Анализ деятельности коммунального Государственного учреждения 'Центр занятости' акимата города Алматы

  • Вид работы:
    Отчет по практике
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    259,31 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ деятельности коммунального Государственного учреждения 'Центр занятости' акимата города Алматы

КАЗАХСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИ ВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ТУРАРА РЫСКУЛОВА









ОТЧЕТ

о производственной практике студента 4 курса, обучающегося по специальности - 5В090500 -«Социальная работа»










Алматы, 2014

Введение

В своем ежегодном Послании народу Казахстана «Построим будущее вместе!» от 28 января 2011 года Глава государства поставил задачи по повышению эффективности рынка труда, вовлечению малообеспеченного, безработного и самостоятельно занятого населения в активные программы содействия продуктивной занятости.

Проведение активной политики занятости относится к одному из основных социальных приоритетов деятельности Правительства Республики Казахстан. Обеспечение достойной занятости - основа социальной защиты населения, важнейшее условие развития и реализации потенциала человеческих ресурсов, главное средство роста общественного богатства и повышения качества жизни.

В ходе социально-экономических преобразований в стране создан динамично развивающийся рынок труда, устойчиво повышается экономическая активность и уровень занятости населения. За последние 10 лет численность занятого населения увеличилась с 6698,8 тыс. человек до 8141,4 тыс. человек, а уровень безработицы снизился с 12,8 % в 2001 году до 5,2 % на конец 2013 года.

Разработка и реализация специальных мер сохранения рабочих мест и содействия занятости в рамках Дорожной карты позволили сохранить высокий уровень занятости и в годы временных экономических трудностей, связанных с влиянием мирового финансово-экономического кризиса (2008 -2010 годы).

Осуществляемый в настоящее время переход к форсированному индустриально-инновационному развитию, с одной стороны, расширяет возможности дальнейшего роста занятости, а с другой - требует разработки и реализации новых подходов к вовлечению на рынок труда внутренних резервов рабочей силы, повышению качества и экономической активности трудовых ресурсов.

Глава 1. Общие сведения о Коммунальном Государственном учреждении. Задачи программы 2020

.1 Основное направление деятельности Центра занятости

Коммунальное Государственное учреждение «Центр занятости» акимата города Алматы является некоммерческой организацией и предназначено для реализации функций по содействию занятости и трудоустройству участников Программы занятости 2020, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2011 года № 316. Органом государственного управления по отношению к Центру является государственное учреждение «Управление занятости и социальных программ города Алматы».

Центр имеет самостоятельный баланс, счета в органах Казначейства Министерства финансов Республики Казахстан в соответствии с законодательством, бланки, печати и штампы со своим наименованием на государственном и русском языках.

Основными целями Центра являются: Повышение доходов населения путем содействия устойчивой и продуктивной занятости.

Из Схемы 1 видно, что главными целями программы является обеспечение достойной занятости, важнейшее условие развития и реализации потенциала человеческих ресурсов, главное средство роста общественного богатства и повышения качества жизни.

Схема 1 - Основные цели КГУ «Центра занятости население»

Предметом деятельности Центра является:

Схема 2 - Деятельность ЦЗН

Схема 2 показывает предмет программы, содействие трудоустройству участников Программы, завершивших обучение или имевших соответствующее профессиональное образование на вакантные места в организациях.

Общее управление Центром осуществляется Органом государственного управления в установленном законодательством порядке, который осуществляет следующие функции:

) определяет предмет и цели деятельности Центра;

) осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего Центру имущества;

) определяет права, обязанности и ответственность директора Центра, основания освобождения его от занимаемой должности;

) координирует и контролирует деятельность Центра по вопросам реализации Программы;

) осуществляет методическое и организационное руководство Центром;

) осуществляет иные функции, установленные законодательством Республики Казахстан.

Схема 3 - Структура управления занятости и социальных программ

Общее управление Центром осуществляется Органом государственного управления в установленном законодательством порядке.

1.2 Задачи Программы 2020

Первое направление нацелено на обеспечение устойчивой и продуктивной занятости населения путем развития трудового потенциала и содействия в трудоустройстве.

Участниками данного направления могут стать граждане Республики Казахстан и оралманы трудоспособного возраста: частично занятые; безработные; самостоятельно занятые; малообеспеченные; выпускники общеобразовательных школ 11 классов текущего календарного года; сохранившие трудоспособность инвалиды; воспитанники детских домов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте до двадцати трех лет; пенсионеры, вышедшие на пенсию до общеустановленного возраста; лица, занятые на тяжелых работах, работах с вредными (особо) и (или) опасными условиями труда и являющиеся получателями государственных специальных пособий. Приоритетные возможности участия в Программе предоставляются молодежи и женщинам в сельской местности.

В рамках данного направления участникам Программы оказываются следующие виды государственной поддержки:

консультация по вопросам профессионального обучения, трудоустройства, а также психологическая адаптация;

направление на бесплатные курсы повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки (далее - профессиональное обучение);

предоставление материальной помощи на профессиональное обучение;

поиск подходящих вакансий и содействие трудоустройству, в том числе на социальные рабочие места и молодежную практику;

частичное субсидирование заработной платы физических лиц, участвующих в активных мерах содействия занятости;

оплата труда физических лиц, направленных на молодежную практику.

Субсидирование заработной платы участникам молодежной практики осуществляется в течение 6 месяцев. Размер субсидии в месяц на оплату труда участников Программы, направленных на молодежную практику, составляет 17,2 месячных расчетных показателей (с учетом налогов, обязательных социальных отчислений, компенсаций за неиспользованный трудовой отпуск и банковских услуг). Условия участия граждан в молодежной практике и предоставления им государственной поддержки предусмотрены Правилами организации и финансирования молодежной практики, утвержденными Правительством Республики Казахстан.

Частичное субсидирование государством заработной платы участникам Программы, трудоустроенным на социальные рабочие места, осуществляется в течение 12 месяцев.

Размер субсидий в месяц на заработную плату с учетом налогов, обязательных социальных отчислений и компенсации за неиспользованный трудовой отпуск составляет:

) первые 6 месяцев до 50 % заработной платы, но не более 26 тысяч тенге;

) следующие 3 месяца до 30 % заработной платы, но не более 15,6 тысяч тенге;

) последние 3 месяца до 15 % заработной платы, но не более 7,8 тысяч тенге.

Условия участия граждан в Программе и предоставления государственной поддержки предусмотрены в Правилах организации и финансирования обучения, содействия в трудоустройстве лиц, участвующих в активных мерах содействия занятости, и предоставления им мер государственной поддержки.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации наемных работников с отрывом или без отрыва от производства осуществляется по заявке работодателей при условии сохранения за участником Программы его рабочего места.

Механизм реализации:

) Претенденты на участие в Программе обращаются в центры занятости населения района, города места постоянного проживания с заявлением на участие в Программе и представляют документы в соответствии с Правилами организации и финансирования обучения, содействия в трудоустройстве лиц, участвующих в активных мерах содействия занятости, и предоставления им мер государственной поддержки.

) Центры занятости населения рассматривают представленные документы и принимают решение о включении в состав участников Программы (либо об отказе в этом) на основании проверки соответствия представленных документов предъявляемым требованиям к участникам Программы.

) Участникам Программы центрами занятости населения оказывается содействие в трудоустройстве на существующие в Базе данных вакантные рабочие места, либо рабочие места заявленные работодателями самостоятельно или через частные агентства занятости, на социальные рабочие места с частичным субсидированием заработной платы, а также на рабочие места для прохождения молодежной практики.

) Участники Программы, которые не могут быть трудоустроены из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации, направляются на профессиональное обучение по профессиям (специальностям) включенным в Базу данных, а также соответствующим рабочим местам, заявленным работодателями самостоятельно или через частные агентства занятости.

) Между участником Программы и центром занятости населения заключается социальный контракт, за исключением случаев трудоустройства на существующие рабочие места в Базе данных, рабочие места, представленные частными агентствами занятости и работодателями, без прохождения профессионального обучения.

) После завершения профессионального обучения участникам Программы оказывается содействие в трудоустройстве по полученной специальности (профессии).

) Выполнение условий социального контракта со стороны участников Программы контролируется центрами занятости населения, со стороны центров занятости населения - уполномоченным органом по вопросам занятости района (города).

Второе направление: содействие развитию предпринимательства

Содействие развитию предпринимательства в рамках Программы направлено на стимулирование предпринимательства и повышение экономической активности через организацию или расширение собственного дела из числа:

частично занятых; безработных; самостоятельно занятых; малообеспеченных; выпускников общеобразовательных школ 11 классов текущего календарного года; сохранивших трудоспособность инвалидов; воспитанников детских домов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до двадцати трех лет; пенсионеров, вышедших на пенсию до общеустановленного возраста; лиц, занятых на тяжелых работах, работах с вредными (особо) и (или) опасными условиями труда и являющихся получателями государственных специальных пособий и оралманов, желающих и имеющих возможность организовать или расширить собственное дело в сельских населенных пунктах, независимо от их административной подчиненности, малых городах, поселках, относящихся в соответствии с законодательством к городским населенным пунктам.

Приоритетными населенными пунктами для реализации второго направления являются опорные сельские населенные пункты.

Приоритетное право участия предоставляется сельским жителям, женщинам, и инвалидам, желающим организовать или расширить собственное дело.

В рамках данного направления оказываются следующие виды государственной поддержки:

предоставление сервисных услуг, в том числе консультационных (бухгалтерские, юридические, маркетинговые), бесплатное обучение основам предпринимательства с предоставлением материальной помощи на обучение, содействие в подготовке бизнес плана, сопровождение проектов сроком до 1 года;

предоставление микрокредитов;

развитие и/или сооружение недостающих объектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры и/или приобретение сопутствующего технологического оборудования для инженерно-коммуникационной инфраструктуры, в том числе для развития отгонного животноводства.

Условия участия в данном направлении Программы, в том числе организаций, имеющих статус финансового агентства, а также предоставления мер государственной поддержки участникам Программы предусмотрены в Правилах организации и финансирования государственной поддержки развития предпринимательства лицам, участвующим в активных мерах содействия занятости.

Порядок организации и проведения конкурса, условия отбора и предоставления кредитных ресурсов микрофинансовым (микрокредитным) организациям и кредитным товариществам, мониторинг целевого использования ими выделенных кредитных ресурсов в рамках данного направления, предусмотрены в Правилах кредитования микрофинансовых (микрокредитных) организаций и кредитных товариществ на конкурсной основе.

Условия микрокредитования:

бюджетный кредит из республиканского бюджета предоставляется местному исполнительному органу на 5 лет на принципах возвратности, срочности и платности с годовой ставкой вознаграждения 0,01 %;

целевое назначение бюджетного кредита - организация или расширение собственного дела, пополнение оборотного капитала;

кредит не предоставляется на потребительские цели, погашение предыдущих займов и на приобретение жилой недвижимости;

срок кредитования - не более 5 лет;

максимальная сумма кредита не может превышать 3 млн. тенге;

конечному заемщику, микрофинансовым (микрокредитным) организациям и/или кредитным товариществам по кредиту может быть предоставлен льготный период по погашению основного долга сроком не более одной трети продолжительности срока кредитования;

для микрофинансовых (микрокредитных) организаций и/или кредитных товариществ годовая ставка вознаграждения по кредитам, предоставляемым уполномоченной региональной организацией, устанавливается уполномоченной региональной организацией по согласованию с региональной комиссией, исходя из ставки вознаграждения по кредитам, установленной для уполномоченной региональной организации и ее планируемых расходов, связанных с организацией кредитования;

максимальная годовая эффективная ставка вознаграждения по кредитным ресурсам для конечного заемщика устанавливается уполномоченной региональной организацией по согласованию с региональной комиссией;

максимальная годовая эффективная ставка вознаграждения по кредитным ресурсам для конечного заемщика, предоставляемым уполномоченной региональной организацией, имеющей статус финансового агентства устанавливается по согласованию с региональной комиссией;

разработка проектно-сметной документации и проведение государственной экспертизы на развитие и/или сооружение недостающих объектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры и приобретение сопутствующего технологического оборудования осуществляется за счет целевых трансфертов из республиканского бюджета.

Развитие инженерно-коммуникационной инфраструктуры предполагает подведение недостающей инфраструктуры к имеющимся системам: дорогам, канализации, тепло - и водоснабжению, телефонным и электрическим сетям для проектов, реализуемых участниками в рамках Программы.

Развитие и/или сооружение недостающих объектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры и приобретение сопутствующего технологического оборудования для инженерно-коммуникационной инфраструктуры, в том числе для развития отгонного животноводства осуществляется местными исполнительными органами за счет целевых трансфертов из республиканского бюджета, на основе определенных технических условий или утвержденной в установленном законодательством порядке проектно-сметной документации и бизнес-предложений.

При этом, стоимость строительства или реконструкции объектов инфраструктуры и приобретаемого сопутствующего технологического оборудования для инженерно-коммуникационной инфраструктуры, в том числе для развития отгонного животноводства, определяется без учета стоимости разработки проектно-сметной документации и стоимости проведения государственной экспертизы и не должна превышать 3-х млн. тенге на одного участника Программы, независимо от суммы выдаваемого кредита.

Подведение недостающей инфраструктуры должно соответствовать генеральному плану развития населенного пункта (на селе - локальным схемам инженерно-коммуникационных сетей) и может быть направлено на обеспечение одного или нескольких проектов.

Предоставление кредитных ресурсов микрофинансовым (микрокредитным) организациям, кредитным товариществам и организациям, имеющим статус финансового агентства:

) Оператор Программы предоставляет местному исполнительному органу бюджетный кредит.

) Местные исполнительные органы районов (городов) с участием акимов сельских округов в соответствии с программами развития территорий:

обеспечивают разработку за счет средств местного бюджета Карты развития предпринимательства, и утверждают ее по согласованию с уполномоченным органом по развитию предпринимательства области;

до утверждения Карты развития предпринимательства микрокредитование участников Программы осуществляется в соответствии с приоритетными направлениями развития предпринимательства определенными в регионе.

) Местные исполнительные органы областей определяют уполномоченную региональную организацию по организации микрокредитования.

) Уполномоченная региональная организация в соответствии с установленными правилами кредитования микрофинансовых (микрокредитных) организаций и кредитных товариществ проводит конкурс по отбору микрофинансовых (микрокредитных) организаций и/или кредитных товариществ для участия в Программе.

Кредитование конечных заемщиков без проведения конкурсов среди микрофинансовых (микрокредитных) организаций и кредитных товариществ может осуществлять сама уполномоченная региональная организация, имеющая статус финансового агентства.

) Между уполномоченной региональной организацией и микрофинансовыми (микрокредитными) организациями и/или кредитными товариществами заключается договор о предоставлении кредита.

В случае, когда уполномоченная региональная организация имеет статус финансового агентства, кредитный договор заключается непосредственно ею и конечным заемщиком.

Предоставление мер государственной поддержки участникам Программы по развитию предпринимательства лицам, участвующим в активных мерах содействия занятости:

) Желающие принять участие во втором направлении Программы обращаются в центры занятости населения, где их консультируют о возможных вариантах получения микрокредита в рамках Программы.

В случае изъявления желания получения кредитных средств через отобранные на конкурсной основе микрофинансовые (микрокредитные) организации или уполномоченную региональную организацию, имеющую статус финансового агентства, претенденты на участие подают в центры занятости населения заявление и документы в соответствии с Правилами организации и финансирования государственной поддержки развития предпринимательства лицам, участвующим в активных мерах содействия занятости.

В случае, если претендент намерен получить микрокредит через кредитное товарищество, он может присоединиться к действующему кредитному товариществу или создать новое кредитное товарищество, которое будет участвовать в конкурсе по отбору кредитных товариществ, проводимому уполномоченной региональной организацией в соответствии правилами кредитования микрофинансовых (микрокредитных) организаций и кредитных товариществ на конкурсной основе.

) Центры занятости населения рассматривают представленные заявления и документы, формируют списки претендентов по видам получения государственной поддержки и перечень проектов, требующих развития и обустройства недостающей инженерно-коммуникационной инфраструктуры и/или приобретения сопутствующего технологического оборудования в соответствии с Картой развития предпринимательства и направляют:

уполномоченному органу района (города) по развития предпринимательства;

отобранным на конкурсной основе микрофинансовым (микрокредитным) организациям или уполномоченной региональной организации, имеющей статус финансового агентства или кредитным товариществам, которые будут участвовать в конкурсе по отбору кредитных товариществ, проводимому уполномоченной региональной организацией в соответствии правилами кредитования микрофинансовых (микрокредитных) организаций и кредитных товариществ на конкурсной основе;

уполномоченному органу (района) по развитию и обустройству инженерно-коммуникационной инфраструктуры в случае потребности развития и/или сооружения недостающих объектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры и/или приобретении сопутствующего технологического оборудования заявленной претендентом.

) В течение 10 календарных дней со дня получения запроса направляют в центр занятости населения:

уполномоченный орган района (города) по развитию предпринимательства - заключение о соответствии предлагаемого проекта карте развития предпринимательства или приоритетным направлениям развития предпринимательства в регионе;

аким сельского округа, поселка - заключение о согласовании целесообразности реализации проекта, либо обоснованный отказ;

отобранные на конкурсной основе микрофинансовые (микрокредитные) организации, кредитные товарищества уполномоченная региональная организация, имеющая статус финансового агентства - заключение о возможном кредитовании претендентов на участии во втором направлении Программы;

уполномоченный орган (района) по развитию и обустройству инженерно-коммуникационной инфраструктуры -заключение о возможности развития и/или сооружения недостающих объектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры, и/или приобретения сопутствующего технологического оборудования для инженерно-коммуникационной инфраструктуры, в том числе для развития отгонного животноводства.

) Центр занятости населения после получения вышеуказанных документов принимает решение о включении претендентов в состав участников второго направления Программы либо об отказе, и в течение трех рабочих дней со дня принятия решения письменно уведомляет их об этом.

) Центры занятости населения с лицами, включенными в состав участников второго направления Программы, заключают социальные контракты.

) В соответствии с законодательством о государственных закупках уполномоченный орган по вопросам занятости населения области осуществляет отбор организаций по оказанию сервисных услуг.

Программа обучения основам предпринимательства и график его проведения согласовываются с центром занятости населения.

) Центры занятости населения направляют участников Программы в организации по оказанию сервисных услуг, где обеспечивается их, бесплатное обучение основам предпринимательства со сроком обучения до одного месяца, с предоставлением материальной помощи на обучение, содействие в подготовке бизнес плана;

) Предоставление микрокредитов:

участник Программы при содействии организации по оказанию сервисных услуг разрабатывает бизнес-план проекта и обращается с заявкой на получение микрокредита в уполномоченную региональную организацию со статусом финансового агентства, либо в микрофинансовую (микрокредитную) организацию, получивших право на кредитование участников Программы;

уполномоченная региональная организация, имеющая статус финансового агентства, либо микрофинансовая (микрокредитная) организация проводят оценку проекта и принимают решение о возможности (или невозможности) микрокредитования.

Вслучае получения микрокредита через кредитное товарищество, участник Программы разрабатывает бизнес-план проекта и обращается в кредитное товарищество, которое участвует в конкурсе по отбору кредитных товариществ, проводимомууполномоченной региональной организацией в соответствии правилами кредитования микрофинансовых (микрокредитных) организаций и кредитных товариществ на конкурсной основе.

) Участник Программы после получения положительного заключения на кредитование или получения микрокредита через кредитное товарищество вправе заключить с организацией по оказанию сервисных услуг договор на предоставление дополнительных услуг по сопровождению проекта (маркетинговые, юридические, бухгалтерские и другие виды услуг) сроком до одного года.

Сервисные услуги оказываются посредством проведения консультаций:

по телекоммуникационной связи и интернету в рабочее время;

по месту нахождения организации по оказанию сервисных услуг в рабочее время;

по месту жительства участника Программы не менее одного раза в два месяца.

График оказания сервисных услуг по месту жительства участника Программы согласовывается с центром занятости населения.

) Развитие инженерно-коммуникационной инфраструктуры:

центры занятости населения при получении положительного заключения от уполномоченной региональной организации, имеющей статус финансового агентства, либо микрофинансовой (микрокредитной) организации или кредитного товарищества направляют в уполномоченный орган по развитию инфраструктуры списки участников Программы, проекты которых требуют строительства или реконструкции объектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры, или приобретения сопутствующего технологического оборудования для инженерно-коммуникационной инфраструктуры, в том числе для развития отгонного животноводства;

уполномоченный орган по развитию инфраструктуры готовит заключение о возможности (или невозможности) и необходимых объемах финансирования объектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры, или приобретения сопутствующего технологического оборудования для инженерно-коммуникационной инфраструктуры, в том числе для развития отгонного животноводства и информирует центр занятости населения.

) По проектам, получившим положительное заключение, между участником Программы и уполномоченным органом по развитию инфраструктуры заключается соответствующий договор.

) Развитие инженерно-коммуникационной инфраструктуры осуществляется в соответствии с законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан.

Глава 2. Реализация программы 2020 и Дорожной карты занятости анализ законодательной базы

.1 Закон Республики о занятости населения

Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 июня 2013 года № 636 в целях реализации Послания <#"728601.files/image004.gif">

Рис. 1 - Этапы реализации «дорожной карты» занятости 2020

Из рисунка 1 видно что «дорожная карта» разделена на два этапа и главная цель это снижение иждивенчества и стимулирование трудовой активности населения.

Из Послания Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства»

Новые принципы социальной политики - социальные гарантии и личная ответственность.

Новые принципы социальной политики:

.1. Минимальный социальный стандарт.

.2. Адресная социальная поддержка.

.3. Решение проблем социальных дисбалансов в регионах.

.4. Модернизация политики занятости и труда.

Защита материнства. Обращение к женщинам.

Защита детства.

Здоровье нации - основа нашего успешного будущего.

.1. Ключевые приоритеты в области здравоохранения.

.2. Новые подходы к обеспечению здоровья детей.

.3. Улучшение системы медицинского образования.

.4. Качество медицинского обслуживания на селе.

.5. Развитие физкультуры и спорта.

Сильная социальная политика, которая обеспечила общественную стабильность и согласие.

Из послания президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева Главным критерием для меня всегда был и будет уровень жизни народа.

За 15 лет доходы казахстанцев выросли в 16 раз.

Число граждан с доходом ниже прожиточного минимума уменьшилось в 7 раз, число безработных сократилось вдвое.

Мы заложили основы социальноориентированного общества.

Нам удалось добиться заметного прогресса в деле улучшения здоровья нации.

Для повышения эффективности сферы здравоохранения реформирована ее система организации, управления и финансирования.

За последние пять лет материнская смертность снизилась почти в 3 раза, в полтора раза возросла рождаемость.

Создаются равные возможности для получения образования.

За последние 15 лет расходы на образование выросли в 9,5 раза. Реализуется Государственная программа развития образования, нацеленная на кардинальную модернизацию всех уровней образования - от дошкольного до высшего.

Благодаря нашей политике долгосрочных вложений в развитие человеческого потенциала мы сформировали нынешнее талантливое поколение молодежи.

Законодательство Республики Казахстан о занятости населения основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона, Законодательство Республики Казахстан о занятости населения распространяется на граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства, и иных нормативных правовых актов.

Государство гарантирует гражданам в сфере занятости населения: социальную защиту от безработицы, содействие в подборе работы и трудоустройстве при посредничестве уполномоченных органов, Государство обеспечивает меры по содействию занятости целевым группам населения.

В целевые группы входят:

малообеспеченные;

молодежь в возрасте до двадцати одного года;

воспитанники детских домов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте до двадцати трех лет;

одинокие, многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей;

граждане, имеющие на содержании лиц, которые в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, признаны нуждающимися в постоянном уходе, помощи или надзоре;

лица предпенсионного возраста (за два года до выхода на пенсию по возрасту);

инвалиды;

лица, уволенные из рядов Вооруженных Сил Республики Казахстан;

лица, освобожденные из мест лишения свободы и (или) принудительного лечения;

оралманы;

выпускники организаций высшего и послевузовского образования; лица, высвобожденные в связи с ликвидацией работодателя-юридического лица либо прекращением деятельности работодателя-физического лица, сокращением численности или штата работников.

Местные исполнительные органы могут устанавливать дополнительный перечень лиц, относящихся к целевым группам, исходя из ситуации на рынке труда и бюджетных средств, а также дополнительные меры по социальной защите.

Государством оказывается следующая социальная защита от безработицы: 1) содействие в трудоустройстве; 2) профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации; 3) организация общественных работ и оплата труда безработных, занятых на общественных работах;

) оказание государственной адресной социальной помощи безработным из числа малообеспеченных граждан в соответствии с законодательными актами.

« Подходящая работа» Статья 18 из закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года N 149 о занятости населения является:

. Для зарегистрированных безработных граждан подходящей считается работа, которая соответствует профессиональной подготовке, трудовому стажу и опыту работы по прежней специальности, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности нового рабочего места, а для лиц, занятых уходом за детьми в возрасте до семи лет, из числа малообеспеченных также работа в режиме гибкого и неполного рабочего времени. Транспортная доступность определяется соответствующим исполнительным органом.

. Для лиц, впервые ищущих работу, но не имеющих профессии (специальности), а также не имеющих работы более двух лет, в качестве подходящей может считаться работа, требующая предварительной профессиональной подготовки, а в случае невозможности ее предоставления другая оплачиваемая работа (включая работу временного характера) с учетом возрастных и иных особенностей граждан и требований трудового законодательства Республики Казахстан.

. Для занятых из числа малообеспеченных подходящей считается работа, соответствующая условиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, среднемесячная заработная плата за которую выше, чем по их последнему месту работы.

Социальное рабочее место

. Создание социального рабочего места осуществляется работодателем на основе договора с местным исполнительным органом.

. Договор должен содержать обязанности сторон, виды, объемы работ, размер и условия оплаты труда, срок и источники финансирования социальных рабочих мест.

. Социальное рабочее место организуется путем предоставления или создания временных рабочих мест и имеет следующие особенности:

) предназначено специально для целевых групп;

) количество рабочих мест не ограничено, работа носит временный характер и для ее организации не могут быть использованы постоянные рабочие места и вакансии.

. Порядок отбора работодателей, предлагающих организацию социальных рабочих мест, определяется местным исполнительным органом.

Правил организации и финансирования государственной поддержки развития предпринимательства лицам, участвующим в активных мерах содействия занятости Постановление Правительства Республики Казахстан от 18 июля 2011 года № 816.

Правила организации и финансирования государственной поддержки развития предпринимательства лицам, участвующим в активных мерах содействия занятости, определяют порядок организации и финансирования обучения основам предпринимательства, содействия открытию или расширению собственного дела, а также строительства или реконструкция объектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры, или приобретения сопутствующего технологического оборудования для граждан Республики Казахстан из числа частично занятых, безработных, самостоятельно занятых, малообеспеченных, выпускников общеобразовательных школ 11 классов текущего календарного года, сохранивших трудоспособность инвалидов, пенсионеров по выслуге лет, лица, ранее занятые во вредных и других неблагоприятных условиях труда, и вышедшие на пенсию до общеустановленного возраста и оралманы, участвующих во втором направлении Программы занятости 2020, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2011 года № 316 (далее - Программа).

В рамках данного направления оказываются следующие виды государственной поддержки:

) предоставление консультативных услуг;

) направление на бесплатное обучение основам предпринимательства, с предоставлением материальной помощи на обучение;

) предоставление микрокредитов;

) оказание сервисных услуг;

) развитие и/или сооружение недостающих объектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры;

) приобретение сопутствующего технологического оборудования, в том числе для развития отгонного животноводства для проектов, реализуемых в рамках Программы.

Требования и условия участия во втором направлении Программы

Участниками второго направления Программы являются граждане Республики Казахстан из числа частично занятых, безработных, самостоятельно занятых, малообеспеченных, выпускников общеобразовательных школ 11 классов текущего календарного года, сохранивших трудоспособность инвалидов, пенсионеров по выслуге лет, лица, ранее занятые во вредных и других неблагоприятных условиях труда, и вышедшие на пенсию до общеустановленного возраста и оралманы.

Приоритетное право участия предоставляется сельским жителям и женщинам, желающим организовать или расширить собственное дело.

Желающие принять участие во втором направлении Программы подают в центры занятости населения заявление по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам.

При подаче заявления предъявляются следующие документы:

) копия документа, удостоверяющего личность;

) копия документа, подтверждающего регистрацию по постоянному месту жительства (адресная справка, справка сельских и/или аульных акимов);

) копия трудовой книжки (при наличии) или иной документ, подтверждающий трудовую деятельность (для работающих лиц);

) бизнес-предложение по организации или расширению собственного дела по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам;

) заявка (в случае необходимости) на развитие и обустройство недостающей инженерно-коммуникационной инфраструктуры для проекта по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам.

Лица, планирующие расширение собственного дела, дополнительно представляют документы, подтверждающие:

) отсутствие задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет;

) платежеспособность (оригинал справки банка второго уровня или его филиала с подписью и печатью, в котором обслуживается лицо, об отсутствии просроченной задолженности по всем видам обязательств лица, длящейся более трех месяцев, предшествующих дате выдачи справки, перед банком или его филиалом (в случае, если лицо является клиентом нескольких банков второго уровня или филиалов, а также иностранного банка, данная справка представляется из каждого из таких банков).

Центры занятости населения в течение десяти рабочих дней рассматривают представленные документы, проводят собеседование с заявителями, определяют потребность в обучении основам предпринимательства, получении микрокредитов, а также подведении недостающей инженерно-коммуникационной инфраструктуры по проектам.

Центр занятости населения после получения от уполномоченной региональной организации, имеющей статус финансового агентства, или микрофинансовой организации или микрокредитной организации или кредитного товарищества положительного заключения о возможности кредитования претендента на участие в Программе передает на рассмотрение Комиссии документы потенциальных участников для включения в состав участников второго направления Программы.

При определении участников Программы учитывается соответствие бизнес-предложений приоритетным направлениям, согласно карте развития предпринимательства, утвержденным местным исполнительным органом в рамках реализации Программы, и условиям предоставления микрокредитов, определенным главой 3 настоящих Правил.

В заявке на участие в данном направлении указывается необходимость развития и обустройства недостающей инженерно-коммуникационной инфраструктуры для проектов и приобретения сопутствующего технологического оборудования.

Центры занятости населения с лицами, включенными в состав участников второго направления Программы, заключают социальные контракты.

Центры занятости населения в соответствии с условиями социального контракта рекомендуют участников Программы для обучения основам предпринимательства и направляют их в уполномоченный орган по развитию предпринимательства.

Уполномоченный орган по развитию предпринимательства на основе информации центра занятости населения и в соответствии с действующим законодательством обеспечивает обучение основам предпринимательства, срок которого не должен превышать одного месяца.

Программа обучения и график ее проведения согласовываются с центрами занятости населения.

В соответствии с действующим законодательством данный орган осуществляет отбор организаций по оказанию сервисных услуг и на основе рекомендаций центров занятости населения направляет в них участников Программы для обучения и получения практической помощи в составлении бизнес плана.

При этом организация по оказанию сервисных услуг предоставляет заключение, обосновывающее экономическую и финансовую состоятельность бизнес-плана проекта участника Программы.

Отбор сервисных организации для проведения обучения основам предпринимательства производится на конкурсной основе на срок не более 3-х лет.

В случае нахождения обучающей организации в населенных пунктах за пределами мест постоянного проживания участников Программы, выплачивается материальная помощь обучающимся основам предпринимательства в следующих размерах:

) на проезд в размере двух месячных расчетных показателей;

) на проживание в размере десяти месячных расчетных показателей.

Участники Программы по направлению центра занятости населения обращаются с бизнес-планом проекта с заявкой на получение микрокредита в уполномоченную региональную организацию, имеющую статус финансового агентства либо в кредитную организацию.

Уполномоченная региональная организация, имеющая статус финансового агентства либо кредитная организация в течение пятнадцати рабочих дней рассматривает, принимает решение о микрокредитовании участников Программы и направляет заключение в центры занятости населения.

Центры занятости населения после принятия уполномоченной региональной организацией, имеющие статус финансового агентства либо кредитной организацией решения о возможности (или невозможности) микрокредитования участника Программы вносят соответствующие изменения в ранее заключенные социальные контракты.

Участник Программы после получения микрокредита вправе заключить с организацией по оказанию сервисных услуг договор на предоставление дополнительных услуг по сопровождению проекта (маркетинговые, юридические, бухгалтерские и другие виды услуг) сроком до одного года.

Услуги по сопровождению проектов оказываются по принципу одного окна, в форме с возможностью оказания сервисных услуг и услуг по обучению с выездом на места.

Размер оплаты услуг за сопровождение проекта определяется исходя из специфики проекта, но не более 5% от суммы выданного микрокредита и входит в сумму выданного микрокредита.

В случае оказания некачественных сервисных услуг участнику Программы договор расторгается досрочно по согласованию с Комиссией при этом организация по оказанию сервисных услуг возмещает стоимость услуги по сопровождению проекта.

Списки потенциальных участников Программы, проекты которых требуют развития и обустройства недостающей инженерно-коммуникационной инфраструктуры, а также приобретение сопутствующего технологического оборудования центры занятости населения в течение трех рабочих дней со дня получения положительного заключения от уполномоченной региональной организацией, имеющие статус финансового агентства либо КО направляют в уполномоченный орган по развитию инфраструктуры.

Уполномоченный орган по развитию инфраструктуры в течение трех рабочих дней готовит заключение о возможности (или невозможности финансирования) и необходимых объемах финансирования развития и обустройства недостающей инженерно-коммуникационной инфраструктуры, а также приобретение сопутствующего технологического оборудования и информирует центр занятости населения.

На всех этапах реализации Программы информация об участии в ней лиц размещается в автоматизированной информационной системе «Занятость» единой информационной системы социально-трудовой сферы.

Центры занятости населения осуществляют сопровождение и мониторинг социального контракта, оценивают эффективность проведенных мероприятий и контролируют выполнение участниками Программы принятых на себя обязательств.

Уполномоченная региональная организация, имеющая статус финансового агентства либо кредитные организации осуществляют сопровождение и контроль целевого использования выданного микрокредита и выполнение участниками Программы принятых на себя обязательств в соответствие с договором.

Отчет о целевом использовании средств участника Программы направляются в Центры занятости.

Участники Программы получившие микрокредиты, обязаны предоставлять кредитующим организациям подтверждающие документы о целевом использовании средств выданного ими микрокредита.

2.2 Анализ текущей ситуации и мониторинг реализации программ

В ходе проведенных социально-экономических преобразований в стране создан динамично развивающийся рынок труда:

) уровень экономической активности населения повысился с 68,6 % в 1991 году до 71,7 % - в 2013 году, численность экономически активного населения увеличилась с 7,7 млн. человек до 9,4 млн. человек;

) численность занятого населения увеличилась с 7,7 млн. человек до 8,8 млн. человек. При этом преобладает занятость на частных предприятиях;

) уровень безработицы снизился более чем в 2 раза - с 12,8 % в 2000 году до 5,2 % в 2013 году. Численность безработного населения составила 474,8 тыс. человек, что в 2 раза меньше, по отношению к 2000 году.

Несмотря на позитивные показатели, характеризующие рынок труда, сегодня в стране достаточно большая группа населения с чрезвычайно низкой экономической активностью, это:

) 474,8 тыс. безработных, самая большая группа из которых это люди в возрасте до 34 лет;

) около 1,1 млн. непродуктивно занятых, это незарегистрированные самостоятельные работники, лица занятые на личном подсобном хозяйстве производством продукции лишь для собственного потребления и неоплачиваемые работники семейных предприятий;

) 646,4 тыс. малообеспеченных граждан, часть из которых относится к безработным и самостоятельно занятым.

В целом это около 2,0 млн. человек, порядка 80,0 % из которых проживают на селе.

,8 млн. занятых не участвуют в системе пенсионных накоплений и социального страхования.

Для обеспечения 5 % уровня безработицы по стране до 2020 года необходимо дополнительно обеспечить занятость 508 тыс. человек.

Ситуацию может усугубить неустойчивость глобального развития, которая уже вызвала замедление темпов экономического роста в Казахстане до 5 % и может еще более замедлить развитие и создание новых рабочих мест.

Кроме того, недостаточно новых рабочих мест создается на селе, этому существенно препятствуют:

) отдаленность от рынков сбыта;

) неразвитость транспортной, производственной и коммунальной инфраструктуры;

) отсутствие доступа к финансированию, банки второго уровня не представлены на селе;

) низкая квалификация населения, проживающего на селе.

Среди недостатков следует также отметить то, что в государственных и отраслевых программах отсутствуют целостные и объективные планы по количеству создаваемых рабочих мест на уровне республики, области, района, села, и конкретного проекта.

Проведенные в конце 90-х годов прошлого столетия институциональные преобразования службы занятости снизили эффективность регулирования рынка труда.

Сложившаяся, таким образом, ситуация не только замедляет темпы снижения бедности, но и означает недоиспользование имеющихся в стране трудовых ресурсов вопреки растущему спросу на рабочую силу в условиях перехода к новому витку экономического роста.

В мировой практике для решения такого рода проблем используются активные программы на рынке труда (далее - АПРТ). АПРТ осуществляются через развитие трудовых ресурсов (профессиональная подготовка и переподготовка), увеличение спроса на рабочую силу (субсидирование заработной платы/занятости), совершенствование регулирования рынка труда (создание служб занятости, информационное сопровождение), сочетание активизации трудовых усилий с системой социальной поддержки, осуществляемой государством (стратегии «прав и обязанностей» или «взаимных обязательств», когда государство обязуется оказывать высококачественные услуги по обеспечению занятости и обучению, а участник АПРТ обязуется осуществлять интенсивный поиск работы).

В экономическом плане АПРТ предполагают увеличение вероятности продуктивной занятости, рост производительности труда и заработной платы, в социальном - снижение безработицы, рост трудовой активности и развитие человеческого потенциала.

Первоначально такие программы использовались во время экономической депрессии и высокого уровня безработицы, в настоящее время применяются для смягчения негативного влияния промышленной реструктуризации в странах с переходной экономикой и интеграции уязвимых слоев населения, наиболее отдаленных от рынков труда.

Достигаемые на этой основе позитивные результаты делают актуальным разработку и применение АПРТ и на казахстанском рынке труда.

Наши возможности в этом плане усиливает накопленный в ходе реализации Дорожной карты и Программы занятости 2020 опыт управления рисками, возникающими на рынке труда.

С учетом задач по модернизации политики обеспечения занятости населения, поставленных Главой государства в своем ежегодном Послании народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» и изложенных проблем, разработана данная Программа.

Механизм реализации:

) центральные государственные органы, имеющие на балансе социально-культурные объекты республиканской собственности, акимы областей, городов Астаны и Алматы, исходя из выделенных общих лимитов финансирования, осуществляют отбор инфраструктурных проектов для реализации в рамках Программы с учетом:

потенциала социально-экономического развития городов и сельских населенных пунктов (высокий или средний);

наличия проектно-сметной документации на строительство, капитальный ремонт объектов, прошедшей государственную экспертизу;

наличия дефектной ведомости, сметной документации, сметы расходов на объем выполняемых работ, средний и (или) текущий ремонт которых планируется осуществить в рамках инфраструктурных проектов;

количества создаваемых рабочих мест, трудоустройства на них в приоритетном порядке участников Программы и размера среднемесячной заработной платы, согласованного с местным уполномоченным органом по вопросам занятости;

) инфраструктурные проекты, предлагаемые для реализации, предоставляются акимами областей, городов Астаны и Алматы на рассмотрение администратору республиканской бюджетной программы с приложением требуемой технической документации в соответствии с действующим законодательством, количества создаваемых рабочих мест и обоснованием выбора инфраструктурных проектов;

) в ходе рассмотрения проектов администратор республиканской бюджетной программы проверяет проекты на соответствие приоритетам направлений, предоставленную техническую документацию, количество создаваемых рабочих мест. После согласования проекта с оператором Программы в части создания рабочих мест, готовит соответствующее заключение;

) финансирование предусмотренных на реализацию инфраструктурных проектов администраторами республиканских и местных бюджетных программ осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан;

) центральные государственные и местные исполнительные органы обеспечивают предоставление рабочих мест при реализации инфраструктурных проектов, в том числе на объектах республиканской собственности не менее 30 % рабочих мест при строительстве, не менее 50 % при текущем и капитальном ремонте, благоустройстве для участников Программы, проживающих в районе (в городе), где реализуется инфраструктурный проект по направлениям центров занятости населения.

В случае отсутствия необходимых трудовых ресурсов в данном районе (городе), где реализуется инфраструктурный проект, привлечение извне допускается при условии письменного согласия центров занятости населения районов (городов);

) потенциальные участники Программы, желающие и имеющие возможность принять участие в реализации инфраструктурных проектов, обращаются в центры занятости населения с заявлением на участие в Программе и представляют необходимые документы;

) центр занятости населения принимает решение о включении заявителей в состав участников Программы с учетом потребности работодателей, реализующих инфраструктурные проекты, в трудовых ресурсах;

) между участником Программы и центром занятости населения заключается социальный контракт;

) участники Программы направляются центром занятости населения для трудоустройства на созданные рабочие места в рамках реализуемых инфраструктурных проектов;

) выполнение условий социального контракта контролируется центром занятости населения.

Сведения об участниках Программы и работодателях, участвующих в реализации инфраструктурных проектов в рамках Программы, размещаются в автоматизированной информационной системе «Занятость» единой информационной системы социально-трудовой сферы;

) администраторы республиканских бюджетных программ в пределах своей компетенции проводят мониторинг реализации инфраструктурных проектов, реализуемых в рамках Программы.

Порядок перечисления целевых трансфертов на развитие в рамках данного направления осуществляется в соответствии с Правилами исполнения бюджета и его кассового обслуживания, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 февраля 2009 года № 220.

Мониторинг реализации Программы

Для обеспечения целевого использования представленных средств и достижения, предусмотренных Программой результатов (целевых индикаторов) между администраторами республиканских бюджетных программ и местными исполнительными органами заключаются соглашения о результатах по следующим основным параметрам:

) снижение уровня безработицы;

) создание рабочих мест;

) увеличение количества продуктивно занятых в общем числе самостоятельно занятого населения;

) сокращение в структуре населения доли трудоспособных лиц, проживающих ниже уровня прожиточного минимума;

) количество участников Программы, охваченных мерами государственной поддержки, в разрезе направлений и компонентов Программы;

) количество участников Программы, трудоустроенных на постоянные рабочие места, социальные рабочие места и молодежную практику, в том числе из числа прошедших профессиональное обучение;

) другие показатели.

Управление реализацией Программы осуществляется:

) на уровне республики:

МВК;

оператором Программы;

) на областном (столичном, города республиканского значения) уровне - региональной комиссией по реализации Программы (далее - региональные комиссии) и уполномоченными органами по вопросам занятости и центрами занятости населения;

) на районном (городском) уровне - районной (городской) комиссией по реализации Программы (далее - районные (городские) комиссии), уполномоченными органами по вопросам занятости и центрами занятости населения;

) на уровне сел и аулов - (акимы поселковых/сельских округов) аппаратами акимов данных административно-территориальных единиц.

В результате реализации Программы до 2020 года активными мерами содействия занятости будут охвачены до полутора миллионов человек, в том числе не менее 800 тысяч сельских жителей.

Снизится удельный вес неэффективной занятости, уменьшится безработица, повысятся производительность труда, а также доходы населения.

План обеспечения занятости до 2020 года для обеспечения 5 % уровня безработицы человек

Регионы

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

Акмолинская область

4172

2613

2560

2569

2695

3046

3523

3860

Актюбинская область

4105

2571

2519

2527

2652

2997

3466

3798

Алматинская область

9701

6077

5954

5973

6267

7083

8191

8976

Атырауская область

2767

1733

1698

1704

1788

2020

2337

2560

Западно-Казахстанская область

3148

1972

1932

2034

2299

2658

2913

Жамбылская область

5557

3481

3410

3422

3590

4057

4692

5141

Карагандинская область

7012

4393

4304

4318

4530

5120

5921

6488

Костанайская область

5075

3179

3115

3125

3278

3705

4285

4695

Кызылординская область

3278

2053

2012

2018

2118

2393

2768

3033

Мангистауская область

2550

1597

1565

1570

1647

1861

2153

2359

Южно-Казахстанская область

11709

7336

7187

7210

7565

8550

9888

10834

Павлодарская область

4136

2591

2539

2547

2672

3020

3493

3827

Северо-Казахстанская область

3268

2047

2006

2012

2111

2386

2759

3024

Восточно-Казахстанская область

7102

4450

4359

4373

4589

5186

5997

6571

г. Алматы

3942

2470

2420

2427

2547

2878

3329

3648

г. Астана

7304

4576

4483

4498

4719

5333

6168

6758

Республика Казахстан

84826

53139

52063

52231

54802

61934

71628

78485

На реализацию Программы в республиканском бюджете предусмотрено:

) на 2013 год - 104,9 млрд. тенге;

) на 2014 год - 100,6 млрд. тенге;

) на 2015 год - 98,7 млрд. тенге.

В последующие годы объемы финансирования из республиканского бюджета будут уточняться при формировании соответствующих бюджетов на планируемый период.

План мероприятий по реализации Дорожной карты занятости 2020

№ п/п

Наименование мероприятия

Расходы

Ответственные исполнители

Форма завершения

Срок исполнения

1

2

3

4

5

6

1. Организационные мероприятия

1

Обеспечение информационного сопровождения для создания базы данных текущих вакансий и перспективных рабочих мест на программной платформе автоматизированной информационной системы «Рынок труда»

-

МТСЗН, МИНТ, МНГ, МТК, МСХ, МЗ, МОН, МКИ, объединения работодателей (по согласованию), акимы областей, городов Астаны и Алматы

база данных

3 квартал 2013 года

2

Разработка и утверждение Карты занятости регионов и инструкции по ее формированию

-

MTC3H, МЭБП, МРР, МСХ

приказ МТСЗН по согласованию с АС

3 квартал 2013 года

3

Разработка автоматизированной информационной системы «Карта занятости регионов»

В пределах средств предусмотренных на 2013 -2015 годы

MTC3H

база данных

3 квартал 2013 года

2. Создание рабочих мест через развитие предпринимательства на селе

4

Внесение изменений и дополнений в постановление <http://normativ.uchet.kz/view/35132/> Правительства Республики Казахстан от 18 июля 2011 года № 816 «Об утверждении Правил организации и финансирования государственной поддержки развития предпринимательства лицам, участвующим в активных мерах содействия занятости»-МТСЗН, МФ, МЭБП, МСХ, АО «ФФПСХ» (по согласованию), АО «ФРП «Даму» (по согласованию)постановление Правительства Республики Казахстаниюнь 2013 года





5

Внесение изменений и дополнений в постановление <http://normativ.uchet.kz/view/35131/> Правительства Республики Казахстан от 18 июля 2011 года № 819 «Об утверждении Правил кредитования микрокредитных организаций и кредитных товариществ на конкурсной основе»-МТСЗН, МФ, МЭБП, МСХ, АО «ФФПСХ» (по согласованию) АО «ФРП «Даму» (по согласованию)постановление Правительства Республики Казахстаниюнь 2013 года





3. Обучение и содействие в трудоустройстве

6

Внесение изменений и дополнений в Правительства постановление <http://normativ.uchet.kz/view/35148/> Республики Казахстан от 18 июля 2011 года № 815 «Об утверждении Правил организации и финансирования обучения, содействия в трудоустройстве лиц, участвующих в активных мерах содействия занятости, и предоставления им мер государственной поддержки»-МТСЗН, МОН, акимы областей, городов Астаны и Алматыпостановление Правительства Республики Казахстаниюнь 2013 года





4. Повышение мобильности трудовых ресурсов в рамках потребности работодателя

7

Внесение изменений и дополнений в постановление <http://normativ.uchet.kz/view/35130/> Правительства Республики Казахстан от 18 июля 2011 года № 817 «Об утверждении Правил содействия повышению мобильности лиц, участвующих в активных мерах содействия занятости, и оказания им мер государственной поддержки»-МТСЗН, МРР, МФ, МЭБП, акимы областей, городов Астаны и Алматыпостановление Правительства Республики Казахстаниюнь 2013 года





5. Информационная работа

8

Повышение информированности населения в вопросах государственной политики занятости: - проведение научно-практических семинаров, заседаний круглого стола, встреч с населением, работодателями, частными агентствами занятости; - выступления в СМИ; - размещение информационных материалов на веб-сайте МТСЗН


МТСЗН, акимы областей, городов Астаны и Алматы

семинары, встречи, выступления, публикации

постоянно

9

Создание программно-аналитического комплекса «Ситуационного центра Министерства труда и социальной защиты населения»

В пределах средств, предусмотренных на 2013 -2015 годы

МТСЗН, МТК, МЭБП

ситуационный центр Министерства труда и социальной защиты населения

ноябрь 2013 года

10

Создание информационных порталов «Молодежная биржа труда» и «Работа»

В пределах средств, предусмотренных на 2013 -2015 годы

МТСЗН, МТК, МОН, молодежное крыло «ЖасОтан» НДП «НурОтан» (по согласованию), НЭПК «Союз «Атамекен» (по согласованию)

интернет-сайт

ноябрь 2013 года


Заключение

центр занятость дорожный карта

В своей политике по обеспечению и поддержанию занятости населения Казахстан прошел путь от планово-директивных методов, используемых социалистической экономикой, к преимущественно рыночному механизму поддержания и регулирования данного процесса. Однако, экономический кризис и последовавшие за этим остановка, банкротство и ликвидация предприятий, сокращение работников привели к необходимости широкого использования государственных методов регулирования и поддержания занятости населения.

В кризисный период в целях защиты граждан от безработицы государством была использована стратегия, которую можно условно охарактеризовать, как «стратегия выживания». Основой этой стратегии стала реализация программы «Дорожная карта» (создание социальных рабочих мест, переобучение и переподготовка специалистов, организация молодежной практики и пр.), а также принятие государством активных мер по сохранению существующих рабочих мест, замене иностранных кадров на казахстанские, увеличение периода выплаты пособия по безработице и др.

Преодоление кризисных явлений, активизация экономической деятельности, переход к индустриально-инновационному типу производства сегодня требуют от государства выработки нового типа стратегии занятости - «стратегии развития».

Современное состояние занятости населения характеризуют следующие основные признаки:

недостаточная степень развития институционально-правового обеспечения занятости, что ведет к сохранению конфликтов на рынке труда;

преобладание неэффективной занятости, которая выражается в высокой концентрации рабочей силы на убыточных предприятиях, больших масштабах недоиспользования рабочего времени, низкой производительности труда, снижении в общем числе работников доли занятых в высокотехнологичных и наукоемких видах деятельности;

отсутствие эффективно работающего рыночного механизма трудовых ресурсов, адекватного макроэкономическим преобразованиям;

потеря квалификации высококвалифицированными кадрами из-за отсутствия реальной связи между доходом и уровнем профессионализма работников, их перетока в неформальную занятость, миграции за рубеж;

нарастание разрыва между спросом и предложением квалифицированной рабочей силы;

ухудшение качественных характеристик имеющихся рабочих мест и медленное создание новых;

увеличение травматизма и числа профессиональных заболеваний из-за роста доли рабочих мест с неблагоприятными условиями труда;

обострение проблем трудоустройства отдельных социально-демографических групп населения: молодежи, инвалидов, женщин, уволенных в запас военнослужащих и др.;

сохранение на производстве значительных масштабов скрытой безработицы, расширение предложения рабочей силы в «теневой» сфере занятости;

недостаточно гибкое реагирование на изменения спроса на рабочую силу системой профессионально-технического образования;

наличие стихийной трудовой миграции рабочей силы внутри страны;

медленная интеграция переселенцев - оралманов на исторической родине;

слабое развитие доступности рынка жилья, что препятствует гибкому перемещению и использованию экономически активного населения;

отсутствие возможности ускоренного переобучения безработных по требуемым специальностям;

направление больших потоков трудовой миграции из государств СНГ (прежде всего, из Кыргызстана и Узбекистана) в Казахстан;

значительный объем нелегальной трудовой миграции и отсутствие механизмов по возвращению трудящихся-мигрантов, незаконно находящихся на территории Казахстана, в места их постоянного проживания;

отсутствие единой автоматизированной информационной базы по вопросам занятости населения.

За время независимости Казахстана в сфере занятости произошли существенные изменения.

В ходе проведенных социально-экономических преобразований в стране создан динамично развивающийся рынок труда.

Так, уровень экономической активности населения вырос с 68,6% в 1991 г. до 71,9% в 2012 г. (2-й квартал 2012 г.).

Численность экономически активного населения увеличилась с 7,7 млн. до 9 млн. человек, занятого населения - с 7,7 млн. до 8,5 млн. человек. Более трети занятого населения являются самостоятельно занятыми.

Высокие темпы роста экономики и создание постоянных рабочих мест способствовали снижению уровня безработицы более чем в 2 раза - с 12,8% в 2000 г. до 5,2% в 2013 г. (во 2-м квартале 2013 г.).

Численность безработного населения составила 466,4 тыс. человек (на 1.12.2013 г.), что в 2 раза меньше по отношению к 2000 г.

Анализ данных официальной статистики показал изменение, свидетельствующее о положительной динамике процессов трансформации, изменение в численности занятых в экономике по формам собственности, где можно наблюдать незначительный (в среднем на уровне 2 % в год) прирост количества занятых в частном секторе.

В Казахстане низка доля занятых в сфере услуг - 51,7%, в то время как в странах ЕС доля занятых в этих сферах составляет в среднем - 65-66%. Учитывая множество неоднородных отраслей, входящих в сферу услуг, необходимо отметить, что в сфере услуг развитых стран значительный вес занимают профессиональные и сервисные услуги, в то время как в Казахстане почти треть (28,6%) занятого населения в сфере услуг приходится на торговлю и предоставление ремонтных услуг.

Более детальное изучение трансформационных изменений в Казахстане показало, что на протяжении десятилетия реформ в стране происходило обесценение и постепенная деградация трудового потенциала.

Недоиспользование рабочей силы выражается не только в количественных параметрах безработицы, но и в снижении качества занятости, что не находит отражение в данных официальной статистики.

Об этом свидетельствуют значительные масштабы частичной и подавленной безработицы, распространение неполной занятости.

Низкий уровень трудовых доходов большой части работников заставляет их искать дополнительные источники средств к существованию, соглашаться на любые условия труда.

Все эти проблемы проявились в полной мере с началом мирового экономического кризиса.

Одной из причин нерационального использования трудовых ресурсов является неадекватность сложившегося типа занятости (соответствующего, в лучшем случае, потребностям индустриального общества) императивам экономического развития, связанным с новым уровнем развития техники и трудовых отношений.

Новые направления экономического развития вступают в противоречие с жесткой регламентацией условий труда, практикуемой на современных предприятиях.

Традиционные режимы занятости тормозят процессы преобразований, что приводит к появлению новых форм организации труда, а традиционные оценочные показатели рынка труда, отражающие позитивные сдвиги в структуре занятости, по сути, носят малоинформативный формальный характер.

Для более полной оценки тенденций в развитии структуры занятости важно определить причины, повлекшие за собой те или иные изменения, а также внутреннее содержание процессов, происходящих в каждом секторе казахстанской экономики.

Однако сегодня созданию такого адекватного современной экономике рынка труда препятствует законодательная и коллективно-договорная зарегулированность трудовой сферы, растущее бремя социальных расходов.

Похожие работы на - Анализ деятельности коммунального Государственного учреждения 'Центр занятости' акимата города Алматы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!