Народная культура в условиях глобализации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,4 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Народная культура в условиях глобализации

Министерство образования и науки РФ

ГОУВПО «Тамбовский государственный университет

им. Г.Р. Державина»










Курсовая работа по основам социологии на тему:

«Народная культура в условиях глобализации»

Выполнила: студент ИГСО

Специальность социология

курс 6 группа

Мирина О. А.

Проверил:

Окатов А.В.




Тамбов - 2013

Содержание

Содержание

Введение.

Раздел I. Теоретическая основа изучения народной культуры в социологии.

Раздел II. Проблема глобализации в современной социологии.

Раздел III. Глобализация как фактор эволюции народной культуры.

Заключение.

Список литературы.

Введение

Актуальность темы курсовой работы. Последние десятилетия отмечены становящейся всё более злободневной проблемой интеграции народных культур мира, появление которой обусловлено идущим по нарастающей процессом глобализации. Данный феномен затрагивает и трансформирует все сферы человеческой жизни, что зачастую негативно сказывается на жизни отдельных этносов.

Многие нации, особенно народности стран третьего мира, не являющихся прогрессивными, постепенно утрачивают свою самобытность под влиянием западной культуры, которая на данный момент становится объектом подражания для народов менее развитых стран. Перенятие обычаев, традиций и взглядов, нетипичных для конкретного этноса, стирает межнациональные различия и постепенно превращает мир, сейчас являющий собой пёструю мозаику, состоящую из разнообразных культур, в нечто сплочённое и неделимое.

Концепция единого мирового государства, называемая многими антиглобалистами утопичной, тем не менее, имеет много сторонников и последователей, а в мире уже сейчас наблюдается подготавливаемая для создания пресловутого единого государства почва. Разумеется, единство всех этносов мира подразумевает также и единую культуру, которая может стать причиной исчезновения каких-либо международных различий в образе жизни, как таковых. Фольклор, передаваемый из поколения в поколение, становится для нового поколения лишь пережитком прошлого, и не считается великой ценностью, что ставит под угрозу само его существование.

Таким образом, данную проблему можно считать одной из наиболее актуальных в современном информационном обществе, и она требует тщательного изучения и поиска компромиссного решения.

Степень разработанности проблемы. Вышеназванная проблема ещё не изучена досконально в силу того, что глобальные масштабы она приняла относительно недавно. Тем не менее, уже на данный момент существует множество разных подходов к изучению проблемы влияния глобализации на народные культуры этносов. Феномен народной культуры занимал место в трудах таких социологов Запада, как Э. Дюркгейм, М. Вебер, М. Бубер, Г. Зиммель. В начале двадцатого века О. Шпенглер в его «Закате Европы» также поднимал эту тему. Ещё стоит отметить труд американского политического деятеля Дж. Бьюкенена «Смерть Запада», в котором он описывает деструктивные тенденции в социокультурной жизни США в 60-х - 80-х годах.

Европейские учёные, изучающие гибель народов и их культур, отличаются концептуальностью и философским подходом к проблеме. В пример можно привести французского учёного Алена де Бенуа, представителя идейного течения «Группы исследований европейской цивилизации». В своих работах он опирается на реальные факты и ресурсы, которыми располагает мир для прорыва в будущее: народы, хранящие свою культуру, регионы, держащиеся за традиции.

В отечественной науке можно выделить таких деятелей, как Г.Х. Шахназаров, С.Д. Пожарский, К. Соломон, которые продолжают уточнять и дополнять уже существующие трактовки глобализации в области культуры.

Большинство исследователей, обращающих внимание на эту проблему, придают особое значение таким проблемам, как промежуточность, культурный плюрализм, мультикультурализм, поскольку народная культура прочно укоренена в истории; в настоящем времени она являет из себя богатую красками мозаику, в которой присутствуют смешанные культуры, традиции и обычаи.

Объект и предмет исследования. Исходя из материала, изложенного в описании актуальности проблемы, становится возможным определить объект исследования. Им является трансформация, развитие народной культуры под влиянием процесс глобализации. Предметом исследования являются предпосылки и основания вышеупомянутой трансформации.

Цель курсовой работы. Основной целью является анализ изменения культур этносов в условиях глобализации.

Задачи курсовой работы.

.Дать определение народной культуры и рассмотреть методы изучения её в социологии.

.Рассмотреть феномен глобализации и определить его сущность в контексте социологии.

.Проследить закономерности влияния глобализации на народную культуру этносов и дать оценку этому явлению.

Основные методы исследования. Была изучена соответствующая литература, проанализированы идеи таких учёных и мыслителей, как Г. Косиков, Т. Керимов, А. Костин, М. Эпштейн, Г. Тульчинский. Теоретической основой исследования можно считать изучение трудов отечественных и зарубежных социологов, исследующих процесс глобализации в контексте народной культуры.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трёх разделов, заключения и списка литературы.

Раздел I. Теоретическая основа изучения народной культуры в социологии

Культура - многоплановое понятие. Философский энциклопедический словарь даёт такое определение этого понятия: «Культура, рассматриваемая с точки зрения содержания, распадается на различные области, сферы: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы, постановка воспитания, экономика, характер армии, общественно-политическое устройство, судопроизводство, наука, техника, искусство, религия, все формы проявления объективного духа». Слово «культура» также используется для обозначения культуры народов в какие-либо эпохи, отличительных чертах образа жизни отдельного общества. Культура - это усвоенное поведение и знание, разделяющееся членами группы. Поведение, обычаи и привычки одной группы, как правило, отличают и отделяют эту группу от остальных. Некоторые привычки и обычаи определённой группы могут быть следствием каких-либо специфических условий жизни этой группы. К примеру, они могут зависеть от географического положения. По определению Ф. Кробера и Ф. Клукхона, культура - это отличительная особенность человеческих групп, состоящая из явных и неявных устойчивых повторяющихся способов поведения. Таким образом, культура - это то, что принимается и разделяется всеми членами какой-либо группы, передаётся в этой группе по наследству, формирует мораль и обычаи.

С точки зрения социологии функции культуры в социуме таковы:.

1.Преобразовательная функция. Человек, потакая своим физиологическим потребностям, изменяет окружающий мир. Преобразуя природу, подстраивая её под свои нужды, человек изменяет и себя.

.Познавательная (гносеологическая) функция. Осуществляется накопление знаний об окружающем мире, явлениях и феноменах, законах развития. Освоение природы и её изменение невозможно без этих знаний. Культура включает в себя не только научное, но ещё художественное, религиозное познание. Будучи цельной системой, она даёт полную картину мира.

.Сигнификативная функция. Человек устанавливает смысл явлений, ставших объектами культуры, в процессе освоения природы. Для любой культуры, как правило, характерно стремление к созданию целостной картины мира и отысканию ориентиров в ней. Всё это - сфера сигнификативной функции культуры. Культура реализует данную функцию с помощью системы знаков и образов.

.Функция исторической преемственности. Культура передаёт опыт от старшего поколения младшему, а также между народами. Таким образом, культура являет из себя коллективную форму человеческой памяти.

.Коммуникативная функция. Культура помогает обеспечить общение людей, как на уровне межличностной коммуникации, так и между целыми поколениями. Ценностно-ориентационная функция. Культура, будучи системой как духовных, так и материальных ценностей, даёт человеку представление о таких вещах, как истина, благо, добро.

.Социализирующая функция. Социализация каждой отдельной личности осуществляется именно благодаря культуре. Усвоение культурных ценностей даёт людям знания, необходимые для осуществления социальной деятельности, и моральные принципы.

Культура подразделяется на несколько видов:

.Материальная культура - культура, выражающаяся с помощью деятельности в предметной форме и направленная на нужды людей. В её состав входит следующее:

культура труда;

повсeднeвная культура;

культура мeстности.

. Духовная культура - творческая деятельность, направленная на второстепенные нужды людей и имеющая субъективное выражение. К ней относятся:

культура религии;

культура нравственности;

культура права;

культура политики;

культура педагогики;

культура интеллектуальности.

К формам культуры можно отнести элитарную культуру (созданную привелегированными слоями общества или профессиональными творцами), народную культуру (созданную анонимными творцами и народными массами) и массовую культуру (поп-культура, эстрадная музыка).

Рассмотрим феномен народной культуры подробнее. Народная культура - это совокупность произведений народного творчества, созданных анонимными авторами без профессиональной подготовки. Народная культура тесно связана с традициями и обычаями отдельного региона и страны в целом. Не имеет каких-либо определённых границ. Ярче всего народная культура представлена фольклором, который передаётся из поколения в поколение, постоянно пополняясь и обогащаясь с течением времени в соответствии с требованиями и моральными устоями определённой эпохи. Народная культура появилась на заре человечества в виде наскальной живописи и прочих творений первобытного человека и с тех пор эволюционировала в куда более сложные и совершенные произведения, начиная от былин, сказок, песен и преданий и заканчивая архитектурой, типичной для определённого региона, сформировавшимися с течением веков стилями рукоделия.

Народную культуру можно разделить на два вида: популярную и фольклорную. К популярной культуре можно отнести то, что описывает быт и традиции народа наших дней, а к фольклорной - всё то, что описывает уклад жизни этноса в прошлом. Сказки, легенды, былины были написаны в прошлом, а сейчас существуют как память о прошлом, историческое наследие. Если же что-либо из этого исполняется людьми и в наши дни, значит, эта часть фольклорной культуры перешла в популярную культуру, которая, кроме подобного рода перехода творений между видами, пополняется также и современным народным творчеством. В народной культуре можно выделить два уровня - высокий (народные предания, былины, эпос, старинные танцы) и сниженный, ограниченный поп-культурой.

Произведения народной культуры, несмотря на отсутствие профессиональной подготовки авторов, являются высокохудожественными, и к элитарной культуре не имеют отношения только из-за того, что они созданы анонимными творцами, а субъектом народной культуры является весь народ, а не какой-либо профессиональный автор.

По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными, групповыми и массовыми. К индивидуальным можно отнести, например, исполнение легенды. К групповым - танец, песню. К массовым - какой-либо карнавал или шествие.

Изучение народной культуры являет собой нечто крайне неоднозначное. Учёные оценивают объекты культуры, исходя из мировоззрения наших дней, что не всегда правильно, так как может привести к неполной итоговой картине ситуации. Сторонники такого подхода - а их позиция согласуется с обыденным представлением о культуре - воспринимают культуру как нечто высокое, прекрасное, преисполненное смысла. Всё прочее, что такими качествами не обладает, порой квалифицируется как антикультура.

При социологическом изучении народной культуры особое значение имеет объединение культуры в систему, обеспечивающую наглядное отображение связей отдельных элементов на различных уровнях: общество в целом, социальные группы, личности. Важной проблемой являются такие явления, как этноцентризм и культурный релятивизм. Этноцентризм - это тенденция оценивать другие культуры через призму своей, с позиции ее превосходства. В условиях нестабильности общества этноцентризм может перерасти в национализм. Принципы этноцентризма выражаются в деятельности миссионеров, которые пытаются обратить народы в свою веру. Этноцентризм отчасти связан с ксенофобией - неприязнью к чужим обычаям. Деятельность первых антропологов отчасти была обусловлена этноцентризмом. Они были склонны считать культуру своего народа передовой, и сравнивали все прочие культуры с ней. По мнению американского социолога Уильяма Грем Самнера, культуру можно понять только в ее собственном контексте. Такая точка зрения называется культурным релятивизмом. В своей книге он приводит несколько необычный для человека наших дней пример: он говорит о племенах, в которых практиковались людоедство и человеческие жертвоприношения. Для людей, живущих в тех племенах, в этих деяниях не было ничего неправильного или аморального. Напротив, подобные обычаи имели для них смысл, были абсолютно обычной частью их жизни.

Культурный релятивизм позволяет понять внешне незаметные различия между схожими культурами. К примеру, в Германии двери в различных учреждениях практически всегда плотно закрыты, чтобы разъединить людей. Немцы считают, что иначе работники отвлекаются от своего занятия. В США же двери, как правило, открыты. Американцы , получившие опыт работы в Германии, жаловались, что закрытые двери заставляли их чувствовать себя неуютно и вызывали чувство отчуждённости. Наиболее рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе - сочетание черт как этноцентризма, так и группового релятивизма, когда отдельный индивид является патриотом своей страны, любит свою культуру и гордится ей, но способен понимать другие культуры, ничуть не похожие на культуру его страны.

Человек и общество в целом на каждом этапе эволюции осуществляют выбор, и то, что они выбирают, трансформируют, совершенствуют или искореняют, становится основой культуры в каждый период времени. Разумеется, выбор общества в разные времена очень сильно отличается. К примеру, в одну эпоху предметом выбора общества является религиозно-мифологический способ ориентации человека в мире, и этот путь считается единственно верным. В другую эпоху на первый план выдвигаются исключительно рациональные пути решения различных вопросов, возникающих перед обществом. В этом случае правильным решением считается научно обоснованное. В результате этого происходит постоянная смена культурных парадигм, переход от одних ценностей к другим, их обновление. И, как следствие, народная культура отличается высокой динамичностью и постоянной тенденцией к изменению. Каждая эпоха вносит свой ценностный вклад в народную культуру, сохраняющий самостоятельное культурное значение. Зачастую культура обладает некой цикличностью. Некоторые концепции, ставшие частью истории, возвращаются спустя века и вновь считаются актуальными.

Народная культура во всех её проявлениях является синкретичной в широком смысле - сосуществует в диффузном состоянии этики и эстетики, знания и веры, художественного и реалистичного отношения к окружающей действительности, картины мира и действия, что присуще групповому сознанию. Реальные и возможные формы народной культуры обладают общим качеством - традиционностью. Опора на традицию как способ накопления опыта общества, группы является важным качеством народной культуры. В народной культуре первостепенна установка на следование принятой этносом традиции, за которой стоит общинное, коллективистское, анонимное начало, которое объединяет сообщество в разных поколениях и получающее значение образца и обычая в зависимости от давности существования и наличия авторитетов.

Масштабы традиции могут очень сильно отличаться - иногда она может охватывать некоторое количество поколений и продолжается сотни лет, как мы способны заметить в фольклоре классической поры. Иногда традиция может быть актуальной некоторое время, затем угаснуть, чтобы ей на смену пришла новая, аналогичная предыдущей. Так зачастую происходит с анекдотами, песнями, так называемым чёрным юмором - в прошлом это были время от времени получавшие распространение в народных массах слухи, связанные с войной, голодом, болезнями. Однако такая малая традиция, как и большая, также служит обобщению культурного и социального опыта, задает воспроизводящиеся вновь и вновь стереотипы образно-смыслового видения, символического выражения, а также способы, технологии закрепления и передачи элементов народной культуры в тех или иных временных рамках в масштабах большего или меньшего территориального региона. Традиционность, как правило, предполагает опору на традиции не только временного, но и пространственного масштаба: от года до нескольких столетий, от небольшой социальной группы до народа, нации, этноса, представленных населением страны или даже разных стран. Площади распространения обычаев также могут варьироваться в любых пределах. Разумеется, это не означает, что во всей этой области царит статичность, повторение одних и тех же ситуаций, социальных форм. Есть изменения и динамика, возникновение новых форм, однако в сознании носителей народной культуры преобладает курс на поддержание культурных стандартов, принятых предками, иногда даже вопреки реальному, естественному ходу культурного прогресса.

Эти два качества находятся в тесной зависимости друг от друга: синкретически недифференцированные формы взаимоотношения с миром, характерные для народной культуры, наиболее адекватно могут быть осмыслены и переданы именно в акте непосредственной коммуникации - самом традиционном способе инкультурации и социализации, не связанном с институционально-организационными формами. И в то же время подобный способ может быть лишь дополнительным, вспомогательным при передаче элементов в профессиональной культуре. Здесь могут стать необходимыми диаметрально противоположные технологии. И наоборот. Фиксация фольклорного устного текста зачастую рассматривается как потеря лабильности, застой традиции, что само по себе значит отход от неё. Различные области культуры взаимно дополняют друг друга. Устная по прежнему нужна людям, так как у них сохраняется потребность в синкретическом осознании действительности. Для интерпретации народной культуры в соответствии с изложенными выше позициями на первый план выходит понимание субъекта, который в данном случае является носителем культуры, чьи ценности, образ жизни, стереотипы поведения она выражает через себя, предписывает, запрещает членам общества, которые принимают данную культуру от предков и передают потомкам. Взгляд с подобных позиций позволяет заметить различие между народной культурой прошлого и более поздним, современным её вариантом, несмотря на то, что обычно все эти феномены рассматриваются в совокупности.

народный культура глобализация социология

Понятие «глобализация» было введено в научный оборот совсем недавно, и появилось благодаря американскому социологу Р. Робертсону. Именно он впервые упомянул и дал толкование данному понятию в 1985 году, а уже в 1992 году издал книгу, в которой изложил основы своей концепции.. Глобализация - это процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции, воздействия различных факторов международного значения (к примеру, экономико-политических связей, культурного обмена) на социальную действительность в отдельно взятых странах. Характеризуется возрастанием роли данных факторов в воспроизводстве стран, участвующих в процессе глобализации, формированием единого мирового рынка и созданием единых для всех стран юридических условий. Глобализация - широкий процесс, охватывающий все стороны и сферы человеческой жизни. Являясь неизбежным явлением в истории человечества, глобализация приводит к тому, что мир становится более взаимосвязанным в результате обмена товарами, знаниями, культурными ценностями. Центральная идея, лежащая в основе глобализации, заключается в том, что большую часть проблем нельзя в полной мере изучить на уровне отдельного государства и его отношений с другими государствами. Данные проблемы стоит формулировать с точки зрения более глобальных процессов. Процесс глобализации, как правило, состоит из трёх основных взаимосвязанных компонентов:

новое международное разделение труда;

новое международное производство;

новые политические отношения.

Выделяют несколько основных видов глобализации:

1.Политическая глобализация. Она проявляется в институционализации международных политических структур. Возник такой феномен, как «глобальное правление» - развитие международных организаций, к примеру, ООН. Их создание является процессом создания каких-либо определённых институтов, но они возникают постепенно, а не путем завоеваний, что уже делает создание мирового государства более возможным.

2.Экономическая глобализация. Под глобализацией экономики сейчас понимается увеличение потоков товаров, инвестиций, обменов идеями, расширение ареала их распространения. Она приводит к превращению национальных экономик в части мировой экономической системы, части «глобализированной» экономики.

.Культурная глобализация. Первый феномен, с которым связывают культурную глобализацию, являет собой распространение западных индивидуалистических ценностей среди всё большей части населения земли. Эти ценности пропагандируются институтами, которые признают попытки защищать права человека на международном уровне. Второй тенденцией можно назвать заимствование западных традиций и обычаев во всем мире. Растёт влияние западных ценностей: рациональности, индивидуализма, равенства.

.Информационная глобализация. Мир постепенно превращается в единую информационную сеть благодаря быстрому развитию новых технологий, позволяющих быстро обмениваться информацией на любом расстоянии, и возможность доступа к информационным ресурсам во многом зависит от ускорения проникновения новейших технологий во все области жизни людей.

Социологи выделяют несколько основных черт и тенденций глобализации. В первую очередь это создание транснациональных компаний (ТНК), хозяйственных предприятий, действующих более чем в двух странах и содержащих в своих операциях определённых зарубежный компонент. Как правило, ТНК являются национальными по капиталу, а по месту приложения - международными. На данный момент в мире можно насчитать порядка 7000 ТНК, размёщённых в основном в США, Японии и Великобритании.

Также стоит выделить создание компьютерной сети Интернет, которая изначально задумывалась как ресурс Минобороны США в 1969 году. Она была рассекречена в 1990 году в общий доступ. В наши дни наличие и развитость Интернета можно считать показателем включённости стран в глобальное пространство.

Ещё одной из основных черт глобализации является чрезвычайно быстрый рост мегаполисов - городов с развитой инфраструктурой, большим населением, обычно насчитывающим несколько миллионов жителей. Мегаполисы считаются для государств посредниками вступления в вышеупомянутое глобальное пространство, а также центрами экономического, политического и культурного развития.

Стоит также упомянуть распространение по всему миру глобального языка как международного и общепринятого для многих стран. Он считается языком мировой глобализации, и на то есть свои причины. Как известно, англоязычные страны отличаются политическим и военным могуществом. Большое количество бывших английских колоний, а также доминирование англоязычных стран в послевоенную эпоху тоже сыграли свою роль. Также на распространение английского языка повлияло распространение СМИ и успех носителей языка.

Процесс глобализации ещё до конца не изучен, только предпринимаются попытки со стороны учёных объяснить его и выявить все закономерности этого процесса. Это один из наиболее разносторонних и неоднозначных процессов, влекущий за собой как положительные, так и отрицательные последствия.

Если рассуждать о плюсах глобализации, то можно выделить несколько основных. Начнём с того, что глобализация способствует увеличению темпов развития науки и технологий в развитых странах. Торговля, воздушный транспорт, Интернет распространяют новейшие технологии по всей планете. Подобные процессы происходят и в политике: многие страны пропагандируют демократию и равенство. Также, благодаря развитию всемирной сети Интернет и средств массовой информации, люди забыли о проблемах междугородней и даже международной коммуникации. Общаться стало куда проще, сгладились межкультурные различия, и людям стало проще понимать друг друга. Человеку стали доступны информационные ресурсы всей планеты, он может общаться с человеком из любой страны, не выходя из дома. Также уменьшилось количество вооружённых конфликтов на планете, что вызвано тем, что территория, равно как и ресурсы, стали общими, следовательно, не могут быть поделены военным путём. Существование единой страны и лисы с гранатой положит конец такому явлению, как расизм, не будет конфликтов на национальной почве. Борьба развитых стран за природные ресурсы будет прекращена. Кроме того, учёные прогнозируют уменьшение числа отстающих в развитии государств, что является безусловным плюсом. Единая экономическая система способствует потокам товаров и капитала между государствами, что ускоряет развитие бедных стран. Страны же с однотипной экономикой и идеологией, как правило, стремятся к объединению. Ещё стоит заметить, что уменьшается количество локальных экономических кризисов в отдельно взятых странах, так как глобальная экономика предполагает существование только одной мировой валюты. Распределение валюты будет осуществляться только одними руками. Далее, решение важных вопросов на мировом уровне повысит эффективность управления глобальными процессами, поскольку при наличии одного правительства все будут действовать куда более согласованно. Глобализация делает уклон именно на средний класс, что позволит создать крепкое и устойчивое общество. Также будет иметь место единый безвизовый контроль, что обеспечит возможность беспрепятственно путешествовать без хлопот.

Но есть также и достаточное количество отрицательных аспектов, которые не следует упускать из вида. Начнём с того, что обещанного равенства как не было, так и нет. Глобализация не только не устранила расслоение стран, но и усилила его. Вперёд выходят наиболее развитые, богатые страны. Профессионализм повышается в цене, а среди неквалифицированных рабочих растёт уровень безработицы. В итоге появилось неравенство на рынке труда, которое приводит к бедности и нестабильности в обществе. Некоторые ТНК становятся практически мировыми монополистами. Распространение низкопробной голливудской продукции и поп-музыки вытесняет национальную культуру и даже угрожает самобытности народов, понижает уровень морали, способствует росту преступности. Можно без преувеличения сказать, что глобализация несёт прямые угрозы. К примеру, финансовый кризис и обвал в одной стране может охватить половину планеты, как в 1998-1999 годах. Международные торговые связи используются преступниками как прикрытие торговли наркотиками и оружием, служат маскировкой для политических террористов. К тому же, вопрос о новой столице мирового государства можно считать риторическим: именно от США идёт основная инициатива в процессе глобализации, который также называют американизацией. Заимствования у США интегрируются в существующую систему, изменяют традиции, устои, нормы и институты обществ. Данная тенденция является односторонней и поощряется США, перенимается обществами иногда по собственной инициативе. Феномен американизации появился в XX веке в связи с обретением США статуса сверхдержавы. С момента распада СССР американизации подвергается всё большее количество стран бывшего социалистического лагеря.

К проявлениям американизации можно отнести:

·перенятие американских правил в менеджменте компаний;

·приватизация всё большего количества имущества;

·ориентация на прибыль в ранее некоммерческих сферах;

·использование Интернета и мобильных телефонов, трансформирующееся из использования источника информации связи в обеспечение вторичных потребностей, и, как результат, - увеличение количества интернет-преступлений;

·растущее применение англицизмов в лексиконе языков различных стран;

·набирающая популярность англоязычная музыка;

·перенятие американских стилей музыки: джаза, рока, рэпа и хип-хопа, поп-музыки;

·распространение фильмов Голливуда в кино;

·перенятие наиболее популярных американских жанров в кино и распространение их по всей планете;

·рост количества передач и сериалов, являющихся переделкой американских шоу и сериалов, адаптация американских сюжетов на жизнь других стран;

·увеличение количества средств массовой информации и рост их влияния на образ жизни общества.

·потребительство, которое влечёт за собой слепое поклонение моде США, появление психических заболеваний, таких, как, к примеру, шопоголизм, фанатизм.

·перенятие праздников, к примеру, Хэллоуина, видов спорта, которые не являются, по сути, американскими, но заимствуется именно манера игры, принятая в США, судейство, оценки, перенимается грубая манера игры, неспортивное поведение, зрелищность приходит на смену честности, а виды спорта, которые требуют активной мозговой деятельности и неподвижного, нединамичного игрового процесса, к примеру, шахматы, не выходят в эфир.

·Распространение по всей планете американского фастфуда, создание сетей быстрого питания, например, MсDоnаld's, KFС, распространение американских напитков или создание их аналогов.

·распространение нетипичных для данного ареала одежды, аксессуаров и обуви, например, джинсов, кроссовок, бейсбольных кепок, которые зачастую не соответствуют климату данного региона и погоде;

·моральное разложение общества, которое обычно выражается в безразличном отношении к крайним формам девиантного поведения, к образу жизни, граничащему с потерей нравственных и моральных устоев, страха перед общественным мнением; рано или поздно морально-нравственные ориентиры стран, подвергающихся натиску со стороны США, становятся всё размытее, а со временем превращаются в некое подобие американских устоев, образа жизни и привычек;

·сокращение социальных пособий.

·резкий рост цен на образование и медицинские услуги;

·адаптация американской системы образования другими, к примеру, введение двенадцатилетнего обучения в школах, распространение тестов, степени бакалавра и магистра;

·проведение предвыборных теледебатов;

·разделение власти на три органа, каждый из которых контролирует два других.

Как можно заметить, процесс американизации затрагивает все сферы жизни общества, трансформирует их, причём не в лучшую сторону, создавая некие подобия Соединённых Штатов. Следование за постоянно меняющейся модой Америки преобразует людей в потребителей, мало задумывающихся о чём-либо серьёзном. Основным ориентиром постепенно становятся американский уклад жизни, система образования, государственный строй. Несогласные с процессом глобализации создали движение антиглобалистов, которое становится всё более популярным среди населения планеты.

Антиглобализмом называют социально-политическое движение, которое возникло в конце XX века. Однако, антиглобалисты не используют это название для обозначения своего движения, так как они считают необходимым не противостоять глобализации, а изменить её капиталистическую форму. Основная цель этого движения -- развитие интеграции экономик и культур на основах демократии и самобытности наций и культур.

Антиглобализм - идейные воззрения общественных организаций, движений и инициативных групп, ведущих борьбу с социальными, экономическими, политическими и экологическими последствиями глобализации в ее нынешней форме.

Антиглобалистское движение, называемое также новым антикапитализмом, - новая форма строгого протеста против процесса глобализации, введения иного мирового порядка, проводимого ТНК и ведущими мировыми державами. Большая часть антиглобалистов ориентируется на левые или левоцентрические взгляды. Они являются противниками определённых моментов процесса глобализации, но признают позитивные стороны данного процесса. Представители этого движения противостоят неолиберализму и его концепции мировой маркетизации. У идеологов движения антиглобалистов имеются разные, зачастую диаметрально противоположные представления о сущности глобализации и возможных альтернативных вариантах развития человечества. Символом своего движения антиглобалисты считают известного революционера Че Гевару.

Раздел III. Глобализация как фактор эволюции народной культуры

Глобализация стала формой обезличивания всех народных культур вместо того, чтобы обогащать их иными за счёт их диалога. В мире, богатом разнообразными культурами, преобладает одна - западная. Безусловно, её вклад в мировую культуру, в правовую сферу. Распространяющиеся по всему миру идеалы демократии, её компоненты и атрибуты - парламентаризм, многопартийность, свободы и права человека, - ассоциируются именно с западной культурой. Но влияние Запада на мировые культуры далеко не всегда можно расценивать как нечто положительное.

Современное общество отличается двумя действующими в нём тенденциями. С одной стороны, это необратимый процесс глобализации, который прикрывает стоящее за ним формирование единого образа людей из разных стран, причём, речь идёт о таких сферах жизни, как одежда, еда, спорт, высокое искусство, СМИ, информационные технологии. Люди по всему миру имеют в своём гардеробе джинсы, питаются фастфудом, смотрят спортивные соревнования, играют в видеоигры, работают на компьютерах, пользуются электронными средствами коммуникации, слушают современную музыку. Современный транспорт, телекоммуникации, технологии, Интернет трансформировали мир в единую целостную систему. Ведущую роль в этом играют культуры, лидирующие в освоении современных информационных технологий и обладающие наиболее развитой экономикой. Именно поэтому формирование универсальной мировой культуры часто выглядит как экспансия американского уклада жизни, причем, преимущественно - массовой культуры, то есть, далеко не самых лучших образцов американизма.

С другой стороны, одновременно с идущей по нарастающей унификацией проявляется, как отмечают учёные, рост культурного национализма: «Тенденция установления интернационального образа жизни и противоположная тенденция роста культурного самоутверждения представляют собой классическую дилемму: каким образом сохранить индивидуальность в рамках единой семьи или общества. Чем больше человечество видит себя живущим на единой планете, тем больше необходимость для каждой культуры земного шара иметь свое уникальное наследие… парадоксально то, что, чем больше похожими мы становимся, тем больше мы будем подчеркивать свою уникальность».

В центрах глобализации (мегаполисах) проявляется та же самая тенденция . С одной стороны, всё вокруг унифицируют, а с другой - дают начало мощному процессу появления и распространения субкультур: молодежных, этнических, конфессиональных, досуговых, возрастных, гендерных, локальных. Именно в мегаполисах начался поиск духовного опыта, альтернативного традиционным конфессиям, именно они возродили интерес к духовным реалиям Востока.

Если заглядывать дальше, современному информационному обществу и постиндустриальной культуре постмодерна свойствен не только мультикультурализм, так называемый «диалог культур», но и растущее в геометрической прогрессии признание значимости уникальных, локальных и неповторимых проявлений специфических культур мира. Планета предстает как единая система самобытных и самодостаточных культур, равноправных образов жизни.

Возникает начинающая становиться актуальной проблема «экологии культур». Особенности культур, отличных от западной, а также их самодостаточность в информационном обществе предстают не только как туристская экзотика и отдушина национализма, но и фактором развития мировой единой цивилизации, условием выживания отдельных сообществ и их вхождения в мировое унифицированное государство. Чем выше самобытность культуры, тем легче ей найти место результатам своей деятельности на общемировом рынке. Произведения народного, незапятнанного американизацией искусства охотно приобретаются музеями и частными коллекционерами. Сохранение локальных святынь, памятников истории и культуры, бытовых традиций, одежды, народной кухни, специфики местных обычаев и праздников разнообразят программы на рынке туризма и развлечений. Все это позволяет найти стране свое место в общемировой системе глобального государства, войти в него в качестве значимого фактора. Стоит также отметить, что все эти отличительные особенности проявляются на фоне крайне быстрого развития информационных технологий, компьютеризации, роста числа пользователей сети Интернет, без которой невозможно представить современную рекламу, РR, бизнес-технологии. Так же быстро проникают эти новые технологии и в сферу народной культуры.

В разных частях света глобализация представляет собой абсолютно разные процессы, что обусловлено кардинальными отличиями народных культур стран мира друг от друга. Народная культура любой страны основана на традициях и устоях, сформировавшихся за долгие века. В наши дни этническая специфика сохраняется в форме поведения, в системе ценностей, в обрядах и обычаях, в моральных устоях, что позволяет сохранить народу свою самодостаточность. Пожалуй, самыми открытыми областями для межэтнических взаимовлияний являются язык, кухня и фольклор. К примеру, сюжеты гагаузских рождественских колядок практически идентичны аналогичным сюжетам, распространенным у славян и восточно-романских народов. В наши дни у одних народов обычаи и обряды сохранились в большей степени, а у других - в меньшей. Рассмотрим причины этого явления.

Стоит начать с того, что сохранению народных обычаев и обрядов способствовала Церковь, которая трансформировала многие языческие обычаи и включила их в религиозную обрядность. Однако, роль Церкви была неоднозначной. Церковь прилагала значительные усилия по устранению остатков язычества. Запрет народных обрядов и обычаев привёл к тому, что народ еще больше начал держаться за них, но совершать их в тайне от Церкви.

Во-вторых, совместное проживание в сельской местности и общинные начала играли немалую роль в сохранении языка, норм права и обычаев, образа жизни и обрядов.

В-третьих, в некоторых странах процесс развития капитализма идёт куда более медленно, чем в других. Это способствует сохранению прежних способов ведения хозяйства. Стоит обратить внимание на то, что обряды сохраняются неравномерно. К примеру, свадебные обряды, традиции и обычаи, связанные с хозяйством и животноводством, практически полностью утрачены, так как в них больше нет необходимости, и они не обладают столь же высокой значимостью, как раньше. Пожалуй, лучше всего сохраняются похоронные обычаи и обряды, что можно объяснить страхом перед загробной жизнью и верой во влияние мертвых на жизнь живых.

Многие из великих географических открытий дали начало массовому переселению народа и усилению межкультурного контакта между цивилизациями. Сейчас отмечается нарастание среди общей массы людей в каждой отдельной стране количества иммигрантов, служащих рабочей силой, что приводит к упрочнению контактов и связей между разными этносами. Но подобный феномен становится причиной стирания граней между народностями и их интеграции, что отрицательно сказывается на самобытности культур стран планеты. О возможности утраты этой пресловутой культурной самодостаточности и индивидуальности говорят не только представители малочисленных, но и многочисленных народов. Вопрос заключается отнюдь не в том, стоит ли беречь свою национально-культурную самобытность, а в том, как сохранить культурное наследие предков, которые берегли его на протяжении веков.

Во время взаимодействия культур на различных уровнях локальная религия играет важную роль. Религиозный фанатизм и позиция отстаивания традиций, завещаемых Церковью, позволяет народам сохранять их этническую специфику и избегать процесса ассимиляции. По мнению некоторых учёных, в новом мире главным источником конфликтов будет не идеология, а культурно-религиозные отличия народностей, что проявляется и в наши дни. Большая часть терактов происходит именно на религиозной почве, что не способствует налаживанию отношений между странами с разными религиями. Также сейчас заметен крайне быстрый рост экстремизма, национализма, нацизма и праворадикальных взглядов в мире, что, бесспорно, вызвано межкультурной интеграцией, смешением народностей и желанием сохранить культуру своей Родины. Также общеизвестно, что один из основных разделительных принципов между народностями - это религия, которой люди придерживаются. Именно она способствует сохранению культурной самобытности и препятствует этнической ассимиляции. Поэтому процесс глобализации в области народной культуры может протекать нормально только в том случае, если будут учтены религиозные отличия народностей.

Процесс контакта культур, при котором они не взаимно исключают, а неким образом дополняют друг друга, является имеющей прогрессивное значение исторической тенденцией. Он состоит в непрестанном приобщении населения планеты к прогрессивным культурным новообразованиям. В то же время заметен и обратный процесс обогащения мировой культуры за счёт не самых прогрессивных народностей и их культур. Но, как бы там ни было, в настоящее время культурная глобализация таит в себе опасность, с которой нельзя не считаться. Она вызывает унификацию культур этносов на основе западных образцов уклада жизни. Перенятие западных праздников, обычаев, морали, основанной на принципе индивидуализма, постепенно обезличивает народности. Но, несмотря на нарастание пусть неоднозначной, но всё же эффективности процесса глобализации, большинство народов мира сохраняет свою приверженность народным традициям и устоям, сохраняет их и тем самым снижает риск исчезновения каких-либо различий между культурами этносов мира.

Заключение

Процесс глобализации становится общемировой проблемой, требующей немедленного решения. Он затрагивает абсолютно все области жизни человека, трансформируя их. Практически все государства планеты (особенно страны третьего мира) испытывают на себе давление со стороны Запада, что грозит им постепенной утратой отличительных особенностей народной культуры. Новое мировое государство, разумеется, строится по образу и подобию наиболее продвинутых государств нашего времени, из чего можно сделать вывод, что основным образцом для подражания становятся США, распространяющие своё влияние на многие отстающие и не очень страны.

Признаки влияния глобализации на культуры этносов видны невооружённым глазом. Стоит отметить, например, тот факт, что в большинстве стран мира люди носят популярные в США джинсы, отмечают католические праздники (Хэллоуин, день святого Валентина), даже если религия их народа имеет мало общего с католицизмом. Распространение американского кинематографа и наиболее популярных жанров кино по всей планете также оказывает своё влияние, причём, очень сильное. Такие музыкальные стили, как рэп, хип-хоп, джаз, кантри, влияют на музыкальные вкусы людей по всему миру, распространяются и приживаются во всех уголках планеты, становясь куда более актуальными (особенно для подрастающего поколения), чем стили, бывшие ранее популярными и обычными для данного народа.

Под давлением массовой культуры вытесняется фольклор, бывший некогда неотъемлемой частью жизни каждого этноса. Типичные для данного ареала стили архитектуры и зодчества, устный фольклор и уклад жизни, которые оберегались предками на протяжении веков, сходят на нет и заменяются новыми, чуждыми для народа культурными элементами.

Данная курсовая работа показала, что эту проблему можно назвать одной из самых злободневных в наши дни. Учёные всего мира пытаются найти компромиссное решение, которое позволит создать одно унифицированное мировое государство, оставляющее, тем не менее, пространство для культурных отличий каждого этноса в отдельности. Если задуматься, становится ясно, что в идеале культура этого государства будет являть собой целостную систему народных культур всех включённых в него наций, которые будут обогащаться за счёт друг друга, но сохранять свою культурную самодостаточность и независимость, вносить свой посильный вклад в устройство жизни мирового государства, оберегая свою самобытность.

Список литературы

.Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П. А. Баранов, А. В. Воронцов, С. В. Шевченко; Астрель. М., 2011. - 146 с.

2.Виды и формы культуры // httр://эпохи-культуры.рф <http://xn----otbhelfmphcp4fjf.xn--p1ai/> [Электронный ресурс] - режим доступа: httр://xn----оtbhelfmрhср4fjf.xn--р1аi/?р=12 <http://xn----otbhelfmphcp4fjf.xn--p1ai/?p=12> (Дата обращения: 4. 05. 2013).

.Народная культура в современных условиях: Учеб. Н-30 пособие / М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии; Отв. ред. Н.Г. Михайлова. - М., 2000. - 215 - 219 с.

.Мир и глобализация. // httр://www.2-сарitаl.ru/ <http://www.2-capital.ru/> [Электронный ресурс] - режим доступа: httр://www.2-сарitаl.ru/mir-i-glоbаlizасziуа.html <http://www.2-capital.ru/mir-i-globalizacziya.html> (Дата обращения: 8. 05. 2013).

.Амосов Н.М. Моё мировоззрение. Вологда, 2003. - 22 - 25 с.

.Антиглобализм // httр://www.histоrу-nаmes.ru <http://www.history-names.ru/> [Электронный ресурс] - режим доступа: httр://www.histоrу-nаmes.ru/а/аntiglоbаlizm.shtml <http://www.history-names.ru/a/antiglobalizm.shtml> (Дата обращения: 11. 05. 2013).

.Большая энциклопедия Нефти и Газа. Антиглобализм. // httр://ngрediа.ru/ <http://ngpedia.ru/> [Электронный ресурс] - режим доступа: httр://www.ngрediа.ru/id006022р1.html <http://www.ngpedia.ru/id006022p1.html> (Дата обращения: 15.05.2013).

.Каллиникос А., Антикапиталистический манифест - 2001, 131 с.

.Э. Гидденс, Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь - Весь мир, 2004, 56 - 141 с.

.В.Л. Иноземцев, Современная глобализация и ее восприятие в мире \\ Век глобализации, 2008, №1.

.Ю.В. Кузовков, Глобализация и спираль истории - 2010, 16 с.

.Т. Фридмен, Lexus и олива. Понимая глобализацию - 2003.

.С. Егишянц, Тупики глобализации: торжество прогресса или игры сатанистов? - 2008, 13 - 68 с.

.А. Белик, Личность, культура, этнос. Современная психологическая антропология - Смысл, 2001, 1 - 206 с.

Похожие работы на - Народная культура в условиях глобализации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!