Повышение конкурентоспособности товара

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    84,6 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Повышение конкурентоспособности товара

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы качества и конкурентоспособности товара

.1 Сущность и характеристика товара

.2 Обеспечение качества товара

.3 Конкурентоспособность товара

Глава 2. Анализ факторов качества и конкурентоспособности товара на предприятии ОАО «ПАВА»

.1 Краткая характеристика ОАО «ПАВА»

.2 Стратегический анализ

.3 Анализ финансовых показателей

Глава 3. Совершенствование качества и конкурентоспособности товар

.1 Направления внедрения автоматизированных информационных систем

.2 Мероприятия, направленные на повышение качества и конкурентоспособности товара

Заключение

Список литературы

Введение


В последние годы вопрос повышения качества продукции и услуг звучит все чаще. Не сказать, что вопросы качества не волновали ранее, безусловно, волновали, но в последние годы актуальность повышения качества продукции и услуг обусловлена ужесточением конкуренции как внутри страны, так и за пределами. Кризисные явления в экономике лишь еще более усилили конкуренцию на фоне сокращения спроса на продукцию и услуги и стремление компаний к повышению собственного уровня конкурентоспособности. Естественно, не стоят на месте и потребители, предъявляющие все более высокие требования к товарам и услугам.

Предпочтения потребителей имеет особое значение в управлении качеством и конкурентоспособностью, их мотивы, ценности, стимулы влияют на процесс совершения покупки и выбор товара.

Актуальность темы определяется необходимостью совершенствования качества и конкурентоспособности продукции отечественных производителей в конкурентной среде, так как активное вхождение на рынок новых конкурентов, в том числе и зарубежных с каждым днем растет, а также растут и запросы потребителей.

Цель написания курсовой работы заключается в изучении и совершенствовании качества и конкурентоспособности зерноперерабатывающего предприятия.

Задачи, поставленные при написании работы - рассмотреть теоретические аспекты качества и конкурентоспособности товара на предприятии, проанализировать хозяйственную и финансовую деятельность предприятия ОАО «ПАВА». Выявить и изучить проблемы зерноперерабатывающего предприятия ОАО «ПАВА» по совершенствованию качества и конкурентоспособности продукции.

Объектом исследования курсовой работы выбрано зерноперерабатывающее предприятие ОАО «ПАВА».

Глава 1. Теоретические основы качества и конкурентоспособности товара


1.1.    Сущность и характеристика товара

Предпринимательская деятельность является эффективной, когда производимый товар или оказываемая услуга находит спрос на рынке, а удовлетворение определенных потребностей покупателей благодаря приобретению данного товара или услуги приносит прибыль.

Для того чтобы производимый товар или оказываемая услуга были всегда конкурентоспособными и имели спрос, необходимо осуществлять множество предпринимательских и, конечно, маркетинговых решений.

В маркетинговой деятельности такие решения касаются, как правило, четырех направлений: товарной политики, ценовой политики, распределительной и сбытовой политики, коммуникативной политики.

Товарная политика является ядром маркетинговых решений, вокруг которого формируются другие решения, связанные с условиями приобретения товара и методами его продвижения от производителя к конечному покупателю.

Товарная политика - это маркетинговая деятельность, связанная с планированием и осуществлением совокупности мероприятий и стратегий по формированию конкурентных преимуществ и созданию таких характеристик товара, которые делают его постоянно ценным для потребителя и тем самым удовлетворяют ту или иную его потребность, обеспечивая соответствующую прибыль фирме. [1,227]

Товар - все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления (физические объекты, услуги, лица, организации, идеи).

Товарная единица - обособленная целостность, характеризуемая показателями величины, цены, внешнего вида и прочими атрибутами (например, губная помада - товар, а тюбик - единица товара).

Товар можно рассматривать с позиции трех уровней (рис.1):

. Товар по замыслу.

. Товар в реальном исполнении.

. Товар с подкреплением.

Рис. 1. Три уровня товара

Товар по замыслу превращается в товар в реальном исполнении.

Товар в реальном исполнении имеет пять характеристик:

уровень качества;

набор свойств;

специфическое оформление;

марочное название;

специфическая упаковка.

Товар с подкреплением означает личное внимание к покупателю, доставку на дом, гарантию возврата денег и т.д.

Идея подкрепления товара заставляет деятеля рынка присмотреться к существующей у клиента системе потребления в целом, к тому, как покупатель товара комплексно подходит к проблеме.

Немало важно знать и основные виды классификации товаров

. Товары длительного пользования, т.е. товары, выдерживающие многократное использование.

. Товары кратковременного использования - материальные изделия, потребляемые за один или несколько циклов использования.

Классификация товаров широкого потребления представляет:

товары повседневного спроса (основные товары постоянного спроса, товары импульсной покупки, товары для экстренных случаев);

товары предварительного выбора (схожие и несхожие товары);

товары особого спроса (товары с уникальными характеристиками);

товары пассивного спроса - товары, которых потребитель не знает или знает, но не задумывается об их покупке, пока реклама не донесет до потребителя;

товары промышленного назначения классифицируются на: материалы и детали, полуфабрикаты;

товары, полностью используемые производителем.

Капитальное имущество - товары, частично присутствующие в готовом изделии. Это стационарные сооружения и оборудование, транспорт и т.п.

Вспомогательные материалы и услуги - объекты, вообще не присутствующие в готовом виде (смазка, бумага).

Деловые услуги - по техническому обслуживанию и ремонту (мытье, ремонт) и консультативного характера (правовые консультации, реклама).

.2.      Обеспечение качества товара

При разработке товара производитель должен принять решение об уровне качества и прочих отличительных чертах, которые будут обеспечивать поддержание позиции товара на целевом рынке. Одним из основных орудий позиционирования, которым располагает продавец, является качество его товара.

Качество товара - это совокупность свойств, определяющих его пригодность удовлетворять потребности в соответствии с его назначением.

В понятие качества входят долговечность товара, его надежность, точность, простота эксплуатации, ремонта и прочие ценные свойства. Некоторые из этих характеристик поддаются объективному замеру. Однако с точки зрения маркетинга качество следует измерять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям.

Проблема качества привлекает сегодня повышенный интерес и потребителей и фирм. Многие потребители предпочитают покупать одежду, которая дольше носится и дольше выглядит элегантной по сравнению c ультрамодными изделиями. Они проявляют больше интереса к свежим и питательным продуктам, сырам, деликатесам и меньше ¾ к безалкогольным напиткам, сладостям и обедам из замороженных полуфабрикатов. Некоторые фирмы уже откликаются на этот растущий интерес к качеству, однако в этом направлении можно сделать еще очень много. [3, часть 5 стр. 52]

Успех компании в значительной мере определяется качеством и стоимостью товаров и предоставляемых услуг. Проще говоря, для того, чтобы добиться успеха в своей деятельности, компания должна обеспечить конкурентоспособное качество и конкурентоспособные цены своих товаров или услуг.

Качество - это относительный термин, имеющий разный смысл для разных людей. Цепочка понятия качества отражает три важных аспекта качества. На этапе 1 качество означает ту степень, в которой услуги или товары фирмы соответствуют ее внутренним техническим условиям. Этот аспект качества называют качеством соответствия техническим условиям. На этапе II оценивается качество конструкции. Другими словами, качество может отвечать техническим требованиям фирмы на конструкцию изделия, но сама конструкция может быть как высокого, так и низкого качества. Наконец, на Этапе III качество означает ту степень, в которой работа или функционирование услуг или товаров фирмы удовлетворяет реальные потребности потребителей. Этот аспект качества называется функциональным качеством. Таким образом, услуги или товары фирмы могут соответствовать внутренним техническим условиям (этап I), сама конструкция товара может быть выдающейся (этап II), но услуга или товар могут не подходить для удовлетворения конкретных нужд потребителей (этап III). Например, фирма может выпустить необычную мышеловку, в которой использованы последние достижения электронной техники. И хотя качество соответствия техническим условиям и качество конструкции мышеловки просто потрясающи, клиентам все же требуется простая, недорогая мышеловка старого образца. То есть, в данном случае, с точки зрения функционального качества, рейтинг фирмы окажется весьма низким. Какой же из трех аспектов качества имеет наибольшее значение? Все три аспекта одинаково важны, любая недоработка в любом из них может создать для фирмы весьма большие проблемы с качеством.

Первым шагом на пути обеспечения качества является определение целей. Этот стратегический шаг включает определение потребностей и разработку конструкции изделия или услуг, призванных удовлетворить эти потребности. Важное значение имеет разработка стандартов качества в письменной форме, в том числе и стандартов качества на комплектующие изделия, приобретаемые со стороны.

Следующим шагом в деле контроля качества после разработки общего плана его обеспечения, является организация его измерения. Качество должно быть измеримым, даже в области предоставления услуг. Так, например, качество работы службы уборки в гостинице можно измерить, рассмотрев такие вопросы, как: 1) заправлены ли все кровати должным образом, с укладкой уголков одеяла по принятым стандартам; 2) находятся ли все полотенца, мыло, информационные брошюры и т.д. на месте; 3) чиста ли корзина для мусора. Полученные оценки необходимо сопоставить с принятыми техническими условиями, которые разрабатывают так, чтобы удовлетворить конкретные потребности. (Например, технические требования на уборку в дорогих курортных отелях будут не такими, как в дешевых мотелях.) Если установлено, что уборка не соответствует установленным требованиям, необходимо принять определенные меры. В нашем случае такие меры могут включать переподготовку персонала, перераспределение обязанностей, изменение методов уборки. [4]

Основные составляющие качества различаются в зависимости от того, рассматривается ли качество товара или качество услуг. Качество товара включает следующие составляющие: функциональное соответствие; дополнительные функции; соответствие нормам и стандартам; долговечность; надежность; сервис; эстетичность; восприятие (репутация, имидж).

Качество услуги включает следующие факторы: компетентность фирмы; надежность деятельности и обязательности фирмы; отзывчивость и внимательность сотрудников; доступность коммуникаций и общения; быстрое понимание потребностей клиента; безопасность обслуживания (в юридическом, финансовом и моральном отношениях); представительность инфраструктуры фирмы и культура обслуживания. [1, 250]

Потребителя интересуют не только определенные услуги сами по себе, но и их объем и качество. Если клиентам банка придется выстаивать длинные очереди или общаться с угрюмыми служащими или кассирами, они могут поменять банк.

Фирме необходимо постоянно следить за тем, насколько уровень ее собственных услуг и услуг конкурентов отвечает ожиданиям заказчиков. Обнаружить изъяны в системе сервиса можно с помощью ряда приемов, таких, как проведение сравнительных закупок, регулярные опросы потребителей, установка ящиков для предложений и создание системы работы с жалобами и претензиями.

Все это поможет фирме иметь представление о том, как она работает, а разочарованным клиентам ¾ получить удовлетворение.

По степени конкурентоспособности товара производитель может судить о целесообразности вывода данного товара на национальный рынок. Конкурентоспособность характеризует способность товара быть купленным в числе первых на рынке среди товаров-конкурентов. А покупателю конкурентоспособность товара раскрывает уровень привлекательности данного товара и степень его конкурентных преимуществ.

Конкурентоспособность товара может рассматриваться как степень привлекательности товара для потребителей, которая определяет возможность удовлетворения целого комплекса их требований. Покупатель обосновывает выбор товара, оценивая полезный эффект от его использования и расходы, связанные с его покупкой и эксплуатацией. Поэтому конкурентоспособность товара определяется путем сравнения потребителем цены, качества и уровня сервиса, который может быть ему представлен до и после покупки товара. Сравнению подлежит и такой показатель, как уровень маркетингового окружения (сопровождения) товара, то есть состояние расширенных характеристик товара (маркетинг-логистика, сервис, гарантии, реклама, имидж, упаковка, брэндинг и так далее).

Классификационную схему, отражающую факторы привлекательности товара и его конкурентоспособности, можно представить в виде цепочки: цена - качество - сервис - маркетинговое окружение (таблица 1).

Таблица 1 Основные факторы конкурентоспособности товара

Фактор

Характеристика критериев

Цена

Соотношение уровня цены с ценами конкурентов. Развитость системы дифференциации цен в зависимости от соотношения спроса и предложения, а также политики конкурентов. Привлекательность для потребителей системы скидок.

Качество

Технико-эксплуатационные характеристики продукции (функциональность, надежность, удобство эксплуатации и т.д.) Престижность, дизайн, экологичность товара.

Сервис

Качество поставки товара. Уровень торгового обслуживания. Наличие запасных материалов и центров по сервисному обслуживанию.

Маркетинговое окружение

Уровень организации маркетинг-логистика. Эффективность рекламных мероприятий. Уровень дизайна и содержательности упаковки. Разработка брэндинга товара. Уровень гарантийного обслуживания покупателей до и после приобретения товара. Возможность покупки товара с помощью средств мультимедиатехнологий.


Учитывая важность сервисного обслуживания в качестве орудия конкуренции, многие фирмы учреждают у себя внушительные отделы, которые работают с жалобами и замечаниями клиентов, занимаются вопросами кредитования, материально-технического обеспечения, технического обслуживания и информации. Многие фирма выделяют специальные телефонные линии для оперативного принятия мер по жалобам клиентов. Собрав статистические данные о типах претензий и жалоб, отдел сервисного обслуживания клиентов может настоять на внесении необходимых изменений в конструкцию и систему контроля качества товара, в практику его продажи под интенсивным давлением и т. п. Сохранение благорасположения уже существующих потребителей обходится дешевле, чем привлечение новых или попытки вернуть ранее потерянных. На большинстве товаров, указан номер телефона, по которому потребитель может позвонить бесплатно и получить необходимую ему информацию или совет. Предоставление всех этих услуг должно быть скоординировано и направлено на обеспечение потребительской удовлетворенности и создание приверженности к фирме. [3, часть 5 стр. 65]

По словам Левитта конкуренция по-новому ¾ это не конкуренция между собой того, что произведено фирмами на своих заводах и фабриках, а того, чем они дополнительно снабдили свою продукцию в виде упаковки, услуг, рекламы, консультаций для клиентов, финансирования, особенностей поставки, услуг по складированию и прочих ценимых людьми вещей. Фирма должна постоянно искать эффективные пути подкрепления своего товарного предложения. [3, часть 5 стр. 41]

Глава 2. Анализ факторов качества и конкурентоспособности товара на предприятии ОАО «ПАВА»


2.1. Краткая характеристика ОАО «ПАВА»


ОАО «ПАВА» осуществляет производство муки, круп, отрубей и кормосмесей на трех структурных производственных подразделениях и оптовую продажу произведенной продукции (таблица 2). Часть произведенной продукции продается через складские помещения структурных подразделений СП Владивосток, СП Хабаровск, СП Канск (таблица 2).

Таблица 2. Структурные подразделения ОАО «ПАВА»

ОАО «ПАВА»

СПП «Ребрихинский мелькомбинат» Алтайский край, Ребрихинский район, ст. Ребриха, ул. Школьная, 1

СПП «Михайловский мелькомбинат» Алтайский край, Михайловский район, с. Михайловское, ул. Горького, 13.

СПП «Ачинский мелькомбинат» Красноярский край, г. Ачинск, ул. Советская, 1

СП «Владивосток» . Владивосток, ул. Фадеева, 37

СП «Хабаровск» г. Хабаровск, ул. Зеленая 1, оф. 15,17.

СП «Канск» Красноярский край, г. Канск, ул. Мелькомбинат, 55/14

СП «Канский элеватор» Красноярский край, Канск г. Канск, ул. Мелькомбинат, 55/14


По состоянию на 31 декабря 2008 года ОАО «ПАВА» имеет контроль над 17-тью организациями. ОАО «Глобал Агро», ОАО «Гэинвест» и ООО «ПАВА-Экспорт» являются дочерними компаниями по отношению к ОАО «ПАВА».

В таблице 3 подробно можно увидеть структуру компаний, входящих в одну группу с ОАО « ПАВА».

Таблица 3

Структура компаний, входящих в одну группу с ОАО «ПАВА»




















ОАО «ПАВА» входит в пятерку ведущих производителей муки в России и занимает порядка 3% от общероссийских объемов производства муки. Расположенное в исторически сложившемся центре зернопереработки восточной части России, оно известно во многих регионах РФ от Санкт-Петербурга до Владивостока. ОАО «ПАВА» специализируется на производстве муки в широком ассортименте, как по сортам, так и по видам фасовки. Мука, производимая предприятием, имеет высокие качественные показатели, которые отмечены медалями и многочисленными дипломами всероссийских и международных выставок-ярмарок. На территории мелькомбинатов находятся цеха по производству полнорационных комбикормов, выпускающий продукцию в гранулированном и рассыпном виде.

Фасованная марочная мука и крупа, производимые ОАО «ПАВА» - продукты, хорошо знакомые потребителям в регионах Урала, Дальнего Востока, Сибири и на рынках Центральной России.

На ежегодном отборочном региональном конкурсе «Лучший Алтайский товар» в 2008 году крупа манная и мука пшеничная хлебопекарная были традиционно удостоены высших наград.

В рамках ежегодной ярмарки «Алтайская НИВА 2008» мука компании ОАО «ПАВА» была награждена дипломом и медалью выставки в номинации «За стабильно высокое качество продукции».

На сегодняшний день активно развиваются торговые отношения со странами СНГ, республиками Центральной Азии. Заключены годовые контракты с клиентами Узбекистана, Таджикистана, Туркменией, Киргизией, Казахстаном, Монголией и Афганистаном. Осуществлялись продажи и поставки в такие страны, как Таиланд, Южная Корея. Иран, Ливан.

2.2 Стратегический анализ


Основой роста объемов производства, расширения ассортимента и улучшения качества выпускаемой продукции является не только следование в работе сложившимся традициям, таким как, использование в производстве только натурального сырья, но и достижение передовых технологий. Это и современная, отвечающая новым стандартам упаковка, и добавление витаминов. Новые технологии обработки зерновых культур, яркая этикетка и зарекомендовавшая себя с лучшей стороны, торговая марка, которая теперь известна не только в Алтайском крае.

Конкурентная ситуация на рынке развивается постоянно, поэтому существует потребность у фирмы в отслеживании конкурентных изменений на рынке систематически. Только при этих условиях фирма может правильно оценить возможности продукции конкурентов и собственные возможности и выработать оптимальную маркетинговую стратегию, которая всегда направлена на создание или поддержание конкурентоспособности и преимуществ товара.

Сырьевая база компании, рынок зерна.

На сегодняшний день компания располагает огромными мощностями приемки и хранения зерна. Суммарный объем по хранению зерновых составляет 334 000 тонн. За годы работы на зерновом рынке Компанией сформирована продуманная политика по формированию максимальных запасов зерна.

Для эффективного закупа зерна и функционирования производства, Компания решает следующие задачи:

1.       Обеспечена многоканальная система закупки зерна.

2.       Особое значение в будущем уделено развитию биржевой торговли и участию в торгах.

.        Организована подготовка статистической отчетности по движению продовольственной пшенице и продуктов ее переработки. Обязательным дополнением к натуральным показателям о ресурсах и движении зерна стала информация об уровнях мировых и внутренних рыночных цен на различные виды зерна и продукты его переработки, издержках производства, тарифах на перевозку и хранение.

Производство продукции.

Производство продукции осуществляется на трех мелькомбинатах (мельзаводах) компании, расположенных в Алтайском и Красноярском крае.

Ассортимент выпускаемой продукции:

-  мука пшеничная хлебопекарная - экстра, высший сорт, первый сорт, второй сорт;

-       мука пшеничная общего назначения - М 45-23, М 55-23, М 75-23, М 100-25, М 125-20;

-       крупа манная марки М;

-       мука пшеничная белково - витаминная «Житница»;

-       пшеничные зародышевые хлопья;

-  мука ржаная обдирная;

-  мука ржаная обойная;

-       крупа пшеничная мелкодробленая из мягкой пшеницы в ассортименте;

-       крупа ячменная перловая № 2, 3

-       крупа ячменная ячневая № 2, 3

Продукция выпускается в фасовке по - 50, 25, 10, 5, 3, 2, 1 и 0.85кг

На предприятиях работают цеха грануляции и производства кормосмесей производительностью 200 тонн /сутки, действуют мельницы ржаного помола производительность до 70 тонн ржи в сутки и универсальный крупозавод, производительностью до 50 тонн крупы в сутки. Производство продукции из 1 тонны перерабатываемой ржи, от первоначального веса составляет не менее:

мука ржаная сеяная до 15%;

-  мука ржаная обойная до 95%;

-       мука ржаная обдирная до 87%.

Производство круп из пшеницы:

-  крупа "Полтавская" № 1, 2;

-       крупа "Артек".

Производство круп из ячменя:

крупа "Перловая" № 2, 3

крупа "Ячневая" № 2, 3.

Как видно, ОАО «ПАВА» выпускает большой ассортимент крупяной продукции. В настоящее время ассортимент производимой продукции составляет более 50 наименований, ежегодно на предприятии осваивается 3-4 новых видов продукции.

В ОАО «ПАВА» создана и функционирует отдел контроля качества. Данная служба независима в своей деятельности от исполнительных органов Общества. Служба подконтрольна и формируется непосредственно Советом директоров Общества. Количественный и персональный состав Службы определяется Советом директоров Общества.

Задачи и функции отдела контроля качества:

проверка поступающего сырья (зерна в нашем случае) и подготовка заключений о соответствии их качества стандартам и техническим условиям;

составление актов приемочного контроля по качеству зерна;

предотвращение выпуска предприятием продукции, не соответствующей требованиям стандартов и технических условий, утвержденным образцам (эталонам);

операционный контроль на всех стадиях производственного процесса;

проведение выборочного инспекционного контроля за качеством отдельных технологических операций, технологическим оборудованием и инструментом;

оценка сортности продукции, выпускаемой предприятием;

оформление в установленном порядке документации на принятую и забракованную продукцию;

выявление причин несоответствия продукции требованиям нормативно-технической документации, определение возможности исправления брака и устранения дефектов, проведение мероприятий по их устранению.

проведение повторных проверок, понижение сортности продукции.

обеспечение изъятия из оборота продукции при невозможности (нецелесообразности) устранения дефектов и брака.

анализ и технический учет брака продукции.

С целью оценки конкурентоспособности продукции ОАО «ПАВА», сравним цены и объем сбыта ОАО «ПАВА» с продукцией конкурентов (таблица 4).

Таблица 4. Лист оценки конкурентоспособности товара

Показатели

Зерноперерабатывающие предприятия


ОАО «ПАВА»

ЗАО «Грана»

ООО «Хлебороб»

Продукция

мука

кормосмесь

мука

кормосмесь

мука

кормосмесь

Цена за тонну

9300

4100

8700

4000

9300

4300

Сбыт продукции за 2008 год в тоннах

108887

32808

120241

41054

109763

20981


Сравнивая цены муки за тонну, мы видим, что наименьшая цена у продукции ЗАО «Грана» - на 600 рублей меньше цен за тонну муки ОАО «ПАВА» и ООО «Хлебороб». Проанализировав причину отрыва ЗАО «Грана», мы выяснили, что 8700-это цена продукции за тонну в фасовке по 50 кг. А у ОАО «ПАВА» и ООО «Хлебороб» цены продукции не зависят от фасовки.

Обратим внимание также на цены за тонну кормосмеси. В целом цены конкурентов не на много отличаются друг от друга, но разница все же есть. Учитывая показатели сбыта кормосмеси, мы видим, что ЗАО «Грана» является лидером. При цене за тонну кормосмеси 4000 рублей - сбыт 41054 тонн. Можно смело сделать вывод, что больший объем сбыта зависит от большего числа покупателей и объемов заказа. Отсюда ЗАО «Грана» может позволить себе снизить стоимость цены за тонну кормосмеси. Эта взаимосвязь цены и сбыта наблюдается и у ООО «Хлебороб» и у ОАО «ПАВА». Лишь при увеличении объемов сбыта продукции, они смогут уменьшить цену, и такие действия не приведут к потери прибыли.

Анализируя сбыт муки конкурентов зерноперерабатывающих предприятий, видно, что первое место занимает ЗАО «Грана», второе место ООО «Хлебороб» и ОАО «ПАВА» на третьем месте. Мы видим, что цены за тонну муки ОАО «ПАВА» и ООО «Хлебороб» равны, а объем сбыта выше у ООО «Хлебороб». Хотя в предыдущем году объем сбыта муки ООО «Хлебороб» был значительно ниже по сравнению с объемом сбыта муки ОАО «ПАВА». Выясняя причину увеличения объема сбыта муки ООО «Хлебороб», стало ясно, что рост произошел за счет эффективной рекламы товара. Анализируя большую разницу объемов сбыта муки ОАО «ПАВА» (108887 тонн в год) и ЗАО «Грана» (120241 тонн в год), следует учитывать тот факт, что ежегодно предприятия системы «Грана» перерабатывают в муку около 12 % выращенного в Алтайском крае продовольственного зерна.

Приведем для сравнения производственные мощности переработки сырья наших конкурентов в таблице 5.

Таблица 5

Производственные мощности в сутки

Единица измерения

Количество, переработанных культур



ОАО «ПАВА»

ЗАО «Грана»

Переработка пшеницы

тонн

1183

1850

Переработка зерна крупяных культур

тонн

120

200

Производство корбикорма

тонн

200

240


Из таблицы 5 видно, что ЗАО «Грана» превосходит ОАО «ПАВА» в объемах переработки сырья. Нашему предприятию стоит задуматься о причинах отставания и об увеличении объемов переработки сырья в готовый продукт.

Таким образом, к сильным сторонам ОАО «ПАВА» можно отнести:

)        работа ведется с крупными контрактами - от тысячи тонн продукции и выше, чему способствуют международные сделки, сопровождающиеся весьма солидным документооборотом, процедурами валютного контроля и регулирования, валютными расчетами;

)        установлены стабильные связи с основными потребителями;

)        установлены стабильные и взаимовыгодные связи с поставщиками;

)        ОАО «ПАВА» успешно применяет гибкую систему закупа, учитывающую потребность предприятия в сырье.

Слабые стороны:

)        Недостаточно эффективное управление зерновым сектором, являющимся одним из основных стратегических ресурсов, необходимых для сохранения и обеспечения нормального развития;

)        Не достаточное использование производственной мощности предприятия;

Предприятие располагает рядом возможностей, которые позволят ей увеличить прибыль:

) Накопление, анализ и использование информации с целью получения достоверных сведений о качестве и ассортименте продукции фирм конкурентов. Данная система должна быть способна адаптироваться к внешней среде в соответствии с основными задачами производственного планирования на зерноперерабатывающих предприятиях;

) При принятии решений, нужно опираться на постоянное обновление данных о внешней среде, их анализ, поиск новых стратегий и подходов для совершенствования своей продукции.

Угрозы для предприятия:

) Появление сильных конкурентов аналогичной продукции на рынке зерноперерабатывающей промышленности;

) Юридические несостыковки. Экспортерам приходится учитывать и особенности права тех или иных стран. В международных операциях обязательно участвуют международные банки, таможенные органы. Данные структуры требуют соблюдения ряда обязательств в рамках контракта, и это приходится учитывать. Одна из основных сложностей заключается в грамотной подготовке международного контракта.

2.3 Анализ финансовых показателей предприятия

 

Отчет, предоставленный в таблице 6, представляет собой обзор финансовых результатов деятельности ОАО «ПАВА» и дочерних компаний по реализации продукции, а так же важнейших факторов, оказывающих влияние на финансовое состояние предприятия и результаты его деятельности.

Таблица 6. Основные финансовые и операционные показатели

Показатели

Единица измерения

2008 год

Изменения в % к 2007 году

2007 год

изменение в % к 2006

2006 год

изменение в % к 2005

2005 год

Выручка

тыс. руб.

4000171

+30,3

3069983

-9,76

3402171

+94,6

1748630

Чистая прибыль

тыс. руб.

22 719

-80,3

115 183

+239,2

82 727

+448,38

23 746

Рентабельность по чистой прибыли

%

0,57


3,75


-2,43


1,36

EBITDA

тыс. руб.

238 248

-3,78

229578

+391,3

46 167

-53,2

98 735

Рентабельность по EBITDA

%

5,96


7,48


1,36


5,65

Производство продукции

Тонн

342179


325367


383733


378062


Увеличение выручки по итогам 2008 года относительно показателя 2007 г. вызвано увеличением рыночных цен на отдельные виды продукции, а также увеличение продаж в натуральном выражении муки высшего сорта в мелкой фасовке (более дорогая продукция) сортовой муки. Увеличение выручки вызвано так же политикой ОАО «ПАВА» по увеличению объемов переработки продуктов растениеводства и реализации более дорогостоящей продукции.

Рентабельность работы предприятия определяется прибылью, которую оно получает, поэтому роль показателей рентабельности велика в условиях рыночных отношений. Показатели рентабельности отражают, насколько эффективно предприятие использует свои средства (сколько прибыли приносит каждый рубль затрат) в целях получения прибыли, поэтому они являются обязательными элементами сравнительного анализа и финансового состояния предприятия. Показатели рентабельности получены путем отношения чистой прибыли от продаж к выручки от продаж. Рентабельность по чистой прибыли в 2008 году по отношению к 2007 году снижается с 3,75% до 0,57%, что является отрицательной тенденцией и говорит о недостаточно эффективном вложении и использовании средств для производства продукции предприятия. А в 2006 году мы видим и вовсе отрицательный показатель.

Финансовый показатель EBITDA - используется для определения способности организации отвечать по своим обязательствам. Данный термин означает следующее: валовая прибыль до вычета из нее начисленных процентов, дивидендов, до уплаты налогов и до вычета из нее амортизации по основным средствам и нематериальным активам. Для точного расчета показателя EBITDA нужна финансовая отчетность, составленная по стандартам МСФО. Можно сказать что, EBITDA иллюстрирует доход компании, те денежные средства, которые фирма заработала от реализации продукции в отчетном периоде и сможет потратить их в будущем на приобретение сырья более высокого качества. В 2007 году фирма очень хорошо сработала по данному показателю на 391,3 тыс. руб. больше по отношению к 2006 году. Но в 2008 году произошел не значительный спад по отношению к 2007 году на 3,78 тыс. руб. Более полную картину финансовой отчетности мы можем наблюдать в таблице 7.

Таблица 7. Результаты деятельности по МСФО

Показатели

2008

изменение в % к 2007

2007

2006

изменение в % к 2005

2005

Выручка

4 000 171

+30

3 069 983

-10

3 402 171

+95

1 748 630

Себестоимость

3 084 815

+37,3

2 247505

-20,6

2 829 897

+111,3

1 339 143

Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы

823 514

+13,4

726 077

+18,8

611 447

+55,4

393 218

Износ и амортизация

86 817

+102,4

42 890

-9,8

47 531

+53,7

30 934

Прибыль от продаж

91 842

-4,7

96 401

+210

31 102

+91,2

16 269

Превышение доли Группы в справедливой стоимости идентифицируемых активов над стоимостью приобретения

88 951


1 405


1 102


22 309

Проценты к уплате

-134 822

+23,2

-109 403

+10,7

-98 842

+88,5

- 52 442

Проценты к получению

4 588

-24,7

6 096

+20,6

5 054

+41,3

3 578

Прибыль до налогообложения

21 197

-74,6

83 381

187,6

-95 153

18 937

Отложенный налог на прибыль

3 240


-43 093


-25 339


0

Текущий налог на прибыль

-1 718


-11 291


12 913


-4 809

Пени, штрафные санкции текущего года

-22


-449


-237


-466

Налог на прибыль прошлых периодов



-


-2 557


1 492

Чистая прибыль

22 719

-80,3

115 183

+239,2

-82 727

-448,4

23 746


Из таблицы 7 видно, что деятельность предприятия по продвижению своей продукции на рынок протекает достаточно успешно. За 1 год на 30% возросла выручка. А в 2007 году произошел рост чистой прибыли за счет уменьшения себестоимости продукции, в связи с закупкой зерна на выгодных условиях.

В 2007 году процент себестоимости по отношению к выручки был наименьшим 73,21%, что заметно увеличило прибыль от продаж и соответственно возросла чистая прибыль. Прибыль от продаж по итогам 2008 года составила 91 842 тысячи рублей, что на 4,7% ниже аналогичного показателя 2007 года. Чистая прибыль снизилась в отчетном периоде по сравнению с 2007г. на 80,3% и составила 22 719 т.р. Снижение показателя чистой прибыли произошло по причине роста курса доллара (за год на 4,8 руб за 1$). В связи с этим, акционерным обществом получены отрицательные курсовые разницы 74 583 тыс.руб. Акционерное общество продолжает вести гибкую маркетинговую и ценовую политику предприятия, расширяет ассортимент выпускаемой продукции, увеличивает объем реализации сортовой муки и манной крупы.

Существенным моментом управления деятельностью предприятия является контроль затрат на производство продукции. В процессе контроля необходимо проанализировать структуру затрат по экономическим элементам. Использование аналитических процедур в контроле за изменениями затрат по экономическим элементам помогает определить основные направления поиска резервов снижения себестоимости продукции.

В компании также успешно реализуются мероприятия, направленные на снижение издержек производства. Наибольший удельный вес в общей структуре затрат занимают затраты на оплату труда и материальные затраты. Можно сделать вывод о том, что руководству предприятия ОАО «ПАВА» необходимо искать резервы снижения материальных затрат и затрат на оплату труда. Основная цель - повышение эффективности производства за счет сокращения затрат рабочего времени и средств. Программа оптимизации затрагивает все этапы производства продукции и направлена на совершенствование качества товара в компании.

Реализуемая программа направлена на снижение себестоимости выпускаемой продукции за счет внедрения энергосберегающих технологий, экономии потребления, ГСМ и угля на предприятиях, сокращения механических потерь зерна и экономии за счет повышения выходов готовой продукции.

качество товар конкурентоспособность зерноперерабатывающий

Глава 3. Совершенствование качества и конкурентоспособности товара


3.1. Направления внедрения автоматизированных информационных систем

На современном этапе развития научно-технического прогресса в области агропромышленного комплекса одной из основных проблем ОАО «ПАВА» является недостаточно эффективное управление зерновым сектором, являющимся одним из основных стратегических ресурсов, необходимых для сохранения и обеспечения качества и ассортимента продукции предприятия.

В наш век информатизации важно, чтобы на таких крупных предприятиях как ОАО «ПАВА» были современные информационные системы, которые призваны улучшить не только деятельность предприятия в целом, а также производить больший объем продукции наилучшего качества и т.д.

Для того чтобы продукция фирмы стала наиболее сильной на рынке, по отношению к продукции конкурентов, ОАО «ПАВА» необходимо предусмотреть увеличение производительности мельниц за счет внедрения высокоэффективных технологий, модернизации производства и частичной замены оборудования, чтобы данное производство было способно вырабатывать как стандартные виды и сорта пшеничной муки, так и специализированные виды муки по индивидуальным заказам.

Реализация данной программы позволит повысить экономическую эффективность производства, а также понизить себестоимость выпускаемой продукции, что значительно приблизить продукцию ОАО «ПАВА» к продукции своего основного конкурента в Алтайском крае ЗАО «Грана».

Основным направлением повышения качества Автоматизированных Систем для зерноперерабатывающего предприятия ОАО «ПАВА» является их комплексное внедрение в организацию, интеграция, приближённость к клиентам, гибкость и постоянная адаптация к изменяющимся условиям окружающей среды, что приведет к повышению качества и в свою очередь конкурентоспособности товара.

Информационную систему необходимо наладить так, чтобы она имела отрытую архитектуру, была масштабируемой и допускала возможность повторного использования неоднородных информационных ресурсов в разнообразных применениях.

Установка новой информационной системы должна производиться без остановки текущей деятельности предприятия по изготовлению продукции, так как это приведет к снижению объемов производства, выпуска готовой продукции, при этом должна быть реализована гибкая система разграничения доступа пользователей, а также надежная защита от несанкционированного доступа.

Для получения более качественного продукта должны соблюдаться требования:

организации учета зерна на всех этапах деятельности предприятия: приемка, анализ качества, подработка, хранение, отгрузка в производство;

организация учета готовой продукции после переработки: отгрузка на склад продукции, перемещение, реализация покупателям;

возможность разработки планов производства продукции по цехам предприятия;

формирование необходимой отчетной информации для контроля над деятельностью предприятия за определенный период;

возможность проведения оценки качества зерна в следующем сезоне приемки.

Усовершенствование автоматизированных информационных систем управления на зерноперерабатывающем предприятием ОАО «ПАВА» должна обеспечивать:

«прозрачность» (сквозной учет готовой продукции);

оперативность и достоверность данных о произведенной продукции;

исключение ошибок, случайных и намеренных в процессе производства;

повышение качества и конкурентоспособности товара;

своевременная отчетность;

информационное обеспечение эффективного функционирования моделей учета товара на предприятии;

планирование производства товара на основе возможности моделирования работы предприятия по данным документооборота;

снижение трудоемкости рутинных операций;

повышение дисциплины труда и общего уровня квалификации персонала;

аналитическая обработка результатов выполнения плана производства.

3.2. Мероприятия, направленные на повышение качества и конкурентоспособности товара

Первостепенной задачей ООО «ПАВА» является обеспечение качества основного продукта предприятия - муки.

Обеспечение качества муки - система для контроля всех этапов процесса помола для обеспечения производства муки однородного качества, которая отвечает нормативным и коммерческим требованиям.

В первую очередь перед предприятием стоит проблема показателей содержания клейковины в зерне. Уже в конце 2008 года отмечались затруднения с приобретением нужных объёмов зерна нового урожая с удовлетворительными показателями. Предприятию необходимо тщательнее производить лабораторные анализы и пропускать зерно с наилучшей клейковиной и соответствующей ГОСТУ.

На предприятии должно осуществляться обогащение (фортификацию) муки, путем добавления полезных микроэлементов (минеральных веществ и витаминов) в пшеничную муку в дозах значительно превышающих те, что теряются при помоле зерна. А также проводить технологический контроль фортификации муки для обеспечения однородного качества и безопасности выпускаемой продукции. Эффективная система технологического контроля позволит использовать механизмы для проведения мониторинга процесса и своевременного принятия корректирующих мер, а надлежащие его выполнение выявлять проблемы на раннем этапе, что, в свою очередь, поможет избежать нерациональное использование сырья, вторичную обработку продукции, жалобы заказчиков, отзыва готового продукта и вопросов, связанных с выполнением обязательств.

Для обеспечения качества продукта немало важную роль играет покупка и правильное хранение сырья (прохладное сухое помещение или участок, с допустимым кондиционированием воздуха), микроэлементов, премикса; управление, введение и учет технологического процесса; лабораторный анализ и количественный тест на содержание железа и витаминов.

В целях дальнейшего улучшений качества и конкурентоспособности товара предприятия выделим основные направления:

.        Оптимизация издержек производства, снижение затрат по всем направлениям расходования средств, путём проработки механизма управления затратами, т.е. выделения наиболее весомых статей себестоимости и исследования возможности их снижения.

.        Использую СМИ (рекламы), не только рассказать обществу о своей продукции, но и убедить потребителя, в том, что товар фирмы более качественнее и полезнее товаров конкурентов.

.        С помощью опроса населения выявить товар, являющийся наиболее привлекательным для всех покупателей и учесть их пожелания относительно производимых фирмой товаров.

.        Учитывая мнения покупателей осуществлять модификацию выпускаемых товаров в соответствии с новыми вкусами и их потребностями.

.        Найти выход на новые рынки, как со старыми, так и с новыми товарами.

.        Регулярно развивать и совершенствовать систему контроля качества

реализуемых товаров.

Следуя примеру конкурентов ОАО «ПАВА» нужно следовать соотношению цены муки объемам фасовки, чем больше объем фасовки, тем меньше цена за килограмм муки. Эта стратегия привлечет к сотрудничеству более крупные фирмы, использующие муку в своем производстве.

Привлечение новых фирм необходимо и для увеличение объемов сбыта кормосмеси. Предприятию необходимо заключать договора с крупными животноводческими фермами, которые в последствии сотрудничества становились постоянными потребителями продукции фирмы.

Заключение

Успех компании в значительной мере определяется качеством и стоимостью товаров и предоставляемых услуг. Проще говоря, для того, чтобы добиться успеха в своей деятельности, компания должна обеспечить конкурентоспособное качество и конкурентоспособные цены своих товаров или услуг.

Проблема качества привлекает сегодня повышенный интерес не только потребителей, но и фирм производителей.

Совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, способствующих созданию превосходства данного товара перед товарами-конкурентами в удовлетворении конкретной потребности покупателя, определяет конкурентоспособность товара.

Фирма должна постоянно искать эффективные пути подкрепления своего товарного предложения. Акционерное общество «ПАВА» ведет гибкую маркетинговую и ценовую политику предприятия, расширяет ассортимент выпускаемой продукции, увеличивает объем реализации сортовой муки и манной крупы. В целом деятельность предприятия протекает достаточно успешно.

Реализация программы увеличение производительности мельниц за счет внедрения высокоэффективных технологий, модернизации производства и частичной замены оборудования позволит повысить экономическую эффективность производства, а также понизить себестоимость выпускаемой продукции, что значительно приблизит продукцию ОАО «ПАВА» к продукции основного конкурента в Алтайском крае ЗАО «Грана».

Список литературы

1.     Багиев Г. Л., Маркетинг Учебник для вузов/ Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн; Под общей редакцией Г.Л. Багиева. - 2-е издание., перераб. И доп. - М.: ЗАО «Изд-во «Экономика»», 2001. - 718 с.

2.       Бронникова Т. С., Чернявский А.Г. Маркетинг Учебное пособие, 1999

3.       Грузинов В.П., Грибов В.Д., Экономика предприятия, Издательство «Финансы и статистика», 2000г. - 208 с.

4.       Ф. Котлер, Основы маркетинга: М.: из-во «Прогресс», 1991

Похожие работы на - Повышение конкурентоспособности товара

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!