Метод анкетного опроса как инструмент выявления проблем в образовании

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    37 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Метод анкетного опроса как инструмент выявления проблем в образовании

Оглавление

Введение

Глава 1. Система образования как сфера оказания услуг

1.1 Функции института образования в обществе и их образовательные модели

1.2 Типы учебных заведений в Республике Беларусь

1.3 Направления реформирования системы высшего образования в Республике Беларусь

Глава 2. Особенности метода опроса

2.1 Виды опросов

2.2 Сферы применения методов опроса

2.3 Анкетный опрос

Глава 3. Отношение студентов к образованию в Беларуси

3.1 Портрет современного учащегося ВУЗа

3.2 Мотивы выбора учебного заведения

3.3 Источники информации о специальности

3.4 Ожидания и планы учащихся, связанные с приобретением специальности

3.5 Удовлетворенность учащихся различными сферами своей жизни

3.6 Отношение к учебе и оценки удовлетворенностью преподаванием

3.7 Престиж профессии и авторитет систем профессионально-технического и среднего специального образования

3.8 Общие выводы исследования

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Образование является не только неотъемлемой частью жизнедеятельности человека как личности, но и выступает как одна из важнейших сфер всего общества. Со временем у любого общества появляется необходимость в изменении - как всей системы, так и каждого отдельно взятого индивида. Чаще всего эта потребность происходит из-за внешних факторов, с которыми сталкивается данное общество. Под их влиянием происходят значительные социокультурные изменения.

Благодаря переменам в геополитике дальних и ближних стран, экологическим, культурным и другим преобразованиям, социокультурные изменения охватили весь мир. Беларусь эта тенденция также коснулась. Появилась необходимость оперативно реагировать и приспосабливаться к новым способам организации жизнедеятельности, отношений человека с природой, а также друг к другу [5, с.56].

Ситуация в Беларуси характеризуется постепенным переходом от индустриального (с сохранившимися элементами традиционного) общества к постиндустриальному, более динамичному. Подобного рода общество характеризуется повышением эффективности процесса функционирования, развитием способностей индивида к саморазвитию, что, в свою очередь, выступает фактором ускорения всего общественного прогресса [5, с.57].

Образовательная задача общества отныне не направлена только на трансляцию прежних ценностей, историко-культурного опыта и наследия, а заставляет индивида сознательно меняться во взглядах, самостоятельно создавать ценности и заниматься саморазвитием, формировать способность к оперативному реагированию на новые условия жизнедеятельности и решению новых задач. Подобная тенденция подвигла к изменению и систему образования не только как источника научных знаний, но и места формирования ценностных установок и воспитания отдельно взятого индивида.

Переход от одного типа общества к другому не бывает скоротечным и мгновенным. Это длительный и трудоемкий процесс, требующий исследований с целью выявления слабых сторон системы для дальнейшего анализа и совершенствования.

В своей курсовой работе я хотела бы изучить особенности изменения образовательной системы Беларуси и определить наилучший способ для исследования проблем образования, чтобы в дальнейшем иметь возможности для его совершенствования. Для этого будет рассматриваться метод опроса как предположительно наилучший инструмент для выявления проблем в образовании.

Объектом курсовой работы выступает метод анкетного опроса.

Предмет: специфика использования анкетного опроса как инструмента выявления проблем в системе образования Республики Беларусь.

Цель курсовой работы: выявление специфики использования метода анкетного опроса как инструмента диагностики проблем в образовательной системе Республики Беларусь.

Задачи курсовой работы:

изучить функции института образования в различных типах общества.

рассмотреть типы учебных заведений в Республике Беларусь.

разобрать виды опросов и их сферы применения.

рассмотреть метод анкетного опроса в рамках исследования, направленного на выявление проблем в образовании в Республики Беларусь.

Для подготовки курсовой работы были использованы следующие методы:

сравнительный анализ специальной литературы для теоретической части курсовой работы

индивидуальный анкетный опрос студентов разных учебных заведений на тему профессиональной ориентации, качества преподавания и перспектив трудоустройства.

Гипотезы:

1.       Система образования в Республике Беларусь на сегодняшний день нуждается в исследовании с целью выявления проблем и их решения.

2.       Метод анкетного вопроса является наиболее подходящим инструментом для выявления проблем в образовании.

Глава 1. Система образования как сфера оказания услуг

 

.1 Функции института образования в обществе и их образовательные модели


Каждый тип общества задает свое направление для восприятия образования и его становления в иерархии приоритетов в обществе. Для традиционного типа характерно воспроизводство культурно-исторического опыта человечества. Приоритетом для динамично развивающегося индустриального и постиндустриального общества является организация процесса развития личности, общественного сознания и, как следствие, общества в целом [3, с.56].

В Республике Беларусь на сегодняшний день можно наблюдать переход от одного типа общества к другому: от индустриального с элементами традиционного - к постиндустриальному. Однако изменение общества и переход от одних стандартов к другим не является мгновенным. Это долгий и трудоемкий процесс, который должен охватить все сферы общества от жизненно необходимых до менее существенных.

На данный момент систему образования в Республике Беларусь еще не коснулись масштабные изменения и образование по сей день реализует функции воспроизводства культуры, трансляции культурных образцов и знаний, которые в прошлом формировали опыт предшествующих поколений.

Таким образом, система образования в стране готовит учащихся на основе устарелых, неактуальных и противоречивых принципов. Общество вынуждено на основе этих принципов жить в новых условиях, которые требуют развития личности и общества в целом. Это является основным противоречием, которое присутствует в системе образования Республики Беларусь, однако встречается и в других странах постсоветского пространства.

анкетный опрос образование беларусь

Устранить сложившееся противоречие возможно лишь при реорганизации педагогического процесса и изменении в системе образования страны.

Чтобы реализовать подобные революционные изменения в системе образования и педагогических процессах, следует изначально более детально разобраться в следующем вопросе: каким образом должна выстраиваться система образования в современном обществе в отличие от традиционного?

Образование может выполнять две функции [8, с.35]:

.        Развития (личности и, как следствие, общества).

2.       Воспроизводства (культуры, деятельности общества и его опыта).

Первой функции присуща универсальная модель образования (деятельностная или способностная). Подобная модель ставит своей целью формирование личности, развитие мышления и создание инноваций, а также подготовку человека к жизни в постоянно меняющемся мире.

Модель базируется не на создании каких-то конкретных знаний и навыков, которые должны освоить учащиеся, а на развитии своих универсальных личностных способностей.

В динамично меняющемся обществе для людей характерно умение приспосабливаться к неожиданно меняющимся условиям, оперативное решение новых задач и достижение поставленных целей новыми средствами. Также важно для каждого индивида самостоятельно развиваться и быть готовым к изменению собственных взглядов и формированию нового мировоззрения.

Отличительной чертой данной модели также является возможность для самоопределения индивида - как культурного, так и социального. Тем самым получается, что можно выделить определенные личностные универсальные способности, при помощи которых индивид имеет возможность самостоятельно осуществлять выбор и строить свои убеждения и жизнедеятельность, формировать личные идеалы, жизненные принципы и мировоззрение.

В конечном счете универсальная модель сочетает в себе достоинства обеих образовательных моделей: она способствует приобретению учащимися историко-культурного опыта, а также развивает у них личностные способности к освоению новых знаний, ценностей и способов мышления.

В различных источниках можно найти иные названия этой модели образования - деятельностная, универсальная, способностная, инновационная или личностно-ориентированная.

Вторая из указанных функций образования в обществе реализуется при помощи теоретической (знаниевой) модели образования. Эту модель еще называют традиционной или предметно-ориентированной.

В советские времена в школах использовалась именно теоретическая модель образования, которая характеризовалась ориентацией на формирование у учащихся марксистско-ленинских мировоззрений, а также образование коммунистических ценностей и взглядов в сознании учеников.

Данная модель образования способствует трансляции историко-культурного опыта от одного поколения к другому, а также обеспечивает исполнение вложенных в сознание учеников знаний и навыков для реализации важных для общества функций, таких как социальная, культурная и т.д.

Использование подобной образовательной модели приводит к воспитанию определенного типа личностей с одинаковыми ценностями, идеалами, образами жизни, знаниями и навыками.

 

.2 Типы учебных заведений в Республике Беларусь


Каждому гражданину в Беларуси конституционно гарантировано право на получение образования. Реализовать это право дает сложившаяся в Республике Беларусь многоступенчатая образовательная система [9].

Дошкольное образование. В структуру дошкольного образования входит целая сеть дошкольных учреждений. Они различаются по профилю и типам работы с детьми.

По профилю они делятся на: дошкольные центры развития ребенка, учреждения общего назначения, с углубленной направленностью, специальные дошкольные учреждения для детей с особенностями психофизического развития, санаторные дошкольные учреждения [9].

В республике для детей до 6 лет предусмотрены такие типы дошкольных учреждений, как: ясли, ясли-сад, детский сад, детский сад-школа.

Общее среднее образование. Школьное образование - следующая ступень в получении образования в стране. Общеобразовательная школа включает в себя несколько этапов. Начальный этап - это общее начальное образование. Период обучения продолжается 4 года, с 1-го по 4-й классы.

Следующий этап - общее базовое образование. Период обучения длится с 5 по 9 классы.

Третий этап - общее среднее образование. Длится этот этап с 10 по 11 классы. Этап не является обязательным. Общее среднее образование можно получить в профессионально-технических учебных заведениях, а также средних специальных, прием в которые осуществляется после окончания базовой школы [9].

Среднее специальное образование. Данный тип учебного заведения предоставляется на основе общего базового, общего среднего и профессионально-технического образования. Обучение ведется на очной, заочной и вечерней формах. Срок продолжения обучения варьируется от 2 до 4 лет. Стать обладателем диплома среднего специального образования можно в техникумах (училищах), колледжах, школах-колледжах искусств, гимназиях-колледжах искусств, профессионально-технических колледжах, лингвистических гимназиях-колледжах, высших колледжах [9].

Высшие учебные заведения. В систему высшего образования Республики Беларусь входят 43 государственных высших учебных заведения <#"728929.files/image001.gif">

3.7 Престиж профессии и авторитет систем профессионально-технического и среднего специального образования


Под престижем конкретной профессии понимается ее социальная значимость, определяемая по объективным показателям, таким как время подготовки специалистов, ответственность, оплата труда и др., а также по месту (рангу) среди других профессий в оценках общественного мнения.

Учащимся было предложено назвать (записать) профессии, которые каждый из них считает самыми престижными. Наибольшее число в системе ПТО голосов собрали следующие профессии, назовем первые 10 мест:

1

Медик

2

Водитель (международник)

3

Строитель, архитектор

4

Юрист

5

Программист, IT - специалист

6

Повар, бармен, ресторатор, кондитер

7

Экономист

8

Инженер

9

Милиционер, МЧС, военный

10

Сварщик


В числе наиболее престижных 10 профессий те, обучение по которым осуществляет система профессионально-технического образования. Это говорит о правильной самооценке и адекватной профессиональной идентификации большинства учащихся.

Учащимся ССУЗов было также предложено назвать (записать) профессии, которые каждый из них считает самыми престижными. И вот результаты:

1

Медик

2

Юрист

3

Программист, IT - специалист

4

Учитель, преподаватель

5

Строитель, архитектор

5

Экономист

6

Инженер

7

Банкир

8

Милиционер, МЧС, военный

9

Бизнесмен, ИП

10

Менеджер


Нет сомнения, что и в общественном мнении всего населения происходят серьезные изменения по вопросу престижа профессии.

Характерно, что во время устного опроса среди тех стереотипов и предрассудков о системе профессионально-технического образования, которые давно пора отбросить, учащиеся назвали такие:

что это не престижно;

что выпускаются невостребованные специалисты;

что это плохие, нищие учебные заведения;

что ПТУ надо закрыть.

Действительно, как заметили учащиеся, не все понимают, что современные профессионально-технические заведения - "это уже не "хабза".

Вопрос о том, как повысить авторитет системы профессионально-технического образования, может показаться слишком сложным для учащейся молодежи. Однако, было высказано немало предложений, заслуживающих серьезного внимания. Видно, что молодёжь это волнует.

Так, 10,9% считают, что нужна хорошая материальная база, современное оборудование, хорошие условия; 8,6% - информирование, реклама в СМИ; 6,8% за повышение стипендий; 5,8% - предлагают поднять конкурс, повысить проходной балл; 4,5% - поднять авторитет и статус рабочего; 4,3% - поднять зарплату рабочим; 3,8% - внедрение новых технологий.

Респонденты пишут и о питании, и о бесплатном проезде, и о ремонте общежитий, и о льготах при поступлении в ВУЗы и др.

Немало предложений внесено учащимися также и о повышении престижа преподавателей системы профессионально-технического образования. Здесь на первом месте и с большим отрывом - предложение повысить зарплату преподавателям (49,3%).

Далее идут такие предложения, как укрепление материальной базы, создание благоприятных условий, предоставление жилья - 8,9; повышение квалификации, в т. ч. за границей - 7,2; внедрение новых технологий и методов обучения - 5,1%. Отдельные записи касаются, видимо, конкретных ситуаций.

Например, "не отчитывать учителей перед учащимися" (школьная заповедь), "каждому преподавателю - ноутбук", "ввести строгий вид одежды", "строгость, дисциплина", "защищать преподавателей от учащихся", "проявлять уважение" и др.

Стоит особо обратить внимание на факт, что на вопрос: "Какие меры следует предпринять для повышения авторитета среднего специального образования?" "затруднилось ответить" ответить только 10% учащихся.

Все эти предложения, высказывания - порой сумбурные, но искренние, - могут стать предметом широкого обсуждения руководства учебных заведений с учащимися.

В этой связи, также стоит обратить внимание на вопрос: "Какие представления людей о среднем специальном образовании стоило бы опровергнуть?".

Учащиеся ССУЗов дали 45 вариантов ответов и только 12,6% "затруднились ответить".

1

это плохое образование

2

невостребованные специальности, не трудоустроиться

3

4

здесь легко учиться

5

здесь учатся тупые, глупые, слабые

6

ничего

7

не сравнивать с пту, среднее - выше

8

что низкая з\п

9

нет карьеры, нельзя работать на высоких должностях

10

поступающие в ссузы, не могли поступить в ВУЗ

11

тяжело учиться


На аналогичный вопрос, учащиеся ПТО ответили (всего 31 вариант) в порядке убывания, 26,3% от числа опрошенных "затруднилось ответить", но не намного меньше ответов на втором месте:

1

затрудняюсь ответить

2

здесь учатся тупые, глупые, слабые

3

плохое образование

4

что это не престижно

5

здесь легко учиться

6

ничего

7

невостребованные "спецы", не трудоустроить

8

тяжело учиться

9

что низкая з\п

10

что здесь есть, что - то позитивное

11

что нет практики

12

правильно назвать, они уже не "хабза"

13

плохие, нищие учебные заведения

 

3.8 Общие выводы исследования


Проведя итоги исследования, можно выделить следующие основные моменты:

.        По социально-демографическим характеристикам учащиеся профессионально-технического и среднего специального образования представляют достаточно типичную часть белорусской молодежи.

2.       Порядка 50% родителей учащихся, получающих среднее специальное образование, владеют дипломом об окончании ССУЗа, что может быть доминирующим фактором выбора учебного заведения. Развитие интереса к профессии возможно через профсоюзные организации и Ассоциации выпускников.

.        Мотивы выбора учебного заведения и профессии относятся к трем типам:

1) мотивы профессионального призвания;

) мотивы внешнего влияния (советы, подсказки и др.);

) мотивы спонтанные ("за компанию", случайно ит.п.).

Исследование показало, что доминирующим мотивом выбора является призвание (интерес к профессии), который характерен для более 60% учащихся. Стоит шире пропагандировать в СМИ обучение в ССУЗах и ПТО, развивать конкурсы "Лучший по профессии", рассказывать о передовиках производства и т.д.

.        Среди источников сведений о своей специальности преобладают неформальные каналы: от друзей и знакомых, в семье, в школе. По сравнению с ними менее значимы такие источники, как ТВ, радио, пресса, интернет, и совсем мало заметны центры профориентации, кружки, специальная литература. Только на 5-м месте "День открытых дверей", т.е. тот канал, за который отвечают и могут сделать эффективным сами учебные заведения. Следует разработать тематические концепции социальной рекламы и шире использовать в разных каналах СМИ, в т. ч. в Интернете и различного рода рекламных носителях.

5.       Ожидания и планы учащихся, связанные с приобретением профессии, достаточно взвешены, обоснованы и, можно сказать, социально зрелы.

.        Свое отношение к учебе учащиеся оценили достаточно высоко (по пятибалльной системе на 4 балла в среднем). Также высоко, на 4 балла с плюсом, оценили уровень преподавания.

.        Среди 20-ти наиболее престижных в глазах молодежи ПТО профессий, названных в опросе, 8 - это те, по которым происходит их обучение в системе профессионально-технического образования. Это важный момент профессиональной ориентации, высокой самооценки и профессиональной гордости.

.        Во время опроса учащихся высказано немало дельных предложений по повышению авторитета образования, престижа преподавателей, преодоления стереотипов и совсем конкретных, типа введения дресс-кода и пр. Все они заслуживают того, чтобы стать предметом совместного обсуждения с руководством системы профессионально-технического, среднего специального образования и любого другого учебного заведения.

Заключение


Благодаря влиянию внешних факторов, белорусское общество созрело для того, чтобы начать переход от одного типа общества к другому, от индустриального - к постиндустриальному. Этот процесс начат уже давно и постепенно охватывает все сферы жизнедеятельности общества.

Немаловажным условием существования любого общества является образование. Оно затрагивает каждого индивида и в результате способно изменить все общество в целом, т.к. главная ее задача - воспитание.

Для того, чтобы стать достойными представителями современного, динамического общества и быть готовым к любым социальным, политическим, экономическим или культурным изменениям, необходимо провести реформу в системе образования. Дабы четко определить пробелы и найти выход из сложившихся проблем, необходимо проанализировать образовательную систему и поспособствовать ее совершенствованию.

Для исследования проблем в социологии существует множество инструментов, но, на мой взгляд, наилучшим оказался метод опроса.

В моей курсовой работе были приведены преимущества данного метода и реальное его использование в исследовании восприятия условий получения образования в современном учебном заведении учащимися системы профессионально-технического образования и в учреждениях среднего специального образования; профессионального самоопределения и оценки своих жизненных перспектив, по вопросам профессиональной ориентации и качества преподавания, перспективах трудоустройства.

Исследование проблем в образовании в учреждения ПТО и ССУЗах показало, что предложенные гипотезы в моей курсовой работе подтвердились:

·        Система образования в Республике Беларусь на сегодняшний день нуждается в исследовании с целью выявления проблем и их решения.

Во время опроса учащихся было высказано немало замечаний и предложений по повышению авторитета образования, престижа преподавателей, преодоления стереотипов и пр.

·        Метод анкетного вопроса является наиболее подходящим инструментом для выявления проблем в образовании.

Данный метод позволил полно рассмотреть проблемы в образовательной системе, получить откровенные ответы учащихся (благодаря анонимности) и потребовал минимум затрат.

Список использованной литературы


1.       Бутенко, И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом/ И.А. Бутенко. - М: Изд-во Наука, 1989. - 312 с.

2.       Васильева, Л.А. Делаем новости! / Л.А. Васильева. - М: Изд - во Аспект пресс, 2002. - 190 с.

.        Горшков, М.К. Как провести социологическое исследование / М.К. Горшков. - М: Изд-во Политиздат, 1990. - 126 с.

.        Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. Пособие / А.Н. Джуринский. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 86 с.

.        Кравченко, А.И. Социология / А.И. Кравченко. - М: Изд-во Москва, 2007. - 320 с.

.        Лавриенко, В.Н. Социология / В.Н. Лавриенко. - М: Издательство Москва, 2006. - 136 с.

.        Латыш, Н.И. Образование на рубеже веков / Н.И. Латыш. - Мн.: НИО, 2000. - 126 с.

.        Об образовании Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 19 марта 2002г. № 95-3: с изм. и доп.: текст по состоянию на 14 янв. 2014 г. - Минск: НЦПИ, 2014. - 400 с.

10.     Осипов, Г.В. Рабочая книга социолога / Г.В. Осипова. - М: Изд-во Наука, 1985. - 480 с.

.        Павленок, П.Д. Краткий словарь по социологии / П.Д. Павленок. - М: Изд-во ИНФРА, 2000. - 148 с.

.        Погодин, Г.В., Обработка и анализ данных социологического анкетного опроса: Методические рекомендации / Г.В. Погодин. - Мн: ИНБ Республики Беларусь, 2004. - 17 с.

.        Смехнова, Г.П. Основы прикладной социологии / Г.П. Смеханова. - М: Изд-во Москва, 2009. - 124 с.

14.     Сайт кафедры педагогики и проблем развития образования [Электронный ресурс] / Кафедра педагогики и проблем развития образования. - Минск. - Режим доступа: http://www.kafped. bsu. by/ - Дата доступа: 26.02.2014.

.        Толстова, Ю.Н. Измерение в социологии: Курс лекций / Ю.Н. Толстова. - М: Изд-во ИНФРА-М, 2007. - 288 с.

.        Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. - М: Изд-во Москва, 2003. - 260 с.

Приложения

 

Приложение А

Программа исследования

Актуальность исследования заключается в том, что ввиду социокультурных изменений, вызванных переходом от индустриального типа общества к постиндустриальному, у белорусского общества появляется необходимость проводить анализ всех систем жизнедеятельности этого общества, таких как культурные, политические, экономические и социальные сферы жизни.

Наиболее приоритетной сферой является образование, т.к. при помощи этого инструмента формируется отдельно взятый индивид, и, как следствие, само общество.

Цель исследования: провести анализ восприятия условий получения образования в современном учебном заведении учащимися республиканских ПТО и ССУЗов, профессионального самоопределения и оценки своих жизненных перспектив, по вопросам профессиональной ориентации и качества преподавания, перспективах трудоустройства.

Задачи:

1. Выявить, по оценкам учащихся, доминирующие мотивы выбора профессии в системе ССУЗов и ПТО.

. Оценить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами своей жизни в учебном заведении: учебой, выбором профессии, коллективом, организацией досуга и здоровьем.

. Охарактеризовать ожидания и планы учащихся, связанные с приобретение специальности.

. Раскрыть жизненные планы учащихся, как они представлены в их самоописаниях.

. На основе самооценок учащихся, определить их отношение к учебе и оценке уровня преподавания.

. Замерить мнения учащихся о престиже профессии и авторитете системы высшего образования.

. Собрать предложения о повышении авторитета профессионально-технического образования и в учреждениях среднего специального образования, престижа преподавателей, преодоления стереотипов о качестве и условиях подготовки специалистов в данной системе.

Объект: белорусские студенты ССУЗов и ПТО.

Предмет: отношение студентов к образованию в Беларуси.

В качестве метода моего исследования было выбрано дескриптивное генеральное обследование, т.к. оно способно предоставить обобщенную "описательную" информацию, которая характеризует генеральную совокупность в целом.

Используется один источник информации в виде высказываний представителей генеральной совокупности.

Полученная в результате генерального обследования информация будет точной, т.к. образуется в результате обобщенных данных, полученных о каждом из членов генеральной совокупности.

Выборка является сплошной.

Для проведения исследования был использован такой метод сбора информации, как опрос, методика анкетного опроса. Выбор обусловлен тем, что:

·        Данная методика позволяет обеспечить анонимность респондента.

·        Анкетный опрос позволяет исключить влияние внешних факторов (в том числе интервьюера) на опрашиваемого.

·        Позволяет сэкономить средства при проведении исследования.

·        Позволяет провести исследование в короткие сроки.

Опрос был проведен посредством рассылки по почте анкет в администрации учебных заведений для дальнейшего распространения анкет учащимся. Распространением занималась администрация учебных заведений. Заполненные анкеты возвращались по почте.

Также был применен метод индивидуального анкетирования лицом к лицу с респондентом. Этот метод был выбрал в силу того, что, по сравнению с рассылкой анкет, вероятность получения отказов от участия в опросе была меньше, а заполненная информация была искреннее. Данный метод был применен как в Минске, так и в регионах.

Опрос был проведен в период с октября 2013 г. по март 2014 г.

В ПТО 19,7% опрашивались интервьюерами непосредственно, в ССУЗах - 26,6%, 80,3 % ответов получены путем почтового возврата заполненных анкет в ПТО и 73,4% в ССУЗах.

Для проведения исследования, меня интересовали конкретные учебные заведения в каждом областном центре страны (ведущие ССУЗы и ПТО).

Был взят список всех ССУЗов и ПТО Республики Беларусь. Из них были выбраны ведущие учебные заведения по версии Министерства образования Республики Беларусь.

В их состав вошли (ССУЗы):

Минск: Минский государственный машиностроительный колледж.

Гродно: Гродненский государственный политехнический колледж.

Гомель: Гомельский государственный политехнический колледж.

Брест: Брестский государственный политехнический колледж.

Витебск: Витебский государственный индустриально-строительный колледж.

Могилев: Могилевский государственный политехнический колледж.

Среди ПТО были выбраны:

Минск: Минский государственный профессионально-технический колледж торговли.

Гродно: Гродненский государственный профессиональный технологический колледж.

Гомель: Гомельский государственный профессиональный политехнический лицей.

Брест: Брестский государственный профессиональный лицей строителей.

Витебск: Витебский государственный технологический колледж.

Могилев: Могилевский государственный профессиональный лицей № 2.

Для обеспечения репрезентативности результатов исследования в выборочную совокупность включены 1037 респондентов. При исследовании было опрошено 511 мужчин и 526 женщин.

Обработка и анализ полученных данных производился при помощи программы статистической обработки SPSS.

Приложение Б

Анкета исследования системы образования Республики Беларусь.

Нам интересно Ваше мнение по вопросам профессиональной ориентации и качества преподавания, а также перспективах трудоустройства.

Анкета анонимная и конфиденциальность гарантируется.

Заполнить анкету просто: необходимо обвести кружком цифру напротив того варианта ответа, с которым Вы согласны. Если таких вариантов нет, напишите свой ответ в свободной строке, где это возможно.

1.      Ваш пол: 2. Ваш возраст: ________ лет.

)        Мужской 2) Женский

. Какое образование у Ваших родителей?


Высшее

Среднее специальное

Профессионально-техническое

Общее среднее

Общее базовое

1

2

3

4

5

Мать

1

2

3

4

5


. Ваша будущая специальность _____________________________

. Вторая специальность ___________________________________

. Ваша будущая профессия востребована на рынке труда?

1) Да 2) Скорее да 3) Скорее нет 4) Нет 5) Не знаю

. Оцените уровень преподавания в Вашем учебном заведении?

1) Высокий 2) Средний 3) Низкий 4) Неудовлетворительный

. Какие профессии Вы считаете наиболее престижными?

1) ____________________________ 2) _________________________

9. На Ваш взгляд, что нужно сделать для поднятия престижа профессии преподавателя системы образования?

_____________________________________________________________

. Какие меры следует предпринять для повышения авторитета профессионально-технического и среднего специального образования?

_____________________________________________________________

. Какие представления людей о профессионально-техническом и среднем специальном образовании стоило бы опровергнуть?

_____________________________________________________________

. Почему Вы поступили именно в это учебное заведение? (несколько ответов)

1) Влияние семьи

) Влияние учителей в школе

) Влияние друзей и знакомых

) Случайно

) Надо было где-то учиться

) Не поступил (а) в другое учебное заведение

) Имею реальную возможность трудоустройства по профессии

) Мне нравится профессия

) Это престижное учебное заведение

) Здесь легче учиться

) Близко с домом

) Здесь был меньше конкурс

) Повлияла пресса

) Другое _______________________________________________

. Назовите все источники, из которых Вы узнали о своей специальности?

1) В школе

) В семье

) От друзей и знакомых

) Занимался в кружке

) В центре профориентации

) Во время "Дня открытых дверей"

) Из 1. Литературы

. Газет

. Журналов

. Радио

. ТВ

. Интернета

) Другое _____________________________________________

. Какие возможности может дать Ваша профессия? (несколько вариантов)

) Иметь высокий заработок

) Быть самостоятельным

) Иметь хорошие условия работы

) Чувствовать себя профессионалом

) Сделать карьеру

) Продолжить образование

) Завоевать уважение окружающих

) Другое _______________________________________________

. Что нужно для того, чтобы стать настоящим профессионалом?

1) Хорошие условия для учебы

) Большое желание

) Трудолюбие и упорство

) Долго и много работать

) Хорошие преподаватели

) Хорошее здоровье

) Другое _______________________________________________

. Удовлетворены ли Вы различными сторонами жизни?


Удовлетворен

Скорее удовлетворен

Скорее не удовлетворен

Совсем не удовлетворен

Не знаю

1) Учебой

1

2

3

4

5

2) Здоровьем

1

2

3

4

5

3) Досугом

1

2

3

4

5

4) Выбранной профессией

1

2

3

4

5

5) Коллективом

1

2

3

4

5

Спасибо за участие!

Похожие работы на - Метод анкетного опроса как инструмент выявления проблем в образовании

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!