Особенности развития технопарков в РФ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    880,47 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности развития технопарков в РФ

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Пензенский государственный университет»

Факультет экономики и управления

Кафедра «Государственное управление и социология региона»







КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему «Особенности развития технопарков в РФ»

по дисциплине «Бизнес-планирование в государственном и муниципальном управлении»

Выполнила: Волкова А.В.

Проверил: Осташков А.В.




Пенза, 2014

Содержание

Введение

. Теоретические основы развития технопарков как инвестиционной инфраструктуры

.1 Сущность технопарка как объекта поддержки инвестиционной деятельности

.2 Роль государства в развитии технопарков

.3 Организационно-правовые основы деятельности технопарков

. Особенности функционирования технопарков в России

.1 История появления технопарков

.2 Основные отличия от иностранных технопарков

. Перспективы развития технопарков в России

.1 Технопарки Пензенской области

.2 Проблемы, связанные с развитием технопарков

.3 Пути развития технопарков

Заключение

Список использованных источников информации

Приложения

Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что основу эффективности национальной экономики современной России составляет наряду с природными и трудовыми ресурсами и научно-технический потенциал страны. Переход экономики в новое качественное состояние увеличил значимость инновационной деятельности, развития наукоемких производств, что в конечном счете является важнейшим фактором выхода из экономического кризиса и обеспечения условий для экономического роста.

В широком смысле слова инновационная деятельность - это момент жизнедеятельности обществ, включающий в себя социально-политические, экономические, общественные и другие факторы общественного развития.

В узком (специфически экономическом) смысле слова инновационная деятельность направлена на обеспечение нового уровня взаимодействия факторов производства, благодаря использованию новых научно-технических знаний.

Содержание инновационной деятельности в экономической сфере является создание и распространение новшеств в материальном производстве. Она представляет собой звено между научной и производственной сферой, в результате взаимосвязи которых, реализуются технико-экономические потребности общества.

Инновационную сферу от научной и производственной отличает наличие специфической маркетинговой функции, специфических методов финансирования, кредитования и методов правового регулирования, а также, что наиболее важно, особой системы мотивации инновационной деятельности. В конечном счете, эти методы предопределяются спецификой инновационного труда и кругооборота средств, получения экономического дохода и инновационного продукта.

В условиях экономической реформы, направленной на обеспечение стабилизации и перехода к экономическому росту, необходима разработка мероприятий для сохранения научно-технического потенциала, его развития и поддержки.

Для России сейчас особую значимость приобрело творческое использование опыта развитых стран по реализации мер государственной поддержки инновационных процессов в экономике, что в итоге позволит сформироваться отечественную систему стимулирования инновационной деятельности.

Сегодня только государство способно приостановить разрушение накопленного научно-технического потенциала в России, обеспечить необходимыми объемами инвестиций, с помощью государственных долгосрочных и краткосрочных программ.

У России сегодня нет более важной цели, чем усовершенствовать экономику, запустить производство, создав условия для эффективного инновационного процесса. Вот здесь мы непосредственно обращаемся к научной сфере. Идеи, возникающие в сфере науки должны очень быстро доходить до сферы производства и превращаться в товар. Мировой опыт показывает, что страны, желающие стать лидером в избранной области техники и технологии, начинают производить знания в данной области у себя дома. Дело в том, что необходимо иметь минимально короткий инновационный цикл (время от рождения идеи, знания до воплощения идеи в продукте), а ускорить инновационный цикл удается только за счет совместной работы ученых и технологов.

Таким образом, в нынешних условиях надо сделать ставку на ускоренное развитие малого предпринимательства, как на локомотив, который не только потащит за собой промышленное производство, но и быстро сформирует спрос на знания, производимые в России в сфере науки.

В этой связи очень интересен опыт и технопарков как одной из наиболее удачных форм интеграции науки и производства. В данной работе будет рассмотрен мировой опыт функционирования технопарков и сравнение их с особенностями становления этих зонтичных структур в России.

Объектом данного исследования являются технопарки России.

Предметом исследования является процесс функционирования и развития технопарков.

Цель работы - изучение особенностей функционирования и развития технопарков в России.

В соответствии с целью исследования необходимо решить следующие задачи:

·        рассмотреть сущность технопарка как объекта поддержки инвестиционной деятельности;

·        оценить роль государства в развитии технопарков;

·        проанализировать организационно-правовые основы деятельности технопарков;

·        изучить историю появления технопарков в РФ;

·        выявить основные отличия отечественных технопарков от иностранных;

·        рассмотреть проблемы, связанные с развитием технопарков;

·        проанализировать пути развития технопарков.

В процессе выполнения работы были определены основные тенденции развития технопарков, сформулированы основные достоинства и недостатки в функционировании российских технопарков, предложены пути улучшения функционирования технопарков.

1. Теоретические основы развития технопарков как инвестиционной инфраструктуры

1.1    Сущность технопарка как объекта поддержки инвестиционной деятельности

Технопарки - субъект научной и инновационной инфраструктуры, осуществляющий формирование условий, благоприятных для развития производства в научно-технической сфере при наличии оснащенной и экспериментальной базы и высокой концентрации квалифицированных кадров. Технопарки располагают специальной инфраструктурой (здания, сооружения, телекоммуникации); которая наряду с определенными налоговыми льготами предоставляется наукоемким фирмам.

Основными задачами создания технопарков являются:

·        превращение знаний и изобретений в технологии;

·        превращение технологий в коммерческий продукт;

·        передача технологий в промышленность через сектор малого наукоемкого предпринимательства;

·        формирование и рыночное становление наукоемких фирм;

·        поддержка предприятий в сфере наукоемкого бизнеса.

Технопарки позволяют сформировать ту экономическую среду, которая обеспечивает устойчивое развитие научно-технологического и производственного предпринимательства, создание новых малых и средних предприятий, разработку производство и поставку на отечественный и зарубежный рынки конкурентоспособной наукоемкой продукции.

Регион, способствуя созданию и развитию технопарков, получает возможность формирования и ускоренного развития научно-производственной и социальной инфраструктуры, привлечение в регион высококвалифицированных специалистов, поддержки и развития сектора экономики и, в связи с этим, создания новых рабочих мест.

Промышленным предприятиям предоставляется возможность в полной мере использовать потенциал научно-технического комплекса региона для повышения конкурентоспособности своей продукции, ускоренного внедрения новых технологий, целевого отбора выпускников, прошедших хорошую школу работы в малых инновационных предприятиях, рисковых фирмах.

Вузы и технологические НИИ получают возможность предоставить своим научным коллективам и отдельным ученым условия для завершения исследований и создания на их основе конкурентоспособной научно-технологической продукции. При этом формируется коллектив с участием автора идеи, разработчиков, аспирантов и студентов, которые в дальнейшем продолжают работать в этом направлении и на производстве.

Такие коллективы на практике овладевают навыками активной предпринимательской деятельности, которая осуществляется в условиях жесткой конкуренции в области производства наукоемкой продукции. Парки повышают престиж вуза, НИИ, их роль в развитии региона.

Интеллектуальный капитал и физическая инфраструктура университета служит определенным магнитом, притягивающим и поддерживающим интересы промышленности и предпринимательства, стремящихся получить доступ к ресурсам, имеющимся только в вузе (библиотеки, информационные возможности, исследовательские лаборатории, специальное оборудование, научные заделы, высококвалифицированные преподавательские и научные кадры).

Первый технопарк появился в США в 1949 году на базе Стэнфордского университета (штат Калифорния). Идея была проста: сдать участок университетской земли в аренду действующим компаниям для размещения там их научно-исследовательских подразделений, которые объединялись с комплексом условий для развития научных исследований и разработок в областях передовых технологий из университетских лабораторий и исследовательских групп. Десятилетний опыт работы этого технопарка, а также появившихся вслед за ним вузовских технопарков, был столь успешным, что, начиная с семидесятых годов, число технопарков начало стремительно расти.

Технопарк служит для развития наукоемких технологий, наукоемких фирм. Это своеобразная фабрика по производству средних и малых рисковых инновационных предприятий. Одна из важнейших функций технопарка - непрерывное формирование нового бизнеса и его поддержка.

Учредителями «научных парков» в первую очередь являются университеты, технические и иные вузы, научные и конструкторские учреждения. Их вклад в создание «научного парка» - научные идеи, фундаментальные знания, изобретения, научное консультирование, предоставление в распоряжение парка прилегающей территории, помещения, оборудования, библиотек и т.д.

Заинтересованы в создании технопарка и промышленные предприятия, которые используют его для решения технологических проблем, поддержания конкурентоспособности. Вкладом предприятий является финансовая и материальная поддержка.

Несмотря на сильные различия в экономических условиях разных стран имеется одна универсальная причина появления технопарков в государственных вузах.

Эта причина кроется в том, что для обеспечения наиболее благоприятных условий для развития вузы создают многоканальные системы финансирования своей деятельности.

Первой основной компонентой этой системы является государственное (федеральное) финансирование учебной и научной деятельности.

Вторая компонента - это пополнение бюджета вуза за счет ведения научных исследований - НИЧевская составляющая. Основной задачей НИЧ является организация научных исследований в различных областях науки и техники. Такое положение вещей было, есть и будет. Однако некоторые направления исследований получают столь мощное развитие, что требуют качественно новой экспериментальной или даже производственной базы.

Таким образом, эти направления перерастают рамки НИЧ и для своего дальнейшего развития требуют образования юридического лица - либо в форме НИИ, либо в форме УНЦ, либо в форме малого предприятия. Объединение подобных юридических лиц и создают технопарк.

Третья компонента - за счет ведения образовательной деятельности на коммерческой основе (коммерческий прием, различные образовательные услуги).

Четвертая компонента - за счет производственной деятельности технического вуза (технопарк).

Пятая - по международным связям, финансирования по международным программам, спонсорская помощь и так далее.

Основу деятельности технопарка составляет производственная деятельность. Для решения специфических задач, связанных с осуществлением этой деятельности создаются отдельные юридические лица - малые предприятия. Эти малые предприятия будучи изолированными друг от друга попадают в довольно сложную ситуацию, ибо они имеют весьма ограниченные финансовые, технические, кадровые и прочие возможности. По этой причине малые предприятия имеют тенденцию к образованию объединений, которые получили название - технологический парк или, сокращенно, технопарк. Итак, технопарк - это объединение малых вузовских фирм, имеющее целью создание общей системы экономико-правового обслуживания, технического обслуживания, а также общей системы инвестиций и общей системы ведения инновационной деятельности. Иными словами, технопарк - это дружественная среда, в которой обеспечивается высокая выживаемость малых вузовских фирм наукоемкого производства, благоприятные условия для их развития.

Технопарки - формы интеграции науки с промышленностью - относятся к разряду территориальных научно-промышленных комплексов.

В развитии технопарков четко прослеживаются два этапа: 60-е годы, когда возникло большинство «научных парков» на их «родине» - в США - и появились зачаточные их формы в западноевропейских странах - Великобритании, Франции, ФРГ. В 80-е годы, с начала которых стало формироваться «второе поколение» технопарков в США и Западной Европе, появились технопарки и в странах, где их раньше не было (Японии и других странах Дальнего Востока), многообразие «парков» пополнилось новыми их разновидностями.

Технопарки можно условно свести к трем моделям - американской (США, Великобритания), японской (Япония) и смешанной (Франция, ФРГ).

Американская модель

В США и Великобритании в настоящее время выделяются три типа «научных парков»:

а) «научные парки» в узком смысле слова;

б) «исследовательские парки», отличающиеся от первых тем, что в их рамках новшества разрабатываются только до стадии технического прототипа;

в) «инкубаторы» (в США) и инновационные центры (в Великобритании и Западной Европе), в рамках которых университеты «дают приют» вновь возникающим компаниям, предоставляя им за относительно умеренную арендную плату землю, помещения, доступ к лабораторному оборудованию и услугам.

Крупнейший из «научных парков» США - Стэнфордский. Он расположен на землях университета, сдаваемых в аренду сроком на 51 год «высокотехнологичным» компаниям, взаимодействующим с университетом: в последнем преподает много инженеров-исследователей. Парк был объявлен заполненным в 1981 году - 80 компаний и 26 тысяч занятых. Среди компаний - три главных учреждения геологической службы США, гиганты электроники (IBM, Hewlett Packard), аэрокосмические компании («Локхид»), химические и биотехнологические.

Типичный пример «исследовательского парка», в котором на землях университета находятся не предприятия и лаборатории собственно промышленных компаний, а исследовательские институты некоммерческого характера, тесно связанные с промышленностью, - Центр Иллинойского Технологического Института (ИТИ), частный исследовательский центр США с бюджетом около 68 млн. долларов в год.

«Идеальный» тип исследовательского парка представляет собой старейший «научный парк» Шотландии - Хериот-Уоттский: это единственный «научный парк» в Европе, в котором разрешено только проведение научно-исследовательских работ и запрещено массовое производство.

С начала 80-х годов в западноевропейских странах получила распространение новая для этих стран разновидность технопарков, ориентированная на нужды мелких «высокотехнологичных» предприятий, - инновационные центры, сходные с американскими «инкубаторами». Их задача - соединять идеи и изобретения с капиталом и предпринимателями, привлекать общественные и частные фонды, чтобы обеспечить «стартовый период» новым внедренческим компаниям.

Функции инновационных центров охватывают различные стадии инновационного процесса, в особенности стимулирование перехода от экспериментального производства к коммерческому освоению новой продукции. Для этого не всегда требуется создание новых компаний. Часто инновационные центры оказывают исследователям-предпринимателям помощь в продаже лицензии на новый продукт уже действующим производителям.

Ряд инновационных центров находятся в ведении местных властей, а более крупные входят в Европейскую сеть с базой в Брюсселе. Она объединяет около 40 инновационных центров. Связывая инновационные центры разных стран, Европейская сеть облегчает фирмам межстрановую торговлю технологиями.

Японская модель «научных парков», в отличие от американской, предполагает строительство совершенно новых городов - так называемых «технополисов», сосредотачивающих научные исследования в передовых и пионерных отраслях и наукоемкое промышленное производство. Проект «Технополис» - проект создания технополисов - был принят к реализации в 1982 году.

В качестве создания «технополисов» избрано 19 зон равномерно разбросанных по четырем островам. Все «технополисы» должны удовлетворять следующим критериям:

·        быть расположенным не далее, чем в 30 минутах езды от своих «городов-родителей» (с населением не менее 200 тысяч человек) и в пределах 1 дня езды от Токио, Нагои или Осаки;

·        занимать площадь меньшую или равную 500 квадратным милям;

·        иметь сбалансированный набор современных научно-промышленных комплексов, университетов и исследовательских институтов в сочетании с удобными для жизни районами, оснащенной культурной и рекреационной инфраструктурой;

·        быть расположенными в живописных районах и гармонировать с местными традициями и природными условиями.

В 35 милях к северо-востоку от Токио расположен «город мозгов» - Цукуба. В нем живет 11500 человек, работающих в 50 государственных исследовательских институтах и 2 университетах. В Цукубе находятся 30 из 98 ведущих государственных исследовательских лабораторий Японии, что делает этот городок одним из крупнейших научных центров мира. В отличие от «технополисов», главная цель которых - коммерциализация результатов научных изысканий, предполагающая специализацию на прикладных исследовательских работах, Цукуба - город фундаментальных исследований, и роль частного сектора в ней невелика.

Строительство «технополисов» финансируется на региональном уровне - за счет местных налогов и взносов корпораций. «Ядром» ряда «технополисов» (Хиросимы, Убе, Кагосимы) является строительство «научных городков» типа Цукубы. Некоторые довольствуются расширением научных и инженерных факультетов местных университетов. Большинство «технополисов» создают центры «пограничной технологии» - инкубаторы совместных исследований и венчурного бизнеса.

Примером смешанной модели «научных парков», ориентированной и на японскую, и на американскую, могут служить «научные парки Франции, в частности, крупнейший из них «София Антиполис» (расположен на Ривьере, на площади свыше 2000 га; к середине 80-х годов земля была продана компаниям и исследовательским организациям; максимальное предусмотренное число занятых - около 6 тысяч человек).

.2      Роль государства в развитии технопарков

марта 2006 года Правительство РФ утвердило комплексную программу «Создание в РФ технопарков в сфере высоких технологий», предусматривающую общее государственное финансирование строительства сети технопарков в 14 регионах РФ в объеме до 29 млрд. рублей (свыше $1,1 млрд. долларов США в ценах 2006 года) с 2006 по 2014 годы. Предполагалось, что федерация и регионы на паритетной основе профинансируют создание инженерной инфраструктуры на государственных земельных участках, после чего передадут их для возведения объектов технопарков частным инвесторам.

В результате реализации Программы к 2014 году предполагали создать технопарки в сфере высоких технологий, обладающие развитой инженерной, транспортной, социальной, производственной и жилой инфраструктурой.

В состав технопарка должны были войти следующие объекты:

·        офисные помещения,

·        бизнес-инкубаторы,

·        центры коллективного пользования,

·        лабораторные помещения,

·        складские комплексы,

·        арендное жилье (апартаменты),

·        постоянное жилье,

·        гостиницы,

·        школы и детские сады,

·        медицинские учреждения,

·        торговые комплексы и развлекательные центры, центры общественного питания, спортивные сооружения.

График создания каждого технопарка должен был определяться отдельно, однако основные блоки можно было выделить для программы в целом:

·        2006-2008 год - подготовка проектной и разрешительной документации, уточнения бизнес-планов по каждому объекту;

·        2008 год - развертывание организационно-правовой инфраструктуры программы;

·        2009-2010 год - строительство объектов инфраструктуры на отобранных участках;

·        2009 год - заключение соглашений с якорными инвесторами и резидентами;

·        2010-2014 год - строительство объектов технопарков.

В результате реализации Программы предполагается создать технопарки в сфере высоких технологий, обладающие развитой инженерной, транспортной, производственной и иной инфраструктурой. При этом созданные в рамках реализации Программы технопарки в сфере высоких технологий будут обеспечивать решение задач модернизации и развития российской экономики по приоритетным направлениям.

Реализация Программы приведет к увеличению поступления налогов в бюджеты всех уровней, положительно повлияет на обеспечение высоких и устойчивых темпов развития высокотехнологичных отраслей экономики, что в свою очередь будет способствовать повышению производительности труда во всех отраслях экономики, а также эффективности использования человеческих и материальных ресурсов.

.3      Организационно-правовые основы деятельности технопарков

Распоряжением Правительства РФ от 10 марта 2006 года №328-р определены ключевые министерства Правительства РФ, отвечающие за реализацию комплексной программы «Создание в РФ технопарков в сфере высоких технологий». К ним относятся:

·        Министерство связи и массовых коммуникаций РФ - Министр Никифоров Николай Анатольевич;

·        Министерство образования и науки РФ - Министр Ливанов Дмитрий Викторович;

·        Министерство финансов РФ - Министр Силуанов Антон Германович;

·        Министерство экономического развития РФ - Министр Улюкаев Алексей Валентинович.

Решение об оказании государственной поддержки созданию технопарков в сфере высоких технологий в каждом конкретном случае принимается на основании акта Правительства Российской Федерации, которым также устанавливаются условия использования бюджетных средств и порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственная поддержка носит адресный характер и не подменяет рыночные механизмы развития высокотехнологичных отраслей экономики.

Технопарки в сфере высоких технологий в 2006 - 2014 годах были созданы и развиваются на территориях Республики Мордовия, Республики Татарстан, Калужской, Кемеровской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Пензенской, Самарской, Свердловской, Тамбовской и Тюменской областей, гг. Санкт-Петербурга и Москвы. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в рамках своих полномочий обеспечивают решение земельных и социальных вопросов.

Финансовое обеспечение строительства необходимых офисных зданий, производственных помещений, объектов инженерной, транспортной, жилой и социальной инфраструктуры технопарков в сфере высоких технологий осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней в рамках федеральных и региональных программ и внебюджетных источников.

Средства международных финансово-кредитных организаций на указанные цели могут привлекаться в установленном порядке.

Финансовое обеспечение деятельности бюджетных организаций, расположенных на территории технопарков в сфере высоких технологий, осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В целях обеспечения взаимодействия заинтересованных участников процесса создания, функционирования и развития технопарков в сфере высоких технологий Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 20 марта 2009 года №47 была образована Межведомственная комиссия по координации деятельности по созданию, функционированию и развитию технопарков в сфере высоких технологий.

Межведомственная комиссия по координации деятельности по созданию, функционированию и развитию технопарков в сфере высоких технологий является координационным органом, образованным в целях обеспечения функционирования технопарков в сфере высоких технологий и согласования действий Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам реализации государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий».

Основными задачами Комиссии являются:

·        участие в подготовке предложений по совершенствованию нормативного правового регулирования в области функционирования и развития технопарков в сфере высоких технологий;

·        участие в осуществлении в соответствии с возложенными задачами в пределах компетенции Комиссии мониторинга реализации решений Комиссии по вопросам реализации Программы.

ü  разработка предложений по вопросам:

·        реализации Программы;

·        обеспечения эффективности создания, функционирования и развития технопарков в сфере высоких технологий, а также создания благоприятных условий деятельности компаний-резидентов технопарков в сфере высоких технологий и организаций, выступающих инвесторами технопарков в сфере высоких технологий;

·        финансирования создания, функционирования и развития технопарков в сфере высоких технологий;

·        формирования системы управления технопарками в сфере высоких технологий;

·        обеспечения контроля за расходованием бюджетных средств и внебюджетных инвестиций, направляемых на создание, функционирование и развитие технопарков в сфере высоких технологий;

·        содействия реализации программ развития малого и среднего предпринимательства на территории технопарков в сфере высоких технологий; информационного обеспечения реализации Программы;

·        развития международного сотрудничества в сфере высоких технологий.

·        определение порядка выбора управляющей компании, перечня ее функций и полномочий, а также порядка и условий взаимодействия с организациями, участвующими в создании объектов технопарков в сфере высоких технологий, и компаниями, расположенными на территории технопарка в сфере высоких технологий.

·        установление принципов дифференцированного подхода к определению стоимости объектов технопарка в сфере высоких технологий (земельных участков и/или нежилых помещений) для организаций, расположенных на территории технопарка в сфере высоких технологий, обеспечивающих доступность для них инфраструктуры технопарка в сфере высоких технологий.

·        организация проведения конференций, семинаров, лекций и других публичных мероприятий, необходимых для достижения практического взаимодействия между всеми участниками процесса создания, функционирования и развития технопарков в сфере высоких технологий

2. Особенности функционирования технопарков в России

2.1 Становление и развитие технопарков

В России формирование первой волны технопарков началось в конце 1980-х - начале 1990-х гг. Большая их часть была организована в высшей школе. Эти технопарки не имели развитой инфраструктуры, недвижимости, подготовленных команд менеджеров. Они, как правило, создавались в качестве структурного подразделения вуза и не были реально действующими организациями, которые инициируют, создают и поддерживают малые инновационные предприятия. В единичных случаях технопарки были образованы в форме ЗАО, которая дает возможность осуществлять гибкое управление при относительной независимости от базовой организации. Российские технопарки, за редкими исключениями, не выполняют функций инкубатора, а служат в первую очередь своеобразными «площадками безопасности», ограждающими находящиеся в них предприятия от агрессивной внешней среды. Сроки пребывания малых фирм в технопарке не ограничены и составляют в среднем около 10 лет (при международном стандарте в 2-3 года).

Первый технопарк в Российской Федерации был создан в 1990 г. - «Томский научно-технологический парк». Затем их образование резко ускорилось: 1990 г. - 2 технопарка, 1991 г. - 8, 1999 г. - 24, 2003 г. - 43. По состоянию на 2014 в РФ создано около 80 технопарков, преимущественно при вузах.

Однако реально действующих технопарков значительно меньше: так, в 2000 г. была проведена аккредитация, которую сумели пройти около 30 технопарков. И только чуть более десяти из них были признаны отвечающими международным стандартам. Оценка технопарков проводилась по таким критериям, как степень связи технопарка и университета, уровень вовлеченности студентов, число созданных и реализованных на промышленных предприятиях технологий, степень заинтересованности региона, промышленности и населения в работе технопарка, и по ряду других.

Столь небольшое число реально работающих технопарков, выявленное по итогам аккредитации, объясняется тем, что при создании технопарков не использовались рыночные подходы. Большинство из них организовывалось с единственной целью - получить дополнительные бюджетные средства под новую структуру. В то же время и со стороны государства не проводилось какой-либо первоначальной селективной политики по заданным критериям: в частности, не делалось приблизительного расчета окупаемости проектов.

Более успешен опыт создания технопарков не при образовательных учреждениях, а при промышленных предприятиях. В процессе реструктуризации производств крупный бизнес создает целые кластеры малых и средних компаний, которые используют инфраструктуру основного предприятия и сосуществуют с ним в рамках симбиоза, выступая как поставщики и подрядчики. Помимо этого, они начинают поставлять продукцию на другие предприятия. Тем самым создаются устойчивые индустриальные сети. Наибольших успехов в кластеризации добилась отрасль машиностроения (ОМЗ, Мотовилихинские заводы, КАМАЗ, АвтоВАЗ). По состоянию на 2014 год в России созданы и функционируют следующие технопарки:

Таблица 1 - Технопарки, функционирующие в РФ.

 Г. Москва

Технопарк ООО «Экополис»;

Биологическое приборостроение; Биология клетки;  Микробиология;  Экспериментальная биофизика;  Биотехнологии;  Применение математики в биологии.


ОАО «Технопарк-Зеленоград»;

разработки экологически чистых источников энергии; разработки в области мониторинга окружающей среды; новые материалы; микроэлектроника; оптоэлектроника и лазерные технологии; информационные технологии; развитие современных безотходных технологий; разработки диагностической и лечебной медицинской аппаратуры.


ГУП «Стройэкспром»;

Сформированная и реализуемая концепция создания на территории Технополиса ряда технологических кластеров, включая кластер микроэлектроники, биотехнологический и IT кластер


Казенное предприятие г. Москвы «Технопарк Строгино»;

Деятельность технопарка осуществляется во взаимодействии с Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, Департаментом городского имущества г. Москвы, Префектурой СЗАО г. Москвы, организациями инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и другими органами исполнительной власти города Москвы.


ОАО «Технопарк Слава»;

биомедицинские технологии, фармакология, медицинская техника и материалы; энергосбережение, энергоэффективность, энергобезопасность нанотехнологии и наноматериалы мехатроника и робототехника аналитическое оборудование и аппаратура контроля информационные и коммуникационные технологии

   Инновационный центр «Сколково».    В составе технопарка 5 кластеров:  ИТ <#"822112.files/image001.jpg">

Рисунок 1 - География расположения технопарков в европейской части России.

Рисунок 2 - География расположения технопарков в ПФО

.2 Основное отличие от иностранных технопарков

Технопарки по своей идее, как они были задуманы около полувека назад, и по тому, как они сейчас наиболее быстрыми темпами развиваются в США (где технопарков больше всего - около 150), - это совсем не то, что делается у нас. В отличие от нашей практики, где технопарки являются, в сущности, еще одним факультетом вуза или лабораторией завода, призванной лишь способствовать внедрению разработок своих специалистов, на Западе они имеют значительную свободу от учредителей, не навязывающих технопаркам не только конкретных клиентов, но даже и направления работы. Европейские и американские технопарки руководствуются теми же принципами, что и любая самостоятельная коммерческая фирма, - экономической эффективностью. И выбирают клиентов соответственно. Если российская практика не выйдет за свои нынешние узкие рамки структур, лишь обслуживающих потребности учредителей, то наши перспективы в этом смысле представляются достаточно скромными. В этом можно убедиться, если посмотреть на динамику развития отечественных технопарков - она значительно уступает западным темпам.

В Финляндии, например, уже 7 технопарков, несколько отличающихся друг от друга, но сходных в главном - они самостоятельны в своей работе. Самый большой - технопарк в Тампере. Аналогичного в России пока нет и в ближайшем будущем не предвидится. Хотя по возрасту он сравним с нашими, но по мощи и перспективам далеко превосходит последние. Даже в условиях тяжелого экономического кризиса, который имеет сейчас место в Финляндии, его можно отнести к немногочисленному разряду вполне благополучных, если даже не процветающих, предприятий. Секрет успеха - в независимости от «отцов».

Технопарк в Тампере был учрежден университетом и научно-технологическим центром. Он получил от них территорию (практически даром - земля в Финляндии очень дорогая) и на первоначальном этапе пользовался всеми льготами, предоставляемыми государством для вузов. Но в своей работе технопарк в Тампере совершенно самостоятелен, как, впрочем, и все другие наиболее процветающие западные технопарки. Являясь мощной самостоятельной структурой, он напрямую (а не через учредителей, как у нас) связан с инвесторами, банками и промышленными предприятиями.

В Петербурге есть несколько технопарков, организованных при крупных вузах. Такое происхождение нормально и естественно. Плохо то, что они не имеют своего юридического лица, не имеют права приглашать по контракту в качестве клиентов людей с улицы. Даже в лучших технопарках, таких, как, например, технопарк Электротехнического университета (бывший ЛЭТИ), все клиенты - это профессора, доценты, завлабы этого же вуза, который посредством технопарка пытается помочь им реализовать свои замечательные идеи. Благородная сама по себе, эта установка ограничивает технопарк в маневре, сильно сдерживает его развитие. Если это еще можно было понять в первые год - два, на раннем этапе, в период становления, то в перспективе такая политика представляется ошибочной. Администрация технопарков должна иметь возможность выбирать себе клиента, исходя из проекта его бизнес-плана. По прогнозам, если наши технопарки не выйдут из своего нынешнего полуэмбрионального состояния, то по завершении государственной программы поддержки технопарков, они, скорее всего, отомрут.

3. Перспективы развития технопарков в России

3.1 Технопарки Пензенской области

На уровне Пензенской области за реализацию комплексной программы «Создание в РФ технопарков в сфере высоких технологий» отвечают следующие министерства и ведомства:

·        Министерство экономики Пензенской области - Министр Сафонова Олеся Николаевна;

·        Министерство инвестиционного развития и предпринимательства Пензенской области - Министр Костин Алексей Владимирович;

·        Министерство финансов Пензенской области - Министр Финогеева Любовь Михайловна;

·        Управление инновационной политики и специальных проектов Правительства Пензенской области - Начальник Удалов Павел Анатольевич.

По состоянию на 2014 год в Пензенской области созданы и успешно функционируют 2 технопарка в сфере высоких технологий - «Яблочков» и «Рамеев».

Технопарк «Яблочков» в Пензенской области - это:

·        Комплекс объектов недвижимости, созданный для осуществления деятельности в сфере высоких технологий, состоящий из офисных зданий, лабораторных и производственных помещений, объектов инженерной, транспортной, жилой и социальной инфраструктуры.

Специализация Технопарка - информационные технологии, точное приборостроение, материаловедение.

Структура технопарка, включающая малые инновационные предприятия, созданные с участием ВУЗов, а также выросшие в региональных бизнес-инкубаторах, соединит в себе несколько научно-производственных направлений, традиционно развивающихся в г. Пензе.

·              Инфраструктура, соответствующая международным стандартам.

В ходе реализации проекта произведена реконструкция здания Технопарка, в том числе лабораторных и опытно-производственных помещений, офисных помещений, выставочного и конференц-зала.

·              Интеграция субъектов среднего, малого инновационного бизнеса и науки.

В Технопарке будут представлены все участники инновационного цикла - от идеи до производства, что позволит повысить эффективность инновационного процесса.

·              Широкий спектр услуг, способствующих наращиванию и реализации инновационного потенциала.

Резидентам Технопарка будет предоставлен широкий спектр услуг, прямо и косвенно способствующих развитию их инновационного потенциала.

Цель проекта «Яблочков» - создание благоприятных условий для развития малых и средних предприятий, занимающихся разработкой и внедрением научных разработок и инновационных проектов.

Соответствие самым высоким стандартам качества площадей, создаваемых на территории Технопарка, повысит его привлекательность для резидентов.

Концептуальными целями создания Технопарка «Яблочков» являются:

·        создание инновационной научно-производственной структуры, способствующей эффективной реализации и наращиванию инновационного потенциала региона;

·        развитие высокотехнологичного технико-информационного кластера Пензенской области, в котором Технопарк будет играть роль связующего звена между бизнес-инкубаторами, ВУЗами, малыми и средними инновационными компаниями;

·        создание оптимальных условий для развития малых и средних компаний в сфере высоких технологий;

·        развитие кадрового потенциала в научно-технических отраслях;

·        обеспечение ускоренного развития высокотехнологичных предприятий региона.

Достижение поставленных целей обеспечивается посредством активной работы по двум направлениям:

. Создание в Технопарке всех необходимых условий для реализации инновационного потенциала и коммерциализации инноваций. Для этого резидентам будет обеспечен доступ к наиболее актуальным инновационным услугам: пользование высокотехнологичным оборудованием, организация инновационных выставок, венчурных ярмарок, взаимодействие с учреждениями образования, предоставление комплекса консалтинговых услуг;

. Обеспечение растущего спроса на инновации со стороны успешных компаний по направлениям отраслевой специализации технопарка. Это станет результатом размещения и взаимодействия в Технопарке компаний, работающих в сфере информационных технологий, нано- и микроэлектроники.

·              на участке расположено отдельно стоящее административно-производственное здание (после реконструкции и капитального ремонта площадь здания составила 4 990,8 кв.м).

·              здание обладает хорошей транспортной доступностью, позволяющей добраться до него из любой точки города. Имеется разветвленная сеть автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, рядом с участком развита инфраструктура общественного транспорта;

·              на расстоянии 5 км проходит трасса федерального значения М5;

·              вблизи расположен центральный железнодорожный транспортный узел области - станция «Пенза I», автовокзал города;

·              на расстоянии 5 км находится Пензенский аэропорт.

Таблица 2 - Инфраструктура технопарка «Яблочков»

Объект технопарка

Площадь,  кв. м.

Общая характеристика

Офисные помещения

878,3

Офисные помещения класса В. Современные дизайн и отделка.

Лабораторные и производственные помещения

1117,3

Наличие оборудования для проведения моделирования и научно-исследовательских работ. Наличие испытательного оборудования.

Выставочный и конференц-зал, служебные площади, инженерная инфраструктура

2995,2

Выставочный и конференц-комплексы предоставляют возможность проведения мероприятий различного масштаба.

ИТОГО

4 990,8

 


На площадях технопарка размещены следующие лаборатории и центры:  ИТ - направление:

. Лаборатория разработки цифровых устройств обработки сигналов - предназначена для разработки встроенного ПО микропроцессоров цифровой обработки сигналов различного класса. Позволит отказаться от услуг иностранных производителей по изготовлению опытных образцов (малых серий) компонентов и узлов радиоэлектронной аппаратуры (РЭА).

. Лаборатория анализа сигналов - предназначена для разработки и настройки электронных устройств по анализу протоколов для основных и вновь разрабатываемых стандартов цифровой передачи данных по телекоммуникационным каналам связи. В своем составе будет содержать аппаратуру, позволяющую захватывать и анализировать протоколы SATA, SAS, PCI Express, которые широко используются в вычислительных системах.

. Лаборатория мониторинга энергоэффективности объектов ЖКХ и бюджетной сферы - ориентирована на разработку и создание новых моделей коммуникационных устройств (контроллеров) для объектов ЖКХ, разработку программно-технического комплекса диспетчеризации (мониторинга) энергопотребления с распределенных объектов учета ЖКХ. В результате функционирования лаборатории снизится энергопотребление не менее чем на 10%.

. Лаборатория схемотехнического и твердотельного моделирования - ориентирована на автоматизацию проектирования и испытаний на устойчивость к воздействию эксплуатационных факторов механических и электромеханических компонентов РЭА, включая изделия микросистемной техники. Специализированные программы позволят производить статистическую обработку массивов данных, отслеживать тенденции изменения параметров и принимать технологические решения.

Приборостроение:

. Лаборатория прототипирования - ориентирована на получение деталей и сборочных единиц методом прототипирования и литья химически отверждаемых полиуретанов в силиконовые формы, проверку размеров деталей сложной конструкции и создания 3D-моделей с имеющихся образцов, получение фотошаблонов прототипов печатных класса 5 и выше, испытание РЭА на выполнение требований по вибропрочности и виброустойчивости.

. Лаборатория испытаний, электромагнитной совместимости, контрольных измерений - лабораторные испытания качества монтажа печатных плат, контроль и тестирование разработанных и созданных опытных образцов радиоэлектронной аппаратуры (РЭА) на выполнение требований по устойчивости к воздействию соляного, морского тумана, повышенной (пониженной) температуры, измерение уровня электромагнитного излучения от РЭА, обеспечение электромагнитной совместимости радиоэлектронных устройств.

. Лаборатория поверхностного монтажа - позволит осуществлять монтаж печатных узлов (плат) на современном высокопроизводительном оборудовании для малых инновационных предприятий региона. Лаборатория также будет использоваться как учебная база для освоения навыков поверхностного монтажа для начинающих предпринимателей.

Материаловедение:

. Лаборатория механических испытаний и механический участок - предназначены для проведения испытаний новых материалов (металлов) на прочность путем деформации, разрыва сварочных поверхностей. Программно-управляемый вертикальный пятикоординатный обрабатывающий станок предназначен для комплексной обработки деталей.

.Лаборатория неразрушающих методов контроля - предназначена для проведения исследований и неразрушающего контроля качества материалов, сварочных соединений, деталей машин и механизмов, узлов технологического оборудования методами визуального и измерительного, магнитопорошкового контроля, ультразвуковой, радиографической и вихрепотоковой дефектоскопии.

В 2010 году Министерством экономического развития Российской Федерации принято положительное решение о софинансировании строительно-монтажных работ проекта технопарка в рамках мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства. Заключено Соглашение между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Пензенской области о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Пензенской области на софинансирование мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства на создание и развитие технопарков.

Общий объем финансирования в 2010 году составил 117,5 млн.рублей, из них: 94 млн.рублей из средств федерального бюджета, 23,5 млн.рублей из средств областного бюджета.

В апреле 2011 года завершены строительно-монтажные работы по реконструкции здания по ул. Дружбы,6 для создания технопарка.

В 2011 году Министерством экономического развития Российской Федерации по итогам конкурсного отбора субъектов Российской Федерации с целью предоставления субсидий из федерального бюджета на оснащение технологическим оборудованием технопарка «Яблочков» выделено 184 100 тыс.рублей. Из областного бюджета выделено 46 025 тыс.рублей. Общий объем финансирования в 2011 году составил 230 125 тыс.рублей.

В 2012 году технопарк полностью оснащен технологическим оборудованием и мебелью.

июня 2012 состоялось официальное открытие технопарка «Яблочков».

Резидентами технопарка являются малые и средние инновационные компании, осуществляющие свою деятельность в сфере высоких технологий, и прошедшие конкурсный отбор Резидентами технопарка осуществляются работы по полному циклу создания высокотехнологичной продукции:

·        исследования свойств новых синтезируемых материалов;

·        построение на их основе нового класса электронной компонентной базы;

·        создание с использованием новой электронной компонентной базы изделий точного приборостроения;

·        разработка программного обеспечения для функционирования изделий.

Технопарк высоких технологий «Рамеев» в Пензенской области - это:

·              Структурное объединение, юридически самостоятельных малых и средних инновационных предприятий, разрабатывающих и производящих конкурентоспособные импортозамещающие высокотехнологичные изделия и программные продукты.

Специализация ТВТ в Пензенской области - разработка и производство телекоммуникационного оборудования, программного обеспечения, высокотехнологичных изделий, как с целью замещения аналогичной импортной продукции, так и экспорта ее за пределы России.

·              Инфраструктура, соответствующая международным стандартам.

В ходе реализации проекта будут созданы инженерная инфраструктура, хозяйственно-административный центр, лабораторные, опытно-производственные, офисные помещения, конференц-зал, бизнес-инкубатор, участок для изготовления макетных образцов, центр сертификации и менеджмента качества и др.

·              Интеграция субъектов среднего, малого инновационного бизнеса и науки.

В ТВТ будут представлены все участники инновационного цикла - от идеи до производства, что позволит повысить эффективность инновационного процесса.

Одним из стратегических приоритетов социально-экономического развития Пензенской области является развитие инноваций, малого и среднего инновационного бизнеса.

Цель проекта - создание инновационной научно-производственной структуры, способной:

·        сформировать условий для развития высокотехнологичного кластера в Пензенской области, в котором технопарк будет играть роль связующего звена между малыми, крупными компаниями, ВУЗами и НИИ;

·        составить достойную конкуренцию зарубежным корпорациям и снизить зависимость отечественной высокотехнологичной медицины от импортных расходных материалов за счет создания эффективной организационной структуры ТВТ, где будет обеспечено поддержание единой системы менеджмента качества, сертифицированной в соответствии с Международными стандартами.

Основными направлениями специализации технопарка являются информационные технологии и производство изделий медицинского назначения.

. Информационные технологии.

Пензенский регион традиционно является одним из российских национальных центров по созданию технических средств, обеспечивающих информационную безопасность. Многие предприятия региона специализируются на производстве радиоэлектронной аппаратуры и элементной базы, средств связи и вычислительной техники, выпуске приборов криптографической защиты информации автоматизированных систем управления и их электронных компонентов. Большинство производств обладают уникальными технологиями, градуировочным оборудованием, специальными испытательными базами, осуществляют разработку, сертификацию и производство соответствующих средств.

. Высокотехнологичные медицинские изделия.

В настоящее время доля медицинской продукции отечественного производства на рынке составляет менее 25%. Российский рынок медицинской продукции составиляет около 400 млрд. рублей. На закупку импортной продукции было затрачено примерно 300 млрд. рублей или около 10 млрд. долларов США. Необходимо отметить, что около 50% лекарственных средств и более 90% медицинских изделий закупаются за счет бюджетных средств. Таким образом, средства Федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, выделяемые на социальные нужды, выводятся из государственного финансового оборота и уходят на поддержку зарубежных производителей. Еще более сложная ситуация в сфере высокотехнологичной медицинской продукции где доля отечественных продуктов составляет около одного процента. Созданные и вновь создаваемые федеральные центры высокотехнологичной помощи населению вынуждены из-за отсутствия отечественных конкурентоспособных продуктов тратить бюджетные средства на приобретение импортных медицинских изделий.

Рисунок 3 - Разработка и производство высокотехнологичных изделий медицинского назначения

Потенциал только медицинского рынка для изделий планируемых к производству резидентами ТВТ составляет около 20 млрд. рублей. Появление на рынке конкурентоспособной продукции предприятий ТВТ позволит разрушить монополизацию отечественного медицинского рынка иностранными корпорациями. В результате произойдет снижение цен на медицинские расходные материалы и сократятся затраты бюджета на их закупку.

Использование разработок резидентов работающих в сфере информационных технологий и производстве телекоммуникационного оборудования в медицинской технике позволит получить продукцию, отличающуюся новыми высокими потребительскими свойствами.

Наличие значительного научно-производственного потенциала, квалифицированных кадров и отлаженной системы их подготовки, региональной законодательной базы для развития инновационной деятельности, а также выгодное географическое положение и динамично развивающаяся инновационная инфраструктура создают все предпосылки для создания на территории Пензенской области современного технопарка в сфере высоких технологий.

Территориально технопарк расположен на земельном участке площадью 6,785 га, находящемся недалеко от центра Пензы.

Необходимо выделить следующие основные преимущества расположения Технопарка высоких технологий на данной площадке.

Инфраструктурные преимущества:

·        обладает хорошей транспортной доступностью, позволяющей добраться до него из любой точки города. Имеется разветвленная сеть автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, рядом с участком развита инфраструктура общественного транспорта;

·        вблизи расположен Пензенский аэропорт;

·        высокая степень телефонизации района, обеспеченность каналами доступа к сети Интернет.

Резиденты технопарка - малые и средние инновационные компании.

Якорные резиденты технопарка:

·        ФГУП «Научно-технический центр «Атлас» (ФГУП «НТЦ «Атлас») (Пензенский филиал) - разработка и производство средств криптографической защиты информации, телекоммуникационного оборудования для сетей специальной связи государственных органов, финансово-кредитных структур, предприятий и организаций любой формы собственности, с выполнением полного цикла работ по обеспечению информационной безопасности.

·        Научно-производственное предприятие «МедИнж» - разработка и производство высокотехнологичных и высококачественных медицинских изделий, в частности, искусственного клапана сердца Мединж-2. Предприятие основано в 1994 году в городе Пензе. В настоящее время почти 70 процентов имплантируемых искусственных клапанов в России и странах СНГ производится ЗАО НПП "МедИнж". Экспорт продукции осуществляется в 17 стран мира. Клапаны Мединж-2 обладают качеством мирового уровня. Это подтверждено патентами России, США и Европейским патентом. Ведется работа над получением международного сертификата качества ISO 9000 и знака соответствия СЕ. Благодаря своему высокому качеству искусственные клапаны сердца, произведенные НПП «МедИнж», стали первым Российским изделием, получившим Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе, а также вошли в число «100 лучших товаров России».

Управление технопарком осуществляет управляющая компания ОАО «Технопарк ВТ». Основными направлениями ее деятельности является оказание широкого спектра услуг резидентам технопарка прямо и косвенно способствующих развитию их инновационного потенциала. Это услуги:

·              Административно-хозяйственные (управление недвижимостью): обслуживание и ремонт зданий и помещений; размещение и перемещение резидентов; уборка помещений и территории, благоустройство территории; обеспечение безопасности и прочие;

·              Ресурсообеспечение: энергообеспечение, телекоммуникационные услуги, материально-техническое снабжение, склады материалов и готовой продукции, транспорт;

·              Информационные и образовательные: информационные услуги; обучение персонала; проведение выставок, конференций и прочие;

·              Бизнес-услуги: юридические услуги; бухгалтерские услуги; банковские и финансовые услуги; страхование; маркетинговая служба; кадровые услуги; телекоммуникации и прочие;

·              Социальные и бытовые услуги: организация питания и прочие.

Для достижения экономической эффективности работы в структуре ТВТ предусмотрено наличие предприятий двух типов: сервисные и научно-производственные.

Каждое научно-производственное предприятие осуществляет разработку и выпуск специфической продукции. Сервисные предприятия берут на себя выполнение таких услуг, как содержание и ремонт помещений и оборудования, обеспечение работы инфраструктуры и производственной среды, маркетинговые исследования и т.д. Такая модель позволяет существенно сократить численность обслуживающего персонала резидентов технопарка, сократить издержки малых инновационных компаний. В перспективе это позволит проводить расширение ТВТ без изменений общей структуры в минимальные сроки и с минимальными затратами.

.2 Проблемы, связанные с развитием технопарков

Технопарки могут быть эффективной формой организации индустрии высоких технологий. Это подтверждает многолетний зарубежный опыт. В Индии, Китае, Европе и США технопарки существуют не одно десятилетие. Хотя они отличаются друг от друга, у них есть и общие черты: отдельная территория с хорошей инфраструктурой и особые правила ведения бизнеса. Это касается таможенных пошлин, налоговых сборов, операций с валютой, порядка создания и регистрации фирм. Плюс льготные цены на аренду и покупку офисов и производственных помещений. При удачном стечении обстоятельств такие образования могут дать дополнительный эффект и за счет взаимодействия участников.

О том, что технопарки нужны в России, заговорили давно, более пятнадцати лет назад. Они даже появились, но оказались скорее не технопарками, а «инкубаторами». Характерный пример такого образования - Научный парк МГУ. В целом этот проект стал успешным. Но идея «инкубатора» в том, чтобы создать льготные условия для молодых, только возникших бизнесов, дать им возможность набраться сил для независимого существования. Оперившиеся «птенцы» должны покидать инкубатор и освобождать место для следующего поколения новичков. На самом деле этого не происходит. Многие из числа первых питомцев парка до сих пор там и остаются. Конечно, ротация есть, но освободившиеся места заполняются в основном по знакомству, а не на основе открытого конкурса. Подобные «инкубаторы» появились и в других городах, обычно тоже по соседству с крупными вузами или институтами, но заметного импульса к развитию высокотехнологичного бизнеса не дали. Скорее, они превратились в офисные центры с умеренной арендной платой и некими обязательствами по отношению к приютившему их вузу. Кроме того, все технопарки имеют естественные ограничения по площади, так как размещены на территории других организаций и не предполагают строительство жилья. Площадь технопарка в Зеленограде составляет 11,5 тыс. кв. м (в том числе 10 тыс. кв. м производственных помещений), Научный парк МГУ - 11 тыс. кв. м, «Курчатовский» - около 20 тыс. кв. м. Если их и можно расширить, то незначительно.

В развитии российской ИТ-индустрии «инкубаторы» не сыграли заметную роль. Они нужны, но этого явно недостаточно. На новом этапе развития отрасли и страны возникла мысль, что хорошо бы вернуться к технопаркам, но уже на другом, более масштабном уровне. К этому подталкивает несколько обстоятельств.

а) потребности компаний

Сейчас перед многими ИТ-компаниями Москвы и Петербурга стоят две трудноразрешимые проблемы. Первая - острая нехватка кадров: дефицит достигает 30% и более. Местные кадровые ресурсы практически исчерпаны и только перераспределяются между фирмами, при этом зарплата специалиста при каждом переходе повышается. Источником кадров остаются регионы. В условиях дефицита и дороговизны жилья привлечение специалистов из других городов России и стран СНГ создает дополнительные трудности: зарплата вырастает на цену аренды квартиры, а компания-наниматель должна заниматься решением иммиграционных вопросов. Вторая проблема - нехватка помещений и высокая стоимость аренды офисов. Эти факторы отрицательно сказываются, в частности, на позициях наших экспортеров ПО, которые теряют свое преимущество в ценах. При сохранении существующих тенденций ситуация может стать критической, и руководители заинтересованных компаний это понимают.

Небольшие фирмы предпочитают концентрировать свои ресурсы в одном месте, дабы не терять время и средства на организацию удаленной работы. Характерно высказывание Виктора Вайнштейна, генерального директора компании «Аплана»: «Мы заинтересованы в участии в подобных проектах при соблюдении трех условий: среднерыночные или более низкие цены за аренду, хорошая коммуникационная инфраструктура и близость к мегаполису, в нашем случае к Москве».

Для компаний, чей бизнес далек от экспорта, идея участия в технопарках еще менее актуальна. Многие топ-менеджеры фирм, занимающихся системной интеграцией, не слышали о технопарках, хотя от удобных и недорогих офисных площадей, конечно, не отказались бы.

б) потребности страны

О необходимости развития ИТ-отрасли в Росии заговорили на государственном уровне уже достаточно давно. Приблизительно в 2004, появились грандиозные планы на годы вперед. Отчасти, видимо, принесли плоды многолетние попытки объяснить правительству, что выгодно продавать не только сырье, но и продукцию умственного труда. Но более весомым аргументом послужил рост объемов экспорта ИТ-продуктов и услуг. Когда он превысил полмиллиарда долларов в год, Министерство информационных технологий и связи заметило, что это уже сравнимо с экспортом автомобилестроения и лишь незначительно уступает объему экспорта наиболее развитых машиностроительных отраслей. Появилось желание эту отрасль развить, в том числе и при помощи технопарков.

Есть и другая сторона дела. Все больше отраслей экономики попадает под государственный контроль, и уровень этого контроля растет. Разработку ПО контролировать сложнее, чем другие виды деятельности. У некоторых экспортеров ПО возникает ощущение, что как раз поиском таких возможностей соответствующие государственные службы и заняты.

Основной проблемой развития технопарков в России является то, что нет определенной правовой базы по созданию и развитию технопарков. Данная отрасль в нашей стране появилась гораздо позднее, чем во многих других, что говорит о недостаточном опыте и нехватки необходимых знаний. Окончательная технология организации технопарков уже существует, правда, по мнению многих экспертов, она очень расплывчатая и неопределенная. В принятой Концепции развития ИТ-отрасли в качестве одной из мер по формированию институциональных основ рынка ИТ называется создание технопарков, «обеспечивающих возможность формирования критической массы специалистов и предоставления им телекоммуникационных услуг необходимого качества по доступной цене». Оговорено, что технопарки могут размещаться в технико-внедренческих особых экономических зонах (ОЭЗ) со специальным режимом налогообложения и ведения предпринимательской деятельности. Это важный шаг, поскольку ранее представители Мининформсвязи отрицали саму идею того, что где-либо размещенные фирмы получат какие-то налоговые льготы.

Средства для создания инфраструктуры получают в основном из федерального бюджета, из уже принятых программ, в том числе из Программы развития наукоградов. Для этого некоторым городам еще предстоит такой статус получить. Стоит отметить, что средства из Программы развития наукоградов сейчас используются менее чем на 50%. На что именно они будут потрачены, формулируется достаточно расплывчато, и эффект не всегда очевиден. Создание технопарков позволит получить реальный, осязаемый результат. Но уже сейчас на один и тот же источник финансирования претендует несколько проектов. «Нельзя стартовать одновременно во многих местах, нельзя распылять ресурсы, да и нет потребности сразу в нескольких парках», - считает Лощинин. Валентин Макаров, напротив, полагает, что не нужно пытаться создать «российский Бангалор», плодотворней будет развивать небольшие парки во многих городах, чтобы задействовать потенциал различных научных центров. В концепции «Руссофт» предлагается дать возможность фирмам постепенно выкупить здания парка, чтобы наконец получить собственную недвижимость, что позволит привлекать кредиты. Эта идея подходит не всем, поскольку требует слишком больших инвестиций.

Некоторые проекты технопарков инициированы конкретными ИТ-компаниями и связываются общественным мнением именно с ними. Недоверие велико, и сильны подозрения, что фирмы просто попытаются решить свои проблемы за государственный счет.

Очень важна позиция крупных западных вендоров, поскольку именно они сыграли решающую роль в становлении подобных парков в других странах и без них масштабные начинания в России вряд ли могут состояться. Например, Intel и Boeing проявляют интерес к Российскому центру программирования (РЦП) в Дубне, хотя о прямых инвестициях тоже пока речь не идет. Другие западные компании, такие, как EMC, Oracle и Computer Associates, по словам руководителей их российских представительств и топ-менеджеров европейского уровня, пока не собираются инвестировать в развитие своих центров в России. Причины у всех одинаковы: нестабильность экономики, сложность ведения дел. Видимо, это останавливает и грандов мировой индустрии, не связанной непосредственно с ИТ. Авиационные, автомобильные, энергетические корпорации успешно работают в технопарках других стран. В России же компания Boeing уже столкнулась с нехваткой кадров, способных работать с CAD-системами. Нужны масштабные действия по переподготовке инженеров, и здесь тоже требуется государственный подход.

Не всегда ясно, кто же в данном проекте «заказчик», кто координирует всю работу. Парадоксальная ситуация складывается в Черноголовке. С одной стороны, Cognitive Technologies в 2001 году вложила 3 млн. долл., создала в городе дочернюю компанию и разрабатывает нишевое ПО для спорта и численного моделирования сложных физических процессов. В этом году оборот составил 12 млн. долл. Непонятно, почему этот проект надо называть технопарком, если никаких конкретных предложений другим участникам рынка нет. С другой стороны, в той же Черноголовке завод ЭЗАН выполняет заказы для NEC и Tellabs, привлек финансирование японских гигантов Mitsui и Sumitomo, контактов с ним ищут московские разработчики, казалось бы - вот он, реальный образец интеграции, использования научного потенциала, опыт привлечения инвестиций. Но такой опыт не изучается, и новые возможности не изыскиваются.

Администрации Троицка и Дубны много делают для реализации проектов технопарков в своих городах, но есть функции, которые они выполнять не могут. Например, массовое привлечение сотрудников в РЦП. В течение нескольких лет в Дубну планируется пригласить тысячи программистов, в основном из крупных сибирских и закрытых городов, в том числе Омска, Томска, Казани, Воронежа, Бишкека. Этим заняты заинтересованные компании, но если есть серьезное намерение сдвинуть с места тысячи людей, нужны государственные гарантии и масштабные усилия.

Нужно отметить, что в крупных региональных центрах далеко не все в восторге от идеи создания многотысячных коллективов программистов в Подмосковье. Это не нравится администрациям, поскольку подрывает основу возможного экономического роста в самих городах (как в Томске, например), да и потенциальные сотрудники (а таких Luxoft насчитал по всей стране 50 тыс. без учета выпускников вузов) хотят большей уверенности в будущем.

Того же желают и строители, которые ищут вне Москвы новые площадки, пригодные для массовой застройки. Но они не уверены, что проектируемые ими дома и офисы будет кому занять.

Обобщив вышеизложенный материал, следует выделить следующие наиболее значимые препятствия на пути развития российских технопарков:

·        отсутствие надежной правовой базы создания и развития технопарков (хотя сами понятия и признаки технопарков, концепция и технология их создания уже выработаны);

·        недостаточность материально-технической и финансовой поддержки со стороны государства;

·        отсутствие квалифицированных кадров;

·        сложная экономическая ситуация в стране; высокие налоги на производство; дороговизна кредитов;

·        у государства отсутствует понимание преимуществ, заложенных в понятие «технопарк»;

·        надзорные органы, с которыми надо что-то согласовывать, решать. Нет системы «одного окна», куда инвестор может отдать все документы и получить ответ;

·        низкая культура производства; отсутствие опыта управления.

.3 Пути развития технопарков

В идее технопарков соединяются решения двух разных проблем: одна - стимулирование развития малого производственного бизнеса, вторая - поиск инновационного пути развития экономики. В любом случае технопарку необходимо финансирование государства или региона - в зависимости от того, в чьей собственности находится земля, на которой планируется строить технопарк. Для региона технопарк означает создание новых рабочих мест и развитие новых технологий, для государства - переход на инновационное развитие и создание конкурентоспособной среды.

По мнению Правительства РФ, выработаны три базовых принципа создания технопарков:

·        самодостаточность технопарков, их независимость от государственного финансирования;

·        создание привлекательных условий для инвесторов;

·        результаты деятельности технопарков должны отвечать интересам региона.

До недавнего времени почти все структуры, называвшие себя технопарками, реально занимались лишь банальной сдачей собственности в аренду. Сейчас ситуация меняется, однако еще не решен главный вопрос: как привлечь инвестиции и заинтересовать частный капитал, если мало кто понимает выгоду, а главное - функции технопарков?

По мнению старшего юриста компании «Вегас-Лекс» Дарьи Годуновой, ответ будет единственный - льготы, в первую очередь налоговые и арендные. Необходимо добиваться их установления на законодательном уровне - только тогда бизнесмены, развивающие науку, например, путем получения опытного образца, получат доступ к необходимым ресурсам и площадям, а также к обучению и соответствующим консалтинговым услугам.

В этом случае важно учитывать то, что технопарк является самостоятельным, коммерчески успешным и эффективным предприятием, которое «делает деньги» на высоких технологиях и инновациях. Это рискованный бизнес: мировая практика показывает, что более 50% всех проектов в сфере новых технологий заканчиваются неудачей. Зато удачные проекты отличаются сверх прибыльностью.

Для того чтобы угадать, насколько прибыльным будет технопарк, необходимо четкое и системное планирование - начиная с этапов финансирования и выбора участка под строительство/реконструкцию до отбора кадров. Все это реализуемо, даже в наших непростых условиях. Главное - это уверенность, гениальная идея и хорошие консультанты.

технопарк наука инвестиционный государство

Заключение

Все страны делятся на те, которые имеют ученых, и те, которые их не имеют. До недавнего времени мы были страной первого сорта, но есть опасность, что скоро превратимся в общество без ученых. Для России - это недопустимо. При наших просторах, климате, развале производства, разладе в экономике и управлении, без наук, особенно социальных и наукоемких технологий, мы не сможем стать даже приличной колонией или благоустроенной резервацией, а между тем в истории еще не было государства, которое с такой неуемной фанатичностью разрушало бы свою науку. Даже в самые трудные времена кризиса или послевоенной разрухи в развитых странах науку спасали в первую очередь.

В настоящее время предпринимаются попытки поддержать науку и образование. Однако системно проработанная целостная государственная научно-техническая политика, охватывающая науку, технологию, образование, внедрение и научно-технологическую модернизацию производства, в российском масштабе окончательно еще не сформировалась.

Системная проработка государственной научно-технической политики должна охватывать поддержку и стимулирование науки, отечественных высоких и наукоемких технологий, трансфер-технологий, расширение научно-технического кадрового потенциала, политику информатизации, развитие научных элит, поддержку статуса науки и ученых, концепцию бюджета науки, различные формы финансирования, социальные проблемы: престижность, социальные гарантии, статус ученых, отношение с обществом, основы региональной научно-технологической политики, создание новых организационных форм и взаимодействие с производством, новые формы - технополисы, технограды, технопарки, инкубаторы и. т.п.

Технопарки являются важным элементом современной экономики. Технопарки можно рассматривать с нескольких точек зрения. Во-первых, технопарк можно рассматривать как особый вид свободной экономической зоны, на территории которой усиленно развивается разработка наукоемкой продукции, формируются новые кадры, технико-внедренческие зоны, с этой стороны технопарк отвечает требованиям соответствия основным процессам, происходящим в мировой экономике.

Во-вторых, наука дает стимул развитию бизнеса, главным образом малого, что позволяет говорить о технопарках, как о форме поддержки малого предпринимательства, развитие которого позволяет выйти на качественно новую ступень общественного воспроизводства.

В-третьих, именно в технопарках наука получает финансовые и прочие дополнительные возможности для ведения фундаментальных и прикладных изысканий, тем самым наука получает большую независимость от государства. В связи с этим технопарки являются привлекательной формой поддержки отечественной науки.

Таким образом, на мой взгляд, процесс зарождения и развития технопарков не должен обойти Россию с ее достаточно сложной экономической ситуацией. Одним из способов выхода из сложившегося кризиса является опора на отечественную науку и наукоемкое производство. В связи с этим технопарки могут сыграть одну из важнейших ролей в этом процессе.

В данной работе были рассмотрены особенности функционирования и развития технопарков в России, а так же состояние российской науки и ее перспективы. Из вышеизложенного можно сделать вывод о плачевном состоянии российской науки, симптомами которого являются ухудшение материально-технической и информационной оснащенности, утечка умов и быстрое сокращение численности ученых, снижение продуктивности исследований, падение престижа научной деятельности. Были рассмотрены конкретные меры для развития технопарков, так как парки могут сыграть важную роль, послужив большим, в масштабах всей России, инкубатором цивилизованного и наукоемкого бизнеса.

Список использованных источников информации

1.      Налоговый Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ// КонсультантПлюс, 2014.

.        Федеральный Закон от 23.09.1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»// СПС КонсультантПлюс, 2014.

.        Постановление Правительства РФ от 20.12.2007 г. №904 «О порядке предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание технопарков в сфере высоких технологий»// СПС КонсультантПлюс, 2014.

4.      Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 г. №219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования»// СПС КонсультантПлюс, 2014.

5.      Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2010 №328-р «О государственной программе «Создание в РФ технопарков в сфере высоких технологий»// СПС КонсультантПлюс, 2014.

6.      Закон Пензенской области от 18.09.2002 г. № 397-ЗПО «О введении в действие транспортного налога на территории Пензенской области»// СПС КонсультантПлюс, 2014.

7.      Закон Пензенской области от 27.11.2003г. № 544-ЗПО «Об установлении и введении в действие на территории Пензенской области налога на имущество организаций»// СПС КонсультантПлюс, 2014.

8.      Закон Пензенской области от 27.02.2009 г. № 1691-ЗПО «О понижении ставки налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет Пензенской области»// СПС КонсультантПлюс, 2014.

.        Закон Пензенской области от 25.10.2010 г. №1972-ЗПО «Об инновационной деятельности в Пензенской области»// СПС КонсультантПлюс, 2014.

10.    Постановление Правительства Пензенской области от 21.10.2013 г. №780-пП «Об утверждении государственной программы «Развитие инвестиционного потенциала, инновационной деятельности и предпринимательства в Пензенской области на 2014-2020 годы»// СПС КонсультантПлюс, 2014.

11.    Распоряжение Правительства Пензенской области от 21.02.2014 г. №83-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Пензенской области до 2021 года и на прогнозный период до 2030 года»// СПС КонсультантПлюс, 2014.

12.    Авдулов А.Н. Научные и технологические парки, технополисы и регионы науки. - М.: ИНИОН РАН, 2012. - 148с.

.        Берзон Н.Формирование инвестиционного климата в экономике // Вопросы экономики. - 2013.- № 7.

.        Дойль П.Менеджмент: стратегия и тактика. - СПб: Питер, 2011. - 376 с.

.        Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. - М.: Экзамен, 2013. - 211 с.

17.    Коробейников О.П., Трифилова А.А., Коршунов И.А. Менеджмент в Россиии за рубежом. - 2014. - № 3.

.        Линков Д.К. Технопарки в России: проблемы и перспективы. - СПб.: Санкт-Петербургское ЭХО. - 2013. - №7(65).

19.    Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах РФ от 26.12.2008 №20615-ак/д19// СПС КонсультантПлюс, 2014.

20.    Ракитов А.И. Прогноз развития науки и технологии в России на период до 2025 года. - М. : Вестстник РАН, 2014. - 753с.

Приложение

Приложение А

Перечень налоговых и иных льгот, представляемых на территории Пензенской области при размещении инновационных производств

Льгота по налогу на имущество

Для организаций, реализующих приоритетные инвестиционные проекты на территории Пензенской области в соответствии с Законом Пензенской области «Об инвестициях и государственно-частном партнерстве в Пензенской области», а также для организаций, осуществляющих ввод, реконструкцию и (или) модернизацию объектов федеральной собственности аэродромной инфраструктуры, у которых данные объекты находятся на праве хозяйственного ведения или оперативного управления на территории Пензенской области установлена льготная ставка налога на имущество =1,7 процента.

Льготы по налогу на прибыль

Для субъектов малого предпринимательства Пензенской области установлена пониженная ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет Пензенской области до 13,5 процентов.

Транспортный налог

От уплаты транспортного налога на территории Пензенской области освобождаются организации, реализующие приоритетные инвестиционные проекты на территории Пензенской области.

Предоставление инвестиционного налогового кредита

В Пензенской области инвестиционный налоговый кредит предоставляется организациям соответствующим требованиям определенным ст. 66, 67, 68 Налогового Кодекса Российской Федерации


Приложение Б

Показатели реализации комплексной программы «Создание в РФ технопарков в сфере высоких технологий»

Похожие работы на - Особенности развития технопарков в РФ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!