другому. Банки высылают авизо своим корреспондентам и клиентам о дебетовых и кредитовых записях по счетам, об остатке средств на счете, прочих расчетных операциях. В авизо обычно указываются его номер, дата и характер проведенной операции, сумма и номер счета, наименование плательщика и получателя средств и другие данные. Авизо оформляются на специальных бланках.

Степень эффективности функционирования платежной системы может определяться следующими показателями - сроками прохождения платежей и суммой операционных издержек, которые несут участники при проведении расчетов. Тот факт, что сделки могут быть оплачены в короткие сроки и с наименьшими затратами, делают систему привлекательной для пользователей.

Корреспондентские отношения банков носят многогранный характер и включают различные виды банковских операций. Но все же основу этих отношений составляют межбанковские операции, связанные с проведением разного рода расчетов.

.2 Эволюция межбанковских расчетов

Некоторое время назад единственным средством передачи платежей между банками была система РКЦ. Схема передачи платежной информации в бумажной форме (электронные копии платежек появились не сразу) была такой:

Клиент-Отправитель => Банк-Отправитель => РКП, 1 => ГВЦ Центробанка => РКЦ 2 => Банк-Получатель => Клиент-Получатель.

Такое состояние дел не устраивало крупные негосударственные банки, преобразованные из структур специализированных банков (Жилсоцбанка, Промстройбанка). Эти новые банки, обслуживающие московские госпредприятия, создали внутреннюю платежную структуру для расчетов между собой - Систему прямых расчетов - как альтернативу крайне неповоротливой и медленной технологии расчетов через РКЦ (второе ее название - Система межцентрового обмена, или Система МЦО). Этот шаг позволил де-факто перенести весьма значительный кредитный ресурс из системы РКЦ непосредственно к банкам-участникам прямых расчетов.

Аналогичные системы стали возникать и в других российских регионах. В системах, подобных МЦО, использовались уже действующие каналы передачи информации с той лишь разницей, что платежи стали адресоваться напрямую конкретному клиенту:

Клиент-Отправитель => Банк- Отправитель = > ГВЦ, Центробанка = > Клиент Банка-Получателя.

Скажем точнее: платежи идут через подразделение ГВЦ под названием Межрегиональный центр информатизации (МЦИ). При такой системе прохождения платежей информация о конкретном Клиенте-получателе финансовых средств попадала в Банк-получатель в тот же операционный день, когда эта сумма списывалась со счета Банка-отправителя.

В Москве большинство банков работает по следующей технологии зачисления средств, пришедших по прямым расчетам: даже при наличии адресации на конкретный расчетный счет средства зачисляются на счет невыясненных сумм (904 балансовый) и ждут бумажного подтверждения платежа. Таким образом, на корсчет банка средства попадают день в день, в выписку клиенту - только после бумажного подтверждения, а при отсутствии такого подтверждения (например, ошибка в электронном адресе) средства могут возвращаться отправителю, - в условиях недостаточной защиты информационных каналов такая технология представляется оправданной.

Меньшая часть банков практикует зачисление средств только на основании электронного документа из МЦИ, в этом случае полученные средства разносятся по счетам клиентов в день получения электронного документа. Такая технология не может быть рекомендована в отношении всех клиентов банка, а те клиенты банка, к кому она применяется, должны быть обязательно документально уведомлены о возможных последствиях.

В качестве промежуточной технологии некоторыми банками используется справочная разноска по счетам, при которой по каждому счету может быть получена информация о пришедших, но еще не подтвержденных платежах. Это позволяет банку принимать поручения от клиентов в пределах плановой суммы и брать платежные поручения на картотеку для проведения встречных платежей в день получения бумажного подтверждения. Подобная технология является более гуманной по отношению к клиентам, но заметно увеличивает информационные потоки внутри банковской системы автоматизации.

Система МЦО стала весьма привлекательной для проведения быстрых платежей, с ее введением банки - участники прямых расчетов получили новую возможность по эффективному использованию финансовых ресурсов - открылся рынок сверхкоротких межбанковских кредитов на срок от 1 до 10 дней. Понятно, что при старой технологии прохождения платежей такие кредиты были просто бессмысленны.

Возникнув внутри неповоротливой структуры РКЦ, система МЦО стала ее конкурентом по проведению иногородних расчетов. Будучи сделанной на дальнюю перспективу, она была рассчитана на 400 банков участников. По тем временам такая цифра казалась весьма большой, но прошло четыре-пять лет, и количество банков только в Москве стало исчисляться тысячами. Существующие ограничения по приему в систему МЦО не позволили всем новым банкам включиться в нее, и рынок межбанковских расчетов стал нуждаться в дополнительном предложении.

Такая ситуация объективно привела к тому, что крупные банки с устойчивой положительной репутацией стали образовывать собственные сети межбанковских расчетов, основанные на корреспондентских отношениях банков участников с головным банком. Наиболее гибким вариантом в этом случае является открытие пары счетов Лоро - Ностро: счет Лоро - это чужие деньги в своем банке, счет Ностро - это наши деньги в банке-корреспонденте. Запомнить названия этой пары счетов достаточно легко: ностро в переводе с итальянского - наш.

Внутри существующей сейчас корреспондентской сети, состоящей из крупнейших Российских банков возможно прохождение платежей не только день в день, но и в реальном времени - в зависимости от применяемой технологии. Правда, некоторые трудности возникают при попытке вывести денежные средства за пределы сети - тогда действует обычная схема перевода через РКЦ.

Параллельно развитию негосударственных расчетных систем успешно развивались региональные центры прямых расчетов по образу московского MЦO. Наличие сильных конкурентов, с одной стороны, было стимулом к развитию технологии работы структур РКЦ, а с другой стороны, разгрузило эти структуры.

Работа структуры РКЦ в целом и в московском регионе особенно заметно улучшилась еще и за счет того, что сами РКЦ стали участниками системы прямых расчетов. Именно это позволило большинству московских РКЦ зачислять средства на корсчета своих банков день в день независимо от принадлежности самого банка к системе МЦО. Повышению эффективности системы РКЦ способствует также появление на рынке большого количества официальных финансово- транспортных посредников (АБТ, Фаст-Инфо, ДКМ-Интербанксервис, АСМБР, крупные банки с развитой структурой корротношений).

Итак, совсем недавно средний российский банк находился примерно в следующей ситуации: ежедневный обмен информацией со своим РКЦ, участие в региональной системе прямых расчетов, парные корсчета с активными банками-партнерами и работа в одной или нескольких частных систем быстрых расчетов.

К началу 1995 года Единый стандарт был не только выработан, но также согласован и подписан фирмами - организаторами банковской секции АРЭП.сли описать коротко, то основная суть заложенных          в Единый стандарт принципов состоит в преодолении недостатков существующих форматов платежных поручений (как электронных, так и бумажных). При этом разработчики заранее заложились на возможные нормативные изменения, которые может принять Центробанк, поэтому формат получился достаточно гибким, но отнюдь не идеальным и внутренне избыточным. В Едином стандарте введен расширенный формат платежного поручения для электронного обмена, позволяющий направлять платежи не только по системе РКЦ, но и через многоуровневые сети межбанковского обмена, в том числе адресовать один платеж через несколько взаимосвязанных сетей межбанковских расчетов. За базовый макет при формировании сообщения был выбран S.W.I.F.T.-формат.

. Анализ межбанковских расчетов

.1 Сравнительная характеристика межбанковских расчетов

Действующая система межбанковских расчетов (она предусмотрена Положением об организации межбанковских расчетов на территории Российской Федерации от 9 июля 1992 г. с некоторыми последующими уточнениями) базируется на осуществлении платежей через корреспондентские счета (корсчета) коммерческих банков, открытые главным образом в учреждениях Центрального банка России - расчетно-кассовых центрах (РКЦ). По существу это - отделения Банка России, являющиеся посредниками в платежах и кредитах между коммерческими банками.

Основная функция РКЦ - проведение расчетов между учреждениями разных банков с необходимым ведением корсчетов. Вместе с тем РКЦ занимаются и эмиссионно-кассовыми, а также многими другими операциями: кредитованием коммерческих банков, кассовым исполнением бюджетов различных органов власти, финансированием государственных капитальных вложений за счет бюджетных ассигнований, операциями с ценными бумагами и операциями неторгового характера в иностранной валюте. Банком России была создана широкая сеть РКЦ - около 1500, деятельность которых находится в стадии стабилизации.

Рассмотрим экономическое содержание корреспондентского счета банка.

Представляя собой разновидность депозитного счета до востребования, он, по существу, выполняет те же функции, что и расчетный счет предприятия, но с учетом специфики деятельности банка. На счете хранятся собственные средства коммерческих банков: уставный, резервный, страховой и другие фонды.

Корреспондентские счета открываются в РКЦ по месту нахождения коммерческих банков на основании заявлений этих банков, образцов подписей и печати. Корреспондентские отношения между коммерческими банками и РКЦ оформляются соответствующими договорами.

Расчеты клиентов учреждений банков с предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами, имеющими счета в других учреждениях банков, а также с бюджетом и внебюджетными фондами производятся через корсчета коммерческих банков, открытые в РКЦ. Что касается же расчетов между клиентами одного банка, то они проводятся списанием или зачислением средств на соответствующие счета клиентов, минуя корсчет банка.

Расчеты между самими коммерческими банками отражаются по их корсчетам, открытым в РКЦ. Расчеты же между последними по операциям коммерческих банков, а также по их собственным операциям осуществляются через систему девятизначных банковских идентификационных кодов (БИК) участников расчетов. С помощью кодов БИК отражаются операции по перечислению (взысканию) платежей (задолженности) на счета получателей средств (плательщиков), обслуживаемых в других РКЦ.

Главный принцип осуществления платежей по корреспондентским счетам коммерческих банков - это осуществление их строго при наличии и в пределах остатка средств на этих счетах. При недостаточности средств на счете банка для производства платежей ЦБР может оплатить претензии к счету этого банка за счет своего кредита (овердрафта), но по высокой процентной ставке. Такой принцип организации межбанковских расчетов нацелен на активизацию депозитной политики коммерческих банков, рациональное возмещение ими ресурсов с соблюдением должного уровня ликвидности. Такая организация межбанковских расчетов предполагает высокую ответственность каждого коммерческого банка за бесперебойность расчетов с другими банками корреспондентами ЦБР. Посредничество в платежах между банками позволяет контролировать и регулировать денежный оборот в стране.

Расчеты между клиентами, имеющими счета в одном учреждении банка, производятся банком, минуя корреспондентский счет, путем прямого списания и зачисления средств по счетам клиентов

Минуя корреспондентские счета, могут осуществляться внутри банковские расчеты, т. е. расчеты между учреждениями, подведомственными одному банку. Они осуществляются через специально открываемый для этих целей балансовый счет № 890. Во всех остальных случаях расчеты между коммерческими банками России производятся преимущественно через РКЦ ЦБР и отражаются по корреспондентским счетам, открываемым в них по каждому отдельному банку на балансовом счете 161 «Счета коммерческих банков и других кредитных учреждений».

Деятельность РКЦ неразрывно связана с работой вычислительных центров. В настоящее время коммерческие банки имеют возможность использовать для автоматизации своей деятельности как централизованную систему обработки информации, так и различные варианты локальных систем или обе системы одновременно.

Рассмотрим, как осуществляются иногородние межбанковские расчеты при централизованной системе обработки информации (через вычислительный центр при РКЦ) . Все документы операционного дня подает по каналам связи в вычислительный центр для снятия средств со счетов своих клиентов и отражения их на своем корреспондентском счете.

После получения обработанных документов с ВЦ банк приступает к формированию документации для РКЦ (филиала А) с целью зачисления причитающихся средств клиентам коммерческих банков, расположенных в других регионах России. На каждый банк - получатель средств составляются реестр на общую сумму документов, перечень (опись) всех оплаченных денежно-расчетных документов (с указанием даты и номеров документов, номеров счетов клиентов и обслуживающих их банков, суммы). К ним прикладываются вторые экземпляры подлинных платежных документов клиентов банка. Сформированный таким образом комплект документов направляется банком в РКЦ филиала А для отправки в РКЦ филиала Б, обслуживающий учреждения банков, в которых открыты счета хозорганов - участников ответной операции. РКЦ филиала А, прежде чем отправить эти документы в филиал Б, выписывает на его имя специальное поручение - авизо и списывает деньги с корреспондентского счета коммерческого банка-плательщика для перевода их в коммерческий банк-получатель. Получив авизо, РКЦ филиала Б зачисляет деньги на корреспондентский счет банка-получателя.

На этом этапе заканчиваются расчеты между РКЦ (филиала А и филиала Б) и между коммерческими банками, участвующими в расчетах. На следующем этапе происходит зачисление средств на счета хозорганов-получателей, т. е. завершение расчетов между клиентами. С этой целью РКЦ филиала Б обработанные на ВЦ расчетно-денежные документы, поступившие из филиала А, передает банку-получателю (вместе с выпиской из его корреспондентского счета). На основании этих документов банк-получатель зачисляет деньги непосредственно на расчетные счета хозорганов - получателей средств.

Участниками платежей могут выступать банки области, имеющие необходимые программно-технические средства и заключившие договор с ГУ ЦБ РФ.

Платежи проходят в пределах остатка средств на корсчете в РКЦ, "день в день". Роль РКЦ в данной схеме - осуществления контроля за тем чтобы банк не вышел на дебетовый остаток корреспондентского счета.

Прием, обработка и подведение итогов операционного дня осуществляет соответствующий Центр Информатизации при ГУ ЦБ РФ. Кредитная организация в течение дня отправляет платежи на банки после получает ответные платежи. Передача электронных документов осуществляется без электронной подписи и указания назначения платежа, вследствие этого необходима доставка бумажных документов до банка получателя.

К минусам можно отнести то, что банку не выгодно иметь слишком большой остаток на корреспондентском счета, тат как ЦБ РФ не платит банка процент за пользование денежными средствами.

Плюсом является то, что ЦБ РФ может осуществлять рефинансирование коммерческих банков. Центральный банк, пользуясь поддержкой государства, имеет возможность обеспечить платежную систему мощными средствами телекоммуникаций, необходимыми для осуществления расчетов между участниками рынка. Осуществляя макроэкономический надзор за функционированием банковской системы в целом, а также надзор за деятельностью каждого банка в отдельности, центральный банк может оперативно предпринимать превентивные меры по стабилизации финансового положения участников рынка платежных услуг и осуществлять санацию того или иного проблемного банка с целью недопущения разрыва звеньев расчетной цепи из-за банкротства или не ликвидности ее участников.

И наконец, только центральный банк, в силу своего особого статуса, обладает достаточной ликвидностью и абсолютной платежеспособностью, сводящими риск неплатежей при расчетах с участием РКЦ практически к нулю.

Что касается расчетов через корреспондентские счета, открываемые в других банках, то в современных условиях расчеты отечественных банков использованием корсчетов, открываемых в других банках, практикуются достаточно часто.

Преобладающей формой межбанковских расчетов в нашей стране являются расчеты, совершаемые в порядке прямых переводов причитающихся денежных средств (межбанковских переводов). Они осуществляются по поручениям банков корреспондентов через посреднические звенья - учреждения Центрального банка России, клиринговые палаты, коммерческие банки - респонденты.

В этом случае корсчета банков, их учреждений ведутся не в PKЦ главных территориальных управлений Банка России, а в других банках и их учреждениях. Порядок открытия и режим функционирования корсчета одного банка (учреждения) в другом банке (учреждении) определяется по соглашению между самими банками [ПРИЛОЖЕНИЕ А].

Рассматриваемый порядок межбанковских расчетов предусмотрен и Положением об организации межбанковских расчетов от 9 июля 1992 г.

В экономически развитых странах крупные коммерческие банки ведут большое число счетов банков-корреспондентов - до 300-500 и более (в том числе и заграничных

Для проведения взаимных расчетов с использованием перечетов коммерческие банки должны располагать в значительных объемах временно свободными, реальными собственными ресурсами, либо оперативно привлекать должные ресурсы с рынка для поддержания более или менее стабильного уровня ликвидности. К достоинствам данной схемы платежей можно отнести скорость осуществления расчетов обычно "день в день" низкая себестоимость.

Главный недостаток нет полной гарантии в ликвидности банка корреспондента, следовательно, не ликвидность одного банка может повлечь цепь не платежей вплоть до банковского кризиса.

Также банк не может установить прямые корреспондентские отношения со всеми другими банками. Установление прямых корреспондентских отношений необходимо для покрытия постоянных (имеющих большой удельный вес в денежном потоке банка) платежей.

.2 Исследование бизнес-процессов в области клиринговых расчетов

Клиринг - осуществление платежей путем взаимозачета платежных обязательств и требований банка.

Клиринговое учреждение - небанковская кредитная организация, осуществляющая на основании специальной лицензии Банка России:

обмен платежными документами между банками-участниками

расчет чистых позиций банков-участников (итоговое сальдо банка-участника, образовавшееся в результате обмена требований и обязательств банков-участников).

Под чистой позицией понимается итоговое сальдо банка-участника, образовавшееся в результате обмена требований и обязательств банков-участников. Прием и передача платежных документов может осуществляться клиринговым учреждением в электронной форме в соответствии с действующим законодательством и договором с банками-участниками, определяющим процедуры использования электронной цифровой подписи.

Все существующие в платежных системах мира Расчетные Палаты создавались с одной и той же целью: для ускорения безналичных расчетов между банками-членами палат и их клиентами, для увеличения оборачиваемости денежных средств в течение операционного дня. Для решения этих задач Расчетные Палаты выполняют ряд определенных основных функций. Но в разных странах или даже в одной и той же стране эти функции могут быть различны, что зависит от целого ряда факторов: конкретного состава участников Расчетной Палаты, используемых видов платежных документов, объема документооборота, географической области, особенностей банковской системы, правовых условий и доступности технологий. Так, в таких странах, как Канада и Великобритания, обработка платежей в основном осуществляется негосударственными центрами, но, регулируется со стороны государства.

Существует множество положений финансового, структурного и оперативного характера в негосударственных платежных механизмах, помогающих обеспечить проведение клиринга и расчетов безопасным и надежным образом. Однако, самыми важными являются обязательства участников в форме гарантий или других договоренностей, призванных обеспечить окончательный и своевременный расчет в рамках этих систем, особенно систем многостороннего клиринга. Эти гарантии и договоренности для обеспечения своевременного расчета должны базироваться на тщательно разработанных критериях участия. Кроме того, необходимы конкретные обязательства, призванные обеспечить наличие финансовых ресурсов и ликвидности, чтобы гарантировать расчет в случае невыполнения обязательств одним или несколькими участниками. Так, например Нью-Йоркская Клиринговая Палата приняла гарантии расчета для межбанковских клиринговых расчетов (CHIPS - Clearing House Interbank Payments System) и классифицирует свои риски по трем типам: операционные, системные/кредитные и "мошеннические".

Снижение операционных рисков обеспечивается за счет наличия зеркальных систем с высокоскоростной связью между ними, энергонезависимости обоих систем и постоянного тестирования всей системы в целом и программного обеспечения в частности, наличие системы автоматического восстановления базы данных. Снижение системных/кредитных рисков обеспечивается за счет завершения платежей в тот же день и уравновешенности двусторонних кредитных лимитов. Снижение "мошеннических" рисков обеспечивается за счет наличия полной аутентификации всех платежных сообщений. Принципы, лежащие в основе надлежащего функционирования негосударственных механизмов клиринга и расчетов, универсальны. Эти нормы предусматривают, что механизмы взаимозачета обязательств должны обладать, в частности, прочной правовой основой, четко установленными процедурами управления кредитным риском и риском не ликвидности, а также иметь возможность обеспечивать своевременное завершение ежедневных расчетов даже в том случае, если крупнейший участник в системе станет неплатежеспособным. [ПРИЛОЖЕНИЕ Б]

Наиболее яркими отличительными чертами условий, в которых развивается банковская система в России, являются наличие нескольких часовых поясов, большие сети межбанковских корреспондентских отношений и довольно низкий уровень доверия банков друг к другу. При этом следует отметить, что банки вступают между собой в корреспондентские отношения в основном не для ускорения прохождения платежей, а для того, чтобы получить выход на основные сегменты российского финансового рынка. Например, получить на остатки на корсчете кредитные линии под МБК, под валютные операции и т.п. Непосредственно для ускорения проведения платежей банки обычно вступают в корреспондентские отношения с клиринговыми (расчетными) палатами.

Различают две основные модели клиринга: без предварительного депонирования денежных средств на счетах банков-участников и с предварительным депонированием. Мы будем рассматривать только вторую модель, по которой работают все существующие клиринговые учреждения. Технологические и юридические принципы данной системы обеспечивают независимость Расчетного Центра, который, с одной стороны, гарантирует проведение встречных платежей при условии выполнения контрагентами определенных условий поставки, с другой стороны, завершает расчеты в реальном времени. Единственным требованием к участникам системы является наличие достаточных средств, депонированных в Центре. Все операции между банками участниками системы клиринговых расчетов проводятся в режиме реального времени, а платежи за пределами Центра - в режиме прямых расчетов через МЦИ при ЦБ РФ. Также следует отметить, что клиринговая система может успешно использоваться и для обработки платежной информации как внутри одного банка, имеющего большое количество отделений и филиалов, так и способна обрабатывать потоки денежных средств между крупными банками, у которых появляются дополнительные средства управления своей ликвидностью и снижаются издержки на проведение большого количества мелких платежей.

Главной отличительной особенностью Расчетных Палат перед обычными банками является наличие специальной лицензии Центрального Банка России, которая не дает им право производить кредитные функции. Поэтому мы можем говорить именно о надежности проведения платежей через небанковские кредитные организации. Клиринговое учреждение свободно от основных банковских рисков и несет ответственность за правильность расчетов чистых позиций банков-участников, своевременное отражение чистых позиций по их счетам и дебетовое сальдо по своему корреспондентскому счету, если оно образовалось в результате операций, связанных с собственной хозяйственной деятельностью.

При этом основным направлением деятельности почти всех Расчетных Палат является проведение региональных и внутри региональных расчетов. Работает схема, при которой взаимозачет (клиринг) производится между банками-корреспондентами по бухгалтерским книгам в Расчетных Центрах - клиринговых палатах. Банки-корреспонденты выходят на связь с центрами по несколько раз в день. Электронный документооборот в таких клиринговых палатах очень высок, т.к. согласно статистике порядка 70-80% всех платежей являются местными. Таким образом, удается сократить время прохождения платежей между банками до режима реального времени, что является экономически выгодным для них, позволяя оборачивать денежные средства по несколько раз в день. В клиринговых центрах невозможна ситуация, при которой банк, открыв счет для проведения платежей, переставал бы регулярно выходить на связь. Последние события, связанные с остановкой расчетов некоторыми крупными банками, взявшими на себя функцию региональных платежных центров, подтвердили мировой опыт, где в качестве транзитных банков могут выступать только специализированные небанковские кредитные организации, не имеющие основных банковских рисков.

До недавнего времени Расчетные Палаты были замкнуты только на свои регионы и их возможностями не могли пользоваться банки-участники из других областей России. Ситуацию изменил Межбанковский Расчетный Центр "Московская Расчетная Палата", имеющий корреспондентские отношения со всеми Расчетными Палатами России, что позволяет ему оперативно проводить платежи не только из регионов на Москву и обратно, но и проводить платежи между клиентами двух разных Расчетных Палат практически в режиме реального времени. Кроме того, Расчетный Центр "Московская Расчетная Палата" имеет доступ в межрегиональную электронную платежную систему Банка России, что позволяет оперативно вести платежи с регионами, которые не имеют клиринговых центров.

Специально разработанные организационно-технологические мероприятия и совершенное программное обеспечение позволяют клиентам Расчетного Центра “Московская Расчетная Палата” получать полную информацию о движении средств на счете за предыдущий день, включая полную сумму поступлений, не позднее 9.00 утра московского времени.

Прием платежных документов на списание средств с корреспондентского счета текущей датой в Расчетном Центре “Московская Расчетная Палата” установлен до 17.00 московского времени. Данная особенность позволяет руководству региональных финансовых центров использовать дополнительное время для более полного оперативного учета и оптимизации распределения средств между различными сегментами рынка.

.3 Анализ межбанковских расчетов за 2010-2011 гг.

Технология межбанковских расчетов определяет структуру и инструментарий платежной системы. В связи с этим проведу анализ развития платежной системы на период 2010-2011гг.

В развитии платежной системы России в 2010 году сохранялись позитивные тенденции, связанные с повышением эффективности ее функционирования.

Количество учреждений банковской системы, предоставляющих платежные услуги, увеличилось за год на 5,4% и на 1.01.2011 составило 43,3 тыс. единиц. Рост их числа в расчете на 1 млн. жителей с 289 на 1.01.2010 до 305 на 1.01.2011 свидетельствовал о повышении доступности платежных услуг банковской системы.

Количество трансакционных счетов, открытых в кредитных организациях юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, и физическим лицам, увеличилось за 2009 год на 11,0% и на 1.01.2010 составило 467,8 млн. счетов. В их составе преобладали счета физических лиц, доля счетов юридических лиц не превышала 2%. К концу 2009 года на одного человека в среднем приходилось 3,3 трансакционного счета (годом ранее - 3,0 трансакционного счета).

С начала года количество счетов, к которым был предоставлен дистанционный доступ, выросло на 40,2% и на 1.01.2010 их доля в общем количестве счетов, по которым в отчетном году проводились платежи, увеличилась до 31,0% (на 1.01.2009 она составляла 25,3%).

По сравнению с 2009 годом количество и объем безналичных платежей, проведенных в 2010 году через платежную систему России, выросли соответственно на 13,3 и 18,3%, составив 2,8 млрд. трансакций на сумму 882,3 трлн. рублей. Ежедневно осуществлялось в среднем 11,2 млн. платежных трансакций на сумму 3,5 трлн. рублей (в 2009 году - 9,9 млн. трансакций на сумму 3,0 трлн. рублей).

Частными платежными системами за год проведено 1,8 млрд. платежей на сумму 366,1 трлн. рублей, из них 71,4% от общего количества и 46,9% от общего объема приходилось на платежи внутри одного подразделения кредитной организации, 23,4 и 36,9% - на межфилиальные расчеты, 5,2 и 16,2% - на расчеты через корреспондентские счета кредитных организаций, открытые в других кредитных организациях.

Расчеты на рынке ценных бумаг обеспечивались в основном небанковскими кредитными организациями - Расчетной палатой ММВБ и Расчетной палатой РТС. Объем операций по счетам участников крупнейшего расчетного центра ОРЦБ - Расчетной палаты ММВБ за 2010 год увеличился по сравнению с 2009 годом на 36,5% и составил 168,6 трлн. рублей.

Значительно более активно использовались инкассовые поручения, платежные требования, аккредитивы и чеки. Прирост количества платежей с применением данных платежных инструментов составил 30,3%. Однако в общем объеме платежей их доля оставалась по прежнему незначительной.

В сфере розничных платежей доминировали наличные деньги. При этом более половины общего объема поступлений наличных денег в кассы структурных подразделений Банка России и кредитных организаций обеспечили операции, связанные с оплатой потребительских товаров (33,9%), оплатой услуг (9,3%), покупкой иностранной валюты (8,3%), приобретением недвижимости (1,7%).

В 2010 году наиболее динамично развивающимся сегментом рынка розничных банковских услуг являлись переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета. Клиентами кредитных организаций было совершено 813,5 млн. таких переводов на сумму 2,6 трлн. рублей. Относительно 2009 года их количество увеличилось на 12,8%, а объем - на 20,8%.

В связи с изменениями в банковском законодательстве кредитные организации получили возможность развивать агентские отношения с коммерческими организациями в части переводов денежных средств физических лиц без открытия банковского счета в целях оплаты за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги. В 2010 году объем таких переводов составил около 80 млрд. рублей.

Активно развивался рынок платежных карт. За 2010 год количество банковских карт, эмитированных кредитными организациями, выросло на 15,2% и составило 119,2 млн. карт. На территории Российской Федерации в 2010 году с использованием платежных карт было совершено 2,1 млрд. операций на сумму 9,1 трлн. рублей. Несмотря на то, что население по прежнему предпочитает использовать платежные карты для снятия наличных, в 2010 году сохранилась положительная динамика развития платежных карт как инструмента безналичных расчетов. Это было обусловлено высокими темпами прироста (45,6%) количества устройств, используемых для оплаты товаров и услуг с помощью карт, а также развитием таких видов банковских услуг, как платежи на благотворительные цели, переводы “с карты на карту” и т.п. (в 2010году было совершено 9,2 млн. таких операций на сумму 126,2 млрд. рублей).

Расширяется применение дистанционного банкинга. Так, безналичные розничные платежи физических лиц, проведенные по банковским счетам на основании распоряжений, переданных в кредитную организацию с использованием Интернета и мобильных телефонов, характеризовались наиболее высокими темпами прироста. Количество таких платежей в 2010 году увеличилось на 70,6% и составило 20,0 млн. трансакций, а объем вырос на 65,3% и составил 474,1 млрд. рублей.

В 2011 году функционирование платежной системы России в целом отвечало высоким требованиям надежности и эффективности. В то же время сложившаяся в условиях мирового финансово-экономического кризиса макроэкономическая ситуация оказывала определенное негативное влияние на развитие российского рынка платежных услуг. В процессе оптимизации сети учреждений банковской системы, предоставляющих платежные услуги, их количество за 2011 год уменьшилось на 2,2% и на 1.01.2010 составило 42,4 тысячи. Количество учреждений банковской системы в расчете на миллион жителей составило 299 учреждений (на 1.01.2011 - 305 учреждений).

Рост доступности платежных услуг характеризовался увеличением в кредитных организациях количества трансакционных счетов и активным предложением клиентам сервиса по их дистанционному управлению. В течение 2011 года количество трансакционных счетов увеличилось на 8,0% (до 505,0 млн.), в том числе счетов с дистанционным доступом - на 20,2% (до 46,7 млн.). К концу 2011 года на одного жителя приходилось 3,6 трансакционного счета (в 2010 году - 3,3 счета).

В условиях кризисных явлений в экономике количество и объем платежей, проведенных в 2011 году через платежную систему России, относительно 2010 года уменьшились на 2,1 и 0,5% соответственно и составили 2,7 млрд. платежей на сумму 877,5 трлн. рублей. Объем платежей, эквивалентный годовому ВВП, оборачивался за 11 дней (в 2010 году - за 12 дней). В среднем ежедневно осуществлялось 10,9 млн. трансакций на сумму 3,5 трлн. рублей. Средний размер платежа составил 322,2 тыс. рублей (в 2010 году - 317,1 тыс. рублей) в Российской Федерации составила 89,9% по количеству и 93,0% по объему.

Почти 35% от общего количества и 69,5% от общего объема платежей, проведенных в 2011 году через платежную систему России, приходилось на платежи, проведенные через платежную систему Банка России (942,9 млн. платежей на сумму 609,9 трлн. рублей). Из них на долю платежей кредитных организаций в 2011 году пришлось 775,7 млн. единиц на сумму 454,5 трлн. рублей (их доля в общем количестве и объеме межбанковских платежей).

Частными платежными системами в течение года было проведено 1,8 млрд. платежей на сумму 267,7 трлн. рублей (в 2010 году - 1,8 млрд. платежей на сумму 365,8 трлн. рублей). Из них 71,1% от общего количества и 46,0% от общего объема приходилось на платежи внутри одного подразделения кредитной организации, 24,0 и 41,3% - на межфилиальные расчеты, 4,9 и 12,7% - на расчеты через корреспондентские счета кредитных организаций, открытые в других кредитных организациях. Из них на основе электронных технологий проведено 952,1 млн. платежей на сумму 215,0 трлн. рублей (в 2010 году - 980,6 млн. платежей на сумму 303,1 трлн. рублей). Относительно 2010 года их доля в общем количестве и объеме платежей, проведенных частными платежными системами, изменилась незначительно и составила 53,5 и 80,3% соответственно (в 2010 году - 53,3 и 82,9%).

На основе бумажных носителей частными платежными системами было проведено 828,8 млн. платежей на сумму 52,7 трлн. рублей (в 2010 году - 860,8 млн. платежей на сумму 62,7 трлн. рублей). Денежные расчеты на рынке ценных бумаг обеспечивались в основном небанковскими кредитными организациями - Расчетной палатой ММВБ и Расчетной палатой РТС. Оборот денежных средств по счетам участников расчетов Расчетной палаты ММВБ за 2011 год по сравнению с 2010 годом по биржевым сделкам на фондовом рынке увеличился на 2,2% и составил 62,4 трлн. рублей, на рынке государственных ценных бумаг снизился на 4,9% и составил 19,5 трлн. рублей. Оборот денежных средств по счетам участников расчетов Расчетной палаты РТС по сделкам на фондовом рынке за 2011 год снизился по сравнению с 2010 годом на 41,9% и составил 333 млрд. рублей.

В 2011 году в сфере розничных платежей сохранялась доминирующая роль наличных денег. Более половины общего объема наличных денег, поступивших в кассы структурных подразделений Банка России и кредитных организаций, составили поступления от реализации потребительских товаров и услуг (46,3%) и иностранной валюты (7,1%). По сравнению с 2010 годом совокупная доля указанных платежей возросла с 51,5 до 53,4%. В 2011 году наблюдался значительный рост поступлений от коммерческих организаций, не являющихся кредитными организациями, уполномоченных принимать наличные деньги от физических лиц в уплату за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги. Относительно 2010 года объем таких поступлений увеличился на 34,6% и составил 107,9 млрд. рублей. В то же время их доля в общем объеме наличных денег, поступивших в кассы структурных подразделений Банка России и кредитных организаций, оставалась незначительной и составила 0,5% (в 2010 году - 0,3%).

По сравнению с 2010 годом количество переводов денежных средств физических лиц без открытия банковского счета, составляющих более 80% от общего количества и почти 30% от общего объема платежей физических лиц, проведенных через кредитные организации, увеличилось на 1,7% и составило 827,7 млн. операций, а объем сократился на 9,9% (до 2,3 трлн. рублей), что было обусловлено уменьшением средней суммы операций с 3,2 до 2,8 тыс. рублей (на 12,5%).

Как и годом ранее, в 2011 году активно развивалось дистанционное банковское обслуживание с использованием мобильных телефонов. Количество и объем безналичных розничных платежей физических лиц, проведенных по банковским счетам на основании распоряжений, переданных в кредитные организации с использованием мобильных телефонов, выросли в 2,0 и 2,9 раза соответственно и составили 11,2 млн. операций на сумму 20,5 млрд. рублей (в 2010 году - 5,7 млн. операций на сумму 7,0 млрд. рублей). Вместе с тем их доля в общем количестве и объеме платежей физических лиц, совершенных в 2011 году, оставалась незначительной и составляла 9,7 и 0,3% соответственно (в 2010 году - 3,7 и 0,1%).

В 2011 году сохранилась позитивная тенденция развития рынка банковских карт. На 1.01.2011 количество платежных карт, эмитированных кредитными организациями, составило 126,0 млн., увеличившись за год на 5,7% (в 2010 году - на 15,2%). Замедление их прироста в значительной мере было обусловлено сокращением кредитными организациями программ потребительского кредитования, предусматривающих выпуск кредитных карт и расчетных (дебетовых) карт с разрешенным “овердрафтом”, количество которых за год уменьшилось на 17,3%. Количество расчетных (дебетовых) карт, не предусматривающих возможность “овердрафта”, за 2011 год увеличилось на 7,7%.

Таким образом, относительно 2010 года количество и объем операций, совершенных на территории Российской Федерации с использованием платежных карт, выросли на 18,1 и 8,2% соответственно и составили 2,5 млрд. трансакций на сумму 9,9 трлн. рублей. Из них 71,6% по количеству и 88,3% по объему приходилось на операции по снятию наличных денег, 27,4 и 9,8% - на платежи за товары и услуги, 1,0 и 1,9% - на прочие операции. При этом, как и в предыдущие годы, в 2011 году темп прироста безналичных платежей с использованием платежных карт значительно превышал темп прироста операций по снятию наличных денег: по количеству 41,1% против 11,0%, по объему 14,1% против 7,4%. В значительной мере это было обусловлено новациями в сфере платежных технологий, расширением спектра банковских услуг с использованием платежных карт, а также динамичным развитием инфраструктуры по их приему. За год количество устройств (банкоматов, электронных терминалов, импринтеров), используемых при оплате товаров и услуг, выросло на 9,9% и на 1.01.2011 составило 503,6 тысячи.

. Современное состояние межбанковских расчетов

.1 Проблемы межбанковских расчетов и пути их совершенствования

Проанализировав действующую систему МБР в РФ необходимо наметить пути дальнейшего совершенствования платежной системы.

Основным направлением совершенствования расчетов в РФ является создание системы валовых расчетов в режиме реального времени, которая обеспечит оперативное зачисление поступающих средств на счета кредитных организаций, что позволит немедленно их использовать, тем самым снизить средства в расчетах и системные риски. Кроме того, кредитные организации получают возможность управлять внутридневной ликвидностью, повысится эффективность внутрибанковских расчетов, ускорение оборачиваемости денежных средств.

В рамках создания нормативной базы системы валовых расчетов в режиме реального времени ЦБ РФ необходимо разработать и утвердить нормативные документы, регламентирующие цели., задачи и функции подразделений ЦБ РФ. Установить правила регистрации участников системы валовых расчетов в режиме реального времени подразделений ЦБ РФ и клиентов в качестве пользователей этой системы, а также разработать и утвердить операционные правила функционирования системы валовых расчетов.

Для обеспечения расчетов в банковской системе в режиме реального времени необходимо создание современной телекоммуникационной сети и разработка программного комплекса.

В условиях невозможности быстрого одновременного технического переоснащения всей банковской системы, ЦБ РФ осуществляет целый ряд проектов по модернизации материальной базы крупных региональных РКЦ и переводу их деятельности на современные принципы организации расчетов. На первое место выступает организация электронных платежей, освобождающая банки от пересылки друг другу первичных документов. Так, в целях ускорения МБР между регионами (областями) и внутри области, начиная с 1992 года ЦБ РФ внедряются электронные платежи. Первый межрегиональный электронный платеж был отправлен в октябре 1992 года из Свердловской области в Пермскую, а затем начались расчеты между РКЦ Свердловской области.

Электронные платежи введены как дополнительный вид МБР наряду с существующими - почтовым и телеграфным авизованием. Порядок прохождения электронных платежей от коммерческого банка устанавливается в договоре о корреспондентских отношениях между банком и РКЦ.

На сегодняшний день, система электронных платежей является одним из самых современных способов осуществления МБР. Коммерческие банки представляют в РКЦ копии платежных поручений своих клиентов на бумажных носителях или магнитных носителях (дискетах). При вводе платежного поручения, программа, установленная на персональной электронно - вычислительной машине проводит проверку - логический контроль, то есть банковский индентификационный код банка - получателя, его корреспондентского счета, счет корреспондента (получателя средств). Если поручение на бумажном носителе, оно набирается оператором, выполняются все необходимые банковские проводки и происходит списание и зачисление денежных средств в течение операционного дня на счета клиентов и коммерческих банков. При распечатке информации банк - корреспондент получает копию платежного поручения.

С помощью электронных платежей достигается максимальная в современных условиях скорость осуществления безналичных расчетов через РКЦ. Электронный способ перечисления денежных средств стал одним из самых популярных у клиентов. Любой платеж можно передавать электронным способом, и в течение этого же дня средства будут зачислены на счет получателя ( при внутрирегиональных расчетах).

Преимущества электронной передачи платежей очевидны. Помимо непосредственной передачи средств, контроль и квитовка платежей также производятся автоматически, что делает всю систему более надежной.

ЦБ РФ проводится на современном этапе целенаправленная работа по подготовке всей банковской системы РФ к широкому внедрению современных технологий.

Необходимость реформирования существующей системы МБР в РФ отмечается и учеными - экономистами, и практиками банковского дела. Это связано с тем, что за последние годы в структуре платежного оборота и движение денежных потоков произошли серьезные изменения.

Если раньше участников МБР вполне устраивало получение ежедневных сведений об остатках средств на корреспондентских счетах, то сейчас им нужна оперативная информация на каждый момент времени, опирающаяся на быстрые и безошибочные расчеты.

При наличии современных компьютерных средств связи ставится задача не только обеспечить мгновенное прохождение платежей, но и практически полностью отказаться от бумажного документооборота.

Расчетная система, основанная на электронном обмене документами, позволяет сократить прохождение платежа от клиента РКЦ - плательщика до РКЦ - получателя до нескольких часов, повысит надежность расчетов, даст возможность решить проблему несоответствия состояния корреспондентского счета в РКЦ и коммерческом банке. Следует отметить, что особенно такие расчеты актуальны для кредитных организаций, удаленных от РКЦ, где доставка документов занимает большое количество времени.

Возможность участвовать во внутриобластном клиринге имеют кредитные организации, соблюдающие правила ведения бухгалтерского учета и требования пруденциального надзора.

У банков, участвующих в клиринге появился прогнозируемый источник свободных денежных средств в течение дня для проведения операций в других сегментах банковского рынка, и - что особенно важно - при ежедневной работе в таком режиме этот источник станет постоянным. Кроме того, постоянное участие в клиринге даст банкам возможность не распылять средства по корреспондентским счетам, открытым в других кредитных банками при взаиморасчетах по счетам типа ЛОРО - НОСТРО, когда в течение операционного дня оговаривается лимит расчетов, повысит эффективность проведения платежей в клиринге.

Таким образом, можно сделать вывод, что создание системы расчетов, работающей в режиме реального времени является ключевым моментом в развитии платежной системы РФ.

Проблема международных банковских телекоммуникаций решается в наши дни посредством создания и эксплуатации компьютерных банковских систем, охватывающих практически весь земной шар.

Необходимо отметить, что основными достоинствами проведения расчетов при безбумажной технологии являются:

повышение скорости и надежности платежей в банковской системе;

продление операционного дня;

эффективное управление внутридневной ликвидностью;

сокращение расходов, связанных с обработкой входящих и исходящих

расчетных документов;

сокращение расходов на оплату расчетных услуг ЦБ РФ;

сокращение документарного оборота.

Кроме того, важное место в системе МБР может и должен занять клиринг, осуществляемый через учреждения ЦБ РФ, особенно на внутрирегиональном уровне, так как банки связаны между собой. Клиринг позволяет уменьшить потоки межбанковских платежей, создает основу для упрощения и удешевления расчетов, что позволяет повысить ликвидность банков - участников клиринга, способствует более рациональному использованию ресурсов.

Как правило, во всех странах существуют национальные клиринговые системы, участниками которых являются ЦБ РФ и крупнейшие коммерческие банки. Платежная система в РФ должна развиваться, вбирая в себя лучшее из зарубежного опыта.

Для более эффективного функционирования системы электронного обмена информацией по безналичным расчетам между учреждениями ЦБ РФ и кредитными организациями необходимо техническое перевооружение и развитие автоматизации как ЦБ РФ, так и кредитных организаций.

Для создания системы валовых расчетов в режиме реального времени и перехода к расчетам на безбумажной основе требуется техническое перевооружение информационных технологий кредитных организаций. Этот вопрос в настоящее время необходимо решать в разностороннем порядке, находить разные пути для его осуществления.

В условиях недостатка свободных средств у кредитных организаций для модернизации имеющегося оборудования и совершенствования информационных технологий коммерческим банкам необходимо пересмотреть свою политику. Более эффективная работа с активными операциями приведет к получению максимальных доходов, которые можно направить на техническое перевооружение информационных технологий.

Одной из наиболее приемлемых форм выхода из создавшегося положения может стать лизинг, как дополнительная система перспективного финансирования на основе арендных отношений при условии, если ЦБ РФ приобретет усовершенствованное технологическое оборудование и будет сдавать его в аренду кредитным организациям.

При активном внедрении таких отношений лизинг может стать мощным импульсом технического перевооружения банковской системы и структурной перестройки российской экономики в целом.

Таким образом, решение различных правовых, технических, экономических и организационных вопросов управления межбанковскими платежными системами позволит облегчить расчеты, сократить общий уровень остатков средств банков на корреспондентских счетах в РКЦ и направить высвободившиеся средства на рынки ценных бумаг, валютные, межбанковских кредитов, а значит способствовать дальнейшему развитию этих рынков, повысить рентабельность банков и эффективность проведения денежно - кредитной политики страны.

Заключение

Создание двухуровневой банковской системы само по себе не решает проблемы оздоровления финансово-банковской системы. Оздоровление экономики прежде всего зависит от системы мер и конкретных действий, направленных на создание стабильной экономики в целом и как следствие , устойчивой денежной единицы и стабильно функционирующей системы расчетов.

В настоящее время перспективы развития банковской системы во многом связаны с положительными сдвигами в макроэкономическом развитии. Наметившийся рост валового внутреннего продукта, объема произведенной промышленной продукции, реальных доходов населения, динамичное развитие рынка государственных ценных бумаг, фондового рынка увеличивают спрос на различные банковские услуги.

В сложившихся условиях перед банковским сектором как составной частью экономики России объективно стоит задача обеспечения максимально возможного в сложившихся макроэкономических условиях удовлетворения спроса на банковские услуги при безусловном требовании сохранения устойчивости банковской системы. Но нельзя ставить конечной целью развития только удовлетворение существующего спроса на банковские услуги. Необходимо, учитывая уникальность ситуации в развитии всех экономических структур современной России, поступательно продвигаться по пути внедрения наиболее передовых методов и систем расчетов.

Создание системы расчетов, работающей в режиме реального времени, является ключевым моментом в развитии платежной системы России.

Переход к работе в режиме реального времени означает переход к такому уровню качества системно-технических решений в осуществлении расчетов, когда время, необходимое для проведения всех процедур по передаче банковской информации между кредитными организациями и ее проверки, будет измеряться секундами, когда момент списания средств со счета плательщика будет совпадать с моментом зачисления средств на счет получателя этих средств. Это возможно лишь при условии полной автоматизации всех организационных и бухгалтерских процедур при наличии соответствующей технической базы.

Переход к системе расчетов в режиме реального времени потребует адекватного технического оснащения не только учреждении Банка России, но и всех российских кредитных организаций, совершенствования и унификации стандартов на применяемую ими технику и программное обеспечение, системы обеспечения безопасности.

Другим не менее важным направлением реформы платежной системы будет являться сокращение наличных денег в обращении. В целях увеличения доли безналичного оборота работа по созданию в России условий для внедрения расчетов платежными картами представляется нам как перспективная и не терпящая отлагательства. В современной России сложились уникальные условия заинтересованности в развитии расчетов электронными деньгами не только участников расчетов (клиент, банк, обслуживающие и торговые организации) но и государственных структур.

Центральный банк должен будет осуществлять методологическое руководство и регулирование системы расчетов посредством платежных карт. Разработаны общие нормы использования платежных карт, регламентирующие различные стороны отношений участвующих в расчетах сторон с тем, чтобы обезопасить пользователей. Однако Центральному банку нельзя останавливаться только на методологии расчетов. Более действенная помощь от организации осуществляющей практически все межбанковские расчеты должна, по нашему мнению заключаться в создании и обеспечении функционирования процессинговых центров. Для снижения затрат на создание процессинговых центров необходимо предусмотреть возможность использования инфраструктуры существующих территориальных расчетных центров. Необходимо также предоставить определенные стимулы коммерческим банкам для осуществления ими капитальных вложений в области развития расчетов по пластиковым картам. Определенную помощь могли бы оказать заинтересованные государственные структуры: Государственная налоговая служба, Правительство РФ. В настоящее время прямое финансирование из бюджета программы развития “электронных денег” маловероятно, однако такой вид помощи как налоговые льготы коммерческим банкам внедряющим новые системы расчетов для физических лиц. Причем указанную льготу предоставлять только по прибыли от операций по расчетам с использованием пластиковых карт. Нам представляется вполне достаточной подобная финансовая стимуляция коммерческого банка в течении первых пяти лет с момента приобретения и установки оборудования.

Развитие электронных платежей заставляет банки страны, активно овладевать передовой технологией, стремиться перенять международный опыт расчетов. Общемировая же тенденция в этой области - вытеснение из платежного оборота не только наличных денег, но и чеков.

Подводя итог, необходимо сказать, что немаловажную роль для восстановления надежности и стабильности платежной системы должно сыграть устранение бумажного документооборота, внедрение электронных платежей, межбанковского клиринга и электронных денег.

Список литературы

1. Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. Организация

деятельности коммерческого банка: учебник.- М.: Высшее образование, 2009.

. Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. учебник.- М.: Высшее образование, 2007.

. Ермаков С.Л., Юденков Ю.Н. Основы организации деятельности коммерческого банка- М. 2009.

. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2010 году. М.: изд. Банка России, 2011.

. Сидельникова Л.В. «Бухгалтерский учет в коммерческих банках» - М.: Буквица, 2006.

. Баканов М.И. и Шеремет А.Д. Экономический анализ./Учебник. - М, “Финансы и статистика”, 2007г.

. «Банковское дело»/Учебник - М.,2008г. Шкрябин С.М.

.Рудакова О.С. Банковские электронные услуги - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007.

. Жуков Е.Ф. Общая теория денег и кредита. - М.: Банки и биржи, 2005.

. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки. - М.: Финансы и статистика, 2000;

. Лаврушин О.И. Банковское дело. - М.:2003;

. Буренин А.Н. Рынки производных финансовых инструментов. - М: ИНФРА-М, 2004.

. Деньги. Кредит. Банки. Под. ред. проф. Лаврушина О.И. - М.: Финансы и статистика, 2002

Приложение А

Пункты предусматривающиеся в соглашениях о корреспондентских отношениях:

Приложение Б

Функции государства в части межбанковских расчетов


День 1-й: 1 бутылка минеральной воды, разделенная на 6 приемов.

День 2-й: 800 мл нежирного молока, в 21.00 можно съесть одно яблоко.

День 3-й: 1 бутылка минеральной воды, разделенная на 6 приемов.

День 4-й: 1000 мл салата из капусты, моркови, зелени и 1 ст. л. растительного масла, разделенные на 3 приема. Можно выпить 2 стакана воды или чая.

День 5-й: 800 мл нежирного молока.

День 6-й: завтрак - 1 вареное яйцо и полстакана чая;

.00 - овощной бульон из любых овощей;

обед - 100 грамм мяса и 100 грамм консервированного зеленого горошка;

полдник, ужин и 20.00 вечера по одному яблоку;

День 7-й: 2 стакана молока, 100 грамм творога и 1 бутылка кефира. Вечером можно выпить 1 стакан чая;

День 8-й: 1 бутылка минеральной воды, разделенная на 6 приемов.

День 9-й: 1 литр нежирного молока, в 21.00 - 1 яблоко;

День 10-й: 1 бутылка минеральной воды, разделенная на 6 приемов.

День 11-й: 1000 миллилитров салата из зелени (укроп, петрушка, сельдерей, масло и соль);

День 12-й: 1 литр молока разделить на 6 приемов;

День 13-й: утром - 1 вареное яйцо, днем - обезжиренный творог; День 14-й: минеральная вода.

Похожие работы на - Анализ современного состояния и совершенствования системы межбанковских расчетов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!