Управление дебиторской задолженностью

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    77,79 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Управление дебиторской задолженностью

ВВЕДЕНИЕ

Одной из важнейших задач в управлении финансами предприятия является обеспечение финансовой устойчивости, которая во многом зависит от объема средств, отвлеченных в дебиторскую задолженность.

Так, на конец 2008 года ее удельный вес по основным отраслям экономики в валовом внутреннем продукте достиг 39%. В то же время просроченная дебиторская задолженность составляет порядка 1,4 трлн.руб., то есть около 34% от общей величины дебиторской задолженности, что свидетельствует о неудовлетворительном в целом состоянии взаиморасчетов между российскими предприятиями (7. С.49). При этом предприятия и организации не могут отказаться от коммерческого кредитования покупателей с целью сохранения объемов продаж.

Это обусловливает необходимость поиска эффективных форм и методов пополнения оборотных средств предприятий-поставщиков и управления ими с целью снижения косвенных потерь от дебиторской задолженности.

Все это говорит об актуальности проблемы оптимизации управления дебиторской задолженностью, которая является одной из первоочередных.

Цель курсовой работы является управление дебиторской задолженностью и пути ее совершенствования в ОАО «КамПРЗ».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

изучить сущность и классификацию дебиторской задолженности;

рассмотреть сущность и методику управления дебиторской задолженности;

изучить методологию анализа управления дебиторской задолженностью;

проанализировать дебиторскую задолженность предприятия ОАО «КамПРЗ»;

проанализировать системное управление дебиторской здолженности;

проанализировать современное состояние управление дебиторской задолженности на предприятии;

дать рекомендации по совершенствованию управления дебиторской задолженности на предприятии.

Объектом исследования является ОАО «КамПРЗ», я также основные формы финансовой отчетности.

Предметом исследования выступает управление дебиторской задолженности на предприятии.

Теоретической и методологической основой курсовой работы являются труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные вопросам управления дебиторской задолженностью предприятий.

В работе использованы законодательные и нормативные акты по регулированию расчетов на предприятии, а так же учебные пособия под редакцией таких авторов, как Бланк И.А. «Финансовый менеджмент», в котором изложены сущность и классификация дебиторской и кредиторской задолженности.

Кроме этого, при написании курсовой работы были использованы статьи периодической печати - журналов: «Бухгалтерский учет», «Финансы», «Практический бухгалтерский учет» и др.

Курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе рассмотрены теоретические основы управления дебиторской задолженности. Во второй главе проведен анализ управления дебиторской задолженности в ОАО «КамПРЗ». В третей главе даны рекомендации по совершенствованию управления дебиторской задолженности в ОАО «КамПРЗ».

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ

дебиторский задолженность менеджмент финансовый

1.1 Сущность и классификация дебиторской задолженности

Дебиторская задолженность в процессе выполнения обязательств - естественный, объективный процесс хозяйственной деятельности предприятий. Она возникает при следующих обстоятельствах:

- коммерческое кредитование поставщиком покупателя, т.е. при отсрочке платежа;

несвоевременная оплата, т.е. при просрочке платежа;

недостачи, растраты, хищения;

поставки недоброкачественной или некомплектной продукции и другие случаи (5, С.195).

Современное состояние экономики России вызывает постоянный рост дебиторско-кредиторской задолженности и очень высокий ее уровень. Неплатежи возникли в начале 1990-х годов на макроуровне. После того как они перешли на уровень предприятий, начался постоянный, непрерывный рост дебиторско-кредиторской задолженности. Факторами, определившими это, были следующие:

- непредсказуемость шоковой терапии, когда предполагаемый рост цен в 3-5 раз фактически составил сотни и тысячи раз;

резкие спады объемов производства в 1990-х годах;

- не проведенная государством индексация оборотных средств предприятий, бывших в то время государственными;

- образовавшиеся большие недостатки их собственных оборотных средств;

- неподготовленность и непрофессионализм вновь созданной в 1992 г. системы коммерческих банков к организации безналичных расчетов, что вынудило Центральный банк создать с апреля 1992 г. систему РКЦ, т.е. расчетно-кассовых центров;

дороговизна заемных средств, определяемая высокой учетной ставкой ЦБ;

значительный криминальный уровень экономики и нахождение в результате многих предприятий в зоне повышенного риска и неопределенности;

замедление платежного оборота и снижение эффективности деятельности предприятий, появление определенного количества убыточных предприятий;

финансовая напряженность в государстве, в результате чего не оплачивалась продукция ряда отраслей (сельского хозяйства, оборонной промышленности), не выплачивалась заработная плата бюджетникам и другим и другие факторы.

Дебиторская задолженность в настоящее время стала наиболее ликвидным активом предприятия. Отсюда и необходимость серьезного внимания к ней, к анализу ее, к управлению ею (9, С.311).

Дебиторскую задолженность, а наряду с ней и кредиторскую, определяют по-разному.

Классический студенческий вариант: дебиторская задолженность - это когда нам должны, а кредиторская - когда мы должны. Классический вариант преподавателя (на основе личного опыта): дебиторская задолженность - это один из видов оборотных активов предприятия и неполученная часть его выручки от продаж; кредиторская задолженность - это источник оборотных активов предприятия, при нормальных условиях альтернативный собственным источникам и краткосрочным кредитам и займам и при этом, во многих случаях, бесплатный.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 307) оба эти вида задолженности входят в более общее понятие «обязательство», которое определяется следующим образом: «В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности». Это является частью обязательственного права.

В литературе встречаются разнообразные определения дебиторской и кредиторской задолженности.

Дебиторская задолженность - это требования предприятия по отношению к другим предприятиям, организациям и клиентам на получение денег, поставку товаров или оказание услуг, выполнение работ.

Дебиторская задолженность - это сумма долга, причитающаяся предприятию от других юридических лиц или граждан.

Дебиторская задолженность - это средства, временно отвлеченные из оборота предприятия, а кредиторская -это средства, временно привлеченные в оборот.

Наиболее полным определением может быть такое.

Дебиторская задолженность - это:

- один из видов оборотных активов предприятия;

неполученная часть его выручки от продаж;

отдельный вид обязательств, возникающий из договора, а также вследствие причинения вреда и иных оснований (ст. 307 и др. ГК РФ).

Дебиторская задолженность в основном это - неполученная часть выручки предприятия от продаж, образующаяся из договора как отдельный вид обязательств между предприятиями. Дебиторская задолженность также может быть следствием причинения вреда и иных оснований. Дебиторская задолженность предприятия в целом является одним из видов его оборотных активов (8, С.169).

Взаимосвязь между дебиторской и кредиторской задолженностью состоит в том, что кредиторская является источником покрытия дебиторской. Поэтому на практике при анализе предприятий обычно следят за соотношением между ними. В то же время в условиях инфляции, стимулирующей неплатежи, рост кредиторской задолженности предприятию выгоден, а дебиторской не выгоден.

В соответствии с бухгалтерской отчетностью в составе дебиторской задолженности учитывается следующее: задолженность покупателей и заказчиков; векселя к получению; задолженность дочерних и зависимых обществ; задолженность учредителей по взносам в уставный капитал, авансы выданные; прочие дебиторы.

В большинстве случаев задолженность покупателей и заказчиков является наибольшей и достигает 90% и более всей дебиторской задолженности. Вполне естественным в условиях рыночной экономики является достаточный уровень векселей к получении так как отсрочка платежа покупателю под вексель является наиболее эффективной формой таких взаимоотношений. Именно поэтому при управлении дебиторской задолженностью для предприятия очень важно, во-первых, оптимизировать размер дебиторской задолженности, во-вторых, обеспечить своевременное получение этой задолженности и, в-третьих, организовать соответствующим образом работу с векселями.

Дебиторская задолженность является фактором, который определяет следующее: размер и структуру оборотных активов предприятия; размер и структуру выручки от продаж; длительность финансового цикла предприятия; оборачиваемость оборотных активов и активов в целом; ликвидность и платежеспособность предприятия; источники денежных средств предприятия.

В настоящее время размер и структура оборотных активов предприятии сильно изменены за счет большой доли дебиторской задолженности, доля которой на многих предприятиях колеблется от 3 до 90%.

В современной хозяйственной практике дебиторская задолженность классифицируется по следующим видам (таблица 1.1.1).

Срочная дебиторская задолженность, т.е. та, по которой не наступил срок оплаты, образуется в том случае, когда применяется традиционная форма расчетов-инкассо, или оплата поручением после получения товара, а не предварительная оплата.

Просроченная задолженность образуется после истечения срока, установленного договором. Просроченная задолженность требует особого внимания предприятия, так как именно из нее воз-> пикает сомнительная и безнадежная задолженность.

Таблица 1.1.1 Виды дебиторской задолженности

Задолженность

Сроки наступления

Особенности

1. Срочная

В пределах срока, установ-енного договором

Возникает в результате применения форм безналичных расчетов (инкассо) или как результат отсрочки платежа

2. Просроченная - сомнительная

Более срока, установлен-ного договором

Часть задолженности может оказаться безнадежной до истечения срока исковой давности

3. Безнадежная - истек срок исковой давности

Более 3 лет с момента окончания срока исполне-ния

Возникает из законной просроченной дебиторской задолженности; Списывается на убытки с уменьшением налогооблагаемой базы; Отражается на забалансовом счете

4. Находящаяся на забалансовом счете

В течение 5 лет с момента списания

Цель - контроль за возможностью ее получения


Для списания дебиторской задолженности по которой истек срок исковой давности (3 года), необходимо следующее:

- инвентаризация просроченной задолженности на счетах бухгалтерского учета;

- принятие мер по розыску и взысканию задолженности письменное обоснование главного бухгалтера о необходимости списания дебиторской задолженности;

приказ или распоряжение руководителя предприятия о списании задолженности на финансовый результат;

запись в бухгалтерском учете;

отражение на отдельном забалансовом счете списанной задолженности в течение пяти лет с момента списания с целью возможного ее получения (7, С.55).

Политика в области управления дебиторской задолженности может включать следующее:

1)  сквозной анализ дебиторской задолженности по срокам возникновения и по перечню дебиторов с выявлением сомнительной и безнадежной задолженности;

2)  деление покупателей на три группы в зависимости от возможности применения к ним трех вариантов расчетов: предоплата, другие формы расчетов, отсрочка платежа; это должно быть сделано с учетом объема продаж по каждому из них, их платеже способности, истории взаимоотношений с каждым предприятием;

3)  определение ценовой политики в отношении каждой из трех групп покупателей с учетом возможности предоставления скидок и их размера; выявление на этой основе (с точки зрения оплаты) невыгодной продукции;

4)  определение условий (сроков, размера и др.) коммерческого кредита, предоставляемого при отсрочке платежа различный покупателям;

5)  выявление возможностей использования векселей при отсрочке платежа и их условий;

6)  выявление возможностей возникновения сомнительной (просроченной и безнадежной) дебиторской задолженности и возможных допустимых убытков при этом; выявление на этой основе способов получения долгов и уменьшения безнадежной задолженности; определение реальной (рыночной) стоимости дебиторской задолженности (своевременное образование резервов по сомнительным долгам);

7)  выяснение ситуаций, при которых возможны продажа залог дебиторской задолженности и условий этого;

8)  прогнозирование поступления дебиторской задолженности и определение способов ее получения на основе коэффициент инкассации и других механизмов.

Таким образом, основными задачами управления дебиторской задолженностью являются:

- недопущение неплатежей покупателями и, следовательно, образование просроченной дебиторской задолженности; по каждому случаю неплатежей должны быть приняты соответствующие меры;

- разработка четкой стратегии и тактики коммерческого кредитования и внедрение в практику работы предприятия с целью обеспечения эффективной политики продаж и реализации продукции;

прогнозирование и обеспечение своевременного поступления дебиторской задолженности;

- постоянный сквозной анализ дебиторской задолженности.

Именно полнотой решения этих задач будет определяться эффективность управления дебиторской задолженностью.

Вполне понятно, что при управлении дебиторской задолженностью предприятие должно учитывать влияние внешних факторов, таких, например, как кризис неплатежей, неодинаковое влияние инфляции на различные товары, несовершенство законодательной базы и противоречивость отдельных нормативных документов, несовершенство процедур банкротства, продолжающийся передел собственности и др.

Управление дебиторской задолженностью на предприятии является в настоящее время приоритетным, так как это связано с управлением значительными денежными потоками, определяющими обеспеченность предприятия собственными денежными средствами, объем рынка и соответственно объем продаж.

1.2 Сущность и методика управления дебиторской задолженностью

Анализ дебиторской задолженности проводится по следующим направлениям:

- по срокам возникновения: 0-45 дней, от 45 до 90 дней, свыше 90 дней (в соответствии с гл. 25 НК РФ);

- по перечню дебиторов исходя из ее размера, приходящегося на каждого дебитора (более 5% всей задолженности, от 3 до 5%, др.;

- по перечню дебиторов по видам дебиторской задолженности (имеющие отсрочку платежа, просрочившие платеж, получившие продукцию под вексель);

- по оборачиваемости дебиторской задолженности как в целом, так и по отдельным дебиторам; анализ оборачиваемости по дебиторам показывает, как срочно надо принимать меры к тем или иным дебиторам (11, С.297).

Анализ дебиторской задолженности по срокам возникновения. Такой анализ позволяет предприятию осуществить следующее:

- разработать оптимальную политику управления дебиторской задолженностью и в том числе отсрочки платежа;

более точно прогнозировать поступление денег в виде oплаты этой задолженности;

выявить направления взыскания задолженности и наметить соответствующие меры, тактику;

получить четкое представление о качестве дебиторской задолженности;

создать резервы по сомнительным долгам.

В мировой практике сроки возникновения дебиторской задолженности берутся с интервалами, как правил0, 30 дней. В российских условиях этот интервал должен соответствовать тому, что определено в гл. 25 НК РФ при расчете резервов по сомнительным долгам. Этот интервал следующий: до 45 дней, 45-90 дней, свыше 90 дней.

Наряду с рассмотренными ранее следует отметить еще ряд показателей, которые можно использовать при анализе дебиторской задолженности.

Здесь следует учесть особенности расчета показателей на определенную дату и за какой-либо период. Кроме того, каждый показатель рассчитывается в нескольких видах. Очень важным показателем для планирования и прогнозирования является «Опыт прошлых лет (средний)».

Важнейшими показателями анализа дебиторской задолженности являются показатели ее оборачиваемости. Первый из них - это длительность одного оборота:

ДООд.з. = (ДЗср * Д) / В,

где ДООд.з. - длительность одного оборота дебиторской задолженности; ДЗср -среднеарифметическая величина дебиторской задолженности за определенный период (месяц, квартал, год); Д - количество дней в периоде; В - выручка от продаж за анализируемый период.

Аналогичным образом следует рассчитывать длительность одного оборота просроченной, сомнительной и безнадежной задолженности.

Вторым показателем оборачиваемости дебиторской задолженности является коэффициент оборачиваемости, который, как известно, рассчитывается двумя способами:

Коб д.з. = Д / ДООд.з. или Коб д.з. = В / ДЗср,

Показатели оборачиваемости дебиторской задолженности индивидуальны для каждого предприятия. Но целью для каждого должно быть в общем ускорение оборачиваемости путем увеличения коэффициента, т.е. количества оборотов в течение и сокращение длительности одного оборота. Когда эта тенденция становится стабильной, тогда можно говорить о повышении эффективности деятельности предприятия.

Показатель длительности одного оборота дебиторской задолженности является одним из трех показателей, определяющих длительность финансового цикла. Как известно, он рассчитывается последующей формуле:

ФЦ = ДООзап + ДООдз-ДООкр.з

Следовательно, увеличение длительности одного оборота дебиторской задолженности увеличивает длительность финансового цикла и наоборот.

1.3 Методология анализа управления дебиторской задолженностью

Целью настоящих положений является установление порядка работы и управления дебиторской задолженностью, направление го на учет, контроль и анализ ее, выработку политики предприятия в этой области, включающую разработку различных системных подходов к управлению ею как со стороны предприятия, так и структурных подразделений.

I. Общие положения

1.1. Дебиторская задолженность в основном - это неполученная часть выручки предприятия от продаж, образующаяся из договора как отдельный вид обязательств между предприятиями. Дебиторская задолженность также может быть следствием причинения вреда и иных оснований. Дебиторская задолженность предприятия в целом является одним из видов его оборотных активов (7, С.196).

Срочная дебиторская задолженность - это, когда не наступил срок ее оплаты.

Просроченная дебиторская задолженность - это задолженность, которая не оплачена в предусмотренные договором сроки.

Сомнительная задолженность по долгам - это дебиторская задолженность, не оплаченная в срок и не обеспеченная залогом поручительством или банковской гарантией (п. 1 ст. 266 НК РФ).

Сроки возникновения:

- со следующего дня после момента окончания срока исполнения договора;

при отсутствии в договоре момента окончания срока его исполнения - через 7 дней с момента предъявления кредитором должнику требования об оплате (расчетных документов); или в «разумный срок» (ст. 314 ГК РФ), который определяется решением суда исходя из конкретной ситуации.

Безнадежная задолженность - это долги, по которым:

истек установленный срок исковой давности (3 года с момента окончания срока исполнения договора);

- обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации (п. 4 ст. 266 НК РФ).

1.2.Оптимизация размера дебиторской задолженности на предприятии представляет собой утверждения нормативов ее в качестве:

- доли в оборотных активах;

части выручки от продаж;

размера, определяющего финансовый цикл предприятия;

размера оборотных средств предприятия, отвлекаемых в дебиторскую задолженность.

Эти показатели утверждаются на предприятии на основании анализа существующей ситуации, динамики этих показателей, соответствующих расчетов и утверждения нормативов этих показателей.

Точно так же должны быть утверждены нормативы срочной и просроченной (по отношению к срочной) задолженности, сомнительной и безнадежной с учетом их динамики.

1.3.Получить дебиторскую задолженность можно двумя способами (двумя группами мероприятий):

1-й способ - прекращение обязательства дебитором путем перечисления денег или возникновения обстоятельств, связанных с невозможностью исполнения обязательств: покупка кредитором дебитора, невиновность сторон в обязательстве, издание акта государственного органа, ликвидация должника либо кредитора;

2-й способ - реструктуризация дебиторской задолженности: отступное, погашение задолженности пакетом акций должника, бартер, двусторонний или многосторонний зачет, уступки кредитора под обеспечение долга должника, оформление дебиторской задолженности векселем, оплата ее банковским векселем, новация, рассрочка (отсрочка) долгов на определенных условиях, уступка требования кредитором третьему лицу.

В этой связи предприятие должно разработать и внедрить четко расписанную технологию получения или реструктуризации просроченной дебиторской задолженности, правила взаимоотношений с покупателями.

II. Управление дебиторской задолженностью

2.1 Управление дебиторской задолженностью на предприятии включает следующее

- сквозной анализ дебиторской задолженности и постоянный контроль за ее состоянием;

группировка покупателей в соответствии с вариантами расчетов с ними: предоплата, другие формы расчетов, отсрочка платежа;

определение сферы применения скидок с цены как части ценовой политики, а также политики, условий, сферы коммерческого кредитования при отсрочке платежа; выявление возможностей использования векселей и определение вексельной политики;

прогнозирование поступления дебиторской задолженности определение способов ее получения;

выявление возможностей возникновения сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности и путей их сокращения;

своевременное образование резервов по сомнительным долгам и другое.

В целях научно обоснованного и осмысленного управления дебиторской задолженностью предприятию необходимо разработать и внедрить:

1)  методические положения (подходы, принципы, табличный материал) по анализу дебиторской задолженности на предприятии по срокам возникновения и погашения, по перечню (реестру) дебиторов; по перечню специфических показателей анализа и оценки состояния дебиторской задолженности как за определенный период, так и на определенную дату;

2)  методику прогнозирования поступления дебиторской задолженности в соответствии с коэффициентами инкассации;

3)  политику коммерческого кредитования предприятия и в том числе:

- гибкую систему скидок покупателям, особенно при предварительной и досрочной оплате;

- систему гибких сроков: предельных - отсрочки платежа, допустимых - просрочки платежа;

- системы контроля фактических сроков оплаты продукции, работ, услуг в сравнении с нормативными;

4) политику предприятия по поводу оформления отсрочки платежа векселями, утверждение соответствующего норматива; рекомендации структурным подразделениям предприятия по поводу выпуска собственных векселей;

) обоснованную политику применения соответствующих форм безналичных расчетов к отдельным потребителям или их группам, в том числе с использованием авансовых платежей;

6)  банк данных, характеризующих клиентов предприятия, их платежную историю и современную кредитоспособность и другое.

2.2 Организацию управления дебиторской задолженностью на предприятии осуществляет финансовый отдел при участии бухгалтерии

С этой целью в финансовом отделе назначается для организации и выполнения этой работы один исполнитель или (при значительном объеме работ) несколько человек. В структурных подразделениях с этой же целью назначаются ответственные за работу с дебиторской задолженностью, которые несут ответственность за нее совместно с руководителем подразделения.

Основные обязанности группы (исполнителя) управления дебиторской задолженностью следующие:

1) разработка и участие в разработке материалов, указанных в I и II разделах данных Положений;

2) организация работы по внедрению указанных материалов в практическую деятельность;

3) повседневная оперативная работа, связанная с управлением дебиторской задолженностью;

4) подготовка приказа (распоряжения) об инвентаризации дебиторской задолженности;

5) проведение расчетов в целях создания резервов по сомнительным долгам, подготовка соответствующей документации для этого;

6) консультация работников структурных подразделений по вопросам кредитной политики предприятия, по поводу выбора между скидкой с суммы платежа и отсрочкой платежа;

7) решение совместно с бухгалтерией всех совместных вопросов;

8) другое;

9) группа (исполнитель) осуществляет свою деятельность под руководством начальника финансового отдела (управления) или его заместителя.

III. Выявление дебиторской задолженности

3.1. Ежемесячно финансовый отдел формирует реестр просроченной дебиторской задолженности по подразделениям и передает руководителям подразделений. В качестве приложения к реестру дается расшифровка этой задолженности по срокам возникновения и по перечню дебиторов.

Руководители подразделений в случае несоответствия: информации финансового отдела фактическому состоянию дел направляют ему служебные записки согласно п. V настоящего Положения.

2.    Руководители подразделений в случае несоответствия информации финансового отдела фактическому состоянию дел направляют ему служебную записку с указанием ошибки и обоснованием своей точки зрения. На основании этого финансовый дел производит проверку, по окончании которой принимает решение о внесении изменений в реестр дебиторской задолженности и уведомляет об этом руководителей ответственных подразделений.

3.    В случае когда задолженность фактически получена, но не отражена в реестре из-за отсутствия или непредставления в срок первичных документов, руководители подразделений в служебной записке, направляемой в финансовый отдел, должны указать срок, в который необходимые документы будут представлены, или причины невозможности их представления. Руководители подразделений в случае необходимости (например, при существенном ухудшении финансового состояния должника) представляя в финансовый отдел сведения об этой задолженности до истечения срока ее истребования или до установленной даты представления информации о ней в финансовый отдел.

4.    Скорректированный реестр просроченной дебиторской задолженности по предприятию финансовый отдел выносит на рассмотрение на совещание по внутренней экономике.

IV. Получение дебиторской задолженности

1.    При получении дебиторской задолженности на предприятии имеют место подразделение-поставщик и подразделение-покупатель. Руководители подразделения-поставщика и подразделения-покупателя до совершения хозяйственной операции назначают ответственных по предстоящей операции.

2.    Подразделение-поставщик немедленно информирует подразделение-покупателя о способах получения или реструктуризации дебиторской задолженности.

3.    Ответственным по взысканию возникшей дебиторской задолженности является подразделение-покупатель. Подразделение-поставщик предоставляет подразделению-покупателю всю необходимую информацию о предприятии дебиторе.

V. Работа по просроченной дебиторской задолженности

5.1. Служебная записка по просроченной дебиторской задолженности, направляемая руководителем подразделения в финансовый отдел, должна содержать следующую информацию. Полное наименование предприятия-должника с указанием организационно-правовой формы.

Сумма задолженности и дата ее возникновения (предусмотренный договором срок гашения задолженности), ее доля в общей дебиторской задолженности предприятия (для дебиторов, доля которых более 3%).

Какие меры предпринимались подразделением для гашения этой задолженности, предложения руководителя подразделения по гашению задолженности.

Направлялись ли должнику юридическим отделом претензии, заключение юридического отдела о возможности взыскания с должника в судебном порядке суммы задолженности и финансовых санкций.

2.  Состояние просроченной дебиторской задолженности под разделений рассматривается на совещании по внутренней экономике по предложению финансового отдела. Руководители подразделений в случае необходимости (например, при существенном ухудшении финансового состояния должника могут также являться инициаторами обсуждения вопроса по конкретной дебиторской задолженности.

3.  На совещании руководитель ответственного подразделения сообщает о причинах возникновения задолженности, вносит свои предложения по ее взысканию и сроках, представляет заключение юридического отдела о возможности получения задолженности в судебном порядке, прочие сведения. Особый контроль за дебиторами, доля задолженности которых более 3%. При необходимости на совещании принимается решение передать вопрос взыскания задолженности в юридический отдел или службу безопасности. Руководитель подразделения, имеющего просроченную дебиторскую задолженность, отчитывается о мерах, предпринятых для взыскания имеющейся дебиторской задолженности, раз в две недели.

4.  В случае образования или появления возможности образования безнадежной задолженности сообщение делает начальник финансового отдела или его заместитель с указанием причин образования, виновных, ответственных за подготовку материалов (для списания безнадежной задолженности.

5.  Списание дебиторской и кредиторской задолженности производится финансовым отделом. Ответственными за подписание документов со стороны контрагентов по списанию задолженности являются руководители ответственных подразделений.

2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «КамПРЗ»

.1 Краткая характеристика организации

Открытое акционерное общество «Камский прессово-рамный завод» учреждено одним юридическим лицом - ОАО «КАМАЗ» по решению Совета директоров (Протокол №10 от 30 сентября 1997 года). ОАО «КамПРЗ» зарегистрировано в качестве юридического лица 26 декабря 1997 года (3, С.2).

Полное фирменное названия общества: Открытое акционерное общество «Камский прессово-рамный завод».

Сокращенное наименование: ОАО «КамПРЗ». Адрес предприятия: 423800, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пр. Мусы Джалиля, 29.

ОАО «КамПРЗ» расположен в центре промышленного узла «КАМАЗ» с южной стороны автопроизводства и удален от жилой части города на 3 км.

ОАО «КамПРЗ» входит в группу организаций ОАО «КАМАЗ», единую технологическую цепочку по разработке, производству, сборке автотехники и автокомпонентов.

Основной целью деятельности ОАО "КамПРЗ" является извлечение прибыли и использование её в интересах акционеров, а также насыщение рынка товарами и услугами.

Основные виды деятельности:

1. производство деталей и узлов грузовых автомобилей, сельскохозяйственной техники и автобусов;

2. производство деталей и узлов легкового автомобиля;

3. производство приспособлений для кузнечно-прессового оборудования;

4. производство частей и принадлежностей автомобилей (в том числе система выхлопа);

5. иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством и не противоречащие целям деятельности Общества.

ОАО «КамПРЗ» рассчитан на производство 150 000 штук комплектов деталей и узлов на автомобиль, 250 000 штук комплектов на двигатель и запасных частей на 500 000 автомобилей, находящихся в эксплуатации.

Завод изготавливает детали методом холодной листовой штамповки ( за исключением половинок балки картера ведущего моста, получаемых из листа с нагревом), собирает узлы методом контактной и дуговой сварки и клепкой ( рама автомобиля) и производит окраску готовых узлов и деталей. Основу продукции завода составляют:

1.  каркас кабины ( со спальным местом и без спального);

2.       навесные узлы кабины - узлы оперения;

.        крылья подножки, облицовочные панели передней части кабины, панели приборов и др.;

.        рамы 160 модификаций;

.        воздушные баллоны 2-х видов;

.        топливные баки 6 типоразмеров;

.        глушители;

.        кронштейны крепления запасного колеса;

.        инструментальные ящики;

.        борта, балки и обвязки платформы;

.        половинки балки картера ведущего моста и другие детали, и узлы, поступающие на сборку в Автомобильный завод;

.        масляный картер двигателя;

.        кожух сцепления и другие детали двигателя, поступающие на сборку на завод двигателей;

.изготовление всей номенклатуры листовых штамповок для ОАО «КАМАЗ-Дизель»;

. специализированная метизная продукция.

В состав прессово-рамного завода входят следующие здания и сооружения:

1.  главный корпус с двумя галереями подачи узлов в Автомобильный завод;

2.       станции нейтрализации и холодильная, модельный цех, лаборатории, сблокированные в одном здании;

.        здание пакетировочного отделения;

.        здание краскоприготовительного отделения;

.        административно-бытовой корпус;

.        две столовые на 800 посадочных мест;

.        автоматно - механический корпус ( АМК ).

Основу технологических процессов завода составляет работа на механизированных, полу- и автоматических линиях.

В главном корпусе завода размещено 30 автоматических линий, 70 пресс-автоматов, 19 поточно-механизированных линий, в АМК - токарные автоматы.

Для штамповки деталей используется полуавтоматические, автоматические, механизированные линии, многопозиционные и другие специальные пресс-автоматы, автоматические универсальные прессы, находящиеся в прессовом производстве.

В основу организации производства ОАО «КамПРЗ» положен принцип строгой специализации по следующим направлениям:

. по узловому принципу (цех рам и цех шасси);

. по технологической однородности (заготовительный цех, цех крупной штамповки, прессовый цех, цех сборки-сварки кабин и кузовов, цеха окраски);

. по серийности производства (оригинальные детали и узлы изготовляются в цехе мелких серий, а в цехах основного производства - на участках оригинальных деталей и узлов).

Производство организуется как строго поточное с замкнутым циклом изготовления. Основной грузооборот завода (до 500 тыс. тонн в год) обеспечивается железнодорожным и автомобильным транспортом.

Внутренний грузооборот осуществляется подвесными толкающими конвейерами фирмы «PIANELLI & TRAVERSA», грузонесущими конвейерами отечественного производства, а также большим парком напольных вилочных погрузчиков.

ОАО «КамПРЗ» является одним из основных дочерних обществ ОАО «КАМАЗ», связанных в единую технологическую цепочку по производству автомобилей и автозапчастей. В настоящее время российская автомобильная промышленность состоит из 11 основных производителей легковых автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов.

Рыночные позиции предприятия - фактический объем отгрузки товарной продукции в 2007 году составил 7851 млн. руб., что на 1770 млн. руб. выше уровня 2006 года (факт 2006 года - 6081,6 млн. руб. в сопоставимых ценах). Рост объемов производства произошел за счет увеличения объемов выпуска грузового автомобиля «КамАЗ».


.2 Анализ дебиторской задолженности ОАО «КамПРЗ»

 

О финансовом положении организации свидетельствует основные показатели ее хозяйственной деятельности за отчетный период. Это позволяет выявить причины отклонений и оценить перспективы развития финансового положения организации в будущем. Более подробно они представлены и рассмотрены в таблице 2.2.1.


Таблица 2.2.1Основные показатели хозяйственной деятельности ОАО «КамПРЗ» за 2006 - 2008 гг.

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Изменения (+,-)

Темп изменения,%





2007г. к 2006г.

2008г. к 2007г.

2007г. к 2006г.

2008г. к 2007г.

1

2

3

4

5

6

7

8

Выручка от реализации товаров, работ, услуг, тыс. руб.

5245792

6120074

7879265

874282

1759191

116,66

128,74

Себест-сть проданных товаров, работ, услуг, тыс. руб.

5197095

6024404

7741833

827309

1717429

115,92

128,51

Среднеспис численность работающих, чел.

6956

7184

7821

228

637

103,28

108,86

Фонд оплаты труда, тыс. руб.

637754,3

760830,2

1128860,3

123075,9

368030,1

119,29

148,37

Среднемесячная зарплата, руб

7,64

8,82

12,03

1,18

3,21

115,45

136,39

Производительность труда, тыс. руб./чел.

754,14

851,90

1007,45

97,76

155,55

112,96

118,26

Среднегодовая стоимость основныхных средств, тыс. руб.

444888

435892

417413,5

-8996

-18478,5

97,98

95,76

Фондоотдача, руб.

11791

14040

18876

2249

4836

119,07

134,44

Фондовооруженность, тыс. руб./чел.

63,9

60,7

23,4

-3,2

-37,3

94,99

38,55

Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб

888541

858317

1067252,5

-30224

208935,5

96,59

124,34

Оборачиваемость оборотных средств: - в числе оборотов

5,9

7,1

7,4

1,2

0,3

120,33

104,22

 - в днях оборота, дни

61

51

49

-10

-2

83,61

96,07

Прибыль от продаж, тыс. руб.

48697

95670

137432

46973

41762

196,46

143,65

Чистая прибыль, тыс. руб.

-106054

121

77716

-106175

77595

-0,11

64228,09

Рентабельность продаж, %

0,9

1,5

1,7

0,6

0,2

166,66

113,33


По данным таблицы 2.2.1, видно, что выручка за 2007 - 2007 гг. выросла, по сравнению с 2006 г., в 2007 г. она составила 6120074 тыс. руб. и увеличилась на 874282 тыс. руб., в 2008 - 7879265 тыс. руб. и увеличилась на 1759191 тыс. руб. Это связано с тем, предприятие увеличила продажу своей товарной продукции: в 2007 г. - 6081,6 млн. руб., в 2008 г. - 7851 млн. руб.; детали г/а «КамАЗ» в 2007 г. 5336,7 млн. руб., в 2008 г. - 7 194 млн. руб.; запасные части в 2007 г. - 341,4 млн. руб., в 2008 г. - 420 млн. руб.; собственная продукция в 2007 г. составила 180,4 млн. руб., в 2008 г. - 191 млн. руб. Увеличилась и объем поставок машинокомплектов г/а «КамАЗ» на 2008 г. на 12705 шт. Фактический объем отгрузки товарной продукции в 2008 году составил 7851 млн. руб., что на 1770 млн. руб. выше уровня 2006 года (факт 2007 года - 6081,6 млн. руб. в сопоставимых ценах). Рост объемов производства произошел за счет увеличения объемов выпуска грузового автомобиля «КамАЗ».

Таким образом, ОАО «КамПРЗ» успешно развивающееся предприятие, так как финансовые показатели его деятельности улучшаются с каждым годом, что свидетельствует о финансовой стабильности предприятия.

Дебиторская задолженность - задолженность юридических и физических лиц данному хозяйствующему субъекту.

Дебиторские задолженности можно также условно подразделить на два вида: нормальную и неоправданную. Нормальная дебиторская задолженность возникает не из-за недочетов в хозяйственной деятельности предприятия, в следствие применяемых форм расчетов за товары, услуги. Неоправданная дебиторская задолженность возникает вследствие недостатков в работе исследуемого предприятия, например при явлении недостач, растрат и хищений ТМЦ, денежных средств.

Более подробно состав дебиторской задолженности представлен в таблице 2.2.2.

Таблица 2.2.2. Анализ состава и динамики дебиторской задолженности ОАО «КамПРЗ» на 2006-2008 гг.

Показатель

Период

Изменения (+,-) тыс. руб

Темп изменений, %

2007 г.

2008 г.

2007 г.

2008 г.

2007 г.

2008 г.

Дебитор задолж краткоср - всего

112745

88543

204075

-24202

115532

78,53

230,48

В  том числе расчеты с покупат заказчиками

94817

71414

136934

-23403

65520

75,32

191,75

Аавансы выданные

928

9986

29117

9058

19131

1076,07

291,58

Ппрочая

170000

7143

38024

-162857

30881

4,20

532,32

Ииттого дебиторск задолжен

83957

65425

141205

-18532

75780

77,93

215,83

Ддоля дебиторск задолжен в структуре активов, %

7,27

9,93

12,50

2,66

2,57

136,59

125,88

Ддоля дебиторск задолжен в общей сумме активов, %

5,41

7,33

8,65

1,92

1,32

135,49

118,01

Ддоля дебиторск задолжен в общей сумме дебиторск задолжен, %

74,47

73,89

69,19

-0,58

-4,7

99,22

93,64


По сравнению с 2006 г. на 2007 г. краткосрочная дебиторская задолженность сократилась на 24 202 тыс. руб., за счет расчетов с покупателями и заказчиками, а на 2008 г. увеличилась на 115 532 тыс. руб. выданные авансы, наоборот, увеличились и на 2007 г., и на 2008 г. по сравнению с 2006 г. Доля дебиторской задолженности в структуре активов на 2006 г. - 13,7135%, на 2007 г. - 12,8527%, на 2008 г. - 14,2511%.

Анализ расчетов с разными дебиторами показывает, что в 2007 году их сумма составила 65425 тыс. руб., что меньше уровня 2006 года на 18532 тыс. руб. или на 22,08%. В 2008 году задолженность разных дебиторов увеличилась по сравнению с 2007 годом на 75780 тыс. руб. или на 115,83%.

В том числе рост задолженности обусловлен увеличением прочей задолженности. Ее размер в 2005 году составил 20102 тыс. руб., что больше уровня 2007 года на 13988 тыс. руб. или на 228,79%.

Доля задолженности разных дебиторов в общей сумме активов увеличивается с каждым годом в частности, в 2007 году рост доли задолженности составил 1,92% - абсолютной величине и 35,49% - в относительной величине. Доля разных дебиторов в общей сумме дебиторской задолженности в 2008 году составила 69,19%, что меньше уровня 2007 года на 4,7% - в абсолютной величине и на 5,36% - в относительной величине. Таким образом, абсолютная и относительная величина разной дебиторской задолженности изменяются в сторону уменьшения. Графическое отображение динамики общей суммы дебиторской задолженности и долгов разных дебиторов представим на рисунке 2.2.1.

Рис. 2.2.1. Динамика общей суммы дебиторской задолженности и долгов разных дебиторов ОАО «КамПРЗ» за 2005-2007 гг.

Таким образом, анализ дебиторской свидетельствуют о том, что дебиторская задолженности в 2007 году снижаются, а в 2008 году резко увеличиваются, тогда как разная дебиторская задолженность в 2007 году снижается, а в 2008 году увеличивается.

Далее следует проанализировать сумму расчетов с разными дебиторами. Состав расчетов с разными дебиторами выполним в таблице 2.2.3.

Таблица 2.2.3 Состав и структура расчетов с разными дебиторами ОАО «КамПРЗ» за 2006-2008 гг.

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Структура, %

Отклонение





2006 г.

2007 г.

2008 г.

2007 г.

2008 г.

Расчеты с разными дебиторами

83957

65425

141205

100

100

100

-

-

в т.ч.: - штрафы

78712

60477

126077

93,75

92,44

89,29

-1,31

-3,15

- расчеты по имущественному страхованию

1024

978

12564

1,22

1,49

8,90

0,27

7,41

- расчету по личному страхованию

4221

3970

2564

5,03

6,07

1,81

1,04

-4,26


Как показывают данные таблицы 2.2.3 общая сумма расчетов с разными дебиторами увеличилась почти в 2 раза. Наибольший удельный вес в этой сумме занимают расчеты по предъявленным штрафам за несвоевременную оплату продукции предприятия. В 2007 году сумма предъявленных пеней составила 126077 тыс. руб., что больше уровня 2006 года на 65600 тыс. руб. Удельный вес этой суммы составил 89,29%. Наименьший удельный вес имеют расчеты по личному страхованию, т.е. выплаты по страховым случаям.

Рис. 2.2.2. Динамика структуры дебиторской задолженности ОАО «КамПРЗ» за 2006 г.

Рис. 2.2.3. Динамика структуры дебиторской задолженности ОАО «КамПРЗ» за 2007 г.

Рис. 2.2.4. Динамика структуры дебиторской задолженности ОАО «КамПРЗ» за 2008 г.

Таким образом, проведенный анализ структуры разной дебиторской задолженности позволяет сделать вывод о том, что наибольший удельный вес в таких расчетов занимают предъявленный и полученные претензии к контрагентам. Прежде всего причиной этому является недопоставка комплектующих, рекламации за низкое качество продукции, несвоевременная оплата отгруженной продукции и т.п.

3. УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ОАО «КамПРЗ»

.1 Анализ современного состояния управления дебиторской задолженностью в организации

Более подробно анализ современного состояния дебиторской задолженности в ОАО «КамПРЗ» представлено в таблице 3.1.1.

Таблица 3.1.1 Анализ состояния дебиторской задолженности ОАО «КамПРЗ» на 2006 - 2008 гг.

Показатель

Период

Изменения (+,-) тыс. руб


2006 г.

2007 г.

2008 г.

2007 г.

2008 г.

Расчеты с покупателями и заказчиками

94817

71414

136934

-23403

65520

Авансы выданные

928

9986

29117

9058

19131

Прочие дебиторы

170000

7143

38024

-162857

30881

Всего дебиторская задолженность

112745

88543

204075

-24202

115532

В % к общей сумме дебиторской задолженности

74,47

73,89

69,19

-0,58

-4,7


По сравнению с 2006 г. на 2007 г. дебиторская задолженность сократилась на 24 202 тыс. руб., за счет расчетов с покупателями и заказчиками, а на 2008 г. увеличилась на 115 532 тыс. руб. выданные авансы, наоборот, увеличились и на 2007 г., и на 2008 г. по сравнению с 2006 г.

В целях улучшения контроля за состоянием дебиторской задолженности необходимо:

) проводить регулярный мониторинг и контролировать дебиторскую задолженность предприятия, отслеживания при этом соотношение дебиторской и кредиторской задолженности;

) контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям;

) по возможности ориентироваться на увеличение количества заказчиков с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчиком.

В целях улучшения управления дебиторской задолженности на ОАО «КамПРЗ» необходимо:

постоянно контролировать состояние расчетов с покупателями, особенно по отсроченным задолженностям;

ориентироваться на большое число покупателей, чтобы уменьшить риск неуплату одним или несколькими покупателями;

отслеживать соотношение дебиторской и кредиторской задолженности;

осуществлять регулярный анализ финансовой отчетности клиентов в сопоставлении с данными предыдущих лет;

формировать своеобразное досье на покупателей, как существующих, так и на потенциальных;

проводить мероприятия, в том числе с привлечением органов власти по взысканию просроченной дебиторской задолженности.


.2 Пути совершенствования управления дебиторской задолженностью в ОАО «КамПРЗ»

Как было выяснено ранее, производственно-хозяйственная деятельность предприятия связана с приобретением сырья и материалов, других запасов, потреблением разного рода услуг, а также с реализацией своей продукции и выполнением отдельных работ. В том случае, если расчеты за продукцию или оказанные услуги производятся на условиях последующей оплаты, можно говорить о получении предприятием кредита от своих поставщиков и подрядчиков. В то же время само предприятие выступает кредитором своих покупателей и заказчиков, а также поставщиков в части выданных им авансов под предстоящую поставку продукции. В этих условиях необходимо следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженностей.

Значительное превышение кредиторской задолженности над дебиторской создает угрозу финансовой устойчивости предприятия. Превышение дебиторской задолженности над кредиторской означает отвлечение средств из хозяйственного оборота и может привести в дальнейшем к необходимости привлечения дорогостоящих кредитов банков и займов для обеспечения текущей производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Следовательно, от того, насколько соответствуют предоставленные и полученные объемы кредитования, зависит финансовое благополучие предприятия.

Для сравнения сумм дебиторской и кредиторской задолженностей и темпов их роста за отчетный период используют данные бухгалтерского баланса (приложение № 1), представленные в графической интерпретации, рис. 3.2.1 и 3.2.2.

Как видно из графика 3.2.1 сумма кредиторской задолженности превысила величину дебиторской задолженности в 3,3 раза (216071/ 65425) - за 2007 год и в 2,75 раза (231132/83957) - в 2006 году, однако в 2008 году ситуация изменилась и сумма расчетов с разными дебиторами превышает сумму расчетов с разными кредиторами в 1,32 раза (141205 / 106948). Темп роста дебиторской задолженности в 2008 году опережает темп роста кредиторской задолженности (рис. 3.2.2), что отразилось на снижении уровня коэффициента соотношения кредиторской задолженности с дебиторской. Рекомендуемое значение для данного коэффициента - 1,2, то есть на 1 рубль дебиторской задолженности приходится 1,2 руб. кредиторской. В нашем примере зависимость от кредиторов к концу отчетного периода снизилась, но по-прежнему достаточно велика.

Рис. 3.2.1. Динамика разной дебиторской и кредиторской задолженностей, тыс. руб.

Рис. 3.2.2. Темп роста разной дебиторской и кредиторской задолженностей, %

Рассмотрим отдельные виды расчетов с разными дебиторами и кредиторами и их соотношения по состоянию на конец отчетного периода (2008 года) по данным таблицы 3.2.1.

Проанализировав данные таблицы 3.2.1, можно сделать следующие выводы.

В конце отчетного года сумма дебиторской задолженности превысила кредиторскую на 34257 тыс. руб. (61974 - 27717).

Таблица 3.2.1 Сравнительный анализ разной дебиторской и кредиторской задолженностей ОАО «КамПРЗ» (на конец отчетного периода, тыс. руб.)

Расчеты

Дебиторская задолженность

Кредиторская задолженность

Превышение задолженности




дебиторской

кредиторской

1. Расчеты по претензиям

126077

64103

61974


2. Расчеты по имущественному страхованию

12564

20315


7751

3. Расчеты по личному страхованию

2564

15199


12635

4. Депонированные суммы

-

7331


7331

Итого

141205

106948

61974

27717


Превышение дебиторской задолженности над кредиторской произошло по претензиям. Однако по остальным позициям наблюдается превышение кредиторской задолженности над дебиторской.

Расчеты по претензиям, связанным с поставками материально-технических ресурсов и покупателями готовой продукции занимают наибольший удельный вес в составе разной дебиторской и кредиторской задолженностей и являются результатом взаимных неплатежей. Важно подчеркнуть, что предприятие активно использует стратегию товарных ссуд, реализуя потребителям свою продукцию с рассрочкой в платеже, а также использует беспроцентные заемные средства для приобретения материально-производственных ресурсов и осуществления иных расчетов.

Для измерения оборачиваемости задолженности используются следующие показатели: продолжительность одного оборота, количество оборотов.

Продолжительность одного оборота в днях (Тоб) представляет собой отношение суммы среднего остатка задолженности к сумме однодневной выручки за анализируемый период.

Продолжительность одного оборота показывает средний срок, за который возвращаются в хозяйственный оборот денежные средства, вложенные в производственно-коммерческие операции.

Для расчета показателя используется формула:

Тоб = ТЗср * Д / Вр ,

где: ТЗср - средний остаток текущей задолженности за анализируемый период, руб.; Д - число календарных дней анализируемого периода (30, 60, 90, 180, 360); Вр - выручка от продажи продукции (работ, услуг) за анализируемый период (без учета налога на добавленную стоимость и аналогичных платежей), руб.

Средняя величина текущей задолженности определяется по балансу по формуле средней арифметической:

ТЗср = (ТЗн + ТЗк) / 2

Коэффициент оборачиваемости задолженности (Коб) характеризует размер объема выручки от продажи продукции в расчете на один рубль текущей задолженности:

Коб = Вр / ТЗср

Рост коэффициента оборачиваемости свидетельствует о более эффективном использовании текущей задолженности.

Сравнительный анализ оборачиваемости разной дебиторской и кредиторской задолженности рассмотрим на примере данных таблицы 3.2.2.

Таблица 3.2.2 Сравнительный анализ оборачиваемости разной дебиторской и кредиторской задолженностей ОАО «КамПРЗ» за 2008 гг.

Показатели

Разная дебиторская задолжен-ность

Разная кредиторская задолжен-ность

Результат сравнения

1. Остатки: - на начало периода, тыс. руб.

65425

216071

150646

- на конец периода, тыс. руб.

141205

106948

-34257

2. Средние остатки, тыс. руб.

103315

161510

58195

3. Выручка от реализации продукции, тыс. руб.

6120074

7879265

1759191

3. Период оборота, в днях

6,08

7,38

1,3

4. Оборачиваемость, в оборотах

59,24

48,78

-10,46


Сравнение состояния разной дебиторской и кредиторской задолженностей позволяет сделать следующий вывод: период погашения кредиторской задолженности на 1,3 дня больше, чем дебиторской задолженности, что объясняется превышением суммы среднего остатка разной кредиторской задолженности над дебиторской в 1,56 раза (161510 / 103315). Причина этого - в более низкой скорости обращения кредиторской задолженности по сравнению с дебиторской. Такая ситуация может рассматриваться положительно, так как обеспечивает дополнительный приток денежных средств, но только в том случае, если невелика доля просроченных платежей. В противном случае дефицит платежных средств при условии наступления сроков погашения долговых обязательств может привести к дальнейшему росту кредиторской задолженности и в конечном итоге к неплатежеспособности предприятия. В ОАО «КамПРЗ» с целью недопущения претензий достигнута цель по снижению уровня рекламаций по шасси автобусов НефАЗ. Обеспечено снижение на 97,7% и обеспечено запланированное в целях снижения уровня потерь от брака. Фактически достигнуто снижение на 54,96%. Этим количество рекламаций, а следовательно и задолженности по претензиям было снижено.

Однако, на предприятии не обеспечено запланированное снижение уровня рекламаций по автомобилям «КамАЗ». Фактически достигнутое снижение составило 6,25% вместо запланированного 7,5%. Установленный Департаментом качества после изменения методологии подсчета норматив уровня рекламаций выполнен (план - 0,091 %, факт - 0,09%). Кроме того, не достигнута цель по снижению уровня дефектности автомобилей «КамАЗ» в производстве по результатам инспекторского контроля. Фактически произошло увеличение в 1,4 раза;

Для улучшения финансового состояния предприятия необходимо следить за соотношением разной дебиторской и кредиторской задолженностей, контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям, не допускать низкого качества продукции во избежание предъявления штрафных санкций.

Реализация главной задачи, определенной Политикой ОАО «КамПРЗ» в области качества, «Выпуск продукции с максимальным удовлетворением ожиданий потребителей», осуществляется на основе Программы «Качество-2007» ОАО «КамПРЗ» в рамках сертифицированной системы менеджмента качества (СМК) ОАО «КамПРЗ» на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

Основными целями ОАО «КамПРЗ» в области качества в 2009 году должны явиться:

- Обеспечение совершенствования менеджмента качества на основе внедрения требований ГОСТ Р 51814.1-2004 «Системы менеджмента качества в автомобилестроении»;

-       Обеспечение снижения уровня рекламаций в 2008 году: по автомобилям КАМАЗ на 10%, по шасси автобусов НефАЗ на 15%;

-       Снижение уровня дефектности автомобилей КАМАЗ в производстве по результатам инспекторского контроля на 20%;

-       Снижение уровень потерь от брака на 10%.

- В 2007 году ОАО «КамПРЗ» достигнуты следующие установленные на год цели и задачи в области качества:

- СМК функционирует в ОАО «КамПРЗ» с незначительными отклонениями от требований ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Действие сертификата на систему качества ОАО «КамПРЗ» подтверждено при инспекционном контроле органом по сертификации систем качества «Тест-Татарстан». В течении 2007 года осуществлялось совершенствование менеджмента качества на основе внедрения требований ГОСТ Р 51814.1-2004 «СМК в автомобилестроении в соответствии с Программой «Качества-2007» ОАО «КамПРЗ».

Для достижения целей по снижению уровня рекламаций по автомобилям «КамАЗ» запланировано внедрение испытательного стенда в ЦПГУ для испытаний пневмогидроусилителей на герметичность.

Таким образом, внедрив данные мероприятия в хозяйственную деятельность предприятия, сократиться уровень бракованной продукции, соответственно уменьшиться количество рекламаций за некачественную продукцию и тем самым сократиться уровень предъявленных претензий ОАО «КамПРЗ».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дебиторская задолженность в основном это - неполученная часть выручки предприятия от продаж, образующаяся из договора как отдельный вид обязательств между предприятиями. Дебиторская задолженность также может быть следствием причинения вреда и иных оснований. Дебиторская задолженность предприятия в целом является одним из видов его оборотных активов.

Дебиторская задолженность является фактором, который определяет следующее: размер и структуру оборотных активов предприятия; размер и структуру выручки от продаж; длительность финансового цикла предприятия; оборачиваемость оборотных активов и активов в целом; ликвидность и платежеспособность предприятия; источники денежных средств предприятия.

В настоящее время размер и структура оборотных активов предприятии сильно изменены за счет большой доли дебиторской задолженности, доля которой на многих предприятиях колеблется от 3 до 90%.

Анализ дебиторской задолженности проводится по следующим направлениям:

- по срокам возникновения: 0-45 дней, от 45 до 90 дней, свыше 90 дней (в соответствии с гл. 25 НК РФ);

- по перечню дебиторов исходя из ее размера, приходящегося на каждого дебитора (более 5% всей задолженности, от 3 до 5%, др.;

- по перечню дебиторов по видам дебиторской задолженности (имеющие отсрочку платежа, просрочившие платеж, получившие продукцию под вексель);

- по оборачиваемости дебиторской задолженности как в целом, так и по отдельным дебиторам; анализ оборачиваемости по дебиторам показывает, как срочно надо принимать меры к тем или иным дебиторам.

Открытое акционерное общество «Камский прессово-рамный завод» учреждено одним юридическим лицом - ОАО «КАМАЗ» по решению Совета директоров (Протокол №10 от 30 сентября 1997 года). ОАО «КамПРЗ» зарегистрировано в качестве юридического лица 26 декабря 1997 года.

Основной целью деятельности ОАО "КамПРЗ" является извлечение прибыли и использование её в интересах акционеров, а также насыщение рынка товарами и услугами.

Рыночные позиции предприятия - фактический объем отгрузки товарной продукции в 2007 году составил 7851 млн. руб., что на 1770 млн. руб. выше уровня 2006 года (факт 2006 года - 6081,6 млн. руб. в сопоставимых ценах). Рост объемов производства произошел за счет увеличения объемов выпуска грузового автомобиля «КамАЗ».

О финансовом положении организации свидетельствует основные показатели ее хозяйственной деятельности за отчетный период. Это позволяет выявить причины отклонений и оценить перспективы развития финансового положения организации в будущем.

ОАО «КамПРЗ» успешно развивающееся предприятие, так как финансовые показатели его деятельности улучшаются с каждым годом, что свидетельствует о финансовой стабильности предприятия.

Дебиторская задолженность - задолженность юридических и физических лиц данному хозяйствующему субъекту.

Дебиторские задолженности можно также условно подразделить на два вида: нормальную и неоправданную. Нормальная дебиторская задолженность возникает не из-за недочетов в хозяйственной деятельности предприятия, в следствие применяемых форм расчетов за товары, услуги. Неоправданная дебиторская задолженность возникает вследствие недостатков в работе исследуемого предприятия, например при явлении недостач, растрат и хищений ТМЦ, денежных средств.

Доля задолженности разных дебиторов в общей сумме активов увеличивается с каждым годом в частности, в 2007 году рост доли задолженности составил 1,92% - абсолютной величине и 35,49% - в относительной величине. Доля разных дебиторов в общей сумме дебиторской.

Таким образом, абсолютная и относительная величина разной дебиторской задолженности изменяются в сторону уменьшения.

Анализ дебиторской свидетельствуют о том, что дебиторская задолженности в 2007 году снижаются, а в 2008 году резко увеличиваются, тогда как разная дебиторская задолженность в 2007 году снижается, а в 2008 году увеличивается.

Проведенный анализ структуры разной дебиторской задолженности позволяет сделать вывод о том, что наибольший удельный вес в таких расчетов занимают предъявленный и полученные претензии к контрагентам. Прежде всего причиной этому является недопоставка комплектующих, рекламации за низкое качество продукции, несвоевременная оплата отгруженной продукции и т.п.

В целях улучшения контроля за состоянием дебиторской задолженности необходимо:

) проводить регулярный мониторинг и контролировать дебиторскую задолженность предприятия, отслеживания при этом соотношение дебиторской и кредиторской задолженности;

) контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям;

) по возможности ориентироваться на увеличение количества заказчиков с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчиком.

В целях улучшения управления дебиторской задолженности на ОАО «КамПРЗ» необходимо:

постоянно контролировать состояние расчетов с покупателями, особенно по отсроченным задолженностям;

ориентироваться на большое число покупателей, чтобы уменьшить риск неуплату одним или несколькими покупателями;

отслеживать соотношение дебиторской и кредиторской задолженности;

осуществлять регулярный анализ финансовой отчетности клиентов в сопоставлении с данными предыдущих лет;

- формировать своеобразное досье на покупателей, как существующих, так и на потенциальных;

- проводить мероприятия, в том числе с привлечением органов власти по взысканию просроченной дебиторской задолженности.

Для достижения целей по снижению уровня рекламаций по автомобилям «КамАЗ» запланировано внедрение испытательного стенда в ЦПГУ для испытаний пневмогидроусилителей на герметичность.

Таким образом, внедрив данные мероприятия в хозяйственную деятельность предприятия, сократиться уровень бракованной продукции, соответственно уменьшиться количество рекламаций за некачественную продукцию и тем самым сократиться уровень предъявленных претензий ОАО «КамПРЗ».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.       Бухгалтерский баланс за 2006, 2007, 2008 гг.

2.       Отчет о прибылях и убытках за 2006, 2007, 2008 гг.

.        Устав ОАО «КамПРЗ»

4.       Бланк, И.А. Основы финансового менеджмента: Учебник / И.А. Бланк. - Киев: Наука-Центр, 2005. - 495с.

5.       Володин, А.А. Управление финансами (Финансы предприятий): Учебник / А.А. Володин. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 504с.

6.       Гурышев, А.П. Оценка эффективности деятельности предприятия через использование финансовых и нефинансовых показателей / А.П. Гурышев// Менеджмент в России и за рубежом. - 2007. - №5. - 99 С.

7.       Донцова, Л.В. Анализ финансовой отчетности: учебник / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Дело и сервис», 2006. - 368с.

8.       Каморджанова, Н.А. Бухгалтерский финансовый учет. Учебник / Каморджанова Н.А., Карташова И.В. - Спб.: Питер, 2008. - 480с.

9.       Селезнева, Н.Н., Ионова, А.Ф. Финансовый анализ: Учеб Пособие / Н.Н. Селезнева, А.Ф. Ионова//- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 479с.

10.     Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / под ред. акад. Г.Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 527с.

.        Шеремет, А.Д. Теория экономического анализа: Учебник / А.Д. Шеремет// - М.: ИНФРА-М, 2002. - 333с. - (Серия «Высшее образование»).

.        Экономика и статистика фирм: Учебник / В.Е. Адамов, С.Д. Ильенкова, Т.П. Сиротина и др.; Под ред. Д-ра экон. Наук, проф. С.Д. Ильенковой. - 2-е изд. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 240с.

.        Экономический анализ: Учебник для вузов / Под ред. Л.Т. Гиляровской. - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 615с.

Похожие работы на - Управление дебиторской задолженностью

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!