Становление финансовой системы России в XVII веке

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    7,84 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Становление финансовой системы России в XVII веке

ВВЕДЕНИЕ

Современная финансовая система Российской Федерации сложна и многообразна. Кроме того, наличие проблем, прежде всего, в налоговой, бюджетной и кредитной сферах, говорит о вероятности и необходимости дальнейших преобразований. Последнее невозможно без изучения и осмысления отечественного опыта в области совершенствования всех направлений финансовой системы. Это поможет избежать известных ошибок и в целом более эффективно организовать функционирование финансового механизма. Вот почему выбранная тема работы является актуальной и значимой.

Целью представленной работы является исследование процесса становления финансовой системы России в XVII веке.

Семнадцатый век в России характеризуется как период смутного времени. Войны, восстания, бунты явились основными причинами обнищания населения, что не способствовало развитию экономики государства в целом и стабилизации денежных и финансовых отношений в частности.

В то же время предпринимались определенные попытки по упорядочиванию и повышению эффективности налоговой системы. Прежде всего, это было непосредственно связано с политикой укрупнения многочисленных прямых налогов. Результатом этого процесса явилась новая налоговая система, сложившаяся в результате налоговой реформы 1679 г.

С данного периода времени все прямые налоги были объединены и представлены в виде двух групп налогов, которые платились по сословиям. Промышленное население платило стрелецкие деньги. Сельское население платило ямские и полонянечные деньги. Полоняничный налог- это окладный налог в XVI-XVII вв., предназначавшийся на выкуп пленных (в основном угнанных татарами). Первоначально деньги полоняничные были налогом временным, но, по решению Стоглавого собора, превратились в регулярную подать, которая раскладывалась до 1679 на сохи или на дворы; размер её также зависел от категории земли. Освобождение от этого налога в тарханных грамотах встречается редко. Около 80-х годов XVI века полоняничные деньги взимались «по разводу », т. е. смотря по расходу на выкуп пленных, а в конце века стали окладным налогом (по 2 руб. с сохи). По мнению Г. К. Котошихина, общая сумма денег полоняничных в царствование Алексея Михайловича достигала 150 тыс. руб. в год. деньги полоняничные поступали в приказ Большого прихода.

Кроме того, был осуществлен переход от поземельного и подворного обложения к единому подворному обложению. Но при этом основные принципы обложения налогами населения остались прежними. Об этом свидетельствует порядок расчета суммы налога, приходившегося на двор. Правительство определяло для каждого податного округа средний подворный оклад подати (сумму налога) и по числу тяглых дворов рассчитывалась общая сумма налоговых платежей, приходившаяся на округ. Далее эта сумма распределялась между налогоплательщиками округа так же, как и между дворами при посошном обложении, в зависимости от достатка каждого двора.

Первоначальный период правления Петра I характеризовался интенсивной монетной регалией для покрытия все возрастающих государственных расходов. Монетная регалия стимулировалась также быстро возраставшим торговым оборотом.

Во время правления Петра I «денежный суверенитет» государства стал типичной чертой абсолютной монархии. В предшествовавший период серебряная копейка уменьшилась в размере в несколько раз и превратилась в небольшую монету, которую затруднительно было применять в процессе расширяющихся рыночных отношений и все возраставших государственных платежей. Хотя относительная стоимость монеты была еще достаточной для ее применения в мелком торговом обороте, эта монета уже стала неудобной при крупных платежах, когда счет денег в торговом обороте приводил к огромным потерям времени.

Основной особенностью данного периода времени является усиление роли косвенных налогов в доходной части казны. Они были представлены регалиями и пошлинами Первые из них по своему объему в доходах государства были определяющими.

Регалии - это монопольное право государства на производство какой-либо продукции. В XVII в. были следующие виды регалий:

монетная;

винная;

соленая;

табачная;

почтовая;

звериная и тд.

Принадлежность определенной деятельности к числу государственных регалий определялась ее значительной доходностью, что вытекало из разницы между затратами на производство чего-либо и доходами, получаемыми при реализации этого товара. Подтверждением этого может быть анализ основных видов государственных регалий: монетной и винной.

Монетная регалия - это монопольное право государства на чеканку монет. Эта деятельность приносила значительные доходы, прежде всего, вследствие того, что находившиеся в денежном обращении в этот период (как, впрочем, и в целом со второй трети XVI в.) серебряные монеты чеканились из иностранных денежных знаков - иохимсталеров, которые в народе называли "ефимками". Они обращались на рынке по цене 40 - 42 к., а при перечеканке из них получалось 60 - 64 к. отечественных. Таким образом, казна получала доход от этой операции в размере около 50 %. Но не всегда полученных доходов правительству было достаточно для реализации своих функций. Это нередко приводило к еще большей эксплуатации монетной регалии посредством уменьшения веса серебра в монете или снижения его пробы. В XVII в данные мероприятия привели к медному бунту. Коренные причины этого события состояли в следующем. С 1654 г. правительство постепенно вводило в денежное обращение медные рубли, которые первоначально свободно обращались па рынке по курсу 1:1 к серебряным. Но по мере роста объемов их чеканки данное соотношение резко менялось. В 1660 г. оно составило 2:1, а в 1662 г. было 12:1, затем 15:1. Это привело к тому, что серебряные деньги вообще ушли из денежного обращения и стали выполнять преимущественно функцию средства накопления. Медный бунт, вспыхнувший в 1662 г., был подавлен, а в 1663 г. были проведены определенные преобразования в денежной сфере. Соответствующий указ восстанавливал серебряное денежное обращение и запрещал использовать в качестве средства платежа медные деньги. Последние разрешалось переливать в вещи или приносить в казну, где первоначально за один медный рубль давали 10 денег (5 к.), а затем 5 денег (2 к.).

Вместе с тем затяжная денежная реформа (1698-1704), охватившая значительный период правления Петра I, в определенной мере заложила основу дальнейшего развития денежной системы и дальнейших реформ, поскольку ее направленностью было преодоление довольно хаотического и архаичного состояния денежного хозяйства, унаследованного из прошлого. Не могло быть и речи о систематическом контроле денежной эмиссии с помощью макроэкономического анализа ни в теории, ни на практике, однако реформой предусматривались строгие количественные пропорции между монетами, производимыми из различных металлов.

Денежная реформа Петра I вывела российскую денежную систему, основанную на едином десятичном принципе, в число самых передовых в Европе. Эта монетная система императорской России функционировала 200 лет, хотя легенда монет и номинал менялись.

В соответствии с доминировавшей внешнеторговой практикой в таких крупнейших европейских городах, как Антверпен, Лондон, Гамбург и других, Петр I основал в Санкт-Петербурге первую в России товарно-валютную биржу, которая оставалась единственным учреждением такого рода в стране на протяжении почти столетия, предоставляя специализированные торговые услуги через брокеров, в роли которых зачастую выступали опытные зарубежные торговцы.

Во время войны России со Швецией на военные расходы казны приходилось около 2/3 всех государственных расходов. Финансовая реформа Петра I была направлена на существенное расширение базы государственных доходов.

В течение продолжительного срока его правления таможенные сборы и так называемые «кабацкие» доходы оставались основным источником поступлений в казну денежных средств (постепенно доля этого суммарного источника доходов снизилась примерно с 40 до 20-25% общей суммы доходов). Монетная регалия, широко применявшаяся при Петре I, принесла в казну за весь период его правления не менее 10,1 млн. р., или около 10% всех государственных доходов. Доля доходов от монетной регалии в общих государственных доходах в течение последних 20 лет XVII в. увеличилась с 2,7 до 26,8%. Но в то же время цены возросли вдвое.

В свою очередь, доходы от винной регалии (кабатской прибыли) получали посредством того, что производство ведра водки стоило 20 к., а продавали его за 2 р. В XVII в. винная регалия реализовывалась через систему откупов и относилась к окладным доходам, размер которых точно определялся и планировался на будущий год. Таким образом, откупщик обязывался уплатить определенную сумму налога, которая складывалась из оклада на текущий год и небольшого процента сверх этой суммы (1- 1,5 % от оклада, т.е. суммы установленного налога текущего года). Известны случаи, когда не находилось желающих заниматься данной деятельностью.

В этой ситуации правительство включало ее в разряд служб, отбываемых тяглым населением в пользу государства. Из наиболее состоятельных слоев населения выбирались лица, которые должны были заниматься реализацией соответствующей продукции и выплачивать государству соответствующую сумму, установленную в качестве налога. Если в течение года указанному лицу не удавалось собрать необходимую сумму и предоставить удовлетворительное объяснение причин недобора, то она должна была покрываться за счет собственных средств этого лица.

Другим способом пополнения государственной казны были чрезвычайные налоги. Это были временные налоги, введение которых в большинстве случаев было связано с недостаточностью доходов казны для реализации необходимых расходов, прежде всего связанных с ведением военных действий. К ним относились запросные и процентные деньги.

Особенности такого чрезвычайного налога, как запросные деньги, состояли в том, что для привилегированных классов (землевладельцев, духовенства) запросные деньги или «запрос волею» - представляли собой своего рода добровольные займы денежных средств правительством. Они были беспроцентными и безвозвратными. А для непривилегированных классов это был обязательный дополнительный налог, размер которого колебался от 1 р. до 25 к. со двора.

Процентные деньги взимались с торговых людей в размере пятой, десятой, двадцатой и т.д. деньги от суммы капитала. Чем больше была сумма объявленного капитала, тем меньше устанавливалась ставка налога (процент). При этом сумма капитала указывалась плательщиками по совести.

Неокладные сборы состояли главным образом из платежей за удовлетворение разных нужд, с которыми частные лица обращались к правительственным учреждениям: таковы были пошлины с разных частных сделок, с просьб, какие подавались частными лицами в административные и судебные места, с грамот, какие оттуда им выдавались, судебных решений и т. п.

Заключение

косвенный налог казна обложение

Началом создания системы централизованного управления финансами Российского государства XVI-XVII веков стали Казна и Казенный Приказ, финансовая система России стала приказной. Охрана финансовых интересов государства, его Казны регламентировалась Соборным уложением.

Было введено множество новых налогов переключаются на Ямской, Стрелецкий и Казанский приказы.

Финансы России не являли собой единую систему, сбор налогов находился в ведении разных приказов, как и их распределение.

Децентрализованная система государственного управления была преобразована в систему государственного управления, основанную на централизованных учреждениях.

Были учреждены специальные финансовые управления. Однако система не была последовательной.

В целом период XVII век явился этапом масштабных преобразований финансовой системы России.

Похожие работы на - Становление финансовой системы России в XVII веке

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!