Правовое регулирование инвестиционной и инновационной деятельности в РФ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,66 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовое регулирование инвестиционной и инновационной деятельности в РФ

План

Введение

. Регулирование налогами: теория и мировой опыт

.1 Налоги и налоговое регулирование

.2 Понятие инновационной деятельности

.3 Зарубежный опыт налогового регулирования инновационной деятельности

2. Правовое регулирование инвестиционной и инновационной деятельности в РФ

.1 Налоговое регулирование инвестиционной и инновационной деятельности в РФ

.2 Проблемы и перспективы совершенствования инвестиционной и инновационной деятельности в России

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Инвестиционная деятельность законом определяется как вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Из легального определения инвестиционной деятельности следует, что инвестиционная деятельность может быть предпринимательской (когда она осуществляется предпринимателями в целях систематического извлечения прибыли), а может и не быть таковой (при отсутствии признаков предпринимательской деятельности - ст. 2 ГК).

Инвестиционное право можно определить как совокупность общих и специальных норм гражданского (коммерческого) права, регулирующих инвестиционные отношения (т.е. отношения по осуществлению инвестиционной деятельности). Публичная организация инвестиционной деятельности опосредуется публичными отраслями права, например налоговым.

От понятия инвестиционного права следует отличать понятие инвестиционного законодательства. Инвестиционное законодательство - это совокупность комплексных нормативных актов, т.е. нормативных актов, содержащих нормы разных отраслей права (частного и публичного), регулирующих инвестиционную деятельность. Таким образом, особенности правового регулирования инвестиционной деятельности воплощены не только в нормах частного права, но и в нормах публичного права (например, законодательство о гарантиях иностранным инвесторам).

В рыночных условиях хозяйствования основной движущей силой экономического роста являются инновации, внедряемые как на производстве, так и в эксплуатации и при потреблении. С их помощью постоянно увеличиваются объемы производства продукции, работ, услуг и их разнообразие. При этом используется огромное количество первичных ресурсов и энергии, растет отрицательное воздействие современного производства и потребления на окружающую среду, увеличиваются затраты на утилизацию завершивших свой жизненный цикл производств. Технологии новых поколений ориентированы на наращивание их прогрессивных преимуществ и удержание в заданных границах влияния отрицательных факторов социально-экономического развития.

Цель курсовой работы рассмотреть налоговое регулирование инвестиционной и инновационной деятельности.

Для достижения данной цели при написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:

изучить правовое регулирование инвестиционной и инновационной деятельности в РФ;

рассмотреть налоговое регулирование инвестиционной и инновационной деятельности в РФ;

показать особенности налогового регулирования инвестиционной и инновационной деятельности за рубежом;

изучить проблемы и перспективы совершенствования инвестиционной и инновационной деятельности в России.

1. Регулирование налогами: теория и мировой опыт

.1 Налоги и налоговое регулирование

Необходимость налогов вытекает из функций государства, которое выполняет разнообразную деятельность (политическую, экологическую, оборонную, социальную и др.), требующую средств. Кроме налогов у государства, по существу, нет иных источников средств для финансирования своих нужд. Оно может использовать для покрытия своих расходов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных расходов по их обслуживанию. При особых обстоятельствах государство прибегает к дополнительному выпуску денег в обращение. Однако это ведет к тяжелым экономическим последствиям для страны - инфляции. Таким образом, для государства налоги являются основной статьей доходов бюджета. В настоящее время во всех развитых странах на долю налогов приходится 80-90% всех бюджетных поступлений.

Основными признаками понятия «налог» являются:

Императивность, которая предполагает отношения власти и подчинения. Применительно к налогам это означает то, что субъект налога не вправе отказаться от выполнения возложенной на него обязанности по внесению налогов в бюджетный фонд. При невыполнении этой обязанности государство применяет к нему определенные санкции.

Смена формы собственности. Посредством налогов часть собственности субъекта в денежной форме переходит в государственную, при этом образуется централизованный денежный фонд (бюджетный фонд). Суммы налогов поступают в бюджетный фонд, в котором обезличиваются. Поэтому налоги не являются целевыми отношениями.

Безвозвратность и безвозмездность, т.е. налог никогда не возвращается плательщику и последний при этом не получает ничего взамен: ни права участия в каких-либо хозяйственных операциях, ни права пользования материальными и нематериальными объектами, ни права какого-либо действия, ни документа.

Налоги служат удовлетворению потребностей общества, которые устанавливаются государством. Государство в данном случае выражает одностороннее движение средств в бюджет. При этом косвенным образом они возвращаются налогоплательщикам в виде предоставляемых государством социальных благ и гарантий. На этом, в частности, основано законное право налогоплательщиков требовать от государства отчета об исполнении бюджета. Налоги взимаются на правовой основе по юридически закрепленным правилам. Ставки, сроки, льготы и другие элементы налогов должны быть заранее оговорены законом.

Отличительным признаком сбора от налога является целевая направленность сбора. Т.е. суммы сбора поступают в целевой бюджетный (или внебюджетный) фонд, средства которого расходуются на определенные цели.

Пошлина отличается от налога по признаку безвозвратности и безвозмездности - уплата пошлины влечет за собой совершение юридически значимых действий в отношении плательщика, получение определенных прав или выдачу специальных разрешений, в то время как плательщик налога ничего взамен не получает.1

Сущность любой экономической категории раскрывается через ее функции. К функциям налогов обычно относят: фискальную, стимулирующую, распределительную, регулирующую, контрольную.

Фискальная функция налогов проявляется в бесперебойном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах их развития. Фискальная функция налогов отражает форму принудительного лишения принадлежащей юридическому или физическому лицу собственности в форме капитала или заработка и может рассматриваться как своеобразный вид эксплуатации со стороны государства. Для этой функции характерно лишь одно свойство: максимальная мобилизация финансовых ресурсов в доходы государственного бюджета, что позволяет бесперебойно обеспечивать его расходы.

Существуют следующие виды льгот: необлагаемый минимум объекта; изъятие из обложения определенных элементов объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных категорий налогоплательщиков; понижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты в форме отсрочки взимания налогов, и др. Преференции могут устанавливаться в виде инвестиционного налогового кредита и целевой налоговой льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат. Налоговый кредит, как и всякий кредит, предоставляется на условиях возвратности, срочности, платности, оформляется соответствующим договором между субъектом хозяйствования и налоговым органом. Целевая налоговая льгота в отличие от инвестиционного кредита может предоставляться любому хозяйствующему субъекту органами власти на взаимовыгодной основе, но в пределах суммы налоговых поступлений в бюджет.1

Для стимулирующей функции в отличие от фискальной характерно ее позитивное воздействие на социально-экономическую деятельность плательщика, реализацию приоритетных для государства направлений развития.

Из сущности налогов вытекает и распределительная (перераспределительная) функция. Она обеспечивает процесс перераспределения валового внутреннего продукта. При этом одна его часть направляется на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства, а другая часть в централизованный фонд государственных ресурсов - государственный бюджет. В этой функции реализуется общественное назначение налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений.

Через налоги реализуется главное их общественное назначение - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых для осуществления им собственных функций (политических, оборонных, внешнеэкономических, социальных, природоохранных и др.). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает государство в крупнейший экономический субъект. Распределительная функция налогов носит объективный характер, как и объективно само существование и функционирование государства. Регулирующая функция налогов заключается в регулировании хозяйственной конъюнктуры, структуры занятости, накопления, внешнеэкономических связей, научно-технического прогресса и других объектов. Суть регулирующей функции сводится к тому, что налогами облагается ресурсы, направляемые на потребление, а ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов, освобождаются от налогообложения. Поэтому данная функция имеет три составляющие:

стимулирующая - оказывает влияние на воспроизводство, стимулируя его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения, используя систему льгот и освобождений;

сдерживающая - целенаправленное сдерживание темпов воспроизводства посредством увеличения ставок налогов или введения дополнительных налогов;

воспроизводственная - предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов.

Контрольная функция заключается в своевременном отслеживании государством поступлений в бюджет налоговых платежей, что позволяет сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах и, в конечном счете, определять необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики государства.

Налоги существуют различных видов. Их классификация имеет не только познавательный характер, но и практические цели, такие как более обоснованное применение налогов, проведение необходимых аналитических расчетов. По способу изъятия налоги бывают:

а) прямые - налоги, которые взимаются непосредственно с имущества или доходов плательщика, и окончательным плательщиком которых является владелец имущества или доходов, т.е. юридический и фактический плательщик совпадают;

б) косвенные - налоги, включаемые в цену товаров (работ, услуг). Уплату косвенных налогов в бюджет производит продавец, однако фактически плательщиком является покупатель.

По объекту регулирования:

а) налоги, регулирующие ценообразование, - налоги, включаемые в цену товаров (работ, услуг) в виде надбавки;

б) налоги, воздействующие на издержки производства, - налоги, включаемые в себестоимость;

в) налоги, регулирующие занятость, - налоги, объектом обложения которых является заработная плата и фонд заработной платы.

По источникам средств для уплаты:

а) себестоимость;

б) выручка от реализации;

в) финансовые результаты.

Понятие «налоговая система» является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия «налоги». Если налоги рассматриваются как финансовые отношения налогоплательщиков с бюджетом по поводу формирования централизованных фондов финансовых ресурсов и их концентрации в госбюджете и во внебюджетных фондах, то понятие налоговой системы предполагает более широкую трактовку.

налог инновационный инвестиционный

1.2 Понятие инновационной деятельности

В соответствии с международными стандартами, рекомендации по которым были приняты Группой национальных экспертов по показателям науки и техники, созданной в рамках Организации экономического сотрудничества и развития, инновация - конечный результат инновационной деятельности, получившей воплощение в виде нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к услугам.

Широкое толкование позволяет ассоциировать инновации с вложением средств, обеспечивающим смену поколений техники и технологий. Понятие инноваций является относительно новым. Зачастую оно применяется для характеристики процесса воплощения нового знания в реальные материальные и нематериальные объекты. Понятие инноваций распространяется на новые продукты или услуги, способы их производства, новые подходы в организационно-управленческой сфере. Также это могут быть усовершенствования, которые повышают качество, технические показатели, обеспечивают экономию затрат, получение иных полезных эффектов.

Свойствами инноваций являются:

научно-техническая новизна;

производственная применяемость;

коммерческая реализуемость.

Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Коммерциализация научно-технической деятельности заключается в материализации инноваций, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средств и предметов труда, технологии и организации производства, превращение их в источник дохода.

Различают два типа технологических инноваций.

продуктные инновации - внедрение новых или усовершенствованных продуктов;

процессные инновации - освоение новой или улучшенной технологии, оборудования, организации производства.

По степени радикальности, по значимости в экономическом развитии инновации делятся на базисные, улучшающие и модификационные. Базисные инновации реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и новой техники.

Улучшающие инновации совершенствуют существующие продукты и процессы их производства.

Модификационные инновации направлены на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий без заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия и способы его производства. К сфере модификационных инноваций можно также отнести расширение номенклатуры продукции и технологий за счет ранее освоения ранее не производившихся на данном предприятии ее видов.

По типу новизны для рынка инновации могут иметь:

новизну для данной конкретной страны - в этом случае инновация носит воспроизводяще-адаптационный характер (в стране аналога нет, но он существует за границей);

новизну в масштабе данной региона, отрасли, предприятия.

Инновационная деятельность представляет собой комплекс научных, технологических, производственных, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, совокупность которых обеспечивает получение и использование инноваций.

Инновационный процесс состоит из четырех основных стадий:

исследования и разработки;

освоение;

серийное или массовое производство;

потребление.

На стадии исследований и разработок осуществляются фундаментальные исследования, прикладные исследования, опытно-конструкторские и опытно-технологические разработки.

Результаты фундаментальных исследований являются научной базой для генерирования новых идей и направлений инновационных процессов.

Разработка - деятельность, направленная на создание или усовершенствование способов и средств осуществления процессов в конкретной области практической деятельности, в частности на создание новой продукции и технологий. Разработка новой продукции и технологий включает проведение опытно-технологических работ.1

В промышленно развитых государствах до 80 - 95 процентов прироста валового внутреннего продукта приходится на долю новых знаний, воплощенных в технике и технологиях. Высокое качество экономического роста таких стран обусловлено созданием ими национальных инновационных систем.

Стратегия развития НИС определяется проводимой государством научно-технической и инновационной политикой, нормативным правовым обеспечением, формами прямого и косвенного государственного регулирования, состоянием научно-технического потенциала, внутренних товарных рынков, рынков труда, а также историческими и культурными традициями и особенностями.

Активное воздействие на функционирование НИС оказывает предпринимательский сектор. При этом наибольшую инновационную активность в развитых странах проявляют крупные предприятия (свыше 250 работающих). В странах Европейского союза 80 процентов крупных и одна треть малых предприятий относятся к инновационно активным.

Особую значимость в процессах функционирования НИС развитых стран имеет организация передачи инноваций из сферы получения знаний в производство. Достигается это посредством создания рынка объектов интеллектуальной собственности и инновационной инфраструктуры. В странах Европейского союза активно поддерживается кооперация университетов и промышленных предприятий, реализуемая посредством развития университетских инновационных центров (технопарков).

В части регулирования развития НИС государства осуществляют:

разработку стратегии инновационного развития экономики;

разработку прогнозов технологического развития на определенный период и определение научно-технологических приоритетов;

формирование государственной научно-технической и инновационной политики и ее нормативное, ресурсное и кадровое обеспечение;

содействие развитию инновационного предпринимательства, улучшению взаимодействия ключевых субъектов НИС;

поддержку развития инновационной инфраструктуры;

разработку и реализацию финансовых мер по прямому и косвенному стимулированию инновационной деятельности;

подготовку кадров в области инновационного менеджмента;

поддержку сферы исследований и разработок.

Развитые страны обеспечивают показатель наукоемкости ВВП (исчисляемого как соотношение внутренних затрат на исследования и разработки к ВВП) на уровне трех процентов.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейский союз проводят активную политику по выработке общей стратегии инновационного развития стран-членов и механизмов ее реализации прежде всего в таких сферах, как развитие человеческих ресурсов; информационные и коммуникационные технологии; деловая среда. Особое внимание в странах ОЭСР уделяется страхованию инновационных рисков государством.1

.3 Зарубежный опыт налогового регулирования инновационной деятельности

Определяющую роль в целенаправленном развитии научной и инновационной деятельности играет государство. Государственное регулирование инновационной деятельности рассматривается в развитых странах как важнейший инструмент развития экономики, как фактор обеспечения долгосрочной национальной конкурентоспособности и устойчивого повышения благосостояния населения.

Государство осуществляет регулирование инновационной деятельности прямыми и косвенными методами. К прямым методам государственного регулирования относятся: финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджета, правовое регулирование, формирование инновационной инфраструктуры.

Косвенные методы регулирования инновационной деятельности за рубежом направлены, с одной стороны - на стимулирование инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятных экономических условий и социально-политического климата для научно-технического развития.

Они основаны на том, что государство прямо не ограничивает самостоятельности предприятий в принятии хозяйственных решений. Воздействие этих методов успешно, если они способствуют формированию общественных, а не индивидуальных условий хозяйствования. Среди косвенных методов управления традиционно выделяются налоговое и амортизационное регулирование, кредитная и финансовая политика, ценовое регулирование, политика протекционизма, либерализация налогового и амортизационного законодательства.

Важнейшую роль играют налоговые льготы, используемые для поощрения тех направлений деятельности корпораций, которые желательны с точки зрения государства, в том числе льготы, направленные на стимулирование научно-технического прогресса, экспорта и деловой активности инновационного бизнеса.1

Налоговое регулирование инновационной деятельности используется практически во всех странах.

Налоговое регулирование осуществляется через:

Предоставление налоговых льгот, которое реализуется путем льготного налогообложения прибыли, сокращения налогооблагаемой базы, уменьшения налоговых ставок, вычетов из налоговых платежей. Льготное налогообложение прибыли осуществляется отнесением различного рода инновационных затрат на издержки производства. Так, в США расходы компаний на НИОКР, проводимых за свой счет, приравниваются к издержкам производства.

Предоставление льгот по уплате налога на прибыль, а именно: уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму средств, направленных на перевооружение, реконструкцию, расширение и обновление производства.

Уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму средств, направленных фирмами на проведение НИОКР.

Предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита, т.е. отсрочка налоговых платежей в части затрат из прибыли на инновационные цели.

Уменьшение налога на прирост инновационных затрат.

Освобождение в течение нескольких лет от уплаты налога на прибыль, полученную от реализации инвестиционных проектов.

Льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям инновационных предприятий.

Связь предоставления льгот с учетом приоритетности выполняемых проектов.

Льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензий, ноу-хау и других нематериальных активов.

- Снижение ставок налогов на прибыль, направленную на заказные и совместно проводимые НИОКР.

Вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций.

Уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, передаваемым учебным заведениям, научно-исследовательским организациям.

Налоговые инструменты, стимулирующие инвестиции в сферу НИОКР со стороны частного бизнеса, непосредственно связаны с налогом на прибыль и делятся на две категории:

Налоговые льготы. В этом случае фирмам, инвестирующим средства на проведение научных исследований и разработок, разрешается вычесть эти расходы из налогооблагаемого дохода или прибыли, затрачиваемой на НИОКР

Налоговый кредит - предоставление отсрочки налоговых платежей с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов

Существуют два основных различия между налоговыми льготами и налоговым кредитом:

) величина налоговых льгот зависит от дохода и нормы прибыли, в то время как налоговый кредит напрямую от них не зависит;

) в обычных условиях неиспользованные налоговые льготы могут быть перенесены на другой период и компенсированы будущими налогами, в то время как неиспользованный налоговый кредит требует дополнительных организационных усилий для контроля за его целевым использованием в каждом конкретном случае. В последние годы в практике налогового стимулирования НИОКР в странах ОЭСР произошло заметное смещение акцентов от пользования налоговыми льготами в сторону налоговых кредитов.

Одним из существующих вариантов налоговых льгот является снижение стоимости основного капитала (амортизация), используемое для проведения исследований и разработок. Большинство стран ОЭСР предоставляет компаниям право осуществлять ускоренную амортизацию научного оборудования.

Еще одна группа налоговых инструментов связана с поддержкой начинающих компаний на ранних стадиях развития. В этой сфере обычно используется широкое разнообразие используемых инструментов, включая прямую и косвенную поддержку, а также широкий спектр налоговых льгот. Например, в странах ОЭСР используются следующие налоговые инструменты, стимулирующие создание малых инновационных компаний:

Специальные налоговые льготы или кредиты существуют для компаний, находящихся на стадии запуска или действующих в течение первых нескольких лет. Для них предусмотрено полное освобождение от налогов (налоговые каникулы).

Ускоренное списание затрат на покупку оборудования.

Освобождение от налогов капитала, предоставляемого малым компаниям.

Налоговые льготы на капитальные вложения чаще всего предоставляются в виде «инвестиционного налогового кредита». Как правило, эта льгота дается компаниям, направляющим инвестиции на внедрение новой техники, оборудования, технологий и т.п. Эта скидка вычитается (кредитуется) из суммы начисленного налога на прибыль компании (в отличие от обычных скидок, вычитаемых из суммы налогов).

Инвестиционная налоговая скидка предоставляется лишь после ввода новой техники в эксплуатацию. Право на получение налоговой скидки наступает для компании автоматически: его не надо доказывать и обосновывать, т. к. оно закреплено законодательством.

Размер скидки устанавливается в процентах от стоимости внедряемой техники и составляет: 5,3% в Японии (для электронных техники и оборудования), 50% в Великобритании (для 1-го года эксплуатации новой техники, технологии, материалов и т.п.), 10 - 15% в Канаде (в зависимости от освоенности территории месторасположения компании - освоенные или неосвоенные районы страны) и 100% в Ирландии. В США налоговая скидка на инвестиции применяется лишь для энергетического оборудования.

Некоторые зарубежные страны используют одновременно оба вида налоговых скидок - и объемный, и приростной, но по отношению к разным видам расходов. Так, в США общая приростная скидка дополнена объемной в размере 20% для затрат частного сектора на финансирование фундаментальных исследований.

Существует и практика установления потолка размера списания налогов по скидкам на НИОКР. В Японии и Южной Корее он не должен превышать 10% от суммы корпоративного налога. А в Канаде, Испании и на Тайване потолок существенно выше - соответственно 75, 35 и 50%. В Австралии, Франции, Италии и Нидерландах установлен стоимостной предел налоговой скидки.

Временное освобождение от уплаты налога на прибыль или частичное его снижение («налоговые каникулы») действует во Франции и распространяется на вновь созданные мелкие и средние фирмы (в том числе научно-исследовательские) со снижением на первые 5 лет их деятельности на 50% уплачиваемого ими подоходного налога.

В Великобритании для стартующих инновационных компаний налог на прибыль снижен с 20% до 1%. Снижен налог на прирост капитала от долгосрочных инвестиций в стартующие инновационные компании и снят налог при реинвестировании в такие компании.

Для мелких и средних предприятий налоговые льготы позволяют снижать налогооблагаемый доход на 20% в случае, если превышен предыдущий максимальный уровень расходов на НИОКР, либо уменьшать налоговые выплаты на 6% от величины расходов на исследования и разработки, но в этом случае уменьшение не должно составлять более 15% от налоговых обязательств фирмы. Расходы, которые фирмы несут при платежах исследовательским учреждениям в связи с научно-технологическим развитием, также могут вычитаться из налогооблагаемой прибыли.

2. Правовое регулирование инвестиционной и инновационной деятельности в РФ

Регулирование инвестиционной деятельности осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. При этом используются различные формы и методы воздействия на субъектов инвестиционной деятельности. Помимо нормативно-правового регулирования соответствующих отношений к ним можно отнести: государственную регистрацию коммерческих организаций с иностранными инвестициями и аккредитацию филиалов иностранных юридических лиц; лицензирование инвестиционной деятельности, например деятельности инвестиционных фондов; установление специальных (льготных) налоговых режимов; проведение специальной амортизационной политики; предоставление концессий российским и иностранным инвесторам; проведение экспертизы инвестиционных проектов; бюджетное финансирование важнейших инвестиционных проектов; предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет бюджетных средств и т.п.

Государство также проводит финансовую и кредитную политику, политику ценообразования, устанавливает правила пользования природными ресурсами и прежде всего землей, которая, как известно, является важнейшим фактором производства, контролирует соблюдение установленных норм и стандартов, применяет правила антимонопольного законодательства, организует приватизацию объектов государственной собственности.

Основным источником инвестиций являются внутренние государственные (муниципальные) и частные инвестиции. В первом случае государство (муниципальные образования) выступает и как инвестор, осуществляя государственные инвестиции из казны, прежде всего средства соответствующего бюджета (ст. 80 БК РФ), и как публичный орган, регулирующий инвестиционную деятельность.1

Филиал иностранного юридического лица, созданный на территории Российской Федерации, должен выполнять часть или все функции от имени создавшей его головной организации при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер. Для получения права осуществлять предпринимательскую деятельность на территории России филиал иностранной компании должен получить аккредитацию в Государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции РФ. В целях аккредитации головная организация должна утвердить и направить в Палату положение о филиале, в котором должны быть указаны основные сведения о филиале и его головной организации (наименование, адрес, правовая форма компании), цели создания и виды деятельности филиала, состав, объем и сроки вложения капитала в его основные фонды, порядок управления филиалом (ст. 22 Закона об иностранных инвестициях в РФ).

Коммерческой организации с иностранными инвестициями может быть отказано в государственной регистрации, а филиалу иностранного лица - в аккредитации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 20, 21 Закона об иностранных инвестициях в РФ).

Правовое регулирование иностранных инвестиций придерживается принципа национального режима. Это означает, что правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам. Благодаря принципу национального режима нормы гражданского права применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 2 ГК РФ). Законодательство устанавливает два вида изъятий из данного принципа:

изъятия ограничительного характера (в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства) предусматриваются только федеральными законами;

изъятия стимулирующего характера в виде льгот (для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития Российской Федерации) предусматриваются законодательством.

Изъятия ограничительного характера обычно связаны с ограничением прав иностранных инвесторов на осуществление инвестиций в определенных отраслях и сферах деятельности. Российским законодательством установлены ограничения на участие иностранных инвесторов в капитале российских коммерческих организаций в сфере телевизионного вещания, авиационной промышленности, страховой и банковской деятельности. В гражданско-правовых отношениях между иностранными инвесторами и Российской Федерацией или ее субъектами ответственность РФ и ее субъектов перед иностранными инвесторами может быть ограничена законом об иммунитете государства и его собственности (ст. 127 ГК РФ), который в настоящий момент еще не принят. Изъятиями стимулирующего характера, например, является освобождение от таможенных пошлин при ввозе иностранным инвестором на территорию России оборудования и иных основных средств в качестве взноса в уставный капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями.

Привлечение иностранных инвестиций обеспечено системой конституционных гарантий общего характера, касающихся предпринимательской деятельности (право осуществлять любую деятельность, не запрещенную законом право на возмещение убытков, причиненных в результате незаконных действий органов государства, и др.), и рядом специальных гарантий, содержащихся в нормах ГК РФ, Закона об иностранных инвестициях в РФ, а также в положениях международных двусторонних договоров России с другими странами о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Специальные гарантии обеспечивают реализацию следующих прав иностранных инвесторов.

Право на суброгацию. Означает право на передачу своих прав и обязанностей на основании уступки требования и перевода долга другому лицу в соответствии с гражданским законодательством РФ. Например, если иностранное государство производит платеж в пользу иностранного инвестора по гарантии, предоставленной иностранному инвестору в отношении инвестиций, осуществленных им на территории Российской Федерации (договор страхования политических рисков), к этому иностранному государству переходят права иностранного инвестора на указанные инвестиции (ст. 7 Закона об иностранных инвестициях в РФ). К политическим рискам относятся риск неконвертации валюты страны - получателя инвестиций, причинение ущерба инвестициям в результате войны или социальных беспорядков, риск экспроприации инвестиций.

Право на компенсацию при реквизиции или национализации. В случае реквизиции или национализации имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями они имеют право на возмещение стоимости изъятого имущества, а также на возмещение убытков при национализации (ст. 7 Закона об иностранных инвестициях в РФ). Надо отметить, что гарантия российского законодательства в отношении компенсации при реквизиции или национализации содержит существенно худшие условия по сравнению с международными соглашениями, которые обычно предусматривают право инвестора (и соответственно, обязанность государства) на «быструю, адекватную и эффективную компенсацию».1

Государственное регулирование экономики и инновационных процессов, как отмечают многие ученые, является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные отношения. На этапе переходной экономики роль государства как основного участника и партнера по бизнесу в развитии инновационного сектора является стратегической.

К основным функциям государственного регулирования инновационной сферы являются:

аккумулирование средств на научные исследования и инновации;

координация инновационной деятельности;

стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;

создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;

кадровое обеспечение инновационной деятельности;

формирование научно-инновационной инфраструктуры;

институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;

обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;

повышение общественного статуса инновационной деятельности;

региональное регулирование инновационных процессов;

регулирование международных аспектов инновационных процессов.

Основными направлениями государственной поддержки инновационной политики являются следующие:

содействие повышению инновационной активности, обеспечивающий рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства;

ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;

сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма;

содействие развитию инновационной деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального инновационного предпринимательства.

Центральное место в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться государственному и негосударственному секторам на собственно инновационные цели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций многоцелевого характера. В целях диверсификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний. Важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию. Эффективность инновационных процессов повышается при использовании механизмов конкурсности в распределении бюджетных средств.1

Основной правовой формой государственного регулирования инновационной деятельности являются правовые акты. К сожалению, инновационная деятельность в России еще не имеет должного правового регулирования. Единого законодательного акта, определяющего понятие, виды инноваций, порядок осуществления инновационной деятельности пока нет. В условиях, когда активизации и поддержка государством инновационной деятельности становятся насущной проблемой, такой нормативный акт (федеральный закон об инновационной деятельности), безусловно, необходим.

Рассмотрим структуру механизма государственного регулирования инновационных процессов.

Общие вопросы инновационной политики находят отражение в указах Президента РФ. В подготовке этих документов принимает участие Отдел науки и образования аппарата Президента. В 1995г. при Президенте создан Совет по научно-технической политике, являющийся консультативным органом.

Органы законодательной власти РФ - Государственная Дума и Совет Федерации имеют право инициирования законов в сфере научно-технической и инновационной деятельности. В обеих палатах функционируют соответствующие комитеты - Комитет Госдумы по образованию и науке и Комитет Совета Федерации по науке, культуре и образованию.

Основным органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в научно-технической и инновационной областях, является Правительственная комиссия по научно-технической политике.

Министерство промышленности, науки и технологий РФ является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию государственной и научно-технической политики, осуществление мер по созданию и развитию научно-технического потенциала. К числу основных задач Миннауки РФ относятся: организация научно-технического прогнозирования; выбор и оценка приоритетных направлений развития науки и техники; разработка государственных научно-технических программ и проектов; финансирование гражданских НИОКР общегосударственного значения; создание и развитие благоприятной среды для научной и инновационной деятельности.

В целом можно сказать, что государство выступает не только в роли партнера, располагающего значительными ресурсами, но и организатора, регулятора институциональной основы инновационных взаимодействий. И это придает ему достаточно важное значение в организации инновационной деятельности. И во многом от качества государственного регулирования инновационной сферы будет зависеть инновационная активность предприятий.

2.1 Налоговое регулирование инвестиционной и инновационной деятельности в РФ

Источником инноваций в западных странах наряду с государством выступают транснациональные корпорации. К сожалению, как показала практика, в современных российских условиях не срабатывает традиционное рыночное саморегулирование, призванное побуждать товаропроизводителей широко использовать инновации. Экономическая специфика научных и инновационных организаций определяется следующими признаками.

Во-первых, в отличие от основной массы предприятий, в расходах научных и инновационных организаций наибольший удельный вес (от 50 до 80%) занимают расходы на оплату труда, а, следовательно, и на уплату социальных взносов.

Во-вторых, инновационная продукция обладает большой добавочной стоимостью, и в совокупной налоговой нагрузке этих организаций велика доля налога на добавленную стоимость (НДС). В этой связи применение действующих ставок этих налога и взносов для данной категории налогоплательщиков является одним из основных факторов сдерживания их развития.

Очевидно, что довольно значимой проблемой для научных и инновационных организаций является высокий уровень совокупной налоговой нагрузки (особенно с учетом налога на прибыль, налога на имущество организаций и земельного налога).

Учитывая складывавшиеся в отечественной инновационной практике в течение многих лет условия, базовыми структурными единицами национальной инновационной системы выступают следующие организации: вузы, НИИ (отраслевые и академические), рационализаторы, организации - потребители инновационной продукции, венчурные компании, малые инновационные предприятия, кредитные организации, страховые компании, патентные бюро и др.

Согласно пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат обложению НДС операции по выполнению организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются разработка конструкции инженерного объекта или технической системы; разработка новых технологий; создание опытных, т.е. не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями.

Кроме того, согласно пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит (освобождается) налогообложению реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

2.2 Проблемы и перспективы совершенствования инвестиционной и инновационной деятельности в России

В условиях реформирования экономики определяющая роль в данном процессе принадлежит государственному регулированию инвестиционной сферы. Однако анализ законодательного регулирования инвестиционной деятельности свидетельствует о наличии определенных правовых и нормативных пробелов. Важно подчеркнуть, что законодательные неточности при осуществлении инвестиционного процесса не только снижают эффективность инвестиций, но и не способствуют созданию благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности как со стороны государства, так и со стороны иных инвесторов, например, в действующем законодательстве не приведено четкого определения государственных инвестиций и государственных капитальных вложений.

Для успешного развития инвестиционной сферы необходимо формирование четкой стратегии инвестиционного развития региона на долгосрочную перспективу. Отсутствие такой стратегии приводит к тому, что руководящие органы при определении направлений и пропорций распределения бюджетных средств, привлечении и размещении инвестиций, выборе приоритетных инвестиционных проектов не имеют надежного механизма, позволяющего оценить принятое решение с учетом перспектив развития региона, обеспечения его комплексного развития, организации действия всех его подсистем, наиболее эффективного использования инвестиционного потенциала.

Особое значение для иностранных инвесторов имеет правовая система, позволяющая ориентироваться на законодательство страны, в которую осуществляются инвестиции. К сожалению, в России правовая система не обеспечивает такой защищенности в должной мере.

Новые правовые формы, будь то законы или подзаконные нормативные акты, часто вступают в силу без должной огласки. Поэтому нередко даже специалисты не имеют возможности своевременно получать информацию об изменении законодательства. Планирование экономической деятельности осложняется и тем, что законы, как правило, вступают с момента их опубликования, поэтому субъекты хозяйственной деятельности и органы исполнительной власти не имеют времени перестроиться в соответствии с изменившимися правовыми условиями. Во многих случаях юридические нормы имеют обратную силу.

Наряду с конституцией и федеральными законами в РФ существует огромное количество подзаконных нормативных актов - указов, распоряжений, инструкций, писем, которые часто противоречат друг другу. Отсутствует четкий механизм, регламентирующий, какой именно нормативный акт из множества правовых положений, существующих по одному и тому же вопросу, применяется в каждом конкретном случае. Отсюда ни инвесторы, ни исполнительные органы не могут быть уверены в правильности своего решения. В итоге планирование инвестиций в значительной мере затрудняется, поскольку последствия конкретных решений и связанные с этим расходы становятся непредсказуемыми. Пример тому закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», согласно которому минимальный размер уставного капитала должен составлять не менее 100 минимальных размеров оплаты труда, в то время как изданный ранее Указ Президента РФ предусматривает для компаний с иностранным участием минимальный уставный капитал в размере не менее 1000 месячных минимальных окладов.

Многими законами РФ в недостаточной степени учитываются экономические интересы инвесторов. Вместо всеобъемлющего учета они поддерживают интересы только отдельных экономических групп.

Не менее важным, чем принятие надежных правовых положений, является применение на практике разработанных правовых норм. К сожалению, сложившаяся в РФ административная практика не способствует установлению отношений сотрудничества, основанных на доверии.

Препятствием на пути капиталов в Россию является также недостаточная защищенность инвестора от экономических преступлений и коррупции.

Пытаясь преодолеть несовершенство федерального инвестиционного законодательства и непоследовательность государственной инвестиционной политики, стремясь увеличить приток инвестиций в локальных рамках определенной территории, региональные органы власти проявляют значительную активность в управлении региональными инвестиционными процессами, улучшении инвестиционного климата, предоставлении различных налоговых льгот и кредитной поддержки субъектам инвестиционной деятельности. Но, несмотря на повышенное внимание, уделяемое этой проблеме, в российской экономике она далека от разрешения. Об этом свидетельствует неудовлетворительное развитие инвестиционных процессов в ряде регионов.1

Следует в кратчайшие сроки улучшить законодательное регулирование инвестиционной деятельности в России по трем основным направлениям:

)Устранить противоречивость и дублирование между тремя основными регламентирующими инвестиции законами («Об инвестиционной деятельности в РФ», «Об иностранных инвестициях», «Об осуществлении инвестиций в форме капитальных вложений»), для чего принять единый закон об инвестициях, свободный от бессодержательных деклараций;

)устранить противоречия между законодательными актами, регламентирующие различные аспекты хозяйственной деятельности. В частности, в первую очередь надо гармонизировать положения Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и положения Налогового кодекса.

Некоторые эксперты выступают за разработку Инвестиционного кодекса РФ.

Приоритетным направлением преобразования российской экономики является придание ей инновационного качества, основным условием которого является вовлечение предприятий реального сектора в реализацию ключевых направлений инновационного развития. Роль государства заключается в достижении баланса между интересами бизнеса и общенациональными приоритетами, который невозможен без использования налоговых механизмов стимулирования инновационной деятельности.

Ускорение экономического роста в результате интенсификации инновационного процесса - основная задача руководства страны, и решение ее напрямую зависит от притока инвестиций в сферу производства. Система налогообложения является мощным ресурсом стимулирования внутренних инвестиций на государственном уровне.

Для разработки и внедрения эффективных налоговых механизмов стимулирования инновационной деятельности, по мнению автора, целесообразно обратиться к опыту промышленно-развитых стран.

Признанный мировой лидер в сфере инноваций, Япония традиционно использует следующие методы стимулирования инновационного развития:

возможность применения ускоренной амортизации для научно-исследовательского оборудования;

налоговые скидки по расходам на инновационные разработки;

налоговые льготы по затратам на приобретение зарубежных технологий;

налоговая льгота на научно-исследовательские затраты.

Учитывая стратегическую значимость развития инновационных кластеров в России, целесообразно использовать опыт развитых стран в этом направлении. По мнению автора, в настоящее время для России наиболее актуальна система налоговых льгот, направленная не только на стимулирование научно-исследовательских программ, но и поощряющая начало инновационной деятельности. Осуществляемая правительством политика снижения ставки налога на прибыль, несмотря на ее определенные преимущества, все же является менее эффективным механизмом стимулирования инновационной деятельности.1

Необходимо добиться снижения налоговой составляющей непосредственно в цене продукции научного и инновационного характера, для этого возможно использовать следующие меры стимулирующего характера.

Во-первых, учитывая специфику деятельности инновационных организаций (необходимость содержания в штате организации значительного количества квалифицированных сотрудников), предлагается снизить ставку единого социального налога (далее - ЕСН) и иных платежей с фонда оплаты труда для организаций, осуществляющих научную и инновационную деятельность.

Во-вторых, целесообразно ввести освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость ввоза на территорию России высокотехнологичного оборудования, используемого для научных разработок и создания инновационной продукции, комплектующих и запасных частей к нему. (Перечень такого оборудования должен утверждаться Правительством РФ). Данная мера позволит активизировать процесс модернизации инновационных и высокотехнологичных отраслей российской экономики.

Заключение

В заключение хотелось бы сказать, что в России проводятся меры по регулированию инвестиционной и инновационной деятельности. Законодательной базой предусмотрены различные налоговые льготы для стимулирования инвестиций. Особенно четко это прослеживается в регионах, которые наделены правом снижать ставки налогов. Однако существуют определенные проблемы с привлечением инвестиций у ряда регионов, так как крупные инвесторы считают непривлекательными условия, предлагаемые регионами.

Таким образом, меры, принимаемые правительством РФ и другими государственными органами направлены на создание благоприятных условий и поддержку предприятии различных сфер деятельности.

Переход России к рыночной системе ведения хозяйства сопровождался формированием новой модели инвестиционного процесса, основанной на многообразии форм собственности, на существенном изменении правового режима инвестиций и правового статуса участников инвестиционной деятельности. Последовательно осуществляется децентрализация инвестиционной деятельности, в составе инвестиций повышается роль внутренних источников накоплений предприятий Усилен государственный контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета, используемых в качестве инвестиций.

Весьма значительным сдерживающим фактором является несовершенство инвестиционного законодательства.

Для изменения сложившейся ситуации, улучшения инвестиционного климата необходима стабилизация экономической и политической обстановки, скорректированная налоговая и таможенная политика, снижение уровня инфляции, совершенствование управления инвестиционными процессами, необходимо радикальное улучшение экономических и правовых условий деятельности инвесторов.

Список использованной литературы

Правовые акты

1. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998г. № 145-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 12.11.2012. №189-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823; Российская газета. 2012. 14 ноября.

. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 28.07.2012. №144-ФЗ) // Российская газета. 1998. 06 августа; 2012. 1 августа.

Научная литература

1. Инновационная стратегия социально-экономического развития города. СПб.: С.-Петерб. государственный университет экономики и финансов, 2010. - 198 с.

. Коваленко Е., Зинчук Г. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. - 288 с.

. Косолапов А.И. Налоги и налогообложение. И.: «Дашков и Ко», 2009. - с.872.. Крупко С. Инвестиционная деятельность в субъектах Российской Федерации // Хозяйство и право. 2010.

. Лимонов Л.Э. Крупный город: регулирование территориального развития и инвестиционные стратегии. - СПб.: Наука, 2010. - 321 с.

. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. - 4-е изд., пепераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009.

. Монастырский В.В. Ресурсное обеспечение регионального инновационного процесса// Материалы Всероссийской научно-практич. конференции/Под ред. М.Б. Щепакина. Краснодар: Изд. КубГТУ, 2011. - Часть 2. - 328 с.

. Налоги и налогообложение Российской Федерации / Под ред. О.Н. Красноперовой, -М, 2012, 543с.

. Налоги и налогообложение, 4-е изд. / Под ред. М.В. Романовского М.В. Врублевской. - СПб.: Питер, 2011. - 576 с.

. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Г. Б. Поляка, проф. А.Н. Романова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 399 с.

. Налоги и налогообложение: Учебник/ Черник Д. Г. и др. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 328 с.

. Налоги и налогообложение: Учебное пособие./ под ред., И.Г. Русаковой.- М.: Юнити - 2011.- 502 с.

. Платонова Н.Л. Законодательное регулирование иностранных инвестиций в экономику России // Гражданин и право. 2012.

. Предпринимательское (хозяйственное) право/Под ред. О.М. Олейник. М., 2010.

. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов/ Жилинский С.Э./ Предисл.проф. В.Ф. Яковлева. - 4-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА, 2010.

. Предпринимательское право Российской Федерации/Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. - М.: юристъ, 2011.

. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2010. - 295 с.

. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Организация и финансирование инвестиций. М., 2009.

. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. М.: Инфра-М, 2010. - 356 с.

. Худолеев В.В. Налоги и налогообложение. М.: Инфра-М - 2011.

. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. - М.: ИНФРА-М, 2012.

Похожие работы на - Правовое регулирование инвестиционной и инновационной деятельности в РФ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!