Особенности самообразования в информационном обществе

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,96 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности самообразования в информационном обществе

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ









Контрольная работа на тему

Особенности самообразования в информационном обществе












Тюмень - 2014

Содержание

Введение

1. Особенности самообразования в информационном обществе

2. Автодидакты в истории

3. Поиск информации и самообразование в современном мире

4. Онлайн-курсы Coursera, Udacity, EDX

5. Обучающие компьютерные игры и интернет-программы

6. Что такое геймификация

Заключение

Источники литературы

Введение

За последние 20 лет мир преобразился до неузнаваемости. Многие вещи, которые нас сейчас окружают и кажутся обыденными, еще несколько лет назад казались чем-то из области фантастики. Я говорю, прежде всего, о компьютерных технологиях, которые существенно изменили мир, многие области производства, проектирования, научные исследования и многое другое.

Под воздействием изменений, от повсеместного внедрения компьютерных технологий, оказалось и область обучения человека. Люди получили множество возможностей связанных с обучением: увеличение объема информации, возможность найти практически любую книгу, статью или информацию о наличии соответствующей информации в соответствующем источнике. Соответственно искать стало проще и быстрее, что в современном постоянно движущемся мире имеет существенное значение.

Люди все начали делать на ходу. В том числе и учиться. Поэтому и компьютерные средства стали мобильными и появилась возможность учиться в любом месте если соответствующая литература имеется на носителе или при наличии Wi-Fi, что в развитых городах есть повсеместно, выходить в интернет и искать информацию или соответствующие курсы.

У человека отпала необходимость по любому поводу обращаться к учебным заведениям для получения соответствующего уровня знаний за несколько лет обучения, когда необходимо сидеть несколько лет за партой, чтобы изучать предмет на основе программы, которую ему предлагает учебное заведение, теперь человек может выбирать те направления, которые он хочет изучать, появилось множество программ для обучения онлайн, через интернет, сидя у себя дома и зачастую бесплатно.

Целью данной контрольной работы является исследование направления развития самообразования в современном мире.

Для достижения цели данной работы необходимо решить определенные задачи:

·Рассмотреть определение самообразования и определить участника процесса самообразования

·Рассмотреть самообразование в предыдущие эпохи

·Рассмотреть процесс самообразование в современном мире

·Рассмотреть что такое Opencourseware

·Рассмотреть образовательные компьютерные игры

Как результат решения задач представленных выше мы сможем получить наиболее полное представление о самообразовании и современных способах получения самостоятельного знания.

автодидактический самообразование компьютерный геймификация

1. Особенности самообразования в информационном обществе

Самообразование является естественным процессом для человека. Тысячи лет назад, когда не было систематизированного научного знания и систематизированного образования именно люди, которые самостоятельно осваивали знания о мире, продвигали общее знание человечества на новые уровни. Сейчас, когда развитием научного знания заняты целые институты и образование является систематизированным и обязательным, самообразование изменилось, и сейчас, люди, обучаясь самостоятельно, ищут скорее альтернативу образованию формальному, возможность взглянуть на образование с другой точки зрения, так как стандарты применимые для одних людей могут не совпадать с требованиями других. Таким образом, самообразование прекрасный инструмент, для выстраивания собственного образования исходя из собственного видения образования.

2. Автодидакты в истории

Для начала обратимся истории и определим того кто является субъектом процесса самообразования.

Автодидакт (греч. autos и греч. didaktos) - человек, самостоятельно получивший образование высокого уровня вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи обучающего.

Противоположностью ему является дилетант, который хоть и может получить знания автодидактическим путем, но это знание зачастую ограничено и поверхностно. Автодидакт же, как правило, стремится найти профессиональное применение своим знаниям, а иногда и общественное и научное признание.

В общем и целом автодидактов можно разделить на две группы. К первой относятся люди, овладевшие своими знаниями и образованием совершенно самостоятельно, например философ Жан-Жак Руссо и президент США Авраам Линкольн. Ко второй группе относятся личности, самостоятельно получающие образование, отличное от изучаемого ими ранее, например братья Гримм, сказочники и лингвисты, получившие юридическое образование.

Изобретение понятия «автодидакт» приписывается немецкому философу Готфриду Лейбницу, который будучи юристом, являлся в числе прочего и библиотекарем герцога Эрнста Августа Брауншвейг-Люнебургского в Вольфенбюттеле и описал самого себя в одном из своих произведений как «практически абсолютного автодидакта». Лейбница, овладевшего большинством своих знаний самостоятельно, часто называют последним из учёных-универсалов.

До введения в XIX веке всеобщего обязательного образования и разграничения по областям высшего образования, автодидактов можно было встретить чаще. В профессиональных кругах можно было встретить серьезных специалистов-автодидактов из числа тех, кому был закрыт доступ в гимназии и университеты. Чаще всего это были любознательные выходцы из бедных семей и женщины. В качестве примера можно привести англичанку Мэри Эннинг, ставшую из бедной, необразованной собирательницы окаменелостей одной из величайших палеонтологов XIX века.

В наши дни автодидактов можно найти, прежде всего, в области искусства, изучения иностранных языков и естественных наук. Необычным автодидактом можно назвать американского художника Билла Трейлора, начавшего рисовать в возрасте восьмидесяти лет и ставшего всемирно известным.

В областях, где получение профессионального образования не является безусловной необходимостью: шахматисты, спортсмены, эстрадные исполнители и музыканты, журналисты, актёры или писатели, об автодидактах не говорят. Также люди с высшим образованием, прервавшие своё обучение, но ставшие профессионалами в данной области благодаря самостоятельному изучению предмета, не являются автодидактами в полном смысле этого слова, так же, как и люди, получившие образование у частных преподавателей или дистанционно. [3]


. Поиск информации и самообразование в современном мире

Сегодня человек может найти практически любой материал для своего обучения, в сети интернет множество онлайн-курсов для получения необходимых знаний, умений и навыков. Можно приобрести электронные книги и скачать их на прибор, предназначенный для чтения электронных книг.

Сегодня существует множество электронных библиотек, в которых человек может получить соответствующие знания бесплатно или за небольшую плату. Но тут существуют определенные ограничения, связанные с тем, что определенные электронные библиотеки, представляющие специализированную литературу, сотрудничают с определенными издательствами и поиск необходимой книги приходится искать или в других электронных библиотеках.

Отличным инструментом для приобретения учебной литературы, прежде всего для регионов России, являются книжные интернет-магазины. Люди живущие в регионах имеют возможность купить литературу, которую они не могут приобрести у себя в регионе.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что человека сейчас окружает множество возможностей в области получения информации.

Конкретно о программах и инновациях в сфере современного образования будет изложено ниже.

4. Онлайн-курсы Coursera, Udacity, EDX

Хотя образовательные онлайн курсы и представляют собой курсы от определенных университетов, где лектор преподносит информацию о курсе, что в свою очередь не является самостоятельным получением образования, все же данный направление обучения существенно отличается от стандартного обучения и стоит уделить внимание данному направлению.

В начале 2012 года Массачусетский технологический институт (МТИ), известный своими открытыми образовательными ресурсами (Opencourseware), объявил о запуске нового онлайнового образовательного проекта - MITx. А в марте 2012 года MITx запустил первый, полностью автоматизированный онлайн-курс, поступить на который без предварительного тестирования могли все желающие (их зарегистрировалось около 120 000) из любой страны мира. Курс был посвящен цепям и электронике. В процессе обучения были использованы видеолекции, было составлено строгое еженедельное расписание выполнения контрольных заданий, организован доступ к лабораторным занятиям, дискуссионным форумам и регулярным экзаменам. Успешно выполнив все задания, студенты (курс закончили около 8 000 слушателей) получили сертификаты, выдача которых тоже происходила онлайн.

В мае 2012 года Гарвардский университет и МТИ объявили о создании некоммерческого партнерства, предлагающего первоклассные бесплатные онлайновые курсы обоих учебных заведений. Партнерство получило название edX. Руководства Гарварда и МТИ планируют использовать новую онлайновую платформу не только для создания глобального сообщества онлайн-слушателей, но и для совершенствования методов онлайнового обучения. По мнению создателей, используемая платформа позволит также и студентам очного обучения улучшить свои знания.

Немногим ранее, осенью 2011 года профессор из Стенфорда Себастиан Трун на долгое время стал центром внимания прессы и структур высшего образования, когда почти 160 000 студентов записались на его первый открытый онлайн курс по искусственному интеллекту, объявленный созданной им компанией Udacity. Занятия проходили параллельно с очными студентами Стенфорда, изучавшими этот же курс на лекциях Труна в университете в рамках своей учебной программы. В отличие от других Udacity не привлекает целые учебные заведения, а только отдельных ученых. Udacity выбрала в качестве своей основной специализации собственные курсы, связанные с информатикой и смежными областями.

На курсах Udacity слушатели учатся со своей скоростью, нет жесткого, привязанного ко времени расписания, которому необходимо следовать. По этой же причине сложно оценить и процент окончивших курс студентов. Однако известно, что 23 000 студентов окончили курс и получили сертификаты, 400 из них получили наивысший балл. [2]- проект в сфере онлайн-образования, основанный профессорами Стэнфордского университета Эндрю Нг и Дафной Келлер. В его рамках существует проект по публикации образовательных материалов в интернете, в виде набора бесплатных онлайн-курсов. [1]имеет более 600 образовательных курсов от более чем сотни партнеров проекта для студентов со всего мира. Преимущественный язык преподавания английский, но все же среди курсов существуют несколько десятков курсов на других языках, в том числе и на русском. [4]

Исследование группы Sloan Consortium за 2011 год показывает положительную динамику развития дистанционного обучения. По данным доклада 6,7 млн. студентов в США зарегистрировались хотя бы на один, т.е. на 700 000 больше по сравнению с прошлым годом, что составляет рост на 32 %.

При этом опрос показывает, что только 2,6% высших учебных заведений в США имеют Massive open online courses (MOOC), а 9,4% вузов планируют внедрение MOOC. Академические лидеры положительно оценивают проект MOOC, полагая его в качестве приемлемого способа получения развития институтов и навыков электронного обучения. [5]

Таким образом, можно заключить, что Massive open online courses (MOOC) имеют неплохие перспективы для развития в современном технологически продвинутом мире. Устремление значительной части молодежи и взрослого населения должно было вызвать соответствующий отклик у ученых заведений, что мы видим и сейчас. И если и есть возможность заказать пиццу, ноутбук, одежду и другие товары через интернет, то почему образовательные услуги не могут быть также перенесены в это поле?

С другой стороны как инструмент для человека занимающегося самообразованием данный инструмент не совсем соответствует тому, что мы писали ранее об автодидактах. Так как этих людей характеризует то, что они самостоятельно постигают учебный материал, без посторонней помощи, что в данном случае не совсем отвечает данному критерию. Но с другой стороны данный инструмент получения знаний может стать неплохой возможность для определения области знаний, в изучении которой захотел бы вложить силы человек занимающийся самообразованием. Тем более что по многим дисциплинам есть соответствующая литература в виде лекций и книг, которые можно приобрести у соответствующих образовательных учреждений. Таким образом, можно частично решить проблему поиска информации для получения самостоятельного образования, так как объемы информации и учебной литературы весьма значительны, а преподаватели известных ВУЗов с большой долей вероятности могут посоветовать литературу проверенную и максимально полезную, по крайней мере, в рамках страны базирования данного университета.

5. Обучающие компьютерные игры и интернет-программы

Обучающие онлайновые или коробочные компьютерные игры могут быть предназначены как для детей, так и для взрослых, и они имеют свой целью обучение участников игры каким-либо знаниям или умением в рамках выбранной области знаний или практики, либо повышение квалификации и/или расширение и пополнение знаний, которыми пользователь уже обладает, а также содействие в приобретении конкретного производственного навыка.

Учитывая особые задачи обучающих игр, они как правило разрабатываются квалифицированными преподавателями. методистами, учителями психологами в сотрудничестве с разработчиками игры.

Многие компании, выпускающие различные обучающие игровые приложения, продают образовательным учреждениям и родителям лицензионные разрешения на применения своих сетевых прикладных игровых программ. Не следует забывать также, что интенсивное использование компьютерных игр и других приложений в домашних условиях без присмотра квалифицированного IT персонала может приводить к частым поломкам оборудования. Следовательно, необходимо предусмотреть специальные меры, которые позволили бы организовать ремонт компьютера на дому быстро и качественно. Без возможности незамедлительно отремонтировать ноутбук или настольный компьютер ребенка, пользу от обучающих игр может быть сведена к нулю.

Известен также сайт обучающих игр, который создан пот патронажем Нобелевского фонда. Эти игры предназначены для молодых людей, а также лиц более старшего поколения. Область знаний этих игр охватывает не совсем обычные темы - лазеры, иммунная система, и ДНК. [6]

6. Что такое геймификация

Игрофика́ция (геймификация от англ. gamification, геймизация) - применение подходов, характерных для компьютерных игр в программных инструментах для неигровых процессов с целью привлечения пользователей и потребителей, повышения их вовлечённости в решение прикладных задач, использование продуктов, услуг. [7]

Ниже приводится несколько примеров использования геймификации в образовании.- это огромное онлайн-сообщество, которое сочетает в себе возможность изучения языка через интернет с платным сервисом для перевода текстов. Услуга предназначена для того, чтобы студенты могли учиться иностранному языку в Интернете, помогая переводить веб-сайты и документы. Начинающие пользователи занимаются переводом базовых, простых предложений из Интернета, в то время как опытные получают куда более сложные задания. В итоге развивается каждый, выполняя свою часть «работы».

В каждом из этих случаев Duolingo предоставляет необходимые средства для обучения и перевода, чтобы помочь студентам правильно понять и запомнить слова, с которыми они сталкиваются. Каждый студент также может голосовать за качество переводов других пользователей, предоставляя им ценную информацию для дальнейшего развития и улучшения качества своей работы. Топ переводов по каждому уровню доступен для публичного просмотра.

Пока студенты изучают язык, они зарабатывают очки умений за каждый завершенный урок или переведенный контент. Чем больше заданий выполняет «игрок», тем быстрее растет его «уровень». Эта реализация в рамках интернета приносит куда большие плоды, чем обычный компьютеризированный переводчик.

Сайт также включает в себя статистику на основе того, как много времени потребовалось пользователю для выполнения задания. Неправильные ответы приводят к потере очков и «жизней». Так как система адаптивна, она отслеживает каждый законченный урок, перевод, тестирование и практическое занятие, чтобы обеспечить обратную связь для студента и планировать будущие уроки и задания перевода, которые позволят лучше удовлетворять их потребностям. Все это приводит к огромному успеху в сфере геймификации в образовании.

Представленный Venture Capital на Образовательном Саммите 2011 года, Brainscape является мобильной платформой для обучения, которая помогает студентам изучать и главное запоминать любую информацию. Программа использует адаптивные алгоритмы для создания карточек для запоминания (такие используются чтобы запоминать слова, формулы или отдельную информацию), меняя последовательность показа карточек в зависимости от того что ученик знает, а что вызывает у него трудности.

Метод, применяемый в данной платформе известен как Confidence Based Repetition. После ответа на каждый вопрос, ученик отвечает на вопрос сколько как он думает повторений именно этой карточки ему нужно. Цвет каждой карты также кодируется по уровню «уверенности» (что на самом деле обознает сколько раз ученик правильно ответил на эту карточку): от 1 - красный для «неуверенности» до 5 - синий при «полной уверенности».

Такая система состоит из двух версий: первая предлагает бесплатные, самостоятельно созданные карточки, а вторая ориентирован на продажу педагогам и учащимся уже готовых наборов карточек с премиум-доступом. Этот пример образовательной геймификации может быть отличным инструментом для школ и университетов, так как он является самым популярным приложением iPhone, превращая старые карточки для запоминания в нечто гораздо более полезное.- это онлайн-платформа, которая помогает учителям, родителям и самим ученикам совместно отслеживать прогресс обучения. Объединяя особенности социальных сетей и индивидуальной программы обучения (IEP), программа делает процесс образования простым и для студентов, и для преподавателей. Ученики совместно с учителям формируют цели и шаги-задания, которые нужно сделать, чтобы добиться этих целей.

С GoalBook учитель может легко получить доступ к профилям всех учеников и пересмотреть их цели. Учитель может следить за успехами каждого студента, с какой скоростью и как именно они выполняют задания. Когда цель будет достигнута, учитель может быстро обновить анкету студента, а затем поделиться его успехами с остальными. Через обычный сайт педагог может легко обновлять и отмечать достижения любого из учеников, а также видеть, как они на них реагируют.

Удивительный инструмент геймификации для любого специального педагогического образования, GoalBook экономит часы учета, что позволяет немедленно уведомлять родителей своих учеников и первичных инструкторов о любых изменениях, прогрессе или проблемах. Отличное решение образовательной геймификации. [8]

Таким образом, можно сделать вывод, что геймификация является перспективным направлением развития образования. Включение элементов игры в образовательные блоки дает возможность заинтересовать в изучении какой-либо области знаний студентов без традиционной зубрежки. Использование элементов компьютерных игр и интернет-приложений дает возможность изучать предмет с помощью инструментов развлекательных игр, также в некоторых случаях есть возможность создания коммуникации между различными сторонами обучения и, что особенно важно, во многих случаях можно получить наглядно информацию о своем прогрессе или проблемах в процессе обучения.

Заключение

В современном мире существует множество прогрессивных инструментов призванных помочь человеку в поиске информации, приобретении книг, получении различных электронных программ, руководств для обучения каким-либо навыкам. Эти технические новшества существенно изменили лицо современного мира, в том числе существенное изменение произошло и в образовательных процессах. Многие ВУЗы считают, что в их долгосрочной перспективе развития использование технических средств будет занимать существенное место, в первую очередь онлайн-курсы, которые завоевывают все большую популярность.

Но в случае рассмотрения вопроса с точки зрения получения информации отдельным человеком возникают некоторые вопросы.

Довольно проблематично привести хоть какую-то достоверную статистику о том, сколько в мире автодидактов, какие способы самостоятельного обучения они предпочитают сами. По сути их нет в системе общего образования, соответственно и статистики такой не найдешь.

После ознакомления с соответствующей литературой и анализа информации о различных источниках получения знания в современном мире могу сделать вывод, что человек, получающий знания самостоятельно в современном мире получил лишь новые формы для получения образования: электронные книги, электронные библиотеки, обучающие аудиокниги, возможность смотреть лекции не отходя от экрана компьютера и многое другое.

Автодидакты получили возможность получать практически любую информацию, которую можно найти в сети интернет или с помощью сети интернет найти, где эта информация есть. Но одно остается неизменным, автодидакты все также самостоятельно обучаются, у них нет конкретной программы для обучения, они сами выстраивают скорость своего обучения, режим дня под свое обучения, выбирают тот материал, который как они считают, им необходим для обучения.

Изменения в первую очередь претерпевает система всеобщего обучения, новые технологии заставляют систему образования подстраиваться под условия в меняющемся мире, чтобы люди, которые постоянно движутся, постоянно заняты и получали знания в новой форме, удобной для них, не выходя из дома, без отрыва от своего дома и работы.

Задача современной системы образования заинтересовать, прежде всего, тех, кто собирается получать образование в рамках этой системы. Для тех, кто желает получать информацию самостоятельно нет необходимости для обучения в стенах университетов, они могут взять лишь часть полезной информации, которую может предложить ВУЗ, остальное же, он изучит самостоятельно, так как ему интересно и жизненно необходимо получить эти знания.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что люди занятые самообразованием за последние годы остались такими же, а все новые источники информации служат лишь как вспомогательный инструмент, который позволяет осуществлять процесс самообразования.

Источники литературы

1.Новые информационные технологии в образовании: материалы международной научно-практической конференции - Екатеринбург - 2013. стр. 270-272

2.Теория и практика дистанционного обучения: Научно-практическая конференция посвященная десятилетию ИДПО. ТюмГУ - 2013г. - ст.42-46

Похожие работы на - Особенности самообразования в информационном обществе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!