Роль и значение педагогики в технологии социальной работы

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,44 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль и значение педагогики в технологии социальной работы

Введение

Данная контрольная работа посвящена теме: «Роль и значение педагогики в технологии социальной работы».

Актуальность выбора темы объясняется тем, что социальная работа появилась в нашей стране относительно недавно, но при этом успела зарекомендовать себя, как очень необходимый обществу род деятельности. Социальная работа рассматривается ныне как деятельность, направленная на достижение положительных изменений и благополучия как отдельных лиц, так и общества в целом, решение жизненных проблем, предоставление помощи и поддержки гражданам с привлечением их собственных ресурсов, а также возможностей социального окружения. Наличие развитой системы социальной работы является важным показателем социально-экономического прогресса. Кроме того, содержание социальной работы определяется процессами, протекающими в экономической, социальной, политической и духовной сферах общества как органической системы. Будучи элементом социальной политики, она объединяет человека, государство и гражданское общество, помогая выйти из социально-экономического и культурного кризиса.

Однако, если роль педагогических знаний и методик в социальной педагогике неоспорима, то педагогический аспект в социальной работе недостаточно изучен.

Поэтому мы в нашей работе постараемся рассмотреть связь социальной работы и педагогики, а также других смежных дисциплин и охарактеризовать роль и значение педагогики в технологии социальной работы. При этом перед нами стоят следующие задачи:

изучить сущность и значение педагогики в социальной практике;

определить роль и значение педагогических методов в социальной технологии;

исследовать содержание методов педагогического воспитания в социальной работе.

1. Сущность и значение педагогики в социальной практике

Социальная работа представляет собой сложное явление как научная дисциплина и как практическая деятельность. Как профессиональная практическая деятельность, социальная работа направлена на улучшение условий для развития отдельной личности и всего общества. При этом она опирается на философию, социологию, психологию и педагогику.

Прежде всего, социальную работу с педагогикой связывает ряд общих понятий: социализация, адаптация, интеграция, идентификация личности. Но помимо этого, в теории и практике социальной работы, используется такая категория современной педагогической науки, как «непрерывное образование». Впервые этот термин был употреблён еще в 1960-е гг. Сегодня данное явление становится повсеместным. Все это обусловлено тем, что за последние десятилетия с развитием новых информационных технологий совершенно изменился процесс передачи знаний, а сам объем изучаемого материала возрос в разы. Уже недостаточно 5-6 лет для того, чтобы подготовить специалиста, чьих знаний будет достаточно «до конца жизни». Ежегодно появляются 20% новых профессиональных практических данных и 5% - новых научных материалов. Следовательно, знания «устаревают» каждые 5-6 лет, а, значит, человеку уже недостаточно просто курсов повышения квалификации.

Поэтому главной задачей педагогики становится развитие у людей, как детей, так и взрослых, навыков самообразования, самосовершенствования, коммуникабельности и социальной активности. Предполагается, что человек сам на протяжении всей жизни будет получать новые знания, умения и навыки, приспосабливаясь к бурному развитию социально-экономической и культурной среды.

При этом используются самые разные термины: «перманентное образование» (permanent education), образование взрослого населения (adult education), дальнейшее, будущее образование «further education», продленное образование (сontinuing education), «возобновляемое образование» (recurrenteducation), вечное образование и т.д. Концепция перерастает в глобальную идею «общества, которое учится». Благополучие населения в рамках этой идеи напрямую зависит от способности обучаться и социализироваться, приспосабливаясь к вызовам времени. При этом непрерывное образование выполняет не одну, но несколько взаимосвязанных функций: развивающую, адаптивную, компенсирующую, интегративную и функцию ресоциализации личности.

На сегодняшний день принято выделять три ступени в системе непрерывного образования:

формальное образование - обучение в школах, учебных заведениях среднего и высшего звена, аспирантуре;

неформальное образование - прохождение профессиональных и общеобразовательных курсов, лекций в центрах образования для взрослых, интерактивное и дистанционное обучение;

информальное образование - т.н. «образование жизнью», индивидуальное получение знаний, умений и навыков посредством общения, чтения, посещения культурных учреждений, получения информации через СМИ, всемирную сеть Интернет и т.д.

Таким образом, первой ступенью непрерывного образования становится дополнительное профессиональное образование в формальных учреждениях. Второй ступенью - адаптация и реабилитация взрослого населения в учреждениях неформального образования. И наконец, третей ступенью - обеспечение разнообразных индивидуальных потребностей людей через информальное образование. Эта составляющая «вечного образования» в последнее время становится очень важной, т.к. позволяет людям не тратить лишних средств и времени на обучение, легко и быстро приспосабливаться и ориентироваться в тенденциях современной профессиональной и культурной жизни. Она позволяет получать, новые психологические, культурные, коммуникативные навыки, специальные знания.

Для социальной работы как раз особенно важен аспект обеспечения индивидуальных потребностей граждан, активизация познавательной и социальной активности, ресоциализация людей, которые по определённым причинам «выпали» из общественной жизни.

В то же время современная педагогика тяготеет к двум тенденциям: интеграции и дифференциации научных знаний. Интеграция предполагает соединение несколько научных дисциплин воедино:

андрагогики - науки об образовании взрослых;

герагогики - науки об образовании людей пожилого возраста;

пенитенциарной педагогики - науки об образовании людей в местах лишения свободы;-

социальной и семейной педагогики и др.

Интеграция проявляется в появлении новых синтетических дисциплин, находящихся на границе теории и практики образования. В результате интеграции появились компьютерная, кибернетическая, математическая педагогика, суггестология (наука о внушении).

Все они в той или иной мере использовались при становлении новых профессий - социального работника и социального педагога. Педагогика является главным направлениям не только социальной педагогики, но и непосредственно социальной работы. Однако, среди учёных нет единого мнения относительно того, можно ли считать социального работника и профессиональным педагогом. Но все исследователи подтверждают тот факт, что социальный работник в своей повседневной деятельности регулярно применяет педагогические методы.

Главная разница заключается в том, что социальный педагог в основном работает с детьми, а социальный работник - с взрослым населением. Социальный педагог закладывает в детях навыки непрерывного образования, а социальный работник осуществляет ресосиализацию личности, помогает адаптироваться и понять сущность неформального и информального образования. И если социальный педагог работает с детьми, проявляющими отклоняющееся поведение, то социальный работник помогает всем слоям населения, которые также страдают от физических и психических дефектов различной природы.

Однако жёстких границ использования педагогических знаний и навыков в разных направлениях социальной работы нет. Благодаря педагогике, и социальные работники, и социальные педагоги получают представление об организации образовательного процесса, об особенностях его протекания и эффективности в различных социально-возрастных группах людей. Ведь социальное обслуживание населения очень часто включает обучение и воспитание.

Психолого-педагогическая наука современности наглядно демонстрирует, что никогда не поздно заняться образованием и личным совершенствованием, как для профессионального роста, так и для снятия психологического дискомфорта. Жизненный опыт - важный источник образования: благодаря ему и позитивному настроению, человек в любом возрасте может усваивать и эффективно применять новые знания. Так, например, инвалиды или пожилые люди, могут получать новую специальность, находить новую работу, а значит, улучшать личное и семейное материальное положение, расширять круг общения, вести полноценный образ жизни. Но всему этому человека требуется научить, подготовить его к мысли о необходимости непрерывного образования. Для этого помимо педагогики социальные работники также используют в технологии социальной работы методы андрагогики.

Андрагогика в социальной работе базируется на шести основных постулатах:

ученик сам отвечает за своё образование, по отношению к учителю - социальному работнику, он не подчинённый, а полноправный партнёр в образовательном процессе;

социальный работник должен уметь определить базовый уровень образования человека и его личностные потребности развития, включая природные профессиональные наклонности и потенциал;

необходимо применение разнообразных форм непрерывного образования: возможно, как переобучение в ВУЗе, так и повышение квалификации, консультации, лекции в заведениях неформального обучения, актуализация знаний, полученных информальным путем, в т.ч. через сеть Интернет;

формируется мотивация клиента на самообразование, непрерывное образование, включая как материальные, так и нематериальные стимулы (социальный статус, успех, перспективы появления новых друзей и т.д.);

приветствуется творческий подход со стороны социального работника в рамках науки об образовании взрослых;

образование осуществляется по потребности, то есть должна быть обоснована целесообразность выбранных методик, целей и задач в образовании того или иного человека.

Особенно эффективно зарекомендовали себя методы андрагогики при решении таких важных социальных проблем, как безработица, низкая материальная обеспеченность взрослого населения, повторная социализация инвалидов, повышение квалификации женщин, после декретного отпуска.

Однако, при этом в социальной технологии могут использоваться сугубо педагогические методы. Мы рассмотрим их подробнее в следующей главе работы.

2. Роль и значение педагогических методов в социальной технологии

Педагогические методы играют важную роль в социальной работе. Они позволяют социальному работнику достичь намеченной цели, реализовать поставленные планы и сделать работу с клиентом более информативной.

Для повышения эффективности обучения в социальной работе (особенно с точки зрения непрерывного образования) используются методы модульного обучения, моделирования, ролевых и деловых игр, тренингов, «мозгового штурма», методов инцидента и углубления.

Модульное обучение - часть системы неформального обучения. Благодаря ему ученик может самостоятельно работать с индивидуальными программами - «модулями». Таким образом, достигается личностно-ориентированное образование, а, значит, реализуются главные педагогические и андрагогические принципы в социальной работе.

При модульном обучении становится возможным быстрое освоение теоретических знаний, обучение при помощи дидактически взвешенных и связанных блоков - модулей, индивидуально-дифференцированный и проблемный подход к личности ученика, поощрение самостоятельной научно-поисковой деятельности, возможность программировать обучение и использовать новейшие технологии.

Моделирование используется в тех случаях, если для исследования явления или процесса недостаточно просто наблюдать за ним. Так, во время лекции происходит представление модели - объекта обучения, получении развёрнутой информации о ней, иллюстрирование компонентов модели, обеспечение процесса познавания. В качестве примера можно привести моделировании социально-политических явлений, когда человеку объясняется суть тех или иных процессов при помощи схем, графиков, таблиц и т.д.

Ролевые и деловые игры как педагогический метод в социальной технологии создают определённую проблемную ситуацию, которую представляет социальный работник клиенту или группы людей с целью ее возможного решения. Этот метод активно обучения, в ходе которого ученик анализирует и решает проблему, а затем, консультируясь с социальным работником, определяет насколько правильно он подошёл к решению проблемной задачи, определяет каких знаний и навыков ему не хватает. Ролевые игры направленны на решение личных проблем человека, улучшение его социальной адаптации, привитие навыков общения и группового взаимодействия. Деловые игры более узконаправленны, как правило, они помогают овладеть навыками профессионального общения. При этом все обучающие игры строятся по заданному сценарию, моделируя типичные ситуации общественной и деловой жизни современного общества.

Благодаря ролевым и деловым играм обучение становится наиболее приближенным к реальности, за относительно короткий промежуток времени участники игры вырабатывают специфические навыки, например, учатся решать конфликты, принимать решения и отстаивать своё мнение, работать в команде и т.д. Важным фактором, повышающим эффективность этого метода социальной работы является заинтересованность сторон - участников игры.

По способу проведения ролевые и деловые игры делятся на имитационные, организационно-деятельностные, инновационные, а по конечной цели - на непосредственно обучающие, поисковые, констатирующие. Хоть есть и другие способы классификации ролевых и деловых игр в социальной работе. Наиболее часто в качестве имитационных обучающих игр социальными работниками разрабатываются имитационные и операционные игры, деловой театр, психодрама и социодрама. В каждой из них человек не только учиться контролировать собственные эмоции и поведение, но и оценивать, понимать состояние окружающих людей.

Ролевые и деловые игры могут быть частью комплексных социально-психологических и профессиональных тренингов.

Очень часто в социальной работе применяется именно тренинг, особенно когда идет речь о преодолении психологических и коммуникативных барьеров у клиента. Тренинг можно воспринимать как метод психолого-педагогического влияния на человека с целью изменения у него установок, навыков и опыта в межличностном и профессиональном общении. Тренинги реализуются в самой разнообразной форме: как групповые, так и индивидуальные, и могут быть направлены, как на передачу новых знаний, так и на коррекцию установок и поведения человека.

Если проблему невозможно решить путем имитации ситуации или тренинга, может применяться метод «мозгового штурма». Очень важно, чтобы этому методу принятия решений были обучены подопечные социальных работников. «Мозговой штурм» существует уже 60 лет, его главная цель - отделение идеи от критики, высвобождение идей. При «мозговом штурме» стимулируется творческая активность человека или группы людей: каждый высказывает и записывает свою идею, не боясь, что ее раскритикуют, что она будет нелепой или неправильной.

После все предложения анализируются, и выбирается наиболее оптимальное решение. При этом личность должна освободиться от внутреннего контроля и позволить своим мыслям «свободно течь». Это очень важно, так как многие люди не умеют этого делать, блокируя свою творческую энергию. В практике «мозгового штурма» чаще всего используется техника «100 идей», когда записываются именно сто предположений, из которых первые тридцать могут быть еще результатом «закрепощения» разума, другие сорок - появление продуктивных образов и последние тридцать - самые ценные идеи, из числа кторых некоторые могут оказаться «гениальными». Оценка идей может производить не сразу, и при этом важно группировать схожие идеи, получая общую картину лучшего решения той или иной проблемы.

Метод инцидентов при обучении заключается в рассмотрении конкретных инцидентов - случаев, событий, с целью оценки умений и навыков человека, его готовности столкнутся с реальными жизненными ситуациями. В данном случае социальный работник должен научить человека обращать внимание на важные и второстепенные аспекты свой жизни, общественной и профессиональной деятельности. Иногда инцидент изучается индивидуально, но бывают случаи, когда инцидент моделируется и анализируется в группе людей из трех - пяти человек. Он не проигрывается, как в ролевой или деловой игре, но обсуждается. При этом выделяются три метода анализа инцидента - метод конфликта, метод «лабиринта действий» и метод последовательных ситуаций. В первом случае анализируются способы решения и избегания конфликтов, умение брать ответственность на себя: во втором случае - исследуются сложные многоступенчатые ситуации, в кторых выбираются способы правильного поведения и принятия решений; в третьем случае - рассматриваются взаимосвязанные инциденты с пошаговым принятием решений по каждой ситуации.

Таким образом, мы можем видеть, что педагогические методы обучения в социальной работе представляют собой сочетание современных психолого-педагогических методик, направленных на стимулирование познавательной активности и самостоятельности личности.

3. Содержание методов педагогического воспитания в социальной работе

Итак, в предыдущей главе мы рассмотрели конкретные педагогические методики в социальной работе. Но они касались скорее процесса обучения, чем воспитания. Поэтому мы рассмотрим воспитательный аспект в социальной работе, включая психологическое влияние социального работника на людей.

Воспитание - это воздействие на волю, чувства, поведение индивида с целью формирования желаемых положительных качеств личности. Безусловно, при работе с взрослыми людьми, речь уже будет идти скорее о перевоспитании, о ресоциализации, однако здесь могут применяться те же приёмы, что и при первичном воспитании личности педагогическими методами.

В практике социальной работы чаще всего используются методы формирования сознания, организации деятельности, стимулирования и самовоспитания.

Методы формирования сознания - это выработка у человека оценочных суждений, мнения, и, в конечном счёте, мировоззрения. Для формирования сознания применяют убеждение, навивание и пример.

В процессе убеждения социальный работник воздействует на рациональную часть сознания личности, прибегает к логической аргументации, предлагая человеку выбрать правильное направление мышления и модель поведения.

Навивание отличается от убеждения тем, что оно основано на некритическом восприятии информации, то есть скорее обращено к подсознанию индивида. При этом воздействие оказывается на эмоциональную сферу человека, на его желание получить определённую информацию, как инструкцию к действиям.

В результате воздействия на сознание социальный работник должен добиться формирования у «воспитанника» положительного активного мировоззрения, направленного на преодоление трудностей, поддержание хороших семейных и дружеских отношений, достижение гуманистических целей, постоянное самосовершенствование.

Организация деятельности представляет собой закрепление на основе положительного мировоззрения адекватных эффективных способов поведения, отношений и поступков человека в обществе, семье и трудовом коллективе. При этом используются методы поручения, социального обучения и закрепления позитивного опыта.

Поручение - это деятельность человека, осуществляемая под руководством, в данном случае социального работника. В зависимости от сферы деятельности и формы исполнения выделяют управленческие и исполнительные, постоянные и временные, индивидуальные и групповые поручения. Метод чередования творческих поручений особенно зарекомендовал себя в социальной работе и педагогике. Чаще всего творческое поручение даётся человеку в ходе ролевой или деловой игры, тренинга. При этом должны обеспечиваться принципы наглядности и гласности поручения, методической поддержки, учёта социального и профессионального опыта клиента. То есть поручение должно быть интересным, но не утомительным для человека, а значит, выполнимыми. Оно предусматривает определенный уровень сложности, овладение навыками принятия решений и несения ответственности.

Методы стимулирования деятельности направлены на мотивацию личности к изменению поведения, корректировке способов деятельности. К методам стимулирования относятся методы положительного и отрицательного подкрепления, состязания и пр. Подкрепление - это реакция социального работника на поведение клиента. Позитивное подкрепление включает похвалу, благодарность, поощрение в ответ на то или иное действие, а негативное подкрепление - замечание, критику. Используя негативное подкрепление, социальному работнику следует быть очень осторожным, учитывая психологическое состояние человека.

Состязание может быть организованно социальным работником при групповых занятиях. При этом обеспечивается социальное развитие личности, в условиях коллективной конкурентной деятельности, что очень важно, как для социальной, так и для профессиональной успешности индивида. Но и метод состязания следует использовать продуманно, т.к. с одной стороны он формирует инициативность и вызывает положительные эмоции, но с другой стороны - способен приводить к разочарованиям и снижению уровня самооценки клиентов. Важно учитывать психофизиологические особенности участников группы при организации состязательных занятий.

Метод самовоспитания предназначен для формирования у человека способности (в соответствии с требованиями современного общества) выстраивать личный план самосовершенствования (морального, интеллектуального, духовного, культурного, профессионального и т.д.). При этом клиент должен овладеть методами самодиагностики, самоконтроля, самокоррекции и самоорганизации.

Самодиагностика - это оценка личных возможностей относительно решения тех или иных жизненных задач, самоанализ черт личности, в т.ч. навыков общения, профессиональной деятельности. Прежде всего, при обучении самодиагностике клиента учат обращать внимание и трезво оценивать свои навыки общения. К ним также присовокупляют оценку поведения в конфликтных ситуациях, уровня общей культуры, культуры общения (поведения и речи), уровня овладения знаниями, умениями, навыками в профессиональной сфере, мнения членов семьи, друзей, коллег, знакомых, адекватное отношение к критике, оценку характера и причин личностных и профессиональных затруднений. Самодиагностика может осуществляться при помощи самонаблюдения, самоанализа и самопрогнозирования. Ее результатом должна стать адекватная самооценка личности.

Самооценка, пожалуй, одна из самых сложных категорий психологии и педагогики. По сути, это оценка человеком своих качеств, уровня успешности собственной деятельности, оценки собственной личности другими людьми, исходящая из системы ценностей личности. То есть для нормальной самооценки, клиент должен обладать также устоявшейся системой ценностей, сформированной методами формирования сознания. Самооценка является объективной, когда человек не переоценивает свои возможности, но и не страдает от неуверенности. Личность в нормальной самооценкой спокойно выявляет недостатки своего поведения и способна их исправлять.

Самоконтроль и самокоррекция как раз и направлены на изменение негативных моделей поведения. Самоконтроль - это подструктура личности, которая не позволяет человеку допустить ошибки в своём поведении и деятельности, а саморкоррекция - исправить уже допущенные ошибки. В результате у человека формируется осознанная система самоорганизации, включающая мораль, стремление к самореализации, общественную активность и ответственность.

Самовоспитание важно не только с точки зрения непрерывного образования (обучающего общества), но и сточки зрения построения современного демократического гражданского общества, в котором каждый индивид занимает активную общественную позицию во благо собственной личности, семьи и всего общества.

Заключение

стимулирование педагогический социальный

Роль и значение педагогики в технологии социальной работе являются очень важными. С одной стороны педагогика формирует теорию социальной работы, как научной дисциплины, с другой стороны - практические метода педагогики активно применяются социальными работниками при реализации их профессиональных обязанностей.

Современная система образования и социальной защиты населения опираются на концепции непрерывного образования и построения гражданского общества. Поэтому в социальной работе применяются педагогические методы обучения и воспитания клиентов разных возрастов (опираясь также на основы андрагогики - науки об образовании взрослых).

Среди методов передачи знаний распространены методы модульного обучения, моделирования, ролевых и деловых игр, тренингов, «мозгового штурма», методов инцидента и углубления. А среди методик воспитания - методы формирования сознания, организации деятельности, стимулирования и самовоспитания.

Конечной целью применения этих методов и приёмов в социальной работе является социальная адаптация, социализация и ресоциализация людей с физическими и психическими отклонениями, с отклоняющимся поведением и граждан оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Население из перечисленных категорий, как правило, «выпадает» из общественной жизни, становится пассивным, теряет профессиональные и коммуникативные навыки, не успевает приспосабливаться к появлению новых знаний и технологий. В результате падают их доходы, сокращается круг общения, ухудшается общее качество жизни. Но благодаря педагогическим методам, социальным работникам при взаимодействии с этими клиентами в рамках модели «учитель - ученик» удаётся обучить их самостоятельному получению знаний, стремлению к непрерывному образованию, личному совершенствованию, ответственности и активности, как в семье, так и в коллективе, в социуме.

Список использованной литературы

1.Аболина Н.С., Акимова О.Б. Процесс профессионального обучения и формирование коммуникативной компетенции // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. Т. 6. С. 21-28

2.Гуружапов В.А. Педагогическая психология. - М.: Юрайт, 2013. - 496 с.

.Змеев С.И. Образование взрослых и андрагогика в России: достижения, проблемы, перспективы развития // Педагогика. 2009. №7. С. 32-39.

.Мардахеев Л.В. Социальная педагогика. - М.: Юрайт, 2013. - 832 с.

.Матюшкин М.Д. Формирование критического нравственного сознания, как важнейшая цель современного образования // Философия образования. 2010. Т. 33. №4. С. 167-175 с.

.Наместникова И.В. Этические основы социальной работы. - М.: Юрайт, 2012. - 368 с.

.Платонова Н.М., Нестерова Г.Ф. Теория и методика социальной работы. - М.: Академия, 2012. - 400 с.

.Сергеева М.Г. Непрерывное образование как приоритетное направление модернизации российского образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2010. №6. С. 19-24.

.Социальная работа с различными группами населения. - М.: КноРус, 2012. - 528 с.

.Социальные работники как проводники перемен. - М.: Вариант, 2012. - 212 с.

.Субочева А.Д. Субочев О.Н. Инновационные методу обучения студентов // Научные труды (Вестник МАТИ). 2013. №21 (93). С. 388-393.

Похожие работы на - Роль и значение педагогики в технологии социальной работы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!