Раннее материнство как объект социального изучения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,4 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Раннее материнство как объект социального изучения

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Анализ тематики подростковой беременности и родов достаточно актуален и представляет научный и практический интерес. Сегодня по всему земному шару количество несовершеннолетних матерей составляет более 15 миллионов, а еще пять миллионов вынуждены прибегать к прерыванию беременности. В связи с этим возникает необходимость изучения и осмысления такого явления как несовершеннолетнее материнство.

Несмотря на общее снижение количества рождающихся детей, юные девушки сейчас рожают даже больше, чем раньше. Многие из них становятся матерями-одиночками, но некоторые вступают в брак, создают семью с таким же юным супругом.

Характеризуя степень научной разработанности данной проблематики, следует учесть, что раннее материнство уже анализировалось у различных авторов в различных изданиях.

Теоретико-методологическую базу исследования составили авторские издания по исследуемой проблематике, учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература) отечественных и зарубежных авторов, научные статьи в периодических журналах, специализированные веб-сайты организаций.

Предмет исследования - раннее материнство как объект социального изучения.

Цель исследования - выявление основных причин, мотивов раннего материнства, исследование программ по предотвращению раннего материнства и комплексной деятельности по оказанию различных видов помощи несовершеннолетним матерям.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

. Раскрыть сущность "материнства" (понятие, функции, различные подходы к определению материнства).

. Рассмотреть раннее материнство как объект социального исследования (причины и последствия раннего материнства).

.Определить основные мотивы раннего материнства и показать пути решения выявленной проблемы.

Структура курсовой работы: Курсовая работа состоит из титульного листа, содержания, введения, 3-х глав, заключения и списка литературы.

Работа написана на 33 листах компьютерного текста.

ГЛАВА 1. МАТЕРИНСТВО, ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ

1.1 Понятие и функции материнства

Материнство - основная биологическая функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода: вынашивание, рождение, вскармливание ребенка. Одно из наиболее сильных чувств, которые испытывает женщина в своей жизни - это чувство любви к собственному ребенку. Когда женщина становится матерью, ее отношение к жизни полностью меняется. Инстинкт материнства - является одним из наиболее сильных чувств, какие испытывает женщина в жизни. Во время беременности, появляется ощущение единого целого со своим малышом. В большинстве случаев, это чувство сохраняется даже после рождения ребенка. Дети полностью переворачивают привычный ритм жизни. Они меняют все, вплоть до взаимоотношений с мужем, друзьями или родственниками. Теперь жизнь подстраивается к жизни малыша. Время, в которое вы могли спокойно отдохнуть, уже не принадлежит вам.

Ребёнок - неисчерпаемый источник жизненных стимулов. Это безгранично подвижная стихия, вносящая в жизнь не только заботу и тревогу, но и радость.

Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологи, медицины, физиологии, социологии, психологии. Каждая наука изучает и определяет материнство, исходя из своих целей и задач. Интерес к комплексному изучению материнства появился сравнительно недавно. Но на сегодняшний день единого определения понятия «материнство» нет.

В словаре русского языка Ожегова С. И. «материнство» трактуется как «состояние женщины в период беременности, родов, кормления ребёнка, так же свойственное матери сознание родственной её связи с детьми».

В сексологическом словаре материнство определяется как функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода и включающая биологические (вынашивание, рождение и вскармливание ребёнка) и социальные (воспитание ребёнка) аспекты.

Представители феминистского подхода (Каплан Е.А) объявляют материнство существенной, хотя и необязательной, частью жизни женщины.

Большая же часть теорий материнства (биосоциология, психоанализ, теории, опирающиеся на идеи Руссо) рассматривают материнство, прежде всего как долг, работу.

Брутман В.И. определяет материнство как одну из социальных женских ролей, на содержание которой детерминирующее влияние оказывают общественные нормы и ценности.

Хорват Ф. определяет материнство как личностные качества женщины, её биологические и психологические особенности, которые женщина имеет как бы в себе, как какую-то художественную способность, вроде врождённого таланта.

Минюрова С.А., Тетерлева Е.А. отмечают, что все психологические работы в области материнства позволяют выделить два основных направления современных исследований. Первое посвящено обсуждению качеств, поведения матери, изучению их влияния на развитие ребёнка. Мать рассматривается в терминах долженствования как детерминант развития личности ребёнка, как объект - носитель родительских функций, лишённый субъективной психологической реальности. Второе направление анализа материнства акцентирует внимание на идее субъектности женщины-матери.

Поэтому, анализируя материнство, авторы определяют его как уникальную ситуацию развития самосознания женщины, которая становится этапом переосмысления с родительских позиций собственного детского опыта, периодом интеграции образа родителя и ребёнка.

Таким образом, нет единого, однозначного понятия «материнство». Для матери.

Функции матери в развитии ребенка достаточно сложны и многообразны. Они состоят в удовлетворении всех физиологических потребностей ребенка, обеспечении эмоционального благополучия, развитии привязанности, базовых структур отношения к миру, общения, основных личностных качеств и самой структуры деятельности. Далеко не все эти функции осознаются матерью. Даже науке многие из них стали известны только в последние десятилетия, и нет оснований считать, что их познание уже закончено. Однако мать успешно выполняет эти функции много тысячелетий. Культурой они также хорошо освоены и представлены в своде правил, норм, в обрядах, поверьях, обычаях. Некоторые из материнских функций, такие, как удовлетворение органических потребностей ребенка, формирование у него некоторых личностных качеств, в достаточной мере осознаются матерью и обществом. Другие существуют в общественном сознании и сознании матери в преобразованной форме, представления об их значении для ребенка в разной степени приближаются к биологическим и социокультурным задачам его развития. Так, поддержание эмоционального благополучия, развитие привязанности и ее культурных особенностей, развитие общения обеспечены способами взаимодействия с ребенком, включающими установление режима кормления, способов пеленания, количеством и качеством тактильного контакта, способами и сроками отнятия от груди, формами перераспределения материнских функций, манерой жалеть, поощрять и наказывать ребенка. Все это вполне определенно интерпретируется в аспекте будущих качеств характера ребенка, его физических и личностных особенностей.

Для целостного психологического исследования материнства Филиппова Г.Г. выделяет две взаимосвязанные группы материнских функций:

  • видотипичные, то есть обеспечивающие структуру деятельности и мотивационные основы развития ребенка как представителя своего вида,
  • функции, направленные на формирование содержательных особенностей мотивационно-потребностной сферы ребенка как члена своей конкретной культуры.
  • К видотипичным функциям матери относятся следующие:
  • 1.Обеспечение стимульной среды для пре- и постнатального развития когнитивных и эмоциональных процессов.
  • 2.Обеспечение условий (в форме разделения деятельности с ребёнком) для развития видотипичной структуры деятельности.
  • 3.Обеспечение условий для возникновения прижизненно формирующихся видотипичных потребностей: потребности в эмоциональном взаимодействии со взрослым, в получении положительных эмоций от взрослого, включения взрослого в чувственно-практическую деятельность, потребность в оценке взрослым своей активности и её результатов, познавательная потребность и др., а также формирование привязанности.
  • 4.Обеспечение условий для освоения видотипичных средств отражения в форме формирования потребности в общении, как системообразующих для сферы общения.
  • 5.Обеспечение условий для развития мотивационных механизмов.
  • Конкретно-культурные функции охарактеризовать сложнее. Все указанные выше видотипичные функции мать осуществляет согласно имеющейся в её культуре модели материнства, в которую входит не только операционный состав и технология ухода воспитания, но и модель переживаний матери, её отношения к ребёнку и своим функциям, а также способы эмоционального взаимодействия с ребёнком.
  • К этой группе материнских функций Филиппова относит следующие:
  • 1.Обеспечение матерью предметной среды и условий чувственно-практической, игровой деятельности и общения, которые способствуют образованию культурных особенностей когнитивной сферы и моторики.
  • 2.Обеспечение условий для формирования культурной модели привязанности.
  • 3.Обеспечение условий для формирования культурных особенностей социально-комфортной среды.
  • 4.Организация условий (предметной, игровой среды, общения) для формирования культурных особенностей стиля мотивации достижения.
  • 5.Обеспечение условий для формирования у ребёнка основных культурных моделей: ценностно-смысловых ориентаций, семьи, материнства и детства и др.
  • Взгляд Филипповой Г.Г. относительно материнских функций не является единственно правильным и окончательно определённым. Различные направления в психологии имеют свой предмет исследования и в зависимости от этого оценивают и интерпретируют функции матери.
  • 1.2 Социокультурный, психологический и философский подход к определению материнства
  • Изучение материнства в настоящее время становится все более популярным как в теоретическом, так и в прикладном аспектах. Обсуждаются материнские качества и характеристики материнского поведения, а также их культурные, социальные, эволюционные, физиологические и психологические аспекты. Рассматриваются основные учения о сущности материнства как культурного феномена, его ценности и значимости для общества. Исследования разных культурных вариантов материнства в современном обществе свидетельствуют о влиянии имеющихся моделей семьи, детства и ценностей, принятых в данной культуре, на материнское поведение и переживания женщины. Большой интерес представляет приведенное в этих работах сравнение распределения материнских функций в разных культурах, материнского поведения и отношения к ребенку, которые обеспечивают формирование необходимых в данной культуре личностных качеств (например, особенности эмоциональной сферы, качества привязанности, особенностей переживания успеха и неудачи в достижении цели).
  • Рассмотрим основные подходы форм материнства в различные эпохи культуры.
  • В концепциях античных философов материнство приобретает окраску естественной необходимости, продиктованной запросами государства. В учениях Платона и Аристотеля материнство (рождение и воспитание детей) рассматривается как дань обществу в деле его укрепления. Материнские чувства и забота определяются индивидуальным делом для женщины.
  • В средневековой философии тема материнства получает новый контекст. Ее осмысление начинается с момента осознания «роли женщины в истории человечества» в контексте Библии. Женщина считается причиной грехопадения человека, объявляется носительницей зла. Церковь проповедует отказ от телесности и уход к идеальным формам, поэтому и материнство, реализующееся в деторождении, оказывается вне сферы интересов религии.
  • Средневековая европейская культура дает религиозную трактовку материнства. В христианской символике женщина представлена в двух ипостасях: Евы и Святой Марии. В первом случае женщина - сосуд зла. Именно Ева несет ответственность за грехопадение, но именно ей дано имя «Жизнь дающая», тем самым определяется ее высокое предназначение. Святая Мария - девственная непорочность, вечная женственность.
  • Материнство в средневековой мысли рассматривается как носительница божественной печати, как транслятор духовных и нравственных ценностей, само материнство трактуется как универсальная ценность.
  • Возрождение стало в истории Европы и мира поворотной точкой, развернувшей ход истории и развития культуры в сторону человека и социума. В эпоху Возрождения возникло новое осмысление материнства, противоположное по своей сути Средневековому.
  • Осмысление материнства находилось за пределами главных смысложизненных проблем ренессансных философов. О женщине больше говорят как о воплощении красоты, объекте любви.
  • В эпоху Возрождения функция продолжения рода (материнство) избежала процесса обесценивания в глазах общества, однако материнская забота о детях относилась к естественному поведению, как само собой разумеющееся. Материнство было проявлением материи, физиологической сущности женщины и вне деторождения не мыслилось.
  • Сциентистская философия Нового времени во главу угла ставила идею формирования гражданина: воспитание чувства долга, который превышал личные интересы. В культуре Нового времени утверждался принцип доминирования родового над индивидуальным, идеального над реальным. Тема материнства приобретает новые грани: она становится объектом пристального изучения педагогов, юристов, политических деятелей.
  • В эпоху Просвещения материнство рассматривается с позиции морально-этического подхода. Оно есть проявление законов природы и выполнение своего долга перед отечеством. В философских трудах обосновывается незыблемость природного закона - стремление всего живого к удвоению. Впервые в Новое время появляется тема детства как самостоятельного возраста.
  • Отношение к материнству определяется через набор морально-нравственных качеств, необходимых женщине-матери для взращивания из ребенка гражданина, поэтому его значение определяется содержанием образа ребенка в данную эпоху.
  • Просвещенческая позиция в отношении к материнству усугубилась в европейском обществе XX-XXI века. Постмодернизм приобрел крайнюю форму волюнтаризма и субъективизма. Материнство более не рассматривается как долг, оно выглядит исключительно как личная прерогатива человека. Можно констатировать, что в современной западноевропейской культуре XX века утрачивается осознание материнства как культурной ценности.
  • Факт утраты ценности материнства нашел отражение в авторских теориях западноевропейской философской мысли: постмодернизме и феминизме.
  • Новые подходы к социокультурному анализу материнства, которые демонстрируют представители феминизма в эпоху постмодернизма, позволили им поставить важные вопросы, которые выходят за рамки темы материнства и позволяют сделать шаг вперед на пути изучения проблем общественных умонастроений и культурных изменений.
  • Материнство в концепции социальных конструктивистов предстает как биосоциальный феномен, в котором социальная часть сильнее биологической. Благодаря такому подходу в определении понятия «материнство» появилось важное добавление. Если биологические детерминисты и традиционная наука, говоря о материнстве, имели в виду лишь отношения матери и рожденного (или воспитываемого) ею ребенка, то у современных мыслителей под определение «материнских» попали и моральные отношения женщины к ребенку, другому человеку в целом.
  • Западный феминизм рассматривает материнство как начало, в котором наиболее явственно видно столкновение Природы и Культуры, столкновение, переходящее в конфронтацию. Поэтому крайний феминизм предлагает отказ от материнства как фактора, лишающего женщину равноправия с мужчиной, а менее радикальные предлагают умеренную позицию: материнство должно стать личностным выбором каждой женщины.
  • Что касается исследования материнства в области психологии, то они отличаются чрезвычайной обширностью, разнонаправленностью концепций и подходов. В зарубежной психологии существуют две основные концепции определения сути материнско-детских отношений:
  • 1) концепция фиксированных материнских отношений, в которой в центре анализа стоит ребенок, его личность, родители же выступают в роли носителей исторических и культурно закрепленных норм, а также объектов потребностей и желаний ребенка (А. Адлер, З. Фрейд, К.Хорни);
  • 2) концепция, устанавливающая связи между факторами воспитания и развития ребенка, где основным положением является предположение об отражении личности ребенка в личность матери (А.Болдуин, М.Земская, Х. Рихтер, Е. Шефер).
  • В отечественной психологии исследования носят в основном прикладной характер и касаются преимущественно следующих аспектов исследования материнства:
  • ведущей роли взрослого (матери) в психическом развитии ребенка (Божович Л.И., Выготский Л.С., Дубровина И.В., Лисина М.И., Мухина В.С., Эльконин Д.Б.),
  • исследования стилей и типов детско - родительских отношений (Буянов М.И.),
  • исследования личностных особенностей матери и их представленности в детско-родительских отношениях (Захаров А.И., Исенина Е.И., Спиваковская А.С.).
  • Следовательно, в исследованиях зарубежных и отечественных психологов отмечена ведущая роль матери в формировании психологического склада ребенка.
  • Таким образом, материнство - одна из социальных женских ролей, поэтому даже если потребность быть матерью и заложена в женской природе, общественные нормы и ценности оказывают определяющее влияние на проявления материнского отношения. Понятие «нормы материнского отношения» не является постоянным, так как содержание материнских установок меняется от эпохи к эпохе. Той или иной социальной установке соответствует определенный образ ребенка. Отклоняющиеся проявления материнского отношения существовали всегда, но они могли носить более скрытые или открытые формы и сопровождаться большим или меньшим чувством вины в зависимости от общественного отношения к этим актам
  • ГЛАВА 2. РАННЕЕ МАТЕРИНСТВО КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
  • 2.1 Понятие и причины раннего материнства
  • Несмотря на общее снижение количества рождающихся детей, юные девушки сейчас рожают больше, чем раньше. Многие из них становятся матерями-одиночками, но некоторые вступают в брак, создают семью с таким же юным супругом.
  • В 18 веке в Европе считалось, что дети 13-16 лет уже готовы к вступлению во взрослую жизнь и могут обеспечить себя и свою семью. Но индустриальная революция в начале 19 века породила новые технологии, освоение которых требовало более длительного обучения. В это же время социальные и культурные процессы ведут к тому, что период между наступлением половой и экономической зрелости увеличивается. По физическому и эмоциональному развитию подростки уже соотносятся со взрослыми, но экономически они остаются полностью зависимыми от семьи или других взрослых.
  • Известный факт, что у подавляющего большинства подростков физическое развитие опережает психическое, и эта разница составляет 6, а в некоторых случаях 10 лет. В связи с этим, и возникают проблемы, которые отмечают многие исследователи. Они связаны с появлением неплановых беременностей, абортов в раннем возрасте, брошенных детей, суицидальных мыслей и действий самих подростков.
  • До последнего времени матери-подростки никогда не выделялись в отдельную категорию социально незащищенных, никогда не выступали в качестве объекта специального внимания и воздействия с целью поддержки и реабилитации со стороны государственных органов. Эта проблематика приобрела особую актуальность в конце ХХ века. Дело в том, что в современном мире, когда темпы общественного и технического развития приобрели невиданный размах, особую, с точки зрения социальной успешности, роль начинает играть уровень и качество образования, а также наличие так называемой активной жизненной позиции. А их, в силу ряда обстоятельств, юным мамам трудно сформировать. Между тем, с конца 60-х до середины 90-х годов наблюдался значительный рост количества беременностей и родов среди несовершеннолетних во всем мире.
  • Вступление в половые отношения в подростковом возрасте, как правило, происходит по следующим обстоятельствам: скука, алкогольное опьянение, материальная выгода, желание привлечь к себе внимание и удержать партнера, для самоутверждения, как средство доказать свою взрослость, насилие.
  • Чаще всего ранние половые связи приводят к следующим последствиям:
  • - ранняя беременность, которая чаще всего заканчивается абортом со всеми его негативными последствиями;
  • - браки, заключенные между юношами и девушками, не достигшими половой зрелости, нередко бывают бесплодными, дети, рождающиеся у таких родителей - слабыми;
  • - воспалительные заболевания половых путей и опасность заражения болезнями, передающимися половым путем;
  • - гинекологические заболевания как следствие аборта, беременности и родов в подростковом возрасте;
  • - трудноразрешимые социальные и морально-этические проблемы, связанные с ранним материнством;
  • - ранняя половая жизнь опасна тем, что приводит к нарушению гормональной регуляции репродуктивной системы, которая в этом возрасте только налаживается.
  • Наблюдатели полагают, что традиционный уклад и бедность вынуждают девушек-подростков выходить замуж в раннем возрасте. Замужняя школьница, обремененная семейными проблемами, становится привычным явлением для нашего общества, где в последние годы все большее распространение приобрело раннее вступление в брак. Если в свое время раннее вступление в брак было характерной особенностью для сельской местности, то сегодня подобные случаи можно встретить и в городе.
  • Статистику ранних браков вести крайне трудно, так как в большинстве случаев 15-16-летние невесты не регистрируются в ЗАГСе, а выполнение обряда бракосочетания берет на себя духовенство. И лишь когда в семье рождается ребенок, и на него нужно оформить свидетельство о рождении, молодые родители приходят в ЗАГС. Обратная сторона раннего замужества - это частые разводы.
  • Ранние браки, особенно для девочек, могут быть эмоционально и физически вредны. Выходя замуж в 15-16 лет, девушка еще не готова к половой жизни, к материнству, не сложилась психика, характер, несмотря на то, что девушка может выглядеть взрослой. Поэтому семейная жизнь превращается для нее в сплошной стресс, и впоследствии всего этого она может либо родить ребенка неполноценным, либо потерять его.
  • По мнению социологов, ранние браки лишают девушек одного из основных прав - права на образование, которое необходимо для полноценного вступления во взрослую жизнь.
  • Когда сегодняшний подросток стремится выскочить замуж (жениться), иногда даже не дожидаясь разрешенного возраста - это для многих родителей, конечно, проблема. Причем зачастую неожиданная. Родители и педагоги начинают задавать вопрос о причинах ранних браков.
  • Ранний брак - это брак, заключенный до наступления брачного возраста по специальному разрешению административных органов. Но интересно то, что сегодня зачастую браки, заключенные в 18-20 лет, тоже считаются ранними. Так что может быть, именно с точки зрения психологической, а не юридической, не стоит привязываться в этом вопросе к конкретному возрасту.
  • И одна из причин ранних браков - стремление сбежать от родителей. В тех семьях, где родители муштруют выросших детей, следят за ними, не уважают их достоинство, да если просто ребенку негде "голову приклонить", нет понимания, нет чувства дома - из таких семей подростки бегут куда угодно. И нередко самым простым выходом кажется ранний брак (причем в силу наших традиций чаще это делают девушки, потому что, как правило, жена уходит жить к мужу, но если мальчик может уйти жить в семью жены - то и он может жениться, чтобы спастись от родительского диктата).
  • Следующая причина - выросшие дети убегают от тяжелого климата в семье, от постоянных родительских распрей или от вечной войны между папой и мамой, когда даже в самом убранном и обустроенном доме постоянно ощущается не уют.
  • 2.2 Последствия раннего материнства
  • Раннее материнство опасно для женщины и может отрицательно сказаться и на ребенке.
  • На уровень психологической готовности к материнству влияют различные факторы, в том числе степень психофизиологической зрелости. Большое значение играет возраст женщины, так как для женщин различных возрастных групп характерны физиологические и психологические особенности, влияющие на готовность к материнству.
  • Учёные утверждают, что возраст от 16 до 18 лет не является благоприятным для рождения ребёнка ни в физиологическом, ни в психологическом плане.
  • Современной наукой установлено, что, несмотря на акселерацию - ускорение темпа индивидуального развития, - физическая, интеллектуальная и социальная зрелость, необходимая для рождения и воспитания ребёнка, в 16 - 18 лет не наступает.
  • Кашапова С.О., исследуя психоэмоциональные и личностные особенности у девушек в возрасте от 16 до 18 лет, ожидающих рождение ребёнка, делает вывод о том, что для беременных этого возраста характерны неадекватная самооценка, внутренняя конфликтность, инфантилизм. При сравнении полученных результатов с данными становления материнской сферы у женщин оптимального детородного возраста, автор отмечает искажённое формирование материнской сферы девушек, не достигших 19 лет, которые ожидают рождение ребёнка.
  • У девушек 18 лет ещё не завершено развитие организма. В частности, незрелость костей таза является причиной преждевременных родов, врождённых уродств. Большое значение в этом возрасте имеют проблемы морально-социального порядка. Это и проблемы личного характера. Девочка чувствует всеобщее осуждение, у неё понижается самооценка, она отдаляется от окружающих, усиливается чувство одиночества, ненужности. Возникают и проблемы в отношении с ребёнком. Девочки 16 - 18 лет ощущают внутреннюю растерянность, а пережитые трудности могут стать причиной жестокого отношения к ребёнку.
  • Таким образом, девушка в возрасте 16 - 18 лет не готова стать матерью. Такая ранняя беременность не желательна не только ввиду медицинского риска для матери и ребёнка, но и из-за морально-социального климата, отнюдь не благоприятного для дальнейшего развития молодой мамы и её малыша. Становясь матерью в подростковом возрасте, юная женщина в силу социальной и психической незрелости не в состоянии осознать всей значимости произошедших в жизни перемен и той ответственности, которая ложится на ее плечи с рождением ребенка. Ее положение усугубляется правовой незащищенностью, несовершенством действующего законодательства в части, касающейся прав несовершеннолетней женщины, ставшей матерью. Часто именно это обстоятельство является решающим в определении судьбы родившегося ребенка. Ведь, пожалуй, единственное право, приравнивающее ее к совершеннолетним одиноким матерям, - это право передать ребенка в государственное детское учреждение на воспитание и полное государственное содержание в соответствии с п. 4 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г., который в этой части действует и по сей день. На этот шаг юная мать нередко идет вынужденно - от безысходности и отчаянья. И объясняется данный шаг, прежде всего, отсутствием у нее самостоятельных средств к существованию, своего дома, условий для нормального воспитания ребенка.
  • Обычно юные матери преждевременно прекращают занятия в школе; они, как правило, работают на самых низкооплачиваемых местах и испытывают большую неудовлетворенность своей работой. Они чаще попадают в зависимость от государственной поддержки. Юные матери должны продолжать свое собственное личностное и социальное развитие, в то же время, пытаясь адаптироваться к круглосуточным потребностям грудного ребенка.
  • Часто забеременевшие девушки-подростки сталкиваются с сильным неодобрением своей семьи или уже находятся в конфликте со своими родителями к моменту беременности. Однако если они не выходят замуж, то у них часто нет выбора, и им приходится во время беременности и после родов продолжать жить дома, находясь в зависимом положении. Поэтому, с целью избежать подобной ситуации, у некоторых девушек-подростков возникает мотивация вступить в брак и обзавестись собственным хозяйством. Но замужество не всегда является наилучшим решением проблем юной матери.
  • Некоторые исследователи считают, что, несмотря на то, что раннее материнство мешает взрослению, во многих случаях оно предпочтительнее раннего материнства в сочетании с ранним замужеством. По статистическим данным, вступление в брак в старшем подростковом возрасте чаще приводит к прекращению учебы в школе, чем подростковая беременность. Кроме того, те, кто вступает в брак в столь юном возрасте, разводятся чаще, чем те, кто сначала рожает ребенка, а замуж выходит позднее.
  • Дети родителей-тинэйджеров также находятся в невыгодном положении по сравнению с детьми родителей более зрелого возраста. Они могут страдать от того, что их родителям не хватает опыта выполнения взрослых обязанностей и заботы о других. Поскольку эти юные родители испытывают стресс и фрустрацию, они чаще пренебрегают своими детьми или жестоко обращаются с ними. Дети юных родителей чаще отстают в развитии и когнитивном росте. Если в семье одновременно присутствуют такие факторы, как нищета, разногласия между супругами и плохое образование родителей, то шансы возникновения этих проблем у ребенка увеличиваются.
  • Тем не менее, некоторые юные родители отлично справляются с воспитанием своих детей, в то время как продолжают взрослеть сами. Для этого им почти всегда необходима помощь. Важнейшей социальной задачей остается помощь юным родителям и их детям, направленная на то, чтобы они успешно развивались и стали продуктивными членами общества.
  • ГЛАВА 3. МОТИВЫ РАННЕГО МАТЕРИНСТВА
  • 3.1 Потребностно - мотивационный аспект раннего материнства
  • Материнская сфера входит в состав репродуктивной сферы (вместе с половой). Половая и родительская потребностно - мотивационные сферы объединяются в общую - репродуктивную сферу - по характеру лежащих в их основе потребностей и по функции, которая обеспечена деятельностью субъекта по удовлетворению этих потребностей.
  • Для малолетних невест замужество неизменно означает раннюю беременность.
  • При нынешней сексуальной информированности и достаточной свободе есть родители, которые всеми силами регламентируют интимную жизнь детей, хотя весь интерес детей к этой жизни определяется банальным любопытством. И оказывается, до сих пор имеется тенденция регистрации брака для того, чтобы получить право на интимную жизнь. Понятно, что как только любопытство удовлетворено, брак становится не нужным и легко расторгается. Подросткам, которые серьезно готовятся к совместной семейной жизни, бывает нелегко сохранить прочность своего брака - легко говорить об "ответственности за семью", а кто этому научит. Ведь если в ранние браки убегают дети из откровенно проблемных семей - то понятно, какую "школу" и какие впечатления они получили в доме родителей. И именно по этой модели, даже бессознательно, они могут строить и свои семьи - потому что другой-то модели для них нет.
  • Потребностно-мотивационная сфера раннего материнства подразумевает потребность в материнстве и включает потребностно-эмоциональный и ценностно-смысловой компоненты.
  • Потребность в материнстве - комплексная потребность. Она подразумевает рефлексию своих состояний и стремление к их переживанию в процессе взаимодействия с ребёнком и не исчерпывается желанием иметь детей (Матвеева Е.В.).
  • Иванников В.А. считает, что потребность в материнстве - необходимое, но не достаточное условие для материнской деятельности, и побуждение к действию есть результат особого процесса - процесса мотивации.
  • Филиппова Г.Г. выделяет следующие основные мотивы раннего материнства:
  • достичь желаемого социального и возрастного статуса (я - взрослая, самостоятельная женщина, занимающая определённое положение в обществе, имеющая право на соответствующее отношение к себе в семье и обществе);
  • удовлетворение модели «полноценной жизни»;
  • стремление продолжить себя, свой род;
  • реализация своих возможностей (воспитать ребёнка);
  • решение своих жизненных проблем (заключить или укрепить брак, доказать себе и другим, что я способна родить и быть матерью);
  • любовь к детям (самый сложный мотив, в котором сочетается удовольствие от общения с ребёнком).

Различные обстоятельства создают совершенно индивидуальные, неповторимые условия мотивации рождения ребёнка для молодой женщины.

Потребность в детях - центральное звено потребности в материнстве. Желание иметь детей может возникнуть неожиданно, может быть выражено неявно. Известно, что и у мужчин, и у женщин желание иметь детей напрямую зависит от их детских переживаний, отношений с родителями, модели той семьи, в которой они выросли.

3.2 Социальная работа по предотвращению раннего материнства

Чтобы предотвратить появление раннего материнства, работу с юными беременными необходимо начинать задолго до того, как они станут мамами. И эту деятельность можно разделить на 2 части. Первая часть - это разъяснительная работа среди подростков по вопросам контрацепции, последствий абортов, планирования семьи, консультирование по вопросам интимных отношений. Вторая - выявление и работа с юными беременными, а именно: психологическая и физическая подготовка к предстоящему материнству; помощь в решении кризисных социальных ситуаций, связанных с беременностью; подготовка к безопасным родам; обучение уходу за новорожденными и т.д.

Таким образом, комплексная деятельность по оказанию различных видов помощи несовершеннолетним матерям и их детям поможет решить проблему социальной адаптации этой категории населения к современным условиям. Результаты исследования показывают, что без поддержки государственных и общественных структур молодые мамы не могут самостоятельно обеспечить себя и своего малыша всем необходимым для полноценной жизни.

Важное значение при работе по предотвращению раннего материнства имеет половое воспитание, то есть комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребёнка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни. Половое воспитание в широком смысле совпадает с процессом половой социализации. В узком смысле понимается как подготовка ребёнка к сексуальной жизни.
Половое воспитание современных детей и подростков осуществляется стихийно, необходимая информация черпается ими из неравноценных и противоречивых источников. Важным фактором выступают родители, однако эта роль ими, как правило, недостаточно осознаётся. Главной задачей родители видят в предотвращении нежелательных последствий сексуального опыта, тем самым расценивая сексуальность как враждебную силу, требующую подавления. Взрослеющих детей такой подход не устраивает, и они обращаются к другим источникам, важнейшим из которых выступают более сведущие сверстники и старшие товарищи. Именно этим путём из поколения в поколение передаются ложные стереотипы, предрассудки и мифы о мужской и женской сексуальности.
Важный канал полового воспитания - средства массовой информации, которые могут обеспечить высокий профессиональный уровень, массовость, наглядность, возможность индивидуального выбора. Но широкое использование этого канала в целях полового воспитания затруднительно: не все материалы приемлемы для массовой публикации и демонстрации, особенно в многонациональной стране; трудно также достичь попадания информации по точному адресу - детям и подросткам определённого пола, возраста.

По мнению специалистов, наиболее эффективно половое воспитание может быть осуществлено в рамках соответствующих просветительных программ в образовательных учреждениях. Однако в России система таких мероприятий практически не налажена. Этому препятствует распространённое мнение, что целенаправленное сексуальное воспитание развращает детей и подростков и провоцирует их на нежелательное поведение. Опыт стран, где подобные программы осуществляются, показывает несправедливость такого мнения. Установлено, что половое воспитание не провоцирует раннее начало половой жизни. Наоборот, оно обеспечивает усвоение детьми и подростками достоверных сведений и здоровых установок в сфере половых отношений. В результате значительно снижаются показатели внебрачной беременности подростковой, ранних браков, абортов, венерических заболеваний, преступлений на сексуальной почве.

В настоящее время наметилась тенденция преодоления упущений в области полового воспитания. В ряде школ введён экспериментальный курс полового (или сексуального) воспитания. Оформляется сеть консультативных служб и центров, призванных способствовать половому воспитанию детей и подростков.

При создании системы полового воспитания в образовательном заведении перед педагогами ставятся сложные психолого-педагогические задачи. Полная программа полового воспитания охватывает все звенья общего образования от детского сада до старших классов. В начальной школе половое воспитание совпадает с изучением собственного тела, нацеленным на понимание детьми себя как растущих и изменяющихся людей. Учителя пытаются тактично исправлять неверные представления ребят о сексуальности. В 5-м и 6-м классах педагоги помогают детям подготовиться к пубертатному скачку роста. Большинство подростков вступает в период полового созревания в 7-9-х классах. В это время возрастает их интерес к сексуальным вопросам, поэтому учащихся желательно ознакомить с вопросами ответственности за половые контакты и их последствия, предостеречь от болезней, передающихся половым путём. Важны также информация о социальных и психологических аспектах сексуальности, обсуждение вопросов брака и семьи, а также абортов, проституции детской, гомосексуализма, порнографии и др. В половом воспитание от учителей требуется особый педагогический такт, всесторонняя подготовленность в сфере полового просвещения.

Для того, чтобы эффективная помощь оказывалась молодой маме на протяжении всего периода адаптации её к материнству, необходимо психотерапевтическую работу с женщиной. Это имеет значение не только для специалистов, работающих с душевной сферой, но и для сотрудников общемедицинской сети, которые наблюдают женщин на разных этапах обращения в стационарах, женских консультациях, роддомах, центрах планирования семьи и т.п.

Женщина должна быть знакома с теми глубинными изменениями, которые происходят в её организме во время беременности, как в физиологическом, так и в психологическом плане, для того, чтобы она смогла сделать всё от неё зависящее для нормального протекания беременности, чтобы сама будущая мама чувствовала себя эмоционально комфортно.

Большое значение имеет то, каковы знания будущей матери о психическом и физическом развитии ребёнка. Филиппова Г.Г. считает, всё чаще родители в преддверии рождения ребёнка оказываются неосведомлёнными об элементарных особенностях его развития и своих функций в уходе за ним и общении. Интересным является тот факт, что, помимо осознания низкого уровня родительской компетентности, молодые мамы осознают нехватку эмоциональных переживаний, неготовность к возникновению материнских чувств.

Женщина должна знать операции ухода, кормления, общения, охраны, физического воспитания ребёнка (гимнастические упражнения, правильный режим и гигиенические правила, подвижные игры, влияние естественных сил природы на ребёнка (воздух, солнце и вода), а также воспитательные средства, применяемые родителями. Особенностью операции ухода являются, помимо их инструментальной стороны, стиль осуществления, соответствующий физическим особенностям ребёнка - в первую очередь, сила прикосновений, расположение рук при держании, пальцев при обработке ребёнка и т.п. Лучше всего это обеспечивают движения бережные и ласковые. Умелость движений зависит от уверенности и компетентности матери.

Особый класс составляют операции общения, которое играет большую роль в жизни ребёнка. Исследования показали, что именно общение со взрослыми определяет внутренний план действий ребёнка, сферу его эмоциональных переживаний, познавательную активность детей, произвольность и волю, самооценку и самосознание, общение со сверстниками.

несовершеннолетний материнство мотив предотвращение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как мы указывали во введении, цель нашего исследования состояла в выявлении основных причин, мотивов раннего материнства, исследовании программ по предотвращению раннего материнства и комплексной деятельности по оказанию различных видов помощи несовершеннолетним матерям.

Ранним материнством принято считать несовершеннолетних девушек ждущих ребенка. Так же, данное явление может называться - подростковой беременностью. Беременность в подростковом возрасте всегда нежелательна. Трагичность данных случаев в том, что зачастую девушки не готовы не физически, не психологически к появлению малыша. В редких случаях, молодая мама самостоятельно приходит к данному решению. Причиной раннего материнства, в большинстве случаев, это проблемы среды в котором воспитывалась молодая мама. Наиболее распространенной причиной является; изнасилование, беременность по незнанию, а так же вследствие дружбы с плохой компанией. Чаще, раннее материнство встречается в неблагополучных семьях, что доказывает прямую зависимость от морального состояния общества. Ранее материнство - наверное, не столько медицинская, сколько социальная проблема. Юная мать обычно не в силах и себя содержать, не говоря уж о ребенке. К тому же она нередко сталкивается с осуждением, чуть ли не враждебностью окружающих, среди которых подчас оказываются и ее близкие. А как часто подобное отношение распространяется и на ребенка.

Изменения в душевной сфере женщины, привносимые материством, одна из наиболее сложных и мало разработанных областей современной науки. Важность материнского поведения, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о раннем материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования. В психологической литературе много внимания уделяется биологическим основам раннего материнства, а также условиям и факторам индивидуального развития его у молодой мамы.

Современной наукой установлено, что к выполнению материнских функций женщины 16 - 18 лет наименее готовы, так как физическая, интеллектуальная и социальная зрелость, необходимая для рождения и воспитания ребёнка, в 16 - 18 лет не наступает.

Влияние раннего материнства на жизнь женщины может быть отрицательным и иметь последствия. Многие ощущают давление, требующее от них оказания поддержки своим новым семьям, поэтому юные мамы часто бросают школу и обычно получают меньшее по объему образование, чем те их сверстники, которые не обзавелись детьми. Также для них более вероятно получить неквалифицированную низкооплачиваемую работу. С течением времени у них чаще возникают семейные проблемы, которые нередко приводят к разводу. Они чаще попадают в зависимость от государственной поддержки. Юные матери должны продолжать свое собственное личностное и социальное развитие, в то же время, пытаясь адаптироваться к круглосуточным потребностям грудного или маленького ребенка.

Чрезвычайно важное значение имеет работа по планированию семьи в сохранении здоровья подростков. Она включает в себя предоставление информации о вреде раннего начала половой жизни, риска наступления беременности, особенностях исходов родов и абортов, обеспечение контрацептивами, анонимность услуг. Опыт показывает, что хорошо поставленная работа по планированию семьи с подростками приводит к снижению показателей материнской заболеваемости и смертности, профилактике искусственных абортов, предупреждению заболеваний, связанных с ранним началом половой жизни.

В обществе сложились различные подходы к половому просвещению детей и юношества. Ряд граждан отрицает систему государственного полового просвещения и настаивает на том, что дети должны получать эти сведения только от своих родителей. Другие считают, что половое просвещение должно осуществляться в школе в форме полового воспитания, гарантируя адекватность и полноту информации о половых различиях и половом поведении. Однако отсутствие организованного в государственном масштабе чревато самыми отрицательными последствиями для здоровья нации, росту проституции детской, увеличению случаев беременности подростковой, абортов, появлению внебрачных детей, от которых несовершеннолетние девочки-матери наиболее часто отказываются после родов. Система полового воспитания должна объединять деятельность медицинских, социальных, образовательных и даже правоохранительных учреждений и направлять усилия всего общества на охрану здоровья подрастающего населения.

В целом, никто, кроме родителей, не способен убедить своего ребенка не начинать половую жизнь слишком рано. Вот почему так важно не потерять контакт с ребенком. Тон этих разговоров не должен быть нравоучительным.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Брутман В.И. Проблема: дети, бросающие своих детей.// Вопросы психологии, № 11., с. 28-29.

2.Максимович, Л. Б. Правовое положение несовершеннолетних родителей.//Правоведение. -1990. - № 2., c. 73 - 75

.Бердяев Н. А. Размышления об Эросе // Семья: Книга для чтения. М., 1991. Кн. 2.- 210 c.

.Голод С. И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л., 1984.-197 c.

.Литвинова Г. И. Под защитой государства. М., 1989.-167 c.

.Маркович Д. «Общая социология», Р-на дону, 1993.- 426 c.

.Мацковский М. С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. М., 1998.- 361 c.

.Осипов Г.В., Коваленко Ю.П. «Социология», М., 1998.- 489 c.

.Смелзер Н.Дж. Социология. // Социологические исследования. №10, 1992, с.79.

.Солодников В.В. Семья: социологическая и социально-психологическая парадигмы. // Социологические исследования. №6, 1994., с.130.

.Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М., 1993.- 160 c.

13.Филиппова Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход. // Психологический журнал, 1998, № 5., с.81 - 88,

14.Филиппова Г.Г. Образ мира и мотивационные основы материнства.//Пролемы изучения и развития личности дошкольника. Пермь, 1995., с.31 - 36.

.Филиппова Г.Г. Психологические особенности ранней беременности и их влияние на развитие репродуктивного поведения // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. Мат. Росс. науч. практ. конф., 26 - 28 нояб. 1996., c. 34-39.

.Филиппова Г.Г. Психология материнства (сравнительно-психологический анализ). Дисс. докт. психол. наук. М., 2000.- 204 c.

.Филиппова Г.Г. Развитие материнского поведения в онтогенезе // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва. Т. 2, вып. З. М.,1996., с. 130-139.

.Филиппова ГГ. Психология материнства и ранний онтогенез. М.: Жизнь и мысль, 1999.- 260 c.

19.Харчев А.Г. Социалистическая революция и семья. // Социологические исследования. №6, 1994., с.86-91.

Похожие работы на - Раннее материнство как объект социального изучения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!