повысить культуру земледелия.
Для осуществления намеченного плана был увеличен выпуск сельскохозяйственной техники, велись работы по электрификации села.
В целях укрепления колхозов в начале 1950-х гг. было проведено укрупнение хозяйств путём добровольного объединения мелких колхозов в более крупные. Вместо 254 тыс. мелких колхозов в 1950 г. было создано 93 тыс. укрупнённых хозяйств. Это способствовало улучшению сельскохозяйственного производства, более эффективному использованию техники.
Но предпринятые меры не изменили тяжёлого положения в сельском хозяйстве. Колхозники были вынуждены жить за счёт личного подсобного хозяйства. Городские жители разбивали на колхозных землях сады и огороды.
И осенью 1946 г. государство развернуло широкий поход против садоводства и огородничества под знаменем разбазаривания общественных земель и колхозного имущества. Личные подсобные хозяйства были урезаны и обложены высокими налогами. Доходило до абсурда: каждое фруктовое дерево облагалось налогом. Были значительно повышены налоги с доходов от продаж на рынке. Сама рыночная торговля разрешалась лишь тем крестьянам, колхозы которых выполнили государственные поставки. Каждое крестьянское хозяйство было обязано сдавать государству в качестве налога за земельный участок мясо, молоко, яйца, шерсть. В 1948 г. колхозникам было "рекомендовано" продать государству мелкий скот, что вызвало массовый забой по стране свиней, овец, коз (до 2-х млн. голов). В конце 40-х - начале 50-х гг. было проведено раскулачивание личных хозяйств и создание новых колхозов в западных районах Украины, Белоруссии, в республиках Прибалтики, Правобережной Молдавии, присоединённых в 1939-1940 гг. к СССР. В этих районах была проведена массовая коллективизация.
Несмотря на принимаемые меры, положение в сельском хозяйстве оставалось тяжёлым. Сельское хозяйство не могло удовлетворить потребности страны в продовольствии и сельскохозяйственном сырье. Социально-экономическое положение сельского населения также оставалось тяжёлым. Плата за труд носила чисто символический характер, колхозникам не полагались пенсии, они не имели паспортов, им не разрешалось покидать деревню без разрешения властей Денежная реформа 1947 г. также больнее всего ударила по крестьянству, хранившему свои сбережения дома. План 4-ой пятилетки по развитию сельского хозяйства не был выполнен.
На развитие сельского хозяйства отрицательно сказалась позиция группы учёных во главе с ученым биологом и агрономом Т.Д. Лысенко.
В начале 30-х гг. в среде учёных-селекционеров-генетиков возник конфликт. В южных районах страны была постоянная угроза голода. В этих условиях И.В. Сталин решил возложить на сельскохозяйственную науку революционные задачи. В 1931 г. Правительство СССР и ЦК ВКП (б) приняли постановление "О селекции в семеноводстве", согласно которому в стране в течение 2-х лет должна была произойти смена сортов возделываемых растений низкоурожайных на высокоурожайные. Молодой учёный Т.Д. Лысенко с небольшой группой его сторонников на различных совещаниях, съездах колхозников обещал, что эти задачи он выполнит. Этим он и обратил на себя внимание И.В. Сталина.
Монополизм Т.Д. Лысенко в биологии привёл к уничтожению целых научных школ, гибели многих видных учёных. Т.Д. Лысенко удалось достичь некоторых результатов: создать высокоурожайные сорта злаковых растений, фруктовых деревьев и т.д., но позже было доказано, что большинство его идей не более, чем шарлатанство, основанное на лженаучных исследованиях и фальсификациях результатов опытов.
В 1950 г. уровень сельскохозяйственного производства достиг довоенного уровня, но постоянными проблемами в сельском хозяйстве оставались кормовая, зерновая, мясомолочная. В 1947 г. была отменена карточная система на продовольственные и промышленные товары, была проведена денежная реформа.
3. Общественно-политическая и культурная жизнь
В послевоенное время для восстановления экономики, налаживания мирной жизни требовалось огромное духовное напряжение всего общества. Между тем творческая и научная интеллигенция, по своей природе тяготеющая к расширению творческих контактов, надеялась на либерализацию жизни, ослабление жесткого партийно-государственного контроля, возлагала надежды на развитие и укрепление культурных контактов с США и странами Запада. Речь о всестороннем послевоенном сотрудничестве шла на Ялтинской, Потсдамской конференциях. В 1948 г. ООН приняла "Всеобщую декларацию прав человека", в которой говорилось, что каждый человек имеет право на свободу творчества и передвижений, независимо от государственных границ.
Но международная обстановка сразу же после войны резко изменилась. Вместо сотрудничества во взаимоотношениях бывших союзников по антигитлеровской коалиции началась конфронтация. Политики перестроились быстро, интеллигенция быстро перестроиться не смогла. Некоторые почувствовали себя обманутыми, потерянными, что нашло отражение в их творчестве.
Руководство СССР взяло курс на "завинчивание гаек" в отношении интеллигенции.
С лета 1946 г. власти развернули широкое наступление против "западного влияния" на развитие отечественной культуры. В августе 1946 г. был создан новый журнал "Партийная жизнь", призванный взять под контроль развитие культуры, которая, по мнению партийных чиновников, "страдала идеологической вялостью, появлением новых идей и иностранных влияний, подрывающих дух коммунизма". Поход против "западничества" возглавил член Политбюро и секретарь ЦК ВКП (б), отвечавший за идеологию, А.А. Жданов.
В марте 1946 г. было принято постановление ЦК ВКП (б)"О журналах "Звезда" и "Ленинград". Эти издания обвинялись в пропаганде идей, "чуждых духу партии", предоставлении литературной трибуны для "безыдейных, идеологически вредных произведений". Особой критике было подвергнуто творчество писателей М.М. Зощенко и А.А. Ахматовой. В рассказе М.М. Зощенко "Приключения обезьяны" власти увидели нарочито уродливое изображение жизни советских людей, что видно в словах, вложенных в уста обезьяны: "В зоопарке жить лучше, чем на воле, и что в клетке легче дышится, чем среди советских людей". В постановлении отмечалось, что Зощенко проповедует "гнилую безыдейность, пошлость и аполитичность" с целью дезориентации советской молодежи, "изображает советские порядки и советских людей в уродливо карикатурной форме", а Ахматова является типичной представительницей "чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии", пропитанной "духом пессимизма и упадочничества. старой салонной поэзии". В итоге журнал "Ленинград" был закрыт, а в журнале "Звезда" заменено руководство.А. А. Ахматову и М.М. Зощенко исключили из Союза писателей (См. дополнительный хрестоматийный материал).
Вслед за литературой было "усилено партийное руководство" театром и кино. 26 августа 1946 г. было принято постановление ЦК ВКП (б)"О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению", в котором осуждалось преобладание в театрах страны классического репертуара в ущерб пьесам, посвященным "пафосу борьбы за коммунизм". А немногие встречающиеся в репертуарах пьесы на современную тематику критиковались как слабые и безыдейные, в которых советские люди предстают "примитивными и малокультурными, с обывательскими вкусами и нравами".4 сентября 1946 г. появилось новое постановление ЦК, посвященное критике "безыдейности" ряда кинофильмов.
В 1946 г. властями был создан новый еженедельник "Культура и жизнь", который вскоре начал массовую компанию против "декадентских тенденций" в театре и потребовал исключения из репертуара всех пьес зарубежных авторов.
Критике было подвергнуто и творчество некоторых композиторов. Поводом послужило исполнение в 1947 г. трех произведений, созданных к годовщине Октябрьской революции: Шестой симфонии С.С. Прокофьева, "Поэмы" А.И. Хачатуряна и оперы "Великая дружба" В.И. Мурадели. В феврале 1948 г. выходит постановление ЦК ВКП (б)"О декадентских тенденциях в советской музыке", где подверглись критике В.И. Мурадели, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.И. Хачатурян, Н.Я. Мясковский. После выхода этого постановления началась чистка и в Союзе композиторов. Подвергнутые критике произведения запрещались и изымались из репертуара театров.
Постановления ЦК ВКП (б) по вопросам культуры были, с одной стороны, примером грубого административного вмешательства в культуру, тотального подавления личности; с другой, - это был мощный рычаг самосохранения режима.
В 1949 г. в обществе началась широкая кампания против космополитизма и "низкопоклонства перед Западом". "Безродных космополитов" обнаруживали во многих городах. Одновременно началось раскрытие литературных псевдонимов писателей еврейской национальности, чтобы подчеркнуть, кто скрывался за ними.
Дискуссия по вопросам языкознания. Заметным явлением в общественной жизни страны в 1950 г. стала "дискуссия по вопросам языкознания".
Языкознание или лингвистика, не считалась у нас одной из ведущих наук, но и в этой науке, начиная с 20-х гг., началась настоящая борьба, утверждалась иерархия власти и влияния. На роль лидера в этой области претендовал Н.Я. Марр.
Идеи Н.Я. Марра в области языкознания всегда были крайне парадоксальны, но именно это и принесло ему известность. Например, Н.Я. Марр утверждал, что грузинский и армянский языки являются родственными, что языки могут скрещиваться, давая жизнь новым языкам и т.д.
В конце 20-х гг. он заявил, что приступает к углублённому изучению трудов К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина. Вскоре он выдвинул "новое учение о языке" (яфетичную теорию), касавшееся проблем связи развития языка и общества. Язык, согласно Н.Я. Марру, надо рассматривать с точки зрения исторического материализма, как надстройку над базисом: "Нет языка, который не был бы классовым, и, следовательно, нет мышления, которое не было бы классовым". "Не существует национального, общенационального языка, а есть классовый язык".
С новой силой дискуссия в языкознании разгорелась после войны. Разгром противников Н.Я. Марра продолжался по всей стране.
Со всех концов страны к И.В. Сталину шли тысячи жалоб, докладных записок и писем от учёных, но все они оседали в секретариате. В 1950 г. руководство Грузии добилось того, чтобы к И.В. Сталину попал доклад-жалоба ведущего языковеда Грузии академика Арнольда Чикобава, в котором тот просто и убедительно обрисовал положение в языкознании. И.В. Сталин был удивлён, что крупные повороты в науке происходят без его ведома и решил вмешаться в дискуссию. Он засел за изучение книг о языке. 20 июня 1950 г. в газете "Правда" была опубликована статья И.В. Сталина "Относительно марксизма в языкознании", в которой автор писал, что нет буржуазного и пролетарского языка, язык создаёт народ как целое. Язык - никакая не надстройка, а средство общения всего народа. "Думают ли эти товарищи, что английские феодалы объяснялись с английским народом через переводчиков, что они не пользовались английским языком?", - писал И.В. Сталин. На этом дискуссия в языкознании закончилась.
В марте 1952 г. состоялся XIX съезд ВКП (б), на котором последний раз присутствовал И.В. Сталин. В повестке дня съезда стояли экономические вопросы: подведение итогов восстановления разрушенного войной народного хозяйства и утверждение директив по новому пятилетнему плану развития народного хозяйства. На съезде было принято решение переименовать ВКП (б) в КПСС (Коммунистическая партия Советского Союза). К этому времени численность членов партии возросла. Если в 1939 г. в ВКП (б) насчитывалось около 1,6 млн. чел, то в 1946 г. в ВКП (б) было уже около 6 млн. чел., более половины из них было принято в партию во время и после окончания Великой Отечественной войны. Роль ВКП (б) в обществе была достаточно высока. В партии к этому времени сложился разветвленный и отлаженный механизм организационной структуры, установился жесткий централизм, партия полностью контролировала и руководила всеми сферами общественной жизни. Политическая оппозиция в стране отсутствовала. "Уставные нормы партийной жизни" не действовали.
Высший орган ВКП (б) - съезд не собирался с марта 1939 г., перестал функционировать и Центральный Комитет (с 1945 по 1952 г. было проведено всего лишь два пленума). Утратило свое значение Политбюро. Оно превратилось из постоянно действующего коллегиального органа в собрание узкого круга приближенных И.В. Сталина, созываемое по его воле. Протоколы заседаний не велись. Партийные органы по-прежнему пронизывали всю структуру государственной власти и управления.
В последние годы И.В. Сталин был одинок: рядом не было близкого человека, дети Василий и Светлана не радовали. В ночь на 2 марта 1953 г. на даче в Кунцеве у И.В.
Сталина произошло кровоизлияние в мозг с потерей сознания, речи, параличом правой руки и ноги. Когда утром 2 марта начальник личной охраны доложил о произошедшем своему руководству, то последовал звонок от министра внутренних дел Л.П. Берии никому ничего не сообщать. Более 13 часов соратники оставляли И.В. Сталина без медицинской помощи.5 марта 1953 г. в 21 час.50 мин., не приходя в себя, И.В. Сталин скончался. Его смерть стала подлинным горем для советских людей. Огромные массы желающих проститься с ним хлынули к Колонному залу Дома Союзов, где был выставлен гроб. Люди шли нескончаемым потоком, несколько тысяч москвичей и приезжих погибло в давке. Тело И.В. Сталина было помещено в Мавзолей рядом с В.И. Лениным.
Со смертью этого человека заканчивалась сложная, неоднозначная, но, несомненно, героическая история советского общества.
Спустя несколько лет, вспоминая своего фронтового союзника и политического врага, У. Черчилль назвал И.В. Сталина восточным тираном и великим политиком, который "взял Россию" лапотной, а оставил с атомным оружием.
Заключение
Итак, мы можем сделать следующие выводы:
после Второй мировой войны статус и влияние СССР выросло до такой степени, что международное сообщество не могло не считаться с ним. Обладание ядерной бомбой делало положение Советского Союза еще более прочным;
СССР на оккупированных им территориях Восточной Европы навязал этим странам свою модель социалистической ориентации развития государства коммунистически-сталинского типа;
конфронтация СССР с США, Англией и Францией привела к разделу Германии и формированию политических и военно-политических блоков - НАТО, АНЗЮС, Коминформбюро, организацию стран Варшавского договора;
противостояние двух противоположных социально-экономических систем переросло в вооруженную конфронтацию и стало причиной начала "холодной войны";
демографические потери СССР в войне были чудовищны; они составили шестую часть активного населения;
жизненный уровень населения стал ниже, чем в предвоенные годы вследствие значительного роста цен на продукты и бытовые промышленные товары, а уровень зарплат был поднят незначительно; катастрофически не хватало жилья; большинство инвестиций государства шли в тяжелую промышленность, оборону и интернациональную помощь;
масштаб потерь в промышленности и сельском хозяйстве был чудовищным; практический на всей территории, бывшей в оккупации, была уничтожена вся промышленная база и разорены колхозы и совхозы; однако руководство страны взяло курс на ускоренное развитие военно-промышленной базы страны и это привело к очень медленным темпам восстановления в послевоенное время;
принудительная коллективизация, ограничение на торговлю своей продукцией и уменьшение прав и свобод сельского населения привело к оттоку крестьян из сельской местности в города;
приток неквалифицированной рабочей силы из сельской местности на предприятия привел к кризису, результатом которого стали очень ограниченный рост производительности труда, проблемы производственной дисциплины, брак в работе, большая текучесть кадров;
насильственный возврат территорий стран Прибалтики и Западной Украины в состав СССР, политика, проводимая там, навсегда испортила отношения; возникшие в те времена ненависть, недовольство к России остались до сих пор, и в нынешнее время возникают большие сложности в отношениях с этими странами;
депортация и репрессии против многих малых народов, живущих в СССР, привела к обострению межнациональных отношений, к проблеме, которую наша страна решает до сих пор;
система концлагерей достигла своего апогея; благодаря неограниченным человеческим ресурсам ГУЛАГа были освоены новые труднодоступные районы, которые эксплуатируются и настоящее время;
ужесточение в контроле за искусством, наукой, литературой привело к тому, что многие творческие деятели прекратили свою деятельность; запрет в науке на развитие новых перспективных направлений знаний привело в полному застою; зарубежная наука на много десятилетий обогнала Россию в изучении и применении научных достижений;
в условиях административно-командной системы, культа личности Сталина возникло глубокое противоречие между необходимостью изменений в социально-политической и экономической сферах и неспособностью руководства страны осознать и осуществить эти изменения.