Издательская деятельность 'De Agostini' в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,39 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Издательская деятельность 'De Agostini' в России

Содержание

Введение

Глава 1. Партворки на российском рынке периодической печати

1.1 Партворк, классификация партворков

1.2 Современный рынок периодической печати в России

Глава 2. Анализ проектов издательства «De Agostini»

2.1 История издательского дома «De Agostini»

2.2 Редакторский анализ коллекционного журнала «Православные храмы. Путешествие по святым местам»

Заключение

Библиографический список


Введение

На современном рынке периодических изданий России читатель встречает огромный выбор журналов, отвечающих любому возрасту, вкусу и занятию. В последнее десятилетие особо популярным среди читателей стало коллекционирование журнальных серий - партворков. Главной особенностью этих изданий является сочетание печатного содержания с сопутствующим предметом, который зависит от тематики коллекции и является его важной частью. Такими предметами могут быть миниатюрные модели автомобилей, фарфоровые куклы, части модели самолета или корабля, игрушки, камни, карточки и многое другое. Разнообразие этих коллекций позволяет найти читателю ту серию, которая будет соответствовать его предпочтениям и вкусам. Несмотря на то, что в России такие издания практикуются уже больше десятилетия, они продолжают вызывать множество вопросов у исследователей. Поэтому принято считать партворки относительно новым явлением на российском книжном рынке, но уже устоявшимся и занявшим свое место на книжных прилавках и в сердцах читателей.

Особое место среди издателей партворков занимает издательство «De Agostini», которое на данный момент является лидером по выпуску партворков не только в России, но и во всем мире. Поэтому мы предлагаем сосредоточиться на деятельности именно этого издательства. Предметом данной работы был выбран культурно-обучающий партворк «Православные храмы. Путешествие по святым местам», так как на сегодняшний день этот выпуск является одним из наиболее популярных издаваемых в России партворков. Он считается новым для книжного рынка России изданием, но уже успел обрести свою историю (журнал издается с августа 2012 года, на данный момент уже вышел 31 номер).

Актуальность темы исследования заключается в важности изучения как партворка в целом из-за его распространенности на российском рынке периодики, так и конкретно проектов издательского дома «De Agostini» в связи с его лидерством в сфере партворков.

Результаты курсовой работы могут использоваться в качестве материала для дальнейшего исследования партворков, помимо этого подробный разбор издательской деятельности «De Agostini» может послужить примером успешного становления издательского дома для других издателей. В этом заключается практическая значимость работы.

Объект исследования - явление партворка в целом и конкретно издательские проекты De Agostini.

Предмет исследования - понятие и характеристики партворка, особенности редакторской подготовки культурно-обучающего партворка «Православные храмы. Путешествие по святым местам» и его место в контексте других партворков.

Цель работы - проанализировать издательскую деятельность De Agostini и выявить специфику их проектов на материале коллекционного журнала «Православные храмы».

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

дать характеристику такому изданию, как партворк;

изучить рынок партворков в России;

ознакомиться с историей издательского дома «De Agostini»;

проанализировать деятельность издательского дома «De Agostini» в России; партворк печатный издательский agostini

провести редакторский анализ партворка «Православные храмы. Путешествие по святым местам».

При изучении рынка партворков мы опирались на материалы отраслевых докладов «Российский рынок периодической печати» Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, статистические данные Российской книжной палаты, а также на материалы сайта Гильдии издателей периодической печати. Для изучения рынка партворков мы обратились к официальным сайтам издательств, занимающихся их выпуском, и к сайтам о партворках «Блог о журналах с вложением» и «Партворки в России».

Методы исследования:

Общенаучные - методологические подходы: типологический, маркетинговый, системно-деятельностный - анализ литературных источников.

Общелогические методы: сравнение, сопоставление, анализ.

Специальные, т.е. редакторский анализ.

Глава 1. Партворки на российском рынке
периодической печати

.1 Партворк, классификация партворков

Для того чтобы изучить рынок партворков в России, необходимо определить само понятие партворк.

К определению партворка следует подходить с нескольких сторон, так как это уникальное издание зачастую совмещает в себе признаки как периодического, так и книжного издания. Важно отметить, что партворки - малоизученное понятие в России, теоретические исследования, посвященные этой теме, очень малочисленны.

Официально о партворках как о новой тенденции журнального рынка было сказано в докладе «Российский рынок периодической печати» Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям за 2005 г. В нем говорилось, что партворки (англ. part work - частичная работа) - тематические периодические издания, серии, выпускаемые в виде журналов. В докладе к журналам они были отнесены условно, так как проекты издания партворков запускаются на конкретное количество лет, пока не исчерпается тема серии [Российский рынок периодической печати, 2005, URL].

Б. В. Ленский в статье «Партворки от De Agostini» определяет партворки как «недельные или двухнедельные малообъемные периодические издания журнального типа по искусству, истории, географии, кулинарии, издания типа «Сделай сам», материалы для изучающих иностранные языки, включая компьютерные курсы, коллекционные выпуски по кино и музыке, мультимедийные издания образовательного характра для детей и юношества и т.д. Распространяются по преимуществу через киоски периодической печати» [Ленский, 2010, с.43].

На официальном сайте издательства «De Agostini» партворку дают следующее определение: «Партворки - это коллекционные издания (журналы), которые выходят еженедельно или один раз в две недели на протяжении от одного года до двух лет. Коллекции посвящены различным темам обучающего, познавательного, развлекательного, коллекционного характера. Выпуски могут сопровождаться DVD или СD-дисками, отдельными элементами моделей, которые собираются в течение коллекции, в зависимости от темы изданий. В первых выпусках коллекции предлагается папка, в которую собираются журналы» [Издательство De Agostini, URL]. Похожее определение дает сайт Википедия: «Партворк (от англ. part и work - «часть» и «работа») - узкоспециализированное периодическое издание (журнал или книга) познавательного, развлекательного, коллекционного характера, состоящее из выпусков (частей), выходящее еженедельно или один раз в две недели на протяжении 1-2 лет, как правило, в соответствии с заранее установленным планом. К одному из первых выпусков издания предлагается папка, в которую собираются журналы. В полностью собранном виде партворк представляет собой тематическую мини-энциклопедию или антологию. Выпуски могут сопровождаться DVD или CD-дисками, отдельными элементами моделей, которые собираются в течение периода издания, коллекционными фигурками и т. п. Как и обычная периодика, партворки обычно продаются в местах реализации периодических печатных изданий» [Партворк определение, URL]. Это определение мы будем принимать в нашей работе за основное, так как, на наш взгляд, оно более полно описывает явление партворка.

Для определения основных характеристик партворка следует обратиться к таким авторитетным источникам, как ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения» [Стандарты по издательскому делу, 2004, с.191] и Единый отраслевой классификатор печатных СМИ [Единый отраслевой классификатор печатных СМИ, URL].

Итак, исходя из понятий, приведенных в ГОСТ 7.60-2003, партворк можно отнести к следующим видам изданий.

По периодичности партворк является периодическим изданием, сериальное издание, выходящее через определенные промежутки времени, как правило, с постоянным для каждого года числом номеров (выпусков), не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными, нумерованными и (или) датированными выпусками, имеющими одинаковое заглавие. Периодические издания могут быть ежедневными, еженедельными, ежемесячными, ежеквартальными, ежегодными.

Важно отметить, что продолжительность коллекций имеет строгую ограниченность, период которой оговорен уже в первом выпуске. Длительность зависит от величины коллекции, её обширности и размера модели, собираемой в течение всего периода.

Среди периодических изданий наиболее близким к партворку является понятие журнал - периодическое журнальное издание, имеющее постоянную рубрикацию и содержащее статьи или рефераты по различным вопросам и литературно-художественные произведения. В примечании к данному понятию сказано, что журнал может иметь приложение, что как раз таки подходит к партворку.

По читательскому адресу партворк можно отнести к массовому изданию - изданию, рассчитанному на самый широкий круг читателей; к популярному изданию - изданию, предназначенному для удовлетворения непрофессиональных интересов широких кругов читателей в одной или нескольких специальных областей знания; к изданию для детей и юношества - изданию, содержащему произведения художественной литературы или познавательного характера, выпущенному для читателей до 17 лет и отличающееся особым художественным и полиграфическим оформлением. Адресность партворков полностью зависит от тематики серии. Чаще всего встречаются издания для детей и юношества, так как в большинстве случаев именно на эту аудиторию рассчитаны партворки.

Для более детальной характеристики партворков предлагаем обратиться к Единому отраслевому классификатору печатных СМИ, это позволит подробнее проанализировать партворки как вид издания.

Итак, под журналом Единый отраслевой классификатор подразумевает периодическое издание, имеющее постоянную рубрикацию, направленное на конкретную целевую аудиторию и содержащее аналитические, литературно-художественные материалы и рекламу, как правило - иллюстрированное и изготовленное из более дорогих, по сравнению с газетами, сортов бумаги. При этом, под «журнальным изданием» (материальная конструкция издания) следует понимать издание, в виде блока скрепленных в корешке листов печатного материала установленного формата (на скрепке или на склейке).

По периодичности наиболее часто встречаются партворки выходящие еженедельно, однако есть и те, которые выходят раз в две недели (напр. «Куклы в народных костюмах» и «Занимательные головоломки» от De Agostini) или ежемесячно.

По территории распространения их можно отнести к общенациональным. Поскольку, выходящие на территории России, Украины, Казахстана партворки издаются на русском языке, в других странах - на языке той страны, в которой выходит коллекция.

По способу доставки читателю партворки относятся к платным, при этом распространяются как в магазинах (чаще всего киосках), так и по подписке, оформить подписку можно на официальном сайте партворков.

По языку выхода издания - многоязычные издания.

По задачам и характеру информации - потребительские издания, печатные СМИ, охватывающие самые различные области потребительских интересов населения и предназначенные для обычного потребителя.

По тематике партворки могут быть самыми разнообразными, от автомобильных тем и коллекций до шитья и ведения домашнего хозяйства. Поэтому определять тематику необходимо на конкретной журнальной коллекции. Тем не менее, по тематике и характеру аудитории партворки следует отнести:

к изданиям детским, представленным во всех возрастных группах (детские, подростковые, молодежные), так как основным покупателем являются именно дети и молодежь. К этой группе относятся популярные журналы развлекательного характера, они направлены на развлечение и веселое проведение досуга. Примерами таких журналов могут служить партворки «Scooby Doo! Великие тайны мира», «Маджики. Котята» от издательства «De Agostini» и «Человек-паук. Герои и злодеи» от «ДжИ Фаббри Эдишинз»;

к женским изданиям специального интереса; в этой группе представлены коллекции, обучающие вязанию, кройке и шитью, а также вышивке. В выпусках могут быть представлены модели одежды, игрушек, аксессуаров; сопутствующей коллекцией могут быть нитки, пряжа, крючки для шитья и прочее;

к познавательным, научно-популярным; самый распространенный вид коллекционных журналов, рассчитан на широкий круг читателей - от детей дошкольного возраста до взрослых людей, с различными интересами и предпочтениями. Это могут быть коллекции о путешествиях («Путешествие по Европе» от De Agostini), художниках, битвах («100 битв, которые изменили мир» от De Agostini), автомобилях («Автолегенды СССР» от De Agostini), научных открытиях, природе и т.д. Сопутствующими предметами могут быть диски, части модели, камни, картины, фигурки и многое другое. Коллекции носят не только развлекательный характер, но и познавательный, что обеспечивает большой интерес со стороны покупателей;

к учебным и образовательным; журналы, направленные на получение новых знаний и умений, такие, как «Языковые курсы English от De Agostini», «Искусство рисования и живописи», «Православные храмы. Путешествие по святым местам», «Галилео. Наука опытным путем» от ИД «De Agostini». Журналы могут сопровождаться дисками с обучающими программами и играми, картами, иллюстрациями и прочим. Такие курсы преимущественно рассчитаны на детей школьного возраста, подростков. Сюда также можно отнести партворки, составляющие группу женских изданий специального интереса, так как они развивают навыки шитья, вязания, вышивки [Единый отраслевой классификатор печатных СМИ].

Таким образом, классификацию партворков можно представить следующим образом:

По периодичности:

еженедельные

выходящие 1 раз в 2 недели

ежемесячные

По функциям:

образовательные

обучающие

культурно-познавательные

развлекательные

По аудитории:

для женщин

для мужчин

для детей и подростков

для семьи

По сопутствующему приложению:

коллекционирование

Итак, мы рассмотрели основные понятия партворка, дали классификацию партворков исходя из данных ГОСТа 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения» и Единого отраслевого классификатора печатных СМИ, на основе чего представили обобщенную классификацию современных партворков. Теперь предлагаем рассмотреть место партворков на современном рынке периодической печати.

.2 Современный рынок периодической печати в России

Впервые на российском рынке партворки появились в 2002 году. На тот момент эти уникальные коллекционные издания вызывали множество вопросов в кругу экспертов, однако эти издания сразу же стали пользоваться успехом и демонстрировали хорошую динамику развития. Предлагаем проследить историю становления партворков, учитывая развития всего сектора журнальных изданий. Для этого обратимся к отраслевым докладам «Российский рынок периодической печати» Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, а также к сборникам данных Российской книжной палаты.

Данные за 2002-2004 гг., т.е. первые года существования партворков на российском рынке, о тиражах и количестве наименований журналов на рынке периодических изданий, предоставленные Российской книжной палатой, можно представить в виде таблицы:

ГодЧисло изданийЧисло номеровТираж2002349424286702047200337442767810715282004389229107935748 [Печать Российской Федерации, 2004, 58]

Можно заметить, что с каждым годом число изданий значительно увеличивалось. К началу 2003 года уже начался выпуск первого коллекционного журнала в России - «Древо познаний» от ИД «Маршалл Кавендиш», тираж которого составлял около 700 тыс. экземпляров. Позже на рынке появились проекты издательств «De Agostini» и «ДжИ Фаббри Эдишинз». Оба этих издания распространяли свою продукцию в России через ИД «Burda».

«Рынок принял эти издания хорошо, хотя и не без помощи мощной рекламной кампании, сопровождавшей выход их первых номеров. В результате, первые тиражи «Древа познания» достигали почти миллиона экземпляров, а само издание оказалось не просто рентабельным, а коммерчески выгодным. Но, несмотря на привлекательность, российский рынок партвоков по сути дела пока ещё не заполнен» - сообщается в отраслевом докладе Российский рынок периодической печати за 2005 г.

Как установили эксперты, рынок журналов с 2005 г. Показал значительное улучшение, и с 1 января 2000 г. по 1 января 2005 г. число журналов, зарегистрированных в Российской Федерации, фактически удвоилось. Рост совокупного годового тиража на российском рынке журналов, а также выход на него новых изданий обеспечивали преимущественно крупнейшие издательские дома. Ниже представлена таблица десяти самых успешных издательств, предоставленная Гильдией издателей периодической печати за 2005 г.

Топ-10. Издатели журналов (данные за 2005 г.)

№Издательский домСовокупный разовый тираж ИД (журналы), тыс. экз.Количество журналов1.ИД «Burda»5705,5 (данные на октябрь 2004 г.)282.ИД «Independent Media»5317,6413.ИД «Логос-Медиа»2313,0134.ИД «Edipresse-Konliga»2206,0315.Издательство «7 дней»1580,946.ИД «Венето»1147,097.ИД «Gruner + Jahr Russia»1130,078.ИГ «Hachette Filipacchi Shkulev»962,0109.ИД «Эгмонт Россия Лтд.»941,01610.Издательство «Деловой мир»928,010

Бесспорным лидером среди издательств по тиражам и количеству журналов является ИД «Burda», который является главным партнером издательств, выпускающих партворки.

В целом ситуация на рынке периодической печати такова: как и ранее, лидерами по тиражам в 2004 г. были кроссвордные журналы, доля которых на отечественном рынке составляет 15%. Вторую позицию занимают телегиды и журналы о кино (14,8%), а третью - женские и развлекательные журналы (более 14%). В целом сформировались рынки мужских журналов и журналов прикладной направленности: компьютерных, автомобильных, пишущих о дизайне и архитектуре и т.д. Все эти издания плотно насыщены рекламой.

На долю еженедельных журналов приходится около 60% годового тиража и треть годового объёма. Годовой тираж ежемесячных журналов составляет около 35%, а объём - более 60% журнального рынка страны. За исключением небольшого числа журналов-лидеров, тиражи основной массы журнальных изданий не превышают 50 тысяч экземпляров [Российский рынок периодической печати, 2005, URL].

В 2006 г. российский рынок периодики продолжил качественный рост. Наиболее быстрыми темпами, по оценкам экспертов, развивался журнальный рынок. Среднегодовые темпы роста журнального рынка в последние три года превышают 13%. Общий тираж российских журналов в 2006 г. достиг 1,85 млрд. экземпляров.

По данным Росохранкультуры, в 2006 г. в России было зарегистрировано 2506 новых журналов. Отечественные издатели журналов преимущественно ориентируются на запуск и развитие собственных проектов, однако приобретение лицензий у западных издателей продолжается и является одной из немаловажных составляющих развития журнального рынка в стране.

Что касается положения на рынке издательств-лидеров, то здесь ситуация практически не изменилась.

Топ-10 ИД России по объему аудитории журналов

№Издательские домаСуммарная аудитория по России за сентябрь 2006 - февраль 2007 гг.Процент от городского населения России старше 16 лет1.ИД «Burda»11 458,7 тыс. чел.20,1%2.ИД «Independent»6 007,5 тыс. чел.10,5%3.ИД «7 дней»5 620,1 тыс. чел.9,9%4.ИД «Логос-Медиа»/ «Бауэр-Логос»4 171,1 тыс. чел.7,3%5.ИД «За рулем»3 259,6 тыс. чел.5,7%6.ИД «Conde Nast»2 380,0 тыс. чел.4,2%7.ИД «Hachette Filipacchi Presse»2 309,0 тыс. чел.4,1%8.ИД «Медиа Парк»1 728,1 тыс. чел.3,0%9.ЗАО ИД журнала «Здоровье»1 428,0 тыс. чел.2,5%10.ИД «ОВА-Пресс»1 408,7 тыс. чел.2,5%[Российский рынок периодической печати, 2007, URL]

ИД «Burda» прочно удерживает свои позиции в этом рейтинге, ситуация с остальными участниками также практически не изменилась. Лидеры по продажам партворков в России «De Agostini» и «ДжИ Фаббри Эдишинз» не указаны в списке, так как сотрудничают с ИД «Burda», и в совокупный тираж этого издательского дома входят и тиражи вышеназванных компаний.

Говоря о ситуации с партворками на 2006-2007 гг., эксперты Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям отмечают, что количество запусков коллекционных изданий увеличивалось почти вдвое. Наиболее активный период приходится на весну и осень 2007 г. ИД «Burda» в это время выпускает 3 коллекционных проекта совместно с другими издательскими домами. С июня 2007 г. ИД «Burda» издает журнал «Madame FIGARO», а в январе 2008 г. в сотрудничестве с «ДжИ Фаббри Эдишинз» и «De Agostini» выводит на рынок еще 8 новых коллекционных проектов («Шахматы. Гарри Поттер», «Приключения Шрека» и др.). В течение 2007 г. на рынке появилось еще 4-5 коллекционных проектов от других издательств. В целом объемы тиражей партворков на тот момент составляли около 8 млн экземпляров. Таким образом, 2007 г. стал прорывным для сферы партворков.

Не смотря на кризис 2008 г., отечественный рынок печатных СМИ демонстрировал хорошую динамику и качественные изменения, свидетельствующие о поэтапном превращении газетно-журнальной индустрии страны в эффективный бизнес. [Российский рынок периодической печати, 2008, URL]

Всего на 2008 г. на российском рынке печати было зарегистрировано 20433 журнала, но рыночно успешными можно было считать не более 2,5 тысяч. Журнальный рынок развивался динамично и достиг объема 61 млрд руб. Увеличилась аудитория журнальной прессы, причем во всех тематических группах. Совокупный тираж российских журналов в 2008 г. составил 2,1 млрд экз.

В 2008 г. широкое распространение среди коллекционных журналов получили детские партворки: «Шахматы. Гарри Поттер», «Научи меня, мама!» от ИД «De Agostini», «Приключения Шрека» от «ДжИ Фаббри Эдишинз» и др. Коммерчески данные проекты оказались успешными, стартовый тираж «Приключений Шрека» - 3 млн экз., «Гарри Поттера» - 650 тыс. экз. [Российский рынок периодической печати, 2009, URL]

В 2009 г. ситуация на рынке периодической печати изменилась. Началось массовое закрытие неэффективных изданий. Пик падения журналов пришелся на первую треть 2009 г., когда прежние долгосрочные рекламные контракты закончились, а новых стало намного меньше. Итогом стало закрытие более 60 общефедеральных изданий.

Топ-10 ИД России по суммарной аудитории журналов

№Наименование издательства20082009Тыс. чел.%Тыс. чел.%1.Burda16 078,327,716 566,328,72.HFS13 458,523,213 556,923,53.Independent Media9 997,417,29 999,217,34.Bauer Media6 957,6127 218,512,55.Семь дней7 565,513,16 969,812,16.За рулем6 051,113,16 407,411,17.Популярная пресса4 904,38,55 260,99,18.Вокруг света3 700,36,43 719,06,49.Game Land3 390,65,83 496,56,110.Эдипресс Конлига2 935,05,13 453,66,0[Российский рынок периодической печати, 2010, URL]

Данные TNS Россия за май 2008 - октябрь 2009 гг. свидетельствуют, что ведущие издатели журналов страны в основном нарастили свою аудиторию. Популярность набрали ИД «Burda», «Эдипресс Колинга», «Популярная пресса» и «Bauer Media».

Не смотря на не самую лучшую ситуацию на рынке журналов, сфера партворков заметно расширилась. В 2009 г. коллекционные издания занимают все больше место на рынке, догоняя по обороту традиционные журналы. Главными издателями партворков остаются ИД «De Agostini» и «ДжИ Фаббри Эдишинз». В 2009 г. издательство «De Agostini» запустило партворки «Золотая коллекция всемирных сказок на DVD», «Мировая авиация», «Православные монастыри», «Легенды советского автопрома», «Минералы. Сокровища Земли», «Disney Magic English». Со стороны «ДжИ Фаббри Эдишинз» были изданы партворки «Веселый художник», «Твои веселые друзья - зверята», «Магия красоты. Макияж», «Человек-паук. Герои и злодеи». К 2010 г. был запланирован выпуск еще 13 новых журнальных коллекций. Партворки стали составлять серьезную конкуренцию традиционной детской прессе и активно влиять на юных читателей [Российский рынок периодической печати, 2010, URL].

К 2010 г. состояние печатного рынка заметно улучшилось после кризиса. Список лидеров среди издательских домов выглядел следующим образом:

Топ-10 издательских домов России по объему аудитории журналов в 2010 г.

№Издательский дом2010тыс. человек%Кол-во изд.1.Burda19 950,234,5272.HFS14 190,524,5103.Sanoma Independent Media11 755,220,3124.Bauer Media9 057,715,785.7 дней8 276,014,346.За рулем8 044,613,947.Популярная пресса6 127,010,638.Эдипресс-Конлига5 719,19,969.ГК «Вокруг света»5 164,78,9110.Game Land4 381,07,69[Российская периодическая печать, 2011, URL]

На первом месте по прежнему находится ИД «Burda», в тройку лидеров попали «Hachette Filipacchi Shkulev» и «Sanoma Independent Media». Однако новых значимых компаний на рынке печатных СМИ России в 2010 г. не появилось, так как он уже успел фундаментально сформироваться к этому времени. Значительно нарастили свою аудиторию «Bauer Media» и «Эдипрес-Конлига», преимущественно выпускающие недорогие массовые журналы. Особых изменений в их стратегиях развития не наблюдалось, однако аудитория каждого из них выросла более чем на 2 млн. человек. Также стоит отметить рост читательской аудитории таких издательств, как «Семь дней», «HFS», «SIM», «Вокруг света» и «За рулем». По мнению экспертов, причиной такого роста стало то, что теперь один номер журнала читают гораздо больше людей, чем ранее, что связано со спадом экономического кризиса и повышением покупательской способности граждан. Однако главной причиной называют выверенную стратегию и тактику развития ведущих журнальных издательских домов страны.

При всем этом общая ситуация такова, что и на федеральном, и на региональном журнальных рынках взрывного роста отмечено не было, они укрепили свои позиции, стали более сбалансированными.

В 2010 г. на рынок коллекционных журналов вышел ИД «Эгмонт» с журналом «Феи», который стал выходить с брендированным подарком для каждой читательницы, из-за чего несколько повысилась стоимость издания [Российская периодическая печать, 2011, URL]. Также к 65-летнему юбилею Победы издательство «Эгмонт Россия» представляет новый проект: Коллекционное издание «Великие победы. Военная история России».

Кроме того, свой коллекционный журнал выпустило издательство «Комсомольская правда». Журнал «Великие художники» состоит из 30 альбомов мировой живописи, выполнен в твердой обложке и на качественной бумаге. В каждом альбоме более 50 иллюстраций, биография художника и история создания картин.

Издательство «De Agostini» в 2010 г. также провело большую работу по выпуску журнальных коллекций. На рынке появились журналы «50 художников. Шедевры русской живописи», «Наследие человечества», «Наша история. 100 великих имен», «Насекомые и их знакомые», «Атлас. Целый мир в твоих руках» и др.

Издательство «ДжИ Фаббри Эдишинз» выпустило на рынок журналы «Русские танки», «The Dog Collection», «Ледниковый период. Коллекция животных» и др. Практически все журналы «De Agostini» и «ДжИ Фаббри Эдишинз» издаются и по сей день при партнерстве ИД «Burda» [Блог о журналах с вложением, URL].

По мнению экспертов, общая ситуация на рынке периодической печати в России в 2011 г. несколько улучшилась, это во многом стало следствием определенного подъема экономики страны и роста рынка рекламы. Однако потребительская активность российского населения в отношении прессы при этом на сильно изменилась. Отмечено, что физические продажи тиражей периодики сокращаются. За 2011 г. рынок печатных СМИ России в денежном выражении вырос примерно на 4,8 млрд руб. и составил 112,8 млрд руб.

В отраслевом докладе «Российская периодическая печать» за 2012 говорится, что основные тенденции, действующие на рынке прессы России, уже не первый год носят разнонаправленный характер и определяются преимущественно двумя факторами: изменением информационных запросов населения под влиянием интернета и мобильных устройств и непростым состоянием покупательной способности граждан. Ускоряется процесс «вымывания» изданий, не пользующихся активным спросом у потребителя, в столицах и крупных городах падают тиражи и аудитория платных газет, уменьшается интерес к дорогим «глянцевым» журналам, не поспевающим за растущими потребностями читателей и возможностями полиграфии, а также плохо владеющим современными технологиями продвижения.

Эксперты отмечают, что пока сохраняется высокий спрос на дорогостоящие коллекционные издания, хотя пик их популярности пройден. Неплохо продаются прикладные и развлекательные журналы средней ценовой категории, но в целом аудитория прессы сократилась, что видно на представленной ниже таблице.

Топ-10 ИД России по суммарному показателю аудитории журналов

№Издательский дом2011 г.Тыс. чел.%Кол. изд.1.Burda19 052,333,0282.Hearst Shkulev Media13 862,624,0113.Sanoma Independent Media11 348,819,6114.Bauer Media8 095,314,0105.7 дней8 010,613,946.За рулем 7 966,313,837.Популярная пресса5 868,210,238.Эдипресс-Конлига5 683,09,889.Вокруг света4 750,18,2110.Game Land4 389,07,69[Российская периодическая печать, 2012, URL]

По оценке РБК.research, в России на регулярной основе в 2011 г. выходит примерно 2, 5 тыс. журналов, представляющих интерес для рекламодателей. 40 ведущих ИД России выпускают примерно 420 журналов для массовых потребителей, совокупный тираж которых почти 55 % от общероссийского. Более половины из этого приходится на семь журнальных издательских домов. Общее количество журналов за 2011 г. выросло на 317 изданий. Всего к январю 2012 г. было зарегистрировано около 33,7 тыс. журналов [Российская периодическая печать, 2012, URL].

Рынок партворков в 2011 г. обогатился коллекционными журналами «Дом мечты», «Балет. Лучшее на DVD», «Автомобиль на службе», «Суперкары», «Галилео. Наука опытным путем», «100 битв, которые изменили мир», «Энергия камней» от издательства «De Agostini». Появились журналы «Наполеоновские войны», «The Cat Collection», «Мадагаскар путешествия с животными» от «ДжИ Фаббри Эдишинз». Также на российский рынок вышли партворки издательства «Hachette»: уникальная энциклопедическая коллекция «Наш мир от А до Я», журнал «Собери танк Тигр». Издательство «Эксмо» выпустила свой ежемесячный партворк «Лучшие автомобили мира». Журнал предполагал 12 выпусков, распространялся по подписке, а также в некоторых интернет-магазинах [Блог о журналах с вложением, URL].

Ситуация на рынке периодических изданий на 2012 год, по данным РКП, выглядела следующим образом:

Выпуск журналов, сборников и бюллетеней в 2012 г.

Виды изданий по целевому назначению и читательскому адресуЧисло изданийЧисло номеровСредний разовый тираж, тыс. экз.Общий годовой тираж, тыс. экз.Всего805166525130735,41837557,1 в том числе журналы734560962128448,31813536,7[Статистические показатели 2012, URL]

По сравнению с 2011 г. выросло общее число изданий (более, чем на 200) и число номеров (почти на 300). Однако значительно снизился средний разовый тираж (почти на 8,5 млн. экз.) и, как следствие, общий годовой тираж (более, чем на 115 млн. экз.) [Статистические показатели 2012, URL].

В конце 2011 г. издательский дом «ДжИ Фаббри Эдишинз» был приобретен компанией «Aurenis» и объединен с издательством «Eaglemoss», которое также занималось выпуском коллекционных журналов в Европе. С того времени оба издательства объединились под именем «Eaglemoss».

На российском рынке в 2012 г. появились следующие журнальные коллекции: «Православные храмы», «Занимательные головоломки», «Шедевры мировой литературы в миниатюре», «Монеты и банкноты», «Куклы в народных костюмах», «Шахматы Гарри Поттер» (перезапуск), «Scooby Doo! Великие тайны мира» (перезапуск) и др. от издательства «De Agostini»; «Transformers Prime», «Ferrari Collection», «Парусник Баунти», «Изысканная выпечка», «Робот-Шпион», «Био Сферы» от издательства «Eaglemoss»; «Российские князья, цари, императоры», «Вязание. Красиво и легко», «Пираты карибского моря. На странных берегах. Собери Черную жемчужину» от издательства «Hachette»; «Ордена Российской Империи» от издательского дома «Аргументы и факты»; «Великие музеи мира» от издательства «Комсомольская правда».

На данный момент в 2013 г. успели выйти журналы «Полицейские машины мира», «Двенадцать апостолов», «Искусство рисования и живописи», «Путешествие по Европе», «Парфюм. Коллекция миниатюр», «История в женских портретах», «ГАЗ М-20 Победа» от издательского дома «De Agostini»; «Наша флора и фауна», «Солнечная система», «Солдаты великой отечественной войны» от издательства «Eaglemoss»; «Монеты и купюры мира», «Тайны богов Египта», «Вышивка крестом. Красиво и легко» от издательства «Hachette» [Блог о журналах с вложением, URL].

Глава 2. Анализ проектов издательства «De Agostini»

.1 История издательского дома «De Agostini»

С целью, подробнее узнать издательские проекты «De Agostini», считаем необходимым ознакомиться с историей этого издательства.

Наиболее подробно историю формирования и деятельности издательского дома «De Agostini» рассмотрели в статье «Партворки от De Agostini» Б.В. Ленский, профессор, доктор филологических наук, заведующий кафедрой книжного бизнеса МГУП, А.Н. Воропаев, кандидат филологических наук, начальник отдела книжных выставок и пропаганды чтения Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, и А.А Столяров, кандидат исторических наук, доцент, декан факультета издательского дела и журналистики МГУП, руководитель российско-британского проекта «Бридж» [Ленский, 2010, с.42-43].

История издательского дома «De Agostini» насчитывает уже более 110 лет. В июне 1901 г. Джованни Де Агостини с подачи своего брата Альберто Мариа, активного члена общества Св. Фрэнсиса Салесского в Турине и одного из первых исследователей Патагонии, открыл географический институт, которому дал свое имя, - Instituto Geografico De Agostini. Офис учреждения находился в самом центре Рима. При нем была «лавка древностей», в витрине которого впервые появился логотип-бренд «De Agostini». В том же году был издан первый проект издательства Atlante Scolastico Moderno - «Современный научный атлас». Через три года в свет вышел Calendario Atlante, «Атлас-календарь», с иллюстрациями в стиле «либерти», одного из направлений модернизма. Это было справочное издание в виде карманного календаря-альманаха с краткими сведениями из мировой географии, включавшем в себя цифры, факты и множество географических карт. Высокая популярность издания содействовала формированию имиджа компании, сохранившего свое значение на долгие годы.

В 1919 г. компанию приобретают Марко Адольфо Бороли и Сезаре Анжело Росси, которые вложили значительные средства в активизацию картографического направления в деятельности компании. В 1922 г. De Agistini выпустила Grande Atlante Geografico, «Атлас мира», первый экземпляр которого был торжественно вручен королю Виктору-Эммануилу III [Ленский, 2010, с.42].

После Второй мировой войны все 100% основного капитала перешли в руки семейства Бороли, что положило начало этапу быстрого развития компании.

Знаменательным для издательства «De Agostini» стал 1959 г. Он ознаменовался началом работы по созданию первой partwork энциклопедии, получившей название Il Milione. Это издание стало крупнейшим в мире, наиболее подробным географическим атласом. Законченная коллекция этой энциклопедии содержит 312 журналов-партворков по 32 страницы каждый, переплетенных в 15 томов общим объемом 10 тыс. страниц текста с 16 тыс. иллюстраций. Первое издание разошлось с такой завидной быстротой, что было принято решение тут же выпустить репринт. Так началась эра партворков.

Период с 1985 г. по 1996 г. стал периодом роста и расширения издательской деятельности компании. Главными принципами успеха стал выпуск инновационных продуктов, удачная маркетинговая стратегия, эффективная рекламная деятельность, разработка мультимедийной продукции и т.д. В 1996 г. компания выходит на новый, мировой уровень. Культовой фигурой стал Марко Драго, обеспечивший экстраординарное развитие компании в последнем десятилетии 20 века. Новый глава компании разделил весь холдинг De Agostini на четыре группы: издательское дело, медиа и коммуникации, финансовый сектор и все другие виды деловой активности. Каждая группа обладала своими правами и обязанностями по стратегическому планированию и контролю за развитием соответствующих сфер деятельности [Ленский, 2010, с.42-43].

Компания «De Agostini» в 2002 г. приобрела престижный издательский дом «UTET» (Туринский типографско-издательский союз), который был основан еще в 1791 г. в рамках книготорговой компании братьев Помба.

В 2004 г. в компании создается отдел De Agostini Editore S.p.a. (S.p.a. = Ltd.), субхолдинг, созданный для управления деятельностью различных секторов издательского направления: партворки, книги, картография, школьные учебники, справочная и профессиональная литература. Целью этих преобразований было расширение деятельности компании на издательских рынках как в стране, так и за рубежом. De Agostini проводит политику приобретения известных издательских компаний, благодаря такой стратегии De Agostini Editore поднялась на высокое место в рейтинге мировых издательств. Компания присутствует на рынках 30 стран и публикует продукцию на 13 языках [Ленский, 2010, с.42-43].

В этом же 2004 г. De Agostini выходит на российский рынок периодической печати и очень скоро становится одним из ведущих издательских домов нашей страны. Сотрудничая с издательством «Burda», компания занимает лидирующие позиции в секторе коллекционных изданий. С 2005 г. De Agostini работает в Казахстане, а с 2007 г. открывает свои офисы в Украине [Издательская группа «ДеАгостини», URL].

В июле 2008 г. в субхолдинг Editore вводится новое подразделение - Digital De Agostini. Главной его задачей становится увеличение присутствия компании на рынке цифровых медиа, включая Интернет, цифровое телевидение, мобильные платформы и др. Примером таких проектов стал запуск собственного канала для детей DeA Kids, развитие образовательных каналов в Сети и т.д. [Ленский, 2010, с.43]

По данным федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, издательство «De Agostini Editore» в 2008 и 2009 гг. занимало 9 место в рейтинге ведущих издательских домов мира. В 2010 г. издательство оказалось на 12 месте [Книжный рынок России, 2012, URL].

За последние три года (2010-2012 гг.) издательство «De Agostini» выпустило на российский рынок периодических изданий почти 30 серий партворков. Среди них встречаются образовательные издания («Атлас. Целый мир в твоих руках», «Насекомые и их знакомые», «Занимательные головоломки» и др.), издания для детей («Галилео. Наука опытным путем», «Шахматы Гарри Поттер», «Scooby Doo! Великие тайны мира» и др.), издания для взрослых («Наша история. 100 великих имен», «Шедевры мировой литературы в миниатюре», «Балет. Лучшее на DVD» и др.) [Блог о журналах с вложением, URL].

На сегодняшний день издательство «De Agostini» - это одно из крупнейших в мире издательств, широко представленное в Европе, Азии и Латинской Америке. Его ежегодный объем продаж составляет около 500 млн. евро. Издания De Agostini представлены в 46 странах мира, выпускаются на 21 языке. Компания является мировым лидером в сегменте партворков и коллекционных изданий (почти 50% рынка), которые включают разнообразную тематику: от увлекательных хобби до общеобразовательных курсов для детей и взрослых, от вещественных коллекция до цифрового контента, от наборов игральных карточек до инновационного и уникального содержания [Издательство De Agostini, URL].

.2 Редакторский анализ коллекционного журнала «Православные храмы. Путешествие по святым местам»

Еженедельная журнальная коллекция «Православные храмы. Путешествие по святым местам», первый выпуск которой поступил в продажу 21 августа 2012 г., насчитывает уже 31 выпуск. Как и большинство партворков, его выпуск сопровождался активной рекламной компанией, в том числе на телевидении. Первый номер вышел тиражом 550 тыс. экз., каждый следующий выпуск выходил тиражом 300 тыс. экз. Это вполне стандартно для партворков, так как чем больше будет аудитория самого первого выпуска, тем больше будет возможных покупателей всей остальной коллекции. С этой же стратегией связана и цена издания: рекомендуемая цена первого выпуска - 29 руб., рекомендуемая цена остальных выпусков - 69 руб. Важно отметить, что указанная цена не является реальной, по крайней мере у нас в городе, так как магазины несколько поднимают цену издания, обычно эта накрутка находится в пределах от 10 до 30 руб. Из-за отсутствия постоянного вложения журнал является относительно недорогим. На данный момент запланировано 100 выпусков, но, как отмечает издатель, он имеет право приостанавливать выход номеров для доработки коллекции [Блог о журналах с вложением, URL].

«Православные храмы» верно следуют традициям партворков и к первому выпуску в подарок прилагается путеводитель по святым источникам России и Украины. Также в качестве подарка ко второму выпуску прилагается специальная папка для хранения журналов, папка будет прилагаться в подарок через каждые 15 выпусков.

Коллекцию «Православные храмы. Путешествие по святым местам» можно приобрести, как и другие коллекционные издания, в киосках, специальных стойках с печатной продукцией, в отделах печатной продукции в торговых центрах и супермаркетах. Возможным является оформить подписку на официальном сайте журнала или заказать в интернет-магазине. В настоящее время коллекция доступна только в России [Еженедельное издание «Православные храмы. Путешествие по святым местам», URL].

Стоит отметить, что данный партворк является идейным последователем журнала «Православные монастыри», вышедшего еще в 2008 г. Тогда журнал сумел найти своего читателя и принести прибыль своему издательству. Всего было выпущено 110 выпусков «Православных монастырей» [Блог о журналах с вложением, URL].

«Православные храмы» представляют собой культурно-познавательный партворк для всей семьи. Считаем важным заметить, что «Православные храмы», в отличие от большинства партворков, направлен в большей степени на взрослую аудиторию. Об этом говорит как сама тематика журнала, не слишком интересная молодому поколению, так и само содержание и оформление журнала. Также на последней странице стоит пометка 16+.

Каждый выпуск серии посвящен одному храму. В журнале описана история строительства храма, судьбы людей, связанных с ним, экскурсионные маршруты и жизнь храма сейчас. Например, первый выпуск журнала рассказывает о Соборе Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (Москва), его строительстве, внешнем и внутреннем облике, повествует об исторических событиях, связанных с данным храмом [Православные храмы, 2012, 32 с.]. Каждый выпуск содержит уникальные фотографии святых мест и состоит из восьми разделов, знакомящих читателя с историей и особенностями архитектуры храма:

Эпоха, раздел, рассказывающий об основных событиях того исторического периода, когда велось строительство храма;

Рождение шедевра, раздел рассказывает о том, как строилась церковь, какие обстоятельства сопутствовали её возведению, как она связана с именем того или иного святого или праздника;

Через века, раздел, посвященный биографии храма, событиям, которые происходили с ним на протяжение всех веков его существования;

Святыни, специальный раздел, повествующий о святынях, чтимых иконах и мощах святых, находящихся в данном храме;

Облик, раздел об архитектурных особенностях и внутреннем убранстве храма, в данном разделе можно найти подробный рисунок с планом храма, а также его большое фото на развороте;

Окрестности, история и описание архитектурно-исторического ландшафта, дополняющего культурный образ храма;

Судьбы, раздел, рассказывающий о переплетении судеб людей с судьбой данного храма, история «героев» храма;

Современная жизнь, в этом разделе была собрана вся полезная информация, которая может пригодиться во время путешествия к памятнику зодчества [Еженедельное издание «Православные храмы. Путешествие по святым местам», URL].

Логика последовательности разделов вполне понятна. Информация о том или ином храме подается хронологически: от эпохи и событий, ставших причиной строительства храма, до сегодняшнего состояния храма, попутно рассказывая о событиях, происходивших с храмом на протяжении его существования.

Выпуски журнала уже рассказали читателям о таких храмах, как Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (Москва), Собор преподобного Исаакия Далматкого (Санкт-Петербург), Собор Святой Софии (Киев), Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли (Владимирская область) и др. До конца не ясна основная концепция последовательности выпуска журналов, так как издатель никак не упоминает об этом. Наиболее вероятной является порядок выпуска журналов о храмах от наиболее популярных до менее популярных.

Теперь предлагаем подробнее рассмотреть структуру и содержание журнала.

Как уже было сказано, журнал состоит из 32 страниц. Первая страница выполняет роль обложки. Большую её часть занимает фото храма, о котором пойдет речь в номере, также присутствует само название серии «Православные храмы», стилистически оформленное как старославянский шрифт, номер журнала, краткое содержание выпуска и пометка о рекомендуемой розничной цене. Цветовое оформление обложки повторяется каждые четыре выпуска (цвета: красный, зеленый, малиновый, синий), что не только означает принадлежность журнала к одной серии, но и влияет на внешний вид коллекции, собранной в папку. Например, на обложке журнала «Православные храмы» №5 за 2012 г. находится фото Успенского собора (Москва, Кремль) с соответствующей подписью, сверху располагается название серии: «Православные храмы. Путешествие по святым местам». С правой стороны от фото находится номер выпуска (№5), краткое содержание и пометка о рекомендуемой цене [Православные храмы, 2012, с.1]

На второй странице представлены выходные сведения и оглавление. В целом, аппарат издания стандартен для журналов. Он выполняет справочно-вспомогательную функцию. Выходные сведения позволяют читателю узнать об издательстве, где оно располагается, адрес для писем читателей, информацию об авторах журнала, о распространителе в России, указаны сайт и контактные телефоны издательства, а также международный стандартный номер сериального издания (ISSN). К примеру, в 24 выпуске журнала на левой части второй страницы в светло-зелёную рамку вынесены выходные сведения для России, Украины, Беларуси и Казахстана, тираж, знак копирайта (© ООО «Де Агостини», 2012-2013), автор текста, номер сериального издания (ISSN 2304-0068) дата выхода журнала в России [Православные храмы, 2013, с.2]. Отдельно дана информация о том, кем предоставлены иллюстрации. Каждая рубрика в журнале имеет свой уникальный заголовок, который меняется в зависимости от текста, это отображается и в оглавлении. Каждая страница имеет определенный цветной колонтитул, который оповещает читателя, к какой рубрике относится та или иная страница. Можно сделать вывод, что аппарат издания удобен для читателя, предоставляет ему необходимую информацию о журнале и издательстве и помогает ориентироваться в журнале [Православные храмы, 2013, с.2].

Все разделы имеют несколько общих тенденций. Начало разделов всегда сопровождается большим заголовком (каждому разделу - определенный цвет заголовка), небольшой эпиграф, написанный курсивом, текст начинается с буквицы. Во всех разделах, кроме первого, в тексте присутствуют подзаголовки, например в выпуске №24 в разделе «Окрестности» текст разделен подзаголовками «Колокольня», «Покровский собор», «Рентерея и другие», «Стены и башни кремля» и др. [Православные храмы, 2013, с.21-25]. Текст сопровождается цветными иллюстрациями, в основном это фото храма или репродукции картин, связанных с ним. К каждой иллюстрации прилагается подпись с пояснениями. Например, к репродукции иконы «Чудо Архангела Михаила в Хонех» из 28 выпуска журнала дается следующая подпись: «Чудо Архангела Михаила в Хонех. Икона XII века из монастыря св. Екатерины на Синае. Слева изображен Архистратиг Михаил, справа пономарь Архипп, молившийся ему о предотвращении беды». Такие пояснения позволяют читателю узнать дополнительную информацию и глубже окунуться в данную эпоху [Православные храмы, 2013, с.7].

С третьей страницы начинается первый раздел журнала «Эпоха». Страница в каждом номере имеет одинаковое цветное оформление, присутствует цветная рамка о важных событиях эпохи, поданных в хронологическом порядке. Так, в 25 выпуске журнала, в котором рассказывается о Спасо-Преображенском соборе в Угличе, на третьей странице повествуется о времени, в которое строился собор, и присутствует рамка со знаменательными датами конца 17 - начала 18 века, например первый и второй Азовские походы русской армии, начало Северной войны и т.д. Обычно страница сопровождается двумя цветными иллюстрациями с подписями. Страница имеет большой заголовок малинового цвета и небольшой эпиграф [Православные храмы, 2013, с.3].

С четвертой по седьмую страницу занимает раздел «Рождение шедевра». Имеет большой синий заголовок, эпиграф курсивом, текст начинается с буквицы, как в предыдущем и во всех последующих разделах. На седьмой странице обычно располагается параграф о каком-либо интересном факте, связанном со строительством храма. Так, например, в выпуске №24, рассказывающем о Софийско-Успенском соборе в Тобольске, на седьмой странице содержится информация о первых каменных храмах Сибири [Православные храмы, 2013, с.7].

С восьмой по одиннадцатую страницы посвящены разделу «Через века». Содержит красный заголовок. Двенадцатая и тринадцатая страницы - раздел «Святыни», заголовок коричневого цвета.

Отдельно стоит выделить раздел «Облик», занимающий с 14 по 19 страницы. Начинается с заголовка зеленого цвета. Первые две из них посвящены виду храма снаружи. На 15 странице всегда находится подробная картинка храма с описанием основных архитектурных элементов. Разворот на 16-17 страницах занимает большое фото собора, которое представляет читателю храм во все его красе и может быть использовано в качестве постера. С 18 страницы начинается описание храма изнутри. На 19 странице представлен подробный план и структура храма с цифровыми обозначениями. Пример может послужить выпуск 28 журнала «Православные храмы», где на 14 странице описывается вид церкви Михаила Архангела (Смоленск) снаружи, на следующей странице под заголовком «Обзорная площадка» находится картинка храма и экспликации, поясняющие некоторые его части. Затем следует разворот, представляющий собой большой фото постер, где изображен храм и дано его название. Следующая 18 страница рассказывает о виде храма изнутри. На 19 странице план храма (вид сверху), цифровые обозначения и пояснения к ним и дополнительная информация в рамке. Весь раздел сопровождается большим количеством фото и картинок, давая наглядный пример тому, что сказано в тексте [Православные храмы, 2013, с.14-19].

Следующие шесть страниц занимает раздел «Окрестности», содержит красный заголовок. Иногда количество страниц раздела меняется, как, например в 28 выпуске журнала, где «Окрестностям» выделено лишь четыре страницы. Все зависит от того, какому разделу автор уделит больше внимания, этому или следующему разделу «Судьбы», в том же 28 выпуске этот раздел занимает 24-29 страницы [Православные храмы, 2013, с.20-29].

С 30 страницы начинается последний раздел «Современная жизнь», который рассказывает читателю, что собой представляет храм сегодня и каким целям служит. Помимо того на 31 странице журнал обязательно содержит карту и отдельно вынесенную в рамку справочную информацию как добраться до храма. К примеру, в 25 выпуске «Православных храмов» на 31 странице дана карта той части города, где находится Спасо-Преображенский собор Углического кремля, справа от карты - справочная информация в рамке о том, когда собор открыт и доступен для посещения, его точный адрес и возможные пути, чтобы добраться до храма [Православные храмы, 2013, с.31].

Последняя 32 страница содержит информацию о следующем номере, картинку его обложки, штрихкод выпуска и указатель возрастного рейтинга.

Что касается текстового содержания журнала, то стоит сказать, что «Православные храмы» не содержит каких-либо материальных вложений (игрушек, фигурок, частей модели и т.д.), это значит, что издатель делает упор на содержательную часть. С этим связано и большее количество страниц по сравнению с большинством других партворков, например, партворки De Agostini «Шахматы Гарри Поттер», «Парфюм. Коллекция миниатюр», «Монеты и банкноты» содержат всего 16 страниц. Авторы текста на протяжение всех выпусков практически не меняются - это Ксения Толоконникова и Александр Панфилов, они же работали над журналом «Православные монастыри». В тексте практически не встречаются орфографические или синтаксические ошибки, чем обычно грешат многие партворки. Заметна ориентация текста на взрослого читателя: длинные предложения, наполнены различными оборотами, часто встречается информация, опирающаяся на определенные знания («Уникальность храма Михаила Архангела заключается в его композиционном решении. В основе здания лежит традиционная крестово-купольная структура, но на смену кубу приходит особая устремленность ввысь. Пытаясь преодолеть статичность, древний зодчий использует простой и действенный прием: основной объем храма, довольно высокий, он окружает с трех сторон высокими же, геометрически четкими притворами. Им вторят равновысокие боковые апсиды алтарной части…» [Православные храмы, 2013, с.14]). Текст хорошо сочетается с присутствующими в журнале картинками и фото, дополняющими информацию, данную в тексте. В отличие от детских коллекционных журналов, в издании текст преобладает над иллюстрациями, даже при том, что он написан небольшим кеглем (11 кегль). Это еще раз говорит о том, что издатель, выпуская данный журнал, ориентировался в первую очередь на взрослую аудиторию.

Предлагаем обобщить представленный нами редакторский анализ партворка «Православные храмы. Путешествие по святым местам». Мы охарактеризовали это издание как коллекционный культурно-познавательный журнал для всей семьи, хотя первостепенной является взрослая аудитория. Журнал является относительно недорогим и доступным для читателей. Из-за отсутствия какого-либо вложения издатель уделяет большее внимание качеству исполнения и содержанию журнала.

Заключение

В ходе выполнения курсовой работы и достижения ее итоговой цели мы пришли к следующим выводам.

Было определено, что под партворком понимают тематическое периодическое издание познавательного, развлекательного и коллекционного характера, выходящее еженедельно, один раз в две недели или ежемесячно. К особенностям такого издания можно отнести выход коллекции с заранее установленным планом (от одного до двух лет), выпуски сопровождаются вложением, связанным с тематикой издания (карточки, фигурки, части модели и т.д.), отсутствие рекламы в журнале (исключение - реклама следующего выпуска серии). Важной, если не основной, составляющей партворков является коллекционирование или моделирование. Партворки могут быть ориентированы как на детскую, так и на взрослую аудиторию.

На российском рынке периодической печати наблюдается рост числа наименований и номеров, однако сокращаются общие тиражи изданий. Уже долгое время лидирующие позиции на рынке периодики занимают известные межнациональные издательские дома. Коллекционные журналы, пришедшие на российский рынок в 2002 г., сразу сумели найти своего читателя. Лидирующим издательством по выпуску партворков является издательская группа «De Agostini». Итальянская компания «De Agostini» занимается выпуском учебных, справочных, электронных изданий, однако основной своей деятельностью считает издание журнальных коллекций на международном уровне. Мы ознакомились с историей данного издательства и проанализировали один из его проектов на российском рынке. Партворк «Православные храмы. Путешествие по святым местам» оказался достойным представителем журнальных коллекций. Мы провели анализ его оформления, содержания, аппарата издания, изучили его место в контексте других в ходе сравнения с другими издательскими проектами De Agistini партворков и пришли к следующим выводам. Культурно-познавательный еженедельный партворк «Православные храмы. Путешествие по святым местам» выполнен качественно как на уровне оформления, так и содержания. Партворк ориентирован на взрослую аудиторию, это показывает, что издательство «De Agostini» удовлетворяет потребности не только молодого читателя. Не смотря на отсутствие у журнала постоянного вложения, которым обычно сопровождаются партворки, «Православные храмы» не уступают в популярности своим конкурентам. Качественное полиграфическое исполнение, подача информации и грамотная маркетинговая политика - вот главные достоинства этого издания.

Говоря о перспективах развития рынка партворков, следует отметить, что пик их популярности закончился в 2010 г., сейчас они медленно теряют свои позиции на рынке, некоторые исследователи отмечают чрезмерную насыщенность рынка партворками. Однако, по мнению Сергея Гаврилова, генерального директора АРПИ «Сибирь», партворки - это товар сезонный, продукт временный, и как любые временные продукты - нишевой. Он обращает внимание на то, что рынок партворков - это рынок с «хорошими традициями в западном мире». Хоть все хитовые коллекции по России уже прошли, но коллекций в мире существует еще великое множество. Поэтому тема партворков не умерла и будет жить еще достаточно долго, просто пик популярности на рынке партворки точно уже прошли и будут занимать ограниченный сегмент [Сергей Гаврилов, URL].



Библиографический список

Православные храмы. Путешествие по святым местам. 2012-2013: №1-31

Ленский Б. В. Партворки от De Agostini / Б. В. Ленский, А. Н. Воропаев, А. А. Столяров // Книжная индустрия. 2010. №3. С. 42-43

Мильчин А. Э. Справочник издателя и автора. Редакционно-издательское оформление издания. М.: ОЛМА-Пресс, 2003. 688 с.

Мильчин А. Э. Методика редактирования текста. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Логос, 2005. 524 с.

Соловьев В. И. Редакторская подготовка периодических изданий: учеб. пособие. М.: Мир книги, 1993. 98 с.

Стандарты по издательскому делу : сб. док. / сост. А. А. Джиго, С. Ю. Калинин. 3-е изд. М.: Экономистъ, 2004. 623 с.

Типология периодических изданий. М.: Кн. Палата, 1991.

Блог о журналах с вложением. Журнальные серии DeAgostini и другие. [Электронный ресурс]. URL: #"justify">ГОСТ 7.0.4-2006. Издания. Выходные сведения. [Электронный ресурс]. URL: #"justify">ГОСТ 7.0.7-2009. Статьи в журналах и сборниках. Издательское оформление [Электронный ресурс]. URL: #"justify">Сергей Гаврилов, АРПИ «Сибирь»: Партворки не умерли, и будут жить еще достаточно долго [Электронный ресурс] / Евгения Трушина. Планета СМИ. URL: #"justify">Единый отраслевой классификатор печатных СМИ [Электронный ресурс]: сайт Гильдии издателей периодической печати. URL: #"justify">Еженедельное издание «Православные храмы. Путешествие по святым местам». [Электронный ресурс]. URL: #"justify">Издательство De Agostini. [Электронный ресурс]. URL: #"justify">Издательская группа «ДеАгостини». [Электронный ресурс]. URL: #"justify">Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития. [Электронный ресурс]: Доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, 2012. URL: #"justify">Партворк. Определение. [Электронный ресурс]. URL: #"justify">Партворки в России. [Электронный ресурс]. URL: #"justify">Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития. [Электронный ресурс]: Доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, 2008. URL: #"justify">Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития. [Электронный ресурс]: Доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, 2009. URL: #"justify">Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития. [Электронный ресурс]: Доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, 2010. URL: #"justify">Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития. [Электронный ресурс]: Доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, 2011. URL: #"justify">Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития. [Электронный ресурс]: Доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, 2012. URL: #"justify">Статистические показатели 2012. Периодические издания РФ в 2012 году. [Электронный ресурс]: Российская книжная палата. URL: #"justify">Тертычный А. А. Жанры периодической печати [Электронный ресурс]: учеб. пособие. URL: http://evartist.narod.ru/text2/01.htm (дата обращения 14.03.2013)

Похожие работы на - Издательская деятельность 'De Agostini' в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!