Особенности образа 'Я' неуверенного подростка

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    292,05 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности образа 'Я' неуверенного подростка

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО "БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ

А.С. ПУШКИНА"

Кафедра психологии развития







Курсовая работа

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА Я НЕУВЕРЕННОГО ПОДРОСТКА


Выполнила: студентка 4-го курса

социально-педагогического факультета

специальности "Дошкольное образование. Практическая психология"

Волосюк М.С.

Научный руководитель: старший преподаватель Васильева Т.В.





Брест 2013

Содержание

 

Введение

1. Теоретические аспекты особеностей образа я неуверенных подростков

1.1 Психологические особенности подросткового возраста

1.1.1 Границы подросткового периода

1.1.2 Особенности социальной ситуации развития в подростковом возрасте

1.1.3 Проблема ведущей деятельности в подростковом возрасте

1.1.4 Особенности личности подростков

1.2 Особенности формирования самосознания у подростков

1.2.1 Понятие о самосознании

1.2.2 История изучения самосознания и становления образа "Я" у подростков

1.2.3 Подростковая "Я-концепция"

1.2.4 Условия и особенности построения адекватного образа "Я" у подростков

1.3 Неуверенность в себе как появление низкой самооценки

2. Эмпирическое исследование особенностей образа я неуверенных подростков

2.1 Методология и организация исследования

2.2 Результаты исследования и их интерпретация

2.2.1 Результаты, полученные при выявлении общей самооценки

2.2.2 Результаты, полученные при выявлении уровня самопрезентации

2.2.3 Результаты, полученные при изучении особенностей образа Я у неуверенных подростков

Заключение

Список литературных источников

Введение

Подростковый возраст - это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Наиболее важным отличительным признаком этого периода являются фундаментальные изменения, происходящие в сфере самосознания подростка, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления его как личности. Согласно мнению Б.Г. Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности [1].

Проблеме самосознания в настоящее время уделяется большое внимание ученых и посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева [1], Л.И. Божович [6], Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева [14], И.И. Чесноковой [29, 30], и др. в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего, связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих [15; 24; 25, 26]. Исследования А.А. Бодалева по социальной перцепции заострили интерес к вопросу связи познания других людей и самопознания [4]. Работы И.С. Кона, в которых были удачно синтезированы философские, общие социально-психологические, историко-культурные аспекты, теоретические вопросы и анализ конкретных экспериментальных данных, открыли многие новые грани этой, пожалуй, одной из важнейших проблем в психологии [9,10, 11].

Самосознание - это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С. Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного "я" как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему [18].

Самосознание является венцом развития высших психических функций, оно позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

В своей работе мы обратились к проблеме становления самосознания неуверенного в себе подростка. Проблема неуверенности - это актуальная проблема для большинства современных людей. Однако откуда она берется и с чем это связано? Мы хотим начать изучать данную проблему с момента её наиболее выраженного проявления, который приходится на подростковый возраст. Почему именно подростковый? Потому что подростковый возраст, как отмечал Выготский Л.С., характеризуется отмиранием старого, когда ребенок многое теряет из приобретенного прежде, и рождением нового [28]. В этом возрасте изменяется взгляд на себя, на субъективную, динамическую позицию изнутри и происходит более интенсивное, чем в другие возраста, формирование самосознания и личности в целом. Возникновение неуверенности чаше всего приходиться именно на эти возраста, так как перед подростком впервые стоит задача адекватного построения образа Я, и от того как он решит эту проблему сейчас, будет зависеть дальнейшее развитие его личности.

Феномен "неуверенности" как таковой в психологии недостаточно изучен. Это связано в первую очередь с тем, что проявление неуверенности связано с различными причинами. Есть все основания полагать, что неуверенность и низкая самооценка - это понятия взаимосвязанные и в какой-то степени взаимозависимы. В своей работе мы будем рассматривать неуверенность как проявление низкой самооценки, таким образом изучая оценочный и когнитивный компонент Я-концепции подростка. От того, насколько у подростка сформирован оценочный компонент, будет зависеть и его Образ Я.

Вышеуказанные факты свидетельствуют об актуальности темы, выбранной нами для исследования в данной курсовой работе.

Объектом исследования является Я-концепция подростка.

Предмет исследования - особенности Образа Я неуверенного подростка.

Цель: выявить особенности Образа Я подростков с разным уровнем общей самооценки.

Задачи:

1)      теоретически обосновать и описать на основе анализа психолого-педагогической литературы особенности Образа Я подростков 15-16 лет;

2)      выявить характер общей самооценки подростков 15-16 лет;

)        выявить уровень самопрезентации подростков 15-16 лет;

)        установить взаимосвязь между особенностями Образа Я, характером самопрезентации и общей самооценкой у подростков 15-16 лет;

)        сравнить особенности Образа Я у неуверенных и уверенных в себе подростков.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, опросник Казанцевой Г.Н.; методика "Кто Я" (Кун и Мак-Портленд); опросник самоотношения (ОСО) (В.В. Столин); качественный и количественный анализ полученных данных.

неуверенный подросток самосознание психологический

Практическая значимость исследования заключается в том, что данные, полученные в результате изучения образа Я неуверенных подростков, могут быть полезными для создания психологического портрета современных молодых людей. Материалы курсовой работы могут быть применены при выявлении общих особенностей самосознания подростков. Полученные данные также могут быть использованы педагогами и психологами при разработке программ и тренингов по развитию у подростков уверенности в себе и формированию адекватного образа Я.

1. Теоретические аспекты особеностей образа я неуверенных подростков


1.1 Психологические особенности подросткового возраста


1.1.1 Границы подросткового периода

Подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью, которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. Подростковый возраст человека, который часто называют периодом роста и созревания, является переходным временем, в течение которого из ребенка формируется биологически и психически зрелая личность. Границы подросткового периода достаточно условны, и в жизни наблюдаются значительные индивидуальные вариации как темпов, так и сроков развития [21].

Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка - половым созреванием. И хотя линии психического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода значительно варьируются. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие - позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом [20].

В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе (первая фаза подросткового возраста - 12-15 лет) и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь (вторая фаза подросткового возраста - 15-17 лет; ее часто называют периодом ранней юности) [7].

Первая психологическая концепция подросткового возраста была разработана Ст. Холлом. Он характеризовал этот период периодом "бури и натиска", что связывал с разрывом между наступлением социальной и половой зрелости.

Сам подростковый возраст выделялся не всегда как отдельный период в жизни. Это выделение произошло только в конце 19-20 века по причине расхождения между половой и социальной зрелостью. Хронологические рамки подросткового возраста изменялись в зависимости от культуры. В нашей культуре в данный момент границы подросткового возраста - от 11-12 до 14-15 [27].

Таким образом, можно условно определить, что границами подросткового периода является возраст детей от 11 до 15-16 лет. В своей работе мы будем ориентироваться на эти данные.

 

1.1.2 Особенности социальной ситуации развития в подростковом возрасте

Внешняя сторона социальной ситуации развития. Существенных изменений во внешних условиях жизни практически не происходит. Ребенок продолжает ходить в школу, жить родителями и т.д. Однако, для каждого возраста и для каждого ребенка типична своя система взаимоотношений с социальной средой, что и определяет направление его психического развития.

Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. В чем же это проявляется?

По сравнению с младшим школьником подросток должен устанавливать отношения не с одним, а со многими учителями, учитывать особенности их личности и требований (порой противоречивых). "Все это, - отмечает Л.И. Божович, - определяет совсем иную позицию учащихся по отношению к учителям и воспитателям, как бы эмансипирует подростков от непосредственного влияния взрослых, делая их значительно более самостоятельными" [6].

Но самое главное изменение в социальной ситуации развития подростка, подчеркивает Л.И. Божович, состоит в той роли, которую выполняет в этот период коллектив сверстников.

Постоянное взаимодействие подростка с товарищами порождает у него стремление занять достойное место в коллективе. Это один из доминирующих мотивов поведения и деятельности подростка. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками.

Существенное значение для развития подростка имеет то место, которое он занимает в семье. Если родители и старшие члены семьи учитывают возросшие возможности подростка, относятся к нему с уважением и доверием, то тем самым они создают благоприятные условия для развития подростка [17].

Внутренняя сторона социальной ситуации развития. Подростковый возраст сильно отличается от всех других этапов жизни человека. Это время наиболее интенсивного физического и физиологического развития человека за всю его жизнь. Для этого периода характерен интенсивный рост организма, повышение обмена веществ, возрастание активности эндокринной системы. В поведении подростков отмечается явное преобладание возбуждения, повышенная эмоциональность, от чего реакции по силе и характеру часто не соответствуют вызвавшим их раздражителям.

В процессе биологического созревания происходит резкое увеличение тела в длину, которому сопутствует увеличение внутренних органов: легких, сердца, печени, почек. Биологическое созревание завершается тогда, когда все системы и органы полностью развиты (достижение телесной зрелости).

Одновременно с созреванием физическим идет процесс созревания психологического, время самоутверждения, которое сопровождается почти постоянными конфликтами с окружающими. Происходит трансформация детской системы ценностей, сформированной ранее, в систему ценностей взрослого человека [21].

Физическое и половое развитие порождает интерес подростка к другому полу и одновременно усиливает внимание к своей внешности [17]. Формируется новый образ физического "Я". Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба - все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу.

На образ физического "Я" и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития.

Девочки с ранним физическим развитием обычно более уверены в себе и держатся спокойнее. Для мальчиков же сроки их созревания особенно важны. Физически более развитый мальчик сильнее, успешнее в спорте и других видах деятельности, увереннее в отношениях со сверстницами. Он вызывает отношение к себе как к более взрослому.

Напротив, к мальчику с поздним созреванием чаще относятся как к ребенку и, тем самым, провоцируют его протест или раздражение. Такие мальчики менее популярны среди сверстников, они часто становятся возбудимыми, суетливыми, излишне разговорчивыми, пытаются привлечь к себе внимание и ведут себя неестественно, у них чаще образуется низкая самооценка и появляется чувство отверженности [13].

Процесс формирования новообразований, отличающих подростка от взрослого, растянут во времени и может происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существуют и "детское", и "взрослое".

По Л.С. Выготскому, в его социальной ситуации <#"732181.files/image001.gif">

Рисунок 1 - Уровень общей самооценки у подростков

 

Подростки с низкой самооценкой чаще всего указывали, что у них отсутствует уверенность в себе, преобладает в большей части подавленное настроение. Они полагают, что ничего не достигнут в будущем, временами чувствую себя никому не нужными. Для подростков с данным уровнем самооценки характерно критическое отношение к себе, которое строиться на основе постоянного сравнения с другими людьми, являющимися, по их мнению, более успешными. Подростки с низким уровнем самооценки считают, что окружающие смотрят на них осуждающе, поэтому они всегда чего-то бояться и думают, что они хуже, чем остальные. Таким образом, они недооценивают себя и очень часто испытывают чувство неполноценности, которое проявляется в робости, неуверенности в себе, мнительности, т.е. с чертами психастенической личности. Эти ученики составляют "группу риска". За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и "защитная", когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий.

Подростки, имеющие средний и высокий уровень общей самооценки относятся к ученикам с адекватной оценкой себя и своей личности. При оптимальной, адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т.е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций.

Таким образом, ученики со средним уровнем самооценки уважают себя, но знают свои слабые стороны и стремятся к самосовершенствованию, саморазвитию, а подростки, имеющие высокий уровень заслуженно ценят, уважает себя и довольны собой.

Следует так же отметить, что среди подростков, которые имеют высокий уровень самооценки можно выделить учеников с адекватной высокой самооценкой и с неадекватно завышенной. По данным нашего исследования сложно понять соответствует высокий уровень адекватной самооценке, или скорее проявляется в неумении подростка оценивать себя и стремлении выделять в своей личности только то, что нравится самому субъекту и способствует его самоутверждению. Мы будем полагать, что высокий уровень самооценки в нашем исследовании соответствует адекватной оценке себя, так как никто из респондентов не набрал более 7 баллов (от 8 до 10) по предложенной методике.

Вывод: по данным опроса, мы разделили подростков на три группы - подростки с низкой, высокой и средней самооценкой. Мы полагаем, что высокая самооценка - это, в какой-то степени, практически то же самое, что высокое чувство уверенности <#"732181.files/image002.gif">

Рисунок 2 - Уровень самопрезентации подростков

Подростки, имеющие низкий уровень самопрезентации, чаще всего отвечая на вопрос "Кто Я?" перечисляли свои негативные характеристики:

-       отрицательные качества характера: "нерешительный человек" "депрессивная", "скучная", "унылая", "эгоистична" "злопамятная", "жестокая", "ленивая" и т.п.

-       качества ума и учебной деятельности: "глупая", "двоечница", "плохо учусь" и т.д.

-       касающиеся внешности: "некрасивая" "бедная" "плохо видящая", "тонковолосая", "толстая" и т.п.

-       социальные характеристики: "одиночество", "необщительная", "социофобка", "мизантропка", "человеконенавистник", "террорист".

Так же среди респондентов, имеющих, по результатам методики, низкий уровень самопрезентации, были те, кто написал о себе очень мало (2-4 фразы) и очень несодержательно. Мы не можем утверждать, что оценка уровня самопрезентации в данном случае объективная, однако отсутствие либо несодержательность ответа - это факт исследования, поэтому мы анализировали согласно общим критериям.

Подростки, имеющие средний уровень самопрезентации в своих ответах отражали как положительные суждения ("прикольный", "изобретательный", "добрый", "спортсмен", "храбрый", "веселая", "ответственная" и т.п.), так и отрицательные ("ленивая", "капризная", "тихоня", "эгоистка" и т.п.) Однако следует отметить, что в сравнении с респондентами низкого уровня самопрезентации, подростки среднего уровня не указывали резко негативных характеристик, таких например, как человеконенавистничество и т.п., а их отрицательные оценки себя касались чаще всего того, что бы они хотели в себе изменить. В этом вырежется, по нашему мнению, наличие критичности к себе и стремление к самовоспитанию.

Ответы подростков со средним уровнем самопрезентации зачастую носили формальный, нейтральный характер, касающийся социальной роли - "дочь", "лицеистка", "индивид", "сестра", "внучка" и т.д. По данным характеристикам сложно оценить уровень самопрезентации, однако мы склонялись к тому, что данные утверждения важны, но не существенны. На этом основании респондентов с преобладающим количество нейтральных ответов относили к подросткам со средним уровнем самопрезентации.

У подростков, имеющих высокий уровень самопрезентации, содержание ответов чаще несли положительный характер ("Я - самый счастливый человек", "Я - ответственная", "Я - добрая", "Я - заботливая" и т.д.). Суждения подростков этой группы о самих себе отличались содержательностью. Очень часто респонденты описывали не только самопрезентацию Я-реального, но и Я-идеального, озвучивая мечты - т.е. то, как они себя видят в будущем ("хочу стать хорошей мамой", "хочу быть добрее и лучше" и т.д.), а так же то, чему бы хотели научиться и как хотели бы прожить свою жизнь - "хочу прожить жизнь со смыслом", "хочу быть нужной и полезной", "хочу научиться любить всех", "стараюсь всегда понимать других" и т.п.

Некоторые респонденты указывали цель своей жизни - "вижу цель в своей жизни в спасении души".

Для построения полного образа неуверенного и уверенного в себе подростка, мы обобщили данные, полученные при анализе двух методик. Результаты обобщения представлены в таблице 2

Таблица 2 - Уровень общей самооценки и самопрезентации у подростков

Уровень самооценки

Уровень самопрезентации




1

Низкая самооценка

Высокий уровень

2

Средняя самооценка

Высокий уровень

3

Средняя самооценка

Средний уровень

4

Низкая самооценка

Низкий уровень

5

Средняя самооценка

Низкий уровень

6

Средняя самооценка

Низкий уровень

7

Низкая самооценка

Низкий уровень

8

Низкая самооценка

Низкий уровень

9

Высокая самооценка

Высокий уровень

10

Высокая самооценка

Средний уровень

11

Средняя самооценка

Высокий уровень

12

Средняя самооценка

Высокий уровень

13

Средняя самооценка

Высокий уровень

14

Высокая самооценка

Высокий уровень

15

Средняя самооценка

Низкий уровень

16

Средняя самооценка

Средний уровень

17

Высокая самооценка

Высокий уровень

18

Высокая самооценка

Средний уровень

19

Низкая самооценка

Низкий уровень

20

Высокая самооценка

Высокий уровень

21

Средняя самооценка

Средний уровень

22

Средняя самооценка

Средний уровень

23

Средняя самооценка

Средний уровень

24

Высокая самооценка

Средний уровень

25

Низкая самооценка

Низкий уровень

26

Средняя самооценка

Высокий уровень

27

Низкая самооценка

Низкий уровень

28

Высокая самооценка

Высокий уровень

29

Низкая самооценка

Низкий уровень

30

Средняя самооценка

Высокий уровень

31

Средняя самооценка

Высокий уровень

32

Средняя самооценка

Низкий уровень

33

Высокая самооценка

Высокий уровень

34

Средняя самооценка

Низкий уровень

35

Высокая самооценка

Средний уровень

36

Низкая самооценка

Высокий уровень

37

Низкая самооценка

Низкий уровень

38

Средняя самооценка

Низкий уровень

39

Высокая самооценка

Средний уровень

40

Высокая самооценка

Высокий уровень


Анализируя данные, представленные в таблице, мы видим, что не всегда низкая самооценка соответствует низкому уровню самопрезентации, и наоборот - не всегда подростки с высокой самооценкой имеют высокий уровень самопрезентации. Это связано в первую очередь с нестабильно противоречивым Образом Я подростков. В 15-16 лет самосознание подростков ещё не до конца утвердилось - некоторые подростки уже имеют конкретное представление о самих себе и потребность в познании себя, а некоторые ограничиваются эмоционально-ценностным отношением к себе и не стремятся разобраться "Кто Я?".

Для лучшей наглядности полученные результаты представим в виде диаграммы (рис.3)

Рисунок 3 - Уровень самопрезентации подростков

Как мы видим из диаграммы, уровень самооценки и самопрезентации у части респондентов не совпадают. Уровень самооценки и уровень самопрезентации совпал лишь у 50% респондентов (из них средний уровень у 5, высокий у 7, а низкий - у 8 респондентов). Исходя из этих данных, мы разделили всех респондентов на три группы:

)        Подростки, имеющие стабильно-негативный образ Я (неуверенные в себе подростки) - 8 человек (20%);

2)      Подростки, имеющие стабильно-позитивный образ Я (уверенные в себе подростки) - 12 человек (30%);

)        Подростки, имеющие нестабильно-противоречивый Образ Я - 20 человек (50%).

4)      Вывод: в результате обработки полученных данных мы выделили уровни самопрезентации, соотнесли их с уровнем общей самооценки и на этом основании разделили респондентов на три группы: подростки, имеющие стабильно-негативный, стабильно-позитивный и нестабильно-противоречивый Образ Я. По нашему мнению, неуверенные в себе подростки - это подростки, имеющие стабильно-негативный образ Я, в то время как уверенные в себе - это подростки со стабильно-позитивным Образом Я. Основываясь на эти данные мы более подробно изучим особенности Образа Я неуверенных в себе подростков и установим взаимосвязь между характеристиками Образа Я, характером самопрезентации и общей самооценкой у подростков 15-16 лет.

2.2.3 Результаты, полученные при изучении особенностей образа Я у неуверенных подростков

При изучении образа Я подростков 15-16 лет мы использовали, как указывалось ранее, опросник самоотношения В.В. Столина. Результаты проведения опроса представлены в приложении Е.

Самоотношение, в данном случае, понимается как сложная, уровневая эмоционально-оценочная система. Самоотношение может быть понято как выражение смысла "Я" для субъекта, как некоторое устойчивое чувство в адрес собственного "Я", которое, несмотря на обобщенность, содержит ряд специфических модальностей (измерений), различающихся как по эмоциональному тону, переживанию, так и по семантическому содержанию соответствующего отношения к себе.

Опросник позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:

·        глобальное самоотношение;

·        самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;

·        уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему "Я".

Опросник включал 12 шкал. Показатель по каждому фактору подсчитывался путем суммирования утверждений, с которыми испытуемый согласен, если они входят в фактор с положительным знаком и утверждений, с которыми испытуемый не согласен, если они входят в фактор с отрицательным знаком. Результаты первичной количественной обработки полученных данных представлены в приложении Ж. Полученный "сырой балл" по каждому фактору переводился в накопленные частоты - в %. Ключ для количественной обработки полученных данных и таблицы перевода "сырого балла" в накопленные частоты (%) представлен в приложении З.

Таким образом, при проведении количественной обработки данных, мы выявили характер выраженности особенностей самоотношения в процентах (результаты представлены в таблице 5). Значение процентного показателя - меньше 50 % - признак не выражен; 50-74 % - признак выражен; больше 74 % - признак ярко выражен.

Таблица 5 - Результаты исследования самоотношения подростков

 №

Самоотношение (в %)


Шкала S (интегральная)

I Шкала самоуважения

II Шкала аутосимпатии

III Шкала ожидаемого отношения от других

IV Шкала самоинтересов

1 Шкала самоуверенности

2 Шкала отношения других

3 Шкала самопринятия

4 Шкала саморуководства

5 Шкала самообвинения

6 Шкала самоинтересса

7 Шкала самопонимания:

1

21,33

16,00

21,67

6,00

16,00

29,33

3,67

2,67

38,33

43,33

20,00

21,33

2

69,33

34,00

47,00

9,00

71,33

47,67

7,33

34,33

79,67

60,67

20,00

68,67

3

80,00

34,00

77,33

39,67

71,33

65,67

80,00

100,00

25,67

43,33

34,33

43,33

4

6,33

9,33

28,00

1,00

16,00

3,77

3,67

34,33

25,67

43,33

20,00

68,67

5

74,33

80,00

28,00

3,33

49,67

81,33

0,67

34,33

79,67

81,67

20,00

68,67

6

74,33

71,33

58,00

27,33

16

29,33

7,33

34,33

60,33

27,67

34,33

68,67

7

49,00

6,00

37,33

39,67

92,33

16,67

32,00

34,33

38,33

81,67

80,00

4,33

8

6,33

9,33

9,00

1,00

5,33

16,67

3,67

38,33

100,00

0,67

21,33

9

93,33

71,33

58,00

72,33

100,00

65,67

51,33

89,67

60,33

60,67

100,00

68,67

10

90,67

58,67

86,00

53,00

92,33

81,33

15,00

100,00

38,33

43,33

100,00

83,67

11

69,33

44,67

58,00

6,00

49,67

65,67

7,33

50,67

38,33

60,67

20,00

68,67

12

69,33

58,67

47,00

27,33

71,33

29,33

15,00

50,67

79,67

43,33

80,00

43,33

13

26,67

25,33

28,00

1,00

49,67

7,33

0,67

7,67

38,33

27,67

11,33

68,67

14

74,33

91,33

69,67

27,33

92,33

29,33

32,00

70,67

79,67

43,33

80,00

83,67

15

32,33

9,33

28,00

3,33

29,00

65,67

3,67

7,67

25,67

81,67

11,33

4,33

16

49,00

44,67

37,33

53,00

92,33

47,67

51,33

16,67

60,33

60,67

80,00

21,33

17

80,00

86,67

47,00

53,00

29,00

65,67

80,00

50,67

79,67

27,67

20,00

43,33

18

62,67

34,00

58,00

27,33

49,67

81,33

15,00

50,67

38,33

43,33

54,67

21,33

19

9,00

9,33

0,33

1,00

71,33

16,67

0,67

2,67

38,33

96,67

20,00

21,33

20

98,33

91,33

98,33

91,33

100,00

81,33

51,33

89,67

60,33

1,67

100,00

83,67

21

26,67

9,33

3,67

39,67

29,00

29,33

51,33

16,67

38,33

96,67

34,33

4,33

22

32,33

34,00

21,67

27,33

49,67

47,67

32,00

70,67

92,00

96,67

20,00

4,33

23

88,00

58,67

77,33

72,33

92,33

65,67

51,33

100,00

79,67

43,33

80,00

43,33

24

85,00

80,00

86,00

39,67

92,33

64,67

32,00

100,00

92,00

15,00

100,00

43,33

25

32,33

58,67

16,00

1,00

71,33

65,67

3,67

16,67

60,33

81,67

20,00

43,33

26

32,33

44,67

28,00

3,33

92,33

47,67

3,67

50,67

25,67

81,67

54,67

43,33

27

13,00

16,00

16,00

3,33

2,00

16,67

3,67

2,67

60,33

60,67

0,67

21,33

28

80,00

86,67

21,67

72,33

71,33

29,33

51,33

34,33

60,33

81,67

100,00

94,00

29

26,67

16,00

69,67

9,00

49,67

29,33

7,33

70,67

60,33

27,67

54,67

21,33

30

69,33

25,33

37,33

17,67

29,00

47,67

32,00

50,67

60,33

60,67

20,00

21,33

31

62,67

25,33

77,33

3,33

71,33

47,67

3,67

34,33

60,33

43,33

54,67

43,33

32

69,33

80,00

86,00

9,00

29,00

47,67

7,33

70,67

79,67

15,00

34,33

68,67

33

96,67

91,33

96,67

72,33

100,00

81,33

51,33

70,67

60,33

1,67

100,00

68,67

34

49,00

58,67

58,00

9,00

29,00

29,33

7,33

34,33

79,67

43,33

11,33

43,33

35

88,00

96,67

69,67

39,67

49,67

65,67

15,00

79,67

60,67

80,00

99,33

36

26,67

44,67

16,00

9,00

29,00

47,67

7,33

7,67

38,33

100,00

54,67

68,67

37

9,00

6,00

21,67

3,33

71,33

3,77

0,67

7,67

38,33

43,33

34,33

4,33

38

55,33

71,33

47,00

6,00

29,00

47,67

7,33

50,67

60,33

60,67

11,33

83,67

39

38,33

16,00

69,67

3,33

49,67

29,33

7,33

100,00

38,33

96,67

34,33

68,67

40

69,33

80,00

21,67

72,33

71,33

29,33

80,00

50,67

60,33

96,67

100,00

94,00

Для качественного анализа полученных данных, мы вначале обратились к результатам предыдущих опросников и составили сводную таблицу по всем трем методикам (см. табл. 5 в приложении И). В таблице мы выделили тех подростков, которые имеют стабильный Образ Я (негативный либо позитивный) для удобства сравнения особенностей самосознания у неуверенных и уверенных в себе подростков. Отметив в таблице диапазон выраженности того или иного признака, мы посчитали у скольких процентов респондентов из 2-х групп (уверенных и неуверенных) он находит отражение. Полученные результаты представлены в виде диаграммы (рис. 4)

Рисунок 4 - Результаты исследования подростков по опроснику самоотношения

Как видим по рис.4 у подростков с чувством неуверенности в себе ниже уровень самоотношения, самоуважения по сравнению с уверенными подростками. Неуверенные подростки более склонны обвинять себя, видеть в себе, как правило, недостатки, в эмоциональных реакциях на себя у них присутствуют раздражение и презрение.

По шкале аутосимпании мы наблюдаем туже тенденцию - большинство неуверенных в себе подростков испытывают враждебность к собственному "Я", они не одобряют себя в целом и в существенных частностях, они видят в себе по преимуществу недостатки, низкую самооценку, готовность к самообвинению.

По шкале "ожидаемого отношения" от других никто из неуверенных подростков не выразил высокий уровень притязаний. Эта же тенденция наблюдается и по шкале "отношения других".

У неуверенных в себе подростков слабо выражено самопринятие и саморуководство, в отличие от уверенных. Это говорит о том, что неуверенные подростки не могут принять себя такими, какие они есть, согласиться со своими внутренними побуждениями. Низкие значения указывают на общий негативный фон восприятия себя, на склонность воспринимать себя излишне критично. Симпатия к себе недостаточно выражена, проявляется эпизодически. Негативная оценка себя существует в разных формах: от описания себя в комическом свете до самоуничижения.

Низкие показатели саморуководства неуверенных подростков указывают на веру субъекта в подвластность своего "Я" внешним обстоятельствам и событиям. Механизмы саморегуляции ослаблены. Волевой контроль недостаточен для преодоления внешних и внутренних препятствий на пути к достижению цели. Основным источником происходящего с человеком признаются внешние обстоятельства. Причины, заключающиеся в себе, или отрицаются, или, что встречается довольно часто, вытесняются в подсознание. Переживания относительно собственного "Я" сопровождаются внутренним напряжением.

Уровень самоинтереса у неуверенных подростков достаточно высок, однако сравнивая его с уверенными подростками, мы видим, что он там выше. Самоинтерес отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой "на равных", уверенность в своей интересности для других.

Из всех показателей больше всего баллов у неуверенных подростков по шкале самообвинения. Склонность к самообвинению можно наблюдать у тех, кто видит в себе прежде всего недостатки, кто готов поставить себе в вину все свои промахи и неудачи. Проблемные ситуации, конфликты в сфере общения актуализируют сложившиеся психологические защиты, среди которых доминируют реакции защиты собственного "Я" в виде порицания, осуждения себя или привлечения смягчающих обстоятельств. Установка на самообвинение сопровождается развитием внутреннего напряжения, ощущением невозможности удовлетворения основных потребностей.

Что же касается уверенных подростков - они лидируют по всем шкалам - у них высокий уровень самоуважения и аутосимпатии, самоинтереса и самопонимания. Высокие значения они набрали способности к саморуководству. Данные респонденты источником развития своей личности, регулятором достижений и успехов считают себя. Такие люди переживают собственное "Я" как внутренний стержень, который координирует и направляет всю активность, организует поведение и отношения с людьми, что делает их способными прогнозировать свои действия и последствия возникающих контактов с окружающими. Они ощущает себя способным оказывать сопротивление внешним влияниям, противиться судьбе и стихии событий. Таким людям свойствен контроль над эмоциональными реакциями и переживаниями по поводу себя.

Самопринятие уверенных подростков так же на высоком уровне. Шкала "Самопринятие" позволяет судить о выраженности чувства симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями, принятия себя таким, какой есть, несмотря на недостатки и слабости.

Высокие значения по шкале самопринятия характеризуют склонность воспринимать все стороны своего "Я", принимать себя во всей полноте поведенческих проявлений. Общий фон восприятия себя положительный. Человек часто ощущает симпатию к себе, ко всем качествам своей личности. Свои недостатки считает продолжением достоинств. Неудачи, конфликтные ситуации не дают основания для того, чтобы считать, себя плохим человеком.

У уверенных подростков наблюдается слабая выраженность отрицательных эмоций в адрес своего "Я". Низкие значения по данной шкале обнаруживают тенденцию к отрицанию собственной вины в конфликтных ситуациях. Защита собственного "Я" осуществляется путем обвинения преимущественно других, перенесением ответственности на окружающих за устранение барьеров на пути к достижению цели. Ощущение удовлетворенности собой сочетания с порицанием других, поисками в них источников всех неприятностей и бед.

Таким образом, обобщив все полученные результаты, мы может сделать вывод, что Образ Я неуверенных в себе подростков достаточно противоречив и по всем показателям самоотношения занимает низкие позиции. Среди особенностей образа Я неуверенных подростков можно выделить следующие:

·        Отсутствие чувства собственной значимости;

·        Высокий уровень тревожности;

·        Отсутствие аутосимпатии - они видят в себе преимущественно недостатки;

·        Необъективная критичность в отношении к себе;

·        Склонность к самообвинению и самонепринятию;

·        Низкий уровень самопонимания и личностной рефлексии и др.

Заключение


Изучение самосознания подростков в поисках причин феномена неуверенности - это интересная и практически значимая деятельность. Подростковый возраст - они из самых интересных и противоречивых возрастов, захватывающий важный этап жизни - становление личности.

В своей работе мы предприняли попытку выявить особенности образа Я неуверенных подростков. В первой части мы проанализировали психолого-педагогическую литературу по данной проблеме. Мы рассмотрели теоретические аспекты особенностей Образа Я неуверенных подростков, раскрыли психологические особенности подросткового возраста, познакомились с компонентами самосознания (когнитивный, оценочный и поведенческий). Также в данной главе мы раскрыли особенности формирования самосознания в подростковом возрасте, кратко представили историю изучения самосознания и становления образа "Я" у подростков, изучили особенности построения адекватного образа "Я" у детей данного возраста.

В результате, мы пришли к выводу, что для полноценного развития уверенной в себе личности необходимо формировать у подростков положительную Я-концепцию, которая определяется тремя основными факторами: твердой убеждённостью в импонировании другим людям, наличием уверенности в способности к тому или иному виду деятельности и наличием чувства собственной значимости.

Во второй части курсовой работы мы представили результаты проведения эмпирического исследования по выявлению особенностей образа Я неуверенных подростков. Среди особенностей образа Я неуверенных подростков мы выделили следующие: отсутствие чувства собственной значимости; высокий уровень тревожности; отсутствие аутосимпатии - они видят в себе преимущественно недостатки; необъективная критичность в отношении к себе; склонность к самообвинению и самонепринятию; низкий уровень самопонимания и личностной рефлексии и др.

Подростки с низкой самооценкой и низким уровнем самопрезентации более зависимы, пассивны, отличаются более низким уровнем самоотношения по сравнению со своими сверстниками. Неуверенные в себе подростки отличаются более низким уровнем самоуверенности, они в большей степени зависят от мнения других, в большей степени готовы обвинять себя, видеть в себе недостатки, сильно переживать из-за несоответствия своему идеалу.

В заключении хочется отметить, что без уверенности в себе человек не может ощущать себя полноценным и самодостаточным членом общества. Ему трудно начать своё дело, трудно отстоять свои мысли и убеждения даже перед близкими людьми. Неуверенный человек принимает решения, находясь под влияния других людей, обстоятельств, только не под влиянием собственных мыслей. Уверенность можно и даже должно развивать в себе путём специальной тренировки, специальных психологических упражнений.

Обобщив все выше изложенное, можно сказать, что образ "я" в подростковом возрасте еще не полностью устоялся. По мере взросления характерные черты (и положительные, и отрицательные) становятся более устойчивыми. Помочь подростку перейти от негативного к позитивному образу "я" весьма непросто, но возможно. В подростковом возрасте изменить свой образ, повысить самооценку легче, чем во взрослом возрасте. Самооценка, самопрезентация и адекватно-позитивный образ Я - это важные стороны в развитии личности.

Список литературных источников


1.       Ананьев, Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания / Б.Г. Ананьев // Избранные психологические труды. - 1980. - № 2. - С.103-127.

2.      Белинская, Е.П. Я-концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений / Е.П. Белинская // Вестник МГУ. - 1997. - № 4. - С.67-70.

.        Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - М.: Просвещение, 1986. - 417 с.

.        Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. - М.: Просвещение, 1982. - 345с.

.        Бодалев, А.А. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин, В.С. Аванесов и др.; под ред. А.А. Столина. - СПб.: Речь, 2000. - 440 с.

.        Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвешение, 1968. - 456 с.

.        Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан. - М.: Академия, 2003. - 368 с.

.        Зинченко, В.П. Как построить свое "Я" / В.П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1991. - 378 с.

.        Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1984. - 225 с.

.        Кон, И.С. Категория "Я" в психологии / И.С. Кон // Психологический журнал. - 1981. - №3. - С.25-38.

.        Кон, И.С. Открытие "Я" / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1978. - 367 с.

.        Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Т.Ц. Сфера, 2004. - 464 с.

.        Кураев, Г.А. Возрастная психология: курс лекций / Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. - Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 146 с.

.        Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев - М.: Просвещение, - 1975. - 467 с.

.        Липкий, А.И. Самооценка школьника / А.И. Липкий. - М.: Просвещение, 1976. - 244 с.

16.    Макарова, М.В. Проблема - неуверенность в себе / В.М. Макарова // Психоаналитическая лаборатория [Электронный ресурс]. - 2003. - Режим доступа: http://www.e-psy.ru/html/publish/st24. htm.html <http://www.finepsyhology.ru/fpsys-922-1.html> Дата доступа: 30.05.2013.

.        Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. по спец. "Педагогика и методика нач. обучения" / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. М.В. Гамезо и др. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с.

.        Мерлин, В.С. Психология индивидуальности / В.С. Мерлин. - М.: НПО "МОДЭК", 2009. - 544 с.

.        Михеева, С.Л. Развитие у подростков уверенности в себе / С.Л. Михеева // Нолинский детский дом пользователя [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://nolidom.ru/vospitanie_uverennjsti. php Дата доступа: 30.05.2013.

.        Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов <http://www.pedlib.ru/Books/6/0366/6_0366-1.shtml> / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2000. - 456 с.

.        Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. / Х. Ремшмидт. - М.: Мир, 1994. - 235 с.

.        Ризанова, О.Д. Условия и особенности построения адекватного образа "Я" у подростков / О.Д. Ризанова // Психология состояния [Электронный ресурс]. - 2013.

.        Румянцева, Т.В. Психологическое консультирование. Диагностика отношений в паре / Т.В. Румянцева. - СПб.: Речь, 2006. - 176 с.

.        Савонько, Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста / Е.И. Савонько // Вопросы психологии. - 1969. - №4. - С.12-16.

.        Сафин, В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения / В.Ф. Сафин // Вопросы психологии. - 1975. - №3. - С. 20-25.

.        Столин, В.В. Самосознание личности. - М.: Издательство Московского Университета, 1983. - 284 с.

.        Туревская, Е.И. Возрастная психология / Е.И. Туревская. - Тула, 2002. - 296 c.

.        Фролов, Ю.И. Психология подростка. Хрестоматия / Ю.И. Фролов. - М.: Рос. пед. Агентство, 1997. - 234 с.

.        Чеснокова, И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе / И.И. Чеснокова // Экспериментально-прикладная психология. - 1994. - № 12. - С.12-18.

.        Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. - М.: Просвещение, 1977. - 144 с.

.        Шутунова, П.А. Уверенность. Самооценка. Влияние / П.В. Шутунова // Проблемы психологии [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: http://psyera.ru/uroven-prityazaniy-i-samoocenka-lichnosti-339. htm <http://psyera.ru/uroven-prityazaniy-i-samoocenka-lichnosti-339.htm>. Дата доступа: 30.05.2013.

Похожие работы на - Особенности образа 'Я' неуверенного подростка

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!