Если обощить все выше сказанное, то более жизненной будет такая формулировка государственной семейной политики:
«Семейная политика - это определенная идеология, выраженная в системе целей, принципов и основных направлений деятельности властных структур в сфере отношений государства с семьей и обществом.
Семейная политика всегда есть органичная составная часть социальной политики. Предназначение семейной политики состоит в том, чтобы регулировать и координировать экономическое, правовое, социальное, медицинское, экологическое, психологическое, социально-педагогическое и информационное обеспечение жизнедеятельности семьи как условий ее эффективного существования.
Семейная политика охватывает все институты общества, так или иначе причастные к решению проблем семьи и ее членов. Глобальное целевое назначение семейной политики - гармонизация отношений семьи и государства, перевод семьи из позиции пассивного потребителя в позицию автономной семьи как активного творческого созидателя самой себя и общества. Семейная политика предназначена для объединения общих свойств и задач семей и власти, опоры на них и поиск способов решения типологических и индивидуальных проблем семьи.
Семейная политика государства разрабатывается в союзе с Русской Православной Церковью, с учетом других религий, национальных и исторических особенностей народов, населяющих Россию.»[2,С.305]
.3 Цели и задачи и основные направления государственной семейной политики
В человеческом обществе семья является естественной первичной ячейкой, важнейшей социальной ценностью, фундаментальным институтом. Семья - это своеобразная система поддержки прав каждого ее члена. Для выполнения этих функций большое значение имеют семейные и родственные связи, взаимодействие семейных групп. Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей и молодежи. Семейная политика государства является катализатором в выполнении этих функций, направляет семьи в русло мирного сосуществования, пестует и охраняет порядок межсемейного взаимодействия.
Целью семейной политики является благополучие семьи, укрепление и развитие семейного образа жизни. При этом намеренно используется понятие «благополучие», которое в отличие от понятия «благосостояние» выражает не только «материальную обеспеченность», «имущественное благополучие», но и «счастливую жизнь».
Состояние государственной семейной политики в последнее десятилетие характеризуется рядом противоречий между :
необходимостью современного научного обоснования управленческих решений в сфере семейной политики и недостаточной научной разработанностью проблем на региональном уровне;
необходимостью усиления предметного и адресного подходов в социальной политике и отсутствием достаточных данных, характеризующих социально-демографическое положение семей;
глобальным, основополагающим значением положения семьи в обществе и отстраненностью многих государственных структур и учреждений от реализации семейной политики;
возможностью повышения собственного потенциала семьи в решении социальных проблем на волонтерской основе и недостаточным уровнем деятельности общественных организаций в сфере семейной политики;
потребностью повышения самостоятельности и активности личности в современных общественных отношениях и сформировавшейся у значительной части граждан откровенно иждивенческой позицией;
между растущей депопуляцией в стране, углубляющимся кризисом народонаселения и отсутствием выраженного просемейного подхода в проводимых экономических реформах.
Для преодоления этих противоречий необходимо четко обозначить цели и задачи семейной политики, стратегической целью которой является укрепление и развитие социального института семьи; создание и обеспечение условий для наилучшего выполнения семьей своих основных функций: экономической, репродуктивной, адаптации, защиты, социализации и психологической поддержки.
Достижение этих целей требует специальной поддержки со стороны общества и государства успешной семьи, поощрения семей с детьми, способных показать положительный пример роста устойчивого благополучия, стабильности и, как результат, увеличения потомства, творческих проектов, созидания позитивной атмосферы в обществе и государстве.
Концепция семейной политики современного уровня предполагает также «формулировку долгосрочных задач и мер:
. Совершенствование семейного законодательства.
. Мобилизация финансовых ресурсов в целях поддержания доступности для семьи необходимого уровня социальных гарантий (в сфере образования, здравоохранения, в обеспечении жильем и т.д.).
. Формирование эффективного механизма самообеспечения семьи в современных социально-экономических условиях, в том числе создание условий для обеспечения занятости трудоспособных членов семьи.
. Формирование субъектности семьи в использовании имеющихся возможностей при решении проблем и, таким образом, преодоление иждивенчества и потребительства семьи в обществе.
. Обеспечение организационных и материальных условий для планирования семьи. Создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства, отцовства и детства.
. Создание условий для получения детьми адекватного образования и воспитания, профилактика детской безнадзорности и правонарушений.
. Развитие традиционных и создание новых форм содействия семейному благополучию, совершенствование системы социальной поддержки, укрепление ресурсности семьи на всех уровнях.
. Совершенствование и развитие системы социальной защиты семьи с объективно пониженными внутренними ресурсами и семьи, находящейся в кризисной ситуации. Создание разнообразных возможностей, развитие системы поддерживающих структур, обеспечивающих для семьи необходимые условия для разрешения возникающего кризиса и дальнейшего развития семьи.
.Использование творческого потенциала семьи в развитии общества.
.Укрепление различных форм взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления, благотворительных, религиозных и иных общественных организаций, бизнеса, науки, средств массовой информации в поддержку семьи.
. Создание условий для обеспечения кадрами учреждений и организаций, работающих с семьей.
.Формирование благоприятного общественного мнения о семье и семейном образе жизни, пропаганда семейных ценностей.» [6,С.4]
Семейная политика должна рассматриваться шире, чем только социальная поддержка семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Результатом такой политики, не связанной только с оказанием традиционной помощи в неблагоприятных стрессовых ситуациях, является упрочение семьи и семейного образа жизни вообще, распространение такого явления, как успешная семья.
В настоящее время в России разработан проект Концепции государственной семейной политики до 2025 года, в которой прописаны социальные стандарты качества жизни, подходы к решению вопросов социального развития и защиты семьи, а также многие другие вопросы. Концепция должна служить ориентиром для федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления при решении вопросов жизнеобеспечения, защиты прав и интересов, социализации семей.
Важным направлением государственной семейной политики в России является обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям.
В рамках данного направления проводятся меры по стабилизации ситуации на рынке труда, сокращению уровня безработицы, в том числе скрытой, усиление социальной защиты работников, усиление гарантий занятости на рынке труда для работников из семей, нуждающихся в повышенной социальной защите, путем стимулирования создания для таких работников специальных рабочих мест, обеспечения их профессиональной подготовки и переподготовки, предоставления налоговых или иных льгот организациям, использующим их труд.
Реализуется поддержка развития индивидуальной трудовой деятельности, семейного предпринимательства и фермерства; обеспечения условий для установления фактического равенства прав и возможностей женщин и мужчин на рынке труда, для повышения конкурентоспособности женской рабочей силы, адаптации женщин к новым экономическим отношениям.
Развивается система семейных пособий, охватывающая поддержкой все семьи с несовершеннолетними детьми. Государство реализует контроль за своевременной и полной выплатой алиментов.
Государство проводит укрепление в ходе жилищной реформы фонда государственного и муниципального жилья. Реализуются программы кредитования и частичного субсидирования семей, осуществляющих строительство и приобретение жилья. Предоставляются льготы многодетным семьям, неполным семьям, семьям с инвалидами.
Другим приоритетным направлением государственной политики в России является обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей. Льготы, предоставляемые на производстве женщине-матери, в связи с воспитанием детей, должны распространяться и на отца (усыновителя). Правовая защита интересов работающих членов семьи, мужчин, женщин и подростков в сфере труда, прописанная в законодательстве, контролируется государством. Для повышения заинтересованности организаций в приеме на работу граждан с высокой семейной нагрузкой, вводить льготы и экономические стимулы. Уделять внимание профессиональной квалификации работниц, имеющих перерывы в трудовой деятельности, вызванные отпусками по беременности и родам. Для гармоничного развития детей организовывать внешкольные учреждения, летние лагеря, а для дошкольников детские сады.
«Социально-медицинская поддержка семьи в России предполагает кардинальное улучшение охраны здоровья семьи, в том числе: доступная для всех семей медицинская помощь на основе сочетания бесплатной медицинской помощи и платного медицинского обслуживания; бесплатная медицинская помощь беременным, роженицам и детям до 18 лет;профилактика врожденной инвалидности, развитие медико-генетической помощи населению, совершенствование и внедрение перинатальных технологий для ранней диагностики плода, системы обязательного скринингового обследования беременных и новорожденных; улучшение медико-социальной помощи детям-инвалидам, включая квалифицированное восстановительное лечение, протезирование, санаторное лечение, реабилитационные мероприятия, разработку и выпуск специальных тренажеров, приспособлений, колясок, мебели, спортивного инвентаря.
Создание и внедрение программ обучения родителей основам реабилитации и воспитания детей с физическими и умственными недостатками;
развитие учреждений социального обслуживания семьи в целях оказания услуг по уходу за детьми, престарелыми и больными членами семьи, материальной и консультативной поддержки нуждающихся в посторонней помощи семей, отдельных членов семьи в кризисных ситуациях. Создание учреждений для временного проживания беременных женщин, матерей с детьми, одиноких несовершеннолетних матерей, а также обеспечение проживающих в указанных учреждениях правовой и психологической поддержкой, информацией и их социальное устройство; развитие системы охраны репродуктивного здоровья семьи. Укрепление службы планирования семьи. Высококачественное санитарное просвещение, особенно подростков, по вопросам полового воспитания, безопасного материнства, профилактики заболеваний, передающихся половым путем.
В целях усиления психолого-педагогической помощи семье в воспитании детей государство реализует следующие меры: государственная финансовая поддержка издания массовым тиражом и распространения книг по воспитанию ребенка и уходу за ним, по проблемам семейных отношений;распространение специальной литературы для семьи среди молодежи, молодых родителей, комплектования ею массовых библиотек; запрет на изготовление, распространение и рекламирование печатных изданий, изображений, видеокассет или иных изделий, пропагандирующих порнографию, культ насилия или жестокости; государственная координация и финансовая поддержка нравственного, этического и экологического просвещения населения и введения программ такого просвещения для детей и молодежи в детских дошкольных учреждениях, общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях; формирование и укрепление комиссий по защите прав несовершеннолетних; создание системы специализированных социальных служб для безнадзорных детей и подростков; совершенствование деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, органов образования и здравоохранения по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.»[4,С.5]
Из вышесказанного речь идет о комплексном подходе к семье, способности всех субъектов семейной политики отстоять ее интересы. Таким образом, по своему содержанию семейная политика является комплексной и отражает отношения государства и семьи в основных сферах жизнедеятельности общества. Комплексная программа семейной политики должна быть направлена на устранение тех причин, которые порождают негативные аспекты в жизнедеятельности семьи, чтобы максимально смягчить их последствия. В то же время она сосредоточена на специфических проблемах семьи, связанных с реализацией ее основных социальных функций (репродуктивной, экономической, жизнеохранительной, воспитательной). В связи с этим принципиальное значение имеет четкая дифференциация семейной и социальной политики на основе разделения общесоциальных и специфических проблем семьи.
Приоритетным направлением семейной политики, как на государственном, так и на региональном уровне, является обеспечение социальных гарантий и улучшение благосостояния семей с детьми, поскольку именно семья представляет наиболее комфортные условия для рождения и воспитания детей, ей также приписывается роль связующего звена между удовлетворением индивидуальных потребностей семьи и обеспечением функционирования семьи в интересах общества.
Таким образом, государственная семейная политика на современном этапе развития отражается в социальном и материальном обеспечении семьи и детства. Особенное внимание уделяется охране семей, имеющих детей, и всячески стимулируется рождаемость. Приоритетным направлением является формирование имиджа семьи среди молодого населения страны.
ГЛАВА II. СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
.1 Областная целевая программа "Нижегородская семья" на 2011 - 2014 годы, как этап реализации Концепции семейной политики
Обеспечение высокого уровня благосостояния населения и стандартов качества жизни - «так определена главная цель деятельности Правительства Нижегородской области в соответствии со Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года. Одним из ключевых направлений достижения этой цели и приоритетом социальной политики региона является повышение качества человеческого капитала и создание благоприятных условий для жизни.»[7,С.1]
В Нижегородской области семейная политика признана одним из важнейших направлений социальной политики. Здоровая и крепкая семья, в которой воспитываются полноценные члены общества, - это основная составляющая и демографической политики государства. Более того, состояние социального института семьи, степень его устойчивости становятся важнейшим индикатором адекватности государственной социальной политики логике социального развития в целом и показателем эффективности проводимых реформ.
Концепцией семейной политики в Нижегородской области, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 23 декабря 2003 года N 371 (далее - Концепция семейной политики), были заложены основы государственной семейной политики в Нижегородской области.
- 2006 годы в Нижегородской области постановлением Правительства Нижегородской области действовал «План мероприятий по реализации Концепции семейной политики», основной целью которого являлось осуществление первого этапа ее реализации. Кроме того, в этот же период действовала областная межведомственная программа по улучшению положения многодетных семей в Нижегородской области на 2004 - 2006 годы.
Важнейшим компонентом реализации государственной семейной политики стала областная целевая программа «Нижегородская семья», действующая в 2007 - 2010 годах, в настоящее время утратила силу. Цель ОЦП «Нижегородская семья», действующая в 2011-2014 годах - укрепление социального института семьи и семейных ценностей, развитие бережного отношения к семье.
В целях уменьшения материнской и младенческой смертности и повышения рождаемости, укрепления престижа семьи реализуются областные целевые программы (далее - ОЦП):
-ОЦП «Нижегородская семья»;
-подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей»;
-ОЦП «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Нижегородской области»;
-ОЦП «Создание семейных детских садов в Нижегородской области»;
-ОЦП «Укрепление материально-технической базы государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Деятельность Правительства Нижегородской области в сфере решения социально-демографических проблем на протяжении последних лет приводит к положительному результату. В 2011 году в области сохраняется тенденция к увеличению числа родившихся, несмотря на происходящий в настоящее время естественно обусловленный процесс снижения количества женщин фертильного возраста.
«Основополагающими задачами на период с 2011 года по 2014 год в программе «Нижегородская семья» обозначены:
. укрепление социального института нижегородской семьи посредством обеспечения условий для общественного признания социально успешных семей и родителей, повышения статуса нижегородской семьи, формирования в обществе позитивного имиджа семьи с детьми;
. реализация социальных проектов и поддержка общественных инициатив, направленных на вовлечение различных целевых групп семей, общественности и профессиональных сообществ в деятельность по сохранению
. повышение уровня социального развития (ресурсности) нижегородских семей посредством совершенствования областной системы государственной социальной поддержки семей с детьми;
. совершенствование межведомственной системы профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства детей;
. создание межведомственной системы профилактики социального сиротства детей раннего возраста, в том числе новорожденных детей.
Основным результатом последовательной реализации семейной политики должно стать укрепление института семьи вследствие повышения статуса семьи в обществе и увеличения доли успешных семей. Возрождения и развития лучших отечественных традиций семейного воспитания. Укрепления в общественном сознании образа полной, детной, благополучной семьи.»[7,С.3]
.2 Анализ реализации семейной политики в Вознесенском муниципальном районе
Для анализа реализации семейной политики рассмотрим Вознесенский муниципальный район Нижегородской области. Этот район расположен в юго-западной части Нижегородской области. Граничит с Выксунским, Ардатовским, Дивеевским районами Нижегородской области, республикой Мордовия и Рязанской областью. Центр района - рабочий посёлок Вознесенское расположен в 220 километрах от областного центра, города Нижнего Новгорода.
По данным отдела статистики на 1 января 2012 года в Вознесенском районе проживало 16849 человек. Из них 6662 человека городское население, а 10187 человек - сельское. Детей до 18 лет в районе проживало 2885 человек, из них детей до 7 лет - 1155 человек. В 2012 году родилось 137 новорожденных, а умерло - 301 человек, что свидетельствует о сокращении населения.
Важное значение в поддержке малообеспеченного населения в это непростое время отведено управлению социальной защиты населения. На учете в органах социальной защиты состоит 2705 детей до 18 лет, многодетных - 91 семья, в том числе, с 3-мя детьми - 66 семей, с 4-мя детьми - 17 семей, с 5-ю детьми - 1 семья, с 6-ю детьми - 4 семьи, более чем с 6-ю детьми - 3 семьи. Есть в районе и неполные семьи. В таких семьях проживает 217 детей, из них: 153 - в семьях одиноких матерей, 64 - в семьях вдовых родителей. В систему социальной защиты населения района входят «Центр социального обслуживания населения», социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда».
Управлением социальной защиты производится более выплаты и компенсации федерального и регионального значения. Систематически в течение года работниками социальной защиты совместно с органами опеки и попечительства проводятся рейды по выявлению семей и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Таким образом, доля семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, охваченных мероприятиями по их социальной реабилитации и социальным сопровождением, в общем количестве семей с детьми, находящихся в социально опасном положении составляет 84%.
В течение прошлого года работниками социальной защиты проводились мероприятия, посвященные международному Дню Семьи, Дню Матери и другие мероприятия разного уровня, посвященных реализации государственной семейной политики. В этих мероприятиях приняли участие 56 семей. 9 родителей были награждены государственными наградами за сохранение и развитие лучших семейных ценностей. В областной центр на Губернаторскую Елку было отправлено 15 детей.
Наряду с социальной защитой детей важное значение придается обеспечению законности и соблюдения правопорядка на территории района. Снизилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в 2011 году - 12, а в 2012 году - 8, что явилось результтом успешной работы с несовершеннолетними участковыми из отделения полиции.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, помещаются в социально-реабилитационный центр «Надежда», где прошли реабилитацию 150 детей. Все воспитанники центра получают 5-ти разовое питание. В настоящее время в учреждении находятся 20 человек. Благодаря внимательной работе органов опеки и попечительства, большинство детей берут под опеку родственники или выразившие желание жители района. Только небольшая часть детей направляется в детские дома области.
«В районе действуют 10 школ и 1 филиал начальной школы в с.Аламасово. В них обучается 1490 учащихся. Деятельность в сфере образования была направлена на обеспечение качественного общего и дополнительного образования детей, улучшение материально-технической базы. Создаются доступные и равные условия в получении учащимися качественного образования. В образовательных учреждениях работает 156 учителей. Средний возраст работающих учителей 43 года. Повысился средний уровень месячной оплаты труда преподавателей школ и воспитателей детского сада, которые составляют на конец 2012 года 18700 и 8653 рублей соответственно.»[15,С.13]
«В 2012 году все школы, детские сады, учреждения дополнительного образования досрочно к 1 августа были подготовлены к новому учебному году.Осуществлен перевод первых и вторых классов на новые федеральные государственные стандарты. В эти классы приобретено необходимое учебное, спортивное и компьютерное оборудование. Для школ приобретено учебно-лабораторное, спортивное оборудование, 126 единиц компьютерной техники, в том числе 20 единиц интерактивных комплексов, пополнился новыми учебниками библиотечный фонд. Закуплено 8600 учебников. Организован подвоз детей к месту учебы и обратно. На школьных автобусах ежедневно подвозится 250 учащихся. Для подвоза используется 9 автобусов. Важной составляющей в образовании является компьютеризация школ и внедрение «интернет технологий», что дает мощный импульс в развитии детей. В школах района имеется 243 компьютера, 45 интерактивных досок, 83 мультимедийных проекторов.»[15,С.15]
Сохранилась и успешно работает система дошкольного образования. Она объединяет 11 детских садов, 1 филиал и одну дошкольную группу при Новосельской ООШ. Их посещают 663 ребенка, а всего детсады могут принять 920 детей. В р.п.Вознесенское в рамках областной программы ОЦП «Создание семейных детских садов и учительских домов в Нижегородской области в 2011-2022гг» построен семейный детский сад на 10 мест.
«В районе стабильно работают учреждения и организации социально-культурной сферы. В районе функционирует 24 учреждения культурно - досугового типа, 20 библиотек, историко-краеведческий музей. В учреждениях культуры действует 136 детских культурно-досуговых формирования, 4 любительских объединения, в них занимаются 1349 детей. В 2012 году было проведено 1799 детских мероприятий, на которых присутствовало 38748 детей.
Важную роль в духовно-нравственном воспитании молодежи выполняет музыкальная школа. В ней обучаются 80 человек. Обучение ведут 7 преподавателей, все со специальным образованием. Музыкальную школу посещают дети не только из райцентра, но и других сел района.»[15,С.18]
Большая работа проводится по развитию физической культуры и спорта. В 2012 году проведено около 100 физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятия по различным видам спорта. Проводятся соревнования в честь героев - вознесенцев, чемпионаты района, спартакиады. В спортивных кружках и секциях при образовательных учреждениях, детском образовательно-оздоровительном центре занимается около 1000 детей.
За здоровьем детей наблюдают врачи и фельдшера трех больниц и 17 фельдшерских пунктов, обеспечивающие профилактические осмотры, вакцинацию, врачебную помощь в поликлинике и в стационаре. Для улучшения доступности медицинской помощи населению постоянно увеличивается число выездов участковых врачей в сельские ФАП. В течение всего года проводились мероприятия по улучшению санитарно-эпидемиологического режима в ЦРБ.
Для улучшения материальных условий жизнедеятельности молодой семьи в 2011-2013 годах в районе реализуется подпрограмма « Обеспечение жильем молодых семей». За два года 2011-2012 получили выплаты 35% от стоимости жилья для покупки квартир - 3 семьи. Многодетным семьям было выделено 4 участка земли бесплатно. Получили субсидирование на строительство собственного дома 3 молодые семьи.
Проанализируем реализацию государственной семейной политики в Вознесенском муниципальном районе.
В Вознесенском районе, как и во всей России, восстанавливается производство, сельское хозяйство, - мощности которых были утеряны в годы недофинансирования и барторного обмена. Проводится газопровод в сельскую местность, ремонтируются дороги, строятся новые дома. Открываются детские дошкольные учреждения, однако школы продолжают закрываться. С 2009 года было закрыто 5 школ, перепрофилировано 1 средняя школа в начальную.
По данным переписи населения на 1 января 2003 года в Вознесенском районе проживало 20400 человек, а на сегодняшний день 16849 человек. За 10 лет численность населения сократилась на 3551 человека, это 17 % от всех жителей, зарегистрированных в 2003 году. Несмотря на повышение уровня благосостояния района процесс уменьшения населения продолжается, так по данным Вознесенского ЗАГСа в 2012 году смертность составила 301 человек, в это же время родилось только 137 малышей.
Особое внимание я хотела бы обратить на вопросы занятости молодых людей. Сейчас много говорят о необходимости развития и внедрения высоких технологий, увеличении инновационной активности, но пока это только разговоры. Доля высоких технологий в общем объеме промышленного производства очень мала. Следовательно, и трудоустройство молодых специалистов, окончивших лучшие ВУЗы и технические университеты, резко ограничено. В поисках работы и учебы молодежь отправляется в близлежащие города Выксу, Саров, Арзамас.
Если не решать насущные проблемы молодежи, последствия будут ужасные. Никому не нужны льготы, доплаты, дотации, потому что в первую очередь обеспечивать необходимый уровень жизни всего населения и стимулировать воспроизводственную функцию молодых семей в XXI веке должны именно доходы населения и заработная плата.
Еще одно упущение в работе районной администрации - это отсутствие муниципальных программ комплексного характера по направлениям семейной политики и специалиста, взаимодействующего с семьей, в структуре самой администрации. Чтобы составить представление о взаимодействии государства с семьей в Вознесенском районе пришлось посетить отдел статистики, социальную защиту, ЦРБ, ЗАГС, ОМСУ, прочесть всю информацию на сайтах Вознесенского района. Получается, что и контроль в этой области со стороны родителей просто невозможен, а значит, нет обратной связи семьи с государством.
Предлагаемые меры:
В структуре администрации МСУ разделить обязанности заместителя главы администрации по социальным вопросам и заведующего отделом образования.
Поручить заместителю главы администрации по социальным вопросам собрать воедино информацию по всем направлениям семейной политики, включая данные за несколько лет, для полного анализа состояния семей в Вознесенском районе.
Опубликовать данные материалы на официальном сайте социальной политики Вознесенского района для общедоступного простмотра.
Создать родительскую общественную организацию, включающую в себя все родительские комитеты школ района, педагогов и всех желающих, для коректировки и контроля деятельности органов семейной политики.
Обратить внимание на создание кабинета психологической помощи при родильном отделении для профилактики абортов, социального сиротства детей раннего возраста, в том числе новорожденных детей. Поручить служащим в этой области пропаганду успешного семейного образа жизни, примеров которой очень много в районе.
Организовать совместное обсуждение семейных вопросов с пастырями Русской Православной Церкви, так как население в основном составляют православные христиане, родительской общественной организацией и другими общественными образованиями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья сталкивается с рядом острейших проблем, часть из которых она не может разрешить без помощи специалистов по социальной работе. Это и государство в целом, осуществляющее социальную политику, и общественные объединения, фонды, конфессии, органы местного самоуправления. Поэтому в условиях многообразия форм собственности, существенных различий в уровнях доходов граждан, усиливающейся имущественной дифференциации следует искать новые подходы к организации социальной защиты. В этой связи требует корректировки реализация принципа сочетания платности и бесплатности услуг, предоставляемых нетрудоспособным по линии социальной помощи. В настоящее время, несмотря на трудности и сложности переходного периода, создана разветвленная сеть учреждений социального обслуживания различного профиля, которые, находясь в подчинении различных ведомств, составляют территориальные социальные службы.
Основной итог данной работы, сводится к тому, что государственная семейная политика имеет особое значение в современной России, когда исторические процессы трансформации семьи, сами по себе протекающие болезненно и противоречиво, переплетаются с острейшими проблемами, вызванными социально-экономическим кризисом. Необходимость сильной государственной семейной политики обусловлена прежде всего общественными потребностями. По своей природе и предназначению семья является союзником общества в решении его коренных проблем, утверждении нравственных устоев, социализации детей, развитии культуры и экономики. Общество заинтересовано в активно действующей семье, способной выработать и реализовать собственную жизненную стратегию, обеспечить не только свое выживание, но и развитие.
Без учета интересов семьи никогда не сможет реализоваться государственная политика, направленная на возрождение России.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
. Алексеев С.С. Государство и право. - М., 2003.
. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). - 2000.
. Большая советская энциклопедия (БСЭ). - 3-е изд., - М.:«Советская энциклопедия» ,1969-1978. - т. 23
. Ельцин Б.Н.//Указ Президента РФ "Об основных направлениях государственной семейной политики"//14 мая 1996 года
. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и КО", 2002.
6. Концепция семейной политики в Нижегородской области//23 декабря 2003 // [электронный ресурс] Официальный сайт правительства Нижегородской области <#"justify">ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Численность населения на 1 января 2003 года
Вознесенский муниципальный район (человек)
Все население Дети до 18 лет204003667
Численность населения на 1 января 2012 года
Вознесенский муниципальный район (человек)
Все население Дети до 18 лет164892885
Число родившихся и умерших
на 1 января 2012 года Вознесенский муниципальный район (человек)
Число родившихся Число умерших137301
Число зарегистрированных браков и разводов
на 1 января 2012 года Вознесенский муниципальный район (семей)
Сочетались браком Развелись14561
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Количество многодетных семей на 1 января 2012 года (семей)
ВсегоВ том числе,с 3-мя детьми С 4-мя детьми С 5-ю детьми С 6-ю детьмиБолее,чем с 6-ю детьми916617143
Количество детей на 1 января 2012 года (человек)
Всего детей, воспитывающихся в неполных семьяхИз них: детей в семьях одиноких матерейДетей в семьях вдовцов Количество детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей2171536414
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Показатели непосредственных результатов реализации
ОЦП «Нижегородская семья» в Вознесенском районе на 1 января 2013 года
Задача 1: укрепление социального института нижегородской семьи посредством обеспеченияусловий для общественного признания социально-успешных семей и родителей, повышение статуса нижегородской семьи, формирования в обществе позитивного имиджа семьи с детьми.1.Количество социально-успешных родителей, награжденных различными видами государственных наград и наград Нижегородской области за сохранение и развитие лучших семейных ценностей и традиций, значительный вклад в воспитание своих детей 92.Количество семей - участников торжественных и праздничных мероприятий, направленных на укрепление социального института семьи, сохранение семейных ценностей и традиций, организованных в рамках ОЦП «Нижегородская семья» 563.Количество мероприятий разного уровня, посвященных реализации государственной семейной политики, освещающих результаты ОЦП «Нижегородская семья» 6Задача 2: реализация социальных проектов и поддержка общественных инициатив, направленных на вовлечение различных целевых групп семей, общественности и профессиональных сообществ в деятельность по сохранению и укреплению семейных ценностей и традиций, раннюю профилактику семейного неблагополучия.4.Количество детей из района - участников Новогодней Губернаторской елки155.Количество семей - участников семейных творческих и спортивных мероприятий ОЦП «Нижегородская семья», организованных в системе образования и спорта 58Задача 3:повышение уровня социального развития (ресурсности) нижегородских семей посредством совершенствования областной системы государственной социальной поддержки семей с детьми.6.Количество многодетных семей, проживающих в неблагоустроенном жилье с печным отоплением, где проведено оснащение перичными средствами пожаротушения и автономными пожарными извещателями 457.Количество детей-инвалидов, участников торжественного мероприятия по вручению именных стипендий Правительства Нижегородской области1Задача 4: совершенствование межведомственной системы профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства детей8. Доля семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, охваченных мероприятиями по их социальной реабилитации и социальным сопровождением, в общем количестве семей с детьми, находящихся в социально опасном положении 84%ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Показатели непосредственных результатов реализации муниципальной
целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Вознесенском муниципальном районе Нижегородской области» на период 2011-2013 годов
2010 год2011 год2012 год1.Количество семей,получивших выплаты на покупку жилья от в размере 35% от стоимости жилья1 семья 835200 рублей2 семьи 365400 и 548100 рублей1 семья 730800 рублей2.Бесплатное выделение участков земли многодетным семьям--4 семьи3.Бесплатное выделение участков земли молодым семьям--2 семьи4.Субсидирование семей на строительство жилья по селу--3 семьи5.Обеспечение жильем детей-сирот10 человек4 человека2 человека