Принципы налогообложения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,11 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Принципы налогообложения

Введение

В условиях финансовой неустойчивости экономических процессов в России и в целом в мире, а также глобализации мировой экономики обозначилась совокупность взаимосвязанных проблем в области управления бюджетно-налоговой системой. Во-первых, это проблемы в сфере функционирования бюджетно-налоговой системы как пускового механизма поддержания макроэкономической и финансовой стабильности социально-экономического развития страны. Во-вторых, требуют переосмысления и уточнения теоретические и методологические подходы к формированию экономической политики, институциональных преобразований и необходимых элементов бюджетно-налоговой системы, влияющих на устойчивость национальной экономики. В-третьих, в современных условиях продолжает проявляться неопределенность при решении ряда экономических задач в области доходных и расходных статей бюджета в органах финансового и налогового контроля. В-четвёртых, требуется разработка комплексных государственных мер по обеспечению выхода экономики страны из зоны опасности, в том числе - прогнозных параметров финансовой безопасности бюджетно-налоговой системы.

Изменения экономической системы, происходящие в современной России, влекут за собой трансформацию всех ее субъектов, в том числе и государства, поэтому бюджетно-налоговая система, в основе которой находятся общегосударственные интересы, имеет первостепенное значение в свете выявления сущности государственного управления финансами.

Цель работы заключается в изучении принципов налогообложения в РФ.

Объект исследования - налоговая система РФ.

Предмет исследования - принципы налогообложения в РФ.

Задачи дипломной работы:

рассмотреть теоретические основы становления налоговой системы РФ;

рассмотреть принципы налогообложения в РФ.

При проведении исследования автор опирался на законодательные и нормативные акты Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, инструктивные материалы Минфина России и ФНС России. Источниками информации явились данные Минфина России, ФНС России, Росстата, а также экономическая и правовая литература и материалы периодической печати.

налогообложение экономический платежеспособность

1. Теоретические аспекты исследования налоговой системы Российской Федерации

.1 Налоговая система как инструмент регулирования социально-экономических процессов

В настоящее время сложилось несколько подходов к определению понятия налоговой системы. Так, согласно первому, налоговая система - это система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путём отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляются по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе.

В соответствии с другим подходом, налоговая система - это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном законодательством порядке.

Также налоговая система рассматривается как совокупность предусмотренных законодательством налогов, сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

И.М. Александров рассматривает налоговую систему как совокупность и структура различных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные требования и принципы налогообложения.

Налоговую систему можно определить как целостное единство четырех основных ее элементов: системы законодательства о налогах и сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и систем налогового администрирования, каждый из которых при этом находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

На наш взгляд, наиболее полным и точным является первое определение налоговой системы, которое и будет взято за основу в данной работе.

Цель налоговой системы:

создание условий для эффективных воспроизводственных процессов в народном хозяйстве РФ, создание предпосылок для решения социальных проблем как в стране в целом, так и в отдельных регионах,

создание условий для осуществления внешнеэкономической деятельности и т.д.

В экономической литературе функции обычно рассматриваются по отношению к налогу как таковому. Данная трактовка некорректна с методологических позиций, поскольку налог как экономическая категория - сугубо теоретическая субстанция, вырабатываемая сознанием для представления о движении перераспределяемой стоимости при формировании фонда общегосударственных ресурсов. Экономическая категория как таковая не выполняет определённых функций. В ней заложен экономический потенциал, т.е. общественное предназначение - выражать ту или иную совокупность воспроизводственных отношений. Теоретически потенциал налога как экономической категории реализует система налогообложения, которой и свойственны определённые функции. Данная совокупность отношений является также теоретизируемой областью научных знаний, однако, эта теория, основывающаяся на умозаключениях о закономерностях воспроизводственных процессов. Система налогообложения, принятая законодательством, - это практический инструмент перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая система налогообложения даёт представление о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы.

В числе налоговых функций учёные обычно называют: фискальную, экономическую, перераспределительную, контрольную, стимулирующую, регулирующую. Эти функции приводят как в полном, вышеназванном перечне, так и в компоновке отдельных из них. Из числа налоговых функций сразу же следует исключить экономическую функцию. Налогообложение - экономическая категория сама по себе. Формы её практического использования (виды налогов и условия их действия) раскрываются в экономической (финансовой) сфере, её роль также определяется экономическими параметрами. Конечные цели налогообложения - обеспечить социально-экономические функции государства не в ущерб корпоративным и личным экономическим интересам. Следовательно, наделение налога экономической функцией есть простая тавтология его внутренней сути. В этом нет никакой необходимости и научного смысла.

Анализу содержательности трактовок функций системы налогообложения может способствовать рассмотрение позиций российских учёных, которые постоянно обращаются к исследованиям теоретических и практических проблем налогообложения. Л.П. Окунева даёт чёткую трактовку налоговых функций: фискальной и распределительной. Неоднозначной по сравнению с названными функциями является позиция Д.Г. Черника «Функции налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств». Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений.

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное предназначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность её роли в воспроизводственном процессе. Это, прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер. Но с тех пор, как государство посчитала необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни, в стране появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм. В налоговом регулировании стимулирующая подфункция, а также подфункция воспроизводственного назначения».

Функциональное предназначение системы налогообложения в целом должно распространяться на все его практические формы, если следовать фундаментальным принципам налогообложения и исходить сущностного содержания экономических категорий «налог» и «налогообложение». Однако набор конкретных налоговых форм (видов налогов и условий управления ими) при разработке налоговой концепции должен быть сориентирован на главную цель - равномерное разложение фискальной и регулирующей нагрузки между плательщиками и территориями. Иными словами, между группами прямых и косвенных налогов должно быть установлено максимально возможное равновесие. Косвенные налоги преследуют фискальные цели, а прямые налоги - стимулирующие цели. Более того, функционирование каждого вида налога должно быть организовано (организовать - значит определить в законе экономически обоснованную налоговую концепцию в рамках конкретного налога и обеспечить ей соответствующее методическое оформление в инструктивных положениях к закону), так, чтобы обеспечивалось относительное равновесие фискальной и регулирующей налоговых функций. Это достигается установлением оптимального соотношения прямых и косвенных налогов.

1.2 Эволюция налогового администрирования

Институт налогового администрирования на протяжении новейшей истории российского государства прошел несколько этапов своего развития (таблица 1), каждый из которых характеризует определенную стадию совершенствования налоговых отношений и взаимодействия с налогоплательщиками, и был окончательно сформирован к началу 2005 г.

Таблица 1 - Ретроспектива институционализации налогового администрирования в Российской Федерации

ЭтапыПериодСодержание этапаХарактеристика основных событий этапа1 этап1990-1992Организация института- создание Главной государственной налоговой инспекции в составе Минфина РФ (1990 г.) - создание Государственной налоговой службы РФ (1991 г.), - введение законов, регулирующих функционирование налоговой системы РФ, - использование подзаконных актов в качестве формальных правил налогообложения2 этап1993-1997Первичное формирование институциональных норм и правил- внедрение информационных технологий и функциональная модернизация деятельности налоговых органов в рамках пилотных проектов; - неупорядоченное развитие регионального и местного налогообложения, а также «внутренних оффшоров»; - активное воздействие судебной практики на совершенствование налоговых правил и условий взимания налогов; - директивно-инструктивное регулирование законодательных норм на фоне несовершенства правовой базы; - активное применение льготных механизмов без учета их экономической и социальной отдачи3 этап1998-2000Кодификация законодательства и унификация налогового администрирования- создание Министерства по налогам и сборам (1998 г.) - принятие и введение в действие общей части НК РФ; - развитие функциональной специализации администрирования; - активизация судебных методов разрешения налоговых споров; - реструктуризация задолженности по налогам4 этап2001-2003Введение в действие специальной части НК РФ- снижение числа действующих налогов, упорядочение применения и сокращение налоговых льгот, - начало перехода на функциональную структуру деятельности налоговых органов, активизация камерального контроля, - внедрение налогового учета; - использование доктрины «деловой цели» в судебной практике по налоговым спорам; - целевое администрирование крупнейших налогоплательщиков5 этап2004-2005Оптимизация состава налогов и сборов- преобразование МНС РФ в Федеральную службу по налогам и сборам в составе Министерства финансов РФ; - придание Министерству финансов полномочий в области налогов; - унификация налоговых процедур в единой автоматизированной информационной системе и внедрение стандартов обслуживания6 этап2006-2007Завершение процесса формирования института- установление четко регламентированных сроков и процедур взаимодействия в рамках мероприятий налогового контроля; - введение обязательного электронного декларирования; - ограничение объема запрашиваемой для контроля информации целей проверки; - четкое закрепление в законе порядка возмещения НДС7 этап2008-настоящее времяСовершенствование института - изменение правил зачета излишне уплаченных налогов; - введение процедур досудебного урегулирования споров; - упрощение камеральных проверок; - запрет на повторное представление документов на проверку; - упрощение налоговых правил и снижение налоговой нагрузки в рамках антикризисных мер; - развитие технологий электронного взаимодействия с налогоплательщиками

Вместе с тем ретроспективный анализ принятых мер по реализации задачи совершенствования управления налоговой системой во взаимосвязи с расходами государства на эти цели показал низкую степень экономичности и продуктивности использования бюджетных ресурсов и целевых заемных средств международных финансовых организаций.

Этапы стратегического развития бюджетно-налоговой системы РФ можно представить в виде четырех целенаправленных ступеней формирования новой бюджетно-налоговой системы в рыночной экономике:

этап (1991-1993 гг.) - принятие закона об основах налоговой системы РФ, закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР»;

этап (1994-1998 гг.) - внесение значительного количества изменений и дополнений в налоговое законодательство, что создавало нестабильность налогово-бюджетной системы;

этап (1998-2000 гг.) - введение в действие Налогового и Бюджетного кодексов РФ;

этап (2000-настоящее время1 гг.) - институциональные преобразования в области эффективности и результативности функционирования бюджетно-налоговой системы: проведение налоговой и бюджетной реформ.

Анализ содержания налогового администрирования в свете классической парадигмы теории государственных доходов позволил выявить его сущностные характеристики, предопределенные императивно-властным характером налога и включающие: способ реализации посредством деятельности государственных органов, законодательно наделенных соответствующими полномочиями, правами и обязанностями; нормативное регулирование процедур взаимодействия участников налоговых отношений; вовлечение администраторов доходов бюджетов в управление распределением общественных финансовых ресурсов; нацеленность на проверку полноты и своевременности выполнения налоговых обязательств.

2. Характеристика принципов налогообложения

.1 Формирование и эволюция принципов налогообложения

Принципы налогообложения - это базовые идеи и положения, определяющие главные направления государственной политики в сфере налоговой (финансовой) деятельности и закрепленные нормами права. Впервые принципы налогообложения были сформулированы А. Смитом. Английский политэконом выделил, в частности, принципы справедливости, определенности, удобства плательщика при уплате налога и др. Эти принципы сохранили свою актуальность до настоящего времени.

Формирование и эволюция принципов налогообложения прошли ряд этапов. В процессе развития практики налогообложения, исчисляемой многими столетиями, появляются практические знания об этом процессе, мысли и соображения, которые затем обрабатываются учеными-экономистами, философами, правоведами, приобретая форму научных положений и правил. Данные положения и правила закрепляются законодателем в виде правовых норм, которые, пройдя апробацию временем, превращаются в «руководящие идеи», в экономические и политико-правовые аксиомы, призванные, в свою очередь, направлять деятельность законодателей, налоговых органов и действия налогоплательщиков в сфере налогообложения.

Конституция РФ (ч. 3 ст. 75) предусматривает установление общих принципов налогообложения и создает для этого достаточно широкую основу из положений об обязанности каждого уплачивать законно установленные налоги, о равенстве прав и свобод гражданина и человека, единстве экономического пространства, признании и защите государством всех форм собственности и т.д. Например, принцип всеобщности налогообложения вытекает из конституционного положения, нашедшего отражение в ст. 57

Конституции РФ, которая обязывает каждого уплачивать законно установленные налоги. Поэтому принципы налогообложения содержат наиболее общие конституционные начала и в то же время развивают эти начала, наделяя их конкретным смыслом и содержанием.

Принципы налогообложения не просто отражают правильное понимание практики налогообложения, но, что особенно существенно, фиксируют представление о долженствующем. Принципы налогообложения существенны для налоговой системы, определяя ее конфигурацию и содержание. При формировании налогового права законодатель обязан учитывать принципы налогообложения. Они должны быть, с одной стороны, сформулированы как нормы - принципы, а с другой - «растворены» в налоговом праве как под отрасли финансового права. Принципы налогообложения придают качественную определенность налоговому праву, составляют, по Монтескье, его «дух». Представляется, что с учетом опыта налогообложения большинства стран мира, а также достижений зарубежной и отечественной финансовой и финансово-правовой науки практика налогообложения может базироваться на следующих принципах: справедливости, законности, всеобщности, налоговой платежеспособности, юридического равенства налогоплательщиков, определенности, удобства налогоплательщика при уплате налога, стабильности законодательства и др.

2.2 Принципы налогообложения

Принцип справедливости налогообложения

Принцип справедливости наиболее фундаментальный в системе принципов налогообложения. На него можно смотреть с двух сторон. Во-первых, этот принцип не только самостоятелен и имеет реальное содержание, но и повседневно доминирует над другими принципами, а вечно недовольный налогоплательщик апеллирует прежде всего к нему. Не только в России, но и в странах благополучной Европы и в США рядовой налогоплательщик если он недоволен налоговой системой, то в качестве основного ее недостатка указывает чаще всего на несправедливость. Значение этого принципа велико и непререкаемо. Известный ученый-финансист начала ХХ в. В.Н. Твердохлебов резонно писал: «Не науке решать какие принципы «важнее»; но «справедливость» налогов находится вне пределов ее компетенции, тогда как другие принципы могут служить предметом ее объективного анализа»

Во-вторых, принцип справедливости налогообложения, будучи базовым, является исходным для большинства других принципов, так что при его анализе невольно приходит на память старинная русская поговорка: «Ржаной хлебушко всем хлебам дедушко». Большинство принципов налогообложения логически и юридически вытекают из принципа справедливости, являются в известной мере его составляющими.

В российской юридической науке данный принцип нередко именуют принципом равного налогового бремени.

Например, Адам Смит считал, что принципу справедливости соответствует пропорциональное налогообложение, когда лица с разными доходами вносят в бюджет одинаковую долю своих доходов.

По мнению экономиста Н.И. Тургенева: «Налоги должны быть распределяемы между всеми гражданами в одинаковой соразмерности; пожертвования каждого на пользу общую должны соответствовать силам его, т.е. его доходу» Далее он пишет:»… правительство обязано стараться отклонять, сколько возможно, тяжесть налога от простого народа». Он считает крайне несправедливым, когда целые классы - например, духовенство и дворянство, особенно во Франции - были освобождены от уплаты налога. «Налоги должны быть распределяемы между всеми гражданами в одинаковой соразмерности, пожертвования каждого на общую пользу должны соответствовать его доходу»

В настоящее время принцип справедливости значительно трансформировался под влиянием изменившихся экономических, политических и социальных условий. Он приобрел два аспекта: «справедливость по горизонтали» и «справедливость по вертикали».

Исходя из более широкого принципа равенства одинаковые факты должны получать единую оценку. Поэтому лица, находящиеся в равном положении и получившие одинаковый налогооблагаемый доход, должны уплачивать налог по единым ставкам. В этом суть «справедливости по горизонтали»

Те же, кто располагает разными материальными возможностями, должны отчуждать в виде налогов разные доли своих доходов. Поэтому к более высоким доходам должны применяться повышенные ставки налога. Это направлено на перераспределение доходов. Так понимается «справедливость по вертикали»

Справедливость предполагает такой порядок налогообложения, при котором никто не несет чрезмерное налоговое бремя. В большинстве стран налоговая система призвана перераспределять богатство в пользу менее имущих. Поэтому подоходный налог высчитывается, как правило, по прогрессивной шкале, т.е. процент налогообложения зависит от величины дохода. Здесь, однако, возникает опасность того, что чрезмерно высокие ставки подоходного налога отобьют у людей желание работать и зарабатывать и, пагубно сказавшись на формировании капитала, окажутся неэффективными». Поэтому закрепление в налоговом законодательстве принципа справедливого налогообложения в конечном итоге не только позволит сделать отечественную налоговую систему более эффективной, но и будет способствовать повышению авторитета власти, политической стабильности и воспитанию цивилизованного налогоплательщика.

Принцип законности налогообложения

Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Данная статья усиливается категоричностью п. 5 ст. 3 НК РФ, в котором говорится: ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, не предусмотренные настоящим Кодексом.

В принципе законности налогообложения выделяются две составляющие. Первая заключается в соблюдении законодателем при разработке и принятии налогового закона базовых идей, положений, принципов налогообложения, требований введения в действие законодательных актов. При этом, закрепляя налог как обязательный платеж для гражданина или организации, законодатель обращает особое внимание на такой существенный элемент налога, как объект налогообложения. Только закон может определить то имущество и тот доход, которые являются объектом налога.

Вторая составляющая принципа законности налогообложения заключается в применении норм налогового права, в неукоснительном выполнении (соблюдении, исполнении, использовании) всеми участниками налоговых правоотношений, включая государство, действующего законодательства.

Таким образом, принцип законности проявляется в налоговой сфере в первую очередь применительно к налоговым обязанностям. Так, ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать незаконные налоги и сборы, т.е. налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.

Рассматриваемый принцип достаточно четко закреплен в действующем российском законодательстве. Статья 71 п. «з» Конституции РФ относит федеральные налоги и сборы к ведению Российской Федерации. По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ (ч. 1 ст. 76 Конституции РФ). Федеральным законом, как следует из ч. 3 ст. 75 Конституции РФ, устанавливается система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в РФ. При этом Конституция РФ предусматривает и определенную законодательную процедуру для принятия федеральных законов по вопросам налогов и сборов: такие законы после принятия их Государственной Думой подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации (ст. 106).

Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Исходя из приведенных выше конституционных положений необходимым условием признания федеральных налогов и сборов «законно установленными» является установление их федеральным законодательным органом путем принятия федерального закона с соблюдением установленной Конституцией РФ законодательной процедуры.

Принцип всеобщности налогообложения

Всеобщность налогообложения может быть сведена к следующей максиме: все классы и сословия, все граждане обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Принцип всеобщности налогообложения был научно обоснован английским философом и политэкономом Дж. Ст. Миллем в работе «Основания политической экономии» в главе «Общие принципы системы налогов». По Миллю, этот принцип проявляется в том, что государство при обложении налогами исключает всякие привилегии для каких-либо групп и сословий, как имущественные, так и личные. Освобождение малоимущих от отдельных прямых налогов не является нарушением этого принципа, поскольку такой подход будет способствовать улучшению жизни этих граждан и приближению их доходов к средним.

Принцип всеобщности налогообложения закреплен в ст. 57 Конституции РФ, согласно которой каждый обязан платить законно установленные налоги, и в ст. 8 Конституции РФ, устанавливающей, что каждый гражданин России несет равные обязанности перед обществом. При этом следует указать на весьма важную деталь: в то время как статья 57 Конституции РФ закрепляет налоговую обязанность лишь в отношении физических лиц, НК РФ распространяет требование всеобщности налогообложения и на организации. Разумеется, НК РФ делает исключения для отдельных граждан.

Например, в соответствии с п. 7 ст. 395 НК РФ освобождаются от уплаты налога на земельный участок физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока. Подобные исключения, связанные с налоговыми льготами, вполне вписываются в принцип всеобщности обложения и только подтверждают «доброе правило социальной справедливости».

Принцип налоговой платежеспособности ориентирует государство в сфере налогообложения на сопоставление экономических возможностей различных налогоплательщиков и учета той доли свободных средств, которая изымается у них посредством налогов. Месячный доход в 25 тыс. руб., который получен в результате собственного труда налогоплательщика, работающего инженером, врачом, преподавателем, имеющим семью из нескольких человек, должен оцениваться государством в плане взимания с него доли налога иначе, чем доход той же величины, но приносимый процентами на денежные средства, находящиеся на банковском счете.

Пункт 3 ст. 3 НК РФ устанавливает, что «налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными». Еще раньше на принцип налоговой платежеспособности обратил внимание Конституционный Суд РФ, который в Постановлении от 4 апреля 1996 г. указал, что данный «принцип требует учета фактической способности к уплате налога, исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности».

Принцип равного налогового бремени

В научной литературе этот принцип часто называют принципом равенства в налогообложении, что не меняет его сущности. Данный принцип является конституционным и закреплен в ст. 57 Конституции Российской Федерации, согласно новелле этой статьи: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Кроме того, частью 2 ст. 8 Конституции РФ устанавливается, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. В соответствии с этим принципом каждый член общества обязан участвовать в финансировании публичных затрат государства и общества наравне с другими.

Конституционные положения рассматриваемого принципа развиваются в ч. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ: налоги или сборы не могут не только устанавливаться, но и фактически взиматься различно исходя из социальных (принадлежность или не принадлежность к тому или иному классу, социальной группе), расовых или национальных (принадлежность либо не принадлежность к определенной расе, нации, народности, этнической группе), религиозных и иных различий между налогоплательщиками.

Поэтому в развитие этих положений в ч. 2 п. 2 ст. 3 НК РФ запрещено установление дифференцированных ставок налогов и сборов, а также налоговых льгот в зависимости от формы собственности (государственная - федеральная и субъектов Федерации, муниципальная, частная), гражданства физических лиц (граждане РФ, граждане иностранных государств, лица без гражданства, лица с двойным гражданством) или места происхождения капитала.

Исключения из этого принципа направлены на защиту публичных и экономических интересов общества (и государства) и содержатся в ч. 3 п. 2 ст. 3 НК РФ: например, при ввозе товара в Российскую Федерацию из-за рубежа допустимо установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок пошлин в зависимости от страны происхождения товара.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 4 апреля 1996 г. №9-П указал: «В целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией Российской Федерации принцип равенства требует учета фактической способности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы (ч. 2 ст. 6 и ст. 57 Конституции Российской Федерации) предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов» (п. 5 Постановления КС РФ от 4 апреля 1996 г. №9-П).

Таким образом, равенство в налогообложении понимается не как уплата налога в одинаковом размере, а как экономическое равенство плательщиков и выражается в том, что за основу берется фактическая способность к уплате налога на основе сравнения экономических потенциалов налогоплательщиков. Другими словами, равенство в налогообложении понимается как равномерность обложения. Она оценивается на основе сопоставления экономических возможностей различных налогоплательщиков и сравнения той доли свободных средств, которая изымается у них посредством налогов. То есть речь идет о сравнении налогового бремени, которое несут различные плательщики.

В настоящее время одним из наиболее «популярных» видов попрания этого конституционного принципа, безусловно, придется признать принятую и допускаемую законодательством многих стран практику предоставления индивидуальных налоговых льгот. В Российской Федерации предоставление налоговых льгот индивидуального характера запрещено положениями ст. 56 НК РФ.

Принцип юридического равенства налогоплательщиков

Следует отличать принцип равного налогового бремени (принцип налоговой платежеспособности) от принципа юридического равенства налогоплательщиков. Если первый берет за основу фактическую способность налогоплательщика к уплате налога, то второй ставит всех налогоплательщиков в юридически равное положение. Пункт 2 ст. 3 НК РФ прямо устанавливает, что «налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места нахождения капитала».

Исключение сделано для таможенной сферы, где, согласно НК РФ, допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара. Такие меры принимаются в качестве ответной реакции на дискриминацию российских товаропроизводителей, для ценовой поддержки отечественных товаров и т.д.

Принцип определенности налогообложения

Данный принцип означает, что налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. А. Смит, формулируя правила налогообложения, на первое место поставил определенность податей. Он писал: «Точная определенность того, что каждое лицо должно платить, в вопросе налогового обложения представляется делом столь большого значения, что весьма значительная степень неравномерности составляет гораздо меньшее зло, чем малая степень неопределенности»

В соответствии со ст. 3 НК РФ принцип определенности налогообложения включает в себя следующие требования: при установлении налогов должны быть определены все его элементы; акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить; акты законодательства о налогах и сборах должны быть опубликованы и по возможности стать известными каждому налогоплательщику; все неустранимые сомнения и неясности актов законодательства должны толковаться в пользу налогоплательщика.

Принцип удобства плательщика при уплате налога

Именно так этот важный технико-юридический принцип сформулировал немецкий ученый-финансист А. Вагнер. Данный принцип означает, что государство должно при построении налога устранить формальности и упростить процедуру уплаты налога, а также приурочить налоговый платеж ко времени получения дохода налогоплательщиком. Принцип удобства налогоплательщика ориентирует как законодателя, так и правоприменителя на то, чтобы налог взимался в такое время и таким способом, которые представляют максимальные удобства для налогоплательщика.

Сами акты о налогах, как сказано выше, должны быть для налогоплательщика понятны. Бухгалтерский учет и отчетность не должны отнимать много времени, особенно у субъектов малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей. Работники налоговых инспекций обязаны помогать отдельным налогоплательщикам составлять декларации. Точнее: налогоплательщик имеет право на такую процедуру уплаты налога, которая бы не стесняла его хозяйственной деятельности и не отнимала массу времени.

Принцип удобства налогоплательщика охватывает не только технико-юридические аспекты налогообложения, способствующие созданию комфортных условий для уплаты налога. Данный принцип имеет прямое отношение к системам налогообложения, которые по возможности должны быть просты и технически менее тягостны для уплаты налога. Эту цель преследует законодатель введением в Налоговый кодекс РФ специальных налоговых режимов. Так, в частности, принципу удобства налогоплательщика служит введенная в НК РФ глава 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности». Объектом такого налогообложения является вмененный доход, т.е. предполагаемый доход налогоплательщика за определенный период. При этом уплата единого налога освобождает субъектов малого бизнеса от ряда налогов и отчислений во внебюджетные фонды, что делает процесс уплаты налога более простым и коротким. Аналогичную цель преследует законодатель введением в НК РФ гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения».

Принцип стабильности налогового законодательства

С охарактеризованными принципами, и в первую очередь с принципом определенности налогообложения, тесно связан принцип стабильности налогового законодательства. По этому поводу известный специалист по налоговому праву С.Г. Пепеляев заявил: «Налогоплательщик должен точно знать не только условия взимания того или иного налога, но и быть уверенным в том, что эти условия останутся неизменными в течение определенного периода». Закон, который часто меняется, весьма отрицательно действует на психологию налогоплательщика, воспитывает недоверие к государству и способствует уклонению от налогов.

Несомненно, законы о налогах должны изменяться в соответствии с экономическими обстоятельствами, но они, как правило, могут затрагивать правовое регулирование только отдельных налогов и сборов. Общие, концептуальные положения, имеющие место в НК РФ, составляющие его общую часть, должны оставаться неизменными, и внесение в эту часть коррективов не должно носить «каждодневный характер». В целях стабилизации налоговой системы России статья 5 НК РФ устанавливает, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу; федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов или сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и акты представительных органов местного самоуправления вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Введение новых законов о налогах должно иметь место в исключительных случаях. Несмотря на установленные в НК РФ механизмы, призванные стабилизировать налоговое законодательство и налоговую систему, изменения в НК РФ вносятся достаточно часто, что нарушает стабильность экономической системы и препятствует нормальному экономическому развитию страны.

Охарактеризованные принципы являются основными принципами налогообложения, имеющими характер политико-экономических аксиом. Однако допускается возможность выделения и других принципов налогообложения: единства налоговой системы, экономической обоснованности, добровольности уплаты налога налогоплательщиками, ответственности за вину.

Заключение

Таким образом, по дипломной работе можно сделать следующие выводы.

Налоговый Кодекс РФ определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Обязанность по уплате налога возникает всегда при наличии объекта налогообложения. При этом налог устанавливается и вводится законом, его уплата носит принудительный характер, он уплачивается на основе безвозмездности; налог является абстрактным платежом и обычно не имеет целевого назначения.

Классификация налогов может быть проведена по разным основаниям.

Налоги помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, регулировать количество денег в обращении.

Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение. Развитие налоговых систем исторически определили три основные его функции - фискальную, стимулирующую и регулирующую.

Функции налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения доходов.

Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Налоги - необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. За счёт налоговых взносов, сборов, пошлин и др. платежей формируются финансовые ресурсы государства. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой, по поводу формирования государственных финансов.

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и др. платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц.

По методу установления налоги подразделяются на: прямые - подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи; косвенные - вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (НДС, таможенная пошлина и др.).

Роль налогов в формировании доходов государственного бюджета проявляется через следующие показатели удельных весов: налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета; отдельной группы налогов (например, прямых и косвенных налогов) в общей сумме доходов бюджета; конкретного налога (например, налога на прибыль организаций) в общей сумме доходов бюджета; отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений; конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений.

Эти показатели характеризуют с разной степенью детализации значимость налогов в формировании доходов государственного бюджета в целом и налоговых поступлений в частности. Место и роль налогов в финансовой системе государства определяют также и другие показатели - степень собираемости налогов, степень покрытия налогом финансовых потребностей сферы своего назначения, размер убытка или дохода от действия той или иной льготы.

Список использованной литературы

1.Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2009. - 39 с.

2.Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) часть первая от 31.07.1998 г. №146-ФЗ и часть вторая от 05.08.2000 г. №117-ФЗ (НК РФ) (с изм. и доп. от 19.07.2009 №195-ФЗ г.).

.Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах // Сайт Консультант + #"justify">.Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года // Сайт Консультант + #"justify">.Александров И.М. Налоги и налогообложение: учебник для студентов, обучающихся по направлению 521600 - Экономика и другим экономическим специальностям - М.: ИНФРА-М, 2012. - 637 с.

6.Артеменко Д.А., Артеменко Г.А., Белокрылова О.С., Поролло Е.В., Хашева З.М. Налоговое администрирование и налоговый контроль: теория и практика. Краснодар: Южный институт менеджмента, 2011. - 195 с.

7.Артеменко Д.А., Поролло Е.В., Хашева З.М. Налоговое администрирование: теория, механизм, региональная практика. Краснодар: Южный институт менеджмента, 2011. - 191 с.

8.Валова Л.А. Проблемы реформирования налоговой системы Российской Федерации: Автореферат магистерской диссертации. - Новосибирск: НГАЭиУ, 2012. - 23 с.

9.Гашенко И.В. Прямые налоги в налоговой системе России: особенности и механизмы. - г. Ростов-на-Дону: Издательство ЮРГУ, 2009. - 182 с.

.Гашенко И.В., Горобинская В.Н., Клюкович З.А. Становление оптимальной системы налогообложения в России в постреформационный период: модели и инструментарий. - г. Ростов-на-Дону: Издательство «Терра Принт», 2008 - 213 с.

.Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г., Ткачева Е.Г. Основы налогообложения и налогового права: Вопросы и ответы. Практические задания и решения: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 223 с.

.Евстигнеев Е. Основы налогообложения и налогового законодательства. - СПб.: Питер, 2012. - 250 с.

.История налогов России: важнейшие даты, факты и события /Под ред. Букаева Г.И.; Гос. НИИ развития налоговой системы. - М.: Гелиос АРВ, 2012. - 156 с.

.Коваль Л.С. Налоги и налогообложение. М.: ИНФРА-М, 2012. - 340 с.

.Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение: учебное пособие - М.: Финансы и статистика, 2011. - 376 с.

.Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / Под ред. Б.Х. Алиева. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 341 с.

.Налоги и налогообложение. Актуальные проблемы налоговой политики и налогового администрирования. - Курс лекций. Учебное пособие. 2011. - 175 с.

.Основы налогового права: Учебное пособие / Под ред С. Пепеляева. М., 2011. - 365 с.

.Пансков В.Г. Налоги и налоговая система РФ. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 758 с.

.Пепеляев С.Г. Налоговое право. Учебник. М.: издательство Юрист, 2012. - 180 с.

Похожие работы на - Принципы налогообложения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!