Типы лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и их структура. Организация работы медицинского персонала в стационаре

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Медицина, физкультура, здравоохранение
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    783,17 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Типы лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и их структура. Организация работы медицинского персонала в стационаре














Реферат

Типы лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и их структура. Организация работы медицинского персонала в стационаре

Типы лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и их структура

В целях поддержания здоровья населения, профилактики и лечения, системой здравоохранения предусмотрено создание лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). ЛПУ делятся на 2 типа: амбулатории и стационары.

К амбулаторного типа учреждениям относятся поликлиники, медико-санитарные части, диспансеры, консультации, станции скорой помощи. В них пациент проходит обследование, наблюдение в ЛПУ, получая лечение в домашних условиях.

К стационарного типа учреждениям относятся: больницы, клиники, родильные дома, госпитали, санатории и хосписы.

Стационарную медицинскую помощь оказывают больным, которым необходимы систематическое наблюдение, сложные методы исследования и лечения:

1.       больница (может быть многопрофильной и специализированной);

2.       госпиталь (больница для лечения военнослужащих или инвалидов);

.        клиника (больница, где ведется научно-исследовательская работа, обучение студентов, врачей, среднего медицинского персонала);

.        санаторий (профилакторий) - учреждение, где проводят долечивание больных;

.        родильные дома;

.        хоспис - учреждение для оказания паллиативной (симптоматической) медицинской и медико-социальной помощи неизлечимым онкологическим больным.

Отличие по количеству, возможностям и спектру лечебно-диагностических мероприятий.

Различают многопрофильные (специализированные) стационары, предназначенные для лечения больных каким-либо одним заболеванием (например, туберкулезом). Многопрофильные, в состав которых входят отделения различного профиля (например: терапевтические, хирургические, неврологические, эндокринологические и др.)

В стационарные учреждения госпитализируют больных, которые нуждаются в экстренной и специализированной медицинской помощи, а также пациентов, за которыми необходимо постоянное наблюдение (оценка клинического состояния больного, повторные рентгенологическое, электрокардиографическое, эндоскопическое исследования, анализы крови, мочи и т.д.) или применение таких методов лечения, которые невозможны или затруднительны в амбулаторных условиях - на дому в поликлинике (операции, частые внутривенные, внутримышечные, подкожные и другие инъекции, переливание крови и кровезаменителей, физиотерапия и т.п.)

Современный стационар представляет собой медицинское учреждение, оснащенное необходимой лечебно-диагностической аппаратурой и оборудованием. Основными структурными подразделениями стационара являются:

-        приемное отделение,

-        лечебные отделения (терапевтическое, хирургическое, урологическое и т.д. - в зависимости от профиля стационара),

         диагностическое отделение (лаборатория, кабинеты УЗИ, рентгенографии, ЭФГДС и т.д.),

         патологоанатомическое отделение,

         пищеблок,

         аптека,

         административно-хозяйственная часть (администрация, гараж, кислородная, прачечная ит.д.).

В состав лечебного отделения входят:

-        лечебные палаты,

-        пост медицинской сестры,

         процедурные,

         перевязочные кабинеты,

         кабинет заведующего отделением,

         ординаторская,

         буфет,

         холл для отдыха,

         комнаты для среднего и младшего медицинского персонала,

         подсобные помещения (санузел, ванная, туалет, бельевая).

Организация работы приемного покоя (приемного отделения)

Приемное отделение является важнейшим лечебно-диагностическим отделением больницы.

В приемное отделение больные могут быть доставлены:

1.       Машиной скорой помощи (при несчастных случаях, травмах, острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний)

2.       По направлению участкового врача (в случае неэффективности лечения в домашних условиях) - плановая госпитализация;

.        Переводом из других лечебно-профилактических учреждений (по договоренности с администрацией);

.        «Самотеком» (при самостоятельном обращении больного в случаях ухудшения его самочувствия на улице, недалеко от больницы).

Основными функциями приемного отделения больницы являются:

1.       прием и регистрация больных;

2.       осмотр, первичное обследование больных и диагностика;

.        санитарно-гигиеническая обработка вновь поступивших больных;

.        оказание квалифицированной медицинской помощи;

.        транспортировка больных в лечебные отделения больницы.

Через приемное отделение в больницу поступает почти весь контингент больных, за исключением рожениц, инфекционных больных и тяжелых экстренных больных. Прием в инфекционное отделение и родильный дом осуществляется, децентрализовано, в специально выделенных помещениях этих корпусов (санитарный пропускник или приемно-смотровой бокс). Кроме того, больных, которые нуждаются в экстренной медицинской помощи, иногда доставляют непосредственно в отделение реанимации, минуя приемное отделение.

Приемное отделение состоит из:

-        зала ожидания,

-        кабинета дежурной медсестры (регистратура);

         одного или нескольких смотровых кабинетов;

         процедурного кабинета;

         палат наблюдения;

         перевязочной, а иногда и малой операционной;

         изоляторов (бокс, для инфекционных больных);

         санпропускника;

         рентгеновского кабинета;

         лаборатории.

Зал ожидания предназначен, для ходячих больных и сопровождающих их родственников. Здесь должны быть стол и достаточное количество стульев, кресел. На стенах вывешивают сведения о режиме работы лечебных отделений, о часах беседы с лечащим врачом, перечень продуктов, разрешенных для передачи больным, телефон справочной службы больницы. Здесь же должны быть указаны дни и часы, в которые можно посещать больных.

Рядом с залом ожидания находится кабинет дежурной медицинской сестры. В нем производится регистрация поступающих больных и оформление необходимой документации.

Документация приемного отделения:

-        журнал учета приема больных и отказов в госпитализации (Ф. №001/У);

-        медицинская карта стационарного больного (Ф. №003/У);

-        статистическая карта выбывшего из стационара (Ф. №006/У);

         журнал регистрации, больных с выявленным педикулезом (Ф. №058/У);

         инфекционный журнал (Ф. №066/У).

Медсестра-регистратор вносит в журнал учета приема больных и отказов в госпитализации Ф.И.О. больного, год рождения, дату, откуда и кем доставлен, диагноз направившего учреждения, диагноз приемного отделения, в какое отделение направлен больной. Она же заполняет паспортную часть (титульный лист) медицинской карты стационарного больного (историю болезни), и статистической карты выбывшего из стационара. Измеряет температуру тела больного.

Медсестра приемного отделения проводит антропометрию - один из методов обследования пациентов, к ним относится определение массы тела, роста, измерение окружности грудной клетки.

 

Рис. 1. Измерение роста.

Измерение роста ростомером. Измерение роста производится после снятия обуви и головного убора в приемном покое (Рис.1). Оснащение: ростомер, совмещенный с медицинскими весами. Измерение роста производится следующим образом:

1.       Встать сбоку от ростомера и поднять планку от исходного уровня (находится на расстоянии - 100 см от площадки) до уровня выше предполагаемого роста больного.

2.       Попросить больного встать на площадку: его пятки, ягодицы и лопатки должны прикасаться к планке ростомера, а голова должна быть в таком положении, чтобы козелок уха и наружный угол глазницы находились на одной (горизонтальной) линии.

.        Опустить планку ростомера на темя больного и определить по шкале количество сантиметров от исходного уровня до планки.

.        Записать данные измерения в температурный лист.

Рис. 2. Измерение массы тела.

 

Определение массы тела (взвешивание) (Рис.2).Массу тела пациента определяют при поступлении, если позволяет состояние, и далее каждые 7 дней госпитализации, или чаще по назначению врача. Данные измерений заносятся в температурный лист. Массу тела определяют с помощью медицинских весов. Взвешивание производится натощак, после опорожнения мочевого пузыря и кишечника, в утреннее время, в одни и те же часы, при частом взвешивании, по возможности в одной и той же одежде.

Оснащение: весы медицинские. Взвешивание производится следующим образом:

1.       Открыть затвор и отрегулировать весы винтом: уровень коромысла весов, на котором все гири находятся в положении «0» и должны совпадать с контрольной отметкой.

2.       Закрыть затвор и предложить больному встать на площадку весов (без обуви, тапочек).

.        Открыть затвор и передвинуть гири на планках коромысла влево до тех пор, пока коромысло встанет вровень с контрольной отметкой.

.        Закрыть затвор.

.        Записать данные измерения в температурный лист (Ф. №004/У).

Массу тела определяют с диагностической целью при поступлении, для выявления дефицита веса, ожирения, наблюдения за динамикой веса, отеков в процессе лечения. Если пациент находится на постельном режиме или находится в тяжелом состоянии, то взвешивание тела противопоказано.

Измерение окружности грудной клетки. Измерение производят в состоянии спокойного дыхания, на вдохе и выдохе, для определения дыхательной экскурсии грудной клетки.

Оснащение: сантиметровая лента. Измерение окружности грудной клетки производится следующим образом:

1.  Приложить к телу ленту больного так, чтобы сзади она проходила под нижними углами лопаток, а спереди на уровне 4 ребра (у мужчин под сосками)

2.       Отметить количество сантиметров.

.        Записать данные измерения в температурный лист.

Процедурный кабинет, перевязочная (чистая и гнойная), а также малая операционнаяпредназначены для оказания экстренной помощи. Кроме того, в приемном отделении имеется несколько палат (палаты наблюдения), в которые помещают больных с неясным диагнозом. В этих палатах должен быть отдельный санитарный узел.

Для санитарной обработки больных, поступающих в больницу, в приемном отделении имеется санпропускник (ванна, душ, обтирание, комната для переодевания и санитарной обработки при педикулезе).

Санпропускник приемного отделения состоит из смотровой, раздевалки, ванно-душевой комнаты и комнаты, где больные одеваются. Необходимо строго соблюдать основное направление движения больных во время санитарной обработки: от смотровой к «чистой» комнате, где больные одеваются, т.е. после гигиенической ванны или душа больной не должен возвращаться в грязную смотровую или раздевалку.

Санпропускник оборудован всем необходимым для проведения санитарно-гигиенической обработки больного. Здесь должны быть кушетки, шкафчики для чистого и бочки для грязного белья, шкаф или стол с предметами для санитарной обработки: клеенкой, банным мылом, мочалками индивидуального пользования, которые находятся в маркированной емкости с надписью «чистые мочалки», машинки для стрижки волос, бритвенные приборы, ножницы, а также термометры для измерения температуры воздуха и воды, специальные мочалки и щетки для санитарной обработки ванны, маркированное ведро и швабры для уборки и дезинфекции помещений санпропускника и другие принадлежности.

Транспортировка больных в лечебное отделение

амбулаторный стационарный приемный лечебный

В отделение больного направляют пешком, на кресле-каталке или носилках в зависимости от распоряжения врача. Средства передвижения (каталки, носилки) обеспечиваются простынями и одеялами, которые нужно менять после каждого больного. Больные, которые самостоятельно передвигаются, из приемного отделения поступают в палату в сопровождении санитарки.

В отделении больного встречает палатная сестра, знакомится с ним и его историей болезни, показывает ему расположение палаты, санузла и других помещений, рассказывает о режиме отделения. Затем сестра докладывает о поступившем больном врачу и отдает историю болезни. В зависимости от состояния больного врач осматривает его тотчас же или во время обхода, делает дополнительные назначения, которые сестра обязана выполнить.

Больных, которые не передвигаются самостоятельно, транспортируют в отделение на носилках. Ослабленных больных, инвалидов, некоторых пациентов пожилого и старческого возраста часто перевозят (осторожно, избегая резких толчков и рывков) на специальных креслах-каталках; тяжелобольных транспортируют на каталках или переносят на носилках. Носилки с больным могут нести два или четыре человека, они должны идти короткими шагами, не в ногу. При подъеме по лестнице больного несут головой вперед, при спуске ногами вперед, приподнимая в обоих случаях ножной конец носилок. Для облегчения переноски носилок иногда используют специальные санитарные лямки. Переноску больного на руках и его перекладывание могут осуществлять один, два или три человека. Если больного переносит один человек, то он одной рукой обхватывает грудную клетку пациента на уровне лопаток, а другую подводит под бедра, при этом пациент обхватывает несущего за шею.

Перенос больных с носилок на кровать требует умения и осторожности. Это делают 2-3 медработника. Для удобства переноски носилки ставят по отношению к кровати под прямым углом, параллельно, последовательно, вплотную.

Перекладывание больного при вплотную приставленных к кровати носилках требует от больного определенных усилий и поэтому не всегда возможно. Если же по техническим причинам такое расположение носилок оказывается невозможным, то носилки ставят параллельно, персонал при этом находится между носилками и кроватью последовательно или в крайнем случае вплотную к ней. Перед перекладыванием больного обязательно проверяют готовность постели, наличие всех необходимых предметов ухода.

Рис.3. Кресло-каталка.

 

Транспортировка больного на кресле-каталке.

Оснащение: кресло-каталка (Рис.3).

1.  Наклонить кресло-каталку вперёд, наступить на подставку для ног.

2.       Попросить больного встать на подставку для ног, затем придерживая больного усадить его в кресло.

.        Опустить кресло-каталку в исходное положение.

.        Следить, чтобы при транспортировке руки больного не выходили за пределы подлокотников кресла-каталки.

Транспортировка больного на каталке (носилках).

Оснащение: каталка (носилки) (Рис.4, Рис.5).

1.  Поставить каталку перпендикулярно кушетке, так, чтобы её головной конец подходил к ножному концу кушетки.

2.       Трем медработникам встать около больного с одной стороны: первому подвести руки под голову и лопатки больного, второму - под таз и верхнюю часть бедер, третьему - под середину бедер и голени.

.        Подняв больного, вместе с ним повернуться на 90˚ в сторону каталки (носилок).

.        Уложить больного на каталку (носилки), укрыть его.

.        Сообщить в отделение, что направлен больной в тяжелом состоянии.

.        В отделении: головной конец каталки (носилок) подвести к ножному концу кровати, втроем поднять больного и повернуть на 90˚, положить на кровать.

Рис.4. Транспортировка на каталке.

Рис.5.Транспортировка на каталке.

Транспортировка больного на носилках вручную.

Оснащение: носилки.

1.  Нести больного на носилках следует без спешки и тряски.

2.       Вниз по лестнице больного следует нести ногами вперед, причем передний конец носилок необходимо приподнять, а задний - несколько опустить (таким образом, достигается горизонтальное положение носилок).

.        Вверх по лестнице больного следует нести головой вперед, также в горизонтальном положении.

Перемещение тяжестей (пациентов, аппаратуры, каталок и др.) - основная причина приводящей сестру к травме позвоночника и болям в спине. Правильная организация труда в лечебном учреждении, домашних условиях (у пациента) и в быту исключает перегрузки позвоночника. При физической нагрузке в движение должно вовлекаться минимальное количество сегментов позвоночника. Важно чередовать движение для различных групп мышц, включая в работу мелкие мышцы при незначительных нагрузках и крупные - при больших напряжениях. Сопутствующие движения желательно исключить.

Все движения нужно выполнять в среднем темпе, ритмично. Сестринскому персоналу довольно часто приходить поднимать и переносить тяжести (в том числе пациентов). Следует делать это рационально, с наименьшим воздействием на межпозвоночные диски: поднимать груз, не наклоняя туловище вперед, а сгибая ноги в коленных и тазобедренных суставах и сохраняя прямое положение спины; переносить груз не на одной, а равномерно распределив его на обе руки прижимая к себе или положив на плечо, сохраняя спину прямой.

Воздержитесь от поднятия пациента вручную! Пользуйтесь вспомогательными средствами или подъемными устройствами. Избегайте вертикального поднятия пациента. Прежде чем перемещать пациента, нужно ответить на следующие вопросы:

 

Вспомогательные средства поднятия и подъемные устройства.

В последнее время появилось простое в обращении вспомогательное устройства Easyslide.

Easyslide - представляет собой трубу с двойными стенками и подушку между ними. Внутренние стенки изготовлены из материала с очень низким коэффициентом трения, благодаря чему обеспечивается легкое скольжение Easyslide с одной поверхности на другую. Существует несколько разновидностей Easyslide:

-        Стандартные - для перемещения с одной поверхности на другую;

-        Turn-slide - модель, с помощью которой пациента можно регулярно поворачивать в постели

Вспомогательных средств перемещения и различных подъемных устройств, к сожалению пока еще мало в наших лечебных учреждениях.

Правильное положение ног сестры при перемещении пациента очень важно для обеспечения правильной биомеханики тела и ее безопасности. Она должна встать в положение ноги врозь, соблюдая равновесие между массой тела пациента и направлением движения. Одну ногу поставить рядом с пациентом, чтобы принять массу его тела в начале передвижения, другая нога находиться в направлении передвижения и готова принять на себя массу тела пациента. Если сестра поднимает пациента с пола, то его тело находится между ногами сестры, присевшей на корточки в начале подъема.

Положение рук сестры. Выбранный способ удерживания при перемещении зависит от наличия болезненных участков у пациента и того, какая помощь при перемещении будет ему оказываться. Необходимо максимально контролировать положение тела и движение пациента.

Положение пациента. Прежде чем поднимать (перемещать) пациента, нужно помочь ему лечь или придать удобное положение, учитывая биомеханику тела при последующем перемещении. Положение спины и позвоночника сестры во время перемещения должны быть прямыми. Плечи, насколько это возможно, должны находиться в одной плоскости с тазом. При поднятии пациента одной рукой другая, свободная, поддерживает равновесие туловища и, следовательно, положение спины, являясь опорой для снятия нагрузки с позвоночника.

Некоторые пациенты могут оказать себе помощь в поднятии, если при участии сестры сделают несколько раскачивающих движений, для создания движущей силы. В этом случае, реальная сила, затрачиваемая сестрой для подъема пациента в положение стоя, может быть минимальной.

Имея дело даже с беспомощным пациентом, осторожное раскачивание его и сестры может дать толчок движению и облегчить процесс поднятия. Этим навыкам можно научиться, но для этого необходимо чувство ритма, согласованности движений, а также понимание и сотрудничество со стороны пациента.

Работа в бригаде. Передвижение пациента может быть успешным только при согласованности движений. К примеру, одна сестра берет на себя роль лидера, отдает распоряжение, убеждается, что все участвующие в процессе и пациент полностью готовы к передвижению. Она оценивает безопасность окружающей обстановки, наблюдает за выражением лица пациента при его перемещении. Самая физически сильная сестра в бригаде (независимо от должности) должна принимать на себя наиболее тяжелую часть тела - бедра и туловища пациента.

Методика удерживания, поднятия, перемещение пациента одним, двумя и более лицами

На сегодняшний день существуют более тридцати технических приемов перемещения, относительно безопасных для здоровья сестры.

Удержание пациента при поднятии (выполняется двумя и более лицами). Правой кистью охватите спереди правое запястье вашего помощника - это запястный (единичный) захват или охватите правой кистью друг друга в области правового запястья, располагая кисть на передней поверхности - это двойной запястный захват.

Второй способ - возьмите друг друга правой, как при рукопожатии - это захват рукой, или охватите правой рукой, как при рукопожатии 1-4 пальцы друг друга - это захват пальцами.

Удерживание пациента методом «захват через руку» (выполняется одной медсестрой, пациент может помочь), поддержка и перемещение к спинке стула (кресла) пациента, способного оказать содействие:

-        объяснить пациенту ход процедуры, убедиться, что он ее понимает и получить его согласие на проведение;

-        оценить состояние пациента и окружающую обстановку;

         попросить пациента скрестить руки и прижать их к груди (если одна рука ослаблена, пациент охватывает запястье слабой руки более сильной);

         встать сзади пациента (кресла или стула, на котором он сидит);

         сестре охватить своими руками руки пациента как можно ближе к запястьям (сзади грудной клетки);

         поддержать или перемещать пациента к спинке стула (кресла).

Удерживание пациента методом «захват при поднятом локте» (выполняется одной медсестрой, пациент может помочь), поддержка и перемещение пациента, способного оказать помощь:

-        объяснить пациенту ход процедуры, убедиться, что он ее понимает и получить его согласие на проведение;

-        оценить состояние пациента и окружающую обстановку;

         встать сбоку от пациента, сидящего на стуле (низкой кровати) лицом к нему: одну ногу поставить рядом со стулом, другую, слегка развернув стопу, впереди ног пациента, фиксируя его своей ногой его колени;

         убедиться, что вы можете свободно перемещать массу своего тела с одной ноги на другую и стоите удобно;

         попросить пациента (или помочь ему) наклониться вперед так, чтобы одно плечо, находящееся ближе к вам, твердо упиралось в ваше туловище;

         наклониться слегка вперед за спиной пациента и крепко охватить его за локти, поддерживая их снизу;

         подставить другое плечо так, чтобы другое плечо пациента упиралось в вашу руку.

Удерживание пациента методом «подмышечный захват» (выполняется одной медсестрой, пациент может помочь), поддержка и перемещение пациента, способного оказать помощь:

-        объяснить пациенту ход процедуры, убедиться, что он ее понимает и получить его согласие на проведение;

-        оценить состояние пациента и окружающую обстановку;

         встать сбоку лицом к сидящему на стуле (низкой кровати) пациенту: одну ногу поставить рядом со стулом, другую слегка развернув стопу, - впереди ног пациента, фиксируя его колени его ногой;

         подсунуть кисти в подмышечные впадины пациента: одну кисть в направление спереди - назад, ладонью вверх, большой палец вне подмышечной впадины; другую - в направлении - сзади вперед, ладонью вверх, большой палец снаружи, вне подмышечной впадины;

         убедиться, что вы свободно перемещаете массу тела с одной ноги на другую и стоите удобно, попросить пациента (или помочь ему) наклониться вперед так, чтобы то плечо, которое ближе к вам, твердо упиралось в ваше туловище.

Литература

1. Агкацева С. А. Сестринские манипуляции. - М.: Медицина, 2006.

. Барыкина Н. В., Чернова О. В. Сестринское дело в хирургии: практикум. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

. Баулин С. И. Справочник медсестры-лаборантки. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.

. Двойников С. И. Основы сестринского дела. - М.: Академия, 2007.

. Елисеев Ю. Ю. Справочник медицинской сестры. - М.:ЭКСМО, 2007.

. Лычев В. Г. Сестринское дело в терапии: с курсом первичной медицинской помощи. - М.: Форум, 2007.

Похожие работы на - Типы лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и их структура. Организация работы медицинского персонала в стационаре

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!