Учет расчетов по налогам и сборам. Виды налогов, источники их уплаты

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,53 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учет расчетов по налогам и сборам. Виды налогов, источники их уплаты















Курсовая работа

Учет расчетов по налогам и сборам. Виды налогов, источники их уплаты

Введение

Расчеты по налогам и сборам занимают значительное место в хозяйственной деятельности коммерческих организаций. Доходы бюджетов формируются на налоговой основе: предусмотренные налоговым законодательством России федеральные, региональные и местные налоги, пени и штрафы; и неналоговых доходах - доходах от внешнеэкономической деятельности, доходах от имущества, находящегося в государственной собственности. Так как основные доходы бюджетов всех уровней - налоговые поступления, налоговая система призвана: обеспечить более полную и своевременную мобилизацию доходов бюджета, без осуществления которой невозможно проводить социально - экономическую политику государства; создать условия для регулирования производства и потребления в целом и по отдельным сферам хозяйствования, учитывая при этом особенности формирования и перераспределения доходов различных групп населения. Доходы бюджетов Российской федерации формируются в основном из налогов в соответствии с её бюджетным и налоговым законодательством. Важным элементом надежной налоговой системы является бухгалтерский учет, обеспечивающий информационную поддержку налоговой системы. Так же следует отметить, что анализ уплаты тех или иных налогов и сборов значительно позволит снизить налоговую нагрузку на организацию, путем правильного планирования затрат на производство. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с первых дней существования государства. Развитие и изменение форм государственного устройства неизбежно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основная форма доходов государства. Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на научно-технический прогресс.

Целью данной курсовой работы является изучение системы налогов и сборов в РФ, более глубокое изучение операций учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам, а также методике отражения в учете этих операций.

1. Система налогов и сборов РФ

В Российской Федерации новая налоговая система была сформирована в конце 1991 года. Она копировала существующие системы разных стран с рыночной экономикой. При этом структура налоговой системы получилась запутанной и сложной. Первоначально налоговое законодательство включило в налоговую систему более 40 платежей, число которых впоследствии дополнялось их новыми видами и составило с учетом изменений и дополнений на 8 июля 1999 г. более 50. В результате преобразования в 2000-е гг. налоговая система РФ значительно упрощена и состоит из небольшого количества налогов, что исключает необходимость подразделения их на различные виды в самом бюджете. Простота налогообложения позволяет обеспечить казну доходами с минимальными издержками, она же делает ее понятной налогоплательщику и развивает чувство ответственности, заставляя отказаться от соблазна уклонения от уплаты налога. Итогом всех преобразований последних лет является налоговая система РФ - совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи составляют более 80% доходов бюджетной системы РФ. С 1998 года вместо термина «налоговая система» применяется выражение «система налогов и сборов».

Система налогов и сборов РФ - это совокупность определенных налогов и сборов, которые образуют группы и тесно связаны между собой. Налоговая система Российской Федерации включает в себя: - федеральные налоги и сборы, которые идут в государственный бюджет, они обязательны к уплате на всей территории РФ;

региональные налоги, которые определяются НК и законами, принятыми субъектами РФ, соответственно, они обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта РФ;

местные налоги, которые определяются НК и органами местного самоуп-равления, они обязательны к уплате на территории соответствующего муни-ципального образования:
Перечень федеральных, региональных и местных налогов и сборов установлен ст. 13, 14, 15 НК РФ.
К федеральным налогам и сборам относятся:

) налог на добавленную стоимость;

) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

) налог на прибыль (доход) организаций;

) налог на доходы от капитала;

) подоходный налог с физических лиц;

) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

) государственная пошлина;

) таможенная пошлина и таможенные сборы;

) налог на пользование недрами;

) налог на воспроизводство минерально - сырьевой базы;

) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

) лесной налог;

) водный налог;

) экологический налог;

) федеральные лицензионные сборы.

К региональным налогам и сборам относятся:

) налог на имущество организаций;

) налог на недвижимость;

) дорожный налог;

) транспортный налог;

) налог с продаж;

) налог на игорный бизнес;

) региональные лицензионные сборы.

Причем при введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

К местным налогам и сборам относятся:

) земельный налог;

) налог на имущество физических лиц;

) налог на рекламу;

) налог на наследование или дарение;

) местные лицензионные сборы.

. Системы налогообложения. Виды налогов. Источники их уплаты

В настоящее время в России действует несколько систем налогообложения:

общая система налогообложения (далее ОСНО),

упрощенная система налогообложения (далее УСН),

единый налог на вмененный доход (далее ЕНВД),

единый сельскохозяйственный налог (далее ЕСХН).

Общая система налогообложения (классическая)

Именно эта система налогообложения применяется большинством организаций и индивидуальных предпринимателей (далее ИП) в России. В классической системе налогообложения ОСНО, налогоплательщики уплачивают в бюджет и во внебюджетные фонды, следующие федеральные налоги и взносы:

. Налог на прибыль. Уплата этого налога регулируется главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).

. Налог на добавленную стоимость (далее НДС), уплата которого регулируется главой 21 НК РФ.

. Налог на доходы физических лиц (далее НДФЛ), уплата которого регулируется главой 23 НК РФ.

. Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, в Фонд социального страхования РФ, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ. Уплата взносов регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в редакции от 29.02.2012 г.).

. Взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплата которых регулируется Федеральным законом от 24.07.1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в редакции от 29.02.2012 г.).

В отдельных случаях организации и ИП, в дополнение к перечисленным выше, платят следующие виды федеральных налогов и сборов:

. Акцизы, уплата которых регулируется главой 22 НК РФ.

. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, уплата которых регулируется главой 25.1 НК РФ.

. Водный налог, уплата которого регулируется главой 25.2 НК РФ.

. Налог на добычу полезных ископаемых, уплата которого регулируется главой 26 НК РФ.

Региональные налоги и сборы, которые уплачивают налогоплательщики применяющие ОСНО:

. Транспортный налог. Уплата налога регулируется главой 28 НК РФ и законами субъектов Российской Федерации.

. Налог на имущество организаций. Уплата налога регулируется главой 30 НК РФ и законами субъектов Российской Федерации.

Местный налог, который уплачивают налогоплательщики применяющие ОСНО:

. Земельный налог. Уплата налога регулируется главой 31 НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований РФ.

Упрощенная система налогообложения.

УСН регулируется главой 26.2 НК РФ. Переход к упрощенной системе налогообложения и возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно.

При применении УСН организации освобождаются от обязанностей по уплате следующих налогов:

налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, полученных в виде дивидендов и по операциям с отдельными видами долговых обязательств);

налога на имущество организаций;

НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ, и при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором инвестиционного товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории РФ).

НДФЛ (в отношении дохода, полученного от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого:

· со стоимости любых выигрышей и призов;

· с процентных доходов по вкладам в банках в части превышения, по рублевым вкладам, ставки рефинансирования Центрального банка (далее ЦБ) РФ, увеличенной на 5%, а по вкладам в иностранной валюте - исходя из 9% годовых;

· с суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения, по рублевым займам, двух третьих действующей ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ, а по валютным займам - исходя из 9% годовых;

· с суммы дивидендов и др.);

налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности);

НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ, и при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором инвестиционного товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории РФ).

Вместо указанных налогов уплачивается один налог.

Остальные налоги уплачиваются организациями и ИП, применяющими УСН в общем порядке.

Также организации и ИП, применяющие УСН, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ.

Применение УСН позволяет серьезно снизить налоговую нагрузку. Для использования УСН достаточно отправить уведомление в местную налоговую инспекцию. Но при этом важно помнить, что существует целый перечень видов деятельности, для которых применение УСН запрещено. Он представлен в статье 346.12 НК РФ.

Единый налог на вмененный доход

ЕНВД для отдельных видов деятельности устанавливается главой 26.3 НК РФ и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. ЕНВД применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах.

Система налогообложения в виде вмененной системы налогообложения - налоговый режим, обязательный для организаций и ИП в случае, когда они осуществляют предусмотренные законодательством виды деятельности, подпадающие под ЕНВД, и соответствуют предъявляемым требованиям. При применении вмененной системы налогообложения в отношении деятельности, связанной с уплатой единого налога, организации освобождаются от уплаты: налога на прибыль и налога на имущество, а индивидуальные предприниматели - от НДФЛ и налога на имущество физических лиц. Организации и ИП так же не признаются плательщиками НДС в отношении деятельности, связанной с уплатой ЕНВД, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ.

Вместо указанных налогов уплачивается единый налог. Остальные налоги уплачиваются в общем порядке.

Единый сельскохозяйственный налог

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН) устанавливается главой 26.1 НК РФ и применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ.

Организации и ИП, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями вправе добровольно перейти на уплату ЕСХН.

Организации, являющиеся налогоплательщиками ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате: налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и НДС, а индивидуальные предприниматели - освобождаются от обязанности по уплате НДФЛ, налога на имущество физических лиц и НДС. Исключения такие же, как для организаций и ИП, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Иные налоги и сборы уплачиваются организациями и ИП, перешедшими на уплату ЕСХН, в общем порядке.

Организации и ИП, являющиеся налогоплательщиками ЕСХН, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов.

Теперь рассмотрим виды налогов:

1) По степени переложения:

прямые, косвенные.

2) По принадлежности к уровню правления:

федеральные; региональные; местные.

3) По объекту обложения:

с имущества (имущественные); с доходов (фактические и вмененные);

с потребления (индивидуальные, универсальные и монопольные);

с использования ресурсов (рентные).

4) По бухгалтерским источникам уплаты разграничивает налоги по конкретным источникам их уплаты в составе выручки предприятия и ее структурных элементов. В качестве таких источников может выступать:

выручка от реализации; себестоимость продукции; финансовые результаты деятельности до налогообложения прибыли; оплата труда и предпринимательский доход;

валовая налогооблагаемая прибыль и другие доходы предприятия.

5) По субъекту обложения:

взимаемые с юридических лиц; взимаемые с физических лиц; смешанные.

6) По способу обложения (в зависимости от способа определения налогового оклада):

«по декларации»; «у источника»; «по уведомлению».

7) По применяемой ставке:

прогрессивные; регрессивные; пропорциональные; твердые.

8) По назначению:

абстрактные; целевые.

9) По срокам уплаты:

срочные; периодические.

Рассмотрим источники налога. Источник налога - это экономический показатель, отражающий резерв, за счет которого налогоплательщик уплачивает налог.

С экономической точки зрения, источником уплаты налога может выступать доход или капитал, однако предпочтительнее, чтобы уплата налога происходила за счет дохода.

В этой связи Н.И. Тургенев сформулировал общее правило при взимании налогов: «Налог должен всегда быть взимаем с дохода и притом с чистого дохода, а не с самого капитала, дабы источники доходов государственных не истощались. Обстоятельства делают иногда нарушение сего правила необходимым, иногда извинительным: необходимым при чрезвычайных случаях, когда граждане должны жертвовать всем на пользу общую, извинительным при переходе собственности из одних рук в другие.

По этому же поводу С. Паркинсон говорил: «Задача того, кто хочет избежать налогов, - не иметь дохода, а только капитал при жизни, и не иметь капитала, а лишь доход к моменту смерти».

На настоящий момент налоговым законодательством определены следующие источники налога:

добавленная стоимость (для уплаты НДС);

выручка (таможенная пошлина);

себестоимость (налог на пользователей автодорог, земельный налог);

финансовый результат (налог на рекламу, содержание милиции, сбор за уборку территории, сбор на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, налог на имущество предприятий);

чистая прибыль предприятий (налог на прибыль предприятий и организаций, налог на операции с ценными бумагами, большинство местных налогов);

совокупный доход (подоходный налог и все другие налоги с физических лиц).

Налоговые платежи являются составной частью расходов предприятия. Естественно, выплата их осуществляется из финансов предприятия. Финансы предприятий являются средством формирования денежных ресурсов в целях осуществления их хозяйственной деятельности. Финансы отражают отношения предприятий с другими субъектами экономической жизни по поводу потоков денежных средств в процессе производства и реализации продукции, образования собственных и привлечения внешних источников денежных средств, их распределения и расходования. Итогом этого взаимодействия является взаимное обеспечение финансовыми ресурсами, предоставляющее каждому сектору экономики возможность реализации своих функций.

На стадии формирования денежных доходов компании балансируются ее денежные отношения с компаниями - поставщиками сырья, материалов и оборудования, компаниями - потребителями товаров, между подразделениями компании в меру их участия в создании и реализации товара. На стадии распределения денежных доходов приоритетна увязка денежных отношений компании с ее персоналом, учредителями, государственной финансовой системой. Она направлена на оптимизацию пропорции этого распределения, обеспечение экономического развития компании. На стадии использования денежных доходов контролируется степень соблюдения принятых финансовых решений и оценивается их реальная эффективность.

Одним из важнейших аспектов движения финансовых потоков компании является формирование ее финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы компании - это собственные и привлеченные денежные средства, определяющие потенциальные возможности развития компании. Таким образом на стадии распределения денежных доходов из финансовых ресурсов и будет осуществляться уплата налоговых платежей.

Формирование прибыли происходит в результате взаимосвязанного движения нескольких финансовых потоков. Так, схема формирования прибыли от реализации товаров может быть представлена следующим образом:

Прибыль от реализации товаров = Выручка от продажи товаров - (Себестоимость товаров + Акцизы на отдельные группы товаров + Налог на добавленную стоимость + Прочие налоги и сборы + Экспортные пошлины)

Прибыль от реализации товаров определяется как разность между выручкой от продаж товаров по действующим ценам и затратами на их производство и реализацию, а также налоговыми изъятиями в бюджет. Компании, осуществляющие экспортную деятельность, при определении прибыли из выручки от продажи товаров исключают ещё и экспортные тарифы. Следует подчеркнуть, что налоговые платежи для компаний представляют значительный финансовый поток. Компании уплачивают помимо налога на добавленную стоимость и акцизов ещё и налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог, налог на рекламу, налог на добычу полезных ископаемых и др.

Таким образом, экономически обоснованная система распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и, конечно же, максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятий и организаций.

3. Учет расчетов по налогам и сборам

Для учета расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость (НДС) используется активный счет 19 «НДС по приобретенным ценностям» и пассивный счет 68 «Расчеты по налогам и сборам». Счет 19 «НДС по приобретенным ценностям» может иметь следующие субсчета:

-1 «НДС при приобретении основных средств»;

-2 «НДС по приобретенным нематериальным активам»;

-3 «НДС по приобретенным материально-производственным запасам»;

-4 «НДС при осуществлении капитальных вложений»;

-5 «Акцизы по оплаченным материальным ценностям».

По дебету счета 19 организация отражает суммы НДС, уплаченные по приобретенным активам в корреспонденции с кредитом счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

Суммы НДС, подлежащие возмещению из бюджета, списываются с кредита счета 19 в дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС» только после оплаты поставщикам (подрядчикам) за оприходованные и принятые на учет материальные ценности.

Если выручка от продаж принимается к учету по мере отгрузки, то сумма налога, выделенная отдельно в первичных документах по от груженной продукции в составе выручки от продажи, отражается по кредиту счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции с дебетом счетов 62 «Расчеты с покупателями и зака-зчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Одновременно указанная сумма налога отражается по дебету счетов 90, 91 и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС».

Пример 1. В налоговой политике ОАО «Союз», специализирующегося на изготовлении крупной бытовой техники, выручка от продаж принимается к учету по моменту отгрузки. В марте 2012 г. предприятие отгрузило покупателям продукции на сумму 802 400 руб., в том числе НДС 122 400 руб. В этом же месяце от поставщиков были получены материалы на сумму 424 800 руб., в том числе НДС 64 800 руб. Покупатели оплатили отгруженную продукцию в полном объеме в апреле 2012 г. В учете были сделаны следующие записи:

Отгружена покупателям продукция: Д 62 - К 90 - 802 400 руб.;

Отражается НДС от суммы выручки: Д 90 - К 68 - 122 400 руб.;

Отражается НДС по оприходованным материалам: Д 19-3 - К 60 - 64 800 руб.;

Принят к зачету платежей в бюджет НДС по оприходованным ценностям:

Д 68 - К 19-3 - 64 800 руб.;

Перечислено в бюджет в погашение задолженности по НДС: Д 68 - К 51 - 57 600 руб. (122 400 руб. - 64 800 руб.);

В апреле 2012 г. поступили денежные средства от покупателей: Д 51-К 62 -802 400 руб.

Если в целях налогообложения выручка от продажи продукции (работ, услуг) принимается по мере ее оплаты, сумма НДС, подлежащая получению от покупателей и заказчиков, учитывается по кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС» в корреспонденции с дебетом счетов 90, 91. При оплате товаров (работ, услуг) сумма НДС списывается с дебета сч та 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС» в кредит счета 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС».

Пример 2. Рассмотрим предыдущий пример при условии, что в налоговой политике ОАО «Союз» выручка от продажи продукции в целях налогообложения принимается по мере ее оплаты. Денежные средства от покупателей поступили на расчетный счет предприятия в апреле 2012 г. в сумме 613 600 руб., в том числе НДС 93 600 руб. В этом случае записи на счетах бухгалтерского учета будут иметь следующий вид:

отгружена покупателям продукция: Д 62 - К 90 - 802 400 руб.;

отражается НДС от суммы выручки: Д 90 - К 68 - 122 400 руб.;

отражается НДС по оприходованным материалам: Д 19/3 - К 60 - 64 800 руб.;

принят к зачету платежей в бюджет НДС по оприходованным ценностям:

Д 68 - К 19-3 - 64 800 руб.;

в апреле 2012 г. поступили денежные средства от покупателей:

Д 51-К 62 -613 600 руб.;

отражается задолженность перед бюджетом по НДС от суммы оплаты:

Д 76 - К 68 - 93 600 руб.;

перечислено в бюджет в погашение задолженности по НДС: Д 68 - К 51 - 28 800 руб. (93 600 руб. - 64 800 руб.).

НДС, уплаченный при приобретении основных средств, отражается бухгалтерской записью:

Д 19-1 - К 60, 76.

В момент принятия на учет основных средств сумма налога списывается Д 68 - К 19-1.

При выполнении работ по строительству хозяйственным способом сумма НДС отражается бухгалтерской записью:

Д 08 - К 68. В момент ввода объекта в эксплуатацию на основании акта приемки-передачи основных средств сумма учтенного в процессе строительства НДС отражается записью Д 68 - К 08.

При выполнении работ по строительству подрядным способом сумма НДС отражается бухгалтерской записью:

Д 19-4 - К 60, 76. В момент ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства сумма НДС, уплаченная подряд ным организациям, списывается с кредита счета 19-4 в дебет счета 68.

НДС, уплаченный при приобретении нематериальных активов, отражается бухгалтерской записью:

Д 19-2 - К 60, 76. Сумма НДС, подлежащая возмещению, списывается Д 68 - К 19-2.

При недостаче, порче или хищении материальных ресурсов до мо мента отпуска их в производство (эксплуатацию) и до момента оплаты сумма указанного в первичных документах при их приобретении и не под лежащего зачету НДС списывается с кредита счета 19 в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». В случае обнаружения недостачи, порчи или хищения материальных ресурсов до момента отпуска их в производство и после их оплаты ранее уже возмещенные из бюджета суммы не подлежащего зачету НДС восстанавливаются по кредиту счета 68 в корреспонденции с дебетом счетов 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Суммы НДС, перечисленные в бюджет, отражаются бухгалтерской записью:

Д 68- К 51.

Для учета расчетов с бюджетом по акцизам используется счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет 5 «Акцизы по оплаченным материальным ценностям» и счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по акцизам».

Суммы акцизов, уплаченных поставщиками за подакцизные то вары, используемые в качестве сырья для производства подакцизных товаров, по которым засчитывается акцизный платеж, организация отражает бухгалтерской записью:

Д 19-5 - К 60, 76. Суммы акцизов, предусмотренные в составе выручки от реализации товаров, в том числе выработанных из давальческого сырья, отражаются Д 90 - К 68.

Суммы акцизов по материальным ценностям, учитываемым по дебету счета 19-5, списываются в уменьшение задолженности перед бюджетом по акцизам по мере списания на производство оприходованных и оплаченных материальных ценностей с кредита счета 19-5 в дебет счета 68.

Если для целей налогообложения выручка от реализации продукции (работ, услуг) принимается по мере ее оплаты, сумма акцизов, подлежащая получению от покупателей и заказчиков, учитывается по кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с бюджетом по акцизам» и дебету счета 90 «Продажи». При оплате продукции сумма акцизов списывается со счета 76 в дебет счета 68.

Перечисление авансовых платежей акцизов в бюджет по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке марками акцизного сбора установленного образца, отражается записью по кредиту счетов учета денежных средств в корреспонденции с дебетом счета 97 «Расходы будущих периодов», субсчет «Авансовый платеж по акцизам в форме продажи марок акцизного сбора». По мере реализации таких товаров сумма акцизов отражается бухгалтерской записью: Д 90 - К 68.

Одновременно авансовый платеж в части расходов, приходящихся на реализацию подакцизных товаров с наклеенными марками акцизного сбора, списывается с кредита счета 97 в дебет счета 68.

Фактическая себестоимость подакцизных товаров (без учета акцизов), используемых для производства других товаров, не облагаемых акцизами, отражается по кредиту счетов 21 «Полуфабрикаты собственного производства» или 43 «Готовая продукция» в корреспонденции с дебетом счета 20 «Основное производство». Одновременно по этим то варам исчисленная сумма акцизов отражается по кредиту счета 68 в корреспонденции с дебетом счета 20, а суммы акцизов, перечисленные в бюджет - по дебету счета 68 в корреспонденции с кредитом счета 51.

Учет расчетов с бюджетом по налогу на имущество организаций ведется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на имущество». Начисление суммы налога на имущество отражается бухгалтерской записью:

Д 91 - К 68; перечисление налога - Д 68 - К 51.

Учет расчетов с бюджетом по налогу на прибыль ведется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на прибыль». Начисление авансовых платежей по налогу на прибыль и платежей по пересчетам по нему из фактической прибыли отражается записью: Д 99 - К 68; перечисление платежей - Д 68 - К 51.

Учет расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц

ведется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц». Налог исчисляется и удерживается теми организациями, в которых был получен доход физическими лицами. На сумму удержанного из доходов физического лица на лога составляется бухгалтерская запись: Д 70 - К 68.

Исчисленный и удержанный налог должен быть перечислен налоговым агентом в бюджет не позднее дня по лучения в банке денежных средств на выплату дохода физическим лицам. Перечисление сумм налога на доходы физических лиц в бюджет отражается бухгалтерской записью: Д 68-К 51.

Учет расчетов с дорожными фондами по налогу на пользователей дорог осуществляется на счете 76 «Расчеты с разными дебитора ми и кредиторами», субсчет «Расчеты по налогу на пользователей автомобильных дорог». Начисление сумм налога на пользователей автомобильных дорог отражается записью:

Д 26,44 - К 76. Суммы налога перечисляются в соответствующий дорожный фонд, что отражается бухгалтерской записью: Д 76 - К 51.

Учет расчетов с дорожным фондом по транспортному налогу ведется на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по транспортному налогу». Начисление взносов транспортного налога в составе затрат на производство отражается бухгалтерской записью:

Д 26, 44 - К 76; перечисление налога - Д 76 - К 51.

Учет расчетов по единому налогу на вмененный доход ведется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на вмененный доход». Начисление единого налога на вмененный доход отражается записью:

Д 99 - К 68. В связи с тем, что 25% общей суммы единого налога зачисляется в государственные внебюджетные фонды, в бухгалтерском учете делается запись: Д 68 - К 69. Перечисление налога отражается бухгалтерской записью: Д 68, 69-К 51.

Единый социальный налог уплачивают организации, производящие выплаты физическим лицам. Взносы по нему зачисляются в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования. Отчисления единого социального налога относятся на затраты организации. Начисленная сумма отражается по кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию в дебет счетов:

«Вложения во внеоборотные активы» - на взносы по до ходам работников, занятых в капитальном строительстве; 20 «Основное производство» - на взносы, производимые от доходов работников, занятых непосредственно производством основной продукции;

«Вспомогательные производства» - на взносы, начисляемые по доходам работников, занятых во вспомогательных цехах;

«Общепроизводственные расходы» - на взносы по доходам обслуживающего персонала и работников управления цехов основного производства;

«Общехозяйственные расходы» - на взносы по доходам обслуживающего персонала и персонала управления организации в целом;

«Расходы на продажу» - на взносы по доходам лиц, занятых отгрузкой и продажей продукции. Ежемесячно организации производят уплату платежей в фонды в сроки, установленные для получения средств на оплату труда. На перечисленные суммы оформляется бухгалтерская запись: Д 69- К 51.

Средства фонда социального страхования могут использоваться организацией на выплату пособий по временной нетрудоспособности, а также на другие виды пособий по государственному социальному страхованию. На начисленную сумму пособия по временной нетрудоспособности и на другие выплаты, произведенные за счет средств фон да социального страхования, оформляется бухгалтерская запись:

Д 69 - К 70 - на сумму пособия по временной нетрудоспособности;

Д 69 - К 50, 51 - на расходы, направленные на санаторно - курортное обслуживание и другие выплаты социального характера.

Заключение

отчетность налог коммерческий сбор

Итак, учета расчетов по налогам и сборам действующим планом счетов бухгалтерского учета предназначен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», на котором ведется синтетический учет данного объекта бухгалтерского учета. Начисленные налоги, сборы, пошлины отражаются по кредиту счёта 68 «Расчеты по налогам и сборам» и дебету различных счетов в зависимости от источников возмещения налогов, сборов и пошлин. Построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по текущим налоговым платежам, просроченным налоговым платежам, штрафным санкциям, отсроченным и рассроченным суммам по уплате налога и сбора.

Учет расчетов с внебюджетными фондами ведется на синтетическом счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Для учета расчетов по ЕСН на счете 69 открываются отдельные субсчета для отражения расчетов по каждой части данного налога.

В целом налоговая система - сложный и эффективный механизм регулирования хозяйственной конъюнктуры, гибкий инструмент, воздействующий на уровень доходности различных видов собственности и эффективности национальных экономик. Однако для налоговой политики государства (которая заключается в манипулировании видами и ставками налогов) характерен эффект запаздывания в отличие, например, от кредитно-денежной политики, в частности - операций Центрального банка на открытом рынке. Дело в том, что любое изменение налогов должно принимать форму законодательного акта, что связано с потерями времени при прохождении через парламентское обсуждение и утверждение. Кроме того, изменения в налоговом законодательстве вступают в силу, как правило, с начала нового года.

Созданная целостная система налогообложения четко и недвусмысленно устанавливает перечень налогов, которые могут применяться на территории РФ, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, разграничены полномочия органов государственной власти различного уровня по введению налогов на соответствующей территории, установлению ставок налогов и льгот по ним.

Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить, но необходимо своевременно получить. Незнание законов не освобождает от ответственности за их невыполнение.

Статья 113 Налогового Кодекса РФ устанавливает общие положения организации налогового учета. Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по всем видам налогов на основании данных первичных документов бухгалтерского учета. Если нормы отражения хозяйственных операций или учета объектов для исчисления налоговой базы, по какому-либо налогу отличаются от правил бухгалтерского учета, возникает необходимость применения системы налогового учета. Любая бухгалтерия, как сердце предприятия, особенно чувствительна к изменениям в налогах. От четкости или не четкости налоговой системы непосредственно зависит планирование и прогнозирование в организации, зависят взаиморасчеты с бюджетом, в правильности, быстроте и своевременности которых последний заинтересован не меньше первого.


1.Конституция Российской Федерации. ООО «Издательство «АЙРИС - пресс»», Москва, 2013.

.Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. - Москва: Проспект, КноРус, 2013. - 704 с.

.Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. - Москва: Проспект, КноРус, 2013. - 544 с.

.Закон РФ «О плате за землю»

.Закон РФ «О налоге на имущество предприятий»

.Иванова Н.Г., Вайс Е.А. и др. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. СПб: Питер, 2009.

.Кондраков Н.П., Бухгалтерский учет: Учебник для вузов М.: ИНФРА - М, 2011.

. Интернет-источники: http://www.consultant.ru/

Похожие работы на - Учет расчетов по налогам и сборам. Виды налогов, источники их уплаты

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!